Научная статья на тему 'ОТБОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ (Па примере БСИ МВД России)'

ОТБОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ (Па примере БСИ МВД России) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТБОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ (Па примере БСИ МВД России)»

- проведения психоконсультационной и психокоррекционной работы;

- оценки степени социально-психологической адаптации сотрудников, принятия мер для ее улучшения; д

- выработки оптимальных мер психолого-педагогического воздействия на личный состав ОВД.

Общие принципы психодиагностики, Кодекса профессиональной этики психолога, нормативные правовые акты и документы, регламентирующие деятельность психологической службы МВД России, позволяют сформулировать требования для проведения конкретных процедур диагностики психологических особенностей и состояния сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании. Такие диагностические процедуры должны обеспечивать: конфиденциальность, доброжелательное отношение, объективность, динамичность, минимизацию вмешательства в профессиональную и личную жизнь сотрудника. Доброжелательность и объективность предполагают непредвзятость, нравственную добросовестность выводов. Динамичность предусматривает определенную периодичность сбора данных о сотруднике из группы повышенного внимания, которая устанавливается индивидуально, но не реже 1 раза в квартал. Требования минимальности вмешательства в деятельность сотрудника и служебного коллектива предполагают использование таких психотехнологий, которые бы не препятствовали реализации личного времени и несению службы сотрудником.

Непременным компонентом деятельности психолога, осуществляющего психологическое сопровождение сотрудников, является диагностика эффективности, корректировка и совершенствование работы, Эффективное психологическое сопровождение сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, невозможно без взаимодействия психологов с другими должностными лицами органа внутренних дел. Этому часто препятствуют определенные объективные причины.

Прежде всего необходимо отметить, что эффективное психологическое взаимодействие возможно только на межличностном уровне. Именно общение, взаимное доверие, благожелательное отношение и уважение между психологом и сотрудниками других служб позволяют успешно взаимодействовать в нужном направлении. Нормативные правовые акты и документы МВД России, опыт работы с персоналом ОВД указывают на необходимость корректного обращения с информацией психологического характера, что требует определенного уровня психологической подготовки и личностных качеств обладателей этой информации.

Выделенные направления деятельности при осуществлении психологического сопровождения ГПВ, задачи и методы их решения, уровни организационной системы ОВД, на которых могут решаться эти задачи, являются общими. Специфика деятельности психолога при сопровождении конкретного сотрудника определяется содержанием психологических проблем последнего, квалификацией психолога и особенностями организации служебной деятельности в том подразделении, где служат психолог и сотрудник. При этом гуманизм и кон-м фиденциальность - две необходимые составляющие успешности психологического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании психолога.

Наличие в субъектах Российской Федерации разноуровневых звеньев психологической службы и анализ практики их функционирования позволяет отметить некоторую разобщенность и отсутствие необходимой преемственности в работе. Решение проблемы взаимодействия психологов различных подразделений органов внутренних дел в процессе психолого-педагогического сопровождения сотрудников, нуждающихся в повышенном внимании, повысит эффективность деятельности всей психологической службы МВД России (см. схему).

Схема

Взаимодействие психологов различных звеньев психологической службы МВД России

Условные обозначения. Заключения на:

1) стажера, имеющего группу риска по результатам первого этапа профессионального психологического отбора;

2) сотрудника, направленного на профилактический осмотр;

3) сотрудника, направленного на консультацию в ЦПД;

4) кандидата, стажера; >

5) сотрудника, отнесенного к группе риска по результатам профилактического психологического осмотра;

6) сотрудника по результатам психологической консультации;

7) абитуриента;

8) сотрудника, поступающего учиться;

9) выпускника;

10) абитуриента;

11) курсанта, сотрудника после консультации;

12) курсанта, сотрудника, направленного на консультацию;

13) выпускника, испытывавшего состояние дезадаптации при обучении в ведомственном вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономарев И.Б. Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел: Избранные труды. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

ОТБОР В, СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Па примере БСИ МВД России

Т.А. Козлова, начальник отделения, Ю.В. Фромич, психолог-инспектор Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Основным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и средние образовательные учреждения МВД России. Отбор наиболее пригодных кандидатов на учебу призван обеспечить существующий в системе органов внутренних дел многоступенчатый профессиональный отбор.

В общем виде отбор в ОВД представляет собой четыре последовательных этапа: социально-правовой, медицинский, психологический и конкурсно-экзаменационный. Все эти этапы имеют юридическую базу и методическое обеспечение. Правовой базой психологического отбора служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. Они определяют статус, цели и задачи психологического отбора, регламентируют порядок его проведения и использования полученных результатов.

104

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 “О милиции” “на службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации... способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудника милиции обязанности”. Установление соответствия этих качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения системы МВД России, нормативно одобренным требованиям является основной задачей профессионального психологического отбора. Важно и то, что отказ в приеме на службу или учебу по результатам этЬго отбора защищает как самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным и психофизическим параметрам деятельности, снижая риск возникновения у него психосоматических заболеваний, так и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать, корригировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию.

Первоначально кандидат на учебу проходит психологическое обследование в региональном Центре психодиагностики (ЦПД) за 3-4 месяца до вступительных экзаменов. В деятельности ЦПД не предусмотрены отдельные критерии годности для кандидатов на учебу, к ним предъявляются такие же требования, как к поступающим на службу в ОВД.

Следующий этап психологического отбора проводит отделение психологического обеспечения Восточно-Сибирского института (ВСИ) МВД России непосредственно перед вступительными экзаменами. Задачами этого этапа являются:

- окончательное определение пригодности абитуриента к обучению;

- разработка мероприятий по психологическому сопровождению курсантов’

- подготовка рекомендаций по рациональному распределению курсантов в учебные группы и на должности младших командиров.

Психологи ВСИ МВД России, ознакомившись с сопроводительными документами, проводят углубленное психологическое обследование, направленное на изучение и оценку психологических особенностей личности, уровня развития умственных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств, особенностей межличностного общения.

По результатам выносится одно из следующих заключений о пригодности абитуриента к обучению:

-рекомендуется в первую очередь - кандидат полностью соответствует требованиям обучения;

- рекомендуется - кандидат в основном соответствует требованиям обучения;

- рекомендуется условно - частично соответствует требованиям обучения;

- не рекомендуется - не соответствует требованиям обучения.

Для установления групп пригодности применяются критерии выявления и оценки факторов так называемой группы риска. Используется комплексный подход, основанный на изучении:

- биологических факторов (наследственных и экзогенных);

- психосоциальных (неблагоприятные социально-средо-вые условия, аутоагрессивные формы поведения, неадекватные мотивы поступления на учебу в:ОВД);

- факторов, выявленных при психодиагностическом обследовании (низкий уровень интеллектуального развития, социально-педагогическая запущенность, негативные черты характера, низкий уровень психической адаптации);

- факторов, выявленных при психофизиологическом обследовании (уровень физического развития и работоспособности, внимания, объем восприятия и оперативной памяти и т.д.).

Абитуриенты, у которых в ходе обследования выявляются какие-либо факторы “группы риска”, но предполагается, что при условии контроля со стороны они не повлияют на успешность обучения, признаются рекомендованными.

Абитуриенты, у которых повышенная вероятность возникновения состояний дезадаптации и развития нервно-психических нарушений, психосоматических заболеваний, возникновения отклоняющихся форм поведения, признаются рекомендованными условно.

Абитуриенты, которые при экспертной оценке имеют низкий уровень психологических, психофизиологических профессионально значимых качеств, а также оіраниченньїе адаптационные возможности, обусловливающие невозможность подготовки их в образовательных учреждениях МВД России, признаются не рекомендованными. Для них характерны неадекватная личностная мотивационная направленность, негативные личностные характеристики, асоциальные формы поведения, выраженные признаки социальной и психической дезадаптации, низкий уровень интеллектуального развития, вероятность возникновения заболеваний.

При проведении психологического отбора в ВСИ МВД России используется комплексный подход. Применяющийся пакет психодиагностических методик позволяет детально исследовать интеллектуальную, мотивационно-ценностную сферу личности, характерологические особенности кандидатов и принять комиссионно аргументированное решение об интеллектуально мотивационной готовности абитуриента к обучению в соответствии со спецификой факультетов ВСИ МВД России.

Основные проблемы профессионально отбора в сложившихся социально-демографических условиях - это снижение конкурса и мотивации к службе в ОВД, а также из года в год наблюдается снижение интеллектуальных способностей абитуриентов, их образовательного и культурного уровня, общей эрудиции, морально-нравственных качеств, состояния здоровья, физической подготовленности, хотя престиж нашего вуза достаточно высок.

Ежегодно отделением психологического обеспечения ВСИ МВД России обследуется более 700 кандидатов на учебу. В 2003 г. из общего количества прибывших для прохождения вступительных испытаний еще по данным ЦПД только один абитуриент был с заключением “рекомендован в первую очередь”. А в 2004 г. абитуриентов с заключением “рекомендован в первую очередь” направлено не было, 15% обследуемых имели “группу риска”, около 30% кандидатов имели различные факторы, затрудняющие службу и учебу в образовательных учреждениях МВД России, около 10% имели уровень интеллекта нижесредненормативных значений. Отмечаются случаи, когда на учебу направляются лица, употребляющие наркотики. Этой работе мы уделяем особое внимание.

Анализируя результаты психологического обследования абитуриентов, поступавших в ВСИ МВД России в 2004 г. установили, что заключение “рекомендуется на учебу” выставлено 52% обследуемых, с заключением “рекомендуется условно” (“группа риска”) было 48% и с заключением “не рекомендуется” - 3%. В целом число абитуриентов, “рекомендованных условно”, остается относительно стабильным в течение трех лет.

У абитуриентов, включенных в “группу риска”, преобладали следующие негативные особенности - нервно-эмоциональная или вегетативная неустойчивость, признаки психического инфантилизма, сниженный уровень работоспособности, примитивность, ограниченность кругозора, средний и низкий уровень способности к анализу и обобщению информации, снижение уровня познавательных процессов.

Среди зачисленных на учебу по результатам тестирования 31 % показали средний и 10% - низкий уровень интеллек-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

105

та. При собеседовании у 47% их выявлен ограниченный кругозор и низкий объем общеобразовательных знаний, у 20% - примитивность мышления, трудности абстрагирования.

Среди факторов, отражающих уровень психической адаптации, у 38% курсантов преобладали проявления нервноэмоциональной неустойчивости и у 36% - склонность к невротическому реагированию в стрессовых ситуациях.

При изучении ценностно-мотивационной сферы выявлено, что у 66% зачисленных преобладают профессиональнопознавательные мотивы. На решение поступать в ВСИ МВД России у 50% зачисленных на первый курс повлияла привлекательность профессии, 21% их поступили главным образом по совету родителей и знакомых, 53% респондентов сообщили, что если им не удастся поступить, они повторят попытку на следующий год.

Качественная и количественная характеристики пополнения института в полной мере отражают все социально-демографические процессы в стране. Среди кандидатов на учебу в ВСИ МВД России увеличивается число лиц, имеющих неопределенную мотивацию и негативные личностные особенности, а также сниженные адаптивные возможности к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Исследования показывают, что наиболее успешными являются курсанты, которые характеризуются по психологическим качествам как активные, уверенные в себе, умеющие вести беседу, доказывать свою точку зрения, способные связно и логично излагать свои мысли, быстро устанавливать контакты с новыми людьми, решать свои и чужие проблемы, остроумные и сообразительные, обладающие наблюдательностью, умеющие распределить внимание при выполнении нескольких действий, склонные к лидерству, хорошие организаторы, дружелюбные, открытые, уравновешенные, сдержанные и не теряющие самообладания при конфликтах. Помимо этого они спортивные, выносливые, сильные.

Неуспешные курсанты характеризуются прямо противоположно: пассивные, неуверенные в себе, не умеющие вести беседу, доказывать свою точку зрения, неспособные связно излагать свои мысли, с трудом устанавливающие контакты с новыми людьми, склонные к ссорам, неуравновешенные, вспыльчивые, легко вступающие в конфликт.

Первым этапом повышения качества потенциального пополнения является профориентационная работа. Как одно из направлений, необходимо развивать и усиливать различные формы профориентационной работы среди учащихся школ. В нашем институте проводится консультирование кандидатов на учебу и их родителей по вопросам поступления. Психолог помогает разобраться - соответствуют ли способности и интересы личности выбранной профессии. В качестве положительного опыта следует отметить участие психологов в работе “Воскресного кадетского корпуса” для будущих кандидатов на учебу. Перспективным направлением в этой работе будет создание единого информационного психологического пространства между общеобразовательными средними школами и учебными заведениями МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ГУК МВД России, 2003.

2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 “О милиции” 7/ Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - Ст. 1666.

3. Инструкция по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России: Письмо ГУК МВД России № 21/13/1640. - М., 1996.

4. Методические рекомендации “Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России”. - М.: ВНИИПО, 2000.

5. Методические указания “Организация профессионального психологического отбора в органы внутренних дел и внутренние войска МВД России”. - М., 1999.

6. Методические указания «Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России”. - М., 1999.

МЕТОДИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД

С. В. Гейнц, начальник отделения психологической работы УВД Томской области

Деятельность руководителей органов внутренних дел постоянно сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками. Рабочий день руководителя ОВД иногда продолжается в течение суток, он насыщен решением проблем, связанных с возникающими задачами и повседневными обязанностями.

Наиболее важное место в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел занимает непосредственная работа с людьми. Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель постоянно находится во взаимоотношениях и взаимодействии с различными категориями должностных лиц, руководителей различного ранга, с личным составом. Кроме того, у руководителей множество внешних функций: взаимодействие с другими службами, правоохранительными органами, различными организациями.

Такие взаимоотношения характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий, высоким уровнем ответственности и требуют от руководителя проявления таких качеств, как уравновешенность, стрессо-устойчивость, умение принимать своевременные решения, эффективно решать спорные служебные вопросы. Специфика деятельности руководителя ОВД заключается в том, что она ежедневно порождает подобные стрессовые, конфликтные ситуации. Руководитель практически все время пребывает в состоянии стресса. Интенсивное воздействие стресс-факторов оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональную устойчивость руководителя, снижение которой влечет за собой сложности осуществления коммуникативного процесса и управленческой деятельности.

В связи с этим важно уметь оказать руководителям необходимую психологическую поддержку либо в процессе индивидуальных консультаций, либо при обучении основам психологических знаний на занятиях по профессиональной психологической подготовке.

Наряду с применением известных методов саморегуляции (контроль дыхания, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг и т.п.) возможно использование методик, включающих элементы техник НЛП, которым обучают на семинарах Р. Коннера и его учеников, а также поделиться опытом использования приборов аудиовизуальной стимуляции типа “Вояджер” для оказания психологической помощи.

“Ресурсный круг силы ”

Эта методика, заключающаяся в якорении ресурсного состояния: эффективности, компетентности, уверенности, находчивости - полезна перед публичными выступлениями руководителей на коллегиях, оперативных совещаниях, перед ответственными встречами, перед тем, как идти к вышестоящему начальнику. Якорем здесь будет сложный стимул, включающий все системы восприятия: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

106

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.