НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ГРУППЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Т.И. Садыкова, ст. психолог-инспектор
Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России
Изменение характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение требований, предъявляемых к специалистам пожарной охраны, обострение криминогенной обстановки в стране, которая провоцирует различные асоциальные формы поведения, особенно среди подрастающего поколения, обусловливает необходимость строгого соблюдения требований профессионального психологического отбора, а также тщательного психолого-педагогического сопровождения в период обучения. Социальная обстановка такова, что избежать негативных явлений в стенах учебного заведения практически невозможно. Основными причинами отчисления, особенно на первом курсе, являются серьезные нарушения дисциплины, административные нарушения, а также академическая неуспеваемость.
Остановимся на двух аспектах работы группы психологического обеспечения (ГПО). Это психологический этап отбора кандидатов на поступление и повторное психологическое обследование курсантов второго курса обучения.
Психологический отбор в целом направлен на определение состояния, степени развития, совокупности психологических качеств личности, и их соответствие требованиям к конкретным профессиям (специальностям). Он способствует также успешному овладению и последующей эффективности профессиональной деятельности.
В первую очередь анализируются общие для всех специальностей качества: ответственность, инициативность, добросовестность. Затем оценке подлежат качества, которые необходимы для успешного выполнения деятельности в трактовке, принятой в профессиограм-ме сотрудника определенной специальности: интеллектуальные качества - сообразительность, способность к логическому мышлению, способность к анализу и обобщению информации, общий уровень осведомленности; особенности памяти и внимания; волевые качества; моторные свойства; личностные особенности и другие профессионально важные качества.
Отбор кандидатов на учебу осуществляется в два этапа.
Первый этап отбора кандидатов на учебу проводят Центры психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД. Заключение Центра о пригодности кандидата к службе и обучению представляется в филиал.
Второй этап отбора кандидатов на учебу проводит группа психологического обеспечения филиала.
Задачи группы составляют:
- изучение и анализ данных заключения ЦПД;
- проведение отбора и окончательное определение пригодности кандидатов к обучению по результатам психологического изучения и анализа данных;
- разработка мероприятий психологического сопровождения курсантов с учетом личностных особенностей;
- анализ эффективности мероприятий отбора и разработка предложений по их совершенствованию.
На основании изучения материалов личных дел, других документов, содержащих медико-психологические данные кандидатов на учебу, ГПО анализирует результаты первого этапа отбора.
В случаях, когда заключение о пригодности кандидата на учебу не совпадает с заключением Центра по каким-либо параметрам, группа проводит углубленное изучение этих параметров и самого кандидата. Осуществляя подготовку к набору, группа психологического обследования анализирует результаты психофизиологических исследований, которые прошли кандидаты на поступление в региональных центрах психологической диагностики, формируется база данных на всех абитуриентов.
На каждого курсанта сразу после его зачисления в учебное заведение заводится карта психологического обучения, которая заполняется по мере проведения психологических исследований в ходе обучения.
Процедура профессионального отбора характеризуется следующими условиями:
- групповой характер обследования;
- ограничения во времени;
- большой поток кандидатов, особенно в период поступления в образовательные учреждения.
В условиях такой системы у психолога нет возможности длительно общаться и наблюдать кандидата. Поэтому особую роль на всех этапах отбора играет командный состав подразделений, имеющий возможность наблюдать кандидатов на поступление с первых дней прибытия, в повседневной жизнедеятельности, в различных ситуациях, в том числе, в затруднительных. Именно от командного состава в первую очередь зависит, насколько благоприятно пройдет период адаптации к новым условиям у абитуриентов.
Работа группы по реализации мероприятий отбора кандидатов на учебу проводится по следующей схеме.
В организационно-подготовительном периоде осуществляются:
- составление план-графика проведения мероприятий отбора;
- уточнение технологии проведения мероприятий отбора;
- материально-техническая подготовка;
- формирование групп кандидатов на учебу по 25-30 человек в каждой (по мере их прибытия).
В исследовательском периоде проводятся мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Для проведения первичного психологического обследования кандидатов на поступление в Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России в 2002 г. были использованы следующие методики:
1. Краткий отборочный тест.
Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (1Р). Тесты 1р свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение 1р индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в “критические точки” интеллекта.
Интегральный показатель теста связан с обучаемостью, что отражает общие способности человека. Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения
любой специальностью. У лиц с высоким уровнем обучаемости быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.
Таким образом, КОТ предназначен для определения показателя “общие способности” и предусматривает диагностику следующих “критических точек” интеллекта:
- способность обобщения и анализа материала;
- гибкость мышления;
- инертность мышления;
- эмоциональные компоненты мышления;
- скорость и точность восприятия;
- употребление языка, грамотность;
- выбор оптимальной стратегии, ориентировка;
- пространственное воображение.
КОТ является версией теста Вандерлика, разработанной Л.Я. Загорской и А.Г. Шмелевым, и содержит 50 вопросов-заданий. Время обследования составляет 15 минут.
2. Многофакторный опросник личности Р.Б. Кэттелла.
Тест широко используется в психодиагностической
практике, он универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16 РБ опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник диагносцирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами изучения динамических факторов - мотивов, потребностей, интересов, ценностей, и требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций. В данном случае предлагается вариант опросника С - сокращенный вариант, который содержит 105 вопросов. Время от 20 до 50 минут.
3. Методика “3-ФЛО”.
Трехфакторный личностный опросник позволяет определить три показателя: экстраверсия - интроверсия, стабильность - нейротизм, честность - лживость. Данные, полученные после обработки, интерпретируются по группам профессиональной пригодности.
Окончательный период тестирования составляют:
- анализ полученных в процессе исследования данных;
- вынесение заключения о пригодности кандидатов на учебу;
- передача сведений результатов отбора кандидатов на учебу приемной комиссии;
- оформление карты психологического изучения кандидатов.
По результатам отбора кандидатов на учебу выносится заключение о пригодности к обучению.
Следует учитывать, что ГПО не имеет права завышать результаты обследований в ЦПД, тогда как снижение категории пригодности кандидатов на учебу ГПО образовательного учреждения по сравнению с выводом экспертизы профессиональной психологической пригодности не является случаем расхождения экспертных оце-
нок. Все выводы психологов имеют рекомендательный характер, данные передаются в приемную комиссию, которая и принимает решение о целесообразности приема на учебу каждого конкретного кандидата на поступление.
Данные по “группам риска” формируются на основе заключений ЦПД, так как для ее определения требуются специальные лабораторные условия и соответствующее оборудование. Все факторы “групп риска” условно делятся на три категории: биологические факторы (наследственность, перенесенные заболевания), психосоциальные факторы (неблагоприятная среда, социум), факторы, выявленные параклиническими методами (интеллект, негативные личностные черты, адаптация, функциональные нарушения и резервы). Данные сведения являются конфиденциальными и разглашению не подлежат, их можно использовать лишь для индивидуальной воспитательной работы.
Одним из важнейших факторов становления профессиональной пригодности к службе является полноценное усвоение курсантами профессиональных знаний, умений и навыков во время обучения.
Через 18 месяцев после поступления курсантов в филиал (набор 2001 г.) было проведено повторное обследование, предусмотренное соответствующими нормативными документами. При обследовании использовались те же тесты, как и на этапе поступления абитуриентов, что позволяет проследить динамику личностных изменений курсантов в процессе обучения. У курсантов на втором курсе ярче проявляются такие черты личности, как смелость, практичность, жесткость, доминантность. Это связано с возрастными изменениями, переходом на строго регламентируемый быт, овладением новыми практическими навыками и интенсивностью учебного процесса. Меняется также и самооценка курсантов. Если на этапе поступления мы наблюдали до 20% случаев заниженной самооценки, то через 1,5 года обучения мы видим снижение заниженной самооценки до 5%. Подобное снижение можно наблюдать и по отношению к завышенной самооценке. Все это свидетельствует о том, что на втором курсе курсанты начинают оптимально оценивать собственные возможности и способности.
Прослеживая данные успешности психологического прогнозирования по результатам этих же исследований, можно сказать, что психологический прогноз относительно успешности обучения оправдал себя на 69,5%, а относительно возможности проявлений отклоняющегося поведения и нарушений дисциплины - порядка 85%. Доминирующее число курсантов, имеющих взыскания, также имеют 3 группу пригодности, маркеры “групп риска” или же пометки психолога “нуждается в контроле со стороны руководства”.
Нет необходимости еще раз подчеркивать важность и значение психологической работы, статистика и факты говорят сами за себя. В целом же для организации успешного отбора и последующего сопровождения курсантов необходимы не только качественная профессиональная диагностическая и коррекционная работа психологов, но и своевременное изучение и использование данных социально-психологических исследований руководством как на этапе отбора абитуриентов, так и в процессе всего периода обучения курсантов.