Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение профессионального отбора абитуриентов'

Психологическое обеспечение профессионального отбора абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение профессионального отбора абитуриентов»

норм, контроля со стороны преподавателей и курсовых офицеров, что позволит сгладить акцентуацию личностных черт и воспитать социальную зрелость. На период адаптации в практических органах важен институт наставничества и внимательное, чуткое отношение к выпускникам, создание условий социальной защищенности. Исследование доказало важность социальных институтов в период формирования самосознания ибо без нравственных критериев - долга и чести - невозможно создание личности профессионала правоохранительной деятельности. Кроме того, имеет значение хороший уровень интеллектуального развития курсантов и слушателей, который несет в себе контролирующую и регулирующую функцию поведения и характерологических проявлений. Высокая нравственность и хороший интеллект могут стать фундаментом для готовности выпускников к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА ii:

1. Горбач H.A. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002

2. Собчик Л И. Введение в психологию индивидуальных различий. - СПб : Речь, 2002.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ

Е.А. Скиданов, начальник отделения ¡.л rw психологического обеспечения

] ' Омская академия МВД России

• ДО ' i-l ; /Н) ■

Омская академия МВД России - одно из старейших учебных заведений в системе МВД и звание "выпускник Омской школы милиции" считается гарантом качества специалиста. Об этом говорят не только воспитанники вуза и те, кто с ними работают, но и официальные данные анализа адаптации выпускников в практических органах. После окончания две трети из них работают в криминальной милиции, другие - в следственных органах и иных службах. При этом уровень подготовки оценивается выше среднего у 70% выпускников, а около 8% оценены как лица, имеющие максимальный уровень профессиональной подготовки.

Среди преподавателей и сотрудников академии, непосредственно участвующих в воспитании и подготовке специалистов для системы МВД, не последнее место занимают сотрудники отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Подразделение функционирует с 1991 г.: сначала как группа, а с 1995 г. - отделение. Коренные изменения в штатной струкгуре отделения произошли в 2002 г. Если на начало 2002 г. отделение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса при штате 4 человека насчитывало 3 человека, то в настоящий момент отделение выросло до 6 человек и укомплектовано на 100%. Штат отделения: начальник отделения, старший психолог^инспектор, 2 психолога, инспектор и старший лаборант.

Наибольшее внимание сотрудники отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса уделяют профессионально-психологическому отбору кандидатов на учебу в академию. Профессионально-психологический отбор в вуз осуществляется в целях повышения качественного состава учащихся, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных неблагоприятных факторов и отклоняющихся форм поведения курсантов. Он представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направлен-

ных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психики. Основные задачи отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса следующие:

- прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;

- выявление среди кандидатов на учебу лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;

- выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.

При проведении профессионального психологического отбора используются методики, утвержденные ГУК и КП МВД России. Отбор кандидатов на учебу проводится на основании приказов Министерства, в соответствии с требованиями инструкций, методических указаний, пособий, рекомендаций, перечень которых определяется ГУК и КП.

Отделение психологического обеспечения до начала всту пительных экзаменов изучает материалы личных дел, медицинские психологические данные кандидатов на учебу, анализирует результаты основного этапа отбора, организует и проводит профессионально-психологическое обследование кандидатов на учебу. Лица, не прошедшие и не закончившие про-фессионально-психологическое обследование, к экзаменам не допускаются. Профессионально-психологическое обследование проводится при строгом соблюдении единых условий для всего контингента кандидатов на учебу, включая стандартность обстановки, инструкции, процедуры обследования. Повторное психологическое обследование не проводится. При низкой результативности или неоткровенности кандидата в процессе обследования данные трактуются как неспособность абитуриента реализовать профессионально важные качества. По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из экспертных заключений, отражающее степень соответствия выявленных качеств требованиям к кандидату:

I группа - рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям обучения;

II группа - рекомендуется, в основном соответствует требованиям обучения;

III группа - рекомендуется условно, частично соответствует требованиям к обучению;

IVгруппа - не рекомендуется, не соответствует требованиям к обучению.

Анализируя данные профессионального психологического отбора, отметим, что в последнее время отмечается снижение мотивационного уровня курсантов, степени интеллектуальной подготовленности к учебе в академии (табл. 1).

С 1995 г., наряду с повышением требований к кандидатам. поступающим в ОмА, происходит резкое снижение уровня интеллектуальных показателей. Одной из важных причин сложившейся ситуации является некачественная работа комплектующих органов по отбору кандидатов на учебу в академию.

Кандидатов на учебу в Омскую академию МВД России комплектует в основном УВД Омской области. В 2002 г. от комплектующего органа УВД Омской области поступило 311 личных дел. При повторном медицинском освидетельствовании 1 человек признан негодным по состоянию здоровья. Допущено к сдаче вступительных экзаменов 310 личных дел. Прибыли на экзамен 281 абитуриент, 29 кандидатов для поступления не прибыли для сдачи вступительных экзаменов. Это связано с тем, что кандидаты параллельно подают документы в другие вузы г. Омска.

Говоря о качестве работы комплектующего органа УВД Омской области, можно констатировать тот факт, что изначально направляются кандидаты с диагностируемыми трудностями в адаптации к служебной и учебной деятельности. Некоторые РОВД направляют 100% кандидатов, относящихся к "группе риска". Этот факт говорит о том, что деятельность комплектующего органа ограничивается оформлением

58

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

Таблица

Сравнительный анализ качества подготовки курсантов по группам психологической пригодности

Группа пригодности 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

I 157 28,1 81 13,0 70 12,8 35 9,9 30 8,3

II 251 44,9 365 58,9 315 57,6 185 52,1 180 49,9

III 129 23,1 165 26,6 158 28,9 126 35,5 144 39,9

IV 22 3,9 9 1,5 4 0,7 9 2,5 7 1,9

Всего 559 100,0 620 100,0 547 100,0 355 100,0 361 100,0

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

I 64 10,5 11 1,6 0 0 1 0,2 0 0

II 274 44,9 311 45,9 262 49,8 289 ; 54,0 314 49.1

III 262 43,0 318 47.0 255 48,5 227 42,4 322 50,3

IV 10 1,6 37 5,5 9 1,7 18 3,4 4 0,6

Всего 610 100,0 677 100,0 : 526 100,0 535 100,0 640 100,0

личного дела кандидата на учебу. Повышенные требования предъявляются позже, лишь к выпускникам академии.

Что касается тех цифр, которые были приведены по группам профессиональной пригодности, необходимо отметить, что отделением психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса было выявлено 5 человек, употреблявших наркотические вещества. Эти лица были направлены комплектующими органами МВД Республики Хакасия - 1 человек; ГУВД Кемеровской области - 2; УВД Ямало-Ненецкого АО - 1; УВД Томской области -1.

Проблема в комплектовании ОмА заключается еще и в том, что данные ЦПД остаются востребованными не в полном объеме и носят чисто информативный характер.

Так, по данным Омского ЦПД. к лицам, отнесенным условно к "группе риска" и поступающим в ОмА МВД РФ в 2002 г., по УВД Омской области отнесены 89 человек. Это практически каждый четвертый поступающий. При проведении профессионально-психологического отбора сотрудниками отделения психологического обеспечения учебно-воспита-тельного процесса эта цифра увеличивается в два раза.

Для наглядности приведем данные профессионального психологического отбора кандидатов на учебу в ОмА МВД (первый этап - обработка анкетных данных) от комплектующего органа УВД Омской области. Экспертные оценки носят следующий характер:

- считает, что наркотики могут помочь;

- считает главной ошибкой в жизни, что "пошел на поводу у преступника'';

-стремится иметь властные полномочия;

- имеется протекция;

- конфликтует с окружением, участвует в драках;

- стремится избежать службы в вооруженных силах и т.д.

Эти данные комплектующие органы могли бы принять к

сведению, тогда и количество лиц. отнесенных к "группе риска", существенно сократилось бы.

Настораживает тот факт, что сотрудниками ЦПД проводится диагностика поведения будущих курсантов, пишется характеристика. Но даже и эти данные не принимаются во внимание. Такие экспертные оценки, как:

- риск алкоголизации и суицида, депрессивные тенденции;

- прогноз успешности ниже среднего уровня;

- садомазохизм, склонность к "бранным формам агрессии";

- комплекс неполноценности, невротизация, склонност ь к аутодеструкции, не рекомендуется ношение оружия и т. д. остаются без внимания сотрудниками комплекту ющих органов.

Причин сложившейся ситу ации много. Те процессы, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток и на деятельность правоохранительных органов. Пути выхода из сложившейся ситуации надо искать, обозначая и озвучивая проблему многократно. Сотрудниками отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса проводится определенная работа в этом направлении. Гак. в октябре начата пропаганда ОмА МВД в образовательных учреждениях г. Омска. Эта работа позволяет выявить не только качественный состав будущих абитуриентов, но и отношение к правоохранительным органам в целом. Имеются положительный результат и интересные данные.

В качестве предложений по изменению существующего положения дел по комплектованию ОмА МВД РФ и учебных заведений системы МВД в целом можно предложить:

1. При принятии решения о направлении кандидата на учебу, данные ЦПД и психолога РОВД должны быть доминирующими.

В ОмА МВД России в основном поступают на учебу молодые люди, не сформировавшиеся как личности, не имеющие достаточного жизненного опыта, с неопределившимися морально-нравственными ориентирами. Нередки среди учащихся факты правонарушений. В современной социально-экологической среде данный возрастной контингент легко поддается воздействию криминальной субкультуры. Текучесть переменного состава ОмА МВД в значительной степени зависит от профессионального психологического отбора кандидатов на учебу. Однако он эффективен лишь тогда, когда число лиц, желающих посту пить на учебу, значительно превышает число вакантных мест. Кроме того, важным является не только количественный, но и качественный состав кандидатов. Одним из путей решения этой проблемы является возрастание роли психологического отбора, равно как и значимость выдаваемых рекомендаций.

2. Ввести личную ответственность сотрудников комплектующих органов за качество работы по подготовке кандидатов на обучение в образовательных учреждениях МВД России, а также отчетность о проделанной работе в этом направлении.

3. Усилить работу по пропаганде ОмА МВД России и профессии сотрудника правоохранительных органов.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.