Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности'

Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности»

Пспхологпческо

обеспечение

учебмо-восппта

процесса

тельного

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ст. инспектор-психолог А.В.Резепин, инспектор-психолог В.Б.Михайлов, ст. преподаватель В.Ю.Даутова

Челябинский юридический институт МВД России

Специфика адаптационных процессов первокурсников вузов МВД

Понятие адаптации человека к новым условиям жизни и включает в себя все стороны человеческой жизнедеятельности. Выделяют психологические, физиологические, социальные формы адаптации. Нет смысла подробно раскрывать понятие адаптации, так как нас интересует только ее часть.

Социальная адаптация есть постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и одновременно результат этого процесса. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения, как в рассматриваемом здесь случае. Социальную адаптацию первокурсника в вузе МВД условно можно разделить на приспособление курсанта непосредственно к требованиям вуза, учебной программы и уставов, определяющих служебную деятельность сотрудника ОВД, а также на приспособление к условиям социального окружения, нормам поведения, вырабатываемым в учебной группе.

Обе части социальной адаптации неразрывно связаны между собой, определяют и дополняют друг друга. Нельзя говорить об успешной адаптации первокурсника, если в учебной группе он чувствует себя некомфортно, ущербно, даже если с учебной и служебной деятельностью он вполне справляется. Нарушение адаптации в коллективе может негативно воздействовать на отношение курсанта к вузу и выбранной профессии в целом, затруднить освоение специальности, ослабить положительную мотивацию на обучение, даже поменять профессионально-

мотивационную структуру индивида. Эффективность социальной адаптации может быть определена соответствием требованиям вуза и благоприятным социально-психологическим климатом группы.

Социальная адаптация первокурсника к требованиям вуза МВД в большей степени проходит опосредованно, через приспособление к групповым нормам поведения. Индивид приводит свое поведение в соответствие с существующими нормами поведения в группе, вырабатывая качества, поощряемые социальным окружением. Групповое влияние выступает важным побудительным элементом адаптации к новым условиям учебной и служебной деятельности. Представление о специфике адаптации первокурсника вуза МВД, об условиях адаптационных процессов будет недостаточным, так как оно верно и для любого другого вуза. Следует конкретизировать данные условия, представив специфику учебно-служебной деятельности, с тем чтобы определить критерии степени адаптированности курсанта и направления психоадаптационной работы.

В качестве особенностей учебно-служебной деятельности курсанта вуза МВД можно перечислить следующие:

— учебная деятельность жестко регламентирована распорядком дня, что требует от курсанта умения рационально планировать самостоятельную учебную работу;

— учебная деятельность совмещается со службой в нарядах, дежурствах по охране общественного порядка, строится на принципе строгой отчетности за каждое занятие, в том числе за пропущенные, что требует от курсанта физической и эмоциональной выносливости, умения использовать приемы саморегуляции, эффективно организовать учебную работу, концентрировать внимание и волевые усилия на главном;

— преобладает групповая учебная работа как на плановых занятиях, так и на самоподготовке, что требует умения эффективно работать и коллективно, в группе, и в условиях, отвлекающих внимание;

— учебный процесс, как и вся деятельность курсанта, строится в большей степени на принципе единоначалия (подчиненности), что требует соблюдения определенной этики поведения, субординации, что в свою очередь, ведет к нивелированию индивидуальных особенностей восприятия, творческого мышления. Это заставляет курсанта перестраивать привычную систему общения, учит сдержанному,

корректному поведению, заставляет находить область реализации творческого потенциала и применять его в решении практических задач;

— учебно-служебная деятельность, с одной стороны, контролируется соответствующими должностными лицами, а с другой — курсанту предоставлена полная самостоятельность в плане организации учебы и быта (рядом нет родителей, которые часто принимали решения за него, руководили и всем обеспечивали). Это требует от курсанта способности самостоятельно принимать решения, следить за собой, за опрятностью одежды, обеспечивать себя, отвечать за свои поступки. В целом это формирует и развивает его мотивационно-потребност-ную сферу.

Исходя из этого, можно прогнозировать основные критерии, по которым в последующем оценивается степень адаптированности первокурсника, курсанта к условиям учебно-служебной деятельности. Но следует не забывать о том, что процесс адаптации непрерывен, так как по мере развития личности изменяется его мотивационно-потребностная сфера и человеку приходится приспосабливаться к новым видам деятельности, социальным ролям и др. Поэтому будет неправильным в оценке адаптационных процессов ориентироваться на идеал и рассчитывать на полную адаптацию к условиям учебно-служебной деятельности, упускать из виду тревожные признаки дезадаптации, такие, как систематические неразрешаемые конфликты с сослуживцами и наставниками, частое обращение в санчасть с соматическими заболеваниями, грубые нарушения служебной дисциплины и неуспеваемость.

Приведем критерии, требующие внимания при оценке уровня адаптированности курсанта вуза МВД.

В качестве основных критериев адаптированности курсанта мы выделяем его академическую успеваемость (текущую успеваемость, оценки по зачетам и экзаменам) и объективные показатели служебной деятельности (наличие взысканий и поощрений); к основным можно отнести такие показатели, как:

— нервно-психическая устойчивость, стабильность поведения, адекватность реакций на обстановку, преобладание позиции “взрослого” либо “ребенка” в общении и учебно-служебной деятельности, бесконфликтность поведения, сформированность мотивационно-потребностной сферы и деятельности, активность позиции;

— авторитет, уважение в коллективе, самочувствие в группе (уверенность в поведении, чувство комфортности), удовлетворенность социально-психологическим климатом коллектива и принадлежностью к группе, развитость личных коммуникативных связей в группе, удовлетворенность работой в группе, взаимопомощь и умение эффективно работать в коллективе;

— удовлетворенность учебным процессом, взаимоотношениями с преподавателями, реализация творческого потенциала в учебной и научной работе;

— принятие специфичной системы ведомственного обучения и воспитания, удовлетворенность

взаимоотношениями с непосредственными начальниками, кураторами и т.д.;

— соответствие личных представлений о будущей профессиональной практической деятельности и реального положения, статуса сотрудника ОВД;

— самостоятельность в принятии решений, осознание ответственности за собственное поведение, умение организовать свою работу, учебу и быт;

— частота обращений в санчасть или поликлинику с соматическими заболеваниями.

Особое значение в оценке адаптационных процессов имеет их направленность, т.е. динамика развития, которая указывает на последовательное приспособление, привыкание к новой обстановке либо на растущий внутриличностный конфликт, внутреннее напряжение, тревожность, увеличение непреодолимых трудностей, что указывает на прогрессирующую дезадаптацию.

Психологическая диагностика адаптационных процессов, по нашему мнению, включает в себя, кроме всего перечисленного, определение мотивационной направленности курсанта, особенно — сформи-рованности мотивации профессионального выбора, определение личностных качеств, резервов, способностей (адаптивность, локус контроля, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, личностная тревожность).

Не следует забывать и о том, что сама новая учебно-служебная деятельность выступает как мощный стимулирующий адаптационный фактор, который эффективно формирует и переформирует установки курсанта, его мировоззрение. Именно деятельность в большей мере определяет направленность адаптационных процессов, а поэтому необходимо отслеживать негативные ее проявления, постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс. К таким негативным проявлениям можно отнести профессиональную и психологическую некомпетентность командно-преподавательского состава, бытовую неустроенность, сбои в организации учебного процесса, несбалансированную индивидуальную учебную и служебную нагрузку и т.д.

Прогнозирование и диагностика адаптационных процессов

Прогнозирование успешной адаптации к условиям учебно-служебной деятельности осуществляется на этапе профессионально-психологического отбора, когда мы оцениваем эмоционально-волевую, коммуникативную, интеллектуальную, мотивацион-но-потребностную сферу личности абитуриента и выносим заключение о степени пригодности к обучению в институте и будущей профессии.

На основе полученных данных психодиагностического обследования (методики: МИЛ, СМИЛ, опросник Кеттелла, КОТ, тест Люшера, тест “Домино”, ШТУР, САТ), часть абитуриентов, прошедших по конкурсу, попадают в группу с прогностически неблагоприятными показателями и возможными трудностями в адаптации. Формально сформированные, такие группы в дальнейшем уточняются в процессе психологического сопровождения в период лагерных сборов (курса первоначальной

подготовки) и первого года обучения по мере получения объективных данных учебы и службы.

Группы риска (группы с возможными трудностями в адаптации к учебно-служебной деятельности) формируются по следующим признакам:

1. Биологические факторы:

— неблагоприятная наследственность (наличие у близких родственников психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, отклоняющегося делинквентного поведения, суицидальных попыток);

— экзогенные факторы (перенесенные черепномозговые травмы с потерей сознания, эпизоды нарушения сознания, судорожные пароксизмы, энурез, перенесенные острые и хронические нейроинфекции с остаточными явлениями поражения ЦНС, перенесенные общие инфекционные заболевания, протекавшие в тяжелой форме).

2. Психосоциальные факторы:

— неблагоприятные социально-средовые факторы (воспитание в неполной семье, у родственников, в детском доме, серьезные дефекты воспитания, затруднения в учебе, низкая успеваемость, сверхценные увлечения и интересы, причастность к асоциальным компаниям, приводы в милицию, постановка на учет, злоупотребление алкоголем, эпизодическое употребление наркотиков, токсических веществ, дисциплинарные взыскания и конфликты во время службы в ВС);

— аутоагрессивные формы поведения (суицидальное поведение);

— участие в вооруженных конфликтах и локальных войнах.

3. Факторы риска, выявляемые параклиническими методами обследования:

— низкий уровень интеллектуального развития (интеллектуальная недостаточность, социально-пе-дагогическоя запущенность);

— негативные личностные черты (акцентуации характера, прогностически неблагоприятные показатели тестов СМИЛ, МЦВ, Кеттелла);

— недостаточный уровень психической адаптации (наличие отдельных патопсихологических симптомов, проявление психического инфантилизма, склонность к невротическому типу реагирования в стрессовой ситуации, проявления нервно-эмоциональной и вегетативной неустойчивости);

— отдельные функциональные нарушения (отклонения показателей в пробах на внимание, эмоциональную устойчивость, память);

— снижение функциональных резервов (неблагоприятные антропометрические данные, гипертоническая реакция на физическую нагрузку).

Вся необходимая информация такого рода есть на каждого поступающего, что дает возможность определить их возможные трудности в будущей учебе и службе, обозначить направления работы по психологическому сопровождению адаптационных процессов. Но все же такой информации недостаточно для успешной психоадаптационной работы, поэтому мы используем дополнительно следующие методики:

— “адаптивность” (определение адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости,

коммуникативных способностей, моральной нормативности);

— ОСК (определение локус-контроля);

— методика определения уровня самооценки;

— проективная методика оценки самочувствия, областей проблем в адаптации, мотивационной направленности и динамики адаптационных процессов (методика разработана и опробована А.В.Резе-пиным);

— шкала тревожности Спилбергера (определение личной и ситуативной тревожности);

— ДМО — диагностика межличностных отношений (определение стиля межличностных отношений);

— ИТО — индивидуально-типологический опросник (определение уровня экстравертированнос-ти, интровертированности, ригидности, лабильности, сензитивности, спонтанности, тревожности, агрессивности);

— социометрическая методика с элементами анкеты для оценки социально-психологического климата, адаптированная к условиям вуза (определение рейтинга авторитетности в группе, удовлетворенности психологической атмосферой коллектива, развитости сети межличностных отношений, наличия конфликтных зон, эффективности стиля руководства).

Необходимость включения в психодиагностическую батарею методик на диагностику межличностных отношений, личностных качеств, резервов, способностей (адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, личностная тревожность, моральная нормативность, стиль межличностных отношений) очевидна, так как они вскрывают возможные личностные причины трудностей в адаптации.

Не менее важная роль в оценке адаптационных процессов отводится нами при изучении социально-психологического климата в коллективах курсантов, так как адаптация проходит непосредственно в группе и через нее. Благодаря адаптированной социометрической методике с элементами анкеты, анкетированию (оценка лагерных сборов) и проективной методике оценки самочувствия и динамики адаптационных процессов возможно всесторонне оценить социально-психологический климат с целью его оптимизации в дальнейшем.

Разработка и внедрение новой методики позволило достоверно выявлять (благодаря проективности) возникающие в процессе адаптации трудности, области служебных конфликтов, общее самочувствие и самочувствие в отдельных областях учебнослужебной деятельности, мотивационную направленность первокурсника, сформированность мотивации профессионального выбора, динамику адаптационных процессов при неоднократном использовании методики.

Методики определения уровня самооценки и изучения локуса контроля (ОСК) используются для подбора правильной психокоррекционной программы и разработки психологических рекомендаций для оптимизации адаптационных процессов.

И все же главным в диагностике адаптационных процессов является определение мотивационной направленности курсанта в совокупности с диагностикой его локуса контроля, так как эти факторы — двигающие, определяющие весь процесс адаптации.

Программа психологического сопровождения адаптации первокурсников

Под программой психологического сопровождения адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности понимается порядок и комплекс занятий по психодиагностике и тренингов по саморазвитию личности и коллективообра-зованию, психокоррекционных индивидуальных и групповых мероприятий, проводимых в период лагерных сборов с первокурсниками.

Схематично представить программу сопровождения можно следующим образом:

Занятие 1. Изучение адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности, самооценки и самочувствия (после первой недели пребывания в лагере, в новой роли курсанта).

• Цель:

• выделение группы первокурсников с низкими адаптационными способностями, неадекватной самооценкой, крайне негативным отношением к происходящему для оказания индивидуальной психологической помощи;

• получение первоначальных психологических характеристик курсантов (нулевой срез) для дальнейшего изучения уровня сформированное™ профессионально важных качеств, динамики адаптационных процессов и использование их в ходе социально-психологического тренинга саморазвития и коллективообразования.

• Используются:

• методика “Адаптивность”;

• методика определения уровня самооценки;

• проективная методика оценки самочувствия и динамики адаптационных процессов.

Занятие 2. Социально-психологический тренинг личностного саморазвития и коллективообразования (придание адаптационным процессам определенной направленности, групповая психокоррекционная работа)

• Цели:

• сформировать у слушателей представление о структуре учебной и служебной деятельности и ее требованиях к личности курсанта;

• углубить у слушателей знания о своей личности и сформировать потребность в саморазвитии и самовоспитании;

• вооружить слушателей психотехникой личностного саморазвития и профессионального самовоспитания.

• познакомить слушателей учебной группы между собой;

• сформировать чувство групповой взаимозависимости и понимания структуры взаимоотношений;

• придать коллективным (групповым) процессам целенаправленность, сформулировать групповые ценности, цели, нормы;

• сплотить коллектив учебной группы на основе ведущих групповых ценностей и целей.

• Используются:

• программа социально-психологического тренинга личностного саморазвития и коллективообразования, адаптированная группой психологического сопровождения к условиям вуза;

• анкета обратной связи в тренинге;

• шкала тревожности Спилбергера (определение личной и ситуативной тревожности);

• ДМО — диагностика межличностных отношений (определение стиля межличностных отношений);

• ИТО — индивидуально-типологический опросник (определение уровня экстравертированнос-ти, интровертированности, ригидности, лабильности, сензитивности, спонтанности, тревожности, агрессивности).

Занятие 3. Изучение социально-психологического климата в коллективах первокурсников (уточнение группы риска, получение данных для выработки рекомендаций для индивидуально-воспитательной, психоадаптационной работы)

• Цели:

• определение рейтинга авторитетности каждого в группе, удовлетворенности психологической атмосферой коллектива и принадлежностью к нему;

• определение степени развитости сети межличностных отношений как в целом в группе, так и у каждого курсанта;

• определение конфликтных зон;

• определение эффективности стиля руководства группой всеми категориями командного состава;

• выявление возникших в процессе адаптации трудностей, оценка общего самочувствия и самочувствия в отдельных областях учебно-служебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определение мотивационной направленности первокурсника, оценка сформированности мотивации профессионального выбора;

• отслеживание динамики и направленности адаптационных процессов.

• Используются:

• социометрическая методика с элементами анкеты для оценки социально-психологического климата, адаптированная к условиям вуза;

• проективная методика оценки самочувствия и динамики адаптационных процессов (методика разработана и опробована А.В.Резепиным);

• анкетирование (оценка лагерных сборов).

Аналитическая работа.

• Цели:

• всесторонне оценить социально-психологический климат подразделений;

• выработать рекомендации руководителям по оптимизации социально-психологического климата в каждом подразделении;

• выработать индивидуальные рекомендации курсантам, имеющим трудности в адаптации.

Этапы психологического сопровождения адаптации первокурсников к условиям учебно-служебной деятельности

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Канд. психол. наук, член-корреспондент РАЕН В.С.Красник, ст.преподаватель В.Ю.Даутова, ст. инспектор-психолог А.В.Резепин

Челябинский юридический институт МВД России

Совершенствование и реформирование системы высшего профессионального образования в современных условиях является объективно необходимым условием подготовки специалистов для органов внутренних дел. В Челябинском юридическом институте МВД России осуществляется постепенный переход к многоуровневой, профильной системе образования, которая включает: первоначальную профессиональную подготовку (базовый уровень); среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование.

К некоторым квалификационным требованиям подготовки специалиста, получающего образование второго и третьего уровня, относятся:

— способность анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;

—способность прогнозировать появление новых способов совершения преступлений и развитие преступной деятельности конкретных лиц;

— способность выбирать оптимальные управленческие решения в экстремальных ситуациях и др.

Реализация перехода к многоуровневой системе профессиональной подготовки требует внесения изменений в организацию отбора кандидатов на обучение второго и третьего уровня и совершенствования учебного процесса с учетом перечисленных квалификационных требований.

В Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (приказ МВД России от 30.12.1997г., №862) представлены основные направления деятельности системы психологического обеспечения. Одним из направлений работы является психологический мониторинг развития у курсантов профессионально важных личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел. Однако анализ специальной литературы и научно-практических конференций, нормативных документов Министерства внутренних дел по психологическому обеспечению образовательного процесса показал, что не существует стандартизированных методик проведения этой работы. Перед группой психологического сопровожде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.