Научная статья на тему 'Марийская страница в творчестве казанских художников Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. К. Тимофеева 1920-30-х годов (по материалам из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева)'

Марийская страница в творчестве казанских художников Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. К. Тимофеева 1920-30-х годов (по материалам из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1146
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ / П.А.РАДИМОВ / В.К.ТИМОФЕЕВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ИМ. Т.ЕВСЕЕВА / МАРИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / P.A.RADIMOV / V.К.TIMOFEEV / THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF MARI EL. T. EVSEEV / Г.А.МЕДВЕДЕВ / G.A.MEDVEDEV / KAZAN ARTISTS / MARI TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колчева Э.М.

В статье анализируется вклад казанских художников Г.А.Медведева, П.А.Радимова, В.К.Тимофеева в становление живописи в Марийском крае в 1920-30-х годах, дается характеристика работ художников на этнографические темы из жизни народа мари из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARI PAGE IN THE WORK OF KAZAN ARTISTS G.A.MEDVEDEV

The article examines the contribution of Kazan artists G.A.Medvedev, P.A.Radimov, V.K.Timofeev to the formation of painting in Mari edge in 1920-30-ies, a characteristic of works of artists on ethnographic themes from the life of Mari people from the collections of the National Museum of the Republic of Mari El. T. Evseev

Текст научной работы на тему «Марийская страница в творчестве казанских художников Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. К. Тимофеева 1920-30-х годов (по материалам из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева)»

УДК 75.03 - 7.036.1

Э.М.Колчева

МАРИЙСКАЯ СТРАНИЦА В ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ Г.А.МЕДВЕДЕВА, П.А.РАДИМОВА, В.К.ТИМОФЕЕВА 1920-30-Х ГОДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РМЭ ИМ. Т.ЕВСЕЕВА)

В статье анализируется вклад казанских художников Г.А.Медведева, П.АРадимова, В.КТимофеева в становление живописи в Марийском крае в 1920-30-х годах, дается характеристика работ художников на этнографические темы из жизни народа мари из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева.

Ключевые слова: казанские художники Г.А.Медведев, П.А.Радимов, В.К.Тимофеев, Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева, марийская традиционная культура

E.M.Kolcheva THE MARI PAGE IN THE WORK OF KAZAN ARTISTS GAMEDVEDEV^ PARADIMOVA, V.K.TIMOFEEVA OF 1920-30-s (BASED ON MATERIALS FROM THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF MARI EL NAMED AFTER Т.Е. EVSEEV

The article examines the contribution of Kazan artists G.A.Medvedev, P.ARadimov, V.K.Timofeev to the formation of painting in Mari edge in 1920-30-ies, a characteristic of works of artists on ethnographic themes from the life of Mari people from the collections of the National Museum of the Republic of Mari El. T. Evseev.

Keywords: Kazan artists G.A.Medvedev, P.ARadimov, V.KTimofeev, The National Museum of the Republic of Mari El. T. Evseev, Mari traditional culture

Национальный музей Республики Марий Эл, носящий имя его основателя марийского этнографа Тимофея Евсеева, был основан в 1920 году, в эпоху, отмеченную грандиозными социальными преобразованиями, новыми идеологическими и мировоззренческими парадигмами, диктовавшимися из центра молодого советского государства. В марийской культуре это было своеобразное время самообретения, нового качественного становления, выразившегося не только в этнической государственности в виде автономии, но и в появлении собственных научных и культурных институтов, зарождении профессионального изобразительного искусства.

Для пополнения фондов созданного краеведческого музея материалами руководство стало привлекать к сотрудничеству художников. Помимо первых профессиональных художников Марийской Автономной области, это были уже знакомые с жизнью края живописцы из Казани: Григорий Антонович Медведев, Павел Александрович Радимов, Василий Кириллович Тимофеев, Мария Михайловна Васильева. Их приглашали для работы в музей на протяжении второй половины 20-х - первой половины 30-х годов, некоторые приняли участие в этнографических экспедициях. В результате такого сотрудничества в музее образовалась блестящая коллекция живописных работ этих художников, создающая живой и многоплановый образ марийского народа, представленный в его повседневной жизнедеятельности с характерными этнокультурными особенностями.

К сожалению, коллекция оказалась забыта на многие годы, не экспонировалась как целое с 1936 года, не издавалась в репродукциях. Ее общий обзор с позиций соцреализма был сделан исследователями только в 1978 году [1, с. 10-17]. Систематическое изучение коллекции началось лишь с 2009 года при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) [2] и Федеральной целевой программы «Культура России» [3].

Характеристику марийской страницы в творчестве казанцев необходимо начать с самого старшего в этом ряду художника Григория Антоновича Медведева (1868-1954), одного из создателей художественной школы в Казани. Он был учителем и старшим товарищем двух других казанских художников, тесно связанных с марийским краем, П.А.Радимова и В.К.Тимофеева.

В фондах музея хранится лишь пять его работ. Тем не менее, каждая из них представляет собой значительное явление в коллекции. Две работы Г.А.Медведева носят одинаковое название «Сплав леса по реке Кокшаге». На одной из них (ГАМедведев. Сплав леса по реке Кокшаге, 1920-е гг., х.м., 77х108.) запечатлен плотовой сплав леса. Картина наполнена художественным видением. Она отразила не просто достоверно запечатленное хозяйственное занятие и географический ландшафт, ее пафосом стала идея преобразований, трансформации культурного пространства марийского этноса. Еще недавно народ целиком зависел от леса, почитал его, жил в нем и благодаря ему, а теперь с переходом в основном к земледельческому образу жизни, лес перестал быть главной духовной и сакральной доминантой, теперь он стал лишь частью экономической

деятельности. За плечами Г. Медведева стояли традиции Петербургской академии художеств, школа знаменитого Павла Чистякова. Это в полной мере сказалось на характере трактовки темы в позднеромантической и символистской стилистике. Это единственная картина такого рода в коллекции музея. В 1935 году художник пишет еще одну картину на ту же самую тему, но она предстает уже совершенно в ином ключе. Меняется трактовка, а, следовательно, и манера изображения. Романтически-драматическое решение, несущее на себе печать модерна, отступает перед точным документальным изображением. Художник зафиксировал кошельный сплав леса, нейтральность эмоционального строя картины, спокойная композиция и мазок создают мягкий по настроению пейзаж, но не более. Этнокультурная проблематика исчезает.

Ее видение Г.А.Медведевым в русле утверждающегося соцреализма можно «прочитать» в работе 1936 года «Доярка» (1936, х.м., 80х100). Стройная легкая фигурка молодой женщины, упитанные ухоженные тела животных, сочные краски летнего вечера создают атмосферу счастья и благоденствия. Две работы ГА.Медведева из фонда музея, «Степан Разин на Волге» (ок.1926 г.) и «Сбор ясака» (ок.1928 г.) являются первыми в искусстве Марийского края живописными полотнами, выполненными в историческом жанре.

Рис. 1. ГА.Медведев. Степан Разин на Волге. ок.1926 г., х.м., 67х145.

Другим художником, чья судьба оказалась тесно переплетена с Марийским краем, был Павел Александрович Радимов (1887-1967). Живописец и поэт А. Радимов был соратником горномарийского художника А.В.Григорьева по Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ) и Ассоциации художников революционной России (АХРР). В мае 1918 г. П.А.Радимов вместе с ГА.Медведевым привез в Козьмодемьянск Волжско-Камскую передвижную выставку. В это время Казань оказалась линией фронта начавшейся гражданской войны. Возвращаться туда было опасно, и художник остался жить более чем на год в горномарийском селе Еласы. Там П.А.Радимов организовал воскресные рисовальные классы. Второй раз судьба свела художника с марийским краем во второй половине 20-х годов, когда возникло регулярное сотрудничество с краеведческим музеем в Краснококшайске. В фонде живописи НМ РМЭ им. Евсеева хранится 18 живописных работ художника, пять из которых относится к козьмодемьянскому периоду и отражают особенности горных мари, остальные написаны в 1920-е годы по заказу краеведческого музея в этнографических экспедициях в Краснококшайский кантон МАО и связаны уже с особенностями луговых марийцев Картины лидера крупнейшей художественной группировки 1920-х годов - АХРР - Павла Радимова занимают достойное место в постоянных экспозициях музеев России и стран ближнего зарубежья, это, как правило, пейзажи, но его коллекция работ на марийскую тему из Национального музея им. Т.Евсеева уникальна.

Замечательны своей психологической характеристикой образы марийцев, созданные в оба

периода. С одной стороны, художник стремился запечатлеть своеобразие костюмного комплекса, но, в то же время, и отразить народные типажи. На «Портрете горномарийки» (1918 г., к.м., 25х21) изображена сидящая на деревянной лавке смущенная девочка-подросток в национальной одежде горных мари. Портрет «Девушка-марийка» (1925. х.м. 35х26) несет образ иного склада. Молодая девушка, по всей вероятности, обладает живым темпераментом и любопытством, она представляет этническую группу луговых мари Краснококшайского кантона МАО.

Деревенские пейзажи ПА.Радимова фиксируют устройство поселений и усадеб марийских крестьян (Этюд

«Марийский двор». 1918, к.м., 18х28); «Старый марийский двор». 1925, х.м., 35х52; «Улица марийской старой деревни». 1920-е гг., х.м., 90х60 и др.), отражая при этом особенности типичные состояния природы края, ее краски. На картине «Улица марийской деревни» (1927, х.м., 35,5x53) представлена уходящая в перспективе вдаль деревенская улица в часы заката. Это одна из лучших работ художника в коллекции музея, что также было подчеркнуто С.М. Червонной и Б.Ф. Товаровым-Кошкиным [1, с.11.].

Ряду работ ПА.Радимова присущ четко выраженный семиотизм, например, в изображении планировки жилища («Семья». 1925, х.м., 35x52.; «У зыбки». х.м., 40x57; «В крестьянской избе». 1926, х.м., 51х79; «Бабушка и внучек». 1927, х.м.,49х78.). Художник стремится выявить принципы организации жилого пространства. Фигуры людей в таких работах лишены харак-терности, стаффажны, они выполняют роль семиотических знаков.

Рис. 2. П.А.Радимов. Девушка-марийка. 1925. х.м. 35х26.

Особый вклад в живопись марийского края этого периода внес Василий Кириллович Тимофеев. Ученик Н.Фешина, П.Бенькова, Г.Медведева, он преподавал в Казанском художественном училище и был одним из самых авторитетных художников своего времени. В фонде живописи НМ РМЭ им.Т.Евсеева на сегодняшний день хранятся одна графическая и 43 живописных работ В.Тимофеева. Это менее половины того, что было написано художником для музея в свое время. Работы созданы с 1925 г. по 1934 г. Большая часть из них была создана художником во время экспедиции по Моркинскому кантону в 1927 году, в которой его сопровождал директор Марийского областного музея Т.Е. Евсеев. Это тесное взаимодействие с марийским ученым-этнографом, который ввел его в круг своих родных и земляков, не могло не сказаться на глубине постижения народного характера. Картины В.К. Тимофеева импрессионистичны, очень метки с точки зрения характеристики ситуации, позы, жеста, порой не лишены тонкого юмора. В его картинах много света, большую значимость приобретает игра декоративных контрастов красного и белого цветов национальной одежды. Особая динамичность его работ, видимо, является наследием фешинской школы. Богатейшая марийская тематика в творчестве В.К. Тимофеева до сих пор практически неизвестна.

Как и П.А.Радимов художника фиксирует устройство усадеб и жилищ, типы построек («Кудо», 1927, х.м., 60х70; «Внутренний вид курной избы», 1927 г., «Внутренний вид марийской избы», 1927, х.м., 57х49; «Ветряные мельницы» 1927, х.м., 40х44 и др.), национальный костюм («Женщины-марийки в праздничном наряде» 1926 г., х.м., 50х51), но различные стороны общественного и домашнего быта, гендерные и возрастные различия зачастую превращаются в жанровые сцены («Женщины-марийки за рукоделием» 1927, х.м., 52х64; «Вечером у соседки» 1927, х.м., 38х47; «Навестила соседку» 1920-е годы, х.м., 35х44; «Вывозка навоза» 1927,. х.м., 44х70). Картина «Вид марийской постройки» (1927, х.м., 50х57) написана в жанре архитектурного пейзажа и в то же время решена как бытовой сюжет. Тонкая добродушная ирония и душевность читаются в настроении картины.

Интересны портреты В.К.Тимофеева, запечатленные им типы («Народный музыкант». 1926 г., х.м., 50х55; «Марийская женщина». 20-е гг. ХХ в., х.м., 26х35; «Марийка со снопом «поскони», 20-е гг. ХХ в., х.м., 87х60; «Гусляр Терентьев» 1927, х.м., 67х87; «Портрет Бирюкова Н. И., пролетарского поэта». 20-30-е гг., ХХ в. х.м., 50х42).

Ландшафт на картинах В.К. Тимофеева представлен как целостное природно-культурное пространство, как сфера обитания этноса, характеризующая структуру его жизнедеятельности («Деревенский пейзаж». 20-е гг. ХХ в., х.м., 78х72; «Пейзаж у реки». 20-30 гг. ХХ в., х.м., 22х32; «Гора Карман Курык», 1927, х.м., 40х50 и др.). Тема традиционных занятий и коллективного труда занимает в ней важное место: это промыслы и сельскохозяйственная деятельность («Пасека колодных ульев» 1927 , х.м., 45х71; «Жатва» 1927, х.м., 58х85; «Молотьба» 1920-е, х.м., 62х88; «Метание стога» 1927, х.м., 40х45), лесопереработка («Смолокуренный завод», 1927. х.м., 106х140; «Гонка смолы» 1920-30-е, к.м., 43х54; «Сплав моли» 1927, х.м., 61х70), значительное внимание уделено женским занятиям («Уход за скотом» 1920-е, х.м., 43х49; «За водой». 1920-е, х.м., 42х47; «Возвращение марийки с речки (с бельём)» 1927, х.м., 44х48,5; «Женщины-марийки за обработкой льна», 1920-е, х.м., 106х140; «Обработка холста» 1920-е, х.м., 62х89). Рис. 9. В.К.Тимофеев. Жатва. 1927, х.м., 58х85.

В картинах В.К. Тимофеева нашли отражение и перемены, происходящие в марийском крае буквально на глазах художников («Внутренний вид паровой мельницы (город Йошкар-Ола)»

1928. х.м., 42х61; «Водная станция на берегу Кокшаги» 1929, х.м. , 33х43). Картина «Лесозавод в Лопатино» (1934, х.м. 64х93) создана в год окончания первой пятилетки. Самой крупной новостройкой за этот период в Марийской автономной области явился Лопатинский деревообрабатывающий комбинат (ныне г.Волжск). На полотне панорамно показан вид механизированного цеха. Обращает на себя внимание тот факт, что женщины в трудовом процессе теперь представлены наравне с мужчинами. Художник в соответствии с пафосом соцреализма создает жизнеутверждающее впечатление.

Рис. 3. В.К.Тимофеев. Лесозавод в Лопатино. 1934, х.м. 64х93.

Итак, коллекция произведений казанских художников 1920-30-х годов ГА.Медведева, П.А.Радимова, В.К.Тимофеева из фондов Национального музея РМЭ им.Т.Евсеева составляет драгоценное культурное наследие начального периода истории Марийской автономии и профессиональной художественной культуры края. Марийская тема - яркая творческая страница в творчестве названных художников, им удалось проникнуться культурой народа мари и понять ее, коллекция являет собой замечательный результат взаимообогащающего межнационального сотрудничества. И этим работы казанских художников уникальны, они имеют историко-культурное и художественное значение для искусства многонациональной России в целом.

Литература

1. Товаров-Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1978.

2. Колчева Э.М. Этнокультурное пространство в художественно-этнографических работах 20-30-х годов XX века из фондов Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева: проект РГНФ № 09-01-24101 а/В. 2009-2010.

3. Колчева Э.М. Предпечатная подготовка каталога живописи 1920-30-х годов из фондов Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева: проект ФЦП «Культура России 2012-2018» № 12-0017. 2013.

1. Tovarov-Koshkin Б^., Chervonnaja S.M. Hudozhniki Магф^ ASSR. - Joshkar-Ola: Магф^е knizhnoe izdatel'stvo, 1978.

2. Kolcheva Je.M. Jetnokul'turnoe prostranstvo v hudozhestvenno-jetnograficheskih rabotah 20-30-Ъ godov XX veka iz fondov Nacional'nogo muzeja RMJe т. T.Evseeva: рте^ RGNF № 09-01-24101 а/У. 2009-2010.

3. Kolcheva Je.M. Predpechatnaja podgotovka kataloga zhivopisi 1920-30-Ъ godov iz fondov Nacional'nogo muzeja RMJe im. T.Evseeva: proekt FCP «КиГШга Rossii 2012-2018» № 12-0017. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.