тической информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.
Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем структурно он более развернут, ибо все, что в устной речи заменяется и возмещается общей ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и зафиксировано в документе.
В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования, которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником доказательств, и от его качества зависит возможность использования установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного разбирательства. Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть строго документальным. как и язык иных деловых бумаг.
Сотруднику ОВД необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и предметов с использованием минимального количества слов, регулярно критически разбирать составленные документы.
Подведя итог всему вышесказанному, считаю, что сотрудники органов внутренних дел должны повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень не только на занятиях по боевой и служебной подготовке, например, играя в деловые игры, приглашение специалистов по разным областям знаний, но и самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991
2. Матышкина A.M. Психология мышления - М., 1965.
3. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. - М., 1967.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.. 1995
t;\ ' •
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
E.H. Шатанкова, преподаватель
Курский филиал Орловского юридического института МВД России
С усложнением различных сторон юридической деятельности постоянно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве своей основной жизненной цели.
Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков. умений и знаний, обеспечивающих их успех в практической работе.
Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике этих этапов.
Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых или противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориента-
ции школьников приводит к тому, что молодежь начинает свое обучение в вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста.
В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т.п. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей.
Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов МВД России по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности.
При проведении собеседования изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической профессией.
Способности поступающего в юридический вуз к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности сотрудника органов внутренних дел.
В области социальной деятельности от будущего сотрудника требуется стремление к истине, торжеству справедливости. гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах, на устойчивости наблюдения.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку. такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли.
В области удо сто веритель ной деятельности наряду с развитой письменной речью необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.
В организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность, организованность и т.п.
В области конструктивной и реконструктивной деятельности необходимо обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.
Существует три составляющих характера абитуриента: нравственные, волевые и эмоциональные качества. Они образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.
Способности абитуриента - это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью, а при поступлении в вуз МВД России - правоохранительной и юридической деятельностью.
Изучение способностей поступающих абитуриентов в вузах МВД России необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности.
К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т.д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.
Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности.
При отборе и оценке абитуриентов важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)
35
уровень развития способности называется талантом, который и говорит о призвании личности к деятельности в органах внутренних дел.
Одной из важных задач органов внутренних дел является координация своих действий по отбору абитуриентов, а также организация их обучения и воспитания.
Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед обществом, коллективом, самим собой.
Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юридического вуза МВД России, который должен в ходе отбора абитуриента его задатки развить в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего следователя.
Качество профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в большей степени определяет эффективность деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация системы подготовки кадров нуждается в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.
Профессиональное становление сотрудника органов внутренних дел - основа организаторской деятельности и способность точно ориентироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, в качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке и людях молодой сотрудник органов внутренних дел вначале мысленно, а затем и реально, в соответствии с возможностями, учитывает наличные материалы и средства, намечает перспективы, планирует работу, а затем приступает к выполнению определенных действий.
Каждый молодой сотрудник органов внутренних дел и особенно следователь должен обладать (и использовать в своей практической деятельности) следующими качествами:
1. Самоорганизованностью, энергичностью, настойчивостью, обеспечивающими целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.
2. Ответственностью, требовательностью, находчивостью, умением хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовного дела.
3. Выдержкой, самокритичностью, дисциплинированностью, чувством собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.
Труд сотрудников органов внутренних дел весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоприменительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя и дознавателя представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный ибход в поисках истины.
Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает труд сотрудников органов внутренних дел от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток наличность каждого юриста. Вся деятельность следователя, при всей ее сложности и разнообразии, всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев
деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.
Профессиональная юридическая деятельность - в основном деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране.
Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как из всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену и работнику.
Труд многих юридических профессий (следователя, дознавателя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.
Ответственный и сложный труд работников органов внутренних дел предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.
Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.
Для большинства сотрудников органов внутренних дел характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели и организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ
А.Н. Хоменко, преподаватель
Омская академия МВД России
Наряду с Европейской конвенцией о пресечении терроризма 1977 г. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 1ЗО-ФЗ "О борьбе с терроризмом" определяет захват заложников как акт терроризма и преступление террористического характера. Этим же законом определена и компетенция МВД РФ, которая заключается в осуществлении борьбы с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.
Однако чаще всего сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с ситуациями захвата заложников, где мотивация деяния виновного далека от террористической направленности. Данные криминальные ситуации можно обобщить термином "бытовое заложничество". За рубежом быто-
36
Психопсдагогика в правоохранительных органах, 2004. №2(22)