Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
УДК 378 А.В. Шленков*
Формирование профессиональной направленности у выпускников образовательных учреждений МЧС России
В данной статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной направленности выпускников образовательных учреждений ГПС МЧС России. Изучается влияние целенаправленных психолого-педагогических мероприятий на профессионально-психологическую подготовленность и мотивацию к дальнейшей службе по выбранной специальности. Сопоставляя результаты исследований выпускников прошедших специализированную психологическую программу, с выпускниками не прошедшие её, выявлены особенности влияния данной программы на профессионально-психологическую подготовку и профессиональную.
Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная мотивация, профессионализм.
Aleksey V. Shlenkov*. Formation the graduates professional orientation in educational establishments of Ministry of EMERCOM of Russia
The given article is devoted to the questions of graduates professional orientation developing in educational establishments of State Fire Service of the Ministry of EMERCOM of Russia. Influence of purposeful psychological and pedagogical actions on professional and psychological readiness and motivation to the further service on the chosen specialty is studied. Researches results of graduates passed the specialized psychological program, with graduates who not passed it are compared. Influence features of the given program on professional and psychological preparation are revealed.
Keywords: professional orientation, professional motivation, professionalism.
Подходы к изучению профессионализма были заложены в работах Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, А.Н. Леонтьева и др. [1, 4, 14]. Так, Б.Г. Ананьев [1], следуя традициям В.М. Бехтерева и развивая предложенное Н.А. Рыбниковым в 1928 г. понятие «акмеология», выступил с идеей создания комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке. При этом понятием «акмеология» («зрелость», «высшая степень чего-либо», «цветущая сила» -перевод с древнегреческого) обозначали в основном возрастную психологию зрелости.
По мнению Н.В. Кузьминой, В.Я. Слепова и В.И. Хальзова [12], профессионализм деятельности любого сотрудника - это качественная характеристика его труда, которая определяется уровнем владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами его осуществления, способностью к саморазвитию в условиях самостоятельного выполнения служебных обязанностей. Указанные авторы справедливо отмечают, что в современном обществе существует множество профессий, каждую из которых человек приобретает в специальном среднем или высшем учебном заведении [12]. Профессионал - это человек, квалифицированный специалист, умеющий продуктивно решать профессиональные задачи, рассчитанные на удовлетворение потребностей общества [2, 8, 11].
В иностранной литературе [23, 24] называются следующие признаки профессионализма: соответствующий объем знаний, профессиональный и интеллектуальный уровень, длительность и непрерывность обучения и подготовки (желательно в высших учебных заведениях). Соответствие выполняемых функций основным социальным ценностям общества, автономия (самостоятельность в принятии решений) мотивация, включающая чувство цели, приверженность к работе, основанная на стремлении удовлетворить общественные интересы, чувство общности с коллегами; уважение к «кодексу профессиональной этики» и готовность им руководствоваться.
Анализ литературы по проблеме профессионализма показал, что абсолютное большинство авторов определяет профессионализм как владение профессиональными знаниями и умениями, позволяющее специалисту успешно решать профессиональные задачи [3, 7, 19].
При этом большинство исследователей [13, 18] справедливо отождествляют термины «профессионализм» и «мастерство», а ряд авторов [15, 12] рассматривает мастерство как высший уровень профессионализма.
Здесь следует отметить, что в настоящее время в литературе широко используется термин «профессионально важные качества», понятийная трактовка которого у многих авторов далеко не однозначна. В настоящей работе мы вслед за Н.В. Кузьминой [11] категорию «ПВК» рассматриваем
* Шленков Алексей Владимирович, начальник отдела психологического обеспечения учебного процесса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. E-mail: [email protected]. Тел. 369-69-81.
* Shlenkov, Aleksey V. Candidate of pedagogic, Head of the department of psychological maintenance of educational process of Saint-Petersburg University of State fire service of EMERCOM of Russia.
как содержательную основу профессионализма, включающую профессиональный (знания, умения и навыки, профессиональная компетентность) и личностный компоненты.
Большинство ученых справедливо рассматривают направленность личности как ключевую характеристику в профессиональном совершенствовании. Изучение направленности осуществляется путем выявления мотивов поведения, которые находят свое отражение в отношениях к людям, к себе, к выполняемой деятельности, в определенных способах поведения, в действиях, в поступках и нравственных качествах [6].
Мотивирующее значение направленности личности отмечается многими авторами. Определение направленности часто связывается с такими понятиями, как «активность», «отношение», «цель», «деятельность».
Так, А.Г. Ковалев [9] понимает направленность как избирательную активность личности в ее отношениях к деятельности. К. К. Платонов считает, что направленность неотделима от цели. Она выражается, по их мнению, в активной деятельности, направленной на достижение определенных целей. Близкую точку зрения высказывает и В.С. Мерлин [16], который рассматривает направленность как определенную систему мотивов, содержащую такие психологические свойства, которые определяют общее направление деятельности человека в разнообразных конкретных обстоятельствах жизни. В современной литературе профессиональная направленность охарактеризована следующим образом:
- интерес к профессии и склонность ею заниматься [10];
- достаточно осознанная и эмоционально выраженная ориентация на определенный род и вид профессиональной деятельности [21];
- система локальных оценок субъектом степени личностной значимости (привлекательности-непривлекательности) различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления [22];
- совокупность доминирующих целей жизнедеятельности субъектов, связанных с профессиональной деятельностью [20].
В.Я. Слепов под направленностью личности понимает «целеустремленность человека, которая определяет линию его поведения в жизни. По охвату и содержанию целей (главных и второстепенных, ближайших и перспективных), к достижению которых обучающийся стремится, наставник может судить о его месте в жизни, общественной ценности в настоящем и прогнозировать его будущее» [19, с. 151].
В настоящее время профессиональная подготовка обучающихся образовательных учреждений ГПС МЧС России представляет собой широкую область исследований, сосредоточенную на центральных вопросах обучения, оптимизации прямых и обратных связей, реализации индивидуального и научного подходов, систематичности в предлагаемых теоретических знаний и практических умений. Эти вопросы остаются в поле зрения большой группы ученых, прежде всего педагогов и психологов. Большой вклад в разработку теории и практики профессиональной подготовки курсантов, формирование их личности внесли исследования многих известных военных педагогов и психологов. В своих многочисленных трудах А.Т. Иваницкий [8], А.Н. Печников [17] рассматривают содержание и особенности профессиональной подготовки курсантов; В.Л. Марищук [15], В.И. Хальзов [21] обосновывают пути формирования различных профессиональных качеств; В.Я. Слепов [19] дает педагогические основы оценки и учета результатов обучения и воспитания курсантов проводит психологический анализ организаторской деятельности и профессиональной направленности курсантов.
В.Л. Марищук [15], исследуя психологические основы формирования профессионально значимых качеств у будущих офицеров, выявил зависимость между результатами обучения, профессионального труда и показателями ряда ценностных ориентаций.
А.А. Кочин [10] на основе анализа содержания деятельности офицеров внутренних войск МВД РФ выявил существующие противоречия, тенденции и перспективы повышения эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в условиях вуза внутренних войск МВД России. Это позволило ему разработать систему (комплексно-целевую программу) формирования профессионализма у будущих офицеров внутренних войск и определить критерии оценки профессионализма будущих офицеров внутренних войск МВД.
В исследовании В.И. Хальзова [21] рассматривается процесс формирования у слушателей вузов МВД России педагогической подготовленности к предстоящей деятельности. Определяя педагогическую подготовленность как систему устойчивых профессионально-педагогических знаний, навыков и умений в деятельности специалиста, автор рассматривает педагогическую подготовленность, как важную составляющую профессиональной подготовленности.
В работе А.Т. Иваницкого [8] определены содержание и этапы психологической подготовки курсантов к службе как специфического компонента психолого-педагогического процесса в вузах МВД. Автор разработал и апробировал целевую комплексную программу психологического развития и саморазвития курсантов, сформулировал основные педагогические направления работы по психологической подготовке и условия их реализации в образовательных учреждениях МВД России.
Профессиональная направленность является одним из основных факторов профессионализма специалистов ГПС МЧС России. В связи с этим нами была изучена эффективность применения программы психологического обеспечения профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной направленности у обучающихся образовательных учреждении ГПС МЧС России.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Под профессиональной направленностью мы понимаем устойчивую мотивацию к избранной профессиональной деятельности, жизненные планы, интересы, убеждения и устремления, связанные со служебной деятельностью сотрудника ГПС МЧС России.
Для изучения профессиональной направленности мы использовали результаты социальнопсихологического изучения (анализ документов, беседа, экспертные оценки, педагогическое наблюдение) и психологическое изучение (психологическое собеседование, тестирование и др.). Анализ полученных данных позволил нам выделить три уровня профессиональной направленности изучаемых: высокий, средний и низкий. В качестве основных компонентов для измерения этих уровней нами были определены
- интерес к профессии сотрудника ГПС;
- общая направленность на социально позитивные виды профессиональной деятельности;
- направленность обучающихся на учебу в данном образовательном учреждении и дальнейшую службу в ГПС;
- стремление к профессиональной самореализации личности;
- стремление выбрать профессию сотрудника ГПС вновь.
К высокому уровню профессиональной направленности нами относились обучающиеся, у которых отмечался высокий интерес к профессии, стремление к продолжению службы по выбранной специальности и т.д. Они считали, что профессия сотрудника ГПС отвечает их склонностям, жизненным устремлениям, способностям, они полностью уверены в правильности выбора своей будущей профессии, учатся с желанием, имеют высокий уровень общей направленности на социально позитивные виды деятельности, на учебу в образовательном учреждении и дальнейшую службу в МЧС. На вопрос о возможности выбора профессии вновь дают утвердительный ответ.
К среднему уровню профессиональной направленности относились обучающиеся, которые имели интерес к профессии сотрудника ГПС, однако выбор профессии определился у них под влиянием ряда жизненных обстоятельств (материальные условия, возможность получения высшего образования и др.). Они не совсем уверены в правильности выбора своей будущей профессии. Имеют средний уровень общей направленности на социально позитивные виды профессиональной деятельности, на учебу в образовательном учреждении и предстоящую службу в МЧС; они не всегда стремятся к самореализации личности; на вопрос о возможности выбора профессии вновь они ответили: скорее да, чем нет.
К низкому уровню профессиональной направленности были отнесены обучающиеся, которые считают поступление в вуз неправильным шагом, выбор профессии произошел у них под влиянием случайных причин, им было безразлично, в какое образовательное учреждение поступать, они не уверены или разочаровались в правильности выбора своей профессии. Такие слушатели учатся в основном без желания, по необходимости; у них низкий уровень общей направленности на социально позитивные виды деятельности, на учебу в данном образовательном учреждении и дальнейшую службу; у них отсутствует стремление к самореализации личности; на вопрос о возможности выбора профессии вновь от них получен отрицательный ответ.
В таблицах представлены результаты исследования обучающихся с различным уровнем профессиональной направленности.
Изучение профессиональной направленности слушателей выпускного курса в 2007 г. методом анонимного экспертного опроса (всего было опрошено 157 выпускников) позволило определить эффективность использованной нами программы по повышению профессиональной подготовки, а в данном контексте рассматриваемой проблемы эффективности формирования профессиональной направленности.
Цель исследования:
- изучение профессиональной направленности слушателей к несению службы по выбранной специальности;
- изучение факторов, влияющих на мотивацию к дальнейшему несению службы по выбранной специальности и эффективность подготовки специалистов.
В таблицах ответы приведены в процентном соотношении, значения в скобках обозначают количество выборов.
Таблица 1
1. Оцените, пожалуйста, Ваше отношение к профессии офицера ГПС?
Плохо Средне Хорошо
Во время поступления 10,1 % (16) 18,4 % (29) 71,3 % (112)
На первом курсе 11,4 % (18) 26,7 % (42) 61,7 % (97)
На втором курсе 8,9 % (14) 29,2 % (46) 61,7 % (97)
На третьем курсе 12,1 % (19) 16,5 % (26) 71,3 % (112)
В настоящее время 11,4 % (18) 13,3 % (21) 75,1 % (118)
Различия достоверны при р меньшем или равном 0,05 между графой «средне» и «хорошо»
Таблица 2
2. Отметьте, как на Ваш взгляд оценивается престижность профессии офицера ГПС в данный момент?
Низко Средне Высоко
В обществе 45,8 % (72) 33,1 % (52) 7% (11)
Среди командиров и преподавателей Вашего университета 7% (11) 68,1 % (107) 27,3 % (43)
Среди слушателей Вашего курса и группы 10,1 %(16) 68,1 % (107) 21 % (33)
Вами лично 10,8% (17) 53,5 % (84) 35 % (55)
Таблица 3
3. Уровень Вашей готовности по перечисленным ниже показателям
низкий уровень средний уровень высокий уровень
Желание служить в ГПС 8,2 % (13) 33,7 % (53) 57,9% (91)
Интерес к будущей работе в ГПС 7,7 % (9) 24,2 % (38) 59,2 % (93)
Усердие в освоении специфики службы 5,7 % (9) 19,7% (31) 74,5 % (117)
Стремление к служебному росту 7% (11) 10,1 %(16) 82,8% (130)
Необходимые для службы знания
низкий уровень средний уровень высокий уровень
Организация деятельности ГПС 6.3 % (10) 21.6% (34) 71,9% (113)
Пожарная тактика 3,8 % (6) 16,5% (26) 78,9% (124)
Пожарная профилактика 4,4 % (7) 19,1 %(30) 76,4 % (120)
Экспертиза и расследование пожаров 4,4 % (7) 19,7% (31) 75,7% (119)
Пожарная техника 3,1 % (5) 12,1 % (19) 80,8 % (127)
Различия достоверны при р меньшем или равном 0,01 между графой «средний» и «высокий»
Специальные умения и навыки (по мнению выпускников)
низкий уровень средний уровень высокий уровень
Установление психологического контакта в работе с людьми 5 % (8) 15,2% (24) 79,6% (125)
Умение принимать правильные решения 3,8 % (6) 10,1 % (16) 85,9% (135)
Исполнительская дисциплина, ответственность 1,2% (2) 11,4% (18) 86,6 % (136)
Уровень боевой и физической подготовки 1,9 % (3) 12,7 % (20) 84,7% (133)
Различия достоверны при р меньшем или равном 0,05 между графой «средний» и «высокий»
Как видим, выпускники высоко оценивают себя по показателям, характеризующим профессиональную готовность. Но, сопоставляя приведенные оценки выпускников с результатами отзывов их непосредственных начальников, можно сделать вывод о некотором завышении выпускниками своих профессиональных знаний. Это можно объяснить возрастом выпускников и недостаточной осведомленностью о будущей профессиональной деятельности.
Таблица 4
4. Оцените степень готовности к предстоящей работе по пятибалльной шкале
(1 - очень плохая, 5 - очень хорошая)
низкий уровень средний уровень высокий уровень
по уровню теоретических знаний 2,5 % (4) 26,1 % (41) 70,7 %(111)
по уровню практических навыков 12,1 % (19) 28 % (44) 60,5 % (95)
1. Какие цели Вы ставили перед собой на стажировке (на выпускном курсе)?
— познакомиться со спецификой работы на «земле» - 68,1 % (107);
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
— общение с опытными сотрудниками - 45,8 % (72);
— получить практический навык работы - 44,5 % (70);
— оценить перспективы работы - 43,9 % (69);
— определиться в своем выборе профессии - 32,4 % (51);
— проверить себя - 24,2 % (38);
— познакомиться с местом будущей работы - 17,8 % (28);
— отдохнуть от учебы - 8,2 % (13).
Таблица 5
6. После окончания университета
Я хотел бы служить в ГПС МЧС в должности: Кроме того, я согласился бы служить в ГПС МЧС в должности Я не согласился бы с предлагаемой должностью
Инспектора ГПС - 36,9 % (58) Инспектора - 14,6 % (23) Начальника караула -18,4 % (29)
Начальника караула - 22,9 % (36) Начальника караула - 13,3 % (21) Зам. начальника части -5,7 % (9)
Дознавателя - 6,3 % (10) Зам. начальника части -6,3 % (10) Дознавателя - 3,8 % (6)
Начальника УГПС- 3,1 % (5) Дознавателя - 5 % (8) Бойца в ПЧ - 3,1 % (5)
Начальника отряда - 3,1 % (5) Инспектора - 2,5 % (4)
Инженера - 3,1 % (5) Начальника отряда - 3,8 % (6)
Зам. начальника части -2,5 % (4) Начальника ПЧ - 2,5 % (4)
Начальника части - 2,5 % (4)
7. Ваши жизненные планы после окончания университета:
— служить по специальности, полученной в университете - 40,7% (64);
— получить другое дополнительное образование - 25,4% (40);
- служить по другой специальности - 4,4% (7);
- работать по другой специальности в государственных или коммерческих организациях -12,1% (19).
В ходе сравнительного анализа данных, полученных в результате обследования выпускников 2003, 2004 и 2007 гг., были сделаны следующие выводы.
1. Отношение обучающихся к профессии сотрудника ГПС на протяжении всего обучения практически не меняется и находится на высоком уровне. Общее сравнение с опросом 2003, 2004 гг. показывает улучшение отношения слушателей к профессии офицера ГПС.
Различия достоверны при р меньшем или равном 0,05 между графой «средне» и «хорошо».
2. Общая самооценка личностных качеств, профессиональных знаний и навыков, степени готовности к предстоящей работе слушателями 5-го курса в 2007 г. оценивается высоко. Но, сопоставляя эти оценки с результатами отзывов их непосредственных начальников, можно сделать вывод о некотором завышении выпускниками своих профессиональных знаний. Это можно объяснить возрастом выпускников и недостаточной осведомленности о будущей профессиональной деятельности.
Кроме показателей по уровню профессиональной направленности, все остальные показатели имеют достоверные различия между графой «средне» и графой «высоко» (табл. 3).
3. По окончании университета выпускники согласились бы исполнять обязанности инспектора ГПН и часть из них - начальниками караула. Тем не менее, другая часть выпускников проявила нежелание работать в должности начальника караула, а также заместителя начальника части (табл. 5).
7. Выходя на заключительное практическое обучение, выпускники в основном ставят себе следующие задачи: познакомиться со спецификой работы в практических подразделениях, общение с опытными сотрудниками, получить практический навык работы, оценить перспективы работы по конкретной должности. Данный перечень задач говорит о достаточной заинтересованности выпускников в отношении дальнейшей профессиональной деятельности, достаточной профессиональной направленности.
Выводы
1. Практическое применение программы психологического обеспечения процесса формирования и развития профессионализма обучающихся в образовательных учреждениях МЧС России в виде психологического, информационно-психологического и психолого-педагогического обеспечения способствует целенаправленному формированию профессиональной направленности, психологической и профессиональной подготовленности обучающихся. Данное заключение выявлено с помощью сопоставления результатов опроса 2003, 2004 и 2007 гг.
2. Результаты проведенного исследования позволили проверить и подтвердить выдвинутое предположение об эффективности программы формирования профессионализма у обучающихся и дали возможность уточнить и конкретизировать отдельные элементы программы, с целью повышения её эффективности.
3. Анализ результатов исследования позволяет определить приоритет разработки и внедрения в образовательный процесс образовательных учреждений психолого-педагогических, информационнопсихологических, педагогических и психологических составляющих (объединенных в единую программу) как организацию психологического обеспечения профессиональной подготовки обучающихся в образовательных учреждениях ГПС МЧС России. Использование данной психологической программы позволяет повысить у обучающихся профессиональную направленность, мотивацию к продолжению службы по выбранной специальности, профессиональную компетентность.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.
2. Аниськин, В.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза в учебном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара: СГУ, 1996. - 18 с.
3. Артамонов, В.С. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. - 213 с.
4. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.
5. Дулов, А.В., Батышев, А.С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. - № 2 / Омск: Омский юридический институт. - С. 35-44.
6. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1993.
7. Жуковская, З.Д. Методологические основы и технологии разработки и формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. ... докт. пед. наук. -СПб., 1994. - 368 с.
8. Иваницкий, А.Т. Психология и педагогика высшей школы. - СПб.: СПб ВШ МВД, 1996. - 130 с.
9. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1975.
10. Кочин, А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВВУЗ внутренних войск МВД: Дисс... канд. пед. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 178 с.
11. Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993. - 54 с.
12. Кузьмина, Н.В., Слепов, В.Я., Хальзов, В.И. Акмеология и ее значение в профессиональной подготовке кадров сотрудников правоохранительных органов // Материалы межвузовской научнопрактической конференции «Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел РФ». - СПб.: СПб. Юридический институт, 1995. - С.12-19.
13. Лаптев, Ю.В., Слепов, В.В. Теоретический и методологический анализ воспитывающего обучения. - СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 1997. - 21 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М: Политиздат, 1975. - 304 с.
15. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. ... докт. психол. наук. - Л., 1982. - 418 с.
16. Мерлин,В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 1986. - 253 с.
17. Печников, А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. - Петродворец, 1995. - 325 с.
18. Платонов, К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 145 с.
19. Слепов, В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1973. - 458 с.
20. Стрежнев, В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов. - М.: Воениздат, 1978.
21. Хальзов, В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 1991. - 320 с.
22. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., 1994. - 156 с.
23. Darling-Hammond, L. Teacher professionalism and accountability // The education digest. -1989. - Vol. 55. - № 1.
24. Johnson, S., Johnson, C. The one minute teacher. How teach other to teach themselves. - N.-Y., 1989.
Literature
1. AnanievB.G. The person as a cognition subject. - L., 1968. - 339 p.
2. Aniskin V.N. Perfection of professional and pedagogical activity of the lecturer of pedagogical high school in educational process: Author’s abstract. Candidate of pedagogical science - Samara: Samara State University, 1996. - 18 p.
3. Artamonov V.S. Theory bases of the professional selection automation in the higher military and special educational institutions. - Saint-Petersburg: Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1995. - 213 p.
4. Arkhangelskiy S.I. Educational process in the higher school and its natural bases and methods. - 1980.
5. Dulov A.V., Batyshev A.S. Psychological maintenance of teaching and educational process in educational system establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia. // Psychopedagogic in law enforcement bodies. № 2, 2000 / Omsk Legal Institute: 35-44 p.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
6. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Higher School Psychology. - Minsk, 1993.
7. Zhukovskaya Z. D. Methodological bases and development technologies and formation of the integrated monitoring system of experts training quality in institute ofhigher education: Doctor of pedagogical science. - Saint-Petersburg, 1994. - 368 p.
8. Ivanitskiy A.T. Psychology and pedagogic of the higher school. - Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Higher School of the Ministry of Internal Affairs, 1996. - 130 p.
9. KovalevA.G. Community and social and psychological management problems. - 1975.
10. Kochin A. A. Increasing of formation process efficiency ofthe officer - professional in internal armies’ higher educational institute of the Ministry of Internal Affairs: candidate of pedagogical science. -Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State University, 1996. - 178 p.
11. KuzminaN.V.,ReanA.A. Professionalism of pedagogical activity. -Saint-Petersburg, 1993. - 54 p.
12. Kuzmina N.V., Slepov V.J., Khalzov V.I. Akmeology and its value in vocational employees training of law enforcement bodies // Materials of interuniversity scientific and practical conference «Use of foreign experience in law - enforcement bodies activity». - Saint-Petersburg. Legal institute, 1995. - 12-19 p.
13. Laptev J.V., Slepov V.V. The theoretical and methodological analysis of cultivate training: Saint-Petersburg Higher School of the Ministry of Internal Affairs, 1997. - 21 p.
14. LeontievA.N. Activity, consciousness, the person. - Moscow, 1975. - 304 p.
15. Marischuk V.L. Psychological bases of professionally meaningful qualities formation: Doctor of psychological science. - 1982. - 418 p.
16. Merlin V.S. Individuality integrated research essay. - Moscow, 1986. - 253 p.
17. Pechnikov A.N. Theoretical bases of psychological and pedagogical designing ofthe automated training systems. - Petrodvorets, 1995. - 325 p.
18. Platonov K.K. Abilities problems. - Moscow, 1972. -145 p.
19. Slepov V.Y. Moral and psychological training of the future USSR Navy officers: Doctor of
pedagogical science. 1973. - 458 p.
20. Strezhnev V.V. Individual approach in soldier’s education. - Moscow, 1978.
21. Khalzov V.I. Pedagogical bases of teaching efficiency increasing and educational activity of
the internal armies division officer. Doctor of pedagogical science. - Saint-Petersburg, 1991. - 320 p.
22. Yakunin V.A. Psychology of educational students’ activity. - 1994. - 156 p.
23. Darling-HammondL. Teacher professionalism and accountability // The education digest. -1989. - Vol. 55. - № 1.
24. Johnson S., Johnson C. The one minute teacher. How teach other to teach themselves. - N.-Y. - 1989.
Оценка престижности профессии сотрудников ГПС со стороны обучающихся 2003, 2004 и 2007 годы исследования
90
в обществе ком.и преп. слушателями лично