Lesgafta, Vol.50, No.4, pp.78-81.
5. Baldwin, F., Gerwin, D. and Mitchell, D. (2005), Research on Waldorf Graduates in North America, Phase I, Wilton, publishing house Research Institute for Waldorf Education, 46 pp.
Контактная информация: nura_peg@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 07.12.2012.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ДПС РОССИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Виктор Викторович Коломиец, психолог,
Отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел (ДПС ГИБДД ГУ МВД) России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Алексей Владимирович Шленков, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики,
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной готовности сотрудников ДПС России. Изучается влияние целенаправленных физических упражнений и методов психолого-педагогического воздействия объединенных в общую программу, на профессиональную готовность сотрудников ДПС и профессиональную направленность к дальнейшей службе по выбранной специальности. Профессиональная готовность, является одним из основных факторов профессионализма сотрудников ДПС России. В связи с этим нами была изучена эффективность применения программы физической и профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности у сотрудников ДПС России. Было выявлено, что практическое применение программы физической профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности сотрудников ДПС России в виде физического, психологического и психологопедагогического обеспечения, способствует целенаправленному формированию профессиональной готовности, повышает мотивацию сотрудников на дальнейшее профессиональное совершенствование, способствует развитию профессиональных знаний и качеств.
Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная готовность, профессионализм.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p115-119
FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS AT THE STAFF OF TRAFFIC POLICE OF RUSSIA BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING
Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Victor Viktorovich Kolomiyets, the psychologist,
Separate battalion of Traffic police of State Inspection for Road Traffic Safety of Head Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across St. Petersburg and the Leningrad region,
Alexey Vladimirovich Shlenkov, doctor of psychological sciences, senior lecturer, psychology
and pedagogics department chairman,
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia
Annotation
In this article, the questions of increase of professional readiness of staff of traffic police of Russia are considered. Impact of purposeful physical exercises and methods of psychological-pedagogical influence united in the general program, on professional readiness of staff of traffic police and professional orientation for further service in the chosen specialty have been studied. Professional readiness is one of the major factors of professionalism of staff of traffic police of Russia. In this regard, we studied efficiency of application of the program of physical and vocational training for the purpose of formation of professional readiness at the staff of traffic police of Russia. It was revealed that practical application of the program of physical vocational training for the purpose of formation of professional readiness of staff of traffic police of Russia in the form of physical, psychological and psychology-pedagogical providing, promotes purposeful formation of professional readiness, increases motivation of employees to further professional improvement, promotes development of professional knowledge and qualities.
Keywords: professional orientation, professional readiness, professionalism.
В настоящее время профессиональная подготовка сотрудников ДПС России представляет собой широкую область исследований, сосредоточенную на центральных вопросах профессиональной подготовки, оптимизации прямых и обратных связей, реализации индивидуального и научного подходов, систематичности в предлагаемых теоретических знаний и практических умений [1-5].
Профессиональная готовность, является одним из основных факторов профессионализма сотрудников ДПС России. В связи с этим нами была изучена эффективность применения программы физической и профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности у сотрудников ДПС России.
Для изучения профессиональной готовности мы использовали результаты социально-психологического изучения (анализ документов, беседа, экспертные оценки, педагогическое наблюдение) и психологическое изучение (психологическое собеседование, тестирование и др.). По результатам полученных данных мы выделили уровни профессиональной готовности изучаемых: высокий, средний, низкий.
К высокому уровню профессиональной готовности нами относились сотрудники, у которых отмечался высокий интерес к профессии, стремление к продолжению службы по выбранной специальности, сформированность необходимых в профессиональной деятельности знаний и качеств и т.д. На вопрос о возможности выбора профессии вновь дают утвердительный ответ.
К среднему уровню профессиональной направленности относились сотрудники, которые имели интерес к профессии инспектора ДПС, однако выбор профессии определился у них под влиянием ряда жизненных обстоятельств (материальные условия, возможность получения гарантированного заработка и др.).
К низкому уровню профессиональной готовности были отнесены сотрудники, которые считают поступление в на службу неправильным "шагом", выбор профессии про-
изошел у них под влиянием случайных причин, им было безразлично, в каком подразделении они будут служить, они не уверены или разочаровались в правильности выбора своей профессии. На вопрос о возможности выбора профессии вновь от них получен отрицательный ответ.
Изучение профессиональной готовности сотрудников проводился в 2009-11 годах методом анонимного экспертного опроса (всего было опрошено 157 сотрудников отдельного батальона №4 ДПС ГИБДД ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), что позволило определить эффективность использованной нами авторской программы по повышению профессиональной подготовки, а в данном контексте рассматриваемой проблемы эффективности формирования профессиональной направленности.
Цель исследования: изучение профессиональной готовности сотрудников к несению службы по выбранной специальности; изучение влияние предложенной программы на развитие профессиональной готовности сотрудников ДПС к выполнению профессиональных обязанностей.
В таблицах ответы приведены в процентном соотношении, значения в скобках обозначают количество выборов.
Таблица 1
1. Оцените, пожалуйста, Ваше отношение к профессии сотрудника ДПС.
Варианты ответов Плохо Средне Хорошо
Во время поступления 10,1 % (16) 18,4 % (29) 71,3 % (112)
На первом годе службы 11,4 % (18) 26,7 % (42) 61,7 % (97)
На втором годе службы 8,9 % (14) 29,2 % (46) 61,7 % (97)
На третьем году службы 12,1 % (19) 16,5 % (26) 71,3 % (112)
В после проведения предложенной программы 11,4 % (18) 13,3 % (21) 75,1 % (118)
Различия достоверны при р<0,05 между графой «средне» и «хорошо»
2. Отметьте, как на Ваш взгляд оценивается престижность профессии офицера ДПС в данный момент._________________________________________________________________
Варианты ответов Низко Средне Высоко
В обществе 45,8 % (72) 33,1 % (52) 7 % (11)
Среди командиров и Вашего подразделения 7 % (11) 68,1 % (107) 27,3 % (43)
Среди Ваших коллег 10,1 % (16) 68,1 % (107) 21 %(33)
Вами лично 10,8 % (17) 53,5 % (84) 35 % (55)
Таблица 3
Оценка степени подготовленности сотрудника к профессиональной деятельности со стороны его непосредственного начальника ______(в сравнении с 2009 годом до использования предложенной программы)__________
Оцениваемый параметр служебной деятельности Средний балл
2009 г. 1 ^ 0г 11 01
1. Общие показатели
1.1. Уровень профессиональной подготовки, наличие коммуникативных и аналитических способностей 3,4 3,8
1.2. Аналитические навыки, способность к самоорганизации 3,4 3,8
1.3. Культурный уровень, эрудированность 3,6 4,1
1.4. Личная дисциплинированность и исполнительность 3,6 4,1
1.5. Способность сохранять самообладание в экстремальных условиях 3,6 4,0
1.6. Способность к использованию в служебной деятельности достижения науки и техники, новаторство и рационализаторство 3,1 3,8
1.7. Умение сплачивать коллектив, налаживать взаимоотношения с сотрудниками 3,4 3,9
Оцениваемый параметр служебной деятельности Средний балл
2009 г. 2010- 2011гг.
2. Служебная деятельность.
2.1. Структура ДПС, функций и задачи, нормативные документы в области профессиональной деятельности 3,2 3,7
2.2. Организация службы и подготовки личного состава ДПС 3,3 3,6
2.3. Тактика взаимодействия при задержании и пресечения правонарушений 3,2 3,6
2.4. Технические характеристики, эксплуатации и применения средств и оборудования ДПС 3,4 3,8
2.5. Организации профилактических мероприятий по недопущению нарушений ПДД и безопасности движения 3,3 3,6
2.6. Правил по охране труда в подразделениях ДПС 3,3 3,9
2.7. Функций и задачи подразделений МВД и их взаимодействия с ДПС 3,2 3,4
2.8. Составлять и вести служебную документацию 3,3 3,7
2.9. Тактически грамотно применять спец. технику и профессиональное оборудование
2.10. Выполнять нормы по физической подготовке 3,5 4,4
2.11. Владение боевыми приемами борьбы 3,1 4,8
Различия достоверны при р < 0,05 между до и после применения программы
Таблица 4
4. Оцените степень готовности к работе по четырехбалльной шкале (1 - очень плохая, 5 - очень хорошая)___________________________________________________________
низкий уровень средний уровень высокий уровень
по уровню теоретических знаний 2,5 % (4) 26,1 % (41) 70,7 %(111)
по уровню практических навыков 7,1 % (19) 28 % (44) 65,5 % (95)
Как мы видим, сотрудники высоко оценивают себя по показателям характеризующие профессиональную готовность. Это можно объяснить возрастом сотрудников и недостаточным опытом профессиональной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Практическое применение программы физической профессиональной подготовки с целью формирования профессиональной готовности сотрудников ДПС России в виде физического, психологического и психолого-педагогического обеспечения, способствует целенаправленному формированию профессиональной готовности, повышает мотивацию сотрудников на дальнейшее профессиональное совершенствование, способствует развитию профессиональных знаний и качеств. Данное заключение выявлено с помощью сопоставления результатов опроса прошедших предложенную программу и не прошедших.
2. Результаты проведенного исследования позволили проверить и подтвердить выдвинутое предположение об эффективности предложенной программы формирования профессионализма у сотрудников и дали возможность уточнить и конкретизировать отдельные элементы программы, с целью повышения её эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
3. Сивак, А.Н. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, М.П. Стародубцев, А.Е. Эрастов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 2 (15). - С. 261-267.
4. Шленков, А.В. Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны / А.В. Шленков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 101-105.
5. Шленков, А.В. Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Шлен-ков, Е.В. Табанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 129-135.
REFERENCES
1. Bolotin A.E., Sivak A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.
3. Sivak, A.N., Starodubtsev, L.S. and Erastov, A.E. (2012), “Technique of carrying out physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions on fight against”, Scientific reviewed journal “Actual problems of physical and special preparation of power structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 261-267.
4. Shlenkov A.V. (2009), “Personal features of cadets State University of Fire Service of EMERCOM of Russia and their correspondence with Fire officer’s employee”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo. 48, No. 2, pp. 101-105.
5. Shlenkov A.V., Tabanova E.V. (2010), “System of the information control of formation of professionally important psychological qualities of employees of Fire Service of EMERCOM of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo. 62, No. 4, pp. 129-135.
Контактная информация: kolomietsvv@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 30.10.2012.
УДК 159.947.5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург),
Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлена методика оценки мотивационной сферы преподавателей физической культуры. Методика включает 21 пункт, сгруппированные в три шкалы: «любовь к детям», «инте-