УДК 7.036.1
йО!: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-16-24
ТЕМА ДЕТСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ 1920-1930-Х ГОДОВ
Э. М. Колчева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
THE THEME OF CHILDHOOD IN THE FINE ARTS OF THE MARI REGION OF 1920-1930-IES
E. M. Kolcheva
Mari State University, Yoshkar-Ola
В статье показано, как через тему детства в марийском изобразительном искусстве раннего советского периода представлена смена этно- и социокультурной парадигмы жизни народа мари в 1920-1930-х годах. В произведениях этнографического реализма 1920-х годов подробно изображен мир марийской традиционной культуры в ее повседневной жизнедеятельности, дети показаны как органичная часть этого мира. Они с 6-8-летнего возраста приобщаются к хозяйственной деятельности, обретают гендерную идентичность. Подчеркнута значимость женских занятий, связанных с обработкой льна и вышиванием. Примечательно то, что в исследуемых художественных произведениях даны не только этнографические подробности, но и созданы характеры и психологические ситуации, которые позволяют прочувствовать мир ребенка как таковой, вне зависимости от внешних культурных обстоятельств. В произведениях социалистического реализма 1930-х тема детства представлена более формально, в тесной связи с идеологическими задачами советского строительства. Дети, как правило, показываются как члены пионерских организаций, подчеркивается значение культурной революции, борьба с неграмотностью, гендерным неравноправием. В живописи и графике дети теперь мыслятся как будущее нового общества, его строители. Рассмотренные в статье произведения изобразительного искусства из фондов Национального музея Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеевича Евсеева принадлежат кисти первых художников марийского края Елизаветы Дмитриевны Атлаш-киной (1879-1965), Павла Тимофеевича Горбун-цова (1894-1971), а также казанских художников Павла Александровича Радимова (1887-1967), Василия Кирилловича Тимофеева (1891-1968).
Ключевые слова: изобразительное искусство 1920-1930-х годов, традиционная культура мари, советская культурная революция, мир детства.
The article shows how the changes of ethno and sociocultural paradigm of life of the Mari people in the 1920s-1930s is represented through the theme of childhood in the Mari fine arts of the early Soviet period. The works of ethnographic realism of the 1920s, depict in detail the world of Mari traditional culture in its everyday life, children are shown as a natural part of this world. They are attached to household works from 6-8 years of age, acquire gender identity. The importance of women's activities related to flax processing and embroidery is emphasized. It is noteworthy that in the studied works of art not only ethnographic details are given, but characters and psychological situations are created that allow you to feel the world of the child as it is, regardless of the external cultural circumstances. In the works of socialist realism in the 1930s, the theme of childhood is presented more formally, in close connection with the ideological objectives of the Soviet construction. Children are usually shown as members of pioneer organizations, emphasizing the importance of the cultural revolution, combating illiteracy and gender inequality. In painting and drawing, children now are thinking like the future of the new society, its builders. Considered in this article the works of fine art from the collectiom of the National Museum of the Republic of Mari El named after Timofey Evseevich Evseev belong to the brush of the first artists of the Mari Region: Elizaveta Dmitrievna Atlashkina (1879-1965), Pavel Timofeevich Gorbuntsov (1894-1971), and Kazan artists Pavel Alexandrovich Radimov (1887-1967), Vasily Kirillovich Timofeev (1891-1968).
Keywords: fine arts of 1920-1930s, Mari traditional culture, Soviet cultural revolution, world of childhood.
© Колчева Э. М., 2018
Введение. Образ детства и детей в произведениях начального периода изобразительного искусства в Марийском крае представляет собой яркое отражение коллизии традиционного образа жизни народа мари, тех кардинальных культурных трансформаций, которые охватили все области жизни страны в первые десятилетия становления советской власти. Тем не менее эта тема является слабо исследованной, хотя может быть ключом к изучению истории края в учебном процессе средней школы, в просветительской деятельности музеев республики.
Цель. Проследить, как меняется образ детства от этнографического реализма 1920-х годов к социалистическому реализму 1930-х.
Материалы и методы. В статье анализируются художественные произведения из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Тимофея Евсеева (НМ РМЭ им. Т. Евсеева) с помощью методов исторического и искусствоведческого исследования. Коллекция произведений указанного периода долгое время не изучалась, были отдельные упоминания о ней в работах искусствоведов советского периода [7; 8]. Систематическое исследование началось только с 2009-2010-х годов под руководством автора [1; 2; 3; 4; 5].
Результаты исследования. Первые образы марийских детей относятся к периоду революции и гражданской войны. Они созданы казанским художником Павлом Александровичем Радимовым в период его вынужденного затворничества 1918-1919 годов в Козьмодемьянском уезде [5, с. 69].
На «Портрете горномарийки» (1918) изображена сидящая на деревянной лавке девочка-подросток в национальной одежде горных мари. На девочке домотканая белая холщевая рубаха «тыгыр», подпоясанная с большим напуском. В области плеч на рубахе расположена вышивка «вочыгач» из черных ниток. Наплечные нашивки на рубахе отсутствуют, этого удостаивались девушки, уже достигшие брачного возраста. Домотканый пояс свисает с правой стороны (манера ношения, характерная для крещеных горных мари). Поверх рубахи повязан передник синего цвета без грудки «анзылвач» из синей фабричной ткани. Из-под рубахи видны белые холщевые штаны «ялаш» - обязательная принадлежность женского костюма. На шее у девочки -шейное украшение «шуыер» «шершуаш» из раковин каури, бус, бисера, характерное для девочек
ее возрастной группы (12-13 лет). Темные волосы гладко расчесаны на прямой пробор и собраны сзади. Хотя ее голова развернута на зрителя, но поза закрыта: взгляд направлен вдаль, сомкнутые руки сложены на коленях. Лицо модели проработано, отличается выраженной психологической характеристикой, перед зрителем предстает образ скромной, застенчивой девочки, непривыкшей быть в центре внимания.
Рис. 1. П. А. Радимов. Портрет горномарийки.
1918. картон, масло, 25x21 см / Fig. 1. P. A. Radimov. Portrait of Mari woman.
1918. Cardboard, oil, 25x21 cm
Дети, а в особенности девочки, в традиционной культуре с раннего возраста вовлекались в хозяйственные занятия, это можно проследить на примере сюжетных картин (П. А. Радимов. Девушка с ведрами. 1920-е и др.).
Образы младенцев представлены в работах коллекции Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева в контексте изображения семейного быта марийцев. Они созданы уже на следующем историческом этапе, во второй половине 1920-х годов, когда художники, выполняя задание Марийского краеведческого музея, в этнографических экспедициях фиксировали особенности повседневной культуры народа. Так, на картине П. А. Радимова «В крестьянской избе» (1926) изображена семья за традиционными занятиями. Четко обозначены гендерные локации в пространстве избы: у окна
на лавке женщина в костюме луговых мари Краснококшайского кантона МАО накручивает нить из клубка на веретено, у печи мужчина плетет лапти. Посреди избы подвешена лубяная люлька «шепка» продолговатой формы, привязанная пеньковой веревкой к жерди «лушкева-ра», укрепленной к потолочной балке. В люльке сидит ребенок, на голове ребенка красный платок, «защищающий от сглаза». Такой платок надевали на голову малыша независимо от его пола. Аналогично расставлены семиотические акценты на другой картине этого же художника «Семья» (1925). Но здесь, помимо люльки в центре избы, показан справа в глубине избы у печи рядом с мужчиной маленький мальчик. Профиль отца и силуэт ребенка четко выделяются на фоне темного дверного проема. Персонажи не имеют психологических характеристик,
условны, сюжет отсутствует. Картина также фиксирует организацию гендерного пространства традиционного жилища мари, в которой идентичность ребенка уже четко определена с раннего возраста.
Сюжетную линию П. А. Радимов привнес в картину «Бабушка и внучек» (1926): малыш, очевидно, уже начавший ползать, сидит на полу и играет с кошкой, а на лавке сидит погрузившаяся в собственный раздумья бабушка. Уход за маленькими детьми входил в сферу повседневных забот пожилых женщин. По представлениям народа мари между самой старой женщиной и самым маленьким ребенком в семье существует наиболее тесная связь, т. к. оба находятся в «пограничном» состоянии: один у начала жизненного пути, другая - в конце его. Атмосфера картины создает ощущение тишины и скуки.
Рис. 2. П. А. Радимов. Бабушка и внучек. 1926. Холст, масло. 51x80,5 см / Fig. 2. P. A. Radimov. Grandmother and grandson. Oil on canvas, 51x80.5 cm
Едва подросшие малолетние дети, как правило, находятся рядом с родителями, какой бы работой те не были заняты. Художник Павел Тимофеевич Горбунцов в этнографической экспедиции по Звениговскому кантону в 1927 году запечатлел эту особенность во многих графических рисунках и набросках («Сушка конопли» и др.). Одежда мальчиков и девочек в возрасте до 10 лет почти не имела отличий, что хорошо видно на рисунках. Она обычно состояла из рубахи и штанов, которые по покрою не отличались
от одежды взрослых. Нередко одежду для детей перешивали из обносков взрослых, или же они донашивали одежду своих старших братьев и сестер.
Этюд «Метание стога» Василия Кирилловича Тимофеева, казанского художника, участвовавшего в 1927 году в экспедиции самого Тимофея Евсеевича Евсеева по Моркинскому кантону вторит наблюдениям П. Т. Горбунцова. На переднем плане изображены босоногие дети в белых домотканых холщовых рубашках, они еще малы, чтобы участвовать в работе, но находясь
рядом, постепенно втягиваются в традиционный труд, наблюдая, усваивают первые навыки.
С 6-8-летнего возраста дети привлекались к трудовой деятельности. На картине В. К. Тимофеева «Марийские женщины за изготовлением холста» (1926) показано одно из важнейших занятий марийской женщины. В женской половине избы три женщины разного возраста заняты ткачеством. Холсты ткали ранней весной после Масленицы и до начала весенне-полевых работ. Одна прядет нить, левой рукой скручивая пряжу, укрепленную в простой прялке-палке «кунчыла-вондо», нижний конец которой воткнут в оборы лаптей. Правой рукой женщина накручивает нить на веретено. Самая старшая женщина за ткацким станком ткет холст на простейшем горизонтальном станке без рамы и заднего навоя «марла-куымо стан». На переднем плане справа изображена девочка. Она сидит на низкой скамеечке и наматывает уточную нить на цевку челнока с помощью скально «олдырчо», выполняя, таким образом, простейшую работу.
Художники не удовлетворялись только этнографическим документированием. Знакомясь с людьми, живя среди народа, они проникались его эмоциональной атмосферой, увлекались характерами, а потому зачастую создавали психологически яркие выразительные сцены. Особенно это
относится в «марийской странице» в творчестве В. К. Тимофеева. Этот художник обладал живым и непосредственным взглядом на марийцев, что во многом является следствием непосредственного общения с Тимофеем Евсеевичем Евсеевым. Этнограф ввел художника в круг своих родных и земляков, они позировали художнику. Картины В. К. Тимофеева отличаются не только исключительными колористическими и композиционными решениями, но и меткими характеристиками ситуаций, поз, жестов, порой исполнены тонкого доброго юмора.
Картина «Женщины-марийки за рукоделием» (1927) отражает еще одно значимое традиционное занятие марийской женщины - вышивание. Оно показано происходящим на открытом воздухе, во дворе. На фоне дворовых хозяйственных деревянных построек перед амбаром изображены две женщины. Они сидят на донце швейки «туоменге» (деревянный столбик, укрепленный в донце), к верхней части столбика прикреплен белый холст, по счету нитей которого вышивается узор. Вышивка одежды носила сакральный смысл. К рукоделию девочек приобщали с раннего возраста, поэтому неслучайно рядом с двумя женщинами на картине изображена девчушка шести-семи лет. Для нее, можно сказать, идет «урок» по основам женского рукоделия.
Рис. 3. В. К. Тимофеев. Женщины-марийки за рукоделием. 1927. холст, масло, 52x64 см / Fig. 3. V. K. Timofeev. Mari women at handicraft. 1927. Oil on canvas, 52x64 cm
Как настоящий художник В. К. Тимофеев верен эмоциональному образному видению, он не сухой документалист и не морализатор. Прелесть картины в живой трактовке сюжета: динамичны фигуры и лица женщин, непоседлива сидящая рядом пухлощекая девчушка. Ей скучно, видимо, хочется убежать, но приходится сидеть со старшими, которые, возможно, еще и подтрунивают над ней. Чинно сложенные на коленях ручки, чуть откинувшаяся назад фигурка, скошенный исподтишка в сторону взгляд, - изумительная характерная и ироничная трактовка! Даже дворовые постройки, кажется, на стороне этой маленькой озорницы, они хаотичны, подвижны, тоже готовы сорваться с места (женщины сидят в тени под навесом из неравномерно торчащих досок крыши кудо). Подобный художественный подход, создание сюжетной картины, а не просто этнографически точная фиксация традиционного занятия, нисколько не умаляет документальной ценности источника, наоборот, оно привносит в него аромат живого человеческого присутствия. Эта картина - одна из лучших работ В. К. Тимофеева в фондах НМ РМЭ им. Т. Евсеева. Она обязательно должна быть задействована в учебном процессе при изучении истории культуры марийского народа в школе, т. к. позволяет современному ребенку легко вжиться в образ сверстницы иной эпохи через такие вечные, универсальные «проблемы обучения».
Советские преобразования неумолимо входили в жизнь марийского народа в 1920-1930-х годах, ломая традиционный образ жизни, в том числе и детей. Сохранилось множество графических работ П. Т. Горбунцова, иллюстрирующих этот социальный перелом. Символичен рисунок «Жизнь пионера», он, очевидно, выполнен в 1930-е годы. Изображение церкви слева противопоставлено новым культурным институциям справа (колхоз, школа, клуб). Она затянута паутиной, накренилась, главки разошлись в разные стороны. Церковь заброшена и забыта, ее место в жизни заняли провозглашенные РКП(б) ценности. Известно, что внедрение новшеств происходило с большим трудом в марийском крае, с применением насилия по отношению к крестьянству [11, с. 37-39], поэтому работа с детьми и молодежью становилась важнейшей задачей власти. Искусство становилось средством наглядной агитации. Можно только предположить, что рисунок был выполнен для детского журнала
«Пионер йук», оформлением которого занимался в 1930-е годы П. Т. Горбунцов.
На переднем плане в левом углу изображены во главе со знаменосцем марширующие с песней пионеры. Пионерские отряды в марийском крае появились уже в 1922-1923 годах. Жизнь юных пионеров была тесно связана с «культурной революцией»: в их быт теперь вошли школа и образование, в клубе они приобщались к политической грамотности, занимались художественным развитием. На рисунке показаны технические достижения новой власти в деревне: по колхозной улице едет трактор, около радио собрался народ послушать новости. Взгляд в композиции скользит по флагштоку к развевающемуся на ветру флагу, от него переходит к собравшейся у радиоточки толпе. Это, с одной стороны, идеализированная агитационная зарисовка, отвечающая требованиям социалистического реализма, но, с другой стороны, она отражает и реальные перемены в жизни края, действительно, грандиозные для того времени.
Рис. 4. П. Т. Горбунцов. Жизнь пионера.
1930-е. бумага, тушь/перо. 14,7x12,5 см / Fig. 4. P. T. Gorbuntsov. Life of a pioneer. 1930s.
Paper, ink/pen, 14.7x12.5 cm
В сюжете картины В. К. Тимофеева «Водная станция на берегу Кокшаги» (1929) нашли отражение решавшиеся тогда в стране задачи развития физкультурного движения. Государственные и спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола стали осуществлять программу массового развития физической культуры
и спорта во всех районах страны. «Динамо» было первым всесоюзным физкультурно-спортивным обществом (1923). В Краснококшайске для спортивных занятий жителей города был построен стадион «Динамо», а рядом на берегу реки Кок-шага - водная станция, здесь проводились соревнования по плаванию, прыжкам в воду, гребле. С лодочной станции вверх по реке совершались дальние прогулки на лодках в Дубовую рощу. Эти места оставались узнаваемыми до недавнего времени, поэтому картина также может быть использована в образовательном процессе и экскурсионных программах.
В 1920-1930-е гг. среди марийского населения развернулась борьба с неграмотностью, среди которого лишь 16 % мужчин умели читать [1, с. 66]. С 1926 года особое внимание стало уделяться «национальным моментам» в работе политпросвета МАО. Избы-читальни являлись центром политической пропаганды и культурно-просветительской работы в деревне. Их деятельность налаживается к 1928 году, отмечается, что они завоевывают авторитет у населения [7, с. 40].
На картине П. Т. Горбунцова «Изба-читальня» (1929) показана деревенская изба-читальня,
с висящими по стенам плакатами и лозунгами на марийском языке «Грамотный, обучи неграмотного!», «Вступайте в колхоз!», «Ленин говорит: «Учиться, учиться и учиться!», а справа на стене висит портрет самого вождя революции. В центре избы за большим квадратным столом сидят крестьяне: мужчины, женщины, старики, читающие газеты «Йошкар кече» (начала выходить в 1921 году), «Марийская деревня» (с 1925 года). Читающие сатирический журнал «Крокодил» смеются. Художник выделил типажи марийских крестьян, но передать достоверно антропологический тип мари ему не удалось. У полок с книгами изображены юноша и девочки. Они составляют контраст старшему поколению, среди которых не все могут читать, а потому просто слушают. Дети же самостоятельны, сами выбирают нужные им книжки. О. А. Требушкова считает, что «прямолинейно-лубочная подача сюжета» придает полотну, «как ни странно, дополнительную достоверность. Именно так, убежденно-возвышенно подавались идеологами социалистического государства и принимались большинством его граждан обозначенные задачи-директивы» [10, с. 66].
Рис. 5. П. Т. Горбунцов. Изба-читальня. 1929. холст, масло, 147x192 см / Fig. 5. P. T. Gorbuntsov. Village reading room. 1929. Oil on canvas, 147x192 cm
Образованию детей с конца 1920-х стало уделяться усиленное внимание. В 1931 году официальная статистика показывала, что охват всеобу-
чем по начальной школе в МАО составлял уже 94,6 %, в то же время констатировались низкие показатели, 48 %, по «переросткам», т. е. детям
11 -15 лет1. Вовлечение женщин в процесс ликвидации безграмотности в Советской России составляло особую проблему. Девочек не принято было обучать грамоте. В 1930 году было введено всеобщее обязательное обучение детей школьного возраста, это коренным образом изменяло положение женщин. В 1935-1936-м годах в числе учащихся средней школы было 48,7 % девочек, правда, в количественном выражении - это 457 человек2. Поэтому задача решалась всеми средствами культуры, в том числе посредством искусства. На картине первой марийской художницы Елизаветы Дмитриевны Атлашкиной «Марийская девушка за газетой» (конец 1930-х) изображена девочка-подросток, читающая газету «Сталинец». Это издание выходило на марийском языке в Звениговском районе в 1938-1956 годах. Безусловно, работа носит агитационно-пропагандистский характер и репрезентирует дискурс социалистических «достижений».
Рис. 6. Е. Д. Атлашкина. Марийская девушка за газетой. 1930-е. холст, масло. 40x49 см / Fig. 6. E. D. Atlashkina. Mari girl reading the newspaper. 1930s. Oil on canvas, 40x49 cm
В 1935 году была радиофицирована деревня Кокшамары, был проведен телефон3. Этому со-
1 Об охвате всеобучем детей школьного возраста и переростков. № 93. / Марийская правда. 1931. 9 февраля. // Культурное строительство в Марийской АССР. 1917-1941 гг. Кн. 1: сборник документов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1983. С. 100-101.
2 Из доклада «О хозяйственном и культурном развитии Марийской области за 15 лет». 1937 г. // Культурное строительство в Марийской АССР. 1917-1941 гг. Кн. 1: сборник документов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1983. С. 154.
3 Деревня Кокшамары / Звениговский район: сборник доку-
ментальных очерков. Йошкар-Ола. 2004. С. 103.
бытию посвящена картина В. К. Тимофеева «Проводка радио (д. Кокшамары)» (1936). На переднем плане картины справа показано здание сельсовета. Над крыльцом укреплена вывеска, слева от крыльца на древке - красный флаг. Трое молодых мужчин протягивают провода от электрического столба к зданию. Монтер на лестнице устанавливает изолятор для провода. На бревне у сельсовета сидит седой старик в белой холще-вой рубахе, онучах и лаптях и плетет лапти. Вокруг расположились любопытствующие: женщина в белой холщевой рубахе, розовом переднике и фабричном белом платке, босоногие дети в белых холщевых рубахах. На шее одного из мальчиков - красный пионерский галстук. Он активно жестикулирует, видимо, что-то объясняя товарищу. Пионер учится в школе, а значит, понимает техническую суть происходящего. Третий мальчуган на переднем плане полностью захвачен технологическим процессом, он буквально впился глазами в действия монтера. Дети на первом плане наглядно воплощают такую задачу образования 1930-х, как «политехнизация», посредством ее решения полагалось воспитание «всесторонне развитых строителей социализ-ма»4. Итак, дети представлены на картине абсолютными энтузиастами советских преобразований, на контрасте с прочими наблюдателями.
Рис. 7. В. К. Тимофеев. Проводка радио (д. Кокшамары).
1936. Холст, масло. 39x57 см / Fig. 7. V. K. Timofeev. Radio routing. (Kokshamary village). 1936. Oil on canvas, 39x57 cm
Заключение. Таким образом, в произведениях начального периода истории марийского
4 О культурных достижениях нашей области. № 127 / Марийская правда. 1935. 10 ноября // Культурное строительство в Марийской АССР. 1917-1941 гг. Кн. 1: сборник документов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1983. С. 133.
изобразительного искусства 1920-30-х годов дети представлены как неотъемлемая часть этносо-циума. В работах этнографического реализма можно проследить характер традиционного воспитания, но также показаны и исторические трансформации социального алгоритма детства под влиянием советских преобразований в русле социалистического реализма. С одной стороны,
Литература
дети зачастую представлены формально, в то же время, в ряде произведений художники П. А. Ради-мов, В. К. Тимофеев показывают характеры и типичные психологические ситуации, такие работы позволяют проникнуться миром детей далекой эпохи. Такие работы должны использоваться в музейно-образовательных программах для поколения современных детей.
1. Большова Н. А., Колчева Э. М. Коллекция художественно-этнографических работ 20-30-х годов XX века из фондов Национального Музея республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева как источник изучения этнокультурного пространства // Обсерватория культуры. 2009. № 6. С. 66-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13090581 (дата обращения: 02.07.2018).
2. Большова Н. А., Колчева Э. М. Структура этнокультурного пространства в художественно-этнографических работах 20-30-х гг. XX в. из фондов Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева // Этнографическое обозрение. 2013. № 4. С. 174-187. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20330278 (дата обращения: 02.07.2018).
3. Григорьева А. О. Детские образы в творчестве марийских художников 1950-1980-х годов // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума (г. Йошкар-Ола, 25-26 мая 2017 г.). Вып. 4. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2017. С. 389-390.
4. Домрачева А. А. Художественно-этнографические работы П. Т. Горбунцова 1927 года в фондах Национального музея РМЭ им. Т. Е. Евсеева // Студенческая наука и XXI век. 2010. № 7. С. 250-254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21360674 (дата обращения: 02.07.2018).
5. Колчева Э. М. Марийская страница в творчестве казанских художников Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. К. Тимофеева 1920-1930-х годов (по материалам из фондов Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6. С. 66-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23788347 (дата обращения: 02.07.2018).
6. Кутасова В. Е. Этнокультурное пространство - Кокшамары в художественно-этнографических работах в фондах Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева // Архивный вестник. 2010. № 2. С. 142-147.
7. Петрова Т. А. Стабилизация библиотечного дела в МАО в годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2017. № 3 (11). С. 39-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30714737 (дата обращения: 02.07.2018).
8. Прокушев Г. И. Художники Марийской АССР. Л.: Художник РСФСР, 1982. 180 с.
9. Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М. Художники Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978. 88 с.
10. Требушкова О. А., Свечников С. К. История марийского края в живописных полотнах (на примере исторической экспозиции национального музея республики Марий Эл им. Т. Евсеева) // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 4. С. 63-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25843294 (дата обращения: 02.07.2018).
11. Ялтаев И. Ф. Коллективизация в Марийской Автономной Области: начало «коренного перелома» // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. Т. 2. № 2. С. 37-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24321175 (дата обращения: 02.07.2018).
References
1. Bol'shova N. А., Kolcheva E. M. Kollektsiya khudozhestvenno-etnograficheskikh rabot 20-30-kh godov XX veka iz fondov Natsional'nogo Muzeya respubliki Mari El im. T. E. Evseeva kak istochnik izucheniya etnokul'turnogo prostranstva [Collection of art and ethnographic works of the 20 - 30s of the XXth century from the collection of the National Museum of the Republic of Mati El named after T. E Evseev as a source of study of ethnic and cultural space.]. Observatoriya kul'tury = Observatory of culture, 2009, no. 6, pp. 66-73. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13090581 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
2. Bol'shova N. А., Kolcheva E. M. Struktura etnokul'turnogo prostranstva v khudozhestvenno-etnograficheskikh rabotakh 20-30-h gg. XX v. iz fondov Natsional'nogo muzeya Respubliki Mari El im. T. Evseeva [The structure of ethno-cultural space in art and ethnographic works of the 20 - 30-s of XXth century from the collection of the National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev]. Etnograficheskoe obozrenie = Ethnographic review, 2013, no. 4, pp. 174-187. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20330278 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
3. Grigor'eva А. O. Detskie obrazy v tvorchestve marijskikh khudozhnikov 1950-1980-h godov [Children's images in the works of Mari artists of the 1950s-1980s]. Bogatstvo finno-ugorskikh narodov: materialy IV Mezhdunarodnogo finno-ugorskogo studen-tcheskogo foruma (g. Joshkar-Ola, 25-26 maya 2017 g.). Vyp. 4. = The Wealth of the Finno-Ugric peoples: materials of the IV International Finno-Ugric student forum (May, 25-26, 2017, Joshkar-Ola), 2017, issue 4, pp. 389-390. (In Russ.).
4. Domracheva А. А. Khudozhestvenno-etnograficheskie raboty P. T. Gorbuntsova 1927 goda v fondakh Natsional'nogo muzeya RME im. T. E. Evseeva [Art and ethnographic works of P. T. Gorbunov in 1927, in the collection of the National Museum of the Republic of Mari El named after T. E. Evseev]. Studencheskaya nauka iXXI vek = Student science and the 21st century, 2010, no. 7, pp. 250-254. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21360674 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
5. Kolcheva E. M. Marijskaya stranitsa v tvorchestve kazanskikh khudozhnikov G. А. Medvedeva, P. А. Radimova, V. K. Timo-feeva 1920-1930-h godov (po materialam iz fondov Natsional'nogo muzeya RME im. T. Evseeva) [Mari page in the works of Kazan artists G. A. Medvedev, P. A. Radimov, V. K. Timofeev of 1920-1930-ies (based on the materials from the National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev)]. VestnikKazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts, 2015, no. 6, pp. 66-73. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23788347 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
6. Kutasova V. E. Etnokul'turnoe prostranstvo - Kokshamary v khudozhestvenno-etnograficheskikh rabotah v fondah Natsional'nogo muzeya Respubliki Mari El im. T. E. Evseeva [Ethnic and cultural space - Kokshamary in the collection of art and ethnographic works of the National Museum of the Republic of Mari El named after. T. E. Evseev]. Arkhivnyj vestnik = Archival Bulletin, 2010, no. 2, pp. 142-147. (In Russ.).
7. Petrova T. А. Stabilizatsiya bibliotechnogo dela v MAO v gody pervoj pyatiletki (1929-1932 gg.) [Stabilization of library business in MAO during the first five-year plan (1929-1932)]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2017, no. 3 (11), pp. 39-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30714737 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
8. Prokushev G. I. Khudozhniki Mariiskoj ASSR [Artists of the Mari ASSR]. L.: Khudozhnik RSFSR, 1982, 180 pp. (In Russ.).
9. Tovarov-Koshkin B. F., Chervonnaya S. M. Khudozhniki Mariiskoi ASSR [Artists of the Mari ASSR]. Joshkar-Ola: Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1978, 88 p. (In Russ.).
10. Trebushkova O. A., Svechnikov S. K. Istoriya marijskogo kraya v zhivopisnykh polotnakh (na primere istoricheskoj ekspozitsii natsional'nogo muzeya respubliki Mari El im. T. Evseeva) [The history of the Mari region in paintings (on the example of the historical exposition of the National Museum of the Republic of Mari El named after T. Evseev)]. Vestnik Marijskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, no. 4, pp. 63-71. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25843294 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
11. Yaltaev I. F. Kollektivizatsiya v Marijskoj Avtonomnoj Oblasti: nachalo «korennogo pereloma» [Collectivization in the Mari Autonomous Region: the beginning of "radical change"]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, vol. 2, no. 2, pp. 37-41. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24321175 (accessed 02.07.2018). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 13.03.2018 г.
Submitted 13.03.2018.
Для цитирования: Колчева Э. М. Тема детства в изобразительном искусстве марийского края 1920-1930-х годов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 16-24. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-16-24
Citation for an article: Kolcheva E. M. The theme of childhood in the fine arts of the Mari region of 1920-1930-ies. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2, pp. 16-24. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-16-24
Колчева Эльвира Мазитовна, кандидат искусствоведения, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Elvira M. Kolcheva, Ph. D. (Art), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]