ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
УДК 316.354.2 Ю. В. МОРОЗЮК
С. Н. МОРОЗЮК
YU. V. MOROZYUK S. N. MOROZYUK
САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
SANOGENNYKH REFLECTION AS A STAFF STRESS FACTOR
Аннотация. В статье рассмотрена структураресурсности и отсутствие в ней такого показателя, как «эмоциональная компетентность», под которой подразумевается способность понимать свои собственные чувства, эмоциональные состояния других, правильно оценивать их, а также контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать.
Ключевые слова: личность; саногенное мышление; саногенная рефлексия; эмоциональная компетентность; эмоциональная устойчивость; напряженность психическая; персонал; профессиональная работоспособность (ресурсность).
Abstract. This article discusses the resource structure and the lack of «emotional competence» in it by which is meant the ability to understand ownfeelings and emotional states of others, correctly assess them and control emotions and express them constructively.
Key words: personality; sanogennykh thinking; sanogennykh reflection; emotional competence; emotional stability; mental strength; personnel; professional performance (durability).
Ресурсность персонала мы понимаем не только как эффективность профессиональной деятельности работников, но и как их потенциальную возможность быть более результативными. В нашем понимании ресурсность представлена показателями здоровья, профессиональной и эмоциональной компетентностью, способностями, талантом. Отсутствие даже одного из показателей ресурсности значительно снижает возможность быть эффективным в профессиональной деятельности.
В данной статье мы рассмотрим отсутствие в структуре ресурсности такого показателя, как «эмоциональная компетентность», под которой мы, вслед за М. Райнольдсом, подразумеваем способность понимать свои собственные чувства, эмоциональные состояния других, пра-
вильно оценивать их, а также контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать, используя их для того, чтобы управлять своим поведением1. Для персонала организаций любых организационно-правовых форм одним из критериев «профессиональной нормы» является профессиональная эмоционально-волевая надежность, которая проявляется в психологической устойчивости, его способности к самоконтролю и эмоционально-психологической саморегуляции. Стресс является существенным фактором снижения ресурсности сотрудников.
Ганс Селье под стрессом понимал неспецифическую адаптационную реакцию организма на стрессогенный фактор. По его мнению, есть полезный стресс (эустресс) и неполезный (дистресс)2.
1 См.: Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность / Пер. с англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. 112 с.
2 См.: Selye H. Stress, cancer and the mind. Cancer, stress and death, NY-L, 1981, pp. 11-21.
Открытие отечественными учеными Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакиной, Т. С. Кузьменко, И. А. Шихляровой новых антистрессорных реакций тренировки и реакций спокойной и повышенной активации существенно изменило понимание сущности стресса. Ученые доказали периодическую зависимость адаптационной реакции от силы и дозы действующего фактора. Организм человека на действие раздражителей (физических, психических и т. д.) отвечает одной из адаптационных реакций: на раздражители большой силы — стрессом, на раздражители слабой силы (дозы) — реакцией тренировки, на раздражители средней силы (дозы) — реакцией спокойной и повышенной активации3.
Источником стресса являются различные факторы, как внешние (условия труда, социальная и бытовая неустроенность, взаимоотношения с коллегами и близкими и т. п.), так и внутренние (жизненная философия, система личностных ценностей, стиль мышления).
Почему мышление может быть источником стресса?
Мышление, в соответствии с концепцией Ю. М. Орлова, рассматривается с позиций его влияния на качество жизни человека, в том числе и качество эмоциональной сферы. Основная функция мышления — обеспечение поведения и выживания, и от того, насколько хорошо мышление выполняет свою функцию, зависит благополучие человека. Если результатом мышления является поведение, переживание, приводящее к страданию и болезни, то такое мышление автор называет патогенным; если мышление направлено на достижение эмоционального благополучия — саногенным, то есть оздоравливающим.
В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований, доказывающих позитивное влияние саногенного мышления на личность человека, результативность его деятельности, а также снижение тревожности, оптимизацию акцентуации характера, социально-психологической адаптации, повы-
шение академической успеваемости, развитии эмоциональной компетентности (В. А. Иванов, М. С. Козловская, В. В. Лысенко, С. Ф.Марчукова, С. Н. Морозюк, Н. В. Павлюченкова, А. В. Рассохин, Н. Ю. Стоюхина, Ю. А Тотанов и др.).
В основе теории Ю. М. Орлова лежат психофизиологические исследования И. П. Павлова (условно-рефлекторная деятельность, теория классического научения), П. К. Анохина (обратная афферентация), Д. Н. Узнадзе (установка) и др.4
Согласно теории Ю. М. Орлова когнитивная структура эмоций выглядит следующим образом:
1. Мои ожидания относительно поведения другого;
2. Мое восприятие поведения другого;
3. Моя эмоциональная реакция, вызванная восприятием рассогласования моих ожиданий и реального поведения близкого мне или значимого для меня человека.
В когнитивной структуре эмоций заложены внутренние причины стресса. Чем больше рассогласование между моими ожиданиями относительно поведения другого и его реальным поведением, тем сильнее эмоция. В системе межличностных отношений всегда есть повод для переживаний, если ожидания относительно поведения партнера по общению не осознаются, если не отрефлексированы источники собственных ожиданий. Объектом размышлений, как правило, становится поведение другого, его личные качества, которые рассматриваются в качестве причины переживаний. Привычка приписывать другому человеку поведение, которое ему не свойственно, выстраивать нереалистичные ожидания — «ахиллесова пята» межличностных отношений.
Даже в современном менеджменте организаций именно этот аспект управленческой деятельности хотя и является проблемным, однако плохо поддается анализу и не поддерживается адекватными управленческими действиями.
Повышение рефлексивной культуры менеджера, его эмоциональной компетентности — ключ к решению данной проблемы.
3 См.: Гаркави Л. Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко, А. И. Шихлярова. Екатеринбург: Филантроп, 2003. 336 с.
4 Орлов Ю. М. Саногенное (оздоравливающее мышление) / Серия: Управление поведением. Кн. 1. 2-е изд., исправ. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.
Являясь когнитивным механизмом развития личности, рефлексия помогает осознавать не только собственные действия и поведение, но и изменять средства и основания деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации. Следовательно, рефлексию следует рассматривать как способность субъекта осознавать, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими, что является важнейшим фактором адаптации. В исследованиях Л. И. Адамян, Ю. Н. Крайновой, В. В. Лысенко, С. Ф. Марчуковой, С. Н. Морозюк, Н. В. Пав-люченковой, А. Л. Рудакова установлено, что саногенная рефлексия способствует снижению тревожности, повышению эффективности в деятельности, устойчивости личности к неблагоприятным внутренним и внешним факторам, стрессоустойчивости.
Рефлексия позволяет личности выйти за пределы собственного стереотипного мышления, осознать свою профессиональную позицию и эффективно выстраивать пространство конструктивного гуманистического взаимодействия
с субъектами профессиональной деятельности.
Освоение рефлексивной культуры предполагает освоение технологии саногенного (оздоравли-вающего) мышления в специальном обучении.
Суть метода по Ю. М. Орлову заключается в уместном применении умственных автоматизмов, изменении стереотипов мышления, ставших патогенными, изменении философии обыденной жизни, что, несомненно, приводит к конструктивному изменению поведения и отношений.
В этой связи можно сказать что стрессоустой-чивость и устойчивость личности к неблагоприятным внутренним и внешним факторам — это способность контролировать свой ум, производящий образы и мысли.
Таким образом, ключом к повышению стрес-соустойчивости персонала, достижению душевного равновесия, физического благополучия является осознание источника возникновения своих мыслей, чувств, эмоций, изменение этих мыслей и управление эмоциями, что непременно приводит к повышению ресурсности персонала, эффективности всей организации.
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Изначально термин «саногенное мышление» вошел в психологию благодаря представителям когнитивной психотерапии Эллису и Беку. Теория саногенного мышления Ю. М. Орлова и когнитивная психотерапия сходны в том, что в обоих направлениях суть терапии заключается в смене стиля мышления. Однако саногенное мышление в отличие от когнитивной психотерапии предполагает не простую замену (аффермацию) одних патогенных установок на другие — саногенные, а обучение уместному использованию автоматизмов умственного поведения. Поэтому теорию Ю. М. Орлова можно рассматривать как более гуманистическую, так как она предлагает путь совершенствования не через отказ от себя (поскольку замена установок — отказ от индивидуальности), а через поиск ресурсов более адекватного функционирования в себе, гармонизацию интраперсональных и интерперсональных отношений посредством адекватности и уместности за счет гибкости мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаркави Л. Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко, А. И. Шихлярова. - Екатеринбург : Филантроп, 2003. - 336 с.
2. Орлов Ю. М. Саногенное (оздоравливающее мышление) / Ю. М. Орлов. - Сер. : Управление поведением. - Кн. 1. - 2-е изд., исправ. - М. : Слайдинг, 2006. - 96 с.
3. Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. Пер. с англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса. - 2003. - 112 с.
4. Selye H. Stress, cancer and the mind. Cancer, stress and death, NY-L, 1981, рр. 11-21.
lOl