УДК 75.011.2
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ПИСАТЕЛЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ (1950-1980-х гг.)
В. Е. Кутасова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
PORTRAIT GALLERY OF WRITERS IN THE FINE ARTS OF THE MARI REGION (1950-1980s)
V. E. Kutasova
Mari State University, Yoshkar-Ola
nnnn
Исторические науки
history
Статья посвящена живописным полотнам марийских художников А. С. Пушкова, А. И. Бутова, А. П. Зарубина, Б. И. Тарелкина, которые ретранслировали в своем творчестве портреты писателей и поэтов Марийского края. Целью исследования является рассмотрение отражения творческой интеллигенции народа мари - писателей и поэтов в изобразительном искусстве Марий Эл 50-80-х годов прошлого века. Художники выполняли работы по заказу Министерства культуры республики, которые закупали Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и Республиканский музей изобразительных искусств. Материалами стали портреты «Чавайн на Илети», групповой портрет «Марийские писатели», «Писатель Ми-чурин-Азмекей», «Портрет Колумба» А. И. Бутова, «Портрет марийского писателя Тыныша Осыпа» А. С. Пушкова, «Портрет поэта С. Вишневского» А. П. Зарубина, «Ким Васин» (эскиз к портрету) и «Марийский языковед и историк Ким Васин» Б. И. Тарелкина. Мастера кисти выполнили доминирующий принцип - передали удивительное индивидуальные признаки внешности персон, известных читателю. Они реализовали свои художественные замыслы, чтобы показать уровень личности субъектов культуры. Их репрезентация представила нам средством художественного выражения целую эпоху культурного развития народа мари. Они утвердили уважительное отношение к людям интеллектуального труда, к коллегам, собеседникам, друзьям. Во всех полотнах художники сами незримо присутствуют на полотнах, беседуют с ними.
The article is devoted to the picturesque paintings by Mari artists A. S. Pushkov, A. I. Butov, A. P. Za-rubin, B. I. Tarelkin, which relayed in their work the portraits of writers and poets of the Mari region. The aim of the study is to examine the reflection of the creative intelligentsia of Mari people - writers and poets in the fine arts of Mari El of the 50-80s of the last century. The artists worked for the Ministry of culture of the Republic, who purchased the National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev and the National Museum of fine arts. The following portraits became the materials of the study: "Chavain on the river Ilet", the group portrait "Mari Writers", "Writer Michurin-Azmekey", "Portrait of Columb" by A. I. Butov, "Portrait of Mari writer Tynysh Osyp" by A. S. Pushkov, "Portrait of poet S. Vishnevsky" by A. P. Zarubin, "Kim Vasin" (sketch for the portrait) and "Mari linguist and historian Kim Vasin" by B. I. Tarelkin. The artists adhered to the dominant principle - they conveyed amazing individual signs of the appearance of persons known to the reader. They realized their artistic intentions in order to show the level of personality of cultural subjects. Their representation has shown us a means of artistic expression for the whole era of the cultural development of the Mari people. They approved a respectful attitude to people of intellectual work, to colleagues, interlocutors, friends. Artists themselves are invisibly present on the canvases, talking with them.
© Кутасова В. Е., 2017
Ключевые слова: Марийский край, изобразительное искусство, этнокультурное пространство народа мари, А. Бутов, А. Зарубин, А. Пушков, Б. Тарелкин.
Благодарности: статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов», № 15-14-12001.
Keywords: Mari region, graphic arts, ethno-cultural space of the Mari people, A. Butov, A. Zarubin, A. Pushkov, B. Tarelkin.
Acknowledgments: This paper was written within the framework of the Russian Humanitarian Scientific Foundation project "Ethnic and cultural space of the Mari people in the fine arts of the Mari Region of the 1950s-80s", № 15-14-12001.
Тема отражения этнокультурного пространства в изобразительном искусстве 50-80-х годов прошлого века актуальна не только изучающим историю, культуру народа мари, но и всему финно-угорскому культурному сообществу. Она была в центре внимания искусствоведов и историков, музееведов Н. А. Большовой [1], Л. А. Кувшин-ской [5], Г. И. Прокушева [10; 11; 12], Г. И. Соловьевой [11], Б. Ф. Товарова-Кошкина [13; 14], С. М. Червонной [14]. Они анализировали творчество художников с исторической, искусствоведческой и биографической точек зрения. Э. М. Кол-чева [1; 3; 4], В. Е. Кутасова [2; 3; 4; 6; 7; 8], М. С. Мамонтова [3; 4] и С. К. Свечников [3; 4] провели большую работу в рамках гранта «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов» по изучению этнокультурной проблематики в изобразительном искусстве Марий Эл данного периода. Ими написаны ряд статей, принято участие в паспортизации картин написанных в 50-80-е годы ХХ века.
Особое место в исследованиях занимает творческая интеллигенция народа мари, уровень личности субъектов культуры в изобразительном искусстве тех лет. По мнению искусствоведов Г. И. Проку-шева и Г. И. Соловьевой, «На рубеже 50-60-х годов в художественной жизни Йошкар-Олы происходили заметные перемены». Г. И. Прокушев отметил, что «по приглашению товарищества «Мари художник» в республику приехали молодые специалисты, окончившие вузы и училища страны. Активизировалась выставочная деятельность» [11, с. 46]. В этот период развития изобразительного искусства плодотворно работали художники. Этому способствовало организация Марийского отделения Союза художников Российской Федерации и создание Художественного Фонда. Первым председателем был избран Алексей Петрович Зарубин (1913-1998), живописец, член Союза художников (1940). Художники выполняли работы по заказу Министерства культуры
республики, которые закупали Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и Республиканский музей изобразительных искусств, поэтому в их фондах собрана богатейшая коллекция полотен художников, отражающая субъекты культуры, которые развивали этнокультурное пространства народа мари и финно-угорского культурного мира. 1 июля 1961 г. состоялось учредительное собрание художников республики, на котором было принято решение о создании Марийского отделения Союза художников РСФСР. На заседание пригласили писателей, композиторов, которые выступали с приветственными речами [7, с. 9]. Тема национальной творческой интеллигенции нашла отражение в искусстве данного периода. Деятели культуры и искусства стали субъектами этнонациональной культуры. Их потенциал воспринимался как продвижение культуры народа мари по пути развития и признания не только советским, но и всем мировым сообществом. Портретные образы деятелей культуры, современников их авторов отличает не формальное сходство, а живость, переданы характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир.
Галерею марийских писателей создавали живописцы - Алексей Иванович Бутов (1935-1983), заслуженный деятель искусств МАССР (1984), член Союза художников (1964), член зонального выстав-кома «Большая Волга», Анатолий Сергеевич Пуш-ков (1920-1983), член Союза художников (1964), Алексей Петрович Зарубин (1913-1998), член Союза художников (1940), Борис Исидорович Тарелкин, заслуженный художник России (1999), член Союза художников (1985) и др. Они в портретном жанре раскрыли свое мастерство, обратили внимание на характеры незаурядных личностей, людей с богатым жизненным опытом и непростой судьбой, внесших вклад развитие этнической культуры народа мари.
А. И. Бутов изобразил С. Г. Чавайна (1888-1937) на фоне великолепного деревенского пейзажа
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 2 (10)
«Чавайн на Илети» (1968), через 31 год после его трагической гибели. Передана удивительная тишина, которая наталкивает человека на глубокие размышления. На нем вышитая марийская рубашка, в руках книга, он очень задумчив... (рис. 1). С. Г. Чавайн был одним из организаторов и создателей Марийской ассоциации пролетарских писателей, членом правления Марийского областного отделения Союза писателей СССР (1934), членом правления писательской организации Горьковско-го края, членом Союза писателей СССР (1934). Он автор стихотворения «Ото» («Роща»), драматических произведений «Мукш отар» («Пасека»), «Акпатыр», романа «Элнет» («Илеть») и др. Его расстреляли, реабилитировали в 1956 г. [9, с. 640-642].
Им же написан групповой портрет «Марийские писатели» (1969) (рис. 2). Слева направо мы видим - Геннадия Матюковского (Матюков Геннадий Иванович (1926-1994)), лауреата Государственной премии Марийской АССР (1972), народного писателя республики (1980), члена Союза писателей СССР (1949) [9, с. 400-403]. Следующий - Вениамин Михайлович Иванов (1923-1971), участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей ССР (1964). Разнообразной была его литературная деятельность - романы, повести, перевод стихов на марийский язык А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Щипачева и др. [9, с. 247-250]. Миклай Казаков (Казаков Николай Иванович (1918-1989), участник Великой Отечественной войны, выпускник Литературного института им. М. Горького, член Союза писателей ССР (1939), лауреат Государственной премии СССР (1951), народный поэт Марийской АССР (1942). Познакомил марийского читателя с произведениями Р. Берн-са, А. Пушкина, М. Лермонтова и др. [9, с. 303-307]. Сергей Николаевич Николаев (1908-1993), заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1946), народный писатель республики (1958), лауреат Государственной премии МАССР (1980), почетный гражданин г. Йошкар-Олы (1981), член Союза писателей ССР (1939). Он автор сценария документального фильма «Композитор Палантай», драматургии к спектаклям «Салика», «Вудшо йога» («Воды текут»), «У саска» («Новые плоды»), «Элнет серыште» («На берегу Илети»), «Айвика» и др. [9, с. 441-442], которые до сих пор в репертуаре Марийского театра драмы им. М. Шкетана. А. Мичурин-Азмекей (Ятманов Александр Степанович) (1912-1985) участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей (1957), «Заслуженный работник культуры МАССР» (1982), писатель, переводчик, литературный редактор
журнала «Ончыко» [9, с. 413-415]. Г. И. Проку-шев заметил, что внимание зрителей не прошло мимо парадного группового портрета А. И. Бутова «Марийские писатели» (1969) (рис. 2). «Пятеро известных мастеров слова изображены в фойе общественного здания... полукругом... В выражении лиц ощущается внутренняя энергия и жизненный опыт. Принадлежность к профессии определяют немногие, но точные детали: раскрытая книга в руках Миклая Казакова, свернутая в трубку и нервно перебираемая тонкими пальцами Ми-чурина-Азмекея газета [11, с. 38], ... зажатая в руке Вениамина Иванова папироса. Писатели умеют слушать друг друга, внимательно наблюдают за собеседником. Это именно то, что составляет внутреннюю сущность людей творческого труда. Индивидуальное портретное сходство не вызывает сомнения» [12, с. 51].
Следующий портрет А. И. Бутова - «Писатель Мичурин-Азмекей» (1967) (рис. 3). Графическая работа живописца написана при жизни писателя, когда ему было 55 лет. В выбранном интересном ракурсе портрета мы практически не видим лица, хотя переданы черты жизненности. Достоверно передан образ, это свидетельство большого мастерства художника. А. Мичурина-Азмекея называли «певцом природы», потому что он ее хорошо знал и любил, много писал о природе. 1967 год был насыщенным в творчестве писателя, а в 1968 г. издан сборник рассказов, очерков и фельетонов «Пуртус мурызо» (Поэзия природы) [9, с. 413-415]. На доме, где родился и вырос писатель в д. Малые Моламасы Звениговского района Республики Марий Эл, установлена мемориальная доска [2, с. 154].
Поэт, переводчик, литературный критик Валентин Христофорович Колумб (1935-1974) из рода марийских крестьян Декиных, выпускник Литературного института им. М. Горького. Он писал басни, баллады, оды. Член Союза писателей СССР (1961), первый лауреат премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая в области литературы (1968) [9, с. 329-333]. Уже после его преждевременной смерти изобразил А. И. Бутов поэта на фоне туч, ветер развевает волосы, а взгляд устремлен вдаль, не спокойно в душе поэта (рис. 4).
Искусствоведы Б. Ф. Товаров-Кошкин и С. М. Червонная отметили, что А. С. Пушкову удалось проявить мастерство портретиста в раскрытии образа писателя Тыныша Осипа [14, с. 22]. Перед нами мудрый человек, который своими произведениями внес большой вклад в развитие культуры Марийского края. Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич (1893-1971) - писатель, исследователь языковой культуры, педагог, переводчик
произведений на марийский язык, член Союза писателей СССР (1934) [9, с. 622-624] (рис. 5).
Семен Алексеевич Вишневский (1920-1990), член Союза писателей СССР (1951), народный поэт Марийской АССР (1970), лауреат Государственной премии республики (1983), участник Великой Отечественной войны, прошел путь от рядового до офицера [9, с. 153-155]. А. П. Зарубин написал портрет человека, известного марийскому читателю, эмоционального человека, который присел буквально на минуту, обдумывает строки нового стихотворения или хочет сказать что-то своему собеседнику. Взгляд его устремлен вдаль. Б. Ф. Товаров-Кошкин об этом портрете живописца отметил, что «Колорит полотна, построенный на сочетании мягких полутонов, сливающихся в серебристую гамму, раскрывает светлое обаяние вдохновенности человека» [13] (рис. 6).
Образ Кима Кирилловича Васина (1924-2004), члена Союза писателей СССР (1953), кандидата филологических наук, запечатлел Б. Ф. Тарелкин. Его заслуги отмечены почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР (1960, 1986) и РСФСР (1974), орденом «Знак Почета» (1967), почетными званиями «Заслуженный деятель науки МАССР» (1978), «Заслуженный работник культуры Чувашской АССР», «Народный писатель МАССР» (1984), лауреат Государственной премии республики (1976). Он - Почетный гражданин
Рис. 1. А. И. Бутов Чавайн на Илети, 1968
Рис. 2. А. И. Бутов Марийские писатели, 1969
города Йошкар-Олы (1993) [9, с. 136-138]. Мы видим эскиз (1985) (рис. 7) и портрет (1987) (рис. 8). Они немного отличаются. Написаны с разницей в два года. Выбрано место перед бревенчатым домом с удивительными резными наличниками, веткой рябины в углу окна, которые говорят о красоте окружающего мира, трепетного отношения к природе. Вся обстановка, переданная в полотне, наталкивает на беседу: очки, подшивка журнала «У вий» («Новая сила»), взгляд человека, умудренного жизненным опытом, много знающего, который не только говорит, но и очень внимательно слушает своего невидимого собеседника. Представлен окружающим писатель в неофициальной, домашней обстановке, на нем рубашка розового цвета. Имя писателя К. К. Васина увековечено - в микрорайоне «Звездный» в Йошкар-Оле есть улица Васина. В 2016 году его имя присвоено Сернурской центральной библиотеке.
Живописцы представили нам средством художественного выражения репрезентацию субъектов культуры, которые пронесли через свою жизнь и передали своему народу доброе, вечное, красоту языка, природы, этнокультуру народа мари. Художники своим творчеством утвердили уважительное отношение к людям интеллектуального труда, к коллегам, собеседникам, друзьям. Во всех полотнах художники незримо присутствуют на полотнах, беседуют с ними.
Рис. 3. А. И. Бутов Портрет писателя Мичурина-Азмекея, 1967
Рис. 4. А. И. Бутов. Портрет Колумба, 1976
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 2 (10)
Рис. 5. А. С. Пушков. Портрет марийского писателя Тыныша Осыпа, 1968
Рис. 6. А. П. Зарубин. Портрет поэта С. Вишневского, 1961
Рис. 7. Б. И. Тарелкин. Ким Васин (эскиз к портрету), 1985
Рис. 8. Б. И. Тарелкин. Марийский языковед и историк Ким Васин, 1987
Литература
1. Большова Н. А., Колчева Э. М. Структура этнокультурного пространства в художественно-этнографических работах 20-30-х годов XX века из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 174-187.
2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Звениговский район: Сборник документальных очерков / В. Е. Кута-сова - Йошкар-Ола, 2004. 304 с. с ил.
3. Kolcheva E. М., Kutasova V. E., Mamontova, M. S., Svechnikov S. K. The Social Space of the Mari People Culture in Fine Arts of 1950-80s and the Forms of its Relevant Representation // The Social Sciences. 2016. № 11. Т. 8. P. 1667-1674.
4. Колчева, Э. М., Кутасова В. Е., Мамонтова М. С., Свечников С. К. Социальное пространство культуры народа мари в изобразительном искусстве 1950-80-х годов и формы его актуальной репрезентации // Вестник КазГУКИ. 2016. № 3. С. 98-104.
5. Кувшинская Л. Марийское изобразительное искусство 80-х годов (по материалам юбилейной выставки «Край Марийский» 1987 г.) // Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1991. С. 81-92.
6. Кутасова В. Е. Основоположники профессиональной марийской музыки в творчестве художников 1960-х годов // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности: сб. ст. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2015. С. 213-217.
7. Кутасова В. Е. Пространство субъекта этнической культуры мари в изобразительном искусстве Марийского края советского периода (1950-1980-х гг.) // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2(6). С. 9-13.
8. Кутасова В. Е. Участие марийских писателей и художников в международном сотрудничестве в области культуры и изобразительного искусства // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (8). С. 20-23.
9. Писатели Марий Эл: биобиблиогр. указ. / сост.: А. А. Васинкин, В. А. Абукаев-Эмгак и др. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008. 751 с.
10. Прокушев Г. Н. О некоторых особенностях сюжетно-тематической картины в творчестве А. Н. Бутова // Проблемы в творчества художников Марийской АССР на современном этапе: сб. статей. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 8. МарНИИ. Йошкар-Ола, 1989. С. 28-41.
11. Прокушев Г. Н., Соловьева Г. И. Проблемы идейности и содержательности в живописи и графике З. Ф. Лаврентьева // Проблемы в творчества художников Марийской АССР на современном этапе: сб. статей. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 8. МарНИИ. Йошкар-Ола, 1989. С. 42-67.
12. Прокушев Г. И. Этюды о художниках. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. 359 с. с ил.
13. Товаров-Кошкин Б. Ф. Портреты А. Зарубина. У полотен художников // Марийская правда. 1963. 14 июля.
14. Товаров-Кошкин Б. Ф. Художники Марийской АССР / Б. Ф. Товаров-Кошкин, С. М. Червонная. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 86 с. с ил.
References
1. Bol'shova N. A., Kolcheva Je. M. Struktura jetnokul'tumogo prostranstva v hudozhestvenno-jetnograficheskih rabotah 20-30-h godov XX veka iz fondov Nacional'nogo muzeja RMJe im. T. Evseeva [Structure of ethnic and cultural space of art and ethnographic works of the 20-30s of the XXth century from the funds of the National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev]. Jetnograficheskoe obozrenie = Ethnographic review, 2013, no. 4, pp. 174-187.
2. Kutasova V. E. Istorija sel i dereven' Respubliki Marij Jel. Zvenigovskij rajon: sbornik dokumental'nyh [History and villages of the Republic of Mari El. Zvenigovsky district: a collection of documentary essays]. Joshkar-Ola, 2004, 304 p.
3. Kolcheva E. M., Kutasova V. E., Mamontova, M. S., Svechnikov S. K. Social space of the Mari people culture in fine arts of the 1950-80s and the forms of its relevant representation. The Social Sciences, 2016, no. 11, vol. 8, pp. 1667-1674.
4. Kolcheva, Je. M., Kutasova V. E., Mamontova M. S., Svechnikov S. K. Social'noe prostranstvo kul'tury naroda mari v izo-brazitel'nom iskusstve 1950-80-h godov i formy ego aktual'noj reprezentacii [Social space of culture of the Mari people in the fine arts of the 1950-80s, and forms its relevant representation]. Vestnik KazGUKI = Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2016, no. 3, pp. 98-104.
5. Kuvshinskaja L. Marijskoe izobrazitel'noe iskusstvo 80-h godov (po materialam jubilejnoj vystavki «Kraj Marijskij» 1987 g.) [Mari fine art of the 80s (based on the materials of the jubilee exhibition «Mari region» 1987)]. Fol'klor i iskusstvo v sovremennoj hudozhestvennoj kul'ture Marijskoj ASSR = Folklore and art in contemporary art and culture of the Mari ASSR. Joshkar-Ola, 1991, pp. 81-92.
6. Kutasova V. E. Osnovopolozhniki professional'noj marijskoj muzyki v tvorchestve hudozhnikov 1960-h godov [Mari professional music founders in the works of artists of the 1960s]. Hudozhestvennaja kul'tura narodov Volgo-Kamskogo polijetnicheskogo regiona v paradigme sovremennosti: sb. st. = Artistic culture of the peoples of the Volga-Kama polyethnic region in the paradigm of modernity: collection of articles, Mar. gos. un-t, Joshkar-Ola, 2015, pp. 213-217.
7. Kutasova V. E. Prostranstvo sub#ekta jetnicheskoj kul'tury mari v izobrazitel'nom iskusstve Marijskogo kraja so-vetskogo perioda (1950-1980-h gg.) [Space of the subject of the ethnic culture of the Mari in the visual arts of the Mari region of the Soviet period (1950-1980)]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 2(6), pp. 9-13.
8. Kutasova V. E. Uchastie marijskih pisatelej i hudozhnikov v mezhdunarodnom sotrudnichestve v oblasti kul'tury i izobra-zitel'nogo iskusstva [Participation of the Mari writers and artists in international cooperation in the field of culture and art]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 4 (8), pp. 20-23.
9. Pisateli Marij Jel: biobibliogr. ukaz. [Writers of Mari El: biobibliographical index]. Comp. A. A. Vasenkin, V. A. Abykaev-Amhac etc., Joshkar-Ola, Mar. kn. izd-vo, 2008, 751 p.
10. Prokushev G. N. O nekotoryh osobennostjah sjuzhetno-tematicheskoj kartiny v tvorchestve A. N. Butova [On some features of story-themed paintings in the works of A. N. Butov]. Problemy v tvorchestva hudozhnikov Marijskoj ASSR na sovremennom jetape. Voprosy marijskogo fol'klora i iskusstva = Issues of creativity of the Mari ASSR artists at the present stage. Questions of the Mari folklore and art, vyp. 8, MarNII, Joshkar-Ola, 1989, pp. 28-41.
11. Prokushev G. N., Solov'eva G. I. Problemy idejnosti i soderzhatel'nosti v zhivopisi i grafike Z. F. Lavrent'eva [Problems of ideology and content in painting and drawing by Z. F. Lavrentyev]. Problemy v tvorchestva hudozhnikov Marijskoj ASSR na sovremennom jetape. Voprosy marijskogo fol'klora i iskusstva = Issues of creativity of the Mari ASSR artists at the present stage. Questions of the Mari folklore and art, vyp. 8, MarNII, Joshkar-Ola, 1989, pp. 42-67.
12. Prokushev G. I. Jetjudy o hudozhnikah [Sketches about the artists], Joshkar-Ola, Mar. kn. izd-vo, 2003, 359 p.
13. Tovarov-Koshkin B. F. Portrety A. Zarubina. U poloten hudozhnikov [Portraits of Alexander Zarubin. At the canvases of artists]. Marijskaja pravda, 1963, 14 ijulja.
14. Tovarov-Koshkin B. F., Chervonnaja S. M. Hudozhniki Marijskoj ASSR [Artists of the Mari ASSR]. Joshkar-Ola, Mar. kn. izd-vo, 1978, 86 p.
Статья поступила в редакцию 25.03.2017 г.
Submitted 25.03.2017.
Для цитирования: Кутасова В. Е. Портретная галерея писателей в изобразительном искусстве Марийского края (1950-1980-х гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 2 (10). С. 5-10.
Citation for an article: Kutasova V. E. Portrait gallery of writers in the fine arts of the Mari region (1950-1980s). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 2 (10), pp. 5-10.
Кутасова Валентина Евгеньевна,
кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Kutasova Valentina E., Ph. D. (History), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, vkutasova@mail. ru