Научная статья на тему 'Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России'

Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел / выбор профессии / профиль подготовки / профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение / модель профессионального самоопределения / selection of candidates for service in internal affairs bodies / choice of profession / profile of training / professional orientation / professional self-determination / model of professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Андрей Юрьевич

В статье раскрываются особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что профориентационная работа в России на современном этапе нуждается в совершенствовании как по формам, так и по содержанию, и в большинстве случаев заканчивается в период поступления человека на обучение в образовательную организацию. Недостаточная осведомленность абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности вызывает у них в период обучения противоречие между ранее выбранным профилем подготовки и сформировавшимися личными интересами в области профессиональной деятельности. Автор предлагает способы решения проблемы. В статье он излагает собственную модель профессионального самоопределения, которую можно использовать в профориентационной работе с курсантами образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article reveals the features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The urgency of this problem is determined by the fact that vocational guidance work in Russia at the present stage needs to be improved both in form and in keeping, and in most cases ends in the period of a person’s admission to education in an educational organization. Insufficient awareness of applicants entering the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, about the content and conditions of their future professional activity causes in them the contradiction between the previously chosen profile of training and the formed personal interests in the field of professional activity. The author suggests ways of solving the problem. In the article, he sets forth his own model of professional self-determination, which can be used in vocational guidance work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России»

13. Хальзов, В. И., Женатова, Т. Л. О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 3 (39). -С. 208-214.

14. Шарухина, Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Шарухина Татьяна Геннадьевна. - СПб., 2002. - 36 с.

15. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «По-лиус», 1998. - 604 с.

© Кежов А.А., Марченко Е.М., 2018

УДК 378

А.Ю. Климов

Особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России

Features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia

КЛИМОВ, Андрей Юрьевич, адъюнкт 2-го курса заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел: 89500317618. E-mail: a.klimov81@mail.ru.

KLIMOV, Andrey Yurievich, adjunct 2 courses distance learning of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89500317618. E-mail: a.klimov81@mail.ru.

В статье раскрываются особенности профессионального ориентирования в системе кадрового обеспечения МВД России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что профориентационная работа в России на современном этапе нуждается в совершенствовании как по формам, так и по содержанию, и в большинстве случаев заканчивается в период поступления человека на обучение в образовательную организацию. Недостаточная осведомленность абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности вызывает у них в период обучения противоречие между ранее выбранным профилем подготовки и сформировавшимися личными интересами в области профессиональной деятельности. Автор предлагает способы решения проблемы. В статье он излагает собственную модель профессионального самоопределения, которую можно использовать в профориентаци-онной работе с курсантами образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел, выбор профессии, профиль подготовки, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, модель профессионального самоопределения.

The article reveals the features of professional orientation in the system of personnel support of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The urgency of this problem is determined by the fact that vocational guidance work in Russia at the present stage needs to be improved both in form and in keeping, and in most cases ends in the period of a person's admission to education in an educational organization. Insufficient awareness of applicants entering the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, about the content and conditions of their future professional activity causes in them the contradiction between the previously chosen profile of training and the formed personal interests in the field of professional activity. The author suggests ways of solving the problem. In the article, he sets forth his own model of professional self-determination, which can be used in vocational guidance work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: selection of candidates for service in internal affairs bodies, choice of profession, profile of training, professional orientation, professional self-determination, model of professional self-determination.

Отбор кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России из числа граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, осуществляется в соответствии с порядком, определённым статьями 17-19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации.

Анализ данных нормативных правовых документов показывает, что отбор кандидатов на обучение осуществляется специалистами на основе их изучения и оценки с целью выяснения общей профессиональной пригодности для выполнения служебных обязанностей по соответствующей должности. Во внимание принимаются возраст, медицинские критерии, образовательный ценз, социально-психологические особенности и некоторые другие показатели. Выбор специальности и направления будущего вида

служебной деятельности осуществляется кандидатом самостоятельно на основе личных предпочтений.

Первым помощником в профессиональной ориентации человека при выборе им службы в органах внутренних должна стать семья. Предполагается, что родители, которые имеют больший социальный опыт, чем их ребёнок, могут более точно представить и описать образ будущей профессиональной деятельности службы в органах внутренних дел. Однако, как показывает практика, данное предположение является заблуждением. Родители могут оказать действенную помощь ребёнку в выборе направления службы, если сами служили в системе МВД России. Такая помощь является менее результативной, но также действенной, если родители работали в других правоохранительных органах или в Вооруженных силах Российской Федерации. Родители же, занятые иными видами профессиональной деятельности, имеют достаточно общие представления о службе в органах внутренних дел, и поэтому их опыт непригоден для профессиональной ориентации.

Вторым помощником в выборе профессии может стать школа. В настоящее время профориента-ционная работа в школе среди молодёжи осуществляется в 9-11 классах и не является комплексной. Информацию об условиях и порядке прохождения службы в органах внутренних дел учащиеся получают из средств массовой информации, с помощью средств наглядной агитации, от представителей практических подразделений и образовательных организаций МВД России при организации профориентационных встреч. Организация таких встреч является нерегулярной по ряду объективных причин. Значительное увеличение их количества в настоящих условиях не представляется возможным. Таким образом, описанные профориентационные усилия являются важными для привлечения молодёжи на службу в органы внутренних дел, но недостаточными для формирования у молодых людей целостного образа о системе МВД России и ее подразделениях в целях осуществления профориентационного выбора.

На государственном уровне предприняты усилия по организации системы профориентационной работы в субъектах Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления и в школах. В соответствии с поручением Президента России (№ Пр-1191 от 22 июня 2016 года, подпункт «б» пункта 3. - Авт.) по итогам форума Общероссийского народного фронта (Форум Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы», 25 апреля 2016 года. - Авт.) на уровне Правительства РФ был разработан комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы («Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы» (утв. Правительством РФ 27.06.2016) // http://www.consultant.ru/document/ сош_^с_ЪАШ_223419/). В соответствии с данным документом осуществляется разработка региональных программ по развитию системы профессиональной ориентации учащихся, выявление и распространение лучших практик, проектов, моделей профориентационной работы и расширение форм профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций.

Проведенный нами анализ практики профори-ентационной работы позволяет сделать вывод, что в настоящее время пока ещё не сложилась достаточно эффективной практики профессионального самоопределения учащихся школ.

Важным, на наш взгляд, является замечание Президента РФ, сделанное им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. В своем выступлении В.В. Путин указал на то, что партнерами школ в построении современной профориентации должны стать университеты (см. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/56957). Мы считаем, что эта работа с молодыми людьми может осуществляться не только в период выбора ими профессии как таковой, но и в период их обучения в образовательных организациях МВД России.

В целях обоснования данной научной гипотезы нами был проведён анализ сформированности образа будущей профессиональной деятельности у курсантов 1-го курса нескольких факультетов Санкт-Петербургского университета МВД России на начальном этапе их обучения. Это исследование показало, что 37,44 % обучающихся имеют достаточно полный образ профессиональной деятельности по выбранному ими профилю подготовки. В то же время 62,56 % курсантов имеют достаточно общие представления о своей профессии и при её выборе в большей степени ориентировались на слова «полицейский», «охрана общественного порядка», «пресечение преступлений и административных правонарушений», «раскрытие преступлений», «задержание преступников».

Выявленные у курсантов когнитивные несоответствия между имеющимися у них представлениями о будущей профессии и реальным её содержанием, на наш взгляд, снижают эффективность процесса их профессиональной подготовки и влияют на распределение их по должностям после завершения обучения. В конечном итоге может оказаться, что выпускник по специальности 37.05.02 - Психология служебной деятельности предпочитает и стремится работать не психологом, а оперативным сотрудником. Можно привести немало аналогичных примеров из служебной практики. В целях подтверждения справедливости данных утверждений нами был проведен статистический анализ трудоустройства выпускников Санкт-Петербургского университета МВД России в период с 2014 по 2016 гг. Информация о трудоустройстве была получена из кадровых аппаратов комплектующих органов, в которые были распределены для прохождения службы выпускники. Обобщенные сравнительные сведения представлены в табл. 1.

Анализ приведённых данных свидетельствует, что из числа закончивших обучение в течение трёх лет работают по профилю обучения только 56 % выпускников. Другая значительная часть выпускников продолжает служить в органах внутренних дел, но сменила характер своей трудовой деятельности.

Сравнительный анализ трудоустройства выпускников различных факультетов, представленный в табл. 2, позволил выявить некоторую особенность, связанную с трудоустройством с учётом конкретного профиля подготовки. По профилю своей подготовки на этапе распределения работает больше всего вы-

Таблица 1

Сравнительные сведения о распределении выпускников 2014-2016 гг.

Гил £ 1. Всего по профилю ГУ МВД но г. CTIii и Л О Региональные подрцздслешщ МВД России

Beer« о ■§■ pL с ч Всип С- С ■1 ё- s С

201 6 135 106 (79%) 54 34 (63%) 30 (37%) 81 72 (8£>%) 9 (11%)

2015 168 52 (55%) 87 44 (51%» 43 (49%) 81 4« (5Я%) 33 (41%)

2014 551 2X1) (31%) 256 113 (44%) КЗ (5(1%) 295 167 (57%) 12К (43%)

О. юти 854 478 (56%) 397 191 (48%) 206 (52%) 457 287 (йЗ%) 170 (37%)

пускников по специальностям «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности» - 82 % и 66 % соответственно. Но и эти значения не являются близкими к абсолютному.

Для сглаживания выявленных противоречий в сложившихся условиях считаем необходимым

продолжить работу по профессиональному самоопределению курсантов в период их обучения в образовательных организациях МВД России, в т.ч. предусмотреть возможность смены профиля подготовки с учетом ограничений, связанных с требованиями ФГОС ВО.

Таблица 2

Сводные сведения о распределении выпускников университета 2014-2016 гг.

НйНМеновянйе спеииальн ости Сведения о распределении выпускников 2014-21)16 гг. (пыштистю/ трудоустроено но профилю обучения, %)

Всего к МВД Poccim к том числе но п одр из делениям

ГУ МВД России ПАг.СПбн IO 1Ч-ГНОТ IM.1I,Ш,1С подразделения МВД России

40.05.01 Правовое обеспечение вадасиальнойбезопасностн. уголовно-правовая деятельность (предварительное .ел едствил в органах внутренних дал) 319 210(66%) 175/58 (56%) 144/ 112(78%)

40.05.02.!1равоо:фа1Ш1елМ1ая деятельность, оперативно-розыскная деягельяоеть Деятельность опер)'полномоченного \'головного розыска) Ш ' 96 (51%) 53, 27(51%) 135 69 (51%)

40-05.02. Правоохранительная деятельность, административная деятельность (деятельность участкового уполномоченного полиции) 103/ 61 (59%) 40/ 20 (50%) 63/41 (65%)

40.05.02. Правоохранительная деятел ыюс т ь, зли нниетративная деятельность (сотрудник Подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения) 28 14(50%) 28' 14(50%)

40.05.03 Судебная экспертиза, криминалистические экспертизы. 45 ■ 37 (82%) 10/08(80%) 35 29(83%)

38.05.01 Экономическая безопасность, эконом и ко-прав о вое обеспечение эконом и ческой безопасности 22 ' 15 (75%) 6/ 01 (17%) 15,' 14(93%)

37.05.02 Психология служебной деятельности, пситологнческое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. 73 32 (44%) 36/ 15 (42%) 37 17(46%)

Итого 778/ 465 (56%) 34» 183 (48%) 429/ 282 (63%)

Для обеспечения данной работы требуется разработать и научно обосновать модель профессионального самоопределения обучающихся на 1-м и 2-м курсах, а также описать организационно-педагогические условия профессионального ориентирования.

Под профессиональным самоопределением в нашем исследовании мы будем понимать свободный выбор курсантом профиля подготовки, основанный на личных интересах, проявленных способностях и достижениях в период обучения.

При таком подходе фундаментом для разработки модели профессионального самоопределения должны стать элементы, которые лежат в основе свободного выбора профиля подготовки в период обучения: личные интересы, способности и достижения. Ограничениями при построении модели должны являться требования ФГОС ВО, закрепившие характеристики специальностей (направлений подготовки) и характеристики профессиональной деятельности выпускников. Данные требования позволяют обучающемуся производить смену одного профиля подготовки на другой в период обучения, но в ограниченных пределах.

В соответствии с научными представлениями личный интерес представляет собой направленность субъекта на явления определённого круга. Он основан на информированности об объекте, его когнитивной и эмоциональной оценке.

Таким образом, в структуру модели профессионального самоопределения необходимо включить информационный компонент. Данный компонент позволит развивать у курсантов представления о направлениях службы в системе МВД России; об особенностях работы в выбираемом подразделении; о режиме труда и отдыха; о требованиях, которые предъявляет к уровню и содержанию подготовленности служебная деятельность в конкретном подразделении; о требованиях к физическим и психическим качествам; о перспективах профессионального роста. Конкретизировав представления о содержании будущей служебной деятельности у обучающихся, можно добиться большей согласованности их личных интересов в области профессиональной деятельности с предполагаемыми способностями и возможностями.

Объективно оценить свои способности и достижения обучающиеся могут только при выполнении конкретных видов деятельности. Поэтому вторым компонентом модели профессионального самоопределения мы считаем деятельностный. Он предполагает включение обучающихся в период профессионального самоопределения в активную деятельность по выбранному профилю подготовки и другим направлениям профессиональной деятельности с учётом их эмоциональной привлекательности для конкретного человека. Результатом реализации

данных мероприятий является формирование у обучающихся адекватной самооценки своих профессиональных способностей и достижений, что будет способствовать возникновению у них понимания о готовности продолжить обучение по выбранному профилю подготовки или сменить его.

Поскольку обучающиеся, даже при реализации описанных выше условий, могут столкнуться с трудностями профессионального самоопределения, в образовательных организациях МВД России необходимо предусмотреть возможность оказания помощи со стороны специалистов (преподавателей и психологов). Таким образом, третий элемент, который мы предусмотрели в модели профессионального самоопределения, называется «сопровождающим компонентом».

Сопровождающий компонент предполагает оказание помощи обучающемуся в дальнейшем выборе своего профиля подготовки. Такая помощь направлена на оказание содействия курсанту в принятии им самостоятельного и осознанного решения о выборе своей будущей профессиональной деятельности.

Сопровождение может реализовываться в форме психологического и педагогического взаимодействия. Психологическое взаимодействие осуществляется специалистом, обеспечивающим психологическое сопровождение учебного процесса. Психолог может помочь обучающемуся оценить свои профессиональные и личностные качества, соотнести их с требованиями конкретного направления служебной деятельности, обучить его приёмам самооценки собственных качеств и приёмам рефлексии, разработать стратегию профессионального и личностного самоопределения. Педагогическое взаимодействие реализуется через личностно-ориенти-рованные методики обучения, основанные на учёте индивидуально-психологических особенностей обучающихся, их профессиональных интересов, а также вовлечении их в работу научных кружков кафедр по выбранному направлению подготовки.

Таким образом, анализ современной практики профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел показал, что профессиональный выбор обучающихся в образовательных организациях МВД России не во всех случаях является хорошо обдуманным и обоснованным. Требуется проведение дополнительной работы по профессиональному самоопределению курсантов, что может повлечь за собой смену ими своей специализации уже в процессе обучения. Такая работа может осуществляться только на научной основе. Представленная в статье модель профессионального самоопределения является обобщённой и требует конкретизации как по содержанию, так и по процессуальным особенностям её реализации.

Список литературы

1. Безусова, Т. А., Шестакова, Л. Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения. // Педагогические науки. - 2016. - № 54. - С. 20-23.

2. Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Современные тенденции модернизации системы образования в Российской Федерации // Современные проблемы профессионального образования: перспективные идеи и технологии (к 15-летию Санкт-Петербургского университета МВД России) : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. - С. 150-155.

3. Иванова, Т. Н. Профессиональная ориентация как фактор развития социально-трудовой мобильности молодёжи : монография. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 107 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

5. Митюрникова, Л. А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества : монография. - М.: МГУС, 2007. - 163 с.

6. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России. - ООО «Р-Копи», 2017. - 288 с.

7. Петров, В. Е., Яковцов, С. А. Профессионально-психологическая ориентация граждан Российской Федерации на службу в полицию. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. - 40 с.

8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.

9. Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А., Рожков, А. А.. Скворцова, Е. В. Красноштанова, Н. Н. Професси-ографическое описание деятельности участковых уполномоченных полиции на основе компетентностного подхода : монография. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. - 63 с.

10. Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А., Рожков, А. А., Красноштанова, Н. Н. Профессиографическое исследование: использование современных научных подходов в интересах совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 4. - С. 226-232.

© Климов А. Ю., 2018

УДК 378.14 А.И. Локнов

Практические аспекты внедрения системы «галактика ERP» в образовательный процесс Санкт-Петербургского университета МВД России как инновационного элемента

в управлении образовательной организацией высшего образования

Practical aspects of the introduction of the Galactica ERP System in the educational process of the Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia as an innovative element in the management of higher education

ЛОКНОВ, Алексей Игоревич, преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пи-лютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 300-89-94; 8-906-260-50-41. E-mail: info_for_aleksey@mail.ru.

LOKNOV, Alexey Igorevich, Teacher-Trainer of the Office of Planning of Educational Process of the Department of Organization of Educational Process of the Management of Educational and Methodical Work of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Technical Sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: 8 (812) 300-89-94; 8-906-260-50-41. E-mail: info_for_aleksey@ mail.ru.

В статье рассмотрен практический опыт внедрения автоматизированной системы управления «Галактика ERP» в Санкт-Петербургском университете МВД России. Дан подробный анализ первых применений системы в управлении образовательным процессом. Сформулированы предложения по дальнейшему использованию и полноценному функционированию системы «Галактика ERP» при выполнении ежедневных задач.

Ключевые слова: образовательный процесс, инновации в образовании, автоматизированная система управления в образовательном процессе.

The article describes the practical experience of introduction of automated control system «Galaxy ERP» in Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs. Detailed analys of the first application in the management system of the educational process is given. The proposals for the further use and full functioning of the Galaxy ERP system in performing daily tasks are formulated.

Keywords: educational process, innovations in education, automated control system in the educational process.

Сегодня целью развития национальных приоритетов государства в области информатизации является построение общества знаний. Пути достижения этой цели предусматривают реализацию инновационных проектов, в т.ч. в образовании, и внедрение

их в практику [1-3]. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования устанавливают высокие требования к содержанию электронной образовательной среды. Среди них обеспечение доступа к основополагающим документам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.