Научная статья на тему 'Возможности саногенной рефлексии в оптимизации адаптации курсантов'

Возможности саногенной рефлексии в оптимизации адаптации курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С. Ф. Марчукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности саногенной рефлексии в оптимизации адаптации курсантов»

феномена, можно рассмотреть его как проявление кризиса идентичности. Описанная выше ситуация делает особенно предпочтительным личностно-ориентированное обучение, сочетающее целеполагание и рефлексию.

Рефлексия в обучении - это мыследеятельностный, или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности (7, 287).

Таким образом, профессиональное самосознание представляет собой процесс осмысливания результатов своей деятельности, эмоциональных состояний, связанных с этой деятельностью, профессиональных и личностных качеств, способов своих профессиональных действий, уровня своего профессионального развития. Мы считаем, что способность осмыслить свою деятельность необходимо и возможно развивать в ходе получения образования, развивая рефлексивный компонент самоуправления.

Развитие рефлексии в ходе учебного процесса происходит путем ее организации преподавателем на занятиях. Мы выделяем две области рефлексии: психологическую и деятельностную. Предмет "психология и педагогика" позволяет глубже организовать психологическую область рефлексии. В ходе занятий курсанты проходят следующие этапы рефлексии:

- проговор собственных эмоциональных состояний;

-осознание причин собственных эмоциональных состояний;

- отслеживание изменений собственных эмоциональных состояний;

-осознание причин изменений собственных эмоциональных состояний;

-понимание влияния своего эмоционального фона на ситуации межличностного взаимодействия;

- понимание мотивов поведения, как собственных, так и других людей;

- понимание психологических особенностей собственной личности;

- понимание психологических особенностей окружающих людей:

- вычисление своих жизненных стратегий;

- осознание своих внутренних негативных установок.

К деятельностной области рефлексии мы относим:

- анализ выполняемой ранее работы, "работу над ошибками", обсуждение успехов и неудач ранее происходившей деятельности;

- выявление алгоритма выполненной деятельности, восстановление последовательности выполненных действий, прослеживание закономерностей деятельности;

-осознание уровня собственных навыков, необходимых для осуществления данного вида деятельности;

-самоконтроль выполнения деятельности в соответствии с планом;

- проверка эффективности деятельности с точки зрения ее продуктивности, соответствия поставленным задачам;

- коррекция деятельности в соответствии с результатами проверки эффективности;

- выявление и формулирование промежуточных и окон-чагельных результатов деятельности.

Как психологическая, так и деятельностная область рефлексии составляют рефлексивный компонент самоуправления. Таким образом, вторым педагогическим условием развития самоуправления является применение в обучении рефлексии как мыследеятельностного или чувственно-переживаемого процесса осознания субъектом своей деятельности и ее основных компонентов.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности, использование для этого специальной системы приемов приводит к тому, что учащиеся самостоятельно начинают формулировать свои цели, как личные, так и учебные, а в дальнейшем - профессиональные.

Для достижения описанных выше целей на первый план по значению выходят интерактивные методы. «Их отличи-

тельной особенностью является возможность создания подлинного межсубъектного (но в "горизонте личности") взаимодействия между обучающими и обучающимися» (5, 259). В интерактивном обучении педагог "выступает в роли организатора взаимодействия участников с областью осваиваемого опыта" (3, 87).

Наша программа построена, главным образом, именно на интерактивных методах обучения, поскольку, во-первых, это предполагает содержание самого предмета "психология", а во-вторых, мы считаем, что интеракция и самоуправление -взаимодополняющие процессы, протекающие зачастую одновременно, и развитие одного обусловливает становление другого.

Считаем необходимым отметить, что за период обучения в вузе происходит взросление курсантов, меняются установки, интересы, развиваются способности, приобретаются специфические знания, умения, навыки, изменяется иерархия ценностей, происходит интенсивное становление мировоззрения (1, 250). И действительно, невозможно учесть заранее эти динамические переменные, которые в значительной мере определяют профессиональную успешность. Нельзя достоверно сказать, насколько человек будет успешен в той или иной деятельности (если нет явных паталогий), зато представляется возможность развить в процессе обучения самоуправление, что будет являться, по нашему мнению, условием дальнейшей успешности профессионала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биочинский И. В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результаты // Известия МЦ по и КНИ. - 1996. - № 4.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

3. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Магистр. - 1999. - № 5.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

5. Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.

6. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. -2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001.

7. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.

8. Шутенко А. И. Кризис идентичности в развитии самосознания личности в период адаптации личности к обучению в образовательном учреждении. // Психонедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2(6).

9. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб., 1998

ВОЗМОЖНОСТИ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ В ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ

С. Ф. Марчукова, научный сотрудник Восточно-Сибирский институт МВД России

Переход к новому периоду развития общества связанный с интенсивной интеграцией России в мировое пространство, требует качественной модернизации обучения, повышения его эффективности. Главное требование к системе образования и подготовки кадров - осуществить переход на новый, современный уровень качества воспитания и обучения. Необходимо использовать как сложившиеся традиционные, так и новые, альтернативные формы обучения, способные раскрыть потенциальные возможности студента. Это особенно важно в образовательных учреждениях МВД России,

иерархическая структура которых предполагает авторитарный стиль. Очевидно, что этот переход не может быть осуществлен без использования психологического инструментария.

Совершенствование системы образования нуждается в разработке эффективных, психологически обоснованных методов обучения, ориентированных на конкретного человека, мобилизующих и развивающих творческие способности личности, отвечающих ее реальным запросам и потребностям. В вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов важное место отводится процессу адаптации. При этом особую значимость приобретает социально-психологическая адаптация как показательный фактор успешности обучения, профессионального становления и психосоматического здоровья подрастающего поколения.

В последнее время в психологической науке пристальное внимание уделяется вопросам влияния саногенной рефлексии на различные процессы развития личности (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк, В. В. Лысенко), мы изучаем возможности саногенной рефлексии в оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений системы МВД России.

Создателем поведенческого подхода в познании и практике саногенного мышления* (СГМ) как метода оздоровления человека является Ю. М. Орлов - доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В основу теории и практики саногенного мышления Ю. М. Орлов положил концепцию эмоций.

Большинство людей, особенно молодых, считают, что здоровье зависит от питания, медицины, экологии и других факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависят от жизненной философии человека, которую предопределяет мышление. Основная функция мышления - информационное выживание человека, дающее возможность производить мысленные эксперименты, анализ, обобщение, сравнение. В связи с этим мышление может выступать как источник либо болезни, либо здоровья. По мнению Ю. М. Орлова, болезнь -это неадекватное поведение организма или его отдельной функциональной системы, а лечение - изменение этого поведения в нужном для выживания организма направлении. Выздоровление наступает не просто от одиночной мысли, а от процесса мышления, направленного на достижение цели - выздоровления, умственного формирования другого поведения.

Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет. Любое мышление можно рассматривать как саногенное, патогенное или нейтральное (обычное), в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. Так, обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым человек не может приспособиться. С виду преуспевающий человек может быть нравственно болен (как правило, в кризисные годы, когда задумываются о смысле жизни или находятся в состоянии стресса).

Согласно СГМ "... эмоции представляют собой аффективный результат психического автоматизма, состоящий в реализации устойчивой последовательности умственных операций, специфических для типичных эмоциогенных ситуаций" (3). Ю. М. Орлов впервые смог описать операционную структуру эмоции с точки зрения "поведения ума", построить алгоритм программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию. Это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эмоции. Механизм возникновения эмоций заключается в сравнении наших ожиданий и реальной ситуации, действия и результата. Несоответствие реального поведения ожиданиям переживается как неприятная эмоция. Как правило, присвоенные программы поведения (ожидания), когнитивные автоматизмы общения не осознаются на уровне обыденного сознания. Если же эти бессознательные програм-

мы поведения ума осознаются, то человек приобретает способность контролировать генезис эмоции в самом себе.

Усвоив механизм работы с эмоциями, мы в состоянии ослабить или нейтрализовать разрушительные действия отрицательных эмоций. В настоящее время основными методами борьбы с отрицательными эмоциями являются утоление эмоции, сдерживание (самообладание) и переключение, а также химические препараты и медитация. Перечисленные способы только частично облегчают положение человека. Саногенное мышление является совершенным видом управления эмоциями. Сущность СГМ заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявлении неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию (агрессия, самоуничижение, уход из ситуации, обесценивание объекта и др.) и закреплении положительного действия эмоций на организм. Научившись контролировать свои чувства, не попадать под их власть, можно изменить свою жизнь. Поэтому СГМ называют "русским психоанализом". Применение технологии СГМ подразумевает развитие рефлексии. Рефлексия - это направленность сознания не на окружающее тебя, а на тебя самого, осознание себя в мире, умение посмотреть на себя со стороны, увидеть глазами других людей. Она сопровождает любые действия. Способность к рефлексии - отличительное качество человека. Только через рефлексию человек может приспособиться к социальным отношениям, становится личностью. Философы разных времен уделяли внимание рефлексии как важной родовой способности человека. Рефлексия понималась как "источник знания", как "знание о знании" (Р. Декарт, И. Кант, И. Фихте). По мнению В. В. Лысенко (1), рефлексия обеспечивает адаптацию и личностное развитие. Она является одним из важнейших механизмов успешного решения творческих задач, позволяет осознавать и перестраивать прежнюю неадекватную модель поведения, что важно в ситуации освоения профессии, в обучении.

В работе С. Н. Морозюк (2) определена структура рефлексии и разработана технология ее применения как средства и метода коррекции характера. Чем более развита рефлексия, тем чаще данная личность возвращается к ней, тем правильней оценивает себя по культурным, цивилизованным нормам, тем требовательнее самооценки, тем более развита личность. Рефлексия позволяет не только осознавать собственные действия и поведение, но и изменять средства и основания деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации.

Процесс самопознания и саморегуляции дает возможность обнаружить и устранить ограничители личностного роста. Существенным ограничителем в протекании адаптации может выступать характер как система стереотипизированных программ поведения. Благодаря рефлексии человек способен прервать действие неэффективных, но привычных, стереотипных программ поведения, лежащих в основе характера, осознавать их неэффективность и способствовать формированию нового, адекватного ситуации поведения (2).

Саногенная рефлексия (СГР) - уникальная технология самосовершенствования и самооздоровления. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в темы исследований. СГР согласуется со многими видами психиатрии и системами оздоровления. Способность к СГР уменьшает внутренний конфликт, напряженность, тревожность, позволяет контролировать свои эмоции, потребности, желания, помогает достойно, без ущерба для здоровья пережить кризисные моменты жизни, предотвращает многие соматические заболевания.

Принимая во внимание, что ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играют именно структуры личности как отражение складывающихся отношений и связей, а "... эмоция есть устойчивая психическая функциональная система, обеспечивающая приспособление людей друг к другу и к ситуации общения" (3, 15), мы пола-

* Саногенное (от греч. sanos - очищение, оздоровление; от греч. genos - рождать, производить) - порождающее здоровье. 38 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)

гаем, что саногенная рефлексия может выступать в качестве фактора развития эмоциональной культуры и, как следствие, оптимизации адаптации курсантов. Поэтому на первоначальном этапе обучения необходимо включать в работу с курсантами всех субъектов педагогического общения как минимум элементы развития саногенной рефлексии у курсантов, а в идеале - создать целенаправленную программу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лысенко В. В. Пути развития саногенной рефлексии в деятельности педагога. - М.: Изд-во МГПУ, 2001.

2. Морозюк С. Н. Акцентуации характера и саногенная рефлексия. - М.:"Штыкова М. А.", 2000

3. Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест. - М.: Гольфстрим, 1999.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗВАНИЯ

Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев,

доцент В. Г. Гиль Омская академия МВД России Канд. биолог, наук Е. В. Фомина

Формирование профессионального призвания представляет собой сложный акт. Появление и осознание мотивов выбора профессии по призванию - противоречивый и относительно длительный период. В то же время само их появление у личности и осознание ею этих мотивов еще не означает, что у нее сформировалось профессиональное призвание. Именно данные мотивы и побуждают это формирование. Они действуют на протяжении всего процесса формирования, в ходе которого сами подвергаются определенному изменению.

Формирование профессионального призвания включает три этапа - чувственно-эмоциональный, рациональный и эмпирический. Они являются общими для всех, у кого формируется призвание к определенному виду труда. Однако специфика их проявлений, длительность функционирования каждого этапа зависит от конкретной личности и конкретных ситуаций, в которых протекает формирование призвания.

Чувственно-эмоциональный этап формирования призвания по времени является первичным. Выбор профессии начинается с чувственного отражения видов труда. Через сопоставление, сравнение сфер деятельности определяются предпочтительность, эмоциональная привлекательность того или иного вида труда.

На этом этапе человек выявляет те или иные отдельные стороны определенных сфер трудовой деятельности. Обычно они образны, наглядны. Личность еще не проникает в сущность особенностей конкретного труда. Склонности еще неустойчивы, могут быстро подвергаться изменению, ибо человек опирается на знание второстепенных свойств содержания и характера определенного занятия.

На этапе формирования личного призвания у человека возникает чувственно-эмоциональное отношение к избранной профессии, чувственная согласованность избираемой профессии с еще нечеткой, неопределившейся склонностью и ограниченно развитыми способностями. На этом этапе у молодых людей появляются желания типа: "хочу быть инженером", "хочу быть летчиком", "хочу быть учителем", "мне нравится быть врачом" и т. д. Но инженеры, летчики, учителя, врачи и т. д. имеют свои градации профессии. "Инженеры", "учителя" и т. д. - это обобщенные сферы деятельности.

Чувственное познание сфер деятельности, своих способностей, возникновение эмоциональной привлекательности, страсти к определенным занятиям неразрывно связаны с меч-

той о назначении индивидуальной жизни, с мечтой о смысле жизнедеятельности. Молодой человек через мечту, фантазию на основе своих знаний, опыта и потребностей общества определяет желание иметь такую сферу деятельности, которая позволила бы наиболее полно проявить способности и быть максимально полезным обществу. Через мечту личность предвкушает благо профессионального призвания и самостимулируется к тому, чтобы определить, найти, сформировать его.

И. С. Кон пишет: "Именно в мечте осуществляется первая внутренняя дифференциация объекта юношеского порыва как стремления к любви, нравственному подвигу или общественной деятельности. Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "прожективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к различным жизненным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференция внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни, поведения" (1,171-172).

Главная задача научного управления формированием личного призвания заключается в выявлении и развитии способностей и воспитании склонностей на основе задатков личности. Формирование у людей личного призвания должно отвечать потребностям общества в нужных специалистах.

О формировании личного призвания должны заботиться не только государственные и общественные организации, но и сама личность, ответственная за свой трудовой путь. Привитие самоответственности происходит в семье, в школе, в повседневной жизни. Она воспитывается через систему массовой информации.

В формировании профессионального призвания существенную роль должны играть традиционные и новые средства массовых коммуникаций. Официальные устные каналы распространения информации недостаточно влияют на поднятие престижа профессии и формирование профессионального призвания. Иначе говоря, массовая коммуникация имеет возможность выразительно и ярко, на личных примерах передовых работников, сотрудников органов внутренних дел поднимать значимость всех профессий и выступать в роли социального регулятора формирования и проявления профессионального призвания.

Престиж профессии подразделяется на личный и общественный. Общественный престиж профессий есть значимость, популярность, авторитет конкретных профессий, проявляющийся через общественное мнение. Только мысленно можно представить такое положение, когда общественный престиж каждой конкретной профессии в совокупности всех существующих может быть абсолютно одинаковым. Практически такого положения не может существовать. Общественное отношение к профессиям изменяется в зависимости от изменения их роли в народном хозяйстве. На каждом этапе развития государства одни профессии имеют один уровень естественного престижа, другие - иной. Чрезмерная разница этих уровней -явление отрицательное для выбора профессии по призванию. Непомерный общественный престиж одних профессий неминуемо вызывает недооценку значимости других (2, 69).

Личный престиж профессии — это индивидуальная авторитетность и привлекательность конкретных видов труда. При выборе профессии по призванию для личности данная профессия обладает наивысшим уровнем престижа.

На личный престиж профессий сильное влияние оказывает общественный престиж профессий. Это характерно и при формировании профессионального призвания, особенно при обычном выборе профессии.

Для организации процесса формирования личного призвания к определенной профессии, организации работы системы профконсультации и профориентации необходима научная классификация совокупности всех профессий в системе правоохранительных органов. Следовательно, рекомендовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.