Научная статья на тему 'Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучаемых в вузах'

Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучаемых в вузах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караваев Александр Федорович

Представлена система контроля индивидуально-психологических особенностей обучаемых, характеризующая комплекс психолого-педагогических мероприятий: оценка индивидуальных особенностей курсантов; изучение психологических качеств курсанта; социально-психологическая аттестация выпускника и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучаемых в вузах»

Александр Федорович Караваев

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики Омской академии Министерства внутренних дел России

Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучаемых в вузах

С появлением в 1990 г. в штате вузов МВД России групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса изучение курсантов и профессиональный отбор стали осуществлять психологи. Однако до настоящего времени не выработана обоснованная научная система контроля и мониторинга за индивидуальными особенностями обучаемых и их профессионально важными качествами. Не решены также вопросы организационного, кадрового, научно-методического и материальнотехнического обеспечения психологической службы вуза. В настоящее время существующие штаты психологов явно не соответствуют сложности и масштабом задач. Недостаточно четко отлажено централизованное руководство работой специалистов-психологов, нет единой научной платформы, организационного подхода, эффективных методических разработок. Применяемые методики и тесты по выявлению индивидуальнопсихологических особенностей курсантов нуждаются в коррекции и совершенствовании.

Группы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, занимающиеся изучением и коррекцией индивидуальнопсихологических особенностей курсантов, используют большой банк психодиагностического инструментария, направленного на оценку характера, интеллекта, мотивационной готовности и др. Однако выявлению профессионально важных качеств в структуре личности курсантов (направленности, интереса, призвания и т.п.) в практике психологических исследований курсантов не уделяется должного внимания. Так, при обследовании кандидатов на обучение в вузы 74% используемых методик предназначены лишь для оценки способностей, 15 - характера, 7 -направленности личности и 6% - темперамента [1. С. 19].

Особое внимание при оценке индивидуальных особенностей личности курсанта должно уделяться изучению основных свойств его высшей нервной деятельности. Так, слабость и

неуравновешенность нервной системы затрудняют учебу курсантов, отрицательно сказываются на дисциплине, а в дальнейшем и на практической деятельности. Поскольку тип высшей нервной деятельности человека представляет собой биологически унаследованную часть его психики, которая сохраняется почти неизменной на протяжении всей его жизни и, в известной мере, предопределяет развитие его индивидуальных качеств, способностей и привычек, то актуальной проблемой психологических обследований курсантов является оценка преобладающего типа темперамента. Психологический тест, проводимый с целью измерения человеческих возможностей, всегда остается пусть ценным, но все же «моментальным» снимком: он не позволяет запечатлеть психологические процессы, которые единственно могут служить основой для выводов о возможном поведении испытуемого в будущем. В этой связи современная психология учитывает тот факт, что человек как личность является продуктом врожденных и приобретенных задатков и окружающей его среды, а это означает, что правильные прогнозы о поведении человека можно делать лишь тогда, когда его наблюдают и изучают в процессе деятельности или, по крайней мере, принимают во внимание особенности его поведения.

В оценке и изучении индивидуальных особенностей курсантов одним из основных (среди наиболее проверенных) является метод наблюдения. Исследования и практика показывают, что он дает объективные результаты изучения качеств и особенностей личности при включении ее в деятельность. Здесь представляется возможным анализ внешних проявлений поведения курсанта в различных ситуациях; действия и реакции в естественной и искусственно созданной обстановке (учеба, быт, служба и др.); поведенческие реакции в условиях дидактических проблемных ситуаций (в процессе реализации форм и методов проблемно-деятельностного обучения) и т.п. Исследование индивидуально-психологических особенностей курсантов, проведенное в Омской академии

МВД России в 1996-2002 гг. по методике фиксированного наблюдения поведенческих реакций (И.В. Биочинский), показало следующее:

в основном позитивным изменениям подвержены такие черты характера, как трудолюбие, ответственность, бдительность, хладнокровие, коллективизм, внимательность, объективность, что говорит о действенности учебновоспитательных мер в вузе, направленных на формирование личности обучаемого;

негативным изменениям подвержены черты характера обучаемых, связанные с проявлением вежливости, тактичности, принципиальности, что, на наш взгляд, обусловлено объективными обстоятельствами казарменного армейского уклада;

в значительной мере постоянны такие индивидуальные особенности курсантов, как ответственность (83%), смелость (73,4%), доброжелательность (71,2%), гуманность (80,3%).

Данные поведенческие реакции были получены при определении и оценке преподавателями кафедры, курсовыми офицерами, младшими командирами таких индивидуально-психологических особенностей, как направленность личности (отношение к службе, ведущие мотивы деятельности, убеждения, нравственные принципы и моральные нормы, мировоззренческие взгляды и др.); способности (уровень мышления, внимание, воображение, реакции, лидерские качества и др.); темперамент (подвижный, уравновешенный, живой и т.п.); черты характера (ранжировано на шкале: трудолюбие-лень, аккуратность-неопрятность и т.п.). Следующим методом выявления и изучения индивидуальных особенностей обучаемых является психодиагностическая беседа. Эффективность ее зависит от множества факторов и условий, в том числе и от умений командира, преподавателя установить оптимальный контакт с изучаемым курсантом, выбрать правильный тон и направление беседы [2; 3]. Существуют обоснованные методики проведения бесед с обучаемыми и с теми, кто поступает в вузы: уточнение биографических данных; выяснение условий воспитания и развития, оценка социальной активности; данные об успешности учебной (служебной) деятельности; особенности поведения в коллективе; основные склонности, увлечения интересы и др.

[4].

Главным в построении беседы должно быть то обстоятельство, что она ни в коем случае не должна строиться по принципу «вопрос - ответ». Рекомендуется акцентировать внимание на оценке нескольких качеств личности, ее индивидуальных особенностей путем постановки не прямых, а косвенных вопросов. Если в ответах курсанта возникают противоречия, то эксперт должен тактично указать на это и попытаться установить причинноследственные связи. Задача эксперта - оценить все ответы и зафиксировать полученную информацию для ее анализа. Если беседа не завершена, то всегда можно к ней вернуться, чтобы уточнить некоторые выводы. Во время диагностической беседы рекомендуется ориентироваться на примерный перечень (блок) вопросов. Опыт показывает, если беседа проводится без тщательной подготовки к ней, то трудно получить информацию в полном объеме. Не всегда достигается поставленная цель, если эксперт на все вопросы стремится получить утвердительные ответы, слишком долго ведет беседу, не может расположить собеседника к откровенности на основе педагогического такта и культуры общения. В данном случае нужна предварительная психолого-педагогическая подготовка.

Методика фиксированной беседы (И.В. Биочинский), проводимой как с абитуриентами, так с курсантами с целью выявления их индивидуально-психологических особенностей на основе комплексного подхода к изучению личности, рекомендует вести наблюдение за поведенческими реакциями курсанта в процессе беседы. Она включает в себя следующие показатели: походка; опрятность в одежде; поза; общее поведение; степень напряженности; характеристика речи (по темпу, эмоциональной окраске, логичности, фонации, богатству); вегетативные реакции и др.

Кроме указанных методов (тесты, наблюдения, беседы), в оценке индивидуально-психологических особенностей личности курсантов приемлем метод социометрии. Данный метод позволяет выявить уровень лидерских, коммуникативных качеств личности, статус курсанта в учебной группе. Вместе с тем психологическое обследование методом социометрии обеспечивает не только знание преподавателем (командиром) уровня социальнопсихологического климата в курсантских коллективах, но и помогает ему учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого в целях коррекции педагогического воздействия в процессе обучения.

Таким образом, система контроля индивидуально-психологических особенностей обучаемых направлена на повышение эффективности учебновоспитательного процесса и профессионального становления курсантов. Она представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, основанных на личностно-деятельностном подходе к обучению курсантов, включающий содержательную и организационно-методическую стороны медико-психологических обследований и социально-педагогических экспериментов.

Психолого-педагогический комплекс содержит:

анализ индивидуальных особенностей курсантов при проведении профессионального психологического отбора в вуз (тесты, наблюдения, беседы); изучение и оценку личностных качеств в процессе обучения в вузе (психофизиологических и социально-психологических обследований); оценку деловых и эмоционально-волевых качеств (социометрия и др.);

изучение психологических качеств курсанта: индивидуальные

особенности, выявленные в процессе теоретического обучения; анализ профессиональной, психологической, физической, тактической подготовленности;

предварительную социально-психологическую аттестацию выпускника: успеваемость, отношение к учебе; социально-психологический портрет курсанта, служебная характеристика.

Мониторинг перечисленных показателей важно осуществлять по каждому курсанту и в накопительный банк заносить результаты по динамическому профессиональнопсихологическому изучению будущих специалистов.

Необходимо отметить, что изучение и учет индивидуальных особенностей курсантов, формирование их призвания на основе личностнодеятельностного подхода является одним из важных элементов психологопедагогического обеспечения процесса профессионального становления курсантов - будущих специалистов. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

а) по блоку изучения индивидуальных особенностей курсантов: оценка коммуникативных, организаторских и педагогических навыков; оценка особенностей адаптации к условиям учебно-профессиональной деятельности в вузе; углубление изучения лиц с затрудненной адаптацией; изучение мотивации на учебу и ее динамики по курсам обучения; выявление особенностей освоения общетеоретических и специальных дисциплин; разработка рекомендаций по служебному предназначению выпускников;

б) по блоку изучения социальных процессов в группах: разработка рекомендаций по подбору и расстановке младших командиров в учебных группах из числа курсантов; выработка обоснованных практических рекомендаций по комплектованию и формированию учебных групп; изучение степени сплоченности учебных групп, динамикомежличностных отношений, уровня социальнопсихологического климата в коллективах;

в) по блоку оценки эффективности мероприятий отбора: оценка успешности формирования у курсанта профессионально значимых качеств по этапам (курсам) обучения; изучение причин отчисляемости по каждому курсанту; динамическая оценка эффективности отбора и др.

Необходимо учитывать и психологические характеристики курсантов, с которыми они поступили в академию. Особая роль в изучении индивидуальных особенностей абитуриентов отводится центрам психологической диагностики при областных УВД и группе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. От содержания и качества характеристик абитуриентов во многом зависит адекватность оценки их готовности к обучению.

Выводы

Индивидуальные особенности курсантов необходимо рассматривать в их динамике и комплексно, в аспекте присущих им закономерностей: созревания, развития, становления и формирования. Они служат основной предпосылкой психологического портрета личности курсанта.

Сущность понятия «индивидуальные особенности обучаемых» составляют такие психологические категории, как познавательные процессы личности (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение), ее эмоционально-волевые характеристики (эмоции, чувства, воля), а также темперамент, характер, способности и направленность личности. Данные понятия в совокупности составляют структуру индивидуальных особенностей.

Оценочные критерии индивидуальных особенностей курсанта характеризуются его социально-психологической зрелостью; социальной активностью, устойчивым стремлением стать офицером - сотрудником ОВД; нравственными и эмоционально-волевыми качествами; общеобразовательной подготовленностью и способностями, состоянием здоровья и физическим развитием.

Изучение индивидуальных особенностей курсантов в вузе представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, основанных на личностно-социально-деятельностном подходе к обучению курсантов, включающих содержательную и организационно-методическую стороны

медико-психологических обследований и социально-педагогических экспериментов.

Литература

1. Овчинников Б.В., Машков В.Н. Научно-методические основы профотбора в вузы (Нерешенные проблемы) // Профессиональный психологический отбор в вузе. М.: ВПА, 1990.

2. Давыдов В.П. Офицер и подчиненные. М.: Воениздат, 1989.

3. Подоляк А.В., Урлин И.Б. О профессиональном психологическом отборе кандидатов в вуз. М., 1987.

4. Оценка и прогнозирование профпригодности к воинской службе: Метод. пособие. М.: МО СССР, 1985.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.