Научная статья на тему 'Исследование структуры психологической готовности к обучению абитуриентов и первокурсииков'

Исследование структуры психологической готовности к обучению абитуриентов и первокурсииков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры психологической готовности к обучению абитуриентов и первокурсииков»

Исследование структуры психологической готовности к обучению абитуриентов и первокурсников

Старший научный сотрудник кандидат педагогических наук В.И.Барко, ведущий научный сотрудник кандидат технических наук И.О.Шматко

Национальная академия внутренних дел Украины,

г. Киев

Р~Ц июне — июле 1996 г. сотрудниками научной лаборатории кадровых и .щЦРяР психологических проблем ОВД научного центра Национальной академии внутренних дел Украины (НАВДУ) и кафедры юридической психологии было проведено психологическое тестирование абитуриентов с целью определения уровня мотивационной и интеллектуальной готовности поступающих к обучению в вузе МВД.

Психологическое обследование проводилось накануне вступительных экзаменов по разработанной лабораторией методике, утвержденной приказом ГУК МВД Украины.

По результатам тестирования абитуриентов выделено 3 группы:

1 — высокий уровень мотивационной и интеллектуальной готовности к обучению (1 уровень);

2 — промежуточный уровень готовности к обучению (2 уровень);

3 — низкий уровень готовности к обучению (3 уровень).

В соответствии с концепцией психологического отбора, проверенной путем анализа результатов тестирования и академической успеваемости курсантов 15 вузов МВД Украины, абитуриенты с первым уровнем готовности имеют наилучшие способности к обучению в вузе юридического профиля и при условии одинаковых результатов вступительных экзаменационных оценок подлежат зачислению в первую очередь. Абитуриенты с третьим уровнем готовности считаются недостаточно психологически подго-

44

товленными к обучению в вузах системы МВД, зачислять их нежелательно.

В процессе психологического тестирования было обследовано 2310 кандидатов на обучение в НАВДУ. Из них первый, высокий уровень готовности к обучению, продемонстрировали 298 человек (13% от общего числа абитуриентов); второй, промежуточный — 1313 человек (57%), третий, низкий — 233 человека (10%). Не проходили тестирования 466 человек (20%). Зачислено в НАВУ 733 человека, или 32% от общего числа абитуриентов.

Исследование также показало, что среди абитуриентов с первым уровнем готовности к обучению в НАВДУ зачислено 104 человека (14% от общего числа зачисленных); со вторым уровнем — 486 человек (66%); с третьим уровнем — 80 человек (11 %). Зачислено без тестирования 66 человек (9%). Таким образом, большинство первокурсников (80%) имеют приемлемый уровень мотивационной и интеллектуальной готовности к обучению. Небольшое количество имеют промежуточный уровень, что может быть объяснено доминированием в выборке лиц со вторым уровнем готовности (57%). Третий, низкий уровень готовности к обучению имеет лишь одна десятая часть зачисленных первокурсников, что является приемлемым показателем.

Среднее арифметическое значение полученных на вступительных экзаменах оценок составляет соответственно: для абитуриентов с первым уровнем готовности — 16,6 баллов, со вторым — 16,19, с третьим — 16,01 балла. Приведенные данные свидетельствуют в целом о лучшей успеваемости на вступительных экзаменах курсантов с более высоким уровнем интеллектуально-мотивационной готовности.

“Отсеяно” во время вступительных экзаменов: с первым уровнем готовности к обучению — 194 человека (12,3% от количества “отсеянных”); со вторым уровнем — 827 человек (53,1%); с третьим уровнем — 212 человек (13,4%). Из числа нетестированных “отсеяно” 344 человека (21,0%). Таким образом, наибольшее количество “отсеянных” приходится на абитуриентов со вторым уровнем готовности.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г8) между данными психологического тестирования в НАВДУ и результатами вступительных экзаменов составляет г$=0,56; этот же коэффициент между параметрами психологического тестирования в областях и результатами экзаменов составляет г5=0,17. Таким образом, тестирование

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

в НАВДУ является более объективным, о чем свидетельствует более тесная связь результатов тестирования и экзаменационных оценок.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство первокурсников продемонстрировали второй уровень готовности к обучению (66% от количества зачисленных), причем значительная их часть получила заниженные показатели по параметру мотивационной готовности к обучению (табл. 1).

Таблица 1

Распределение обследованных в соответствии с показателями уровня готовности к обучению, %

Показатели готовности Уровень готовности

1 2 3

Интеллектуальный 50 32 9

Мотивационный 17 34 40

Итоговый 14 66 11

Как видно из таблицы, высокий интеллект (первый уровень) присущ 50% первокурсников, а высокий уровень мотивации — 17%. В то же время низкий интеллект (третий уровень) продемонстрировали лишь 9% курсантов, а третий уровень мотивации — 40% первокурсников, что особенно наглядно представлено на гистограмме (рис.).

Уровень готовности

— интеллект Щ||| — мотивация Рис.

В целом второй и третий уровни мотивации продемонстрировали 74% зачисленных, причем значительная часть курсантов (40%) имеют неблагоприятные показатели мотивационной готовности.

Среди курсантов с первым уровнем готовности большинство (60%) имеют высокий интеллект, и всем им присущ высокий уровень мотивации (табл. 2). Среди курсантов со вторым уровнем готовности к обучению приблизительно половине (46,0%) присуща неблагоприятная мотивация, и лишь 3,0% — низкий интеллект. Среди курсантов с третьим уровнем готовности подавляющее большинство (92,0%) имеют низкий уровень мотивации, и только 6,0% - низкий интеллект.

Таблица 2

Доля интеллектуальных и мотивационных компонентов по разным уровням готовности к обучению, %

Уровень готовности Показатели готовности

Интеллект Мотивация

1 2 3 1 2 3

1 60 40 - 100 - -

2 49 48 3 4 50 46

- 94 6 - 8 92

Таким образом, почти половина зачисленных первокурсников имеют неблагоприятные показатели мотивационной готовности к обучению, что свидетельствует о неопределенности жизненных целей, слабой ориентации на результаты обучения, недостаточной профессиональной направленности личности.

Проведем также сравнительный анализ результатов психологического тестирования по областям Украины и НАВДУ (табл. 3).

Наибольшее количество несовпадений прогнозов областей с прогнозом НАВДУ наблюдается в Луганской, Черкасской, Черниговской, Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Николаевской областях, а также в Крыму. Учитывая, что различие результатов тестирования по предложенным методикам не должно превышать значения суммы величины ошибки измерения и ошибки надежности теста (приблизительно 20-25%), можно сделать вывод о недостаточно объективном подходе к психологическому тестированию абитуриентов в указанных областях. Наиболее квалифицированным оказался подход к обследованию в Полтавской, Харьковской, Донецкой, Одесской, Иваново-Фран-ковской областях и в г. Киеве.

Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве случаев происходило

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

45

Таблица 3

Результаты психологического тестирования абитуриентов по областям Украины, %

Регион, ОВД Количество несовпадений с данными НАВДУ Количество завышенных прогнозов Количество заниженных прогнозов Доля курсантов области среди зачисленных Доля зачисленных от общего ко-личества абитуриентов области

Луганская 60 16 57 0,54 67

Черкасская 44 22 44 3,8 38

Черниговская 42 33 33 3,5 26

Винницкая 42 13 37 7,0 45

Житомирская 42 20 45 5,0 35

Крым 37 0 52 0,7 18

Закарпатская 35 29 41 4,5 33

Николаевская 32 12 36 3,6 40

Приднепровская ж/д 32 20 60 0,1 20

Запорожская 32 20 40 0,5 20

Черновицкая 31 6 42 1,8 31

I Днепропетровская 31 13 44 3,0 20

| Тернопольская 30 0 47 2,0 22

| Севастополь 30 11 55 0,13 11

Херсонская 30 12 40 1,3 25

Ровенская 30 24 31 1,2 14

Хмельницкая 28 19 30 4,2 33

Киевская 27 20 25 14,6 31

Кировоградская 27 14 34 3,2 33

Сумская 27 24 22 1,6 26

Одесская 27 10 63 1,0 21

Волынская 25 10 48 1,5 12

И ваново-Франковская 25 13 36 1,3 20

Киев 22 15 25 26 38

Одесская ж/д 20 0 20 0,1 25

ГУБОП МВДУ 20 0 50 0 0

Донецкая 17 13 43 0,8 17

Харьковская 13 25 25 0,3 13

ГУКП МВДУ 16 0 36 1,3 83

Львовская 8 0 43 2,3 48

4-й отдел 0 0 25 0,13 50

Полтавская 0 0 0 3,0 20

46

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

занижение уровня мотивационной и интеллектуальной готовности к обучению (в среднем на 30%). В меньшей степени проявлялась ошибка завышения прогноза (в среднем на 12%). Частично это объясняется объективными причинами, например, эффектом обучаемости личности в процессе повторного решения одного и того же теста. Поскольку тестирование в НАВДУ проводилось позднее, чем в областях, то некоторое улучшение результатов тестирования по сравнению с первичным, было ожидаемым.

Среди первокурсников НАВДУ наибольшее количество зачислено из Киева (26%), Киевской области (14,6%), Закарпатской (4,5%), Хмельницкой (4,2%) и Черкасской (3,8%) областей (см. табл. 3). Наиболее подготовленными к вступительным экзаменам оказались абитуриенты из Луганской области (67% зачисленных из общего количества абитуриентов области), Винницкой (45%), Николаевской (40%), Черкасской (38%) областей и г.Киева (38%) (см. табл. 3).

Таким образом, разработанная методика психологического отбора абитуриентов вузов МВД Украины оказалась полезной для выявления структуры психологической готовности личности к обучению, выявления наиболее мотивационно и интеллектуально подготовленного к обучению контингента поступающих. Как и в 1996 г., большинство зачисленных первокурсников продемонстрировали промежуточный уровень готовности к обучению. По сравнению с этим годом несколько уменьшилось количество курсантов с высоким уровнем готовности (на 5%), доля курсантов с низким уровнем осталась на том же уровне (11%). Сохранилась тенденция к зачислению на первый курс НАВДУ лиц с неблагоприятной мотивационной структурой (42% в 1995 г. и 40% в 1996 г.) Таким образом, в вузы МВД Украины продолжает попадать значительное количество молодежи с не определенными в достаточной мере жизненными целями и профнаправленностью.

Анализ результатов тестирования по областям Украины показал, что психодиагностическая работа на местах нередко сопровождается ошибками в прогнозах. Во избежание ошибок считаем целесообразным дальнейшую работу по определению готовности молодежи к обучению проводить лишь на базе организаций, располагающих квалифицированным психологическим персоналом.

Трехлетние исследования с использованием методики психологического отбора абитуриентов в вузы МВД подтвердили необ-

ходимость дальнейшего ее усовершенствования в направлении коррекции тестовых заданий и замены некоторых из них с целью элиминирования эффекта обучаемости при повторном решении одинаковых тестов, а также внедрения дополнительных методов исследования мотивационной направленности с целью более детального анализа профессиональной направленности абитуриентов.

Система

профессионального психологического отвара га воспитания

м$ овд

Кандидат педагогических наук А.Ф.Караваев, доктор педагогических наук, профессор Г.Д.Бабушкин, кандидат юридических наук А.С.Бахта,

старший преподаватель В.Р.Билль

Омский юридический институт МВД России

Психолог А,А.Буслаева

Омская таможня

Психолог В.К.Михайлова

УВД Омской области

Для успешного решения задачи разработки системы психологического отбора абитуриентов, кандидатов для зачисления в учебные заведения МВД необходима определенная последовательность мероприятий. Общая задача заключается в выборе наиболее информативных методик, с помощью которых можно было бы полностью охарактеризовать те качества специалистов ОРД, от которых зависит успешная и эффективная работа. Особая трудность заключается в том, что надо охарактеризовать не только наличные свойства, но и предсказать, как они будут развиваться при обучении и в профессиональной деятельности. Начинать исследования рекомендуется с проведения анализа профессио-граммы специалистов. Нет необходимости анализировать всю деятельность, надо выделить лишь некоторые, наиболее ответственные ее элементы. При этом следует основываться на объективных данных, получаемых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.