Научная статья на тему 'Финский художник Агатон Рейнхольм — исследователь традиционной культуры народов Поволжья'

Финский художник Агатон Рейнхольм — исследователь традиционной культуры народов Поволжья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГРАФИКА / ТЕМА ЯЗЫЧЕСТВА / РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / FIELD ETHNOGRAPHICAL EXPEDITIONS / TRADITIONAL ARTS OF FINNO-UGRIC PEOPLES / GRAPHIC ARTS / PAGANISM / RUSSIAN-FINNISH ART RELATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцев Владимир Геннадьевич

Статья посвящена творчеству финского художника — исследователя традиционной культуры народов Поволжья Агатону Рейнхольму (1857–1887). Его деятельность протекала при творческом сотрудничестве с финскими учеными и местными краеведами, собиравшими для Финно-угорского общества и Национального музея Финляндии художественный и этнографический материал. Финно-пермская культурная традиция с богатым изобразительным началом и сегодня служит источником для современного художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agathon Reinholm, a Finnish Artist and the Researcher of Peoples’ Living in the Volga River Basin Traditional Culture

The article is dedicated to the creative work of the Finnish artist Agathon Reinholm (1857–1887) who worked in collaboration with the Finnish scientists and regional ethnographers collecting ethnographical materials and works of art for the Finno-Ugric Society and the National Museum of Finland. The rich Finno-Perm cultural traditions are the source of modern creative work. A. Reinholm visited the Volga-Ural region with the Finnish scientist A. O. Heikel to study ethnography and traditional arts of Finno-Ugric peoples in Russia.

Текст научной работы на тему «Финский художник Агатон Рейнхольм — исследователь традиционной культуры народов Поволжья»

УДК 39(470.4)

В. Г. Кудрявцев V. G. Kudryavtsev

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Финский художник Агатон Рейнхольм — исследователь традиционной культуры народов Поволжья

Agathon Reinholm, a Finnish Artist and the Researcher of Peoples’

Living in the Volga River Basin Traditional Culture

Статья посвящена творчеству финского художника — исследователя традиционной культуры народов Поволжья Агатону Рейнхольму (1857-1887). Его деятельность протекала при творческом сотрудничестве с финскими учеными и местными краеведами, собиравшими для Финно-угорского общества и Национального музея Финляндии художественный и этнографический материал. Финно-пермская культурная традиция с богатым изобразительным началом и сегодня служит источником для современного художественного творчества.

The article is dedicated to the creative work of the Finnish artist Agathon Reinholm (1857-1887) who worked in collaboration with the Finnish scientists and regional ethnographers collecting ethnographical materials and works of art for the Finno-Ugric Society and the National Museum of Finland. The rich Finno-Perm cultural traditions are the source of modern creative work.

A. Reinholm visited the Volga-Ural region with the Finnish scientist A. O. Heikel to study ethnography and traditional arts of Finno-Ugric peoples in Russia.

Ключевые слова: полевые этнографические экспедиции, традиционная художественная культура, графика, тема язычества, российско-финляндские художественные связи.

The key words: field ethnographical expeditions, traditional arts of Finno-Ugric peoples, graphic arts, paganism, Russian-Finnish art relations.

Проблемами изучения традиционной культуры народов Поволжья и Приуралья в XIX веке занимались Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Финно-угорское общество в Гельсинфорсе. Изучение языков, народного творчества, искусства, религиозно-мифологических представлений, традиционных обрядов и обычаев финно-угорских народов проходило в сравнении с компонентами культуры тюркоязычных и славянских народов обширного региона Северо-Восточной Европы [2, с. 83]. Проводимые в регионе Обществом археологии, истории и этнографии научно-промышленные и кустарные выставки, демонстрации изделий местных промыслов и народного искусства послужили основной для создания ведомственных и местных музеев [4, с. 121].

Свое творчество финский художник Агатон Рейнхольм (1857-1887) посвятил отражению жизни и быта народов региона в графическом искусстве. К сожалению, он мало известен не только у нас, но и у себя на родине в Финляндии. Тем не менее, значительным является его вклад в историю изучения материальной и духовной культуры, прежде всего финно-угорских народов [3, с. 96-104; 7, с. 47-61].

В фондах Финского национального музея в Хельсинки имеется богатый изобразительный материал. В основном эта коллекция содержит рисунки и акварели, выполненные художником с натуры. Интерпретации

обрядовой жизни удмуртов, марийцев и мордвы посвящены некоторые многофигурные графические листы [1]. Значительная часть произведений использовалась «...для иллюстрации послеэкспедиционных монографий и статей профессора А. Хейкеля» [5, с. 77]. Результатом кропотливого труда художника А. Рейн-хольма и ученого-этнографа А. О. Хейкеля является выход в свет солидного исследования по народному орнаменту и одежде марийцев «Die Stickmuster der Tscheremissen» и книги о мордовском национальном костюме «Mordvalaisten pukuja ja kuoseja. Trachten und Muster der Mordvinen» [6]. В нем представлен обширный графический материал, состоящий из чернобелых рисунков, полихромных акварелей и цветных таблиц.

А. Рейнхольм родился в 1857 году в шведско-язычной семье в Финляндии, профессиональную художественную подготовку получил в Школе рисова -ния Союза художников у С. Е. Сёстранда. Формирование его дарований происходило в период подъема национального самосознания финских художников в 1880-е годы. Он выезжал в экспедицию в Карелию для сбора натурного материала, связанного с иллюстрацией «Калевалы». Умер художник в 1887 году. За свою короткую творческую жизнь он не успел создать произведений большого размера. Хотя многочисленные графические поиски подтверждают его незаурядные способности. Доказательством тому являются

Рис. 2 — Рейнхольм А. Автопортрет. 1884

Рис. 5 — Рейнхольм А. Мордовский орнамент. 1885

Рис. 4 — Рейнхольм А. Марийка в свадебном костюме. 1884

Рис. 6 — Рейнхольм А. Мордовский орнамент. 1885

Рис. 7 — Рейнхольм А. Костюм мордвы-каратаи. 1885

ЯипіпіііМі нтяв ВепЯіі к?1ілі Kkf*tncB*ta Pml ■■л ІЛті №rmfn 4ншн І вігі її. ш #w4iw йгімі

Рис. 9 — Рейнхольм А. Марийский орнамент. 1884

Рис. 10 — Рейнхольм А. Марийский орнамент. 1884

Рис. 8 — Рейнхольм А. Костюм мордвы Самарской губернии. 1885

Рис. 11 — Рейнхольм А. Аксель Хейкель и Агатон Рейнхольм в экспедиции. 1885

Рис. 12 — Рейнхольм А. Луговая марийка в головном уборе шымакш. 1884

1иЬ

Рис. 13 — Рейнхольм А. Женский головной убор мордвы. 1885

Рис. 14 — Рейнхольм А. Аксель Хейкель и Агатон Рейнхольм под навесом наблюдают церемонию языческогоь моления. 1885

многочисленные эскизы для тематических композиций о жизни марийцев-язычников. Собранный им натурный материал в научных экспедициях вполне мог использоваться в качестве оригинальных идей к самостоятельным произведениям. И поэтому все творчество мастера в целом дает основание определить его существенный вклад в становление финно-угроведения и российско-финляндских художественных связей, у истоков которых он стоял.

Стационарные полевые исследования среди мордвы, марийцев, удмуртов Поволжья и Приуралья Аксель Олай Хейкель и Агатон Рейнхольм начали еще в 1883 году и продолжили вплоть до 1886 года. Иллюстративный натурный материал и этнографические композиции были запечатлены ими в Козьмодемьянском , Казанском, Яранском, Уржумском, Малмыжском и Бирском уездах Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Населенными пунктами работы финских исследователей были села Пертнуры Козьмодемьянского, Кучка Яранского, Старый Торъял Уржумского, Чу-раево Бирского и деревня Китяк Малмыжского уездов.

Находясь в Казани, А. Хейкель и А. Рейнхольм выезжали к марийцам Казанского и Царевококшай-ского уездов, побывали в деревнях Пуланур, Яшково Арбанской волости и в селе Морки. Последовательное изучение ими этнографии финно-угорских народов, деревянного зодчества (поселений, жилищ, построек), народной одежды, вышивки, утвари определялось научной, этнографической и эстетической ценностью этого уникального материала. Рейнхольм также запечатлел булгарские памятники, национальные типажи проживающих в Поволжье татар.

Экспедиция по Марийскому краю работала в 18841885 годах и началась с посещения горномарийских сел Пертнуры и Малый Сундырь. Это запечатлено во многих произведениях художника. Некоторые из них выполнены пером и черной тушью, имеют автобиографический характер. Например, в одном из них график изображает себя и ученого-этнографа. Они расположились в крестьянской усадьбе возле традиционного жердевого овина-шиша марийцев (марла ан) как объекта наблюдения. Под рисунком помещена надпись на финском языке: «А. Хейкель, А. Рейнхольм в Марийском крае в 1884 году», а на самом рисунке — инициалы художника «А. Я.», которыми подписано большинство его произведений. В этом графическом листе художник создал панорамный пейзаж с фигурами людей. Известно, что большую помощь в сборе этнографического материала в Пертнурах оказывали местные жители А. Афанасьев и учитель И. Моляров.

Живописные холмы на берегу Волги, вид марийских деревень и костюмы горных мари и другие впечатления легли в основу многих произведений. В маленьком акварельном пейзаже «Пертнуры» (1884), скомпонованном в вытянутый по горизонтали фор -мат, изображен восход солнца в тот момент, когда в легком утреннем тумане начинают просматриваться

прозрачные очертания деревьев и домов. Такой же картинный вид имеет другая панорамная работа «Священная роща марийцев, православная церковь и мечеть» (1884), выполненная акварелью. Она выдает мастерскую руку художника в разрешении пленэрных задач.

Другие листы «Село Пертнуры» (1884) и «Деревня Малый Сундырь» (1884) отмечают созерцание местного ландшафта, утопающих в зелени садов марийских деревень, также пытливое изучение традиционного деревянного зодчества марийцев. Под первым рисунком Рейнхольм оставил надпись: «Марийцы любят дерево и лес. Вокруг их домов стоят высокие ели и березы. Марийские деревни выглядят как большие сады». Параллельно с пейзажами были созданы работы, имеющие жанровый характер. Один из листов, выполненный пером и тушью, это — «Женщина, играющая на гуслях» (1884), где изображена Анна Архипова. Многочисленные аналитические зарисовки костюмных комплексов горных марийцев свидетельствуют о плодотворной работе художника.

Дальнейший маршрут пролегал на северо-восток: через Мадары — Царевококшайск — Кучки — Старый Торъял; затем — в юго-восточном направлении: Параньгу — Китяк — Чураево. Акварели А. Рейн-хольма, выполненные в 1884 году в левобережной части Марийского края, посвящены царевококшай-ским и северовосточным женским костюмам луговых мариек. В них тщательно прорисован орнамент, скрупулезно точно выделены этнографические детали. Однако некоторая статичность поз в движениях фигур явилась результатом достоверного воспроизведения этнографических подробностей, нежели цельного художественного обобщения и выразительности сюжетных композиций. В мерцании серебристой тональности выдержан рисунок пером и тушью «Тошто Торъял» («Старый Торъял», 1884), где изображена сидящая во дворе сельской усадьбы женщина, занимающаяся рукоделием. Монохромная акварель «Боронование на лошадях» (1884) посвящена весенне-летним полевым работам марийских крестьян.

В том же 1884 году Рейнхольм побывал у мордвы Нижегородской и Самарской губерний, марийцев Казанской, Вятской, Уфимской губерний и удмуртов Вятской и Уфимской губерний, также изучал музейные собрания Казанского университета и Румянцевского музея. Вполне самостоятельную художественную ценность имеет коллекция рисунков и акварелей, созданная в следующей экспедиции в 1885 году, маршрут которой пролегал в основном по мордовской и марийской землям [2, с. 54].

В работах 1885 года Рейнхольм уделяет внимание увиденным в деревне Китяк обрядовым действиям, которые произвели на него неизгладимые впечатления. На этих листах изображены сцены из жизни марий-цев-язычников. Графически выразительны такие сюжеты, как «Обработка туши жертвенного животного», «Время обряда», «Приготовление подсвечника» (все — 1885). Мы должны заметить, что марийские языческие

обряды тогда впервые отразились в изобразительном искусстве, и первопроходцем в передаче изображения этого феномена национальной культуры стал финский мастер А. Рейнхольм. Его стремление к пониманию эстетических взглядов местного населения передано в строгой реалистической манере. Этому предшествовала терпеливая натурная работа по зарисовке и изучению этнографического материала. Внимание к традиционным обрядам и обычаям и стремление познать и понять их способствовали художественному самовыражению талантливого финского мастера. Поэтому высоко следует оценить творчество А. Рейнхольма, который фактически проложил дорогу отражению в изобразительном искусстве этнической культуры родственных финно-угорских народов. Многофигурные композиции по традиционным народным обрядам получили художественную выразительность в ансамблевой организации и в графической завершенности рисунков. Не исключено, что они являлись эскизами к задуманным большим тематическим полотнам. Хоровое многофигурное начало, успешно представленное А. Рейнхольмом в его произведениях на языческие темы, нашло продолжение спустя полвека в творчестве марийского живописца К. Ф. Егорова (1897-1937), в его картинах «Тризна» (1925), «Ага пайрем» (1927), «Древний марийский поселок» (1927-1929). Через сто лет эти тенденции ярко проявились в творчестве молодых финно-угорских художников России, Эстонии, Венгрии, представивших наполненные мифологическим содержанием талантливые работы на Международной художественной выставке «Ugriculture — 2000» в Музее А. Галлен-Каллела [8].

Графические произведения финского художника А. Рейнхольма как исторический документ являются ценным материалом в изучении материальной и духовной культур финно-угорских народов. Художник своим творчеством внес большой вклад в становление российско-финляндских научных и художественных связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. MV KA SUK — Museoviraston kuva-arkisto (Фотоизобрази -тельный архив Музейного ведомства Финляндии, Хельсинки). 21: 100-317, 325: 109-110.

2. Загребин А. Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX - первой половины XX вв. — Ижевск, 1999.

3. Кудрявцев В. Марийская тема в творчестве финского художника Агатона Рейнхольма // Финно-угроведение. — Йошкар-Ола. — 1995. — № 1.

4. Сепеев Г. Финские этнографы на марийской земле // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. — Йошкар-Ола, 1993. — № 2-3.

5. Сепеев Г. Финские этнографы на марийской земле // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. — Йошкар-Ола, 1994. — № 2.

6. HeikelA. O. Die Stickmuster der Tscheremissen. Helsingfors, 1910-1915; Heikel A. O. Mordvalaisten pukuja ja kuoseja. Trachten und Muster der Mordvinen // Travaux ethnographiques de la Societe Finno-Ougrinne. — Helsingfors, 1899. — Vol. 1.

7. Lehtinen Ildiko. Agathon Reinholm — suomalainen taiteilija sukukansojen parissa // Suomen Museo. III/2004.

8. Ugriculture - 2000. Suomalais-Ugrilaisten kansojen nykytaiteet. Contemporary art of the Finno-Ugrian Peoples. — Helsinki, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.