Научная статья на тему 'Аналитический обзор деятельности | образовательных учреждений МВД России по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 1998 году'

Аналитический обзор деятельности | образовательных учреждений МВД России по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 1998 году Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор деятельности | образовательных учреждений МВД России по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 1998 году»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 1998 ГОДУ

А.В.Дулов, А.С.Батышев

ГУКИКПМВД России

В 1997/98 учебном году7 высшими и средними специальными учебными заведениями был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на реализацию Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (приказ МВД России от 30.12.1997 г. № 862). В образовательных учреждениях разработаны программы (примерное содержание) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которые охватывают этапы профессионаыьной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности. подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и обеспечивают развитие у них профессионально значимых качеств.

Кадровый состав подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях

В 1998 г. в шестидесяти1 образовательных учреждениях Министерства и их филиалах функционировало 47 подразделений (лабораторий, отделов, отделений, групп) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса (в 1997 г. их было 33) (прил. 1). По сравнению с 1997 г. численность указанных подразделений увеличилась на 42%. В 1998 г 77% подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса входили в состав отделов кадров (ОК) образовательных учреждений. 17 — в организационно-научные и ре-

дакционно-издательские отделы (ОН и РИО). 6% функционировали при кафедрах.

Анализ деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России говорит о том, что наиболее продуктивно работают те из них, которые имеют в своем составе не менее 5 сотрудников и выделены в относительно самостоятельные подразделения (лабораторию — в Нижегородском ЮИ, отдел — в Санкт-Петербургском университете, отделение — в Тюменском и Восточно-Сибирском ЮИ, группу — в Уральском ЮИ). В 1998 г. общее число работников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России увеличилось с 73 до 95 человек (на 30%), в ссузах — с 6 до 14 человек. Наибольшую численность подразделения психологического обеспечения имеют в Санкт-Пе-тербургском университете (15 чел ), Восточно-Сибирском. Московском и Тюменском юридических институтах, а также Рязанском институте права и экономики — по 5 человек. В вузах МВД России более 50% сотрудников этих Служб занимают инспекторские должности. 24 — должности научных сотрудников. 11 — должности профессорско-преподавательского состава, 15Уо — вольнонаемные. В ссузах все сотрудники подразделений психологического обеспечения работают на инспекторских должностях.

В вузах возраст 39% сотрудников подразделений психологического обеспечения не превышает 30 лет. в ссузах сотрудники данной возрастной категории составляют 64% (рис. 1).

■ Вузы ПСсузы Рис.1. Возрастной состав сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

1 В анализе используется информация по образовательным учреждениям и их филиалам без отделений заочного обучения. Академии управления и образовательных учреждений внутренних войск МВД России по состоянию на декабрь 1998 г.

В 1998 г. в сравнении с 1996 и 1997 гг. отмечается увеличение числа сотрудников этих подразделений, имеющих профильное психологическое, педагогическое и медицинское образование (рис. 2).

77%

71%

63%

80% 70% 60% Ь0% 40% 30% 20% 10% 0%

1996 год

1998 гбд

1997 год

И Вузы ПСсузы Рис. 2. Наличие профильного обрааоканин у сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Доля сотрудников подразделений психологического обеспечения, имеющих ученую степень, составила в 1998 г. 12% (в сравнении с 1997 г их число уменьшилось на 3%). В 1997 г. около 50% специалистов указанных подразделений прошли переподготовку и повышение квалификации. 53% сотрудников подразделений психологического обеспечения в вузах и 21% — в ссузах имеют стаж службы в ОВД более 3 лет (рис. 3).

80% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

23%

24%

21%

1-3 года

16%

свыше 10 лет

И Вузы ПСсузы Рис. 3. Стаж службы в ОВД сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Обращает на себя внимание тот факт, что только 29% сотрудников подразделений психологического обеспечения вузов и 7% — ссузов работают в данной службе более 3 лет (рис.4).

70% 64%

60%

42%

29%

30% 20% 10% 0% ^

В

1% 0% свыше 10 лет

до года 1-3 года 3-10 лет

И Вузы ПСсузы Рис. 4. Стаж работы сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

го процесса в образовательных учреждениях МВД России позволяет сделать следующие выводы:

— наметилась тенденция к увеличению количества подразделений психологического обеспечения в вузах и ссузах;

— активизировался процесс их комплектования квалифицированными кадрами с профильным образованием (психологическим, педагогическим, медицинским);

— обращает на себя внимание, что процесс формирования подразделений психологического обеспечения не завершен (в 1998 г. они были со зданы лишь в 75% образовательных учреждений);

— численность личного состава подразделений психологического обеспечения не соответствует объему выполняемых ими задач, а их организационно-штатная структура требует дальнейшего совершенствования;

— большинство сотрудников этих подразделений не имеют необходимого опыта службы в ОВД и в занимаемой должности.

Психологический отбор кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России

Результаты психологического отбора

В 1998 г. процедуру психологического отбора на учебу прошли около 26 тысяч абитуриентов. Как и в 1997 г., более 90% из них являлись выпускниками общеобразовательных школ (рис. 5)2.

100% аоч.

90% в2/4

90%

ео%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

-11

Оыпусхники

оГнцеобраэоватет

Выпускники юридических колледжей и юридически*

И Вузы □Ссу зы Рис. 5. Состав кандидатов на учебу.

Доля лиц. служивших в ОВД. не превысила в 1998 г. 4%; число выпускников юридических колледжей и юридических классов составило 4% в ссузах и 3% в вузах. Доля девушек среди абитуриентов вузов равнялась 13%, а в ссузах — 5%.

По результатам психодиагностического обследования были определены группы психологической пригодности абитуриентов к обучению (рис. 6):

— первая группа — рекомендуются для обучения в первую очередь (полностью соответствуют гребованиям обучения);

— вторая группа — рекомендуются для обуче-

Анализ кадрового состава подразделений пси- ния (в основном соответствуют требованиям обу-хологичсского обеспечения учебно-воспитательно- чения);

2 Результаты психологического отбора кандидатов на учебу получены из 60 образовательных учреждений МВД России и их подразделений.

— третья группа — рекомендуются для обучения условно (частично соответствуют требованиям обучения);

— четвертая группа — не рекомендуются для обучения (не соответствуют требованиям обучения). 60% 50% < -40% 30% 20%

0% . ИИ—ш

Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа

пригодности пригодности пригодное! и пригодности

■ 1596 г. а 1997 Г И1998 г.

Рис. 6. Распределение абитуриенток по группам пригодности к обучению.

Сравнительный анализ результатов психологического отбора кандидатов на учеб)' в 1997 и 1998 гг. свидетельствует о том, что количественные показатели распределения абитуриентов по группам пригодности практически не изменились—только 61 % из них в основном или полностью соответствует требованиям обучения.

Наиболее высокие результаты при отборе показали выпускники юридических колледжей и классов. из которых в 1998 г. 17% были отнесены к первой группе пригодности, 50 — ко второй и только 4% не были рекомендованы к обучению в образовательных учреждениях МВД России.

Показатели у кандидатов на учебу из числа выпускников общеобразовательных школ и лиц, служивших в ОВД, примерно одинаковы: 9% отнесены к первой группе и около 50% — ко второй (рис. 7).

Выпуглни«! Выпуски*« юридически* Склрудним ОВД Девушки

обияеевразовательных колледжей, классов школ

■ 1 гр>тла пригодности 02 группа пригодности ■ 5 группа пригодности 04 группа пригодности

Рис. 7. Распределение различных категорий кандидатов на учебу по группам пригодности.

В ходе анализа результатов психологического отбора выявлена высокая степень успешности его прохождения девушками-абитуриентками: 67% из них отнесены к первым двум группам психологической пригодности. Примерно треть представителей всех категорий абитуриентов, по заключению психологов, частично соответствует требованиям

обучения (трегья группа пригодности). Среди выпускников юридических колледжей МВД по результатам психологического отбора 29% рекомендованы к обучению условно.

Эффективность психологического отбора

Эффективность психологического отбора оценивается на основе сопоставления соответствующего заключения о пригодности конкретных абитуриентов к обучению и их успеваемости3. Таким образом определяется точность прогноза успешности обучения, т.е. степень соответствия академической успеваемости4 учащихся их психологической пригодности к обучению (рис. 8).

Рис. 8. Точность прогноза успешности обучения учащихся.

Точность прогноза по результатам психологического отбора в 1998 г. увеличилась и составила 64% (в 1996 г. — 62%, в 1997 г. — 61 %). 36%учащихся подтвердили прогноз высокой успеваемости. 28% — низкой. >

Ошибочные прогнозы, в основном, связаны с завышением уровня психологической пригодности абитуриентов к обучению. У 28% учащихся предполагаемый высокий уровень психологической пригодности не подтвердился результатами обучения, и лишь 8% обучающихся показали более высокую успеваемость, чем указано в заключении по результатам отбора на учебу.

Анализ показывает, что эффективность психологического отбора абитуриентов в образовательных учреждениях МВД России неодинаков;! Ряд ведомственных вузов и ссузов показали достаточно высокую точность прогноза академической успеваемости учащихся, среди них: Омский (94%), Тюменский (92%). Волгоградский (79%), Краснодарский (76%), Московский (75%) ЮИ. Московская (79%), Санкт-Петербургская (78%) ССШМ; Воронежское ПТУ (77%) и др. В отличие от них. невысока точность прогноза академической успеваемости в Уфимском (35%), Белгородском (39%) и Саратовском ЮИ (42°/»), а также Елабуж-сюйССШМ (30%).

3 Согласно п. 4.9 Инструкции по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России. (ГУК МВД России. — №21/13/1640 от 24.06.1996г.)

4 Группы академической успеваемости: первая группа — учащиеся, имеющие по результатам сдачи сессионных экзаменов большинство оценок "отлично"; вторая группа — учащиеся, имеющие большинство оценок "хорошо"'; чретья группа — учащиеся, имеющие большинство оценок "удовлетворительно"; четвертая группа — учащиеся, имеющие большинство оценок "неудовлетворительно".

Данные об отчислениях учащихся в целом подтверждают прогноз перспектив их обучения: в основном, отчисляют учащихся из третьей и четвертой групп психологической пригодности. В то же время есть отчисления учащихся, отнесенных к группам высокой психологической пригодности к обучению (рис. 9).

Отчисления среди Отчисления среди Отчисления среди учащихся второй учащихся третьей учащихся четвертей группы пригодности (ругшы пригодности группы пригодности группы пригодности

Рис. 9. Распределение учащихся, отчисленных со ■порог» курса, по группам психологической пригодности к обучению.

Причины отчислений курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России связаны, прежде всего, с нежеланием учиться и нарушениями дисциплины (рис. 10). При этом наиболее значительна доля отчислений за нарушения дисциплины среди учащихся третьей группы пригодности (48%).

Третья группа пригодности

Четвертая группа пригодности

■ Отчислены по состоянию здоровья а Отчислены за неуспеваемость □ О гчиспены за иауршения дисциплины □ Отчислены по собственному желанию

Рис. 10. Причины отчисления учащихся со второго курса, отнесенных к разным группам психологической пригодности.

Методическое обеспечение психологического отбора

Анализ полученных данных говорит о совершенствовании методического обеспечения психологического отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России. В 1998 г. в подразделениях психологического обеспечения использовались 67 психодиагностических методик и социологических анкет (в 1997 г. — 56), хотя состав базовых методик отбора по сравнению с прошлым годом практически не изменился (табл. 1).

Основная часть методик (23 теста) позволяет осуществлять оценку личностных особенностей абитуриентов. Большинство специалистов используют наиболее апробированные и стандартизован-

1 а 6 л и ц а 1

Основные психодиагностические методики, используемые подразделениями психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для проведения профессионально-психологического отбора

№ Наименование методики Частота

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использования

1 Опросник 16-личностных факторов Кэттелла (16-РР) 21

2 Цветовой тест Люшера 16

3 Личностный ориентационный опросник (ЛОО) 14

4 Краткий ориентировочный тест (КОТ) 13

5 Прогрессивные матрицы Равена 12

6 Анкета "Мотивация профессионального выбора" 11

7 Тест структуры интеллекта Амтхауэра 9

8 Варианты методики "Прогноз" 8

9 Варианты методики "Неоконченные предложения" 7

К) Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) 6

11 Стандартизованный метод исследования личности Л.Н.Собчик (СМИЛ) 6

12 Методика "Рисунок несуществующего животного" 6

13 Опросник акцентуаций личности Шмишека-Леонгарда 5

14 Личностный опросник Айзенка 5

15 Методика самооценки Дембо-Рубинштейн > 5

16 Опросник "Уровень субъективного контроля" (УСК) 5

17 Многофакторный метод исследования личности Ф.Б.Березина (ММИЛ) 3

18 Психогеометрический тест Деллингера 3

19 Методика исследования межличностных отношений Лири 3

20 Методика измерения степени агрессивности (В.Басс, РДюрки) 2

21 Многофакторный личностный опросник ММР1 2

22 Тест "Коммуникативные и организаторские способности" (КОС) 2

23 Тест исследования интеллекта Айзенка 2

ные многофакторные личностные опросники (СМИЛ, ММИЛ. 16-РР и др.), позволяющие полу-чить целостную многостороннюю картину личностных особенностей испытуемых. Применяются также психодиагностические, в частности, проективные тесты, направленные на выявление акцентуаций личности и оценку эмоционального состояния абитуриентов.

Значительная часть методик (20 тестов) направлена на оценку уровня развития познавательных способностей абитуриентов. Используются интеллектуальные, в том числе,многофакторные, тесты (варианты теста Амтхауэра, в частности, МИОМ. КОТ и др.). Большинство методик, применяемых для оценки развития познавательной сферы кандидатов на учебу, апробированы и стандартизированы.

Многими психологами образовательных учреждений МВД России изучаются цснностно-мо-тивационная сфера и профессиональные интересы абитуриентов (анкета "Мотивация профессионального выбора", методика "Неоконченные предложения". анкеты абитуриентов). Часто используется хорошо зарекомендовавший себя в практике психологического отбора тест ЛОО. который позволяет выявить основные личностные ориентации человека.

При психологическом отборе абитуриентов исследуются также коммуникативные навыки (методик] Лири, тест "Коммуникативные и организаторские способности"), уровень агрессивности (методика Басса-Дюрки и др.) кандидатов на учебу.

Большое распространение получил комплекс методик, отличающихся высокой прогностической валидностью. который направлен на оценку личностных особенностей и интеллектуально-мотиваци-онной готовности кандидатов к обучению. Подобный психодиагностический комплекс в 1998 г. использовали 50% групп психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России (в 1997 г.—30%).

В целом полученные данные свидетельствуют о том. что профессионально-психологический отбор является одним из эффективных методов прогнозирования и предупреждения текучести переменного состава образовательных учреждений.

Результаты психологического отбора абиту риентов образовательных учреждений МВД России позволяют сделать следующие выводы:

— за последние три года состав кандидатов на учебу в ведомственные вузы и ссузы существенно не изменился — в основном это выпускники общеобразовательных школ (около 90% абитуриентов);

— в 1998 г.. как и в 1996-1997 гг., по результатам психологического отбора на учебу в образовательных учреждениях МВД около 60% абитуриентов отнесены к первой и второй группам психологической пригодности;

— высокий уровень психологической готовности к обучению в образовательных учреждениях МВД России показывают абитуриенты, закончившие колледжи и юридические классы;

— совершенствуется методическая база психологического отбора кандидатов на учебу.

Вместе с тем следует отметить, что точность прогноза академической успеваемости учащихся по результатам их психологического отбора за последние три года существенно не меняется и составляет около 60%. Ошибки в прогнозах академической успеваемости учащихся, в основном, связаны с завышением уровня их пригодности к обучению.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает:

— оценку степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;

— социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;

— изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;

—психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел:

— разработку индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации и профессионально-личностному росту учащихся;

— проведение психологических тренингов, пси-хокоррекционны.х и реабилитационных мероприятий с целью развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов:

— индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;

— консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательною процесса:

— изучение социальной и профессиональной адаптации выпускников ведомственных образовательных учреждений к службе в органах внутренних дел.

Значительная работа в образовательных учреждениях МВД России проводится по психологическому обеспечению адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности. Так. в 12 ведомственных вузах и 7 ссузах тестировался уровень развития адаптационных возможностей пер-

вокурсников, определялись "группы риска" по признакам их социальной дезадаптации (Барнаульский, Московский, Омский, Орловский, Саратовский, Уральский ЮИ; Елабужская, Нижнетагильская, Новосибирская ССШМ и др.). В большинстве образовательных учреждений ведется работа по изучению морально-психологического климата в коллективах первокурсников (Белгородский, Владимирский, Волгоградский, Дальневосточный, Краснодарский, Ростовский ЮИ; Елабужская, Нижнетагильская, Новосибирская. Санкт-Петербургская ССШМ, Псковская ССШ и др.).

В ряде вузов с первокурсниками проводятся групповые тренинги по оптимизации морально-психологического климата в учебных коллективах и обучению курсантов психотехнологиям, повышающим их адаптивные способности (Барнаульский, Краснодарский, Ростовский, Тюменский, Уральский. Уфимский, Челябинский ЮИ, Санкт-Петербургский университет и др.). Особое внимание уделялось работе с курсовыми офицерами. С ними проводились занятия и сборы по организационно-методическим вопросам работы с курсантами вузов и ссузов МВД России.

Практически все подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса осуществляли консультирование учащихся по проблемам их адаптации к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений МВД России.

В 1998 г. активизирована работа по психологическому сопровождению развития профессионально значимых личностных качеств учащихся. Сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса 20 ведомственных вузов и ссузов проводили психологический мониторинг развития у учащихся профессионально значимых личностных качеств, основанный на сравнительном анализе результатов психодиагностики учащихся в период поступления на учебу и на разных этапах обучения (Барнаульский, Владимирский, Калининградский, Московский, Омский. Орловский, Уральский, Сибирский, Уфимский ЮИ, Восточно-Сибирский институт. Нижнетагильская, Новосибирская, Санкт-Петербургская ССШМ). Исследовалось развитие характерологических, моти-вационных и интеллектуальных особенностей учащихся. Особое внимание уделялось углубленному изучению личности неуспевающих курсантов и выявлению причин их затруднений в учебной и служебной деятельности. Методическая база психологического мониторинга отличается большим разнообразием и сходна с методической базой психологического отбора.

Группы психологического обеспечения 16 образовательных учреждений МВД России проводи-

ли психолого-педагогическую работу по развитию профессионально значимых личностных качеств учащихся: социально-психологические тренинги, психодиагностические практикумы, деловые игры и занятия с целью обучения курсантов приемам развития способностей. Особо следует отметить интересный опыт работы в этой области подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса Краснодарского, Ростовского, Уфимского и Челябинского ЮИ. Проводилась также профилактическая и реабилитационная психотерапевтическая работа с представителями "групп риска".

Службы психологического обеспечения образовательных учреждений принимали участие в профессионально-психологической подготовке ку рсантов и слушателей в рамках занятий по курсам "Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД", "Психотехника общения", "Психотехника обучения учению", "Основы психодиагностики" и др. Наиболее широко развернута профессионально-психологическая подготовка угчащихся в Нижегородском и Уральском ЮИ.

В 1998 г. в ряде образовательных учреждений МВД России осуществлялась работа по психологическому сопровождению подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, которая, в основном, была связана с аттестацией выпу скников. Сотрудники подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса принимали участие в разработке типовой характеристики на выпускников, проводили итоговые психодиагностические обследования выпускников и изучали их готовность к самостоятельной служебной деятельности (Белгородский. Краснодарский, Московский, Омский, Орловский. Ростовский. Уральский. Сибирский ЮИ. Восточно-Сибирский институт, Санкт-Петербургский университет. Нижнетагильская. Новосибирская ССШМ, Псковская ССШ, Ивановское ПТУ и др.). Проводилось также консультирование выпускников по вопросам формирования у них психологической готовности к профессиональной деятельности.

Вместе с тем недостаточное внимание подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса уделяют вопросам психолого-педагогического анализа прохождения курсантами и слушателями практики и стажировки в территориальных органах, а также изучению адаптации выпускников к условиям службы. В отчетах только 5 вузов (Владимирского. Калининградского, Сибирского, Уральского ЮИ, Санкт-Петербургско-го университета) и Брянской ССШМ даны сведения о проведенном анализе служебных отзывов на выпускников, анкетировании выпускников и сотрудников кадровых аппаратов по вопросам адаптации

молодых специалистов в служебных коллективах.

Проведенный анализ работы по психологическом) сопровождению учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России в 1998 г. позволяет сделать следующие выводы:

— основными формами психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях являются социально-психологическая диагностика и индивидуальное консультирование учащихся;

— только в 50% ведомственных вузов и ссузов осуществляется работа по систематическому психологическому сопровождению учащихся на различных этапах обучения;

— остается неразработанной методическая база, необходимая для комплексного психологического сопровождения учащихся на всех этапах обучения:

фрагментарно ведется работа по изучению адаптации выпускников к условиям самостоятельной служебной деятельности в подразделениях ОВД.

Основные направления совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России

Анализ деятельности подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России в 1998 г. позволил выявить основные направления совершенствования их работы (прил. 2).

В области совершенствования организацион-но-правовых основ деятельности подразделении психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса предлагается:

— привести организационно-штатную структуру подразделений психологического обеспечения в вузах и ссузах МВД России в соответствие с численностью учащихся и объемом выполняемых задач:

— определить порядок взаимодействия подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, строевых подразделений. воспитательных аппаратов, ка<}>едр психологии и педагогики, а также психологов ведомственных образовательных учреждений, психологов органов внутренних дел и специалистов региональных ценг-ров психодиагностики:

— уточнить статус заключений психологов образовательных учреждений о психологической пригодности кандидатов на учебу, определить порядок действий в отношении лиц, отнесенных к четвертой группе пригодности:

— включить подразделения психологического обеспечения в систему профориентационной работы:

— разработать квалификационные требования к сотрудникам подразделений психологического

обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России:

— создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

— организовать постоянно действующий научно-методический семинар для сотрудников подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса с целью обмена передовым опытом.

В области расширения научно-методических основ деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса предполагается разработать:

— психограмму абитуриента, учащегося и выпускника образовательного учреждения МВД России;

— Инструкцию по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России:

— программу поэтапного формирования профессионально значимых качеств у учащихся:

— единую систему психологического отбора кандидатов на учебу в ведомственных образовательных учреждениях, в том числе сформировать стандартизированный базовый пакет методик отбора кандидатов на учебу и научно обоснованный критериальный аппарат для определения групп пригодности к обучению и "групп риска":

— программное обеспечение деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, в том числе тестирование учащихся, обработку его результатов, составление отчетов;

— создать информационно-аналитические системы изучения и развития профессионально значимых качеств личности абитуриентов, учащихся и выпускников ведомственных образовательных учреждений;

— сформировать методическую базу комплексной психологической работы с учащимися, включающую профилактические, развивающие, коррекционные и реабилитационные мероприятия:

— выработать критерии оценки эффективности деятельности вузов и ссузов Министерства в области психологического сопровождения учебной и служебной деятельности учащихся:

— изучить и распространить опыт образовательных учреждений МВД. других министерств и ведомств по организации комплексной психологической работы сучащимися (психологический мониторинг динамики развития профессионально значимых качеств по годам обучения, психопрофилактика, психокоррекция, профессионально-психоло-гическая подготовка и т.д.).

О)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

12

13

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

~~Вс

■ 2

мтж1

низационно-штатная структура подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России

Наименование образовательных учреждений

Количество

замещенных

должностей

Подчиненность подразделений психологического обеспечения

Барнаульский ЮИ Белгородский ЮИ Владимирский ЮИ Волгоградский ЮИ Воронежская ВШ Восточно-Сибирский ин-т Дальневосточный ЮИ Калининградский ЮИ Краснодарский ЮИ Красноярская ВШ Московский институт Тверской ф-л МИ Московский ИГТБ Московский ЮИ Нижегородский ЮИ Омский ЮИ Орловский ЮИ Курский ф-л ОЮИ Ростовский ЮИ Нальчикский ф-л РЮИ Рязанский ИПЭ Вологодский ф-л РИПЭ Санкт-Петербургский ун-т Саратовский ЮИ Самарский ф-л СЮИ Тюменский ЮИ Уральский ЮИ Уфимский ЮИ Челябинский ЮИ Юридический инстигут Брянский ф-л ЮИ Владивостокский ф-л ЮИ Казанский ф-л ЮИ Смоленский ф-л ЮИ Пермский ф-г ЮИ Тульский ф-т ЮИ

3 2 3 5 3 3 3 2 1 1 1 5 3 3

3 1

4 1

5 1

15 2 1

5 4 2 2 о

ОК

ОН и РИО ОК

ОН и РИО

ОК

ОК

ОН и РИО

ОК

ОК

ОН и РИО ОК ОК ОК

ОН и РИО

Кафедра

Кафедра

ОК

ОК

ОК

ОК

Кафедра

Отдел кадров

Управление кадров

ОК

ОК

ОК

Учебный отдел

ОН и РИО

ОК

ОК

ОК

ОК

ОК

ОК

ОК

по вузам

Елабужская ССШМ Московская ССШМ Нижнетагильская ССШМ Новосибирская ССШМ Псковская ССШ Самарская ССШ Санкт-Петербургская ССШМ Читинская ССШМ Воронежское ПТУ Екатеринбургское ПТУ Ивановское ПТУ

ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК

| по ссузам

14

- пттии

Нормативно-правовая база психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России

Правовой базой проведения психологического отбора в образовательных учреждениях МВД России служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. Они определяют статус. цели и задачи психологического отбора, описывают организационную и методическую стороны его проведения, регламентируют использование его результатов.

Федеральные нормативные акты

Закон Российской Федерации ' Об образовании" № 12-ФЗот 13 января 1996 г.

Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г

Нормативные акты МВД России

Директива министра МВД России №1 от 19 июня 1996 г. "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Приказы МВД России

№ 142 от 14.07.1987 г. "О введении в действие во внутренних войсках руководства по профессиональному психологическому отбору молодежи и военнослужащих и их рациональному распределению по специальностям при прохождении действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР".

№ 242 от 25.06. 1990 г. "О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения".

№ 160 от 17.05. 1994 г. "Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу /работу/ в органы внутренних дел Российской Федерации".

№ 202 от 15.06. 1994 г. "Об утверждении Положения о Высших учебных заведениях, экстернате, приемной и государственной экзаменационной комиссии".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 185 от 17.05. 1995 г "Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России".

№ 330 от 22.08. 1995 г. "О центрах психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД'".

№ 370 от 02.10. 1995 г. "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ОВД и ВВ МВД России".

№ 651 от 10.12. 1996 г. "Обутверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России".

№ 212 от 09.04. 1997 г. "Об утверждении Положения о группах психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России".

№ 215 от 09.04.1997 г "Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на весь период обучения".

№ 862 от 30.12.1997 г. "Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России".

№ 170 дспот07.03.1998 г. "Опредупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам".

№ 12 от 11.01.1999 г. "Об объявлении решения коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1".

Инструкции и методические рекомендации

"Методические рекомендации по проведению психолопгческого отбора в высшие школы милиции на основе определения интеллекту ально-моти-вационной готовности к обучению",— М.: МВД. ЦНИМПЛ, 1989.

"Рекомендации для работников кадровых аппаратов и сотрудников психофизиологических лаборатории'. №5/16/1032 от 14.05.1991 г. —М.: ГУК МВД России.

"Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России" №21/13/912 от 17.04.1995 г. —М.: ГУК МВД России.

"Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции МВД России" от 30.06.1995 г. — М.: ЛМГ1, ГУК МВД России

"Методические рекомендации по проведению профессионально-психологического обследова ния кандидатов на учебу в учебные заведения МВД России ". № 21/8/23444 ог 05.10.1995 г. — М.: ГУК МВД России.

"Инструкция по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России". № 21/13/1640 от 24.06.1996 г. — М.: ГУК МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.