Пспхологпческо
обеспечение
учебмо-восппта
процесса
тельного
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ
Канд. психол. наук, член-корреспондент РАЕН В.С.Красник Ст. преподаватель В.Ю.Даутова Ст. инспектор-психолог А.В.Резепин Инспектор-психолог В.Б.Михайлов
Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности кандидатов на поступление в высшие учебные заведения МВД России, успешное овладение специальностью, достижение требуемого уровня мастерства и успешное выполнение профессиональных обязанностей.
В общем виде профессиональный отбор в ОВД представляет собой четыре последовательных этапа: социально-правовой, медицинский, психологический и конкурсно-экзаменационный. Так, кандидат должен быть гражданином России, не старше 35 лет, иметь определенный уровень образования, не иметь судимости и компрометирующих связей, положительно характеризоваться на предыдущем месте работы, учебы или службы. Социально-правовой аспект отбора осуществляется кадровыми аппаратами, использующими специфические методы ознакомления и оценки кандидата.
Перед сотрудниками кадровых аппаратов, практическими психологами и руководителями ОВД систематически возникает задача прогностической оценки поведенческих и психологических качеств кандидатов, поступающих на службу.
Другая цель, которая может быть реализована во время первичной беседы, это формирование у кандидата мотивации к будущей профессиональной деятельности.
В процессе профессионально-психологического отбора актуальным, является третий этап — психологический. Психологический отбор в образователь-
ные учреждения заключается в исследовании психологических свойств, качеств личности, иных характеристик кандидата соответствующих или не соответствующих требованиям, которые предъявляются курсанту образовательного учреждения МВД России. Этот этап отбора состоит из двух обследований, которые осуществляются Центрами психологической диагностики (ЦПД) и группами (лабораториями) психологического обеспечения (ГПО) образовательных учреждений МВД России. Психологический отбор кандидатов на учебу в Челябинский юридический институт (ЧЮИ) МВД России, осуществляемый ЦПД и ГПО, имеет различные цели и задачи. Задачу психологического отбора, осуществляемого ЦПД, составляет выявление латентной психической патологии. Имея выраженную психиатрическую направленность, он не учитывает специфики контингента поступающих на учебу, приравнивая его к контингенту поступающих на службу. Хотя очевидно, что правоохранительная и учебная деятельность имеют различную структуру и содержание, тем самым обусловливая к своим субъектам далеко не идентичные требования (7). ГПО в процессе психологического обследования определяет прогноз успешности обучения в ЧЮИ МВД России и профессиональной пригодности в качестве офицера ОВД.
Решением проблемы профессионально-психологического отбора кафедра психологии и педагогики и группа психологического сопровождения занимается с 1994 г. и имеет положительный опыт по созданию, апробации, стандартизации и внедрению комплексной программы психологической диагностики профессионально важных качеств кандидатов на учебу. В течение ряда лет успешно применяется диагностический комплекс, включающий опросник “16-РБ Кэттелла”; тесты “Штур”, “Домино”, “CAT”; анкету “Мотивация профессионального выбора”. Он разработан В.С.Красником и В.Ю.Даутовой. Исследованием охватываются 100% кандидатов на учебу.
Сотрудники ГПО, ознакомившись с данными заключениями ЦПД и сопроводительными материалами на кандидата, проводят психологическое обследование, направленное на углубленное изучение и оценку психологических особенностей личности, уровня развития его познавательных способностей, мотивационной и эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств, особенностей общения и поведения в коллективе. По результатам этого обсле-
дования выносится одно из следующих заключении о предварительной психологической пригодности кандидата на обучение в образовательном учреждении МВД России:
— “рекомендуется в первую очередь” — первая категория пригодности (22-25 баллов) — кандидат полностью соответствует требованиям обучения;
— “рекомендуется” — вторая категория пригодности (20-21 балл) — кандидат в основном соответствует требованиям обучения;
— “рекомендуется условно” — третья категория пригодности (17-19 баллов) — кандидат частично соответствует требованиям обучения;
— “не рекомендуется” — четвертая категория пригодности (16 баллов и ниже) — не соответствует требованиям обучения.
Единых критериев для установления групп пригодности в ЧЮИ МВД России не разработано. Индивидуальный балл испытуемого выводится из суммы баллов за каждую из следующих пяти характеристик, оцениваемых по пятибалльной системе на основе результатов психологического обследования.
Таким образом, социально-психологическиИ портрет абитуриента на момент поступления в ЧЮИ МВД России состоял из следующих среднестатистических характеристик (табл. 1): широта интересов, которая характеризует объем знаниИ в общественно-политической и научно-культурноИ областях, соответствующий уровню выше среднего. Это свидетельствует о хорошеИ общеобразовательной базе кандидата на обучение и наличии системы в знаниях, полученных в школе. Следующим важным моментом в характеристике абитуриента является требовательность к себе (сознательность, идеИность, моральная нормативность, самоконтроль и самодисциплина), которая развита у кандидата в достаточ-
ноИ степени. Это, в свою очередь, позволяет прогнозировать успешную адаптацию к системе жестких требованиИ учебно-служебноИ деятельности курсанта. Основным показателем успешности в учебноИ деятельности служит уровень развития интеллекта, которыИ соответствует среднестатистическоИ возра-стноИ норме. Это свидетельствует о готовности абитуриента к успешному освоению учебного программного материала института и дает благоприятный прогноз в дальнеИшеИ профессиональноИ деятельности. Еще одноИ чертоИ социально-психологического портрета абитуриента является хорошая эмоциональная устойчивость, что свидетельствует о способности кандидата переносить эмоциональнопсихологические перегрузки, о нормальноИ адаптации в коллективе. Одним из важных профессионально значимых качеств, составляющих психологичес-киИ портрет, является достаточно развитые коммуникативные способности, что свидетельствует об умении устанавливать контакты с разными категориями людеИ, в том числе с сослуживцами и командным составом, о бесконфликтном стиле поведения в коллективе.
ИндивидуальныИ балл испытуемого подтверждается или корректируется в ходе беседы с психологом. Собеседование психолога с кандидатом на учебу является необходимым и важным моментом психологического отбора. В ходе собеседования уточняется истинная мотивация выбора профессии, изучается уровень самооценки, общеобразовательная база, наклонности, интересы, выявляются особенности межличностного общения, а также прогнозируются возможные причины дезадаптации в учебноИ и служебноИ деятельности. Приведем некоторые практические результаты профессионально-психологического отбора 1998-1999 г.
Сравнительный анализ качественных характеристик абитуриентов ЧЮИ МВД России набора 1998 г.
Таблица 1
К ачественные х арактеристики Уровень Количество абитуриентов %
Высокий 64 25,0
Широта интересов Хороший 126 48,0
Средний 65 25,0
Ниже среднего 5 2,0
Высокий 55 21,1
Требовательность к себе Хороший 185 71,2
Средний 19 7,3
Ниже среднего 1 0,4
Высокий 9 3,5
Интеллект Хороший 182 70 ,0
Средний 65 25,0
Ниже среднего 4 1,5
Высокий 9 3,5
Эмоциональная устойчивость Хороший 219 84,2
Средний 31 11,9
Ниже среднего 1 0,4
Высокий 54 20,8
Коммуникативные способности Хороший 174 66,9
Средний 30 11,5
Ниже среднего 2 0,8
Распределение кандидатов, поступивших в ЧЮИ МВД России, по группам пригодности, составленное по результатам психологического отбора 1998 г., выглядит следующим образом: первая группа включает 20 чел. (7,7%); вторая — 150 чел. (57,7%); третья — 90 чел. (34,6%); четвертая — 0 чел. (0,0%). Казалось бы, результаты отбора позволяют выбрать лучших 65,4% кандидатов на учебу, но ГПО не имеет правовых полномочий по результатам обследования отсеять кандидата, не допустив его к дальнейшему конкурсу. Заключения ГПО о пригодности к обучению хотя и имеют статус окончательных, но все же носят рекомендательный характер. Однако они обязательны к рассмотрению для приемной комиссии ЧЮИ МВД РФ, которая и принимает решение о допуске кандидатов к вступительным экзаменам.
Результаты и эффективность психологического отбора абитуриентов
Эффективность проведенного психологического отбора оценивается на основе сопоставления соответствующих заключений о пригодности кандидатов к обучению и их успешности в учебной и служебной деятельности. Выбор академической успеваемости в качестве объективного внешнего критерия эффективности психологического отбора очевиден, так как образовательное учреждение более всего заинтересовано в кандидатах, способных успешно освоить программу профессионального образования. Наряду с этим необходимо выделить критерий успешности в служебной деятельности, так как он оказывает влияние на формирование и развитие профессионально важных качеств, необходимых в будущей профессии. Эффективность психологического отбора кандидатов на основе результатов академической успеваемости и служебной деятельности оценивается нами через 12 месяцев обучения.
Корреляция между успешностью обучения, служебной деятельности и прогностической надежностью индивидуальных заключений, полученных в ходе профессионально- психологического отбора, была установлена с помощью метода математической статистики — однофакторного дисперсионного анализа.
Успешность обучения курсантов оценивалась в соответствии с результатами сдачи сессионных экзаменов, в результате чего были выделены три группы:
1-я группа (показавших высокие результаты) — курсанты, имеющие по результатам сдачи сессионных экзаменов среднестатистическую оценку от 4 и выше;
2-я группа (показавших средние, в целом хорошие результаты) — курсанты, имеющие среднестатистическую оценку от 3,6 до 4;
3-я группа (показавших результаты ниже средних) — курсанты, имеющие среднестатистическую оценку менее 3,6.
Успешность служебной деятельности устанавливается в соответствии с разработанной схемой, в которой выделяются следующие показатели:
1) количество поощрений;
2) количество взысканий;
3) исполнительность, добросовестность, выполнение поручений;
4) ответственность, самоконтроль;
5) активность, инициативность, умение самостоятельно действовать.
Два первых показателя, т.е. количество поощрений и взысканий были взяты из служебной книжки слушателя. Показатели 3-й-5-й являются критериями служебной деятельности курсанта, оцениваемыми командирами отделений, командирами взводов и начальником курса. Успешность курсантов в служебной деятельности оценивалась в соответствии с результатами аттестации каждого курсанта, проведенной всем командным составом на основе независимых характеристик начальника курса, командиров взвода, отделения, куратора взвода, в результате чего были выделены следующие три группы:
1-я группа (показавшие высокие результаты) — курсанты, имеющие по результатам аттестации среднестатистическую оценку от 4,2 и выше;
2-я группа (показавшие средние, в целом хорошие результаты) — курсанты, имеющие по результатам аттестации среднестатистическую оценку от 3,5 до 4,2;
3-я группа (показавшие результаты ниже средних) — курсанты, имеющие по результатам аттестации среднестатистическую оценку менее 3,5.
Для оценки эффективности профессионально-психологического отбора ГПО мы использовали сравнительный анализ результатов эффективности психологического отбора, проводимого ЦПД в 1998 г. (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ заключений ЦПД и результатов учебной и служебной деятельности
Заключение Кол-во курсантов Учебная деятельность Кол-во курсантов Служебная деятельность Количество отчисленных курсантов
уровень % уровень %
Я1 9 Выс. Хор. 78 7 Выс. 43 0
Ср. 11 Хор. 43
11 Ср. 14
Я2 64 Выс. 53 46 Выс. 39 8
Хор. 27 Хор. 39
Ср. 20 Ср. 22
ЯЗ 56 Выс. Хор. 27 23 Выс. 9 2
Ср. 28 Хор. 61
45 Ср. 30
Если оценить точность прогноза центра психодиагностики при ГУВД области, то можно сделать следующие заключения: точность прогноза успешности обучения по всем группам пригодности составляет — 68%, завышенный прогноз — 18%, заниженный прогноз — 14%.
Если же оценивать точность прогноза успешности курсанта в служебной деятельности центра психодиагностики при ГУВД области по всем группам пригодности, то она составляет — 50%, завышенный прогноз — 26%, заниженный прогноз — 24%.
Эффективность профессионально-психологического отбора в группе психологического обеспечения ЧЮИ была также оценена путем сравнительного анализа (табл. 3).
Точность прогноза успешности обучения курсанта, полученного в ходе профотбора, по всем группам пригодности составляет 71%, завышенный прогноз — 13%, заниженный прогноз — 16%.
Если же оценивать точность прогноза успешности курсанта в служебной деятельности группы психологического обеспечения по всем группам пригодности, то она составляет 48%, завышенный прогноз — 21%, заниженный прогноз — 31%.
Следует оговориться, что точность прогноза эффективности служебной деятельности оценивалась в отрыве от результатов учебы курсантов за год. Более того, делая заключение о профпригодности кандидата на обучение в ЧЮИ, группа психологи-
ческого обеспечения не разграничивает критерии пригодности к обучению и к служебной деятельности. Она выносит единую оценку степени пригодности (рекомендован в первую очередь, рекомендован условно, не рекомендован). Это значит, что кандидат на поступление в институт, имеющий пробелы в школьных знаниях и среднюю обучаемость, но хорошие коммуникативные, эмоционально-волевые качества, высокую требовательность к себе, успешно адаптируется к служебной деятельности, хотя и имеет степень пригодности — “рекомендован условно” из-за способности к обучению.
Именно поэтому есть смысл оценивать общую эффективность профессионально-психологического отбора в институте применительно к полученным данным как по успеваемости, так и по служебной деятельности.
Используя показатели успешности курсантов набора 1998 г. мы провели анализ (табл. 4).
Исходя из полученных данных, мы можем оценить точность прогноза успешности курсанта в учебно-служебной деятельности группы психологического обеспечения по всем группам профпригодности: она составляет 64%, завышенный прогноз — 20%, заниженный прогноз — 16%.
Объединив 1-ую и 2-ую группы пригодности, т.е. рекомендованную часть абитуриентов к поступлению, мы можем сделать вывод о том, что 83,5% курсантов этих категорий успешно адаптируются к ус-
Таблица 3
Сравнительный анализ заключений ГПО и результатов учебной и служебной деятельности
Заключение Кол-во курсантов Учебная деятельность Кол-во курсантов Служебная деятельность Количество отчисленных курсантов
уровень % уровень %
Я1 20 Выс. 80 11 Выс. 46 1
Хор. 10 Хор. 36
Ср. 10 Ср. 18
Я2 145 Выс. 39 78 Выс. 65 6
Хор. 33 Хор. 25
Ср. 28 Ср. 10
ЯЗ 84 Выс. 20 39 Выс. 2 9
Хор. 20 Хор. 90
Ср. 60 Ср. 8
Таблица 4
Сравнительный анализ заключений ГПО и результатов учебно-служебной деятельности
Заключение Кол-во курсантов Успешность в учебно-служебной деятельности
Уровень %
Я1 11 Выс. 64
Хор. 27
Ср. 9
78 Выс. 41
Хор. 35
Ср 24
Я3 39 Выс. 10
Хор. 38
ср 52
ловиям учебно-служебной деятельности и показывают хорошие результаты в учебе и службе, когда лишь 48% из рекомендованных условно справляются с программой обучения в институте.
Анализ отчисления курсантов набора 1998 г. Данные об отчислениях учащихся в целом подтверждают прогноз перспектив их обучения: в основном отчисляют учащихся 3-й группы пригодности, отме-
ходе профессионально-психологического отбора, позволила нам выявить точность прогноза:
— по учебной деятельности ГПО — 71%, ЦПД
— 68%;
— по служебной деятельности ГПО — 48%, ЦПД — 50%;
— по учебно-служебной деятельности ГПО —
Таблица 5
Распределение учащихся, отчисленных с первого и второго курсов, по группам психологической пригодности к обучению
64%.
Г руппы пригодности ГПО ЦПД
% %
1-я 5,0 0,0
2-я 4,0 12,5
3-я 11,0 3,5
чены отчисления и учащихся, отнесенных к группам высокой психологической пригодности к обучению (табл. 5).
Были проанализированы причины отчисления слушателей из учебного заведения. Так, за 1998-1999 гг. были отчислены 16 человек.Основной причиной отчисления стали нарушения дисциплины и законности — 43,8%, на втором месте — нежелание учиться — 31,2%, за неуспеваемость были отчислены лишь 25%. Из этого можно сделать вывод о том, что после года обучения формирующееся правовое сознание слушателей неустойчиво. В этот период обучения они являются в определенной степени маргиналами, поэтому их поведение носит девиантный характер. Именно тогда необходим комплекс дополнительных мероприятий по коррекции социальнопсихологических качеств и ускоренному формированию правового сознания.
Таким образом, анализ методической, психологической литературы, нормативной документации и опыт работы ГПО ЧЮИ МВД России позволяет сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение организационных и правовых аспектов оперативно-розыскной и следственной деятельности в системе МВД России позволило дать их профессиографическое описание и разработать критерии психологической пригодности к данным видам деятельности.
2. Разработанный диагностический комплекс психофизиологического отбора в ЧЮИ МВД России является достаточно прогностичным и информативным.
3. Профессиональный отбор, осуществляемый в четыре последовательных этапа — социально-правовой, медицинский, психологический и конкурсноэкзаменационный, позволяет составить объективный портрет кандидата на учебу, что влияет на решение приемной комиссии по зачислению.
4. Корреляция между успешностью обучения, служебной деятельности и прагностической надеж-ностю индивидуальных заключений, полученных в
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ НА ВЕСЬ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Начальник отдела КНО ГУК МВД
А.В.Дулов
Заместитель начальника ГУК МВД, доктор педагог. наук, профессор А.С.Батышев
Настоящая программа направлена на реализацию Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1997 г. № 862, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов вузами и ссузами с учетом их специфики и региональных особенностей.
Логика построения программы соответствует логике процесса формирования личности профессионала. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России охватывает этапы профориентации молодежи и отбора кандидатов на учебу, адаптации учащихся к условиям служебной и учебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Программа определяет содержание работы по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России и содержит основные организационно-методические мероприятия, способствующие профессионально-личностному становлению специалиста органов внутренних дел (табл.).