Данный метод можно применить и в индивидуальной беседе с абитуриентами, не справившимися с предложенными заданиями профотбора, для предоставления рекомендаций в приемную комиссию вузов об их допуске к вступительным экзаменам.
Целесообразно по разработанной нами программе проводить занятия в системе служебной подготовки с начальниками и заместителями начальников учебных подразделений, а также с сотрудниками групп ПфО по обучению этому методу, который будет способствовать их взаимодействию и общению со слушателями в период их учебы.
* Здесь полезно сказать, что у психологов значительно вырос интерес к изучению личности человека на основе знаков его тела. Существует несколько подходов (2; 3; 5; 9), для которых свойственен описательный характер без обращения к ФА.
Литература
1. Брагина Н.Н., Готилидзе Н.В., Доброхотова Т.А. и др. Человек асимметричный (к программе комплексного исследования функциональных асимметрий человека) //Человеческий фактор в правоохранительных системах. — 4.1. — Орел, 1996 (в печати).
2. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж, 1993.
3. Ниренберг Д., Калеро Д. Читать человека как книгу. — М.: Экономика, 1990.
4. Носков Б.П., Узилевский Г.Я. О проверке скоростного метода определения облика личности и прогнозирования ее развития //Психодіагностика. — Харків, 1995 (Актуальні проблеми сучасноі психологіі: Матеріали других міжнародних психологічних читань).
5. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992.
6. Узилевский Г.Я. О языке индикаторов функциональных асимметрий //Бахинские чтения. — Орел, 1994.
7. Узилевский Г.Я. Основы формирования скоростного метода определения облика личности и прогнозирования ее развития // Семиотика тела. — Орел, 1995.
8. Узилевский Г.Я. Язык индикаторов функциональных асимметрий мозга человека и изучение развития личности //Актуальные проблемы современной психологии. — Харьков, 1993.
9. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. — М., 1993.
Опыт работы по психологическому отбору абитуриентов в вузах МВД Украины
Канд. лед. наук В.И.Барко, А.В.Гайдашук, канд. технич. наук И.О. Шматко Украинская академия внутренних дел, г.Киев
Отделом психофизиологического отбора личного состава органов внутренних дел На-учно-исследовательского центра Украинской академии внутренних дел (УАВД) в августе-ноябре 1995 г. проведено исследование по анализу направленной из вузов МВД Украины информации о результатах психологического отбора первокурсников 1994-1995 гг. обучения. Изучены данные, полученные из 15 вузов МВД Украины, объем выборки слушателей составил более 3 ООО человек. В процессе исследования рассматривались показатели психологической готовности личности к обучению — интеллект и мотивационная структура, анализировались академическая успеваемость по результатам зимней и летней сессий, экспертные оценки слушателей на их соответствие требованиям вуза МВД. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием ПЭВМ.
Концепция диагностики уровня психологической готовности молодежи к обучению базировалась на идее всестороннего учета степени пригодности личности к определенной деятельности. Готовность к обучению тесно связана с развитием общих способностей человека. Н.С.Лейтес считает необходимым условием развитых общих способностей способность человека к умственной активности, психической саморегуляции. С.Л.Рубинштейн, Д.Векслер также связывают общие способности с интеллектом. В данном исследовании авторы исходили из того, что интеллект является важным фактором объективной готовности к обучению.
В структуру общих способностей включаются также неинтеллектуальные факторы, которые содержат в своей структуре различные свойства личности, в частности, особенности мотивации, эмоциональной сферы, темперамента. Доказано, что максимальной эффективности деятельности отвечает оптимальная сила мотивации. Успеху трудовой и учебной деятельности, как правило, соответствует средний уровень мотивации на собственный престиж и благосостояние, а связь
между успешностью и мотивацией на взаимные действия является обратной.
Для исследования интеллектуального уровня абитуриентов использовались тесты Амтхауэра и Равена, для выявления мотивационной направленности — личностный ориентационный опросник Смекала-Кучеры. Разработанная процедура применения указанных методик и анализа результатов позволила выделить три уровня готовности к обучению: 1 уровень — высокий; 2 — промежуточный; 3 — низкий, он включает три возможных подуровня — 3-1 — абитуриенты с промежуточным уровнем интеллекта, но неблагоприятной мотивацией; 3-2 — с промежуточной мотивационной направленностью, но низким интеллектом; 3-3 — абитуриенты с низким интеллектом и неблагоприятной для обучения мотивацией.
Психологическое тестирование с целью диагностики уровня готовности к обучению в вузе системы МВД прошли 85,2% зачисленных первокурсника. Анализ результатов психологического тестирования и академической успеваемости позволил сделать ряд выводов.
1. Показатели итогового прогноза готовности личности к обучению достаточно тесно связаны с академической успеваемостью (среднее для всей выборки значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена между упомянутыми показателями составляет
0,64 при р<0,01). Исследование также показало, что абитуриенты, которые получили в ходе обследования высокий (1) и промежуточный (2) уровни готовности, в подавляющем большинстве учатся лучше, чем те, которые получили низкий (3) уровень.
2. Сравнение успеваемости слушателей, которые прошли психологическое тестирование (п = 3024 чел. — первая выборка), и слушателей, которые его не проходили (п = 525 чел. — вторая выборка), показало, что лучшими данными характеризуется первая группа. Подчеркнем, что в первой выборке намного меньше слушателей с низкими показателями успеваемости. Таким образом, психологическое тестирование содействует отсеву именно потенциально неуспевающих лиц.
3. Усредненные для всей выборки данные свидетельствуют о том, что среди показателей готовности к обучению наибольшее влияние на академическую успеваемость оказывает степень развития мотивационной направленности личности, влияние интеллекту-
ального уровня несколько слабее. Поэтому при условии равенства баллов вступительных экзаменов и общего прогнозного уровня при зачислении в вуз следует отдавать предпочтение абитуриентам с более благоприятной мотивацией.
4. Экспертная оценка не имеет статистически значимой связи с прогнозным уровнем готовности и академической успеваемостью. Это объясняется тем, что прогнозный уровень, полученный на основе разработанной методики, отражает сформирован-ность у абитуриентов способности к обучению в вузе юридического профиля, а экспертная оценка в большей степени свидетельствует о соответствии слушателя требованиям милицейской профессии, высокий уровень которой формируется постепенно, поэтому у первокурсников он не может быть достаточно связанным с прогнозом готовности и успеваемостью.
Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД
Старший научн. сотр. В.В.Лебедько Хабаровская высшая школа МВД России
Основная задача профессионально-пси-хологического отбора, проводимого в вузе МВД, — определение интеллектуально-мотивационной готовности к обучению, выявление профессионально значимых, познавательных психических свойств личности, эмоционально-волевых качеств, необходимых для успешного обучения, овладения избранной специальностью и эффективного приложения полученных знаний в практической деятельности.
Качества личности слушателя, определяющие его будущее профессиональное мастерство, формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности.
Их можно сгруппировать следующим образом:
1. Сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция).
2. Мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме интереса, влечений, стремлений, привычек, установок.
3. Интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения).
4. Эмоционально-волевые свойства.