Время проведения: 4 часа.
Упражнения: "Интервью", "Спор".
Тема 2. Взаимоотношения между начальником и подчиненным.
Цель: Разработка стратегий поведения при конфликтах в сфере межличностных отношений, тренинг навыков поведения с начальником.
Количество участников: группы по 7 — 15 человек.
Время проведения: 4 часа.
Упражнения: Начальник—подчиненный" (психодрама).
Тема 3. Разрешение конфликта.
Занятие 1
Цель: Расширение обязательных познаний о конфликте, что в дальнейшем поможет в решении возникающих противоречий.
Время проведения: 2 часа.
Семинарское занятие.
Занятие 2
Цель: Разработка и апробирование способов поведения в конфликтных ситуациях, активизация адаптивных способностей.
Время проведения: 5 часов.
Количество участников: группы по 7 - 15 человек.
Упражнения: "Обвинители — защитники"; "Агрессия. Горячее место"; "Уход от конфликта".
Тема 4. Уверенность в себе. Поведение в форме.
Цель: Расширение поведенческого репертуара членов группы.
Время проведения: 3 часа.
Упражнение: репетиция эф^юктивных поведенческих шаблонов.
Тема 5. Релаксация.
Цель: Обучить участников владеть своим состоянием, настроением, эмоциями. Научить расслабляться и мобилизоваться.
Количество участников: группы по 7 — 15 человек.
Время проведения: 3 часа.
Упражнения: "Гравитация"; "Зажим"; "Допрос": "Набор энергии ".
Литература
1. Бандурка О.М., Соболев В.О., Рущепко 1.П.,
Ярмпш О.Н. Соцюлопчнезабезпеченняд^яльпоспОВС. — Харюв: УВС, 1995.
2. Бурая Н.П. Социальная работа. — Харюв: УВС.
1996.
3. Оргашзащя виховно1 та соцш1ьно-психолопчно1 роботи в учбових закладах МВС Украшы / ГПд загаль-ною ред. проф. О.М.Бандурки.— Харюв: УВС, 1996.
4. Руддестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс. 1993.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ МВД: НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Ведущий науч. сотрудник В.И.Барко, начальник лаборатории А.В.Шаповалов
Национальная академия внутренних дел Украины
г.Киев
Проблеме психологического отбора лиц, имеющих достаточные способности к обучению в вузе МВД. в последние годы уделяется много внимания. Специалистами научно-исследовательского института Национальной академии внутренних дел Украины (НАВДУ) несколько лет назад была разработана методика психологического отбора абитуриентов вузов МВД Украины, по которой проводилось тестирование кандидатов на поступление с целью выявления уровня интеллектуальной и мотиваци-онной готовности к учебе. Методика предусматривала распределение всех абитуриентов на три группы по уровню готовности:
1 — высокий уровень психологической готовности к обучению: кандидаты имеют наилучшие способности к продолжению образования в вузе МВД, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов такие абиту риенты зачисляются в первую очередь:
2 — промежуточный уровень психологической готовности к обучению. Лица с данным уровнем имеют несколько меньшие способности к обучению и зачисляются во вторую очередь:
3 — низкий уровень психологической готовности к обучению: эти лица не имеют достаточных для успешной учебы способностей, их нежелательно зачислять в состав курсантов.
Исследование эффективности психодиагностической работы, проведенное на основе анализа данных психологического тестирования и академической успеваемости курсантов 15 вузов МВД Украины, показало, что в целом методика психологического отбора абитуриентов оказалась полезной для выявления наиболее мотивационно и интеллектуально подготовленного контингента посту пающих на учебу. Так, анализ данных тестирования по Украине за 1994 — 1996 гг. показал, что большинство зачисленных первокурсников (около 60%) продемонстрировали второй, промежуточный, уровень готовности к обучению. Доля курсантов с высоким, первым уровнем готовности и с низким, третьим уровнем составляет примерно по 15%. В среднем десятая часть курсантов зачислялась без тестирования.
Исследования также показали, что лучше всего учатся в вузе МВД курсанты, которые притестиро-
вании продемонстрировали высокий уровень психологической готовности; наихудшую успеваемость имеют курсанты с низким уровнем готовности к обучению.
В ходе исследования были выявлены не только преимущества, но и определенные недостатки существующей практики психологического отбора. Последние касались как процессуальных, так и содержательных аспектов тестирования. К первым следует отнести ошибки психологического отбора на местах (областные данные по психодиагностике готовности к обучению на 20-40% отличаются от результатов, полученных при тестировании в НА-ВДУ). Видимо, это объясняется недостаточной квалификацией лиц, занимающихся вопросами психологического отбора на местах (ГУ, РУВД).
К содержательным недостаткам существующей методики мы отнесли:
а) ограниченность применяемых методов психодиагностики мотивационной направленности личности. Так, ранее использовался лишь личностный ориентационный опросник Смекала-Кучеры, который выявлял три типа направленности личности (на себя, на взаимные действшя и на задачу ), причем около половины испытуемых демонстрировали неблагоприятную для обучения мотивационную структуру;
б) снижение валидности ряда тестовых заданий на диагностику способностей вследствие неоднократного их повторного использования (например, тест Равена применяется и в поликлиниках МВД. и при отборе абитуриентов).
Во избежание ошибок при проведении психологического тестирования и названных недостатков мы посчитали необходимым при разработке новой методики, во-первых, заменить и скорректировать часть тестовых заданий, уделив особое внимание дифференциации стимульного материала для диагностики мотивационной сферы личности; во-вторых. переработать с учетом специфики и требований юридического вуза часть методики, предназначенную для психодиагностики интеллектуальных способностей кандидатов на учебу.
В новом варианте методики с целью диагностики мотивационной направленности абитуриентов были применены опросники Смекала-Кучеры и уровня субъективного контроля (УСК). Первый позволил выделить из мотивационной сферы личности три ценностные ориентации: на себя, на взаимные действия, на задачу. Наши исследования подтвердили большую роль направленности личности на успешную деятельность в вузе МВД.
Так, установлено, что при одинаковом уровне интеллекта лучше учатся курсанты с деловой направленностью. т.е. ориентацией на задачу. У неуспевающих курсантов выявлено доминирование в
мотивационной сфере личной направленности, ориентации на себя в еючетании с направленностью на взаимные действия. Нами также установлены благоприятные и неблагоприятные для обучения комбинации видов мотивационной направленности.
Опросник УСК (автор — Д.Роттер) предназначен дтя выявления генерализованного ожидания или л о кус а контроля личности. Различают два типа ло-куса контроля — внутренний (интернальный) и внешний — экстерна льны й. Интернальный человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности, считает, что может управлять событиями, испытывает чувство ответственности за то, что происходит.
Экстернальный человек считает, что события его жизни являются результатом проявления внешних сил: случая, судьбы, воли других людей и т.п.; соответственно, экстернал не чувствует себя способным контролировать события и отвечать за них. Доказано, что интерналы по сравнению с экстер-налами характеризуются большей психической устойчивостью, меньшей конформностью и склонностью к суициду (Boor, 1976), лучшей адаптацией к социальным условиям (Parkers, 1984), большей уверенностью в себе (Phares, 1978), активным поиском новой информации. При разработке новой концепции методики мы исходили из априорного предложения о том, что для обучения в вузе юридического профиля желателен интернальный локус контроля.
Для исследования общих интеллектуальных способностей личности в новой методике использовался параллельный вариант числового теста Амтхауэра, а также невербальный тест Кеттелла. Числовой тест Амтхауэра позволяет диагностировать качество индуктивного мышления, установление закономерностей; тест Кеттелла предназначен для исследования уровня и структуры практического интеллекта личности, в новом варианте методики он заменил несколько устаревший графический тест Равена.
Исследования последних лет в области психологии и юридической деонтологии, в частности российских ученых (В.В.Лазарева, Д.Б.Богоявленской, Н.Л.Гранат и др.), подтвердили важность креативных компонентов в профессиональной деятельности юриста. Так, установлено несколько уровней интеллектуальной и правовой активности личности: пассивного, при котором субъекг даже в условиях добросовестного труда остается в рамках заданного способа действий; звристичсского, при котором субъект совершенствует структуру своей деятельности и открывает новые способы действий и решений; творческого, при котором личность овладевает способностью к самостоятельной, не стиму-
лированной извне постановке проблем и дивергентном}' поиск}' путей их решения. Доказано также, что в процессе профессионального подбора кадров для службы в правоохранительных органах желательно ориентироваться на эвристический и творческий уровни интеллектуальной активности как на обеспечивающие качественное и эффективное выполнение служебных обязанностей.
С учетом сказанного новой методикой психологического отбора предусмотрена диагностика творческого потенциала личности абитуриента вуза МВД. Для этого использовался тест творческих способностей "словесные триады" (В.Меде и К. Пиор-ковский), позволяющий определить показатели вербального творческого мышления (легкость, гибкость, оригинальность).
низкий уровень ("неудовлетворительно").
Анализ уровня и структуры интеллекта испытуемых показал, что приблизительно пятая часть курсантов и студентов имеют высокий у ровень интеллектуальных показателей, около 5% респондентов продемонстрировали низкий у ровень интеллекта по невербальному тесту Кеттелла и арифметическому субтесту, несколько большая дом молодежи выявила низкий уровень творческих способностей (11,2% курсантов и 15,5% студентов). Большинство обследованных имеют средний (около 40,0%) и сниженный (около 30,0%) уровень интеллекта.
В процессе статистического анализа установлено, что прогностическая ценность показателей невербального и творческого вербального интеллекта является достаточно высокой (табл. 1).
Таблица 1
Связь между интеллектуальными способностями и параметрами учебной деятельности
Тип интеллекта Успеваемость Экспертная оценка Удовлетворен ность
к с к с к с
Невербальный 0,69 0,48 0,48 0,50 0.41 0.25
0,60 0.44 0,44 0,46 0,35 0,24
Арифметический 0,21 0,11 0,10 0,10 0,04 0,01
Вербальный 0,77 0,58 0,61 0,58 0,47 0.22
Творческий 0,67 0,55 0,53 0,54 0,44 0,18
Примечание. Здесь и далее в невербальном и вербальном творческом типах первый ряд цифр —- коэффици-
При проведении исследования психолого-педагогической эффективности нового варианта методики мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: подготовленными (пригодными) к обучению в вузе МВД считаются абиту риенты, у которых сформированы а) благоприятная для процесса обучения мотивация (ориентация на цель деятельности и достижения, внутренний л о кус контроля); б) общие способности, в частности, вербальный и невербальный интеллект, творческий или эвристический уровень интеллектуальной активности и мышления.
В ходе экспериментальной проверки гипотезы было обследовано 124 человека (70 курсантов третьего курса НАВДУ и 54 студента-правоведа Национального педагогического университета). В качестве показателей успеваемости и адаптации к условиям вуза рассматривались три основных; средний балл экзаменационных оценок на сессиях, экспертная оценка, удовлетворенность обучением.
Измерение интеллектуальных и мотивационных показателей готовности к обучению осуществлялось на основе порядковой четырехбалльной шкалы: 4 балла — высокий уровень ("отлично"), 3 балла — средний уровень ("хорошо"); 2 балла — сниженный уровень ("удовлетворительно"); 1 балл —
Как видим из таблицы, наибольшие коэффициенты ранговой корреляции наблюдаются между показателями уровня невербального интеллекта и параметром успеваемости (0,69 — у курсантов и 0,48 — у студентов), показателями творческих способностей и успеваемостью (0.77 — у курсантов и 0,58 — у студентов), показателями невербального интеллекта и экспертными оценками (0,48 и 0,50 соответственно), между показателями творческих способностей и экспертными оценками (0,61 и 0,58). Проведенный математический анализ подтвердил также наличие существенных различий в уровне способностей курсантов и студентов в зависимости от успешности обучения.
Так, средний уровень интеллекта успешно обучающихся курсантов и студентов, диагностируемых различными методами, значительно превосходит средний уровень интеллекта плохо успевающих (3, 13 баллов против 1,95 баллов, различия достоверны на уровне значимости р=0,01).
Расчеты также показали, что в выборке "успешные" высокий уровень интеллекта отмечен примерно у 60% курсантов и студентов, а низкий — лишь у 2,0% курсантов и 4,0% студентов. В то же время в выборке "неуспешные" выявлен один курсант с высоким интеллектом и лишь два студента педуни-
всрситста показали высокий уровень невербального интеллекта по тесту Кеттелла.
Приведенные данные свидетельствуют о том. что показатели невербальных и творческих вербальных интеллектуальных способностей, диагностируемые с помощью рассмотренных тестов, имеют важное прогностическое значение для отбора наиболее способной молодежи для обучения в вузе юридического профиля.
Анализ мотивационной направленности личности с помощью опросника Смекала-Кучеры показал. что большинству курсантов и студентов присущ промежуточный уровень мотивации (44% опрошенных), примерно четвертая часть респондентов продемонстрировала высокий уровень, около 30% молодежи обладает низким уровнем мотивации.
Исследование также покатало, что высокий уровень мотивационной направленности является фактором, способствующим успешному обучению в вузе, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Как видно, уровень мотивационной направленности по методике Смекала-Кучеры положительно коррелирует с такими основными учебными показателями, как академическая успеваемость и экспертные оценки, что позволяет рекомендовать данную методику для осуществления психологического отбора абиту риентов вузов МВД.
Оценю уровня субъективного контроля (УСК) показала, что в обеих выборках распределение лиц по УСК близко к нормальному, 17,0% курсантов и 13,0% студентов продемонстрировали высокий (4-й) и низкий (1-й) уровни, у трети респондентов выявлен промежуточный и сниженный уровни рассматриваемого мотивационного параметра.
Связь между уровнем мотивационной направп (коэффициенты ранговой корреляу
Математический анализ двух выборок подтвердил высокие прогностические возможности методики УСК для отбора кандидатов на обучение в вузе юридическою профиля (табл. 3).
Как видим, в обеих выборках наблюдается корреляционная связь между уровнем объективного контроля, показателями успеваемости, экспертными оценками. Таким образом, методику УСК также можно рекомендовать для осуществления психологического отбора абитуриентов.
Полученные в исследовании промежуточные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности практического использования в психологическом отборе всех упомянутых психодиагностических методик. В этой связи данные методики были последовательно объединены в пакет, который применялся для проверки гипотезы исследования. Последовательность методик в пакете и время тестирования следующие:
1) невербальный тест Кеттелла (28 мин.);
2) числовой тест Амтхауэра (10 мин.);
3) вербальный тест творческих способностей (5 мин.);
4) опросник Смекала-Кучеры (15 мин.);
5) опросник уровня субъективного контроля (15 мин.).
Вместе с инструктажем процедура тестирования занимала около 80-85 мин., работа проводилась в утреннее время (с 9.00 до 12.00) в группах численностью до 20 человек. Для оценки уровня психологической готовности к обучению применялась описанная выше четырехбалльная шкала.
Исследование показало, что успешно обучающиеся в своих вузах курсанты и студенты имеют
Таблица 2
енности и показателями учебной деятельности пи Спнрмена и Кендала, р— 0,01)
Компонент
Параметры учебной деятельности
направленности успеваемость экспертная оценка удовлетворенность
с к с 1С с к
нс- 0,10 0,22 - - - -
нв -0,34 -0,35 -0,38 -0,41 - -
НЗ 0,55 0,66 0,48 0,57 - -
р и м е ч а и и е . НС — на себя; НВ — на взаимодействия; ИЗ — на задачу.
Таблица 3
Связь между уровнем субъективного контроля и показателями обучения (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла, р = 0,01)
Показатели учебной деятельности
Вид мотивации успеваемость экспертная оценка удовлетворенность
к с к с к с
Направленность по методике 0,59 0,47 0,44 0,44 0,32 0,20
Смекала-Кучеры 0,52 0,44 0,40 0,40 0,30 0,15
лучшие показатели готовности к обучению по сравнению с неуспевающими (табл. 4).
Таблица 4 Усредненные значения показателей готовности к обучению в различных по успеваемости группах обследуемых
Группа Интеллект Мотивация Готовность
к обучению
Успешные 3,25 3,34 3,3
п=33 (к) 3,23 3,28 3,15
п=25 (с)
Неуспешные 2,07 2,27 2,18
п=37 (к) 2,0 2,35 2,20 '
п=29 (с)
Приме ч а н и е . По всем показателям выявлены статистические достоверные различия на уровне значимости р0,01.
В исследуемой выборке наблюдалось следующее распределение лиц по уровню психологической готовности к обучению (табл. 5).
Из таблицы следует, что в обеих исследуемых выборках распределение близко к нормальному, большей части студентов и курсантов присущ хороший (3-й) и удовлетворительный (2-й) уровни готовности к обучению, меньшей части — высокий (4-й), неудовлетворительный, низкий (1-й) уровень. Приведенные факты подтверждают целесообразность применения выбранной в исследовании четырехбалльной шкалы, правильность предтоженных
методов расчета прогнозного уровня готовности на основе объединения уровней мотивации и интеллекта. Нормальное статистическое распределение показателей также подтверждает оптимальность предложенного психологического пакета оценки степени психологической готовности к обучению лиц рассматриваемого возрастного, образовательного и профессионального уровня.
О целесообразности практического использования нового пакета психологических методик для отбора абитуриентов также свидетельствуют значения итоговых коэффициентов ранговой корреляции (табл. 6).
Таким образом, итоговый уровень психологической готовности к обучению статистически достоверно коррелирует с основными показателями учебной деятельности — успешностью и экспертными оценками, что свидетельствует о прогностической ценности разработанной методики для подбора в вузы МВД наиболее способной к обучению молодежи.
С целью уточнения психолого-педагогической целесообразности использования на практике предложенного пакета методик были рассчитаны значения возможных ошибок психологического отбора. Анализ результатов исследования показал, что ошибка прогноза готовности равна приблизительно 9.0 —10,0%, что превосходит показатели исследования 1993 г., когда ошибка равнялась 14,0%.
В исследуемой выборке наблюдалось близкое к нормальному статистическое распределение кур-
Таблица 5
Уровни мотивациониой и интеллектуальной готовности к обучению курсантов НАВДУ и студентов НПУ
Уровень Тип интеллекта
невербальный арифметический вербальный творческий
к с к с к с
4 22,2 8.9 20,6 20,0 19,0 20,0
3 36,5 53,3 42,9 35.0 33,3 44,4
2 34,9 33,4 33,3 40,5 36,5 28,9
1 6,35 4,4 3,2 4,5 11,2 15,5
Примечание. Здесь и далее к — курсанты НАВДУ, с — студенты НПУ.
Таблица 6
Связь между уровнем субъективного контроля и показателями обучения (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла, р=0,01)
Вид мотивации Показатели учебной деятельности
успеваемость экспертная оценка удовлетворенность
к с к с к с
Направленность по методике 0,59 0,47 0,44 0,44 0,32 0,20
Смекала-Кучеры 0,52 0,44 0,40 0,40 0,30 0,15
сайтов и студентов по уровню психологической готовности к обучению. Так, около 15,0% респондентов продемонстрировали высокий (4-й) и низкий уровни готовности, около 35% — хороший (3-й) и удовлетворительный (2-й) уровни.
О целесообразности практического использования новой методики психологического отбора также свидетельствуют значения итоговых коэффициентов ранговой корреляции. Так, между уровнем готовности к обучению и основными показателями учебной деятельности зафиксированы следующие коэффициенты ранговой корреляции Спирме-на: 0.69 — академическая успеваемость. 0,71 — экспертные оценки, 0,46 —удовлетворенность. Таким образом, рассматриваемая методика имеет прогностическую ценность для подбора наиболее способной к обучению в вузах МВД молодежи.
С целью психодиагностики готовности к обучению целесообразно использование мотивацион-ных и интеллектуальных критериев. Мотивацион-ные компоненты диагностируются путем выявления характера направленности личности и уровня (локуса) субъективного контроля, интеллектуальные — на основе выявления уровня развития невербальных и творческих вербальных способностей.
Уровень готовности абитуриента к обучению целесообразно оценивать с помощью четырехбалльной порядковой шкалы:
4-й уровень — высокая мотивационная и интеллектуальная готовность к обучению (оценка 'отлично"), лица с данным уровнем зачисляются в вуз в первую очередь;
3-й уровень — средняя (промежуточная) психологическая готовность к обучению ("хорошо"), абитуриенты с этим уровнем зачисляются во вторую очередь;
2-й уровень — сниженная психологическая готовность к обучению ("удовлетворительно"), лица с данным уровнем зачисляются в третью очередь;
1-й уровень — низкая психологическая готовность к обучению, абитуриентов с таким уровнем нежелательно зачислять в вуз МВД.
Мотивационные и интеллектуальные компоненты готовности к обучению связаны статистически значимыми коэффициентами корреляции с основными показателями учебной деятельности курсантов и студентов: академической успеваемостью, экспертными оценками. Итоговый у ровень психологической готовности также положительно коррелирует с показателями успеваемости (г=0,69; р=0,01) и экспертными оценками (г=0,71; р=0,01). Ошибка процесса психологического отбора не превышает 10%, т.е. для более чем 90% курсантов и студентов уровень готовности совпал с уровнем академической успеваемости.