Научная статья на тему 'Система профессионального психологического отбора и воспитания в ОВД'

Система профессионального психологического отбора и воспитания в ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1440
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А Ф. Караваев, Г Д. Бабушкин, А С. Бахта, В Р. Гилль, Л А. Буслаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система профессионального психологического отбора и воспитания в ОВД»

занижение уровня мотивационной и интеллектуальной готовности к обучению (в среднем на 30%). В меньшей степени проявлялась ошибка завышения прогноза (в среднем на 12%). Частично это объясняется объективными причинами, например, эффектом обучаемости личности в процессе повторного решения одного и того же теста. Поскольку тестирование в НАВДУ проводилось позднее, чем в областях, то некоторое улучшение результатов тестирования по сравнению с первичным, было ожидаемым.

Среди первокурсников НАВДУ наибольшее количество зачислено из Киева (26%), Киевской области (14,6%), Закарпатской (4,5%), Хмельницкой (4,2%) и Черкасской (3,8%) областей (см. табл. 3). Наиболее подготовленными к вступительным экзаменам оказались абитуриенты из Луганской области (67% зачисленных из общего количества абитуриентов области), Винницкой (45%), Николаевской (40%), Черкасской (38%) областей и г.Киева (38%) (см. табл. 3).

Таким образом, разработанная методика психологического отбора абитуриентов вузов МВД Украины оказалась полезной для выявления структуры психологической готовности личности к обучению, выявления наиболее мотивационно и интеллектуально подготовленного к обучению контингента поступающих. Как и в 1996 г., большинство зачисленных первокурсников продемонстрировали промежуточный уровень готовности к обучению. По сравнению с этим годом несколько уменьшилось количество курсантов с высоким уровнем готовности (на 5%), доля курсантов с низким уровнем осталась на том же уровне (11%). Сохранилась тенденция к зачислению на первый курс НАВДУ лиц с неблагоприятной мотивационной структурой (42% в 1995 г. и 40% в 1996 г.) Таким образом, в вузы МВД Украины продолжает попадать значительное количество молодежи с не определенными в достаточной мере жизненными целями и профнаправленностью.

Анализ результатов тестирования по областям Украины показал, что психодиагностическая работа на местах нередко сопровождается ошибками в прогнозах. Во избежание ошибок считаем целесообразным дальнейшую работу по определению готовности молодежи к обучению проводить лишь на базе организаций, располагающих квалифицированным психологическим персоналом.

Трехлетние исследования с использованием методики психологического отбора абитуриентов в вузы МВД подтвердили необ-

ходимость дальнейшего ее усовершенствования в направлении коррекции тестовых заданий и замены некоторых из них с целью элиминирования эффекта обучаемости при повторном решении одинаковых тестов, а также внедрения дополнительных методов исследования мотивационной направленности с целью более детального анализа профессиональной направленности абитуриентов.

Система

профессионального психологического отвара га воспитания

м$ овд

Кандидат педагогических наук А.Ф.Караваев, доктор педагогических наук, профессор Г.Д.Бабушкин, кандидат юридических наук А.С.Бахта,

старший преподаватель В.Р.Билль

Омский юридический институт МВД России

Психолог А,А.Буслаева

Омская таможня

Психолог В.К.Михайлова

УВД Омской области

Для успешного решения задачи разработки системы психологического отбора абитуриентов, кандидатов для зачисления в учебные заведения МВД необходима определенная последовательность мероприятий. Общая задача заключается в выборе наиболее информативных методик, с помощью которых можно было бы полностью охарактеризовать те качества специалистов ОРД, от которых зависит успешная и эффективная работа. Особая трудность заключается в том, что надо охарактеризовать не только наличные свойства, но и предсказать, как они будут развиваться при обучении и в профессиональной деятельности. Начинать исследования рекомендуется с проведения анализа профессио-граммы специалистов. Нет необходимости анализировать всю деятельность, надо выделить лишь некоторые, наиболее ответственные ее элементы. При этом следует основываться на объективных данных, получаемых

47

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

при анализе условий профессиональной деятельности, ритма и динамики становления специалиста. Все это будет основным материалом для определения путей управления и повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД на каждом этапе служебного процесса.

Психологическое изучение кандидата должно проводиться комплексно и включать: метод беседы, самоотчета, наблюдения и метод специальных психологических тестов. Это обусловлено тем, что при любом исследовании, проводимом на человеке, мы сталкиваемся с целым рядом индивидуальных особенностей, формирующих то, что мы называем индивидуальностью. Эти особенности определяются совокупностью условий, в которых формировался человек.

Одной из задач психологического исследования при отборе является оценка роли этих условий (факторов) в формировании поведения человека, поскольку они будут сказываться в последующем на выполнении им своих профессиональных обязанностей. В зависимости от непосредственных задач профотбора, он должен проводиться так, чтобы нивелировать действия большинства из указанных факторов или позволить выявить комплексное их влияние на особенности поведения человека. Все это накладывает строгие ограничения на правила, определяющие постановку психологического отбора (эксперимента).

Независимо от задач эксперимента, экспериментатор-психолог должен:

1) быть знакомым с личностными особенностями испытуемого;

2) создать перед экспериментом и поддержать в период его проведения необходимое отношение испытуемого к исследованию и уровень его активности;

3) стремиться к соблюдению максимальной стандартизации исследования;

4) учитывать при анализе результатов исследования субъективные оценки, мнения, замечания испытуемого, а также данные своих собственных наблюдений за его поведением.

В настоящее время возникла необходимость в совершенствовании системы психологического отбора кандидатов, поступающих в учебные заведения МВД, с учетом их профессионального призвания и многоэтапно-сти отбора.

Система отбора и воспитания

Наиболее перспективной представляется многоэтапная организация проведения отбора кандидатов, поступающих в вузы МВД и оперативные службы ОВД. Каждый этап

должен быть представлен определенными задачами и методами психологического исследования, модельно-диагностическими комплексами показателей, характеризующими состояние подготовленности кандидатов на поступление в вузы МВД и слушателей к предстоящей служебной деятельности.

При профессиональном отборе желающих связать свою судьбу с деятельностью в ОВД следует выделить и различать довузовский и вузовский периоды отбора. В основу периодов положено отношение субъекта к профессии (соприкосновение с ней). Довузовский период можно разделить на ознакомительный, ориентировочный и подготовительный этапы, вузовский — на контрольно-уточ-няющий и решающий.

Ознакомительный этап предусматривает работу со школьниками младших классов. На этом этапе осуществляется изучение личности учащихся, формирование положительного отношения к деятельности ОВД и уважительному отношению к деятельности уголовного розыска, выявление склонности и интереса к милицейскому делу.

Ориентировочный этап охватывает работу со школьниками средних (7-8) классов. Конечная цель работы на этом этапе — правильный и обоснованный выбор школьниками профессии и вида учебного заведения (средне-специальных, высших учебных заведений и факультетов). Эффективна такая форма работы со школьниками, как юридические классы. На этом этапе осуществляется всестороннее изучение личности учащихся, собираются сведения о способностях, интересах, склонностях, профессиональных намерениях, проводится ознакомление с кругом милицейских профессий. Важнейшей задачей является отбор лиц, имеющих выраженные способности и склонности к оперативнорозыскной и следственной деятельности.

Подготовительный этап довузовского периода включает работу с учащимися 10-11 классов, выпускниками и кандидатами на поступление в вузы МВД и решает цель подготовки к избранной профессии в юридическом вузе. Работа на этом этапе в юридических классах и других организациях осуществляется в общеобразовательных школах и других организациях. Она предусматривает решение следующих задач: раскрытие сущности выбранной профессии; формирование устойчивого профессионального интереса и склонности к оперативно-розыскной деятельности; углубленное изучение личности учащихся; уточнение профессионального выбора. Здесь возможна переори-

48

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

ентация учащихся в случае разочарования в выбранной профессии и обнаруженного несоответствия профессии личностному складу учащегося.

Основные пути профессионального воспитания школьников на данном этапе отбора следующие:

— создание адекватного представления о выбираемой профессии;

— привлечение школьников старших классов к научно-исследовательской работе в научном обществе при юридическом вузе;

— привлечение старшеклассников к практической деятельности по профилю выбранной профессии;

— развитие и упрочение познавательной активности школьников в отношении к выбранной профессии;

— активизация самопознания школьников (анализ своих способностей, интересов, мотивов и т.д.);

— формирование истинных профессиональных ценностей и профессионального идеала.

На подготовительном этапе довузовского периода кандидаты, которые решили поступать в вуз МВД, проходят отбор по медицинским, психофизиологическим и психиатрическим показателям. Причем на .подготовительном этапе первоначальный отбор осуществляется по медицинским показателям, полученным с мест проживания.

Основная задача на этом этапе отбора состоит в том, чтобы определить лиц, которые по состоянию здоровья не могут выполнять те или иные виды оперативно-розыскной и следственной деятельности, и исключить их из кандидатов, поступающих в юридический вуз МВД. В связи с этим задачу этого этапа можно назвать негативной.

Затем кандидаты проходят обязательное психологическое обследование в психофизиологической лаборатории (центре психодиагностики) в рамках военно-врачебной комиссии. На этом этапе пригодность кандидатов определяется на основе клинического психиатрического осмотра и результатов психодиагностического исследования, которое включает следующие методики: ММР1, тест прогрессивных матриц Равена, цветовой тест Люшера, и выносится в стандартной форме для всех пригодных кандидатов в ОВД: “Особенности личности и актуального психического состояния нормативным требованиям не противоречат”. Отсев по психическому состоянию среди кандидатов на поступление потенциально может составить до 70%. Данный этап довузовского периода закан-

чивается вступительными конкурсными экзаменами абитуриентов в юридический вуз и психологическим исследованием, которое осуществляется группой психологического обеспечения вуза М ВД до начала вступительных экзаменов.

Для отбора кандидатов в вуз МВД используется следующий психодиагностический комплекс методик:

— краткий отборочный тест (КОТ);

— прогрессивные матрицы Равена;

— исследование особенностей мышления (Амтхауэр);

— счетно-оперативная методика (СОМ);

— стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ);

— метод 16-личностных факторов (СаПеНа);

— методика диагностики межличностных отношений (т.Лири);

— рисуночный тест;

— социально-психологические методы: наблюдение, беседа, биографическая анкета, характеристики поведения кандидатов.

Психологическое обследование с помощью этих методик позволяет выявить такие свойства личности, как:

1) уровень интеллектуального развития, работоспособность, склонность к абстрагированию, оперированию понятиями, подвижность мышления;

2) особенности эмоционально-волевой сферы, эмоциональную неустойчивость;

3) особенности поведения и реагирования в стрессовой ситуации, устойчивости к стрессу;

4) асоциальные тенденции, склонность к допингам (алкоголь, наркотик);

5) агрессивность, конфликтность, степень социальной адаптации;

6) лживость (стремление приукрасить себя, скрыть имеющиеся недостатки характера);

7) степень осведомленности о будущей профессии, устойчивость интересов;

8) уровень тревожности;

9) степень самоконтроля за своим поведением;

10) эмоциональную зрелость.

На основании комплексной оценки социально-психологического, психологического и психофизиологического исследования путем сопоставления итоговых показателей выдается заключение о степени пригодности кандидата для обучения соответствующей специальности в виде одной из групп пригодности. После изучения общего заключения о степени пригодности председатель при-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

49

емной комиссии принимает решение о допуске абитуриентов к конкурсным экзаменам.

На первоначальном этапе профессионального отбора по результатам психологической диагностики абитуриент условно может быть отнесен к одной из следующих групп пригодности:

1 группа — годен, рекомендуется для зачисления в первую очередь. По результатам исследования на настоящий момент абитуриент полностью соответствует требованиям специальности, каких-либо отклонений в структуре личности и интеллекта не обнаружено. Выявлены свойства личности, интеллекта, черты характера, благоприятствующие обучению.

2 группа — годен, рекомендуется для зачисления во вторую очередь. По результатам обследования на настоящий момент абитуриент в основном соответствует требованиям специальности, каких-либо отклонений в структуре личности и интеллекта не обнаружено.

3 группа — ограниченно годен, рекомендуется для зачисления в последнюю очередь при недостатке кандидатов. По результатам настоящего исследования абитуриент частично соответствует предъявляемым к специальности требованиям и попадает в группу “риска”.

4 группа — не годен для обучения в вузе, не рекомендуется для зачисления. По результатам исследования абитуриент не соответствует требованиям специальности. Выявляются выраженные отклонения в структуре личности и признаки нервно-психической неустойчивости. Требуются дополнительное обследование и изучение с целью определения специальности, соответствующей индивидуальным психологическим особенностям.

Данные оценки профессиональных и индивидуальных психологических качеств необходимо учитывать при осмотре в комплексе с состоянием здоровья и физического развития, уровнем общеобразовательной и физической подготовленности; а также другими показателями, позволяющими дать всестороннюю оценку личности.

Преимущественное право на поступление в учебное заведение при прочих равных оценочных данных имеют кандидаты, получившие по результатам психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности. Это положение в обязательном порядке должно учитываться при формировании конкурсного списка.

В дальнейшем результаты профессионального психологического отбора учитываются при планировании и проведении учебного

процесса и индивидуально-воспитательной работы со слушателями в период вузовской подготовки.

Таким образом, подготовительный этап профессионально-психологического отбора проводится применительно к каждой группе поступающих в течение одного дня, продолжительность обследования — 4 часа. Кратковременность изучения мотивов, побуждающих его к поступлению в вуз, не позволяет получить что-либо, кроме “моментального” снимка выраженности некоторых психических качеств, причем ряд деталей на этом снимке нечеток и размыт. Тем не менее, как показывает практика, даже подобный скоротечный первичный отбор дает возможность улучшения состава обучаемых. Что же касается присущих ему недостатков, то перспектива их устранения связывается с реализацией так называемого пролонгированного (продленного) отбора, проводимого в течение первого года обучения, что позволяет глубже изучить те качества кандидатов, которые влияют на успешность овладения ими конкретными знаниями, умениями и навыками.

Контрольно-уточняющий, четвертый этап психологического отбора и профессионального воспитания включает работу со слушателями 1-2 курсов. Целью работы является ознакомление слушателей со специальностями и окончательный выбор конкретной специальности, основные задачи сводятся к следующему: физическое, нравственное, эстетическое воспитание, овладение комплексом теоретических основ выбранной профессии; формирование профессиональной направленности и профессионально важных качеств; создание адекватного представления о выбранной профессии; воспитание профессионального долга, чести и гордости за свою профессию, управление адаптацией слушателей к новым условиям. На этом этапе возможна доориентация слушателей. Необходимым условием профессионального воспитания слушателей является привлечение их к практической деятельности в роли стажеров по профилю выбранной специальности, что позволит удостовериться им в правильности своего профессионального выбора и ускорить процесс перехода к новой социальной роли — роли профессионала.

На контрольно-уточняющем этапе целесообразно, во-первых, своевременно выявить среди обучающихся тех слушателей, которые не могут выполнять свои функции вследствие возникновения неблагоприятных изменений их первоначального состояния, и, во-вторых,

50

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

определить степень точности и правильности первых этапов довузовского отбора и выделить их слабые стороны.

Данный этап отбора (коррекции) слушателей в период вузовской подготовки должен начинаться с того момента, когда они приступают к обучению, и продолжается в течение 1 года обучения до момента вынесения специалистами группы ППО заключения о целесообразности дальнейшего обучения.

Также “продление” профессиональнопсихологического отбора может считаться правильным и приносящим пользу, если хотя бы очень малая часть выпускников вуза по уровню своей подготовки значительно уступает своим товарищам. Причины такого явления различны: это и невозможность всестороннего изучения личности кандидата в процессе однократного психофизиологического и психологического обследования, и сложности, с которыми сталкиваются педагоги и командование вузов при попытке определить, кто из отстающих в успеваемости или недисциплинированных слушателей в последующем подтянутся и перейдут в категорию дисциплинированных слушателей со средней успеваемостью или даже отличников, а кого следует отчислить на первом курсе.

Процедура отбора должна быть построена таким образом, чтобы “отсеву” в конце 1 года обучения в вузе подвергались не более 1-3% слушателей, поскольку количество тех слушателей, которые в конце всего периода обучения значительно уступают своим товарищам по уровню подготовленности, не превышает этого числа, и именно их своевременному определению служит второй этап профотбора (1,48-50).

В ходе группового обследования используется ММРУ (адаптация Ф.Б.Березина). Предлагаемый психодиагностический комплекс психологического и психофизиологического обследования обеспечивает научную обоснованность подхода к определению профессиональной пригодности кандидатов на обучение и практической его реализации.

На индивидуальное обследование рекомендуется приглашать кандидатов, получивших неудовлетворительные оценки в ходе группового обследования, а также лиц, у которых не совпадают результаты выполнения различных методик в пределах 1-1II группы пригодности более чем на две ступени. По результатам углубленного психологического изучения выносится окончательная оценка профессиональной пригодности.

При проведении индивидуального обследования используются методы собеседования, наблюдения, применяются методики в зависимости от необходимости и уровня квалификации специалистов, проводящих отбор. Применяются и являются достаточно информативными проективные методики: “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное”, цветовой тест Люшера.

Суть контрольно-уточняющего этапа заключается в определении степени пригодности и призвания того или иного индивидуума для выполнения профессиональных обязанностей или для обучения в вузе. Основная трудность заключается в установлении объективных оценочных критериев. Безусловно, эти критерии строго фиксированы, они изменяются под влиянием ряда условий, в частности, факторов внешней среды, допустимого времени обучения и профессиональной подготовки и т.п. Отсюда вытекает необходимость дополнительного уточнения (коррекции) всего контингента слушателей: безусловно пригодных, условно пригодных и непригодных (не рекомендованных для дальнейшего обучения).

К безусловно пригодным (благоприятные группы 1 и 2) относятся лица, которые будут успешно выполнять свои профессиональные и учебные обязанности. К группе условно пригодных (группа риска, 3 группа) должны быть отнесены две категории кандидатов. В одну из них входят лица, которые справляются со своими обязанностями, но в своей деятельности допускают ошибки, плохо адаптируются и т.п., обусловленные некоторыми изменениями параметров действующих на них факторов. Другую категорию составляют лица, нуждающиеся в увеличении сроков обучения и изменении режимов обучения и т.п.

Наконец, в группу непригодных (не рекомендованных для обучения) входят все те лица, работа которых в качестве специалистов в оперативных службах может быть безусловно мало эффективной.

На основании дополнительного уточнения принадлежности слушателей к той или иной группе выносится заключение (Л.А.Буслаева, А.М.Колчаков, 1996).

Оно должно основываться с учетом всех данных о личности слушателя.

Критерии второго этапа профотбора сводятся к следующему:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ успешности обучения.

2. Экспертные оценки командиров и педагогов.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

51

3. Социальный статус во взводе данного слушателя.

4. Данные, полученные с помощью психологического обследования.

Заключение по данным контрол ьно-уточ-няющего этапа отбора выносятся не позднее чем за 1,5 месяца до окончания слушателями 1 курса.

Применительно к каждому слушателю, прошедшему контрольный этап профотбора специалисты группы ППО выносят одно из следующих заключений:

- дальнейшее обучение целесообразно;

- дальнейшее обучение целесообразно на среднем уровне образования;

- дальнейшее обучение нецелесообразно.

Заключение группы ППО о целесообразности обучения данного слушателя носит рекомендательный характер и учитывается руководством вуза наряду с информацией по теоретической успеваемости и дисциплине.

Данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и заключения о пригодности кандидата должны быть зарегистрированы в журнале учета работы подразделения профотбора и в карте психологического изучения слушателя.

И, наконец, решающий этап отбора в период вузовской подготовки, включает работу со слушателями 3-4 курсов. Цель работы состоит в уточнении профессионального выбора и создании готовности к будущей профессиональной деятельности. Основными задачами являются: формирование профессиональных умений; правовое воспитание; формирование потребности в профессиональном самообразовании; укрепление профессионального интереса; формирование адекватной самооценки своей профессиональной подготовленности; воспитание профессионально важных качеств и черт характера; воспитание чувства ответственности, гордости за свою профессию. В неразрывной связи с учебным процессом осуществляется нравственное и эстетическое воспитание. Эффективным условием профессионального воспитания слушателей считается привлечение их к практической деятельности по профилю выбранной специальности.

Необходимо отметить, что в период вузовской подготовки следует придерживаться принципа активности отбора, так как в настоящее время существует тенденция сузить контингент отбираемых лиц путем повышения требований. Этот путь наиболее легкий, но не самый лучший.

Под активным отбором понимается максимальное использование диагностических

52

систем с целью изучения профессионального призвания и его основных ведущих качеств, сторон, компонентов, а также недостаточной совершенностью психических качеств, выявляемых при отборе. Это позволяет наметить конкретные целенаправленные пути совершенствования этих качеств, разработать мероприятия по повышению психофункциональных характеристик слушателя и эффективных средств обучения. Особо следует подчеркнуть важность разработки оптимальных средств и методов развития относительно отстающих в развитии психических качеств, выявляемых при отборе. Исследования в различных отраслях показали, что путем специальной индивидуализированной тренировки можно существенно развить ряд психологических качеств.

Таким образом, система профессионального отбора кандидатов на обучение должна достаточно успешно решать возлагаемые на него задачи, обеспечивать формирование состава слушателей, которые по своим психофизиологическим и психологическим особенностям соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему специалисту-профессионалу в процессе его обучения и профессиональной деятельности.

Основное достоинство предлагаемой диагностической мониторинговой системы состоит в том, что она улавливает динамику изучаемой функции в процессе деятельности. Важно учитывать не только наличное состояние функции, но и возможный характер ее изменения при различных воздействиях.

При учете принципа активности в отборе появится необходимость определения степени снижения той или иной функции, не допустимой при работе специалиста. Это требование наиболее трудное, ибо оно предполагает обязательное предварительное знание корреляции показателей той или иной методики с эффективностью реальной профессиональной деятельностью специалиста. Важно иметь в виду, что бессмысленно ждать каких-либо методик, разработок, диагностических систем, определяющих и предсказывающих дальнейшие успехи слушателя. Каждый отбор носит статистический характер, т.е. речь может идти лишь о большей или меньшей вероятности совпадения прогноза, сделанного при отборе, с фактическими показателями обучения и качеством работы по специальности.

В целом перед личностным тестированием сотрудников всех уровней важно учитывать следующие моменты:

1. Перед проведением обследования не-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

обходимо подробно объяснить испытуемым, для чего оно проводится.

2. Применяемые тесты должны отвечать надежности, валидности, иметь высокую прогностическую ценность и обладать высокой дифференцирующей силой. Каждый параметр, измеряемый тестом, может быть независимым и не смешиваться с другими факторами. Выделенные тестом характеристики должны быть также относительно устойчивыми и соотносимыми с результатами других тестов, измеряющих те же качества.

3. Исследование должно проводиться квалифицированным психологом, способным не только правильно проводить тестирование, но и профессионально интерпретировать получаемые результаты.

4. При оценке важных личностных характеристик (например, тревожности) следует применять не одну, а несколько методик, чтобы убедиться, что получаемый результат не являлся артефактом какого-либо из используемых специфических тестов.

5. Частое применение какого-либо личностного теста (различных форм опросов) поможет определить, изменчивы или стабильны получаемые личностные показатели.

6. Не следует злоупотреблять длительностью тестирования и вызывать нежелательные эмоции у исследуемых. Встречающиеся в практической работе недоброжелательность со стороны испытуемых, нежелание сотрудничать и другие признаки могут исказить результаты обследования и личностные показатели.

7. Полученные данные с помощью личностных тестов необходимо рассматривать в контексте и в сочетании с другими материалами об испытуемых (наблюдениями, характеристиками независимых экспертов и т.д.). Например, сбор подробных биографических данных часто помогает психологу в правильной интерпретации личностных черт испытуемого так же, как и в выявлении устойчивости этих показателей.

8. В программах обследования с применением личностных тестов следует предусмотреть, наряду с тестированием слушателей, исследование личностных особенностей их руководителей. Такой подход позволяет психологу выяснить причины существующих у них затруднений и проблем в сфере межличностных отношений.

9. Полученные личностные показатели необходимо использовать при интерпрета-

ции других результатов тестирования (например, полученных с помощью социограммы).

10. Результаты личностного тестирования следует интерпретировать в рамках общей программы обследования с привлечением биографических и социально-демографических данных и более изменчивых ситуативных показателей настроения и состояний.

® Результаты личностного тестирования могут иметь практическую значимость.

• После проведения психологических исследований командующий состав может более эффективно работать с подчиненными. Поведение их в стрессовой ситуации или в различных мероприятиях не будет для командира неожиданностью.

• Результаты тестирования личности могут с большим успехом использоваться в индивидуально-воспитательной работе для максимизации умений в решении личностных проблем и сведения их к минимуму.

• Если слушатель понимает значение полученных показателей, то он может более глубоко понять самого себя. Подобное понимание будет способствовать повышению его эффективности в работе и более устойчивой эмоциональной адаптации.

• Анализ различий в личностных профилях слушателей может служить для оптимизации их межличностных отношений и предотвращения возникновения нежелательных форм взаимодействия.

• Показатели определенных черт личности вместе с результатами тщательного анализа бесед, автобиографических данных и данных проективных тестов могут помочь выявить кандидатов на поступление в специализированные учебные заведения, их эмоциональную адаптированность или состояния, которые требуют особого внимания, либо в данный момент, либо в ходе служебной деятельности или учебы и др.

Таким образом, при психологическом профессиональном отборе в зависимости от этапов можно применять различные комплексы психодиагностических методов изучения личности. Выбор специальной комбинации тестов всегда должен определяться конкретной задачей.

Литература

1. Буслаева Л.А., Колчаков А.М. Профессионально-психологический отбор в вузе: (Опыт работы) // Психопедагогика в правоохранительных органах. — Омск, 1996. — №2 (4).

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.