Научная статья на тему 'Адаптация и закрепление молодых специалистов в ОВД в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований'

Адаптация и закрепление молодых специалистов в ОВД в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2268
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯДРО / ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комлев Ю. Ю.

Рассматриваются подходы к изучению профессиональной адаптации выпускников юридических вузов МВД России в территориальных ОВД. Дается обзор результатов эмпирических исследований профессиональной подготовки, адаптации и закрепления молодых специалистов в подразделениях полиции. Предлагаются меры по совершенствованию адаптации выпускников ведомственных вузов и совершенствованию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация и закрепление молодых специалистов в ОВД в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований»

УДК 316.4

Ю.Ю. Комлев

адаптация и закрепление молодых

специалистов в овд в контексте полицейской реформы: результаты социологических исследований

Рассматриваются подходы к изучению профессиональной адаптации выпускников юридических вузов МВД России в территориальных ОВД. Дается обзор результатов эмпирических исследований профессиональной подготовки, адаптации и закрепления молодых специалистов в подразделениях полиции. Предлагаются меры по совершенствованию адаптации выпускников ведомственных вузов и совершенствованию учебного процесса.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, закрепление выпускников, профессиональное ядро, факторы дезадаптации, профессиональная подготовка.

Реформа ОВД проводится на правовой

основе ФЗ «О полиции» (2011), «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2011), «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2011) и других нормативных правовых актов. Траекторию перемен уточняет «Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» (2013). Этот документ направлен на то, чтобы сделать российскую полицию государственным институтом, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI века и пользующимся высоким доверием граждан.

Необходимость преобразований обусловлена развитием новых политических реалий, внешних и внутренних угроз, экономических санкций, глобализацией. Глобальные и локальные перемены в мировой экономике и обществе постмодерна влекут за собой, с одной стороны, гентрификацию и рассеивание преступности, с другой - ее геттоизацию (концентрацию и интенсификацию). Эти тренды заявляют о себе не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах с преимущественно сырьевой экономикой и высоким уровнем расслоения населения, таких, как Россия и

другие страны постсоветского пространства. Вместе с тем заметное снижение масштабов фиксируемой полицией ОВД статистики преступлений как в России, так и других странах, свидетельствует не об успешном противодействии криминальным угрозам, а скорее о трансформации преступности из преимущественно насильственной в латентную форму «беловоротничковой» (коррупция и другие преступления) и ки-бер-преступности. Дистрибутивное уголовное право и правоохранительная система в силу инерции не обеспечивают эффективный социальный контроль над преступностью в ее современных проявлениях, что позволяет криминологам (Н. Кристи, Я. Гилинский и др.) заявлять о продолжении «кризиса наказания» или «полицейского контроля» по модели «закон и порядок».

Опыт реформ в МВД показывает, что без профессионалов в среде сотрудников органов внутренних дел полиция не сможет выполнить стоящие перед ней задачи по противодействию преступности в новых условиях. Наряду с современным оснащением ОВД, внедрением передовых технологий совершенно необходимо реформировать работу с полицейскими кадрами. «Дорожная карта» справедливо концентрирует внимание на необходимости повышения кадрового профессионализма ОВД. Для достижения этой цели требуется сформировать и закрепить профессиональное кадровое ядро поли-

ции по всем направлениям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности на всех уровнях управления; повысить эффективность системы подбора, расстановки и перемещения кадров; создать необходимые условия для «профессиональных лифтов», стимулирующих служебный рост и личную инициативу кадров; переработать нормативы кадрового обеспечения органов внутренних дел с учетом фактической нагрузки; скорректировать работу образовательных организаций, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, увязанной с порядком прохождения службы в органах внутренних дел; качественно преобразовать воспитательную работу с личным составом, в основу которой поставить идеи соблюдения и защиты прав человека, служения народу, гражданской ответственности и патриотизма, верности служебному долгу, уважения к закону, общепринятым нормам морали и нравственности, толерантности и самодисциплины. Необходимо восстановить и упрочить в этих целях институты наставничества, поручительства и взаимной ответственности сотрудников и руководителей; сформировать в системе МВД России условия, обеспечивающие высокую личную заинтересованность каждого сотрудника в добросовестном исполнении служебных обязанностей как гарантии сохранения высокооплачиваемой и престижной работы; а также получения во время прохождения службы и после выхода в отставку достойного пакета социальных льгот.

«Дорожная карта», как видим, определяет вектор на развитие кадрового ресурса МВД. Это совершенно оправданно, поскольку позволит в перспективе изменить и управленческую парадигму, ориентированную на тотальный ведомственный контроль, при котором неизбежны постоянные проверки, отчеты, работа на статистику, а не конечный результат; снижение профессионализма («работа по среднему»), текучесть кадров, падение инициативы и творчества.

Исследования специалистов свидетельствуют, что издержки «контроля сверху» за работой сотрудников полиции в России сегодня столь велики, что на охрану правопорядка нередко не хватает людских и вре-

менных ресурсов. Так, участковый уполномоченный за свой рабочий день выполняет два вида работ: с одной стороны, он ходит по вызовам, ведет прием граждан, участвует в разрешении конфликтов, в охране общественного порядка. С другой - он детально заполняет рапорты, отчеты, протоколы, на что тратит половину своего рабочего времени [1]. В полиции, да и не только, принято считать, что без заполнения бумаг сотрудники ничего не делают. На этот факт указали и результаты неформализованного опроса, проведенного в рамках данного исследования в учебной группе ФПО и ДПО КЮИ МВД России, где обучение проходили в 2014 году 25 руководителей подразделений полиции из Татарстана, Москвы, Нижегородской области, Пермского края и других регионов, включенных в кадровый резерв территориальных органов МВД России на районном уровне. Типичные высказывания опрошенных следующим образом характеризуют современную ситуацию на местах: «бюрократия, поэтому нехватка личного состава», «бумажный оборот, поэтому нет времени для работы с населением», «несвойственные функции», «нет ротации руководителей», «палочная система», «неграмотное сокращение личного состава», «двойной документооборот», «тотальный контроль», «заседаем больше, чем работаем», «бумажная работа».

Между тем ориентация «Дорожной карты» на создание и закрепление «профессионального кадрового ядра» предполагает переход к системе управления, в которой вложение в качественный отбор, подготовку, переподготовку и закрепление персонала полиции будет способствовать росту образованности, самоконтроля, самодисциплины и ответственности сотрудников, повышению роли в ОВД профессиональной этики, репутационных механизмов «контроля снизу». По этому пути успешно продвигаются полицейские организации западных стран, особенно Германии.

В настоящее время на службу в полицию поступают различные категории специалистов. Однако ведущая роль в комплектовании территориальных подразделений принадлежит выпускникам ведомственных

высших учебных заведений юридического профиля. Это достаточно подготовленная и стабильная часть в пополнении кадрового потенциала полиции. Работа с кадрами затрагивает широкий спектр социально-профессиональных вопросов, связанных с совершенствованием системы отбора, направления на учебу, распределения, адаптации и закрепления молодых специалистов в территориальных ОВД.

Выпускники вузов МВД получают в целом добротную теоретическую подготовку, овладевают профессиональными знаниями, навыками и умениями. Учебные планы, образовательные программы и технологии в ведомственных образовательных у организациях ориентированы на реализацию компетентностного подхода. Они постоянно совершенствуются в контексте усиления практической направленности обучения. Вместе с тем практика и режим работы в ОВД отличаются от учебы в вузе. Эти различия весьма существенны в условиях, когда продолжается реформа ОВД, пресс нагрузки на плечи рядовых сотрудников полиции не снижается, а в некоторых случаях усиливается в силу издержек, вызванных ошибками оптимизации штатной численности персонала, ее перераспределения, а также бюрократизации управления, доминирования «контроля сверху», тотального и повсеместного бумаготворчества.

Полицейская реформа, увы, мало что изменила в работе ОВД на уровне территориальных подразделений. Тем не менее, статистика свидетельствует, что после принятия закона «О полиции» текучесть выпускников Казанского юридического института МВД России в ОВД Республики Татарстан определенно снизилась. Так, в 2010 и 2011 годах из 180 выпускников очного факультета, откомандированных для дальнейшего прохождения службы в МВД по РТ, по разным основаниям был уволен каждый шестой молодой специалист. По итогам 2012 и 2013 годов из 172 выпускников уволены всего 5 молодых специалистов. Однако установки на увольнение, как показывают неформализованные опросы, разделяет все еще значительная часть выпускников вуза. И если бы не контрактная система, то уволенных по

собственной инициативе среди выпускников КЮИ МВД России в территориальных подразделениях МВД по РТ было бы значительно больше, особенно в крупных городах.

Отсюда адаптация и закрепление выпускников КЮИ МВД России в территориальных ОВД имеют особую актуальность и практическую значимость.

В рамках заказа со стороны УРЛС МВД по РТ на разработку адаптационной проблематики кафедрой философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России в 2014 году выполнена НИР «Адаптация и закрепление выпускников КЮИ МВД России в ОВД РТ: результаты эмпирического исследования».

Основная цель этой работы состояла в проведении и обобщении результатов эмпирических исследований качества подготовки, специфики адаптации и закрепления в территориальных ОВД Татарстана выпускников КЮИ МВД России.

Эмпирическую базу исследования составили результаты исследований в области профессиональной адаптации выпускников вузов, в том числе ведомственных, а также данные неформализованных и формализованных опросов выпускников КЮИ МВД России и экспертов-руководителей, ведущих сотрудников территориальных ОВД, в том числе наставников молодых специалистов.

Автором были разработаны 2 методики полуформализованных опросов и одна методика неформализованного интервью. В качестве основного объекта исследования были определены выпускники очной формы обучения КЮИ МВД России, распределившиеся в территориальные ОВД Республики Татарстан, со стажем практической работы не более 5 лет. При формировании выборочной совокупности акцент сделан на отбор респондентов из УМВД России по г. Казани, поскольку в Казанский гарнизон за последние 5 лет было распределено около 200 выпускников КЮИ МВД очной формы обучения (43 из них были уволены). В итоге опрошен практически каждый третий выпускник, отобранный по вероятностной выборке, что позволяет считать итоговые данные вполне репрезентативными. Выборка объемом из 61 единицы обеспечивает

качественную репрезентативность конечных данных и включает в себя в основном, выпускников КЮИ МВД России 2012, 2013 годов. Среди них в полиции общественной безопасности служат 23% респондентов, в криминальной полиции - 47%, следствии и дознании - 23%.

В качестве другого объекта были определены руководители служб, ведущие специалисты, наставники как носители экспертного знания. Основу экспертной выборки составили руководители служб УВД и подразделений Казанского гарнизона (26 человек). Экспертами выступили наставники, непосредственные начальники и руководители подразделений криминальной полиции (47%), следствия и дознания (27%), полиции общественной безопасности и других служб (36%), в которые распределились молодые специалисты. Дополнительно опрошены 53 эксперта из территориальных ОВД Кировской и Ульяновской областей, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Башкирии, где работают выпускники КЮИ МВД России. Кроме того, были опрошены по методике неформализованного интервью слушатели учебной группы ФПО и ДПО КЮИ МВД России - руководители, включенные в кадровый резерв территориальных органов МВД России на районном уровне. Сбор опросных данных выполнен в ноябре-декабре 2013 года и январе-феврале и октябре 2014 г.

Теоретические основы исследования: основные подходы и понятия. Ультрасовременный капитализм, сотрясаемый конфликтами и периодическими кризисами, обостряет конкуренцию на рынке труда. Отсюда будущему специалисту чрезвычайно трудно и важно найти свое место по избранной профессии, приобрести навыки быстрого и, по возможности, безболезненного вхождения в профессиональную деятельность. Выпускники вузов МВД России не исключение в ряду молодых специалистов и также должны приспособиться к специфике службы в территориальных ОВД, где периодически происходит «оптимизация численности личного состава». Им необходимо проникнуться миссией, целями и задачами, стоящими перед полицией; найти общий язык с коллегами по службе,

наставниками и начальниками; научиться взаимодействовать с правонарушителями, потерпевшими, гражданами, нуждающимися в полицейской защите; освоить корпоративные полицейские нормы. Этот сложный процесс в широком смысле слова определяется понятием «адаптация», происходящим от латинского adaptio - приспособляю.

В социологии и психологии чаще всего рассматривают социальную, социально-психологическую, а в контексте профессиональной деятельности профессиональную адаптацию. В определенной мере эти специфические виды адаптации пересекаются друг с другом: социальная деятельность сопряжена с внутренним миром человека, при этом они тесно связаны с профессиональным статусом и поведением специалиста в организации. С позиций полицейского менеджмента, кадровой работы наибольший интерес представляет социально-психологическая и профессиональная стороны адаптации молодых специалистов - выпускников ведомственных вузов в территориальных ОВД.

Социальный аспект адаптации предполагает определенную степень как общей, так и профессиональной социализирован-ности личности, характеризующуюся профессиональными компетенциями и знаниями, навыками, умениями, ценностными ориентациями, направленностью личности, статусно-ролевыми характеристиками. Он проявляется в процессе деятельности и неразрывно связан с профессиональной активностью. Психологическая сторона адаптации выступает как сбалансированность внутренней структуры личности. В социальном и психологическом ключе адаптацию изучают и как потенциальное саморазвитие личности.

Профессиональная адаптация рассматривается специалистами в значении совокупности приспособительных реакций человека к окружающей его социальной, психологической, организационной среде; как приспособление личности к новым социальным условиям, связанным с изменением вида его деятельности, как вхождение индивида в различные социально-профессиональные роли [2]. Профессиональная

адаптация имеет как предметную, так и социально-психологическую сторону. Предметная сторона профессиональной адаптации отражает отношения в подсистеме «человек-профессия», социально-психологическая - в подсистемах «человек-человек» и «человек-коллектив». Эти взаимосвязанные стороны профессиональной адаптации происходят одновременно, дополняют и интенсифицируют друг друга. В профессионально-психологическом контексте адаптацию интерпретирует М.А. Дмитриева как процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда» [3]. Профессиональная адаптация как процесс приспособления человека к новым для него условиям труда включает в себя овладение профессиональными ценностями и нормами, осознание профессиональных мотивов и целей, усвоение компонентов профессиональной деятельности (миссии, целей, задач, стоящих перед организацией, предмета и результатов труда, приемов работы и служебных условий) [4].

Сопоставление различных подходов позволяет синтезировать понятие «профессиональная адаптация выпускника вуза системы МВД к условиям деятельности в ОВД», под которой будем понимать процесс активного взаимодействия личности молодого специалиста-выпускника ведомственного вуза в ходе предметной служебной деятельности и профессиональной среды (коллектив ОВД), который включает ее в систему ценностей, норм, мотивов, социально-профессиональных ролей и связей, позволяет закрепить усвоенные в вузе профессиональные знания, умения и навыки, освоить базовые практики полицейской службы, добиться служебного роста и самореализации.

Исследователи выделяют несколько основных стадий профессиональной адаптации, соответствующих процессу вхождения молодого специалиста в социальную среду организации: установление равновесия между коллективом и индивидом, которое проявляется во взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения; псевдоадаптация как сочетание внешней приспособленности к обстановке с вну-

тренними отрицательным отношением к ее нормам и требованиям; приноравливание как признание и принятие системы ценностей новой ситуации, взаимные уступки; осуществление психологической переориентации индивида, трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.

Результатом адаптационных процессов может быть адаптированность или де-задаптированность личности, поскольку адаптация отнюдь не всегда бывает успешной. Отсюда специалисты используют понятие «дезадаптация», суть которого состоит во внутриличностных и межличностных конфликтах в коллективе, сопряженных с невозможностью найти пути их разрешения. Дезадаптированность может быть ситуативной или устойчивой. Первый вариант устраним с помощью адаптивных действий как субъекта адаптации, так и агентов его профессиональной социализации. Вторая версия сохраняется продолжительное время и носит деструктивный характер, поскольку личность не может найти выход - путь к адаптации в определенных социальных или организационных условиях. В итоге деза-даптивный субъект переживает острую перманентную фрустрацию, стресс, депрессию или даже психоз или невроз. Дезадаптация может заявить о себе в различных поведенческих нарушениях: в негативной девиант-ности и нарушениях служебной дисциплины, в снижении производительности труда, в аварийности и травматизме.

Для успешности профессиональной адаптации необходимо формировать адаптационный потенциал личности молодого специалиста. Он определяется паттерном следующих характеристик: нервно-психическая устойчивость; самооценка личности; уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих); способность разрешать конфликты; опыт общения; ориентация на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. Чем более выражены перечисленные характеристики, тем выше вероятность успешной адаптации в профессии в коллективе, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Адаптированность личности как способность молодого специалиста к профессиональной адаптации отражает уровень и содержание его фактических достижений во взаимодействии с окружающей организационной средой. Специалисты дифференцируют адаптированность на высокую, среднюю и низкую. Общим показателем адаптированности личности молодого специалиста в организации является отсутствие признаков дезадаптации.

Профессиональная адаптация рассматривается исследователями и как процесс, и как результат. При рассмотрении адаптации в процессном измерении выделяют ее временные характеристики, стадии адаптации и их протяженность. Процесс адаптации человека к профессиональной деятельности дифференцируется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Изучение адаптации в результативном контексте позволяет сосредоточиться на оценке успешности адаптационных процессов в целом. Та или иная степень адаптированности молодого специалиста характеризует определенное качественное состояние его личности как результат процесса адаптации.

В теории выделяют три наиболее общих критерия оценки профессиональной адаптированности: успешность деятельности (выполнение служебных заданий, поддержка отношений с коллегами, наставниками и руководителями); способность избегать ситуаций, создающих угрозу для дезорганизации служебных отношений и конфликтов и эффективно устранять подобные риски (предотвращение нарушений дисциплины, распорядка дня, чрезвычайных происшествий); осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Применительно к профессиональной адаптации выпускников ведомственных вузов в территориальных ОВД следует уточнить критерии адаптированности следующим образом: отношение к содержанию служебной деятельности; самооценка степени освоения специфики выполняемых

заданий; установка на продолжение службе в полиции; оценка руководителем качества работы молодого специалиста (соблюдения сроков выполнения заданий при расследовании уголовных дел, проведении криминалистических экспертиз и т.п.), уровня сложности работы, меры самостоятельности молодого специалиста; оценка структуры его деловых качеств; оценка руководителем перспективности молодого специалиста; фиксация наличия и количества поощрений или взысканий.

Для выпускников ведомственных вузов процесс вхождения в служебную деятельность территориальных ОВД, несмотря на полицейскую практику, является новым и нетривиальным. Молодые специалисты, только «окунувшись в воду» реальной полицейской службы, выясняют для себя, что их априорные, во многом идеализированные представления о характере службы, а также ожидания относительно своего места и роли в полиции не совпадают с суровой действительностью. Один из лучших исследователей адаптационной проблематики в поствузовском контексте М.С. Яницкий отмечает, что процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы [5].

Очевидно, что и у молодых офицеров полиции не всегда сбалансированы ожидания относительно содержательной стороны полицейской службы (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста по службе, актуализация творческих способностей), перспектив общения с коллегами и улучшения социально-бытовых и жилищных условий. Д.А. Александров, исследуя соци-

ально-психологические аспекты адаптации молодых сотрудников ОВД, показывает, что профессиональная адаптированность уменьшает внутренний диссонанс, который может произойти из-за несоответствия или неудовлетворенности собственными реальным и идеальным Я-образами [6, с. 20-23].

Ряд исследователей профессиональной адаптации в ОВД обращает внимание на недостаточность практических знаний, умений и навыков собственно по «полицейским дисциплинам» в контексте выявления факторов дезадаптации. Так, в исследовании А.Ф. Караваева, Е.А. Скиданова в рамках проекта «Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД» отмечается, что более всего способствовали получению и усвоению знаний, закреплению умений практические занятия в ОВД, ситуационно-ролевые игры, упражнения, учения по дисциплинам специализации. Наибольшее значение для успешной адаптации выпускники придают практике в любом виде (практические занятия - 76,79%, занятия в подразделениях - 53,89%; ситуационно-ролевые игры - 42,99%) [7].

Таким образом, успешная профессиональная адаптация способствует преодолению психологических проблем, закреплению выпускника ведомственного вуза в полиции. Сам процесс закрепления выступает как реализация комплекса специальных управленческих мер, способствующих выполнению сотрудником своих обязанностей и условий контракта, формирующих прочную установку на продолжение службы вплоть до полной выслуги лет. Словом, за-крепляемость выпускников ведомственных вузов в ОВД - это, прежде всего, результат качественного полицейского менеджмента.

Адаптация и закрепление молодых специалистов после учебы в ведомственном вузе в территориальных ОВД во многом осложняется тем, что органы правопорядка, согласно Д.Д. Невирко, являются авторитарными социальными институтами и организациями [8]. И если в учебном процессе субординационные отношения в системе «преподаватель-курсант» развиваются по модели «учитель-ученик», то на практике в полиции - по модели «начальник-подчи-

ненный». Территориальные ОВД, несмотря на социальную, сервисную ориентацию полицейской службы в духе ФЗ «О полиции», особенно на местах, по-прежнему остаются авторитарной структурой. Для полиции характерна бюрократическая модель управления на основе тотального «контроля сверху» с использованием формализованных оценок деятельности подчиненных со стороны непосредственных начальников и вышестоящих уровней управления. Сохранению авторитарных традиций и норм в ОВД, чрезмерной бюрократизации управления способствуют гипертрофированное единоначалие, жесткая регламентация службы, отсутствие демократических начал в управлении, неразвитость «контроля снизу», в том числе со стороны общественного мнения.

Отсюда весьма показательно, что многие выпускники ведомственных вузов свидетельствуют, что в ОВД нередко доминирует формальный, если не жесткий, подход руководителей подразделений к оценке их труда, указывают на факты несправедливого, необъективного отношения к ним руководства в вопросах материального и морального стимулирования труда, продвижения по службе. Выпускники вуза, начинающие свою профессиональную деятельность, некоторыми руководителями априори воспринимаются как «ничего не знающие и ничего не умеющие» по определению. Отношение в коллективах на местах к молодым специалистам часто определяется примитивной формулой, задаваемой некоторыми ортодоксальными полицейскими руководителями: «Забудь все то, чему тебя учили в вузе, и учись здесь и сейчас заново». Однако на практике учат и так, что потом общество сталкивается либо с «синдромом Евсюко-ва», либо «синдромом ОМ «Дальний»».

Дезадаптация в форме нарушений дисциплины, текучести кадров, низких показателей служебной деятельности есть некий итог спонтанного процесса, в ходе которого полицейским менеджментом не учитывается или недооценивается важность управления профессиональной адаптацией и закреплением в ОВД молодых специалистов. Между тем управление профессиональной адаптацией заключается в том, чтобы сокра-

тить длительность «взаимоприспособления» личности и профессиональной среды, добиться эффективной профессиональной деятельности, иначе говоря, научить молодых специалистов эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Адаптация в территориальных ОВД, по оценкам специалистов, длится от 7-9 месяцев до 1,5 лет. Ключевая роль в управлении адаптацией принадлежит агентам профессиональной социализации в ОВД (руководителям, непосредственным начальникам, наставникам, работникам кадрового аппарата, коллективу в целом).

Представляется, что со стороны полицейского менеджмента необходимо систематически выявлять и анализировать дезадаптационные факторы и условия, добиваться их элиминации. Это касается профессиональной подготовленности молодых специалистов, работы наставников, режима работы, объема и распределения нагрузки, воспитательной работы и морально-психологического климата в полицейском коллективе в целом.

Опыт показывает, что даже молодые специалисты, имеющие добротную теоретическую подготовку, овладевшие основами профессиональных знаний и умений, достаточно сложно адаптируются к профессиональной деятельности. Такой вывод напрашивается по данным, структурированным кадровой службой КЮИ МВД России относительно тех выпускников, которые оказались без попечения и реальной помощи со стороны руководства, кадрового аппарата, наставников в территориальных подразделениях в первые месяцы службы. Например, не встретили понимания и поддержки выпускники института 2012 года дознаватели Е.О. Махмутова (ОП «Япеева») и Р.И. Нугуманова (ОП «Вишневский»). Примечательно, что Нугумановой практически сразу после назначения на должность было поручено расследование более пятидесяти уголовных дел. В результате обе выпускницы уволились в 2013 году.

Вместе с тем дезадаптивность молодых специалистов - отчасти проблема и ведомственного образовательной организации. Совершенно очевидно, что адаптационный

потенциал выпускника закладывается еще на этапе вузовского обучения. На теоретических и практических занятиях по психологии, социологии, психологии конфликта, психологии общения и другим социогума-нитарным дисциплинам следует более целенаправленно развивать навыки социального взаимодействия, коммуникабельности, умения управлять развитием конфликтов. Адаптивность молодых специалистов растет, если учебный процесс учитывает алгоритмы действий в психологически насыщенных и профессионально значимых ситуациях (выполнение процессуальных действий, подготовка документов, служба по охране общественного порядка, осуществление оперативно-розыскных или следственных действий и т.п.). Адаптивности молодых специалистов способствуют занятия, моделирующие экстремальные ситуации риска, опасности, высокой ответственности, в ходе которых формируется психологическая устойчивость, умение владеть собой. Подобная подготовка реализуется и на полосе препятствий, площадках для эмоционально-волевых упражнений, в процессе психорегуляционных тренингов. Немалую роль в освоении профессиональных знаний занимают учебные занятия на специальных полигонах и прохождение практики в ОВД.

Между тем этих мер уже недостаточно в современных условиях, отсюда, наряду с психологическими программами и тренингами, целесообразно максимально приблизить процесс обучения к практике полицейской работы, широко привлекая на взаимовыгодной основе к учебным занятиям лучших специалистов из МВД по РТ и других правоохранительных структур. Заслуживает внимания и такая форма укрепления практической стороны обучения, как общественная практика, более широкое участие курсантов в работе юридической клиники и выездные практические занятия.

Как правило, социологические исследования профессиональной адаптации и закрепления молодых специалистов в ОВД опираются на положения и принципы социологического и психологического позитивизма, на количественные методы. Впрочем, хорошим дополнением для позитивистской

методологии являются принципы «понимающей социологии» и качественные методы, прежде всего, неформализованные интервью и кейс-стади.

По методике опроса перед респондентами были поставлены как закрытые (формализованные), так и открытые (неформализованные) вопросы, раскрывающие качество профессиональной подготовки выпускников и специфику их профессиональной адаптации, закрепления на службе в полицейских коллективах.

Профессиональная подготовка, адаптация и закрепление молодых специалистов в оценках выпускников и экспертов. Обработка и анализ данных опроса молодых специалистов позволяет сделать ряд следующих констатаций и выводов.

В целом подготовленность к службе в ОВД после учебы в вузе положительно («подготовлен вполне») оценивает каждый второй респондент, 45% расценивают ее как недостаточную, 5% считают себя неподготовленными. Следует признать, что выпускники достаточно самокритично оценивают качество подготовки в вузе, что свидетельствует о наличии резервов для совершенствования учебного процесса.

Выпускникам было предложено оценить по пятибалльной системе уровень своих профессиональных знаний, полученных в стенах КЮИ МВД России, по базовым дисциплинам: психология, уголовное право, уголовный процесс и основы судопроизводства, криминалистика, ОРД, административное право и административная деятельность полиции.

Опрос показал, что по психологии на «хорошо» и «отлично» свои знания оценивают 57% респондентов, «удовлетворительно» - 26%, неудовлетворительно - 17%.

По предмету «Уголовное право» 77% выпускников считают, что имеют «хорошие» и «отличные» знания, 15% подготовлены «удовлетворительно», 7% - «неудовлетворительно».

Уголовный процесс и основы судопроизводства 70% респондентов освоили на «хорошо» и «отлично», 15% - «удовлетворительно», 15% - «неудовлетворительно».

Криминалистику 57% опрошенных осво-

или на «хорошо» и «отлично», 34% - «удовлетворительно», 10% - «неудовлетворительно».

Оперативно-розыскную деятельность (ОРД) 59% респондентов освоили на «хорошо» и «отлично», 23% - «удовлетворительно», 18% - «неудовлетворительно».

Знания по административному праву и административной деятельности полиции 47% опрошенных расценивают как «отличные» и «хорошие», 38% как «удовлетворительные», 15% - «неудовлетворительные».

Таким образом, субъективные оценки полученных в вузе знаний по ряду ключевых практически ориентированных дисциплин, таких как ОРД, административное право и административная деятельность полиции, свидетельствуют о недостаточной подготовленности выпускников к служебной деятельности в ОВД, поскольку доля респондентов с весьма посредственными (удовлетворительными и неудовлетворительными) знаниями составляет от 40 до 53 процентов. Полученный результат свидетельствует о необходимости существенно усилить практический дискурс в обучении, особенно по дисциплинам полицейского профиля. Применение этих знаний и умений требуется с первых дней профессиональной служебной деятельности. Следовательно, недостаточность подготовки, прежде всего, по дисциплинам специализации выступает существенным фактором дезадаптации молодых специалистов в первые годы службы.

Анализ ответов на открытые вопросы показывает, что в ряду наиболее сложных проблем, с которыми столкнулись выпускники в ОВД, в первую очередь (в порядке убывания значимости), выступают: сложности, непосредственно связанные с самой работой (занятость, загруженность, ненормированный рабочий день, отсутствие компенсаций за переработку и т.п.), а также недостаток практических занятий и умений по дисциплинам специализации.

К факторам дезадаптации непосредственно в территориальных ОВД следует отнести ряд средовых характеристик. Среди них: неудовлетворительное материально-техническое обеспечение; необустроенность рабочих кабинетов, дефицит компьютеров,

оргтехники и канцелярских принадлежностей. Существенно детерминирует низкую адаптированность и дезадаптивность молодых специалистов чрезмерно большой объем работы (большое количество уголовных дел у следователей) на старте, ненормированный график работы, бесконечные дежурства и отвлечения от работы и, как результат, дефицит времени для восстановления и отдыха. К факторам дезадаптации респондентами были отнесены: бюрократизация управления, бумаготворчество, формализм, недоступность начальников и формальный характер наставничества. При этом не делается различий между молодым специалистом и опытным сотрудником, а требования предъявляются самые высокие - «нужны показатели в работе». Выпускники фактически предоставлены сами себе, а процесс адаптации носит во многом стихийный характер. События на местах развиваются по принципу: «кто выплывет - будет работать, кто нет - и ладно, новых пришлют».

С другой стороны, преимущественно теоретический характер обучения в вузе не позволяет выпускнику самостоятельно и в короткие сроки без помощи наставника сформировать навыки оформления процессуальных документов и проведения следственных действий. Кроме того, ряд респондентов обратили внимание на тот факт, что часть теоретических знаний, полученных в вузе по уголовному процессу, не соответствует практике, сложившейся в ОВД. Отсюда участники опроса предлагают включить в учебный процесс разбор уголовных дел, решение практических задач, аккумулированных современной процессуальной практикой в дознании и следствии.

Обработка открытых вопросов позволяет сделать вывод, что в первые месяцы службы практически все молодые специалисты испытывают стрессы, нервные расстройства. У многих резко меняется отношение к службе в полиции, к выбранной профессии, формируется установка на переход в другие правоохранительные органы или на гражданскую службу.

Обобщение данных экспертного опроса позволяет структурировать следующие положения и выводы.

Большинство экспертов (67% от общего числа опрошенных) считает, что в целом выпускники КЮИ вполне профессионально подготовлены для службы в ОВД. Это весьма высокая экспертная оценка относительно качества теоретической подготовки, осуществляемой в Казанском юридическом институте МВД России, на аудиторных занятиях с реализацией соответствующих форм контроля остаточных знаний. Однако обращает на себя внимание существенное различие в общей оценке профессиональной подготовки выпускников, которую дают казанские эксперты по сравнению с респондентами из других регионов. В Казани вполне подготовленными выпускников находит только 31% опрошенных, за пределами Татарстана - 85%. Вероятнее всего, это различие вызвано тем, что в таком мегаполисе, как Казань, факторов дезадаптации больше, нагрузка на молодых специалистов существенно выше и адаптация к службе в напряженных условиях происходит намного сложнее, с более существенными сбоями и проблемами.

Ожидания столичных заказчиков образовательных услуг относительно качества профессиональной подготовки выпускников определенно выше, чем в периферийных ОВД, где факторы дезадаптации слабее, поскольку уровень криминальной нагрузки на полицию намного меньше, чем в региональных центрах. Есть и еще одно предположение: в Казани стремятся закрепиться на службе в полиции выходцы из сельских районов, поскольку для них это, пожалуй, один из реальных каналов вертикальной мобильности. При этом уровень общего образования и профессиональной подготовки этой категории выпускников существенно ниже, чем у тех, кто социализировался и учился в городских условиях.

Распределение мнений экспертов по оценке теоретических знаний молодых специалистов в рамках базовых учебных дисциплин также сохраняет специфику, выявленную на уровне самооценок профессиональной подготовленности выпускников. Впрочем, казанские эксперты дают существенно более низкие оценки профессиональным знаниям молодых специалистов.

Тем не менее, отрадно, что 75% экспертов считают, что выпускники имеют хорошие и отличные профессиональные знания по уголовному праву, 60% - по уголовному процессу и основам судопроизводства, 63% - по административному праву и административной деятельности полиции, 61% -по криминалистике и только 49% экспертов считают, что выпускники вуза имеют хорошие и отличные знания по линии ОРД. Опросные данные выпускников и экспертов в целом корреспондируют и указывают на один и тот же круг дезадаптационных факторов.

По оценке 87% экспертов, выпускники КЮИ успешно (на «хорошо» и «отлично») адаптируются в социально-психологическом смысле в коллективах ОВД. Причем на этот факт указывают примерно в равной мере как эксперты в Казани, так и опрошенные за пределами Татарстана. Экспертное мнение свидетельствует о наличии определенного адаптационного потенциала молодых специалистов, поскольку:

• 71% отметил умение выпускников самостоятельного развивать свои профессионально значимые качества;

• 62% считают, что молодые специалисты умеют правильно выстраивать отношения с руководством, коллегами по службе и гражданами;

• 66% отметили, что выпускники умеют правильно применять уголовно-правовые нормы;

• 63% считают, что молодые специалисты умеют квалифицировать преступления и анализировать их состав;

• 61% указал, что выпускники умеют принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Вместе с тем установлено, что 54% экспертов в целом и 15% в Казани считают, что выпускники на «хорошо» и «отлично» умеют принимать процессуальные решения, составлять протоколы, постановления и иные процессуальные документы. 53% и 19% соответственно указали на умение использовать тактические приемы производства следственных действий, методики расследования и раскрытия преступлений; 48% и 12% соответственно отметили умение молодых специалистов осуществлять подбор,

проверку и привлечение к содействию лиц на гласной и негласной основе, в том числе сотрудничеству на контрактной основе.

Анализ высказываний экспертов по открытым вопросам показывает, что многие молодые специалисты испытывают серьезные затруднения с составлением протоколов и принятием процессуальных решений, с оформлением постановлений и иных процессуальных документов; с использованием тактических приемов производства следственных действий, с применением современных методик расследования и раскрытия преступлений.

Таким образом, опросы выпускников и экспертов показали, что вуз выпускает в целом теоретически подготовленных молодых специалистов с определенным адаптационным потенциалом, развитие которого требует формирования, прежде всего, более устойчивых практических навыков и умений. Обнаружено, что в территориальных ОВД процесс профессиональной адаптации и закрепления молодых сотрудников во многом происходит стихийно и нуждается в более эффективном управлении. Решение этих проблем видится на пути объединения усилий КЮИ МВД России и МВД по Республике Татарстан.

Выводы и предложения. Вектор на замещение и обновление кадрового состава полиции в контексте полицейской реформы профессионально подготовленными сотрудниками, на формирование и укрепление профессионального ядра ОВД, определенные в «Дорожной карте», предполагают активное управление профессиональной адаптацией и закреплением на рабочих местах молодых специалистов - выпускников юридических вузов системы МВД России. В Казанском юридическом институте МВД России принят комплекс мер по повышению качества отбора абитуриентов, изучению личных дел, по ранней профориентации в школах, лицеях, кадетских корпусах и суворовских училищах. О положительных переменах в организации профориентации, отбора и учебной деятельности профессорско-преподавательского состава свидетельствует ежегодный рост числа хорошо и отлично успевающих курсантов, снижение

текучести кадров молодых специалистов. Однако, несмотря на позитивный тренд, профессиональная адаптация молодых специалистов, особенно в крупных городских подразделениях полиции, остается серьезной практической проблемой.

Обобщение эмпирических исследований профессиональной адаптации в ОВД и опросов, выполненных в Татарстане, позволяет сформулировать и предложить практикам полицейского менеджмента, кадровой работы, руководству ведомственных вузов МВД России ряд рекомендаций, нацеленных на эффективную элиминацию дезадаптивных факторов, гармонизацию процесса вхождения в полицейскую профессию и закрепление на службе молодых специалистов. В их числе ключевыми являются следующие предложения:

• Отказ от «палочной системы», бумаготворчества, демократизация и дебюрократизация управления; внедрение в практику работы полиции такого социального критерия, как общественное мнение.

• Внедрение на местах в территориальных ОВД критериев профессиональной адаптированности молодых специалистов, таких как: отношение к содержанию служебной деятельности; самооценка степени освоения специфики выполняемых заданий; установка на продолжение службы в полиции; оценка руководителем качества работы молодого специалиста (соблюдения сроков выполнения заданий при расследовании уголовных дел, проведении криминалистических экспертиз и т.п.), уровня сложности работы, меры самостоятельности молодого специалиста; оценка структуры его деловых качеств; оценка руководителем перспективности молодого специалиста; фиксация наличия и количества поощрений или взысканий.

• Реализация эффективного менеджмента адаптационными процессами с целью сокращения времени на профессиональную адаптацию и закрепление молодых специалистов. Руководителям территориальных подразделений необходимо обратить внимание на неудовлетворительное материально-техническое обеспечение и необустроенность рабочих мест, кабинетов, на дефицит

компьютеров, оргтехники и канцелярских принадлежностей. Следует оптимизировать служебную нагрузку, добиваться постепенности в ее распределении и росте, снизить давление таких факторов, как ненормированный график работы, дежурства и отвлечения от работы; формальный характер наставничества. Развивать мотивацию на закрепление молодого специалиста в полиции.

• Осуществление в территориальных ОВД мониторинга профессиональной адаптации по критериям адаптированности. Для этого достаточно систематических собеседований руководителя подразделения с непосредственным начальником, наставником и молодым специалистом с целью выявления и устранения дезадаптационных факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Фиксация реакций и установок на продолжение службы в полиции с учетом индивидуальных психологических особенностей выпускников при распределении и реализации объемов работы, выполнении поручений, служебных заданий, поскольку нагрузки все переносят по-разному и, соответственно, траектория адаптации тоже индивидуальна.

• Привлечение возможностей молодежных объединений в ОВД, молодых специалистов к обсуждению текущих служебных проблем закрепления и факторов дезадаптации, особенно на стадии подготовки управленческих решений как элемент демократизации полицейского менеджмента.

• Стимулирование на местах образованности (повышение квалификации), самоконтроля, самодисциплины и ответственности сотрудников, повышение роли полицейских деонтологических норм профессиональной этики, репутационных механизмов «контроля снизу».

• Совершенствование предметной стороны и образовательных технологий, воспитательной работы в ведомственных вузах в рамках компетентностного подхода и усиления практической направленности обучения. С этой целью предлагается увеличить объем практических занятий с решением учебных задач по дисциплинам специализации (УП, ОРД, административное право и административная деятельность), ввести тренинги по методикам, развивающим

адаптационный потенциал курсантов и слушателей, в ходе которых формируется психологическая устойчивость, умение владеть собой; организовать учебу не только на полигонах, но и в рамках выездных практических занятий в ОВД; усовершенствовать процедуру прохождения практики в территориальных подразделениях, широко привлечь к учебным занятиям лучших специалистов из МВД по РТ и других пра-

воохранительных структур; развить опыт проведения вузом общественной практики в службах криминальной полиции и следствия, привлечь большее число курсантов к работе юридической клиники института.

• Введение поствузовского сопровождения молодых специалистов в первые месяцы службы в ОВД со стороны руководящего и профессорско-преподавательского состава института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В. В. Пределы контроля / В. В. Волков // Ведомости. - 2014. - № 185.

2. Петровичев В. М. Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования / В. М. Петровичев // Известия Тульского государственного университета. - 2012. - № 1.

3. Дмитриева М. А. Социально-психологическая профессиональная адаптация / М. А. Дмитриева // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2001.

4. Петрова А. С. Профессиональная адаптация молодых специалистов в ОВД: понятие и пути совершенствования / А. С. Петрова, М. А. Шелепова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 3.

5. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики : учеб. пособие / М. С. Яницкий. - Кемерово, 2007.

6. Александров Д. А. Исследование социально-психологических закономерностей формирования профессиональной адаптивности сотрудника ОВД / Д. А. Александров // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1.

7. Караваев А. Ф. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД / А. Ф. Караваева, Е. А. Скиданов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4.

8. Невирко Д. Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел) / Д. Д. Невирко. - Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 1999.

© Комлев Ю.Ю., 2015 Статья получена: 10.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.