Основной частью служебно-боевой подготовки является физическая подготовка, которая организуется и проводится в учебных группах по месту службы из расчета 100 часов в год (из 180 отводимых на всю служебно-боевую подготовку), не менее 2 часов в неделю Среди основных задач. решаемых в ходе профессиональной подготовки, непосредственно относящихся к области физической подготовки, выделяются следующие:
- обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
- поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. В процессе проведения занятий косвенно решается и такая задача, как "формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников. развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических процессов" (2).
Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий. а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности (3).
Программа по физической подготовке обеспечивает дифференцированный подход к обучению сотрудников, в зависимости от содержания их оперативно-служебной деятельности. Она предусматривает три уровня физической подготовленности рядового и начальствующего состава.
Служба криминальной милиции МВД России относится ко второму уровню и требует физической подготовки, что говорит о значении этой дисциплины для сотрудников данной службы.
Выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками подразделений криминальной милиции зачастую сопряжено с риском для жизни, задержания правонарушителей могут происходить в сложных условиях - в любое время суток, при неблагоприятных климатических условиях, в стремительно меняющейся обстановке, с дефицитом времени на принятие оптимального решения. При этом, учитывая высокую загруженность. ненормированный рабочий день, действия в экстремальных обстоятельствах зачастую приходится выполнять на фоне усталости.
Эффективность формирования профессионально значимых качеств сотрудников различных подразделений силовых ведомств в последние десятилетия интересует многих исследователей. Существует ряд исследований, в которых детально анализируются сущность, структура и приоритеты психофизических качеств применительно к профессиональной деятельности (А.Ф. Калашников, 1988-1997; A.M. Столярен-ко, 1990; М.П. Стурова, 1993; В.Г. Колюхов, 1994-1998: Н.В. Ческидов, 1996; А.Ф. Майдыков, 1996; A.B. Гадалов, 2000; Ю.Н. Назаров, 2002).
Опираясь на данные исследования и обобщая выводы, сделанные авторами, можно сказать, что готовность сотрудников к профессиональной деятельности является совокупностью таких функций, как интеллектуальная, морально-во-левая, психическая и физическая. Все эти компоненты находятся в диалектической взаимосвязи и проявляются, как правило, дифференцированно в процессе оперативно-служебной деятельности.
Средствами физической подготовки можно успешно формировать и развивать качества, относящиеся как к физическим (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), так и морально-психологическим (смелость, решительность, выдержка. трудолюбие, дисциплинированность, находчивость и др.).
Помимо этого на занятиях формируются и другие навыки, необходимые в оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений криминальной милиции - тактика применения боевых приемов борьбы (БПБ) для задержания правонарушителей, "чувство локтя", важное при совместных действиях с напарником (группой), чувство "времени" применения БПБ, когда раннее или позднее применение приема не даст ожидаемого эффекта, и др.
Трудно переоценить роль физической подготовки в укреплении здоровья сотрудников, улучшении физического развития и. как следствие, повышения работоспособности и выработки устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов в служебной деятельности.
К сожалению, во многих подразделениях физическая подготовка проводится формально, при этом среди причин плохой организации учебно-зоспитательного процесса называются такие, как отсутствие спортивных залов, стадионов, высокая загруженность личного состава. Как правило, в таких подразделениях высок процент заболеваемости сотрудников. ниже служебные показатели, больше развиты традиции "снятия стресса" с помощью алкоголя.
Высокая загруженность сотрудников, ненормированный рабочий день, а также некомплект в подразделениях КМ действительно создает серьезные проблемы при организации физической подготовки в данных подразделениях. При этом необходимо учитывать длительность процесса формирования необходимых качеств и навыков и недостаточное для этого количество плановых занятий. ,
Практика показывает, что при творческом отношении к делу лиц. ответственных за проведение физической подготовки. высокой требовательности руководителей к организации учебного процесса, занятия проводятся успешно в любых условиях, и в таких коллективах выше дисциплина, сплоченность, взаимовыручка и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1 Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел / Под ред. В И Колесникова -М.: ГУК МВД России, 1997. - 72 с.
2. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. - 2002. - № 925.
3. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел;, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № А12 // Приказ МВД России. - 2001. - № 510.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОВД
М.В. Романчук, психолог
Амурский ЛУВД Ж В ВТ
Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену и работнику.
Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяется, обладает ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым (отборные испытания). Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.
Правильная оценка профессиональных способностей тех. кто уже работает, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации сотрудников ОВД.
К сожалению, современная наука пока не располагает достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков сотрудников ОВД, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность.
За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков при помощи тестов.
В России для этого обычно используются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для работы в ОВД (моральная неустойчивость, физические дефекты и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к деятельности в ОВД, то она еще очень далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларошфуко писал, что мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.
Как видим, изучение процесса становления сотрудника ОВД, популяризация приемов овладения профессией имеют большое значение для улучшения подготовки кадров сотрудников и повышения их квалификации
Первым шагом на пути к решению рассматриваемой проблемы должно быть изучение тех качеств работника, в которых заключены способности к данному делу, определение психологических компонентов мастерства и указание путей их приобретения и совершенствования.
Морально-волевые качества сотрудника ОВД
От систематичности, цельности, последовательности идейных взглядов сотрудника ОВД зависят, в конечном счете, результаты его деятельности. Морально-политические принципы, которыми руководствуегся сотрудник ОВД, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей и поведение в быту. Через личность сотрудника ОВД они становятся достоянием всех тех. с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие. Но воспитатель, прежде всего, должен быть сам хорошо воспитан. Идейно-политическая закалка тесно связана с воспитанием других форм сознания и, в первую очередь, с формированием нравственных основ личности.
Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки сделал В.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему указал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. "С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь!".
В моральную характеристику личности сотрудника ОВД входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология -это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права.
Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям. Сотруднику ОВД постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем, психическом складе личности сотрудника ОВД волевые качества играют важнейшую роль.
Повышенные требования к волевой сфере сотрудника ОВД делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Как говорил Платон. "Воля - целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением". Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач. Работа сотрудника ОВД формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. И здесь справедливы слова Абая Кунанбае-ва. который писал: "Воспитай волю - это броня, сохраняющая разум".
Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике сотрудника ОВД является такое качество, как принципиальность - наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Небезынтересно высказывание Л.Н. Толстого: "Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести". Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, споры междудолжным и желаемым, общественным и личным.
В сложных, конфликтных ситуациях сотрудник ОВД обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам.
Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что надо распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где - заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для сотрудника ОВД является приличность -это постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению; это привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность.
В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для сотрудника ОВД качество воли и ума - бдительность.
Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что сотрудник ОВД вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого. Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозность, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно уметь находить в людях положительные стороны.
Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость сотрудника ОВД, ограниченная гласность рас-
следования, отсутствие публичной критики таит возможность ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в работе во многом зависит от самокритичности сотрудника ОВД. Формирование этой черты - задача морально-политического воспитания и профессионального обучения, в ходе которого сотрудник ОВД должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений.
Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима сотруднику ОВД, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т.д.
Деятельность сотрудников ОВД требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли.
Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом сотрудника ОВД и такими свойствами характера, как орг анизованность и стойкость.
Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда сотрудник ОВД вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий. Связанные с этим перегрузки делают особенно острой проблему рациональной организации труда сотрудника ОВД. При этом одним из решающих факторов становится организованность.
Думается, что для работы сотрудника ОВД необходимы, прежде всего, такие организационные качества:
1) наст ойчивость, энергичность, самоорганизованность, заключающаяся в быстром ориентировании в создавшейся обстановке и людях, формирование задачи, расчленение ее на этапы и планирование своей деятельности;
2) находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организационные способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела:
3) выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.
Наличие у сотрудника ОВД периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением в конце месяца или при истечении срока ведения дела. Нормативный характер работы при неблагоприятном сочетании некоторых свойств личности вырабатывают формализм, стойкую привычку действовать по шаблону, прикрываясь соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника.
Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо сотруднику ОВД. труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай и делай сам" - на этой основе формируются инициативность и ответственное отношение к порученному делу.
Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные трудности и препятствия делают обычным для сотрудника ОВД состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаше возникают неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность.
Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудоч-но-волевая направленность помогают сотруднику ОВД снимать напряжение, стойко переносить трудности.
Большое значение в правоохранительной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей
речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо подчеркивают необходимость для сотрудника ОВД терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях.
Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, сотрудник ОВД должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей, подобно тому как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной реакции, глазомере и т.п.
Интеллектуальные качества сотрудника ОВД
"Живое созерцание", как первоисточник всякого знания, играет очень большую роль в деятельности сотрудника ОВД. Но это созерцание не пассивное, не бессмысленное. Сотрудник ОВД организует свои восприятия, чтобы выделить необходимое, понять существенное, учесть все, что может иметь значение для решения стоящей перед ним задачи. Планомерное, целенаправленное восприятие именуется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Поэтому важной психологической предпосылкой плодотворного наблюдения является острота органов чувств сотрудника ОВД.
Особое значение приобретает это качество при производстве тех следственных действий, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план (осмотр, обыск). Известно, что пОлнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Люди, обладающие разным жизненным опытом, разной суммой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по-разному.
Чем обстоятельнее знакомство с предметом, чем разностороннее знания, тем плодотворнее наблюдение, ибо человек не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их. Один человек, рассматривая гильзу обнаруженную на месте убийства, вовсе не сможет сказать, что это такое, другой укажет, что это - гильза, третий, кроме того, определит, что это гильза от пистолета "Макарова", а четвертый сможет указать и место положения стрелявшего.
Привыкание к тем или иным объектам нередко глушит остроту наблюдения, человек постепенно перестает замечать происходящие перемены. Поэтому целесообразно, чтобы в таких действиях, как осмотр места происшествия или проверка показаний на месте, участвовали наряду с лицами, хорошо знающими данное место, также и лица, незнакомые с ним.
Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и. что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий.
Экспериментально установлено, что высшая эффективность наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Наличие определенного задания намного облегчает поиски. В этом состоит роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросов, подлежащих выяснению, роль рабочих версий.
Предопределяет успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.
В попытках определить интеллект можно выделить следующие основные подходы:
1) обобщенная способность к обучению:
2) способность к отвлеченному, абстрактному мышлению;
3) то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде;
4) то, что измеряется тестами интеллекта.
Сущность интеллекта понимается как структурирование
отношений между средой и организмом, aero развитие проявляется в более адекватной адаптации.
Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не признак, выступающий в виде способности к обучению, к абстрактному мышлению.
Отношения между интеллектом и личностью - отношения взаимозависимости: "глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т.д., во многом определяют адекватность интеллекта".
Сотруднику ОВД надо помнить ряд общих правил организации наблюдения:
-до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;
- определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;
- искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;
- расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;
- следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
- не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения:
- подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;
- ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая. подвергая критике, проверке и дальнейшему наблюдению свои мысли и выводы;
- сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;
сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики:
- ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию; :
- привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;
- помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.
Значит, основной путь развития правоохранительной наблюдательности - это постоянное расширение знания способов совершения и сокрытия преступлений, уловок преступника. методов обнаружения следов (доказательств), которое рождает практика и разрабатывает криминалистика.
Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Сотруднику ОВД в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия, подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей.
Постоянным объектом наблюдения в работе сотрудника ОВД является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность сотрудника ОВД в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать "психологический подтекст'' каждого действия и поступка.
Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сотрудников ОВД целях.
Наблюдательность - не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.
Как уже указывалось, сотрудник ОВД, чтобы успешно выполнять свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От сотрудника ОВД требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных науках и особенно - в вопросах права.
Образование, даже высшее, это еще не гарантия образованности, а скорее, формальное требование, предъявляемое к претенденту на должность.
Наличный запас знаний - ничтожный умственный капитал по сравнению с тем, что может потребоваться сотруднику ОВД в будущем. Этот запас постоянно должен пополняться.
Формула "чтобы уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и умений сотрудника ОВД. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством человека - умелостью.
Умелость включает в себя и навыки, т.е. автоматизированные способы выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у сотрудника ОВД формируются навыки различной психологической структуры.
Сотрудник ОВД должен очень многое знать, а то, что знает, - хорошо помнить.
В зависимости от целей деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа. отбор и обобщение главного в нем (если нужно, информация заучивается). При непроизвольном же запоминании закрепляются впечатления, это происходит как бы само собой, без усилия со стороны запоминающего.
В своей профессиональной деятельности сотруднику ОВД часто приходится обращаться к речи как источнику информации. Язык и речь - главные инструменты в работе сотрудника ОВД. которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий, например, с участвующими в деле людьми. . ;
Ясность языка-ясность мышления. В процессе речевого оформления мысль приобретает наибольшую четкость. Необходимость быть правильно понятым требует от сотрудника ОВД говорить тем языком, который понятен собеседнику. В противном случае собеседник может не понять вопроса и дать неправильный ответ.
Какие же именно особенности речи сотрудник}' ОВД полезно развивать?
Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.
Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так, сотрудник ОВД может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно пользоваться его словарем, в разговоре с бухгалтером - его профессиональной лексикой, а разговоре с профессиональным уголовником покажет знание жаргона.
Общее требование к речи сотрудника ОВД можно сформулировать так: она должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и синтаксическому строю.
Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах, протоколах и т.д. Она ограничивается фак-
тической информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.
Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем структурно он более развернут, ибо все, что в устной речи заменяется и возмещается общей ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и зафиксировано в документе.
В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования, которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником доказательств, и от его качества зависит возможность использования установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного разбирательства. Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть строго документальным. как и язык иных деловых бумаг.
Сотруднику ОВД необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и предметов с использованием минимального количества слов, регулярно критически разбирать составленные документы.
Подведя итог всему вышесказанному, считаю, что сотрудники органов внутренних дел должны повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень не только на занятиях по боевой и служебной подготовке, например, играя в деловые игры, приглашение специалистов по разным областям знаний, но и самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991
2. Матышкина A.M. Психология мышления - М., 1965.
3. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М., 1967.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.. 1995
t;\ ' •
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
E.H. Шатанкова, преподаватель
Курский филиал Орловского юридического института МВД России
С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве своей основной жизненной цели.
Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков. умений и знаний, обеспечивающих их успех в практической работе.
Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике этих этапов.
Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых или противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориента-
ции школьников приводит к тому, что молодежь начинает свое обучение в вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста.
В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т.п. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей.
Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов МВД России по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности.
При проведении собеседования изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической профессией.
Способности поступающего в юридический вуз к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел.
В области социальной деятельности от будущего сотрудника требуется стремление к истине, торжеству справедливости. гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах, на устойчивости наблюдения.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку. такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли.
В области удо сто веритель ной деятельности наряду с развитой письменной речью необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.
В организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность, организованность и т.п.
В области конструктивной и реконструктивной деятельности необходимо обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.
Существует три составляющих характера абитуриента: нравственные, волевые и эмоциональные качества. Они образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.
Способности абитуриента - это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью, а при поступлении в вуз МВД России - правоохранительной и юридической деятельностью.
Изучение способностей поступающих абитуриентов в вузах МВД России необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности.
К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т.д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.
Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности.
При отборе и оценке абитуриентов важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший