УДК 75. 041. 5 (470. 343) (091)
ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
THE PHASE OF ORIGIN OF THE PORTRAIT GENRE IN THE FINE ARTS OF REPUBLIC OF MARY EL
А. Н. Морскова
A. N. Morskova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье выдвигается проблема анализа и характеристики этапа зарождения портретного жанра в изобразительном искусстве Республики Марий Эл. Рассматриваются основные виды и направления жанра.
Abstract. The problem of the analysis and the characteristic of a stage of origin of a portrait genre in the fine arts of Republic of Mary El is put forward. Principal views and directions are considered.
Ключевые слова: портретная живопись, этнографическое направление, национальный характер, эволюция портретной живописи.
Keywords: portrait painting, ethnographic direction, national character, evolution of portrait painting.
Актуальность исследуемой проблемы. В искусствоведении республики Марий Эл специальных научных исследований, посвященных проблемам зарождения портретной живописи в изобразительном искусстве, не осуществлялось. Отсутствие глубокого исследования вопросов эволюции портретного жанра на первом этапе его становления, комплексного подхода в систематизации и осмыслении накопленных знаний позволяет говорить о малоизученности данной проблемы.
Материал и методика исследований. Методология исследования строится на основе изучения материала, собранного в музеях и библиотеках города Йошкар-Ола. Основными методами являются теоретический анализ и сравнение.
Результаты исследований и их обсуждение. Возникновение портретного жанра в изобразительном искусстве Марий Эл приходится на 1910— 1930-е гг. Это время консолидации художников по всей России в единое творческое объединение - Ассоциацию художников революционной России (АХРР), члены которого стремились к созданию понятного народу искусства. Выдвинутый лозунг о художественном документализме нередко приводил художников к бытоописательству и натурализму. Не удалось избежать подобных явлений и в изобразительном искусстве Марий Эл.
Первыми художниками-профессионалами, начавшими работать в республике еще до революции, были местные мастера (А. В. Григорьев, Е. Д. Атлашкина, П. Кушелев, А. М. Биктимиров, М. Модин), русские (М. Г. Платунов, А. Г. Платунова, Л. Ф. Овсянников, С. К. Кузнецов) и казанские (П. А. Радимов, В. К. Тимофеев, Г. А. Медведев, М. М. Васильева) художники.
Зарождение жанра связано с именем основоположника марийского профессионального изобразительного искусства - А. В. Григорьева. В графических портретах («Портрет П. С. Болодурина» (1919, 1922), «Портрет Т. Суворова» (1920), «Портрет Сергея Локтева» (1920), «Мужской портрет» (1920), «Портрет Алафузова» (1920), «Портрет знатока марийской истории М. Н. Першуткина» (1927) и др.) художник запечатлел образы людей своего времени. В «Портрете отца» (1919) А. В. Григорьев раскрывает характер человека интеллектуального труда, высоких моральных и этических принципов. Значительность натуры изображенного героя подчеркивается фронтальным изображением, в котором внимание художника акцентируется на проработке лица персонажа. Крепкий рисунок, умелая светотеневая моделировка, уверенный штрих свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве художника, получившего образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Усталое, худощавое лицо, сдержанное выражение лица, взгляд, словно направленный вглубь себя, говорят о человеке непростой судьбы, перенесшего немало трудностей, но сумевшего сохранить душевное тепло и внутреннее достоинство.
Умение проникать в глубины человеческого характера, постигать внутренние особенности каждого, подмечать характерное и типическое делает А. В. Григорьева мастером психологического портрета, творческое наследие которого послужило прочным фундаментом в формировании портретного жанра в изобразительном искусстве Марий Эл.
В 1910-1930-е гг. художники П. А. Радимов, В. К. Тимофеев, Г. А. Медведев и Е. Д. Атлашкина своей задачей ставят разработку портрета-типа, выявляющего социально-типические черты модели, принадлежность человека к той или иной категории людей. Общим является интерес художников к истории родного народа, стремление выразить национальное своеобразие характера людей, создавших самобытную культуру на основе своего представления о мире.
Работы П. А. Радимова «Мариец» (1918), «Марийская девушка» (1925), «Марийская женщина» (1926), несмотря на однообразную композицию, тяготеющую к учебным постановкам, и слабый рисунок, проникнуты теплым отношением к своему народу, любованием богатством и красотой национальных одежд. Колорит произведений, построенный на сочетании сложных красно-коричневых и белых тонов, придает работам художника определенную звучность. Этнографический подход в решении образов выразился в полотнах художника в выделении национальной принадлежности портретируемых, особенной тщательной проработке деталей костюма и вышивки.
Обращается к образам мариек и марийцев и В. К. Тимофеев, но в его творчестве уже намечается интерес к новым образам. Это «Пролетарский поэт и делегат съезда Советов Марийской области И. И. Бирюков» (1926), «Гусляр Т. Терентьев» (1927), «Основоположник марийской литературы С. Г. Чавайн» (не сохранился). Уверенный рисовальщик, В. Тимофеев в живописном плане эти полотна решает несколько сухо, но, включая героев в среду, раскрывающую характер их деятельности, углубляет образные характеристики персонажей.
В 1920-е гг. Е. Д. Атлашкина, первая художница Марий Эл, создает цикл портретов-типов мариек в свадебных костюмах («Марийка в свадебном наряде Звениговского района» (1927), «Марийские женщины в свадебном наряде» (1928), «Марийка в свадебном наряде Сернурского района» (1929)). Работы этого периода служат своеобразной летописью, благодаря которой можно проследить за изменениями, происходящими в национальном костюме мариек. Статичность поз героинь полотен позволяет художнице полнее раскрыть прелесть и уникальность марийского женского свадебного наряда. Вышивка и украшения на одежде народа мари являются главной особенностью праздничного ритуального костюма, что подчеркивается и в картинах Е. Д. Атлашкиной.
Портреты-типы 1920-х гг. по цветовому звучанию, яркому локальному цвету, плоскостной манере исполнения, детальной проработке всех элементов одежды приближают работы художницы к марийской вышивке. Несмотря на некоторую наивность рисунка, несомненным достоинством работ Е. Д. Атлашкиной является стремление выразить эстетические и художественные идеалы своего народа. Однако такой подход не мог в полной мере отразить суть национального характера, привести автора к должным обобщениям.
В Марий Эл в 1920-е гг. выражение национального характера приобрело форму этнографического направления. Оно было свойственно всем жанрам изобразительного искусства, в том числе и портрету. Раскрытие своеобразия характеров марийцев выразилось в акцентировании внимания на особенностях костюма, социальной принадлежности марийцев и мариек. Работам не хватало глубины психологической характеристики, должного уровня профессиональной подготовки. Тем не менее, этот период в истории изобразительного искусства Марий Эл был необходимым этапом в его формировании и явился своеобразным импульсом для дальнейшего роста мастерства марийских художников.
В процессе своего развития молодое изобразительное искусство марийского края преодолевало элементы натурализма и этнографизма, и уже в 1930-е гг. художников интересует образ современника, его роль в общественной и культурной жизни народа.
Наиболее ярко в эти годы раскрылось дарование К. Ф. Егорова как портретиста. Интерес к духовному миру человека выражен в «Портрете марийки» (1934), «Портрете старика» (1936). В поисках национального характера художник не ограничивается свойственным для данного времени документализмом. Оставаясь в рамках портрета-типа, работы К. Ф. Егорова приобретают особое психологическое звучание, где каждая деталь имеет свое значение и «работает» на раскрытие образа. Марийский крестьянин в «Портрете старика» изображен в состоянии глубокого раздумья. Полуфигура удачно вписана в прямоугольный формат холста. Композиция портрета свободна от каких-либо элементов интерьера, подчеркивает простоту и естественность натуры самого героя. Старик изображен на фоне деревянной стены избы, которая играет роль не просто фона, но создает необходимую смысловую завязку. К. Ф. Егоров одним из первых вводит жест как необходимый компонент, участвующий в углублении образной характеристики. В данном случае натруженные руки старика, их усталое положение свидетельствуют о непростой жизни сельского труженика, в которой физический труд является единственным средством обеспечения достойной жизни простого крестьянина и его семьи.
Уровень профессиональной подготовки художника раскрывается в уверенном рисунке (хотя чувствуется некоторая непропорциональность нижней части фигуры). Мягкость живописной лепки в сочетании с теплым золотистым колоритом создают атмосфе-
ру душевной теплоты и искренности, служат аккомпанементом в раскрытии духовного богатства человека, сохранившего внутреннее достоинство и чистоту. К. Ф. Егорову удалось создать цельный образ, выражающий через конкретную личность типические черты национального характера.
Г. А. Медведев также обращается в эти годы к образам современников и в 1936 г. создает оптимистическое по содержанию и крепкое пластически полотно «Доярка». В центре композиции размещена фигура молодой женщины, изображенной на фоне животноводческого городка. Перед нами человек, уверенный в своем будущем, ясно понимающий ответственность и важность своей работы, твердо осознающий себя хозяином судьбы. Уверенная осанка, взгляд, устремленный вдаль, - как нельзя лучше убеждают в этом. Декоративность цвета, построенная на контрастном звучании золотисто-фиолетовых тонов, придает полотну мажорное настроение. Цвет активно строит композицию, выявляет форму и объем предметов.
Резюме. Важность этапа зарождения для становления портретного жанра на профессиональной основе в Республике Марий Эл несомненна, так как именно в это время происходит переход от работ этнографического типа к поиску решений в области более полного и глубокого раскрытия национального характера представителей марийского народа.
Естественно, в течение этого времени художники преодолевали определенные трудности, связанные, прежде всего, с нехваткой профессионального мастерства, умением выразить суть национального типажа героев, что в конечном итоге приводило авторов к документальному натурализму и этнографизму. Тем не менее, стремление художников-портретистов к дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков привело их к созданию содержательных по форме и выразительных по психологической трактовке образов современников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прокушев, Г. И. Беседы об искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства / Г. И. Прокушев. -Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 2008 - 120 с.
2. Червонная, С. М. Художники Марийской АССР / С. М. Червонная, Б. Ф. Товаров-Кошкин. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1978. - 83 с.
3. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М. : Политиздат, 1989. - 442 с.