конкретной личности конкретную профессию по ее склонности и способностям из совокупности десятков тысяч наименований -занятие чрезвычайно трудоемкое.
В целях научного управления формированием профессионального призвания необходимо за основу классификации профессий взять их общие, особенные, единичные черты, которые предъявляются к людям при их профессиональной работе. Соответственно этому можно будет знать объективные требования к людям со стороны определенного типа, вида и отдельной профессии. Это дает возможность рекомендовать выбор профессии по призванию поэтапно, с учетом возраста. Личности, у которой нечетко определилась профессиональная ориентация и способности выделяются в самых общих чертах, лучше всего рекомендовать соответствующий тип профессий. Личности, у которой возникла определенная склонность, и направление развития способностей более или менее четко выяснилось, целесообразно рекомендовать виды профессий. Личности, у которой сложились профессиональные склонности и способности, можно и нужно рекомендовать конкретную профессию.
У человека имеются широкие возможности выбора профессии из группы наиболее целесообразных для своей индивидуальности и общества. Важно рекомендовать такую профессию или ряд профессий, где личность могла бы оптимально развить и проявить свои способности и максимально удовлетворить свои наклонности и принесла бы наибольшую пользу обществу. При проф консультации и профориентации необходимо использовать силу совета, важно заставить думать молодого человека о своем трудовом пути, убедить его в важности для личной судьбы, интересов семьи, общества быть квалифицированным специалистом в рекомендованном виде труда.
В общие принципы научного управления воспитанием профессионального призвания включается изучение объективных факторов (условий труда) и субъективных характеристик людей, а также совместимость объективных факгоров работы по определенной профессии с ценностной характеристикой личности, желающей выбрать эту профессию. Кроме этого, в общие принципы включаются следующие моменты:
1. Воспитание у людей доброжелательного отношения к любому общественно полезному труду.
2. Воспитание ответственности за правильный выбор профессии, за формирование личного призвания в соответствии с индивидуальными склонностями, способностями и интересами общества.
3. Организационная помощь в правильности выбора профессии, в формировании личного призвания.
4. Управление раскрытием творческих возможностей личности молодого человека в учебе и труде по избранной профессии.
Роль оптимально правильного выбора профессии, с учетом личных и общественных интересов, в процессе перехода к рыночным отношениям неуклонно растет, как возрастает и значимость выбора профессии по призванию.
Это обусловлено определенными причинами.
1. В настоящее время возрастает значение научной организации управления обществом, в частности, приобретает все большую значимость организация научной системы выбора профессии.
2. Научно-технический прогресс предполагает значительный рост числа квалифицированных специалистов. А чем выше уровень профессиональной квалификации, тем в большей мере требуется соответствие способностей и склонности личности объективным требованиям избранной специальности.
3. Развитие рыночных отношений в стране, открытие различных коммерческих предприятий, негосударственных образовательных учреждений вызывают необходимость и дают широкую возможность формирования у школьников личного призвания к определенной профессии.
4. Основой всестороннего и гармонического развития личности является труд в свободно избранной сфере твор-
ческой деятельности. Свобода выбора профессии не означает субъективного предпочтения той или иной профессии, а предполагает знание требований условий труда по данной специальности и соответствие устойчивой склонности и развитых способностей личности данным требованиям, предполагает учет общественных интересов.
Необходимо подчеркнуть, что пока еще значимость выбора профессии по призванию стоит на низком уровне. Это объясняется многими причинами. Важнейшие из них связаны с тем, что отсутствуют необходимые теоретические исследования проблем профессионального призвания, методов и средств его формирования у людей. В настоящее время в стране отсутствует организация управления выбором профессии именно по призванию. Средства массовой информации вопросам данного выбора уделяют недостаточное внимание.
Педагоги, сотрудники, призванные заниматься профессиональным воспитанием, в большинстве своем не знают теоретических основ, сущности призвания и, естественно, не ведут и не могут вести действенной работы среди молодежи относительно определения ими профессионального призвания с учетом общественных интересов. Поэтому для оптимального выбора профессии, правильного определения конкретной личностью профессионального призвания большое значение имеет соразмерность общественного престижа всех профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
2. Титма М. X. Молодежь и труд. - М.: "Молодая гвардия", 1970.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ОВД НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Е. В. Белецкая, инспектор-психолог, О. А. Ульянина, инспектор-психолог Волгоградская академия МВД России
С целью выработки критериев отбора при поступлении в Волгоградскую академию МВД России было проведено исследование, содержащее:
- сравнительный анализ результатов психологического обследования абитуриентов разных лет набора, поступивших в академию и ставших впоследствии участниками Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди следователей органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД, субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД), ГУВДРО СОБ МВД России;
- сравнительный анализ результатов психологического обследования абитуриентов разных лет набора, поступивших в академию и уволившихся из ОВД в первые годы службы.
Данное исследование решало ряд задач:
1. Выявление общих психологических особенностей структуры личности поступающих в учебные заведения МВД России, как способствующих их профессиональному и личностному росту, так и неблагоприятно влияющих на дальнейшую успешность в правоохранительной деятельности.
2. Определение предпочтительности в оценке степени сформированности основных сфер личности, оказывающих наибольшее влияние на дальнейшую профессиональную
успешность сотрудника правоохранительной деятельности при интегральном оценивании личности абитуриента в рамках профессионально-психологического отбора.
3. Рассмотрение полученных данных в качестве критериев отбора при поступлении в Волгоградскую академию МВД России.
В рамках первого сравнительного анализа были изучены психологические портреты участников конкурса и приняты во внимание следующие показатели:
1. Первоначально все поступающие имели средний балл аттестата не ниже "4" (в среднем 4,7 балла).
2. Все поступающие имели сформированную мотивацию поступления в академию, высокую самооценку, хорошее физиологическое и психоэмоциональное состояние, а также связывали свое профессиональное будущее со службой в ОВД.
Дальнейший анализ проходил на основании сравнения психологических показателей с использованием следующих методик:
1) интеллектуальный тест МИОМ;
2) методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187);
3) характерологический опросник Леонгарда-Шмишека (№ 96).
Таким образом, обобщив полученную информацию, возможно составить условный психологический портрет (профиль личности) кандидата, поступающего в ВА МВД России, определяющий наибольшую вероятность его дальнейшей профессиональной успешности:
- эмоциональная сфера личности - активность, опти-мистичность, высокий жизненный тонус, эмоциональная лабильность;
- интеллектуальная сфера личности - практичная установка мышления (четкость, ясность, склонность к анализу), хорошая способность к обучению;
- волевая сфера личности - сознательный волевой контроль, действия тщательно планируются и организуются, обязательность;
- коммуникативная сфера личности - общительность, контактность, экстравертированная направленность личности, высокие адаптационные способности, конформность, увлеченность;
-потребностно-мотивационная сфера личности - настойчивость, стремление к соблюдению моральных требований, порядочность, деловая направленность мотивации, устойчивые интересы;
- поведенческие особенности личности - поведение гибкое, хорошая ориентировка в различных ситуациях, высокий уровень стрессоустойчивости, развитое чувство долга, приверженность к социально приемлемым формам поведения.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие предположительные выводы:
1. Отличное выполнение интеллектуальных задач при поступлении (диагностируемый уровень интеллекта) не является определяющей причиной дальнейшего личностного и профессионального роста.
2. Существенно более значимыми критериями отбора, определяющими наибольшую вероятность дальнейшей профессиональной успешности, служат личностные характеристики.
Следовательно, в структуре личности абитуриента можно выделить ряд прогностически благоприятных показателей, указывающих на достаточно высокий уровень успешности профессиональной деятельности:
- средние, выше среднего значения факторов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187): В, С, Б, а Н, 02, 04;
- преобладание гипертимной и застревающей акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека (№ 96);
- средние, выше среднего значения факторов интеллектуального теста МИОМ.
При проведении второго сравнительного анализа были изучены результаты психологического обследования абиту-
риентов разных лет набора, поступивших в академию и уволившихся из ОВД в первые годы службы. В ходе данного анализа необходимым было решение нескольких задач:
1. Выявление общих характеристик в структуре личности абитуриентов, определяющих неуспех в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
2. Анализ следующих аспектов:
- уровень сформированности профессиональной (деловой) направленности мотивационной сферы при постуатении в ВА МВД РФ;
- взаимосвязь между диагностируемым уровнем интеллекта и неуспехом в профессиональном росте.
3. Выделение критериев профессиональной непригодности к правоохранительной деятельности.
В ходе исследования были проанализированы психологические портреты выпускников академии, уволившихся из органов внутренних дел за период с 1998 по 2002 гг., прослуживших в ОВД Волгоградской области менее 3 лет.
Первоначально все поступающие имели средний балл аттестата не ниже "4" (в среднем 4,2 балла).
Все выделенные в исследуемую группу сотрудники на этапе поступления в академию при высокой самооценке своего физического и психологического состояния имели также высокую мотивацию поступления в академию, сформированную в разной степени. Однако выраженное желание продолжить дальнейшую служебную деятельность по специальности в ОВД присутствовало уже изначально, на этапе поступления в академию лишь у 66,8%. Следовательно, можно сделать вывод, что еще при поступлении у данных абитуриентов мотивация престижа поступления в данное учебное заведения превалировала над желанием работать в дальнейшем по выбранной специатьности, что говорит о недостаточно сформированном уровне профессиональной (деловой) направленности мотивационной сферы.
Дальнейший анализ проходил на основании сравнения психологических профилей, полученных в результате проведения аналогичных психодиагностических процедур.
Обобщение полученных результатов позволило составить условный психологический портрет (профиль личности) поступающего в Волгоградскую академию МВД России кандидата, определяющий наибольшую вероятность его профессиональной неуспешности:
- эмоциональная сфера личности — импульсивность, неумение контролировать эмоции, доминирование тревожно-депрессивного фона настроения, подавленность, низкая самооценка;
- интеллектуальная сфера личности - низкий уровень способности к обучению;
- волевая сфера личности - низкий уровень волевого контроля, потворство собственным желаниям, недостаточная выраженность организационных способностей;
-коммуникативная сфера личности - обособленность, некоторая замкнутость, несмелость в межличностных контактах, нужда в постоянной опоре, одобрении и поддержке окружающих;
- потребностно-мотивационная сфера личности-
превалируют личностная направленность мотиваций, непостоянство интересов;
- поведенческие особенности - пренебрежительное отношение к моральным ценностям и культурным нормам, отсутствие либо низкий уровень ответственности, уход от реатьности.
Следовательно, в структуре личности абитуриента можно выделить ряд прогностически неблагоприятных показателей для определения успешности дальнейшей профессиональной деятельности:
- низкие показатели по интеллектуальному тесту МИОМ;
- низкие значения факторов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187): В, С, в, ()2, 03; высокие значения факторов О, 04;
- преобладание эмотивной, экзальтированной акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека (№ 96).
Однако целесообразно отметить тот факт, что выраженность той или иной акцентуации, сама по себе, не имеет первостепенного и определяющего значения для прогнозирования профессиональной успешности (неуспешности). Для анализа диагностических данных необходимо рассматривать выраженные у личности акцентуации характера в сочетании со значениями, полученными по методике Р. Кеттелла.
Таким образом, наряду со всем сказанным, можно, по нашему мнению, выделить весьма значимый критерий профессионального психологического отбора, о котором следует сказать дополнительно.
Во внутреннем мире личности выделяют три основные психологические сферы:
- направленность (потребностно-мотивационная), -включающая в себя все побудительные силы личности;
- операциональная - включающая психологические элементы, играющие роль способов и средств достижения целей, определяемых сферой направленности;
- модуляционная (психофизиологическая) - оказывающая динамическое влияние на другие сферы личности и их проявления.
В иерархии данных основных сфер личности потребностно-мотивационная занимает главенствующую, системообразующую и приоритетную роль в психологии личности, так как ее содержательной частью являются взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы личности и др. Психологические компоненты этой сферы определяют избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них психологические компоненты других психологических сфер, влияя на степень, характер и способ использования возможностей личности.
Таким образом, сама структура личности и взаимоотношения ее сфер, наряду с полученными результатами проведенного исследования, выступают основой ряда практически значимых для нашего исследования выводов:
1. При интегральном оценивании личности в рамках профессионально-психологического отбора целесообразно отдавать предпочтение оценке особенностей первых двух сфер личности, и особенно первой - сферы направленности.
2. Оценивая какую-либо психологическую особенность личности, следует четко представлять, к какой из сфер личности она относится, что доминирует над ней и на что она влияет.
3. При проведении профессионально-психологического отбора поступающих учитывать выделенные в результате данного исследования прогностически благоприятные (неблагоприятные) критерии для определения дальнейшей профессиональной успешности в правоохранительной деятельности.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Канд. пед. наук, доцент Н. Б. Лелик
Томский филиал Академии права и управления Минюста
России
Принципиальным вопросом совершенствования процесса воспитания является вопрос о его приоритетности, роли и месте в числе других факторов общественной жизни, форми-
рования и развития личности. Без обеспечения ведущей роли воспитания людей невозможно духовное оздоровление общества. Несомненно, как указывают многочисленные авторы (А. М. Столяренко, 1982; Р. Л. Кричевский, 1993; С. Ф. Зы-бин, 1996; И. В. Горлинский, 1997-2002), воспитание имеет конкретно-исторический характер. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания: с изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели и задачи воспитания.
В каждом виде деятельности людей наряду с понятием "воспитание" выделяют "профессиональное воспитание" как сложный социальный процесс, в котором руководителям всех коллективов приходится решать множество педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать результат воспитательной работы, принимать научно обоснованные решения, все категории руководителей должны обладать обширными психолого-педагогическими знаниями, большим тактом, широкой эрудицией, высоким уровнем методической деятельности (Л. А. Федотов, 2002).
В связи с этим для повышения эффективности воспитательной работы, успешного формирования и развития у сотрудников высоких профессионально-деловых, физических, психологических и других качеств каждому руководителю необходимо не только хорошо знать, но и постоянно совершенствовать систему форм и методов профессионального воспитания, обогащать содержание каждого метода различными приемами и средствами, учитывать основные условия их оптимального выбора и успешного использования в работе с подчиненными.
Важным условием эффективности организации и проведения воспитательной работы с сотрудниками УИС является умение руководителей использовать разнообразные формы воспитательной деятельности и воздействия, необходимые в той или иной ситуации. Однако наряду с разнообразием форм воспитательной работы предпочтение отдается индивидуальным и групповым формам воспитания.
Индивидуальная воспитательная работа с подчиненными является важной частью управленческой деятельности руководящего состава УИС. Она ведется в целях обеспечения оптимального уровня морально-психологического состояния сотрудников, повышения их ответственности за выполнение возложенных задач по борьбе с преступностью в местах лишения свободы, укрепления дисциплины и законности, формирования благоприятного климата в служебных коллективах, сохранения и развития профессионального ядра.
Индивидуально-воспитательная работа направлена на то, чтобы, учитывая личные качества и физические данные, образование, профессиональные и жизненные навыки подчиненного, руководитель мог полнее и эффективнее использовать его потенциальные возможности в решении оперативно-служебных задач. Работая индивидуально с сотрудниками, начальник с помощью психолого-педагогических методик, личного примера в службе тормозит отрицательные, мешающие выполнению обязанностей вредные привычки, взгляды, отклонения в поведении.
Поскольку результаты работы служебного коллектива складываются из результатов работы каждого из его членов, умение воспитать сотрудника является важнейшей обязанностью руководителя. Многое здесь зависит от искусства эффективно вести индивидуально-воспитательную работу, которая выступает сейчас в качестве важной задачи воспитательной практики. Это диктует необходимость сосредоточить согласованные усилия начальников, командиров всех степеней на дифференцированном подходе к работе с каждым отдельным сотрудником.
Основой индивидуальной воспитательной работы является:
- правильность выбора для каждого сотрудника службы и должности, определение ему задач, исходя из способностей, характера и интересов, образования и общей культуры;