УДК 377.3
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ О.Ю. Фалеева*
В статье автор рассматривает основные критерии оценки профессиональной подготовленности инспектора миграционной службы, а также их показатели, по которым они могут быть оценены экспертом (в частности, руководителем отдела) по пятибалльной шкале.
Ключевые слова: критерий; профессиональная подготовка; профессиональная подготовленность; профессиональные знания; профессиональные умения и навыки; профессиональноважные качества.
THE CRITERIA FOR PROFESSIONAL TRAINING OF INSPECTORS OF THE FEDERAL MIGRATION SERVICE OF RUSSIA
O.J. Faleeva
In article the author considers the basic criteria of an estimation of professional readiness of the inspector of migratory service, and also their indicators on which they can be estimated the expert (in particular, the head of department) on a five-point scale.
Keywords: criterion; vocational training; professional readiness; professional knowledge; professional
skills; is professional-important qualities.
Понятие «критерий» определяется в словарях как средство для суждения, признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, основание чего-либо [3, с.3-7]. В педагогической литературе данное понятие характеризуется как средство, с помощью которого измеряются, или выбираются альтернативы [6, с. 99]. Так, И.А. Ивлиева считает, что разработка и обоснование критериев и показателей оценки эффективности и качества образовательного процесса относятся к числу наиболее сложных и мало исследованных теоретических проблем. Это положение автор объясняет отсутствием самостоятельной теории оценочной деятельности; несогласованностью понятийного аппарата, которым оперируют как ученые, так и
практики, и который требуется закрепить в нормативных источниках [6, с. 97].
По многим причинам разработка перечня критериев для оценки уровня и качества профессиональной подготовки инспекторов Федеральной миграционной службы России рассматривалась как самостоятельная исследовательская задача. Данный перечень включал систему необходимых и достаточных критериев, которая позволяла провести независимую экспертизу изучаемой характеристики.
Исследование показало, что разрабатываемая система критериев должна удовлетворять следующим требованиям:
- отражать структуру профессиональной подготовки специалиста (особенности его потреб-
* Фалеева Оксана Юрьевна, старший инспектор Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: oxana-1978@mail.ru
ностно-смысловой, операционально-технической и волевой сферы);
- отражать содержание профессиональной деятельности инспектора ФМС;
- включать объективные и субъективные критерии. Потребностно-смысловая и волевая сфера специалиста описывается через систему профессионально-важных качеств, которыми он должен обладать (личностные критерии). Операционально-техническая сфера включает в себя общие и специальные способности, интеллект, знания, умения и навыки, которые определяются предметом, целями, задачами и функциями специалиста (субъектные критерии).
Наиболее общим критерием профессиональной подготовленности инспектора ФМС является эффективность и качество выполнения им служебных функций. Основным показателем здесь является число решенных служебных вопросов.
количество документов, оформление которых осуществил инспектор.
С педагогической точки зрения недостаточность или неэффективность профессиональной подготовленности сотрудника ФМС может определяться множеством причин. В большой цепи взаимосвязанных профессионально-важных качеств может оказаться несколько слабых звеньев. Задачей разработки педагогических критериев оценки является определение каждого из звеньев элементов подготовленности, с тем, чтобы можно было их целенаправленно оценить и откорректировать.
В соответствии с результатами анализа, проведенного в предыдущем разделе, следует выделить три основных группы критериев, по которым можно оценить уровень профессиональной подготовленности инспектора миграционной службы (таблица 1).
Таблица I
Критерии и показатели профессиональной подготовленности сотрудника миграционной службы
№ ил КРИТЕРИЙ ПОКАЗАТЕЛИ
1. Профессиональные знания юридические знания процессуальные знания специальные знания социально-гуманитарные знания
2. Профессиональные умения и навыки ориентировочные аналитические и прогностические процессуальные протокольные специальные навыки владения компьютерной и множительной техникой
л 3. Профессионально- важные качества коммуникабельность социальный интеллект внимание аккуратность, последовательность и систематичность действий; умение связно излагать информацию, работать с табличным материалом, схемами волевые качества нравственные и гражданские качества
Рассмотрим последовательно каждый из критериев для выявления системы показателей, с помощью которых можно оценить уровень и качество профессиональной подготовленности специалиста в области миграции населения.
Первый критерий позволяет оценить профессиональные знания, которыми должен обладать инспектор миграционной службы. Частично эти требования (и соответственно критерии оценки) были рассмотрены в предыдущем разделе, когда анализировалось содержание профессиональной подготовленности сотрудника ФМС.
Профессиональные знания - критерий, отражающий теоретическую сторону подготовленности инспектора миграционной службы как организатора действия в вопросах миграции. Уровень сформированное™ знаний (оценивался по пятибалльной шкале; суммирование баллов позволяет выделить высокий, средний, низкий уровень) может быть оценен по следующим показателям: юридический блок (знания основных видов законодательства и правил применения норм прав); процессуальный блок (знания правовых и нормативных актов, регламентирующих процессуальную и организационную деятельность ФМС России, а также знания по оформлению служебной документации); специальный блок (знания в области, секретности, табельного оружия, специальных средств и др.); социально-гуманитарный блок (знания в области этики, истории и культуры России и других стран, психологии, педагогики, позволяющие строить грамотные взаимоотношения и взаимодействия с людьми);
Второй критерий - профессиональные умения и навыки. Они формируются в процессе практической деятельности, поэтому решающее значение здесь имеет опыт и стаж работы сотрудников в ФМС России. Профессиональная подготовленность инспектора миграционной службы предполагает высокий уровень ряда умений. Классификация умений, построенная на основе структуры деятельности миграционной службы, позволяет выделить следующие группы умений, по которым следует оценивать уровень профессиональной подготовленности сотрудника ФМС: ориентировочные (принимать и процессуально оформлять информацию о миграции населения на территории Российской Федерации; производить оценку миграционной ситуации: текущей, краткосрочной
(3-5 лет, долгосрочной (5-10 лет), неопределенного будущего; организовывать взаимодействие с международными, государственными, коммерческими, общественными и иными органами, организациями и учреждениями и др.); аналитические и прогностические (разрабатывать служебные версии, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному вопросу миграции, анализировать информацию, поступающую от граждан в целях решения сложных вопросов их документирования и др.); процессуальные (применить тактические приемы производства отдельных следственных действий, необходимых для решения вопросов оформления документов, удостоверяющих личность гражданина, устанавливать доверительные отношения с гражданами, оказывать им помощь в уяснении процедуры документирования и др.); протокольные (грамотно, в соответствии с нормативными требованиями составлять служебные запросы, требования, административные протоколы и др. документы); специальные (владеть личным оружием, специальными средствами, строевыми приемами, приемами самообороны, владеть методами психологической саморегуляции, компьютерной и множительной техникой, программами обработки информации и др.).
Каждый из приведенных показателей также оценивается по пятибалльной шкале, которые суммируются для определения уровня сформированности умений - высокий, средний, низкий уровень.
Третий критерий уровня профессиональной подготовленности инспектора миграционной службы - это профессионально-важные качества, необходимые для успешного выполнения функциональных обязанностей инспектором ФМС и определяющие его пригодность к профессии. В качествах специалиста проявляются его способности к профессиональной деятельности.
Проблема способностей в психологии является во многом неоднозначной и весьма сложной. Общепринятым можно считать деление способностей на общие (необходимые в любом виде деятельности) и специальные (важные в зависимости от предмета и содержания труда). К общим способностям относят активность и саморегуляцию субъекта, которые определяют в конечном счете его работоспособность, а так-
же уровень общего интеллекта (вербального и невербального) [7, с.59].
Для целей нашего исследования общие способности инспектора ФМС России реальнее всего выявить через оценку экспертов. Поэтому в качестве показателя общих способностей был выбран такой, как работоспособность, которую эксперт также может оценить по пятибалльной шкале.
Разработка показателей оценки специальных способностей оказалась делом более сложным, поскольку труд инспектора является многофункциональным. Обоснование этих показателей строилось на основе анализа функциональных обязанностей инспектора ФМС от общего к частному. Наиболее обшей характеристикой, с этой точки зрения, является предмет труда, затем цели, средства и условия [7, с.60].
Наибольший удельный вес в работе инспектора ФМС падает на работу с людьми. Если опираться на классификацию типов профессий, разработанную Е.А. Климовым, то профессии правоохранительных органов относятся к так называемым социономическим профессиям, предметом труда в которых является человек или группы людей. В то же время в деятельности инспектора ФМС много различных действий, связанных с оформлением документации. Специальности, связанные с делопроизводством, относятся к типу «Человек
- знаковая система» [7, с. 135]. Следует отметить, что специальные способности, обеспечивающие успех в этих двух типах профессий, разные, а иногда и взаимоисключающие. Отсюда могут возникать разного рода противоречия и психологические барьеры, влияющие на эффективность труда инспектора миграционной службы. Рассмотрим эти типы профессий и требования к способностям специалистов разного типа более подробно.
Как показывают исследования, для успеха деятельности специалиста, работающего в сфере взаимодействия с людьми, особую роль играет уровень развития его личности. Для профессий типа «Человек — человек» значимость общего личностного развития возрастает, поскольку оно теснейшим образом связано с профессиональными, специальными способностями и, следовательно, непосредственно влияют на успешность деятельности, на самочувствие и заинтересованность граждан, с которыми приходится общаться инспектору ФМС по долгу своей
службы [1, с.25; 8; 10, с. 16].
В специальных исследованиях выделено две особенности профессий социономического типа: это хорошее знание области своего труда и умение контактировать с людьми. Речь, прежде всего, идет о профессиональном общении, деловых контактах работника с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с гражданами, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа [7, с. 156].
Исследователи выделяют особое умение (толерантность) для специалистов, которым приходится общаться с большим количеством незнакомых людей и при этом быть вежливым и внимательным, не включаясь в личностное взаимодействие. Это умение особенно важно для сотрудников Федеральной миграционной службы России.
Анализ публикаций, посвященных специальным способностям, которые определяют успех в большинстве профессий, где специалисту приходится взаимодействовать с людьми, позволяет выделить еще три наиболее важных качества. Первое
- это направленность на работу с людьми, которая основана на склонностях и способностях, значимости и ценности для человека сферы взаимоотношений. Второе качество успешно работающего специалиста - это социальный интеллект, который проявляется в способности адекватно понимать других людей, воспринимать «невидимое» во взаимоотношениях между ними. Третье качество -ответственность, основанная на включенности в деятельность, активном к ней отношении и понимании последствий своих действий и поведения. Специфическим качеством, которое требуется для профессий типа «человек-человек», является функциональное отношение в деловых контактах, которое при активном отношении к делу позволяет абстрагироваться от личных отношений к подозреваемым или потерпевшим.
Выше отмечалось, что в деятельности инспектора миграционной службы, помимо общения, большое значение имеет деятельность, связанная с оформлением большого числа документов. Требования профессий типа «Человек - знаковая система» (помимо знаний о правилах оформления документации) относятся, прежде всего, к качествам, характеризующим саморегуляцию работни-
ка - внимание, аккуратность, последовательность и систематичность действий, а также особенности интеллекта - способность связно излагать информацию, работать с табличным материалом, схемами, владеть навыками использования в работе компьютерных программных материалов.
Рассматривая специальные способности инспектора ФМС, важно постоянно учитывать взаимовлияние личностных и субъектных характеристик специалиста. Характеристики работника как субъекта труда не должны поглощать универсальные характеристики личности. Требуется всестороннее и полноценное развитие будущего специалиста, поскольку его общее развитие влияет на качество работы в сфере взаимодействия и влияния на людей.
Так как способности, как указывалось выше, проявляются в профессиональных качествах специалиста, то представляется целесообразным обратиться к результатам исследования, проведенного сотрудниками НИИ МВД России [2].
Для определения профессионально-важных качеств сотрудников правоохранительных органов авторы опросили 35 экспертов, которые ранжировали качества из предложенного им списка (использовался опросник О. Липмана в модификации Е.С. Романовой и Г.А. Суворова). Экспертами выступали руководители таких служб ОВД, как уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономической преступностью, следственные подразделения, милиция общественной безопасности, подразделения по борьбе с похищениями грузов, ГАИ, ГПС.
В ходе анализа результатов было установлено, что для всех перечисленных выше служб существует ряд одинаковых психологических профессионально-важных качеств. Прежде всего, это «умение доходчиво довести до гражданина свои мысли и намерения».
Кроме того, сотрудник любой из обследованных служб ОВД должен иметь «способность к быстродействию в условиях дефицита времени» и «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители». Также важны профессиональная наблюдательность, умение отстаивать свою точку зрения и способности к разрешению своих и чужих проблем. Из интеллектуальных особенностей должны присутствовать «умение
выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения данной задачи» и «умение делать вывод из противоречивой информации» [2, с. 112-113].
Анализ профессионально-важных качеств (ПВК), свойственных успешно работающим сотрудникам правоохранительных органов, которые выявили авторы, показывает, что здесь названы и коммуникативные качества, и характеристики способностей, и отдельные умения, и характеристики речи. Причем эти умения не совпадают с теми, которые названы в квалификационных характеристиках. Но поскольку названные качества выделены на основе ранжирования большим числом экспертов-практиков, их следует учитывать при разработке критериев и показателей профессиональной подготовки инспекторов ФМС.
Кроме того, в этом же исследовании рассмотрены мотивы профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Для целей нашего исследования они представляют интерес, так как в нашем перечне критериев также имеются показатели, отражающие мотивацию работника.
Общий вывод, касающийся мотивации сотрудников правоохранительных органов, заключается в том, что «для представителей всех изученных служб ведущее значение имеет профессиональная мотивация, связанная с общением, взаимодействием с другими людьми. Поэтому общительность, коммуникативная компетентность может рассматриваться как профессионально важное качество» [2, с. 121-122]. Важнейшими из них являются:
- коммуникабельность, которая основана на склонностях и способностях, значимости и ценности для человека сферы взаимоотношений;
- социальный интеллект, который проявляется в способности адекватно понимать других людей, воспринимать «невидимое» во взаимоотношениях между ними;
- функциональное отношение в деловых контактах;
- внимание, аккуратность, последовательность и систематичность действий;
- способность связно излагать информацию, работать с табличным материалом, схемами, таблицами;
- волевые качества, определяющие способность к преодолению трудностей, психологическую устойчивость, а также самоконтроль, кор-
рекцию поведения и деятельности инспектора ФМС России:
- морально-нравственные и гражданские качества, которые определяют направленность, мотивы деятельности и, в конечном итоге, эффективность профессиональной деятельности инспектора.
Гражданственность сотрудника ФМС России определяется высокой значимостью в системе его ценностей закона как основы общественной жизни. Если данная ценность присутствует среди мотивов его поступков, деятельности, самоуважения как представителя и защитника закона, можно говорить о высоком уровне гражданственности инспектора ФМС России.
Морально-нравственные характеристики всегда играли важную роль для сотрудников правоохранительных органов. Но на современном этапе отношение сотрудника к обществу и людям приобретает новое содержание. Рассматривая требования к личности сотрудника МВД в период реформирования российского общества. С.Д. Хачатурян отмечает, что моделировать личность сотрудника правоохранительных органов необходимо с учетом социального заказа общества, ожиданий граждан. Опрос населения показал, что граждане хотели бы в идеале видеть сотрудника МВД выдержанным (70% выборов), образованным и честным (по 65%), смелым (60%), уважительным и бескорыстным (по 50% выборов), умеющим приказать, физически выносливым (по 50% выборов).
«Система МВД, - отмечает автор, - долгое время была закрытой, репрессивной, ориентированной на обязанности граждан, а не на их права. Не было конструктивного взаимодействия с населением. Деятельность современного сотрудника
Литература
МВД должна строиться на основе сотрудничества с населением. Такая перестройка произошла в правоохранительных органах США в 70-е годы, в Англии - в 80-е годы. Важнейшими качествами полицейского становится готовность оказать помощь, вежливость, терпение» [11, с. 5].
Нравственно-психологические качества личности сотрудника ФМС тесно взаимосвязаны с ее социально-психологическими характеристиками, среди которых важнейшими являются установка на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, соотношение самооценки и уровня притязаний, положительная самооценка.
Основными показателями по третьему критерию были выбраны следующие: приоритет закона в действия, готовность к конструктивному разрешению конфликтов, готовность оказать помощь гражданам, ответственность.
Следует также отметить, что важнейшее значение для сотрудников миграционной службы имеет способность к самообладанию, преодолению стрессовых ситуаций в профессии. Недаром такое большое внимание уделяется формированию психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов и их готовности к действиям в экстремальных ситуациях [9; 5, с. 37; 4, с. 29]. Деятельность инспектора ФМС, с этой точки зрения, характеризуется меньшей опасностью и стрессами, но и здесь психологическая устойчивость и стремление преодолевать трудности, конструктивно решать возникающие проблемы играет важную роль.
По этим основаниям для экспертной оценки в качестве показателя волевых качеств инспектора ФМС была выделена психологическая устойчивость, включающая оптимизм, стрессоустойчи-вость и мотивацию достижения успеха.
1. Бессчетная В.В. Воспитание нравственности следователя ОВД МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2000. — 25 с.
2. Бовин Б.Г., Киселева Е.А., Калашников М.О. Профессионально-личностные качества сотрудника ОВД // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. - 1996 - № 2. - С. 112 - 129
3. Бондаренко Г.В. Некоторые проблемы отбора и подготовки кадров милиции // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД: Сб. научн. трудов адъюнктов и
соискателей. 4.1. -М.: МЮИ МВД РФ, 1997. - 160 с.
4. Елесина И.Г. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной
подготовленности дознавателей органов внутренних дел: дис... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 184 с.
5. Иваницкий А.Т. Организационно - педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — СПб., 2000. -37 с.
6. Ивлиева И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки. - СПб.: ИПТО РАО, 1998. - 141 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400 с.
8. Кобликов А С. Юридическая этика. —М.: Инфра-М, 1999. - 159 с.
9. Материалы международной конференции «Миграция, социальные и межкультурные аспекты устойчивого развития», 10-11 марта 2004г. - Москва: Государственный университет управления, 2004.
- 200 с.
10. Олейник О.В. Педагогическая система развития коммуникативных способностей курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2000. - 16 с.
11. Хачатурян С.Д. Требования к личности сотрудников ОВД в период реформирования российского общества (к проблеме организации и профессионально-психологического отбора
кандидатов на службу в органы внутренних дел и во внутренние войска МВД России) // Социально-правовые и психологические основы деятельности ОВД и внутренних войск МВД России: проблемы теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 1997 года. Ч. 4 / Под ред. О.М.Латышева В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. — 160 с.