тная система всех компонентов готовности, то это значит, что подготовлен специалист с высокой степенью активности, самостоятельности, творчества.
Определение возможности сотрудника к действиям в экстремальных условиях, как система, диктует нам, что одной психологической готовности мало. Необходимо, чтобы сотрудник обладал высоким уровнем физиологической готовности, физической подготовки.
Каждого сотрудника необходимо ознакомить, что есть такая эффективная форма самонастраивания, как медитация. Медитация — интенсивный процесс, это проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних. Это один из важнейших элементов эмоционально-волевой саморе гул и ци и, он формируется в ходе тренировок сотрудника на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге вырабатывается своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Без этого приема сотруднику порой тяжело заставить себя броситься на встречу опасности.
Таким образом, можно подвести итоги. Психологическая подготовка должна вестись не формально, а на должном уровне, ибо от этого зависит не только состояние правопорядка, но зачастую и жизни самого сотрудника, и окружающих его людей. Основным принципом ее должен быть принцип сочетания теории и практики.
В интересах готовности к действиям в напряженной ситуации целесообразно совершенствовать не только систему психологической подготовки, но и систему профессиональной ориентации, изучать саму профессиональную деятельность, определять ее психофизические требования к человеку, создавать методику для определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности службы в органах внутренних дел.
Литература
1. Дьяченко М.И. Готовность к действиям в напряженных ситуациях.— М., 1985.
2. Закон РСФСР “О милиции”// Российские ведомости.— 1993. — №6.
3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях,— М., 1991.
4. Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. - М., 1994.
5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. — М., 1992.
6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. — Омск, 1994.
7. Селье Г. Стресс без дистресса,— М., 1982.
Содержание профессиональной наблюдательности сотрудника ОВД
Преподаватель Ю.В.Терещенко
Тульский факультет юридического института
МВД России
Практика показывает, что в современных условиях работники правоохранительных органов, не имеющие достаточной психологической подготовки не могут эффективно решать профессиональные задачи. Одним из элементов такой подготовки является формирование и совершенствование их профессионально значимых качеств, особое место в которых занимает профессиональная наблюдательность. О ее высоком значении для сотрудников ОВД пишут ряд авторов.
Например, А.Р.Ратинов отмечал, что наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает у следователя органов внутренних дел особое качество — профессиональную наблюдательность, которая становится чертой его личности. Автор указывал на некоторые особенности этого профессионально значимого качества: оно имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события и направлено на отыскание доказательств. А.Р.Ратинов подчеркивал, что характер профессиональной наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия, подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывать и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей. Именно
57
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
это, по мнению указанного автора, обеспечивает проникновение следователя в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически значимых свойств (4, 92).
В.А.Васильев понимает профессиональную наблюдательность следователя как свойство личности, умение замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные детали, способность к концентрации внимания, к его устойчивости, а также установку на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления. Автор подмечает, что профессиональная наблюдательность помогает оперуполномоченному уголовного розыска на месте происшествия умело концентрировать внимание на “критических фигурах” и “критических целях” (1,118).
Е.А. Козловская высказывает мысль, что развитая профессиональная наблюдательность необходима участковому инспектору милиции для психологической идентификации личности преступника по внешним данным, поведению, эмоциональному состоянию. Без психологических приемов профессионального наблюдения и владения ими участковый инспектор милиции не может эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в ряде ситуаций оперативнослужебной деятельности (3, 58).
На взгляд Ю.В. Чуфаровского, сотрудник органов внутренних дел должен стремиться стать наблюдательным, чтобы уметь подмечать в наблюдаемом явлении даже незначительные детали и делать по ним важные выводы. Слабое умение профессионально воспринимать явления, отсутствие плана в наблюдении приводят к тому, что работники правоохранительных органов при решении служебных задач допускают существенные промахи. Ю.В. Чуфаровский приходит к выводу, что для правоохранительной деятельности нужны люди с высоким уровнем профессиональной наблюдательности (6, 49).
А. М. Столярен ко четко обозначает психологическую структуру профессиональной наблюдательности сотрудника ОВД. В нее входят: профессиональная внимательность, проявляющаяся в способности обращать внимание на то, что, когда и где нужно; профессиональная чувствительность — натренированность органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и др.; профессиональная восприимчивость — развития способность сотрудника к целостному предметному восприятию профессионально значимых объектов, явлений и их признаков. Автор подчеркивает, что профессиональная наблюдательность
58
тесно связана с психологической подготовленностью (куда обязательно должно входить владение психологическими приемами наблюдения), определенным уровнем мыслительных способностей работника правоохранительных органов, его волевых качеств, памяти, добросовестности и ответственности, с его уровнем профессиональных знаний об объекте наблюдения. А.М.Столяренко отмечает, что сотрудник органов внутренних дел с развитой профессиональной наблюдательностью по сравнению с другими работниками правоохранительных органов, не обладающими этими качествами, способен на более высоком уровне осуществлять выявление и сбор информации, необходимой для решения оперативно-служебной задачи (5, 18).
А.А. Волков доказывает, что развития профессиональная наблюдательность позволяет слушателям учебных центров системы органов внутренних дел более успешно по сравнению с необученными сотрудниками воспринимать звуковые сигналы, временные отрезки, отличительные признаки человека, обстановку места происшествия; успешно опознавать преступников и автомашины, находящиеся в розыске, быть наблюдательными при проверке документов у подозрительных лиц, а также в ситуациях, когда работник правоохранительных органов является очевидцем происшествия. Автор приходит к выводу, что уровень сформированное™ профессиональной наблюдательности оказывает существенное влияние на успешность выполнения служебных задач сотрудниками ОВД (2, 9). Опрос практических работников, проведенный нами, также подтверждает мнение ученых о высоком значении профессиональной наблюдательности для личности сотрудника правоохранительных органов. Между тем, как это видно из педагогического анализа занятий, проведенных бесед и наблюдений, в учебных заведениях, готовящих основные кадры для ведущих служб ОВД, работа по развитию профессиональной наблюдательности у слушателей и курсантов в большинстве случаев проводится нецелеустремленно и не достигает требуемых уровней. Это, по нашему мнению, связано в первую очередь с отсутствием эффективной педагогической системы формирования этого важного профессионально-психологического качества в учебно-воспитательном процессе. Исследований, посвященных решению данной проблемы, нет, поэтому с целью создания научного обоснования и экспериментальной проверки эффективных педагогичес-
1998, №1 (7)
Психопедагогика в правоохранительных органах,
ких путей развития профессиональной наблюдательности у слушателей и курсантов учебных заведений МВД России нами проводится специальное исследование. Одним из его элементов явилась экспериментальная разработка первого варианта педагогического содержания профессиональной наблюдательности сотрудника ОВД, который включает в себя:
1. Базовые педагогические компоненты.
1.1. Необходимое для развития чувствительности знание:
— сущности чувствительности, ее особенностей;
— характерных признаков наблюдаемых объектов;
— основных психологических приемов наблюдения и правил их применения;
— приемов и методов, помогающих осуществлять самообладание, самомобилизацию, самоконтроль.
1.2. Требуемые для развития чувствительности умения:
— визуально выявлять и различать признаки объектов в различных условиях;
— выявлять и различать признаки шумов в различных условиях;
— выявлять и различать признаки запахов в различных условиях;
— осязательно выявлять и различать признаки объектов в различных условиях;
— соблюдать правило учета взаимодействия ощущений.
1.3. Необходимые для развития внимательности знания:
— сущности и особенностей внимательности;
— особенностей и приемов концентрации внимания;
— особенностей и приемов переключения внимания;
— особенностей и приемов распределения внимания.
1.4. Необходимые для развития внимательности умения:
— сосредоточить внимание на объекте;
— переключить внимание с объекта на объект;
— распределить внимание между объектами.
1.5. Необходимые для развития восприимчивости знания:
— сущности и особенностей восприимчивости;
— условий наблюдения, их влияния на ход и результаты наблюдения;
— основных особенностей организации наблюдения, процесса его ведения;
— зависимости эффективности наблюдения от собственного состояния наблюдателя;
— основных методов и средств самовоспитания.
1.6. Необходимые для развития восприимчивости умения:
— идентифицировать зрительные объекты в различных ус ловиях;
— идентифицировать шумы в различных условиях;
— идентифицировать запахи в различных условиях;
— осязательно идентифицировать объекты в различных условиях;
— соблюдать правило обеспечения комплексности восприятий при наблюдении.
2. Объективно обусловленные педагогические компоненты.
2.1. Необходимые для наблюдения за человеком знания:
— приемов выявления при наблюдении криминальных признаков человека;
— приемов выявления при наблюдении психического состояния человека по его внешним признакам;
— приемов узнавания лица по словесному портрету, фотороботу, фотографии;
2.2. Необходимые для наблюдения за человеком умения:
— выявлять при наблюдении криминальные признаки человека;
— идентифицировать психическое состояние человека при наблюдении;
— при наблюдении узнавать лицо по словесному портрету, фотороботу, фотографии.
2.3. Необходимое для профессионального восприятия документов знание признаков криминального изменения содержания и отдельных реквизитов документов в случаях подчистки, травления, дописки, допечатки, замены листов, переклейки фотокарточки.
2.4. Необходимое для профессионального восприятия документов умение выявлять признаки криминального изменения содержания и отдельных реквизитов документов в случаях подчистки, травления, дописки, допечатки, замены листов, переклейки фотокарточек.
2.5. Необходимые для наблюдения за местностью знания:
— методов профессиональной оценки и особенностей наблюдения за улицей, перекрестком, жилым домом, строениями, в которых находятся материальные ценности;
— методов профессиональной оценки и особенностей наблюдения за горной, лесной,
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
59
лесостепной, степной, пересеченной местностями.
2.6. Необходимые для наблюдения за местностью умения:
— наблюдать за строениями, в которых находятся материальные ценности, за улицей, перекрестком, жилым домом и профессионально оценивать их особенности;
— наблюдать за горной, лесной, лесостепной, степной, пересеченной местностями и профессионально оценивать их особенности.
3.1. Необходимые при наблюдении за комплексом объектов, в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности знания:
— указанные во всех предыдущих разделах;
— приемов комплексного наблюдения за разноплановыми объектами;
— психологических особенностей типичных ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
3.2. Необходимые при наблюдении за комплексом объектов, в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности умения:
— указанные во всех предыдущих разделах;
— одновременно наблюдать за комплексом разноплановых объектов, представляющих профессиональный интерес.
Приведенный выше первый вариант педагогического содержания профессиональной наблюдательности нуждается в дальнейшей проверке путем анкетирования преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел, применения ряда других научных методов, что нами в настоящее время и осуществляется.
Создание, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогического содержания профессиональной наблюдательности сотрудника органов внутренних дел поможет уяснить вопрос о том, какие знания нужно передать и какие умения необходимо развить у слушателей и курсантов учебных заведений МВД России, чтобы можно было сформировать у них высокую степень профессиональной наблюдательности, более качественно подготовить их к служебной деятельности.
Литература
1. Васильев В.Л. Психологическая характеристика осмотра места происшествия // Проблемы психологии следственной деятельности. — Красноярск, 1966.
2. Волков А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начсостава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Дис... канд. психолог, наук. — М., 1989.
3. Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. — М., 1990.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М., 1967.
5. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.
6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 1995.
Моральная рефлексия и этическая норматизация к деятельности сотрудников органов внутренних дел
Старший преподаватель кандидат исторических наук Т.Р.Бехбутов
Академия полиции МВД Азербайджанской Республики, г. Баку
Исследования в области психологии и этики в деятельности сотрудников органов внутренних дел имеют очень важное теоретическое значение в деле их обучения, подготовки, воспитания.
Азербайджанская Республика встала на путь формирования новых органов управления. В их числе нужно считать и ОВД, для которых одним из важных факторов является комплектование кадрового корпуса полиции, в состав которой должны быть приняты образованные профессионалы, имеющие высокий уровень психологической и этической подготовки.
Вопросами психологии и этики в системе ОВД занимаются кафедры ОРД и общественных наук Академии полиции МВД Азербайджанской Республики.
Научные исследования в области психологии и этических норм поведения сотрудников органов внутренних дел этими кафедрами велись в части проблем взаимосвязи некоторых психологических факторов с оценочными показателями этических норм в поведении сотрудников ОВД.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
60