филактикой, разработкой нормативно-правовых документов, консультациями, связями с общественностью, работой с кадрами. И, как показывает практика, часто выпускники оказываются психологически и профессионально неподготовленными к такого рода деятельности, не понимают механизмов деятельности организации, не знают основ управления персоналом.
Вместе с тем знания о закономерностях управления, психологических особенностях поведения человека в организации рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей культуры сотрудника. Они необходимы не только руководителю или специалисту из числа управленческого персонала, но и любому сотруднику - юристу, следователю, оперативному работнику, участковому инспектору, которым в своей деятельности часто приходится выполнять управленческие функции в коллективе и вне него.
Решению данных проблем во многом способствуют выделение управленческой направленности в кафедральной работе и дополнение образовательного процесса учебными курсами «Управление персоналом», «Организационная психология» и «Психология управления». Прежде всего это относится к организационноуправленческим аспектам деятельности органов внутренних дел, где особенно острыми являются психологические проблемы управления правоохранительными органами и работы с личным составом.
Одной из форм преподавания психологии в вузе МВД может стать проведение спецкурсов (курсов по выбору) по психолого-управленческой тематике, продуктивность применения которых доказана в ряде исследований (Н. В. Лукина, О. В. Москаленко, Л. В. Мальцева и др.).
Эти спецкурсы, являющиеся дополнением к содержанию психологических учебных дисциплин, изучаемых курсантами в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, позволяют осуществлять широкие межпредметные связи в области психологии, педагогики, антропологии, биологии,акмеологии,социологии,ис-тории, юриспруденции и управления, способствуют развитию рефлексивной культуры курсантов, выработке у них навыков самоорганизации и саморегуляции деятельности, овладению основами проектирования своего профессионального и личностного роста.
Данные спецкурсы, включающие в себя и чтение лекций, и проведение практических занятий с элементами ролевого тренинга, направлены на развитие способностей будущих сотрудников ОВД к самоанализу и самосовершенствованию, формирование у них позитивной Я-концепции, выработку навыков самоорганизации и самоконтроля, воспитание активного, творческого отношения к предстоящей профессиональной деятельности. Знание рациональных способов и приемов организации труда создает необходимую теоретическую базу для освоения курсантами избранной профессии и достижения в ходе практической деятельности высокого уровня профессионализма.
Растущие требования к профессионализму сотрудников органов внутренних дел повышают и значимость психологии в подготовке специалистов высшей квалификации. Важнейшее средство решения этих задач - результативная
повседневная деятельность самих сотрудников органов внутренних дел, которая неразрывно связана с эффективностью функционирования системы управления.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЛИЦЕЙ-ВУЗ»
Л. О. Каткова
Предпринята попытка обобщения опыта сотрудничества Волгоградской академии МВД России и юридического лицея № 6 г. Волгограда и его оценки с позиций решения задач профессиональной ориентации старшеклассников на обучение в вузах МВД России и иных юридических вузах. Профориентационная работа, ее направления рассмотрены в свете закономерностей общей, социальной и юридической психологии.
Ключевые слова: интеграция средней и высшей школы, направления профориентационной работы, личностное самоопределение, первичное (раннее) профессиональное самоопределение старшеклассника, юридическая психология, конструирующий потенциал психологии, диверсификация профессиограмм, социально-психологические механизмы профориентации.
Масштабные и динамические изменения в жизни нашего общества со всей остротой поставили вопрос о качестве подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям. В стремлении оптимизировать процесс вузовской профессиональной подготовки педагоги высшей школы активно включились в поиски новых путей решения этих задач и разработку новых форм организации учебно-воспитательной работы. В этом контексте стало очевидным значение профессиональной ориентации и психолого-профессионального отбора кандидатов на обучение в конкретном вузе.
На этом фоне массовый характер приобретает создание на базе общеобразовательных школ специализированных классов, экспериментальных площадок, лицеев, гимназий. В их становлении активное участие принимают соответствующие их специализации высшие учебные заведения. Такая интеграция средней и высшей школы дала основание говорить о возникновении инновационной образовательной системы, которая развивается, эволюционирует, совершенствуется. Накапливаемый в ее рамках опыт изучается и обобщается, служит материалом для научных исследований и методических разработок педагогов и психологов.
Опыт инновационных образовательных систем «лицей-вуз» находит отражение в периодических изданиях «Высшее образование в России» (7; 8; 13), «Вопросы психологии» (6; 14), в научно-практической и методической литературе (9-12). Судя по этим публикациям, большой вклад в становление инновационной образовательной системы вносят государственные технические университеты: Дальневосточный (Владивосток), Северокавказский (Ставрополь), Донской (Ростов-на-Дону). По мнению авторов пуб-
ликаций, «в системе “лицей-вуз”, особом виде интеграции общего среднего и высшего профессионального образования, отмечаются наиболее показательные результаты, связанные с повышением качества образования, и взаимодействие школы и вуза наиболее эффективно при наличии в системе наиболее интегрированного звена - лицея» (13).
Задействованы в инновационных процессах такого рода и образовательные учреждения МВД России. До-профессиональная подготовка и профессиональная ориентация старшеклассников на обучение представляются еще более актуальными, поскольку условия обучения в них, а также принципы комплектования и набора в образовательные учреждения МВД обладают определенной спецификой. Она выражается в том, что речь в данном случае идет об учебно-служебной, а не учебной деятельности курсантов и слушателей.
Представляется показательным в этом отношении опыт сотрудничества Тюменского юридического института МВД России с лицеем милиции Сургутского УВД и лицеем № 34 г. Тюмени. Активно развивают эти формы деятельности и другие вузы МВД. Так, при Волгоградской академии МВД России на протяжении 10 лет функционирует юридический лицей № 6. Материал, накопленный в результате многолетнего сотрудничества, заслуживает серьезного изучения в целях выявления как наиболее перспективных направлений деятельности педагогов научно-педагогического комплекса «лицей-вуз», так и возможных путей их решения. Настоящая статья является попыткой оценить этот опыт с позиций решения задач профессиональной ориентации.
Объективные данные свидетельствуют о том, что рассматриваемый вариант профессиональной ориентации является безусловно успешным (табл.).
Следует отметить также, что обучающиеся в Волгоградской академии МВД России выпускники лицея № 6 характеризуются положительно начальниками учебностроевых подразделений и преподавателями, у них не возникает проблем дисциплинарного или психологического плана в адаптационный период, они имеют высокие показатели успеваемости (средний балл не отпускается ниже 4,5), многие активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, являются победителями конкурсов, завоевывают призовые места на научно-практических региональных и вузовских конференциях.
Профориентационная работа в лицее преподавателями и психологами Волгоградской академии МВД
России осуществляется по следующим основным направлениям:
- психологический отбор и психологическое сопровождение учебного процесса;
- учебная и учебно-методическая работа;
- научная работа;
- организация учебно-производственной практики в горрайорганах внутренних дел Волгограда;
- проведение «дней открытых дверей», встреч с ветеранами и практическими работниками органов внутренних дел, спортивно-оздоровительных и культурных мероприятий.
Профессиональный психологический отбор и психологическое сопровождение учебного процесса, на наш взгляд, в значительной мере определяют уровень престижности учебного заведения. Проведение профессионального психологического отбора психологами и преподавателями кафедры юридической психологии ВА МВД России в этом контексте также имеет презентирующее значение, показывает связь юридического лицея с академией.
Учебная работа преподавателями академии осуществляется в лицее на постоянной основе: два дня в неделю отводится на изучение юридических дисциплин. Тематика курсов в максимальной степени соответствует реалиям средней школы, учитывает возрастные особенности учащихся, они адаптированы таким образом, чтобы решать двуединую задачу: правового воспитания и профессиональной ориентации на дальнейшее обучение в юридическом вузе. Подчеркнем, что рабочие учебные программы не дублируют вузовские курсы, они обеспечивают необходимую информационную базу для принятия решения о профессиональном выборе и первичном (раннем) профессиональном самоопределении старшеклассника. При отсутствии такой базы сознательный выбор профессии представляется невозможным.
Весьма важным направлением, содержащим существенные профориентационные элементы, является организация научно-исследовательской деятельности учащихся лицея, осуществляемая преподавателями академии. Этот вид деятельности ориентирован на предоставление учащимся дополнительных сведений относительно юридической деятельности, которые остаются вне рассмотрения дисциплин юридического блока, предусмотренных учебным планом лицея. Эту форму работы учащихся отчасти можно определить как факультативный цикл изучения дисциплин, как представляющих базовые юридические познания в целях формирования
Таблица
Выпускники 2004 г. лицея № 6, поступавшие в вузы юридического профиля
Кол-во учащихся Поступавшие в высшие учебные заведения
Класс Всего (%) В вузы юридического профиля В том числе в ВА МВД России
11 «А» 25 24 (96,00) 12 3
11 «В» 18 16 (88,89) 12 3
11 «Г» 20 18 (90,00) 17 6
11 «Б» (естественно-научного профиля, с углубленным изучением физики) 13 13 (100) 0 0
общих представлений о деятельности юристов различной правовой специализации, так и имеющих непосредственное отношение к теории и практике раскрытия и расследования преступлений. Таким образом, основной задачей научной деятельности является получение учащимися знаний междисциплинарного характера, составляющих важный элемент их профессиональной ориентации, введения в юридическую специальность с про-филизацией базового учебного заведения - Волгоградской академии МВД России. Другой целью становится приобретение в процессе научной работы навыков исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом источников по изучаемой проблематике, статистических данных правоприменительной и экспертной практики, а также подготовкой сообщений реферативного плана, научных обзоров.
Важную часть подготовки учащихся в научных кружках представляет знакомство с практикой следственных подразделений, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертных учреждений Волгограда. Результаты научно-исследовательской работы учащихся лицея представляются на ежегодных конференциях Волгоградской академии МВД России по итогам НИРКС, в чем, на наш взгляд, также заключается существенный профориентационный момент.
В ряду изучаемых дисциплин особое место, по нашему мнению, должна занимать юридическая психология. До настоящего времени ее потенциал в решении задач допрофессиональной подготовки определенно склонны недооценивать. По утверждению отечественных ученых, психология - это наука особого типа, ее зарождение в филогенетическом аспекте ознаменовало возникновение самосознания человечества. Недаром она определяется как наука, «конструирующая, созидающая человека» (3, 3).
В онтогенетическом плане подростковый возраст характеризуется бурным развитием самосознания, и хотя возраст старшеклассников формально считается ранним юношеским, конструирующий потенциал психологии в становлении личности, личностном самоопределении трудно переоценить. По тем же основаниям можно утверждать, что юридическая психология - важнейший инструмент профессионального самоопределения. В специальной литературе отмечалась роль дисциплины «юридическая психология» в формировании психической готовности курсантов и слушателей к профессиональной деятельности, в развитии профессионально важных качеств. В ее преподавании находит самое наглядное выражение принцип развивающего и воспитывающего обучения. Все это имеет большую актуальность для учебного процесса в юридическом лицее в силу уникальности и особой значимости в жизни старшеклассника периода выбора профессии и, по существу, определения траектории жизненного пути.
В соответствии с учебным планом в лицее преподается предмет «Основы юридической психологии». При разработке курса были определены оптимальные, на наш взгляд, параметры в плане объема, глубины и содержания. Показательно, что в структуре курса большое место отводится проблематике раздела «Психология юридического труда», психограммам труда юристов, которые,
по существу, являются инструментом профессиональной ориентации и формирования профессионализма.
Максимальное внимание, традиционно для отечественной юридико-психологической практики, уделяется профессиограмме следователя, «ключевой профессии в органах внутренних дел, так как она дает возможность выявить общие закономерности и особенности, в той или иной мере характерные для милицейских специальностей в целом» (10, 9).
Говоря о важности ознакомления с профессиограм-мой следователя, мы не должны упускать из виду, что это лишь одна из юридических профессий, пусть и лучше других изученная. Юридические профессии в психологическом отношении имеют серьезные различия: нет профессии юриста вообще, существует юрист той или иной специализации, и, соответственно, в преподавании данной темы нужно признать необходимость диверсификации профессиограмм. Мы считаем, что таким образом для будущего абитуриента открываются возможности для более точного самоопределения, самооценки собственных качеств, прогноза своей успешности в этой или иной сфере юридической деятельности.
Поэтому, принимая решение о выборе юридической профессии, старшекласснику приходится задумываться и о вероятной специализации: если в гражданском вузе это происходит в процессе обучения, то в вузе МВД, например в Волгоградской академии МВД России, где имеются несколько факультетов, принимать решения приходится в момент поступления. Недооценка особенностей юридических профессий приводит уже на этапе обучения к разочарованию, внутренним конфликтам, стрессам, а после окончания вуза - к перепрофилированию специалиста, переходу в иные подразделения или увольнению из ОВД. При этом несут издержки как сам специалист, так и затратившая средства на его подготовку структура.
Анализ профориентационной работы в образовательной системе «лицей-вуз» был бы неполным без социально-психологической характеристики. Ведь учебновоспитательный процесс в лицее не что иное, как общение в прямом значении этого слова. Дефиниции понятия «общения», приводимые в отечественной социальной психологии, имеют некоторые различия, но в определении структуры общения мы видим большее единодушие. Исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания (1, 97-98).
Оценивая с этих позиций различные формы профориентации, можно с уверенностью сказать, что полноценное общение между субъектами этой деятельности и ее объектами, т. е. потенциальными кандидатами на обучение в вузе, имеет место только в специализированных учебных заведениях системы «лицей-вуз».
Во всех прочих формах (выпуск рекламно-справочных печатных изданий, размещение информации о вузе в СМИ и на сайтах сети «Интернет», организация встреч с практическими работниками органов внутренних дел, проведение «дней открытых дверей» и т. д.) находит свое отражение главным образом коммуникативная сторона общения. При этом далеко не всегда предполагается обратная связь и непосредственное контактирование коммуникаторов и реципиентов. В тех же случаях, когда такие контакты имеют место, они носят эпизодический и зачастую формальный характер. Напротив, учебный процесс в образовательных учреждениях системы «лицей-вуз» характеризуется устойчивым непосредственным контактированием между сторонами профессиональной ориентации, представленностью всех компонентов общения, персонификацией образа сотрудников правоохранительных органов, эмоциональной окрашенностью этих контактов и возникновением специфической социально-психологической атмосферы, формирующей наряду с другими факторами предпосылки профессионального самоопределения старших школьников.
По нашему мнению, истоки высокой эффективности профессиональной ориентации лицеистов кроются в активном функционировании социально-психологических механизмов, создающих условия для замены субъект-объектной модели учебного процесса на субъект-субъект-ную, которая в отечественной педагогике признается как оптимальная, максимально соответствующая реалиям современного этапа общественного развития.
Вышесказанное позволяет утверждать, что система «лицей-вуз» имеет ряд преимуществ перед традиционными формами образования старшеклассников. Обеспечивая психолого-педагогические условия развития личности учащихся в соответствии с их способностями и профессиональными склонностями, она оптимизирует процессы социальной адаптации при переходе от одной ступени образования к другой. В рамках интеграции высшего и среднего образования открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении (7, 31).
Справедливость этого положения в полной мере подтверждает более чем десятилетняя история сотрудничества Волгоградской академии МВД России и юридического лицея № 6 Волгограда. Образовательное пространство, создаваемое в инновационном учебном заведении - лицее - служит как правовому воспитанию, формированию правовой культуры, так и профессиональной ориентации учащихся и их последующему профессиональному самоопределению. Последнее особенно актуально для лиц, поступающих в вузы МВД России, поскольку условия в них имеют специфику: учебная деятельность сменяется учебно-служебной. Допро-фессиональная подготовка в учебном заведении такого рода практически снимает проблему адаптационного периода для первокурсников, создает предпосылки для успешного обучения курсантов и слушателей и проявления их творческих возможностей в научно-исследовательской деятельности.
Опыт деятельности инновационных образовательных систем, будучи безусловно положительным, заслужи-
вает изучения и совершенствования. Этому, по нашему мнению, могли бы способствовать в значительной мере следующие условия:
1. Закрепление статуса лицея как структурной единицы вуза (Волгоградской академии МВД России) или его аффинированной структуры.
2. Предоставление льгот выпускникам лицея при поступлении в Волгоградскую академию МВД России и/или введение квот для них.
3. Дальнейшее развитие и поиск новых форм взаимодействия педагогических коллективов лицея и вуза (например, совместные педсоветы, проведение комплексных занятий и др.).
4. Активизация шефской работы ОПО Волгоградской академии МВД России с учащимися лицея, мониторинг развития их личностных свойств, профессиональное консультирование. Возможно создание центра психодиагностики для учащихся иных специализированных учебных заведений юридического профиля.
5. Увеличение в учебном плане лицея объема учебных часов на изучение предмета «Основы юридической психологии».
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980.
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997.
3. ГиппенрейтерЮ. Б. Введение в общую психологию. -М., 1996.
4. Деятельность органов внутренних дел и вузов МВД России по организации шефства над воспитанниками школ-интернатов и детских домов / под общ. ред. В. В. Шалина. -Краснодар, 2005.
5. Каткова Л. О. О роли юридической психологии в формировании готовности к деятельности сотрудников ОВД (опыт преподавания юридической психологии в вузе МВД России) // Актуальные проблемы юридической психологии и медикоэкспертных исследований. - Волгоград, 2000.
6. Кириллова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - № 4.
7. Клушина Н., Власова О. «Лицей - технический университет» : Проблемы, поиски, решения // Высшее образование в России. - 2004. - № 3.
8. Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество // Высшее образование в России. - 2002. - № 3.
9. Макаренко О. М., Сидоров Г. И. Профессиональный психологический отбор и психологическое сопровождение учебного процесса в юридическом лицее // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. - Волгоград, 1998.
10. Профессиональная ориентация и допрофессиональ-ная подготовка учащихся общеобразовательных школ на учебу в образовательные учреждения МВД России / под ред. А. Т. Полетаева. - Тюмень, 2001.
11. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ГУК МВД России. - М., 2002.
12. Радаев В. В. Курс «Введение в специальность следователя как средство ранней профессиональной ориентации лицеистов» // Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. - Волгоград 1998.
13. Рыжкин А., Лебедев В., Бут В. «Лицей-вуз» и качество образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 6.
14. Фонарев А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. - 2004. - № 6.