Научная статья на тему 'Роль Козьмодемьянской картинной галереи Республики Марий Эл в современной художественной культуре'

Роль Козьмодемьянской картинной галереи Республики Марий Эл в современной художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
340
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ / РУССКОЕ ИСКУССТВО / ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА / KOZMODEMYANSKY ART GALLERY / PAINTING COLLECTION / RUSSIAN ART / GENRE PALETTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лукьянова Елена Викторовна

В статье рассматривается история формирования коллекции картинной галереи в городе Козьмодемьянске, показана видная роль ее основателя А. В. Григорьева. На основе анализа живописных произведений отечественных художников утверждается, что художественная коллекция музея ярко демонстрирует не только основные этапы развития искусства, но и богатое разнообразие его жанровой палитры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Kozmodemyansky art gallery of the Republic of Mari El in modern art culture

In article the history of collection of art gallery formation in Kozmodemyansk and the visible role of its founder A. V. Grigorjev is considered. On the basis of the analysis of works of painting of domestic artists is shown is claimed that the art collection of the museum brightly shows not only the main stages of development of art, but also a rich variety of its genre palette.

Текст научной работы на тему «Роль Козьмодемьянской картинной галереи Республики Марий Эл в современной художественной культуре»

УДК 069:75(470.343)

Е. В. Лукьянова

Роль Козьмодемьянской картинной галереи Республики Марий Эл в современной художественной культуре

В статье рассматривается история формирования коллекции картинной галереи в городе Козьмодемьянске, показана видная роль ее основателя А. В. Григорьева. На основе анализа живописных произведений отечественных художников утверждается, что художественная коллекция музея ярко демонстрирует не только основные этапы развития искусства, но и богатое разнообразие его жанровой палитры.

Ключевые слова: Козьмодемьянская картинная галерея, коллекция живописи, русское искусство, жанровая палитра

Elena V. Lukjanova

Role of Kozmodemyansky art gallery of the Republic of Mari El in modern art culture

Annotation: In article the history of collection of art gallery formation in Kozmodemyansk and the visible role of its founder A. V. Grigorjev is considered. On the basis of the analysis of works of painting of domestic artists is shown is claimed that the art collection of the museum brightly shows not only the main stages of development of art, but also a rich variety of its genre palette.

Keywords: Kozmodemyansky art gallery, painting collection, Russian art, genre palette

Козьмодемьянский музей был основан в 1919 г., а с 1920 г. он носит имя художника и своего основателя Александра Владимировича Григорьева (1891-1961), уроженца Марийского края.

Детство и юность Григорьева прошли недалеко от города Козьмодемьянска. Образование он получил в Казанской художественной школе, где его учителем был ныне всемирно известный Н. И. Фешин. Сохранив теплые и доброжелательные отношения со своим наставником, Григорьев смог пополнить коллекцию козьмодемьянского музея работами талантливого живописца. Дальнейшее профессиональное образование Григорьев получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Как художник-реалист он сформировался в мастерских известных мастеров живописи К. А. Коровина и А. Е. Архипова. Впоследствии, будучи руководителем АХРР, он много помогал своим бывшим учителям.

В 1919 г. Григорьев вместе со своей женой, москвичкой Евгенией Григорьевной Баклановой, возвратился из Москвы на родину. Возглавив в то время Волостной отдел народного образования, он развернул бурную деятельность, направленную на повышение культуры и образования в крае. При его участии в Козьмодемьян-

264

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

ске появились декоративно-художественная мастерская и художественная школа, была организована Первая местная художественная выставка, создан Краеведческий музей с художественным отделом, который был открыт седьмого сентября 1919 г. Он явился первым в Поволжье музеем, созданным в трудные послереволюционные годы.

В основу нового музея легли сорок живописных произведений казанских художников П. А. Радимова и Г. А. Медведева, привезенные в Козьмодемьянск в 1918 г. в составе Волжско-Камской передвижной выставки. В те годы Казань была захвачена белогвардейцами, и в силу исторических обстоятельств работы художников остались в городе навсегда и легли в основу художественного отдела молодого музея. Со временем, благодаря усилиям и стараниям А. В. Григорьева, музей пополнился работами Жуковского, Колесникова. Шильдера, Кокорева, рисунками Лукомского, Лансере, Митрохина, Нарбута и Имбрес-Билибиной. Поступали картины и из Государственного музейного фонда.

А. В. Григорьев неустанно заботился о пополнении своего музея произведениями изобразительного искусства. Так, организованная им в 1920 г. Первая козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков принесла в музейную коллекцию новые работы казанских и козьмодемьянских художников. А в 1922 г., находясь в Москве, Григорьев смог приобрести еще 50 картин известных русских художников, а также скульптуру, фарфор и старинное оружие.

В 1922 г. А. В. Григорьев. П. А. Радимов и Е. А. Кацман основали и возглавили АХРР - Ассоциацию художников революционной России. В 1920-е гг. это была ведущая творческая организация, поддержанная государством, стоявшая на позициях реалистического искусства и продолжавшая традиции передвижников. Художники объединения часто и с успехом показывали свои идейно-тематические работы широкому кругу зрителей во многих городах. Находясь в конфронтации с «левым» авангардным искусством, вместе с тем Григорьев комплектовал музей произведениями мирискусников и бубновалетоцев, а также многие произведения, подаренные ему разными художниками в то время, так или иначе поступили в музей.

Живопись художественной коллекции музея ярко демонстрирует не только основные этапы развития искусства, но и богатое разнообразие его жанровой палитры.

Академическое направление представлено в музее в основном портретным жанром. Среди портретов академического классицизма особое место принадлежит работе «Итальянка у источника», ранее приписываемой кисти К. П. Брюллова. В 1997 г. во время реставрации картины в ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря художники-реставраторы подтвердили версию искусствоведа Э. Н. Акцаркиной, что полотно принадлежит работе неизвестного художника. Ее авторство было отнесено к кругу учеников школы К. П. Брюллова. Как известно, мастер сам не раз обращался в своем творчестве к созданию образов жизнелюбивых итальянок.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

265

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...__________

К типичным заказным работам можно отнести портрет детей знаменитой дворянской семья Олсуфьевых Т. А. Неффа. Классическим примером академической школы является картина художника Г. И. Белова «Святой Иероним». Изображенный на картине Иероним Стридонский был причислен христианской церковью к лику святых. Главным его творением был перевод на латинский язык книг Ветхого и Нового Заветов. Последние 33 года своей жизни Иероним провел в пещере на родине Иисуса Христа в Вифлееме. Работа выполнена художником по всем канонам академического классицизма: сюжет на библейскую тему, темный фон, высвеченные золотистым цветом лицо и полуобнаженная фигура, отсутствие излишеств в акссе-суарах туалета и интерьера.

Жанровая сценка «Демьянова уха» работы нижегородского художника А. М. Волкова совместила в себе народную тематику и академическую технику исполнения. Картина является яркой иллюстрацией кульминационного момента одноименной басни И. А. Крылова.

Наиболее ярко в коллекции музея представлено поколение художников-реалистов второй половины XIX в. Утверждение реализма проходило в упорной борьбе с официальным направлением - академизмом, представителями которого являлись руководство и профессура Академии художеств. «Бунт четырнадцати» был вызовом консерватизму, отказом от исполнения обязательной программы на библейские и мифологические темы. Сформированная альтернативная Академия И. Н. Крамского, получившая известность как Товарищество передвижных художественных выставок, была объединена одной целью - утверждать реализм в искусстве, добиваться правдивого и всестороннего отражения жизни.

Искусство художников-передвижников второй половины XIX в. представлено произведениями известных мастеров - И. И. Творожникова, С. И. Светославского, Л. Л. Каменева, А. А. Киселева и других, работавших в основном в жанре портрета и пейзажа.

И. И. Творожников обращается к социальной тематике, его полотна изображают обездоленных нищих, бродящих по деревням за подаянием или вечно ютящихся возле церкви. Полотно «Мальчик-нищий с корзиной» занимает особое место в портретном жанре коллекции музея.

Детство - особый мир, в котором непосредственно и чисто отражается эпоха. Тема детства того времени была продолжена в творчестве А. И. Корзухина. В полотне «Крестьянские дети», пожалуй, нет социальной остроты в передаче образов обездоленных крестьянских детей. Напротив, вид загорелых, пухлых ребятишек, семенящих босиком по пыльной дороге, вызывает у зрителя чувство откровенного любования.

Русская природа, на протяжении веков вдохновлявшая поэтов и художников, была основной темой пейзажей художников-реа листов, которые в своем творче-

266

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

стве стремились не столько запечатлеть красоту природы, сколько передать ее тесную связь с миром человеческих чувств.

Картина художника-передвижника А. А. Киселева «Стадо у ручья» напоена солнцем, теплом, полуденным летним покоем. Пейзаж так правдиво передает прелесть милого провинциального уголка, что у зрителя возникает ощущение присутствия в мире, созданным на холсте.

«Пруд» Л. Л. Каменева - картина русского раздолья, русского села. Тема этнографического пейзажа представлена полотном Р. К. Зоммера «Киргизский аул». Художник вводит зрителя в жизнь среднеазиатского аула, передав быт киргизов-ко-чевников с большой достоверностью.

Картина художника-жанриста А. И. Морозова «Утренняя заря в лесу» погружает зрителя в атмосферу пробуждения природы, когда легкая дымка раннего утра, сквозь которую несмело пробиваются лучи утренней зари, не только туманит видимые очертания деревьев в лесу, но и вызывает реальное ощущение бодрости.

Имя В. Д. Поленова в музейной коллекции представлено скромным пейзажным этюдом, который относится, по всей видимости, к раннему периоду творчества художника.

Мощно «звучит» пейзаж С. И. Светославского «Восход солнца в горах» -рождение нового дня в горах Кавказа, где он побывал во время одной из своих творческих поездок.

Морская тема в козьмодемьянском музее отражена такими авторами, как И. К. Айвазовский, Р. Г. Судковский, Е. Е. Шрейдер.

В череде портретов второй половины XIX в. «Портрет неизвестной» С. К. Зарян-ко, «Портрет старика» Г. Ф. Рыбакова, «Женский портрет» А. А. Риццони, «Цыганка» К. Е. Маковского.

Большой удачей для коллекции является присутствие в ней самого модного художника конца XIX в. - Ю. Ю. Клевера, которого современники называли «недоразумением» или «феноменом» русской школы пейзажа. Клевер - живописец салонно-академического стиля, увлекающийся постановочными пейзажами с театрализованными эффектами освещения.

В коллекции музея представлены работы двух братьев Коровиных: Сергея -реалиста и Константина - импрессиониста. Этюдная работа «Крестьянин» С. А. Коровина является подготовительным этапом к созданию многофигурной картины «На миру», находящейся в ГТГ. Этюд «Лето» К. А. Коровина - великолепный образец «легкого дыхания» мастера в живописи. Здесь нет предметов - они растворены в свете, оставив вместо себя лишь цветовой след на полотне.

Козьмодемьянская картинная галерея представляет работы и других русских, зарубежных и местных художников Республики Марий Эл.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.