Субъективными факторами являются:
- отсутствие достаточных профессиональных навыков и умений;
- противоречивость внутренних установок;
- неумение определять границы компетентности и профессиональной ответственности;
- получение и накопление личного травматического опыта;
- подверженность профессиональной деформации и выгоранию.
В связи с этим мы считаем, что для решения выявленных проблем необходима система профессионального сопровождения деятельности психологов органов внутренних дел, которая включала бы в себя:
1. Профессиональный отбор на основе профессиограм-мы психолога ОВД.
При отборе кандидатов на должность психологов в органы и подразделения внутренних дел Краснодарского края мы обращаем внимание не столько на знания и умения, сколько на их мотивацию, в том числе потребность к достижению, толерантность к условиям системы (социально-психологическую гибкость и мобильность, устойчивость к стресс-факторам и фрустрации, сочетающуюся с рефлексивностью, способностью к эмпатии). При подборе мы делаем ставку не на готовых профессионалов, а на потенциально способных стать таковыми.
2. Стажировку на базе структурного подразделения психологов ГУВД.
На наш взгляд, основная задача стажировки - в ходе обучения основным формам и методам работы помочь начинающему специалисту сформировать представления о профессиональных, функциональных и ролевых границах психолога ОВД, определить рамки компетенции и ответственности, занять свою нишу.
3. Сопровождение и помощь в процессе адаптации молодого специалиста к условиям службы и коллективу.
Наш опыт показывает- что на этапе адаптации важно научить молодого психолога удерживать свои профессиональные границы, найти индивидуальный стиль в работе, сформировать позитивный имидж на основе склонностей и возможностей.
4. Профессиональное обучение:
- через систему зональных (кустовых) семинаров;
- через систему общекраевых семинаров;
- через систему тематических и специализированных семинаров;
- через систему самообразования (методический день);
- через обмен положительным опытом, воркшопы.
В течение трех лет данная система обучения существует в ГУВД Краснодарского края. Основная идея ее заключается в том, что она позволяет учитывать при составлении обучающих групп уровень профессиональной подготовки, индивидуальные склонности и интересы психологов, способствует их самореализации и последующей презентации накопленного опыта. К обучению психологов края мы стремимся привлекать специалистов высокой категории, что позволяет осуществлять сертификацию по отдельным направлениям или методам и служит для психологов одним из сильнейших стимулирующих факторов в работе.
5. Система супервизии:
- процесс-анализ профессиональных случаев;
- балентовские группы;
- супервизия терапевтических отношений;
-личная психотерапия.
6. Система реабилитации психологов, побывавших в экстремальных ситуациях:
- санаторно-курортное лечение;
- терапевтические группы;
-дебрифинг.
Создание системы супервизии и реабилитации стало объективно необходимым в связи с быстрым профессиональ-
ным ростом психологов края, что повысило их активность в работе с психотравмой, горем, потерей, другой тяжелой проблематикой и повлекло их вторичную психотравмати-зацию. Данная система супервизии и реабилитации в настоящий период находится в стадии становления, но уже сейчас она позволяет нам сохранять профессиональное здоровье наших психологов, предупреждать их профессиональное выгорание.
7. Система контроля и своевременного реагирования:
- комплексная проверка, целевая (тематическая) проверка;
- в рамках служебной проверки СПК: изучение в коллективе, комплексная инспекторская проверка, оказание практической помощи.
Данная система осуществления контроля позволяет держать в поле зрения систему психологического обеспечения в территориально отдаленных органах внутренних дел края, владеть ситуацией в коллективах подразделений и при необходимости влиять на нее.
8. Система аттестации психологов. Она находится в настоящее время в стадии разработки. В данный период нами проводится работа по изучению профессионального статуса и отношения личного состава к психологам в органах и подразделениях внутренних дел края. Анализ полученных результатов позволит нам выработать критерии оценки деятельности психологов для дальнейшей их аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ, ПОСТУПАЮЩИМ НА СЛУЖБУ Б ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев
Омская академия МВД России
В начале XIX в. во многих странах мира широкое распространение получила так называемая психотехника, в которой проблема профессионального отбора занимала центральное место. Представители психотехники утверждали, что человек и профессия должны подходить друг к другу, как болт и гайка, а потому профессиональный отбор должен охватывать все виды деятельности человека. Позже эта теория не имела массового характера, а использовалась только для тех профессий, которые предъявляют особые требования к человеку (например, связанные с воздействием стресс-факторов, информационной перегрузкой, необходимостью работать в условиях изоляции и т.п.).
Для массовых профессий более важной, чем отбор, является профессиональная ориентация, помогающая человеку рационально выбрать такую профессию, в которой бы наиболее точно реализовались его способности.
Основой для разработки методов профессионального отбора служит учение о способностях человека. Под способностями в психологии понимают комплекс свойств человека, являющихся условием успешного овладения определенными видами деятельности, совершенствования в них и достижения высоких результатов. Различают способности общие и специальные. Психологические исследования показывают, что способности человека формируются и развиваются в процессе жизни. Но формируются они не на "голом месте". Природной предпосылкой способностей являются задатки, т.е. некоторые прирожденные особенности. На основе сходных задатков могут развиться различные способности, и, наоборот, на основе различных задатков могут развиваться сходные способности (И.Н. Шестюк, 1972).
Задатки каждого человека являются в высшей степени специфическими, уникальными, поскольку, как утверждает
генетика, для человека характерен генетический полиморфизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных вообще. Каждый человек обладает такой специфической для него системой качеств, которая позволяет достигнуть высоких результагов в различных видах деятельности. Специфичность способностей каждого человека требует тщательной индивидуализации процессов обучения и воспитания (вообще работы с людьми). Индивидуальные свойства личности человека так или иначе проявляются в трудовом процессе.
По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и эти различия важно учитывать. Большинство свойств в силу пластичности человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни. Поэтому направленное воспитание и обучение, безусловно, дает положительный эффект. Однако эффект может быть неодинаковым, так как имеются относительные ограничения изменчивости психофизиологических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем оперативной памяти и т.д. В связи с этим профессиональный психологический отбор, там, где он необходим, ставит задачу выявить таких лиц, у которых процесс дает максимальный эффект при минимальном времени обучения.
Проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами уже давно интересовала исследователей. Однако лишь в результате работ И.П. Павлова, показавшего, что основа различных типов высшей нервной деятельности определяется силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов - возбуждения и торможения, началось настоящее научное исследование индивидуальных психологических различий.
Дальнейшее изучение этого вопроса, проведенное Б.М. Тепловым (1956,1963,1965) и В.Д. Небылициным (1966), показало наличие у человека четырех основных свойств нервной системы: силы, динамичности, подвижности и лобиль-ности. Каждое из них характеризуется тремя показателями: по возбудительному процессу, тормозному и их балансу (уравновешенности). Психофизиологические особенности человека определяются не только основными свойствами нервной системы, но и многими другими качествами, которые пока менее изучены. Поэтому для получения разносторонней психофизиологической характеристики людей необходимо применять различные методические приемы, исходя из представлений о системе свойств человека. Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, например, его мыслительных способностей. Необходимо знать его эмоциональную устойчивость, волевые качества и т.д. Поэтому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, раскрывающих различные свойства человека, важные для избранной деятельности.
Процесс профессионального отбора многопланов и включает в себя социально-правовой, медико-соматический, психиатрический и психологический аспекты.
1. Социально-правовой проводится в основном кадровыми аппаратами и службами ОВД, в которые отбираются кандидаты. Этот аспект строится на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность служб, и осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке отбора кадров на службу в органы внутренних дел от 16 октября 1990 г. № 383. Он применяется при предварительном изучении кандидата и на первом этапе отбора, когда определяется соответствие его предъявляемым требованиям по возрасту, образованию, физическим данным, социальным качествам, опыту предшествующей работы и т.д.
2. Данный аспект предусматривает половозрастные, социальные и физические требования к кандидату на службу в правоохранительные органы и способы их выявления.
Половозрастные требования: внешние данные кандидата (наличие или отсутствие броских примет, явно выраженные дефекты внешности, большие отклонения от среднего роста и т.д.)
Социальные требования: положительная характеристика по месту жительства, воинской службы, учебы или работы; нормальные семейно-бытовые отношения и разумное отношение к употреблению алкоголя; отсутствие отрицательно характеризующих данных в прошлом и устойчивых связей с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, неосмотрительных отношений и отклонений в сексуальной сфере; удовлетворительная ориентация в социально-политических явлениях и процессах: знание языка коренной национальности, обычаев и традиций региона или местности и др.
Физические требования: физическая подготовка кандидата должна отвечать определенным параметрам и установленным требованиям, предложенным МВД. Определяется с помощью контрольных упражнений, предназначенных для оценки физических качеств (силы, выносливости, быстроты и т.д.).
К способам отбора в русле социально-правового аспекта относятся:
а) биографический метод, позволяющий изучить документы. содержащие биографические и социальные сведения о кандидате (паспорт, удостоверение личности, военный билет: документы о наличии образования, профессии, трудовая книжка, документы о семейном положении, анкеты, листки по учету кадров, автобиографии, послужные списки и т.д.). При этом обращается внимание на соответствие указанных сведений в анкетах и автобиографиях первичным документам.
Анализ биографических и социальных аспектов позволяет определить соответствие кандидата данной группе требований и оценить особенности формирования его личности, некоторые морально-нравственные качества, мотивы поступления на службу, уровень теоретической подготовленности, наличие соответствующего опыта трудовой деятельности и т.д.
б) познавательная беседа. Наиболее достоверная информация в ходе беседы может быть получена:
- о социальной зрелости взглядов на современные проблемы жизни;
- об общественной активности;
- о нравственных качествах (стойкость к соблюдению моральных и этических норм поведения, самокритичность и т.д.);
- о жизненных целях и способах их достижения;
- об основных мотивах поступления на рабо ту в органы внутренних дел;
- о характере влияния членов семьи на принятие тех или иных решений;
- об особенностях мышления (логичность, творческая активность);
- об особенностях волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выносливость, самообладание, дисциплинированность) и др.;
в) наблюдение позволяет выявить ряд особенностей личности и перепроверить многие сведения, полученные биографическим методом и методом познавательной беседы. Оно проводится в ходе бесед с изучаемым и выполнения им проверочных заданий. Обращается внимание на его коммуникативность или скованность в ответах, напряженность, динамичность (жестикуляцию, мимику, быстроту речи и пр.), инициативность, смысловую реакцию на те или иные ситуации и вопросы и др.;
г) метод обобщения независимых характеристик (сбор информации о кандидате и его окружении и ее оценка). Изучаются документы, характеризующие и оценивающие канд идата (характеристики, аттестации, отзывы, справки, заключения, материалы специальной проверки и т.д.), мнения разных лиц (ближайшее социальное окружение) о личности изучаемого. Однако необходимо иметь в виду то, что их данные о кандидате нельзя считать абсолютно истинными. Восприятие человека человеком никогда не может быть беспристрастным, поэтому важно отделить достоверные факты от эмоций;
д) проверка на конкретных поручениях и изучение документов, непосредственно подготовленных кандида-
том позволяет судить о профессиональной подготовленности, добросовестности, интеллектуальном уровне, образованности изучаемого и т.п.
3. Медицинский аспект профессионального отбора имеет собственные критерии и осуществляется ВКК совместно с ЦПД на основе ряда методических рекомендаций. (В частности, "Методические рекомендации по выявлению лиц с психологическими и психофизиологическими характеристиками, предполагающими наличие психического заболевания". М., 1990 г.). Этот аспект отбора направлен на выявление соматических нарушений здоровья.
4. Психиатрический аспект (выделяется из медицинского отбора в связи с высокими требованиями к психическому здоровью работников ОВД и проводится центрами психодиагностики, совместно с психиатрами ВВК).
5. Психологический аспект (включая психофизиологический уровень) изучается ЦПД и, частично, кадровыми аппаратами. Данный аспект определяется с помощью анкетных бланковых и инструментальных методик. И отбор пока не имеет четко отрегулированной правовой базы, что объясняется общим состоянием научной проработки указанного вопроса. Это больше относится к психологическому отбору, проводимому научными сотрудниками отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. В настоящее время еще не установлено единого названия этой структуры, в некоторых вузах эти (Группы называются психофизиологическими. Кроме того, сегодня нет единого подхода к психологическому отбору кандидатов в учебные заведения. Каждый вуз применяет различные психологические методики, тесты и по результатам дает заключения о пригодности кандидатов на обучение в вузе МВД. Единство лишь в том, что всех абитуриентов по их показателям дифференцируют на принадлежность к благоприятным и неблагоприятным группам профессиональной пригодности и здесь необходимо придерживаться единой классификации. Это позволит унифицировать процесс психологического отбора кандидатов на поступление в вузы МВД и решать проблему единого подхода к психологическому исследованию абитуриентов и сбору материалов.
Кроме того, решение задач накопления и последующего анализа материала должно обеспечиваться стандартной системой сбора психологической информации по отбору в вузах МВД и основываться наследующих принципах:
1. Принцип стандартизации измерений. Все учебные заведения системы МВД, проводящие психологические исследования по отбору, должны обеспечиваться определенным инструментарием: тестами, бланками, аппаратурой или методиками.
2. Принцип "Коллективной памяти " первичных показателей. Для этого в центр информации научно-методического обеспечения кадровой политики МВД России должен поступать материал с мест, представленный на дискете.
Все психологические и психофизиологические качества, подлежащие изучению у кандидатов, можно объединить с учетом структуры личности в несколько основных групп:
1. Мотивационно-потребностная сфера личности.
2. Нравственные качества.
3. Познавательная сфера личности.
4. Эмоционально-волевая сфера личности.
5. Индивидуально-психологическая сфера (черты характера, свойства темперамента и профессиональные способности).
6. Операционно-техническая сфера личности.
Мотивационно-потребностная сфера личности (цели,
потребности, мотивы, интересы, намерения, планы и установки и т.п.). Из мотивационной сферы можно выявить желательные и нежелательные мотивы и факторы поступления на службу. Данная сфера обусловливает результативность деятельности и отражает направленность личности.
К желательным мотивам рекомендуется отнести:
- осознанность выбора профессии оперативного работника (способность охарактеризовать как преимущества, так и
недостатки будущей деятельности, аргументированно обосновать свой выбор);
- ориентированность на борьбу с преступностью;
- ориентированность на оказание помощи людям, защиту слабых, стремление к справедливости;
-длительное сотрудничество с органами внутренних дел (в качестве члена оперативных отрядов, внештатного сотрудника милиции, службы во внутренних войсках, работа в ОВД по вольному найму и т.д.);
- семейная традиция (работа в ОВД родственников).
К нежелательным мотивам рекомендуется отнести:
- мотивационную незрелость (невозможность внятно объяснить свое желание работать в оперативных аппаратах);
- корыстные мотивы (рассмотрение службы в ОВД как временную деятельность, позволяющую свести с кем-либо личные счеты, решить актуальные бытовые и экономические проблемы, использовать властные полномочия в личных целях и т.п.).
Нравственные качества кандидата.
К желательным качествам рекомендуется отнести:
-уважение к закону, нормативность поведения, высокий уровень правосознания, социальной ответственности;
- обязательность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, требовательность к себе;
-совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка;
- заботу о семье;
-терпимое отношение к людям с отклоняющимся поведением (алкоголикам, наркоманам, бродягам и др.);
- отсутствие враждебности к представителям других национальных, религиозных, политических групп и др.
К нежелательным нравственным качествам рекомендуется отнести:
- правовой нигилизм, низкий нравственный облик;
- злоупотребление алкоголем;
- интерес к наркотикам, склонность к обману, недисциплинированность, безответственносгь;
- пренебрежительное отношение к людям и т.п.
Познавательная сфера личности (психические процессы - ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, представления):
- внимание (устойчивость, переключаемость, распределенность);
-память (скорость, объем и прочность долговременного запоминания);
- воображение и версионность мышления;
- интеллектуальные способности и др.
К желательным качествам рекомендуется отнести:
- гибкое, творческое, продуктивное мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию;
- развитый интеллект, широкий кругозор, умственную работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума;
- активность, подвижность психических процессов и др.
К нежелательным качествам рекомендуется отнести:
- низкую умственную работоспособность, сниженную познавательная активность;
- неразвитое воображение, слабая память и т.п.
Эмоционально-волевая сфера личности (психические
процессы — эмоции, чувства, воля). Она отражает отношение субъекта к окружающей действительности и обусловливает активность личности в определенных видах деятельности.
К желательным качествам рекомендуется отнести:
- устойчивость к отрицательному стрессу, дистрессу;
- эмоциональную зрелость (сдержанность, способность контролировать свои эмоции при общении) и т.п.;
- высокий уровень развития волевых качеств личности (решительность, смелость, самообладание);
- высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением;
- высокую работоспособность в экстремальных ситуациях;
- высокую степень развития адаптивных свойств нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность, активность, пластичность нервных процессов), позволяющую сохранять оптимальную работоспособность в состоянии утомления и адекватно реагировать на различные события.
К нежелательным качествам рекомендуется отнести:
-повышенную чувствительность, ранимость, склонность к чрезмерному "застревающему" эмоциональному реагированию;
- сниженность эмоционального фона (угнетенный фон настроения, склонность к депрессии);
- импульсивность, низкий самоконтроль;
- потребность снимать эмоциональную напряженность алкоголем или лекарственными средствами;
- низкую устойчивость к стрессу;
- повышенную эмоциональную напряженность и тревожность;
- высокую агрессивность и импульсивность поступков;
- невротичность и быструю истощаемость нервных процессов и др.;
- недостаточно развитые волевые качества и т.п.
Индивидуально-психологическая сфера личности
(черты характера, профессиональные способности, темперамент).
Желательные качества:
-способность к общению (умение слушать, эмпатийность, рефлексивность):
-уверенность в себе, самоуважение;
-ясность и логичность речи, способность убеждать;
- способность разрешать конфликты и занимать стратегию сотрудничества;
- способность к перевоплощению, умение играть различные социальные роли (артистизм);
- способность соблюдать конспирацию, речевая сдержанность;
- находчивость;
- способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой (гибкость, пластичность поведения);
- психофизиологическая выносливость (энергетический потенциал индивида);
-организованность, самостоятельность, ответственность за свои поступки;
-демократичность, адекватность самооценки;
- уважительное отношение к людям;
-уравновешенность нервных процессов;
-эмоциональная стабильность и т.п.
Нежелательные качества:
- низкий интеллектуальный уровень;
- замкнутость, некоммуникабельность, выраженная ин-дивидуалистичность:
- болтливость;
- чрезмерная агрессивность, грубость, конфликтность, ориентация на силовое разрешение проблем;
- высокий уровень тревожности, склонность к самообвинению;
- неуравновешенность нервных процессов;
-повышенный нейротизм;
-эмоциональная нестабильность и т.п.
Операционно-техническая сфера личности (знания,
умения, опыт поведения, навыки). Отражает уровень владения субъектом видами двигательной, интеллектуальной, социальной деятельности, профессионального мастерства и т.п.
Таким образом, учет требований к поступающим на службу в правоохранительные органы позволит систематизировать процесс отбора кандидатов и решить проблему единого подхода к психологическому исследованию и сбору материалов.