Научная статья на тему 'Работа по адаптации молодых сотрудников в правоохранительных органах'

Работа по адаптации молодых сотрудников в правоохранительных органах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа по адаптации молодых сотрудников в правоохранительных органах»

по незначительным поводам или беспричинно.

Второй тип — "избежание обстоятельств'' — характеризуется углублением человека в собственные переживания, обращением своей психической энергии на генерацию негативных состояний, самокопанием, самообвинением, самобичеванием и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Личность начинает ощущать саму себя источником всех бед, а отсюда формируется чувство полной безысходности, потому что, по ее мнению, влиять на среду она не способна. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отчужденностью, обращенностью в сферу негативных тяжелых размышлений. В случае развития адаптации путем неустойчивой психической деятельности появляется угроза глубоких психических изменений личности, которые могут обусловить нервно-психические расстройства и психические заболевания в случае не своевременной диагностики дезадаптированного состояния. Г.Ф.Хохряковым установлено, что среди сотрудников, служебная деятельность которых связана с непосредственным общением с осужденными. случаи психических нарушений встречаются на 16% чаще (10,17).

С позиций системного подхода, принципов детерминизма и развития психики в процессе деятельности (по К.К.Платонову, А.М.Леонтьеву, С.Л.Рубинштейну). следует учитывать зависимости, которые обусловлены взаимодействием внутренних (биологических, биопсихических, психологических) и внешних (социальных) детерминант. Благодаря этому психическое развитие является не простым восприятием внешних воздействий, а результатом конвергенции внутренних факторов с внешними условиями развития (8. 328).

Таким образом, влияние шщивидуально-психо-логических особенностей курсантов на процесс их профессионального становления на этапе адаптации к условиям вуза является не только определяющим. но и специфическим фактором. Итак, речь идет о формировании профессионально важных качеств специалиста через призму анализа влияний взаимосвязанных факторов развития личности. Особо важно, на наш взгляд, определение интегральных показателей взаимодействия групп факторов, которые дают ответ на вопрос, какую личность, в каких условиях необходимо готовить к эффективной работе в УИН. Считаем целесообразным также провести комплексное исследование специфики протекания процесса социально-психологической адаптации курсантов пенитенциарной специализации, динамики и основных механизмов адаптационного процесса в условиях учебного заведения МВД. Принципиально важно изучить типологии индивидуально-психологической склонности личности к развитию по дезадаптивному варианту и

определить комплекс методом диагностики и коррекции состояний, динамики развития профессионально важных качеств сотрудников пенитенциарной системы на этапе социально-психологической адаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды,— В 2 т. — М.. 1980.

2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.. 1983.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — В 2 т. — М., 1983.

4. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса // Соч. — В 7 т. — М.: Педагогика, 1960. — Т.5.

5. Медведев B.C. Професжна деформация сшвроб1тниюв петтенщарних установ. Кихв: РВВ KIBC при УАВС, 1996.

6. Пономарева Е.А. Социально-психологическая характеристика деятельное!и начальника отряда исправительно-трудовой колонии. М., 1981.

7. Рабочая книга практического психолога. М.. 1996.

8. Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. — М., 1957.

9. Сяньов В.М. Пештенщарна гкштика Украши та нова концепщя педагопчно!'д1яльносп устинив кикшит ня покарань // Актуальш проблеми сучасно! пештешцарно1 полыики Украшы: Матер1али науково-практично! конференций — Кит. 25-26 гравия 1995 р — Ки1в: РВВ KIBC при УАВС. 1996.

10. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. — М., 199].

РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Адъюнкт кафедры соииологии

Д.А.Кобзин

Университет шгутренних дел МВД Украины

т. Харьков

Если воспринимать органы внутренних дел как группу, обладающую нормативно заданной структурой функций, ролей, статусов, нормативно организованной социальной средой, включающей оформленные условия поведения, деятельности, проявлений личности, то основными процессами социального поведения в этой группе будут отраженные в сознании следование нормам организации и деятельность личности в нормированных пределах (3).

Социальная адаптация в органах внутренних дел подразумевает не формальное "присутствие", а реальную включенность в деятельность организа-

ции. Этот процесс не сводится к конформизму, который является одной из стратегий адаптации, но часто приводит к ошибкам поведения, связанным с ожиданиями, тревогами, "желанием угодить". Успешный процесс социальной адаптации поступившего на службу в МВД Украины является процессом интериоризации новой для него системы отношений, новых правил. Это накладывает на поведение личности определенные ограничения, связанные с переходом к более регламентированным отношениям, самостоятельности, системе подчинения. Если процесс адаптации протекает успешно, новые нормы начинают в той или иной степени управлять поведением индивида и обеспечивать контекст для его ценностей, отношений, установок. Это находит выражение в первую очередь в хорошей успеваемости (в период обучения), дисциплине, позитивно окрашенных взаимоотношениях с товарищами, начальством. Если же курсант не может включиться в ведущую деятельность, не идет навстречу ролевым ожиданиям, которые ему предъявляются, переживает состояние изолированности, то можно констатировать дезадаптированность к условиям службы.

В настоящий момент многие из поступивших в ОВД демонстрируют ту или иную степень дезадаптации (особенно на ранних сроках обучения и службы). Анализ данных по дисциплине с учетом срока службы нарушителей показывает, что нарушителями в системе ОВД все чаще становятся молодые сотрудники (в 1992 г. — со сроком службы от 5 до 10 лет, в 1993 — 1994 гг.—от 1 до 3 лет). Как показывает статистика, чем дольше сотрудник служит в органах внутренних дел, тем реже он допускает нарушения законности.

Таким образом, возникает необходимость в формулировании более четких критериев социальной адаптации, создании методов изучения степени адаптированности.

В этой связи нами предпринято изучение условий обучения в Университете внутренних дел, в котором приняли участие 150 человек (курсовых офицеров и ку рсантов 1, 3 и 4 факультетов УниВД). В процессе анализа полученных данных были выделены ключевые признаки, на которые ориентируются как курсанты, так и офицеры, оценивая степень адаптированности к условиям обучения.

Так, среди признаков адаптировавшегося курсанта были указаны: хорошие успеваемость (80% курсантов, 16%офицеров), дисциплина (92 и 100% соответственно), взаимоотношения с товарищами (100 и 30%) и командиром (43% и 10%); хорошее здоровье (15% ку рсантов, у офицеров данный признак не указан); самостоятельность (21% курсантов и 54% офицеров); активное участие в общественной жизни (70 и 52% соответственно). Из получен-

ных результатов видно, что социальная адаптация в первую очередь подразумевает состояние, когда курсант без внешних и вну тренних усилий выполняет дисциплинарные требования, задачи учебной деятельности, заинтересован в ее результатах, проявляет активность и самостоятельность.

Среди факторов, вызывающих наибольшие сложности в процессе социальной адаптации, опрошенные выделили следующие: жесткие требования дисциплины (60% курсантов и 30% офицеров); соблюдение четкого распорядка дня (71 и 50% соответственно); система подчинения (45 и 46% соответственно); сочетание службы и учебы (15 и 42% соответственно); жить изолированно от семьи (21 и 9% соответственно). Кроме того. 21 % опрошенных офицеров указали на то, что у многих курсантов вызывает сложности необходимость быть самостоятельным, в то время как в ответах курсантов этот фактор отсутствует. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что наибольшие сложности, с которыми сталкивается первокурсник Университета внутренних дел, связаны с принятием системы отношений, норм, правил проживания и учебы. Это требует от курсанта ответственности, самостоятельности, осознания всех последствий осуществленного профессионального выбора.

Ориентируясь на выделенные в ходе исследования критерии, мы задались целью создать диагностические комплексы, позволяющие социальному работнику, психологу и другим смежным специалистам наделено выявлять степень социальной адаптации в учебном заведении МВД Украины.

В ходе работы нами были сформулированы основные направления изучения социальной адаптации личности к требованиям дисциплины ОВД:

1. Анализ журнала индивидуального изучения, где содержится информация об успеваемости и дисциплине, а также некоторые психологические характеристики курсанта (заключения психолога, отметки начальника курса)(3).

2. Регулярно проводимые социометрические исследования позволяют выявить социометрический статус изучаемого курсанта в группе, его место в неформальных объединениях.

3. Значительную долю информации о личности и поведении изучаемого позволяет получить работа с непосредственным начальством и сокурсниками. С целью се стандартизации и оптимизирования нами разработана социально-психологическая анкета рейтинга курсанта (СПАРК) путем выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, необходимые курсанту для эффективного выполнения своих учебных и дисциплинарных обязанностей. Выборга качеств была сделана авторами на основе экспертной оценки курсантов, производимой офицерами Университета внутрен-

них дел, непосредственно работающими с переменным составом. Анкета содержит 30 пар антонимич-ных качеств, где 15 пар оцениваются как "отрицательные" и 15 — как "положительные" в условиях обучения.

4. Фрагмент анкеты

№ Качества личности 1 2 3 4 5 6 7 Качества личности №

1 Грубый Вежливый 1

2 Скрытный Открытый 2

3 Жадный Щедрый 3

4 Злой Добрый 4

Заполнение производится на каждого курсанта не менее чем тремя офицерами, непосредственно работающими с ним.

Социально-психологическая анкета рейтинга курсанта направлена, в первую очередь, на количественное измерение выраженности тех или иных качеств у исследуемого. Она дает возможность оценить определенные личностные качества курсанта, математически выразить уровень их сформированное™ и сопоставить данные разных людей в рейтинговой системе.

Хотя подобный количественный подход в некоторой степени и ограничен, но позволяет получать данные, которые в сопоставлении с результатами других испытуемых дают возможность сделать вывод о степени адаптированности к условиям службы и обучения. Такая экстраполяция полученной рейтинговой оценки на социальные обстоятельства стала возможна, так как проведенные пилотажные исследования показали, что большинство участвовавших в исследовании, оценивая лиц с деви-антным поведением как признаком неадаптированное™ к обстоятельствам, объясняли его "отрицательными" качествами. В соответствии с требованиями. предъявляемыми служебной дисциплиной, среди характеристик личности сотрудника ОВД (личностных черт. характера, морально-деловых качеств, профессиональной мотивации, направленности, интересов, уровня знаний, служебной подготовленности, специальных навыков и умений), особое значение имеют:

— адекватная профессиональная мотивация;

— эмоциональная зрелость, ответственность;

— психологическая устойчивость;

— высокий уровень профессиональных знаний, служебная подготовленность;

— соответствие черт личности требованиям профессии (участковый — коммуникативность; следователь — внимательность, настойчивость и т.д.).

В результате хорошо адаптированные лица (по результатам других методов изучения) неизменно будут иметь высокий рейтинг, в го время как слабо

адаптированные — низкие показатели.

Однако диагностика дезадаптации — это лишь предварительная мера, позволяющая констатировать сложившуюся ситуацию. Необходимы специальные методы, которые позволили бы выполнить один из принципов социальной работы — принцип "искусства помощи", сущность которого в ''поддержке, стимулировании на конструктивную деятельность, использование всех потенциальных резервов"^).

Наиболее распространенными направлениями социальной работы являются индивидуальное консультирование и групповая работа. Оба направления включают в себя множество методов и дают возможность эффективно осуществлять адаптацию.

В условиях учебных заведений МВД Украины подобная деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь это компактность, так как в одной группе принимают участие от 7 до 15 человек, каждый из которых так или иначе вовлекается в групповые процессы Это направление социальной работы позволяет моделировать те или иные ситуации, что дает возможность отработки необходимых социальных навыков с использованием методик, созданных в гешталът-терапии и психодраме (4). Так как дезадаптация всегда так или иначе связана со сложностями в межличностных отношениях, гру пповая работа позво.ляет осу ществлять социальную терапию более эффективно, чем индивидуальная. Кроме того, существующие процессы групповой динамики в значительной степени активизируют сам процесс социальной работы, делают его более неформальным, групповым, ненавязчивым. Эти преимущества послужили основанием для выбора данного направления как основного в работе с дезадаптироваиными и малоадаптированными курсантами.

В настоящий момент нами создан и проходит первичную апробацию цикл занятий социально-психологического тренинга, цель которого — обеспечить первичну ю адаптацию к требованиям дисциплины. Тренинг рассчитан на 21 час занятий и содержит в себе упражнения, направленные на осознание целей участников, обучение и отработку необходимых навыков. Цикл занятий разбит на темы, охватывающие наиболее важные из проблем, с которыми сталкивается сотрудник, только поступивший на службу в ОВД.

План занятий адаптационного курса

Тема 1. Осознание своего профессионального выбора.

Цель: Улучшение адаптации к условиям обучения в УниВД; обучение адаптивным формам поведения; обучение релаксации.

Количество участников: группы по 7 — 15 человек.

Время проведения: 4 часа.

Упражнения: "Интервью", "Спор".

Тема 2. Взаимоотношения между начальником и подчиненным.

Цель: Разработка стратегий поведения при конфликтах в сфере межличностных отношений, тренинг навыков поведения с начальником.

Количество участников: группы по 7 — 15 человек.

Время проведения: 4 часа.

Упражнения: "Начальник—подчиненный" (психодрама).

Тема 3. Разрешение конфликта.

Занятие 1

Цель: Расширение обязательных познаний о конфликте, что в дальнейшем поможет в решении возникающих противоречий.

Время проведения: 2 часа.

Семинарское занятие.

Занятие 2

Цель: Разработка и апробирование способов поведения в конфликтных ситуациях, активизация адаптивных способностей.

Время проведения: 5 часов.

Количество участников: группы по 7 -15 человек.

Упражнения: "Обвинители — защитники"; "Агрессия. Горячее место"; "Уход от конфликта".

Тема 4. Уверенность в себе. Поведение в форме.

Цель: Расширение поведенческого репертуара членов группы.

Время проведения: 3 часа.

Упражнение: репетиция эф^юктивных поведенческих шаблонов.

Тема 5. Релаксация.

Цель: Обучить участников владеть своим состоянием, настроением, эмоциями. Научить расслабляться и мобилизоваться.

Количество участников: группы по 7 — 15 человек.

Время проведения: 3 часа.

Упражнения: "Гравитация"; "Зажим"; "Допрос": "Набор энергии".

Литература

1 Бандурка О.М., Соболев В.О., Рущепко 1.П.,

Ярмиш О.Н. Соцюлопчнсзабезпеченняд1яльиост1 ОВС. — Харюв: УВС, 1995.

2. Бурая Н.П. Социальная работа. — Харюв: УВС.

1996.

3. Органгзащя виховжл та сощально-психолопчнсм роботи в учбових закладах МВС Украшы / ГИд загаль-пою ред. проф. О.М.Бандурки.— Харюв: УВС, 1996.

4. Руддестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс. 1993.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ МВД: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Ведущий науч. сотрудник В.И.Барко, начальник лаборатории А.В.Шаповалов

Национальная академия внутренних дел Украины

г.Киев

Проблеме психологического отбора лиц, имеющих достаточные способности к обучению в вузе МВД. в последние годы уделяется много внимания. Специалистами научно-исследовательского института Национальной академии внутренних дел Украины (НАВДУ) несколько лет назад была разработана методика психологического отбора абитуриентов вузов МВД Украины, по которой проводилось тестирование кандидатов на поступление с целью выявления уровня интеллектуальной и мотиваци-оиной готовности к учебе. Методика предусматривала распределение всех абитуриентов на три группы по уровню готовности:

1 — высокий уровень психологической готовности к обучению: кандидаты имеют наилучшие способности к продолжению образования в вузе МВД, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов такие абитуриенты зачисляются в первую очередь:

2 — промежуточный уровень психологической готовности к обучению. Лица с данным уровнем имеют несколько меньшие способности к обучению и зачисляются во вторую очередь:

3 — низкий уровень психологической готовности к обучению; эти лица не имеют достаточных для успешной учебы способностей, их нежелательно зачислять в состав курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование эффективности психодиагностической работы, проведенное на основе анализа данных психологического тестирования и академической успеваемости курсантов 15 вузов МВД Украины, показало, что в целом методика психологического отбора абитуриентов оказалась полезной для выявления наиболее мотивационно и интеллектуально подготовленного контингента поступающих на учебу. Так. анализ данных тестирования по Украине за 1994 — 1996 гг. показал, что большинство зачисленных первокурсников (около 60%) продемонстрировали второй, промежуточный, уровень готовности к обучению. Доля курсантов с высоким, первым уровнем готовности и с низким, третьим уровнем составляет примерно по 15%. В среднем десятая часть курсантов зачислялась без тестирования.

Исследования также показали, что лучше всего учатся в вузе МВД курсанты, которые притестиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.