УДК 069(=511.1)(470.57) Р. Р. Садиков
ФИННО-УГОРСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В УФИМСКИХ МУЗЕЯХ
Этнографические коллекции по финно-угорским народам Республики Башкортостан представлены в фондах многих российских и зарубежных музеев, а также в республиканских музеях. Для науки представляют интерес собрания районных краеведческих музеев. Большие коллекции по финно-угорским народам региона имеются в фондах уфимских музеев. В статье дается качественная и количественная характеристика хранящихся в фондах музеев г. Уфы (Музей археологии и этнографии, Национальный музей Республики Башкортостан, Башкирский государственный художественный музей, Юматов-ский этнографический музей) коллекций по финно-угорским народам Южного Урала и Приуралья: марийцам, мордве, удмуртам и эстонцам; описываются наиболее ценные и уникальные артефакты; рассматривается история формирования этих коллекций. Показано, что несмотря на тематическую неравномерность и относительную малочисленность имеющихся музейных предметов финно-угорские коллекции уфимских музеев являются ценными, а в ряде случаев уникальными источниками для изучения культуры и быта марийцев, мордвы и удмуртов Южного Урала и Приуралья. Это - памятники культуры, сохраняющие память об этнических особенностях финно-угорских народов.
Ключевые слова: Уфа, музеи, коллекции, фонды, экспозиции, выставки, экспонаты, марийцы, мордва, удмурты, эстонцы.
Территория Республики Башкортостан является одним из регионов компактного проживания финно-угорских народов. По данным переписи населения 2010 г., в республике проживают 103 658 марийцев, 21 477 удмуртов, 20 300 мордвы [4. С. 19-23]. С кон. XIX в. отмечается также небольшая группа эстонцев: в 2010 г. их насчитывалось 219 человек [4. С. 25].
Финно-угры представлены в регионе различными этнографическими и конфессиональными группами. Так, живущие в Башкирии восточные марийцы (эрвел мари) подразделяются на прибельских (упо мари) и икско-сюньских (белебей мари). По вероисповеданию основная часть марийцев привержена традиционной религии (чи мари), незначительная - православию (крэшин). Мордва Башкорто-
стана относится к заволжской группе этого народа и в основном представлена эрзей; мокша составляет незначительную долю. Конфессионально мордва исповедует православное христианство, небольшую часть составляют последователи старообрядчества и молоканства. Живущие здесь закамские удмурты в этнографическом плане подразделяются на буйскую, таныпскую, татышлин-скую, бавлинскую и князь-елгинскую подгруппы. В религиозном отношении они - последователи традиционной религии (чын удмортъёс), небольшая часть исповедует православие (крэшин, чукынэмудмортъёс). Основная часть эстонцев (потомки выходцев из Лифляндской губернии (южные эстонцы) - последователи лютеранства).
Проживая в иноэтничном окружении и в отрыве от материнских этносов, финно-угорские народы Башкирии сохранили многие архаичные элементы в материальной и духовной культуре. Вместе с тем под тюркским влиянием они приобрели новые черты, не характерные для остальных групп этих народов, в связи с чем они особенно привлекательны для этнографов и музейных работников. Одежда, обувь, украшения, предметы культа, быта и интерьера, орудия труда финно-угорских народов Башкортостана представлены в коллекциях многих российских и зарубежных музеев. Наиболее репрезентативные коллекции хранятся в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (Йошкар-Ола), в Мордовском республиканском краеведческом музее им. И. Д. Воронина (Саранск), в Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда (Ижевск), в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), в Национальном музее Финляндии (Хельсинки), в Эстонском национальном музее (Тарту), в Венгерском этнографическом музее (Будапешт) [2; 3; 10; 11].
В самой Башкирии собраны также значительные коллекции финно-угорских предметов. Значительный интерес для науки представляют собрания краеведческих музеев в различных районах: марийских предметов - в Мишкинском и Калтасинском р-нах; мордвы-эрзи - в Федоровском и Стерлитамакском; удмуртов - в Татышлинском и Янаульском р-нах. Представительные коллекции, порой имеющие в своем составе уникальные предметы, хранятся в школьных и сельских музеях. Эстонские предметы находятся в фондах Давлекановского краеведческого музея.
В столице Республики Башкортостан также представлены ценные коллекции предметов финно-угорских народов региона и сопредельных территорий. Наиболее репрезентативные коллекции хранятся в Музее археологии и этнографии (МАЭ) Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН (основан в 1976 г.) [1. С. 193].
Первые коллекции марийских предметов поступили в фонды музея в 1982 г. (собиратели С. Н. Шитова и Л. И. Нагаева). В коллекции Л. И. Нагаевой из Мишкинского р-на (ОФ 891), содержащей 71 предмет, представлены марийская одежда (рубахи и кафтаны женские и мужские из белого холста, пестряди и фабричных тканей, детские рубахи из домотканины, фартуки, женские головные уборы (экей); обувь (лапти); украшения; бытовой текстиль (полотенца, скатерти, отрезы ткани); предметы быта и рабочие инструменты (лукошки из коры ясеня, корзины, детали ткацкого станка, веретена, скальница, безмен, станок для
плетения рогожи, кнут и т. п.). В этой коллекции некоторые предметы уникальны, например: приобретенный в д. Тынбаево женский свадебный кафтан (ОФ 891-4) из белого холста с вышивкой шелком по вороту; головной убор (такия) (ОФ 891-18) и нагрудное украшение (сога) (ОФ 891-19) из д. Старокульчибаево Миш-кинского р-на. Такия представляет собой круглую шапочку из холщовой ткани, украшенную бисером, бусами, нухратками и серебряными монетами с подвесками на висках и затылке из бус и монет; сога - нагрудник П-образной формы с нашитыми на матерчатую основу крупными серебряными монетами и позументом.
В 1984 г. С. Н. Шитова привезла в музей богатую коллекцию марийской одежды из дд. Усть-Маш и Марийские Ключики Красноуфимского р-на Свердловской обл. и д. Новая Орья Янаульского р-на. Предметы из Красноуфимского р-на характеризуют костюмный комплекс уральских марийцев. В состав коллекции входят мужские и женские рубахи и кафтаны, фартуки, женские головные уборы (шнашовычо). Наибольший интерес представляют женские и мужские рубахи (тувыр) (ОФ 855-10, 11, 71) и кафтаны (ош шовыр) (ОФ 855-12, 70, 72) из белого холста, украшенные вышивкой шелком.
В 1984 г. И. Г. Филатова доставила из Мишкинского р-на несколько комплектов женской одежды из пестряди и фабричных тканей (ОФ 894).
Большая коллекция одежды уральских марийцев из Красноуфимского р-на была собрана Р. И. Якуповым в 1993 г. (ОФ 904). Здесь представлены рубахи из белого холста с вышивкой, сине-белой и красной пестряди (тувыр); кафтаны из белого холста (шовыр), черного сатина (йелан) и сукна (мыжер); пояса, а также вышитые головные уборы.
В 1995-1996 гг. в музей поступили обширные коллекции Л. Г. Кузнецовой (ОФ 915, 916, 918, 920, 1054), включающие предметы одежды и бытового текстиля из Дюртюлинского, Илишевского, Чекмагушевского, Мишкинского и Шаранского р-нов. Несколько музейных предметов, происходящих из д. Старо-чикеево Шаранского р-на характеризуют костюмный комплекс икско-сюньских марийцев (920-10, 11, 12, 14, 15), который, как отмечают исследователи, впитал наибольшее тюркское влияние.
В 2002 и 2006 годах Е. Е. Никонорова и Р. Р. Садиков собрали две небольшие, но репрезентативные коллекции одежды и украшений марийцев из Красноуфимского р-на (ОФ 1051, 1092). Значительный интерес представляют два женских нагрудника из монет и бисера (яга) (ОФ 1092-9, 10); серьги в виде низок из 3 монет и гусиных пушков, соединенных нитью разноцветного бисера (кёрж) (ОФ 1092-2); женский головной убор (такия) полусферической формы на матерчатой основе с нашитыми поверх монетами и с подвесками из бисерных нитей (ОФ 1092-17); платок (солык) из белого холста с вышивкой шелком (ОФ 1092-7); заколка ажурная (шыркама) (ОФ 1092-18).
Уникальные культовые предметы прибельских марийцев поступили в музей в 2010 г. (дд. Старокульчубаево и Тынбаево Мишкинского р-на; собиратель Р. Р. Садиков). На территории кладбищ участники экспедиции собрали образцы культовой пластики - деревянные фигурки кукушек, которые устанавливали на намогильные шесты, а также подставки для возжигания свечей из сучьев деревьев с тремя ответвлениями (кум вожынан тоя) (ОФ 1163).
Несколько марийских нагрудников, подбородочное украшение и головной убор (такия) музей закупил в 2005 г. (ОФ 1082). Имеются и другие коллекции, содержащие марийские артефакты. Всего в фондах Музея археологии и этнографии хранится 22 коллекции и 293 предмета марийской этнографии.
В настоящее время в фондах МАЭ представлено 7 коллекций предметов мордвы Башкортостана (всего 65). Предметы первой коллекции (ОФ 905) были приобретены в 1994 г. во время экспедиции в с. Новые Сулли Ермекеевского р-на (собиратели З. И. Минибаева, Л. Г Кузнецова). В ней 16 мордовских музейных предметов: одежда, обувь, предметы интерьера. Среди них особый интерес представляют старинный головной убор сорока (ОФ 905-42) и поясная подвеска пулакш (ОФ 905-43) - прекрасные образцы мордовской вышивки: они сплошь покрыты плотной вышивкой из шерстяных ниток.
Вторую коллекцию (ОФ 957) составляют предметы, приобретенные в 1997 г. в д. Михайловка Дуванского р-на (собиратели З. И. Минибаева, Е. С. Данилко). Здесь представлены четыре домотканых полотенца (нардамо) и скатерть. Два артефакта (сарафан и блуза), приобретенные ими в том же населенном пункте, включены в отдельную коллекцию (ОФ 1068).
Четвертая коллекция (ОФ 1070) приобретена в ходе экспедиции института по изучению мордовского населения в 2003 г. (собиратель Р. Р. Садиков). В ней 35 мордовских музейных предметов, приобретенных в с. Каменка Бижбулякского р-на (17); д. Булякай (7), с. Кузьминовка (2), д. Петровка (1) Федоровского р-на; с. Кармаскалы Стерлитамакского (3) и с. Наумкино (5) Аургазинского р-нов. Собрание представляет и эрзю, и мокшу.
Основу ее составляет народная одежда - юбки и кофты, кашемировые и домотканые шерстяные. В Аургазинском р-не (с. Наумкино) приобретен костюм свахи: кофта, юбка, передник (запун) и свадебное ожерелье (свахань хрёст ведьме). Интересны вязаные шерстяные чулки (чулкат) с голенищами, украшенными узором в виде ромбов и елочки, а также домотканый пояс (каркс) из с. Кармаскалы Стерлитамакского р-на. Представлены также полотенца домотканые (нардамо); скатерти вязаные (столешник); предметы прядения и ткачества: самопрялка (пряха), челнок (каяма), бердо (евгень), нитченки (сырбона), гребни (гребушка, пакарь), чесалка (сэме), рубель (катаямо валик); гончарные изделия - горшки (кукшин).
Несомненная удача - приобретение летом 2007 г. в с. Андреевка Кармаска-линского р-на комплекта традиционной женской одежды из белого домотканого холста с вышивкой шерстяными нитями: рубаха (панар), кафтан (руця), передник (запон) (ОФ 1101, собиратель Р. Р. Садиков). В 2010 г. Е. Е. Никонорова в этом же населенном пункте собрала небольшую коллекцию из 5 предметов (ОФ 1164): вышитый фрагмент поясного украшения (цёкокаркс). 4 предмета из с. Кармаскалы Стерлитамакского р-на составляют коллекцию 2009 г. (ОФ 1114).
Традиционная культура удмуртов представлена в МАЭ 11 коллекциями (105 предметов). В коллекциях ОФ 883 и ОФ 892 (собиратель С. Х. Долотказина, 1985 г.) собраны образцы одежды и бытового текстиля удмуртов п. Вознесенский Зилаир-ского р-на и с. Купченеево Ермекеевского р-на. В коллекции ОФ 901 (собиратель И. Г. Петров, 1991 г.) имеются предметы одежды, изготовленные удмуртской мастерицей С. А. Абдулхаковой из г. Янаул.
Наибольшую ценность представляет коллекция одежды, украшений и бытового текстиля, собранная в 1994 г. Т. Г. Миннияхметовой в д. Асавка Балтачевского р-на (ОФ 906): женские рубахи из пестряди; кафтаны, среди них -ритуальный белый; камзолы, передники, платки, а также бытовой текстиль: скатерти, полотенца, занавеси, паласы, наперники. Многие из этих предметов представляют собой замечательные образцы узорного ткачества. В коллекции имеются также женские шапочка (манлай) и подбородочная повязка (сакал), украшенные серебряными монетами.
Следующая большая коллекция отражает культуру крещеных удмуртов с. Купченеево Ермекеевского р-на (ОФ 1016, собиратели И. Г. Петров, Т. Г. Мин-нияхметова, 1994 г.). В ней представлены образцы бытового текстиля (полотенца, подзоры, скатерти, украшения для божницы), а также предметы одежды (женские рубахи, передники, пояс, головные полотенца, налобная повязка) и ткачества (детали ткацкого станка).
В 2002 г. в Красноуфимском р-не Свердловской обл. были приобретены два предмета, характеризующие культуру местных удмуртов: женский кафтан (йелан) и головной убор (экей) (ОФ 1051, собиратели Е. Е. Никонорова, Р. Р. Садиков). Данные артефакты ничем не отличаются от марийских, приобретенных в том же районе, что говорит о значительном влиянии марийцев на красноуфимских удмуртов, обусловленном совместным проживанием. Отметим, что этнографические коллекции по данной группе удмуртов в собраниях музеев практически не представлены.
Коллекция ОФ 1070 включает предметы быта, собранные в с. Купченеево Ермекеевского р-на (собиратель Р. Р. Садиков, 2003 г.). В коллекцию ОФ 1071 записан нагрудник, украшенный серебряными монетами - новодел, изготовленный Т. Г. Миннияхметовой в качестве элемента одежды закамских удмуртов по традиционным образцам специально для демонстрации в экспозиции.
Следующие три коллекции (ОФ 1074, 1075, 1076) собраны Р. Р. Садиковым в 1997, 2004, 2005 гг. в Бураевском, Кушнаренковском и Янаульском р-нах. В них представлены традиционная одежда (рубахи, кафтаны, в том числе ритуальный мужской, камзол, передники, тряпичный нагрудник и др.), полотенца, лапти, а также предметы быта и хозяйства из железа: кистень, топор, ножницы, старинные гвозди, наконечник стрелы.
Три артефакта из фондов МАЭ характеризуют культуру местных эстонцев: шерстяное покрывало, самопрялка-лежак, варежка (ОФ 964; НВФ 38, Стерли-башевский и Давлекановский р-ны, 2006, 2012 гг., собиратель Р. Р. Садиков).
Крупное собрание финно-угорских предметов, в том числе уникальных, имеет Национальный музей Республики Башкортостан (НМ РБ) (12). Коллекции предметов марийцев и мордвы появились в музее еще в кон. XIX в., но, к сожалению, многие музейные экспонаты и документация к ним в дальнейшем были утрачены. В частности, есть несколько образцов старинных марийских вышитых головных уборов (экей) (ОФ 3001, 3002, 3003, 3189), которые отличаются от более поздних форм своими крупными размерами.
В последующем фонды музея пополнились значительным числом марийских предметов: в основном одеждой и бытовым текстилем, а также украшениями
и предметами быта. В 1990-е гг. благодаря собирательской работе хранителя И. Г. Филатовой количество марийских предметов значительно увеличилось. Было приобретено несколько комплектов одежды прибельской группы восточных марийцев. В 2001 г. в НМ РБ поступили фонды расформированного Музея этнографии народов Башкортостана (1994-2001), в их числе - большая марийская коллекция из с. Чураево Мишкинского р-на (ОФ 21778).
Ценными артефактами представлена также коллекция мордовского текстиля, включающая в себя более 40 предметов одежды, в основном вышитой, а также полотенца. Огромное научное значение имеют рубахи (панар), кафтаны (руця), передники (запон), головные уборы (сорока), поясные украшения (пулагай, цёко-каркс) из белого холста с вышивкой шерстью [7. С. 266]. Некоторые экспонаты относятся к сборам кон. XIX - нач. XX вв.; например, поясное украшение пулагай из четырехугольного холста, вышитый шерстью и украшенный рядами бляшек, монет и бус (ОФ 2928). Многие музейные предметы приобретены в 1950, 1955 и 1977 годах. Несколько ценных приобретений сделано в с. Андреевка Карма-скалинского р-на в 1959 и 1976 годах.
Предметы, характеризующие удмуртов Башкортостана, попали в музей только в 1994 г. Тогда в Татышлинском (дд. Новые Татышлы, Уразгильды, Старокал-миярово, Петропавловка, Майский) и Балтачевском (д. Асавка) р-нах экспедицией музея (собиратель И. Г. Филатова) были приобретены предметы одежды: женские рубахи (дэрем), передники (ашет), платки (залык), кафтаны и пальто (камзол, бешмет, дукес, шортдэрем), портянки (бинялтон), пояса (кыскерттон), занавеси, полотенца, половики, долбленая и бондарная утварь, веретена, лапти, детали ткацкого станка и др. [8. С. 39]. В коллекции есть ритуальная одежда, которую надевали на моления: кафтан (шортдэрем), белый платок (залык), платье из домотканины белого цвета (куриськон дэрем). Здесь же представлены такие редкие или трудно приобретаемые предметы, как женский головной убор, украшенный серебряными монетами (манлай); мужские штаны (ыштань); суконные чулки (урдэг чулка). Особый интерес представляет редко встречающаяся в музеях и не сохранившаяся у населения налобная повязка (чачак) (ОФ 17647), представляющая из себя полоску хлопчатобумажной ткани (32х12 см) с двумя завязками на концах; поверх полоски по верхнему ряду нашито 7 кусочков беличьей шкурки, по нижнему - позумент с бахромой, низки канители и три подвески в виде конусообразных трубочек из дерева, обрамленных металлической нитью.
В 2001 г. в фонды музея передали удмуртские экспонаты Музея этнографии народов Башкортостана. Они были приобретены в дд. Юда и Новые Татышлы Татышлинского р-на в 2000 г. (ОФ 21702, 21778 собиратель Г. Г. Исмагилова). Включают в себя как текстильные изделия, так и предметы утвари и посуда (сани, сума плетеная, лукошки и туески берестяные, долбленая чаша, бочонок, ведро, коромысло, лыжи и др.). Большую ценность представляет нагрудник, украшенный позументом (ОФ 21778-852).
В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, основанном в 1919 г., имеется приобретенное в 1940 г. небольшое собрание вышитой народной одежды, в том числе мордовской (2 рубахи, 2 фартука, поясное украшение).
По ценности и уникальности коллекций не уступает вышеназванным Юма-товский этнографический музей в окрестностях Уфы (п. Юматово Уфимского р-на), созданный в 1976 г. стараниями краеведов Н. С. Зыряновой и С. А. Зырянова. Огромный интерес представляет в нем богатая коллекция мордовской одежды, включающая в себя и старинную вышитую одежду из белого холста, и сарафаны, и кофты с юбками. Мордовские экспонаты были собраны Н. С. Зыряновой в 1963 в д. Петряево Чишминского р-на и в 1978-1979 гг. - в с. Садовка Стерлитамакского р-на. Вышитые эрзянская рубаха, передник и два поясных украшения, изготовленные в нач. XX в., происходят из д. Петряево. В коллекции имеется свадебное нагрудное ожерелье (крёст ведьме), украшенное стеклянными трубочками, бусами и кистями из липового мочала (ОФ 4091). Музей располагает также коллекцией марийской одежды из Янаульского, Калтасинского и Бакалинского р-нов.
Основная часть предметов из финно-угорских коллекций уфимских музеев хранится в фондах. Некоторые наиболее информативные, аттрактивные и экспрессивные экспонаты выставлены в постоянных экспозициях и временных выставках. В Музее археологии и этнографии с 2007 г. в зале «Народы Башкортостана» в двух витринах на манекенах представлены женские костюмные комплексы заволжской мордвы-эрзи, закамских удмуртов, прибельских и уральских марийцев. В помещении фондов открытого хранения музея в 2012 г. развернута выставка традиционной одежды народов республики, в частности манекены с марийской, удмуртской и мордовской одеждой. В 2004 г. в Национальном музее Республики Башкортостан открыта постоянная экспозиция «Этнография народов Башкортостана», где представлены сюжетные сцены с несколькими манекенами в марийской, мордовской и удмуртской одеждах. Также выставлены уникальные образцы вышивки и узорного ткачества.
В 1994-2001 гг. в Уфе действовал Музей этнографии народов Башкортостана. В одном из музейных помещений (деревянном доме) располагалась экспозиция «Финно-угорские народы: марийцы, мордва, удмурты». Один из залов Юматовского этнографического музея демонстрирует на манекенах одежду мордвы и марийцев. На стенных стеллажах выставлены образцы одежды этих народов.
Коллекции уфимских музеев по финно-угорским народам представляют значительный интерес для этнографов и музейных работников. Например, в совокупности они позволяют проследить эволюционные, типологические и локальные различия в костюмных комплексах прибельских и уральских марийцев, закамских удмуртов, заволжской мордвы-эрзи.
По коллекции одежды марийцев Красноуфимского р-на Свердловской обл. можно представить себе процесс перехода от белой одежды к пестрядинной, первоначально сине-белой в мелкую клетку, позднее - к красной пестрядинной. Причем увидеть определенную закономерность в переходе к новым тканям: новый материал в рубахах первоначально пускался на рукава. Так, в МАЭ имеются образцы белых холщовых рубах с рукавами из сине-белой пестряди и рубахи из сине-белой пестряди с рукавами из красной в мелкую клетку домотканины [6. С. 190]. Образцы старинных белых распашных кафтанов уральских марийцев
демонстрируют процесс развития декорирования одежды: на старинных кафтанах ворот, подол и края рукавов сплошь покрыты шелковой вышивкой, на поздних образцах они заменяются аппликацией из красной ткани.
Экспонаты НМ РБ и МАЭ показывают временную и региональную вариативность в оформлении женских головных уборов шнашовычо. В НМ РБ имеются старинные образцы, которые были очень широкими (25-26 см). Такие же широкие головные уборы были приобретены А. О. Хейкелем в 1884 г. в дд. Кильбахтино и Чураево Бирского уезда [13]. Позднейшие образцы шнашо-вычо у прибельских марийцев составляют в ширине только 11-14 см, у уральских - 17-19 см. Старинные образцы этих головных уборов сплошь покрыты плотной вышивкой, на позднейших - вышивка заменена узорной машинной строчкой [5. С. 73-74].
По коллекциям мордовской одежды прослеживается процесс эволюции форм костюмного комплекса у этого народа. В фондах и экспозициях представлена одежда мордвы из белого домотканого холста, сарафаны, кофты с юбками, причем последние изготовлены из домотканой шерстяной ткани, ситца и кашемира. По удмуртским коллекциям также просматривается эволюция костюмного комплекса. Старинные женские рубахи из полосатой или клетчатой пестряди в XX в. сменились одеждой из сатина с некоторыми национальными элементами. Первый тип одежды закамскими удмуртами называется вашкала дэрем, то есть 'старинная рубаха'; сатиновые -удморт дэрем, то есть 'удмуртская рубаха'.
К сожалению, рассмотренные коллекции не дают полной картины по всем группам финно-угорского населения Южного Урала. Очень мало предметов, характеризующих икско-сюньских марийцев: имеются образцы одежды, но нет ни одного экземпляра головных уборов тастар и чачак, которые были характерны только для этой группы. Недостаточно представлены украшения, особенно мордовские и удмуртские. Так, совершенно отсутствуют удмуртские женские нагрудные украшения из серебряных монет, нет ни одной мордовской застежки (сюльгамо). Практически нет экспонатов по мордве-мокше, включая одежду. Мало эстонских предметов.
Итак, можно отметить, что в уфимских музеях больше всего представлена одежда, в меньшей степени - обувь, головные уборы и украшения, а также бытовой текстиль. Недостаточно репрезентативны коллекции утвари и рабочих инструментов.
В целом, несмотря на тематическую неравномерность и относительную малочисленность имеющихся музейных предметов, финно-угорские коллекции являются ценными, а в ряде случаев - уникальными источниками для изучения культуры и быта марийцев, мордвы и удмуртов Южного Урала и Приуралья. Это памятники культуры, сохраняющие память об этнических особенностях финно-угорских народов.
1. Женское нагрудное украшение прямоугольной формы с монетами. Крас-ноуфимский район Свердловской обл., д. Марийские Ключики. 2006 г. Собиратели: Е. Е. Никонорова, Р. Р. Садиков. Марийцы. МАЭ. ОФ 1092-10
2. Серьги. Красноуфимский район Свердловской обл., д. Марийские Ключики. 2006 г. Собиратели: Е. Е. Никонорова, Р. Р. Садиков. Марийцы. МАЭ. ОФ 1092-2
3. Головной убор женский. Красно-уфимский район Свердловской обл., д. Марийские Ключики. 2006 г. Собиратели: Е. Е. Никонорова, Р. Р. Садиков. Марийцы. МАЭ. ОФ 1092-5
4. Кафтан мужской ритуальный. 2005 г. Янаульский район РБ, с. Шудек. Собиратель Р. Р. Садиков. Удмурты. МАЭ. ОФ 1076-5
5. Рубаха женская. 2005 г. Янаульский район РБ, с. Шудек. Собиратель Р. Р. Садиков. Удмурты. МАЭ. ОФ 1076-2
6. Рубаха женская. 2007 г. Кармаскалинский район РБ, с. Андреевка. Собиратель Р. Р. Садиков. Мордва. МАЭ. ОФ 1101-1
7. Кафтан женский. 2007 г. Кармаскалинский район РБ, с. Андреевка. Собиратель Р. Р. Садиков. Мордва. МАЭ. ОФ 1101-2
8. Удмуртский женский костюмный комплекс. 1994 г., Балтачевский район РБ, д. Асавка. Собиратель Т. Г. Миннияхметова. МАЭ. ОФ 906. Фрагмент экспозиции
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ахатова Ф. Г., Садиков Р. Р. Коллекции финно-угорских народов Южного Урала и Приуралья // Музей археологии и этнографии. Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа: Информреклама, 2007.
2. Карм С. Об удмуртских собраниях Эстонского национального музея // Музей. Традиции. Этничность. Материалы Междун. науч. конф. Санкт-Петербург-Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 81-89.
3. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с.
4.Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. Стат. бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2012. 58 с.
5. Нечвалода Е. Е. Вышивка народов Башкортостана ХУШ-ХХ вв. (эволюция и модернизация) // Традиционная культура народов Урало-Поволжья в условиях модернизации общества. Сб. статей / Отв. ред. Р. Р. Садиков. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2011. С. 59-83.
6. Никонорова Е. Е. Одежда уральских марийцев в собрании Музея археологии и этнографии (Уфа) // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Материалы III Региональной науч.-практич. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2006. С. 189-199.
7. Никонорова Е. Е. Традиционная мордовская одежда из белого холста в коллекциях уфимских музеев // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. Материалы Межрегиональной науч.-практич. конф. Уфа: Гилем, 2008. С. 263-284.
8. Филатова И. Г. Этнографические экспедиции музея // Национальный музей Республики Башкортостан. Люди. События. Факты / Сб. статей. Уфа: НМ РБ, 1999. С. 39-43.
9. Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН. Каталог / Отв. ред. Ф. Г. Ахатова Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. 120 с.
10. Lehtinen I. Tscheremissisher Schmuck. Ethnographische Untersuchung. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, Museovirasto, 1994. 372 p.
11. Suomalais-ugrilaisia kokoelmia Venäjän museoissa. Finno-Ugrian collections in Russias museums / Toimittanut Lehtinen I. Helsinki: Museovirasto, 1999. 96 p.
12. Filatova I. Clothes Collections of the Finno-Ugric Nations in the National Museum of the Bashkortostan Republic // Eesti Rahva Muuseumi 40. konverents «Maa ja linn». Tartu, 14.-15.04.1999. Teesid. Tartu: ERM, 1999. P. 48-49.
13. http://suomenmuseotonline.fi
Поступила в редакцию 28.01.2015
R. R. Sadikov
Finno-Ugric Collections in the Museums of Ufa
Ethnographic collections of Finno-Ugric peoples of the Republic of Bashkortostan are represented in the funds of many Russian and foreign museums, as well as in republican museums. Big interests for science have materials of local history museums. Vast number of collections of Finno-Ugric peoples is located in Ufa museums. The article gives qualitative and quantitative characteristics of collections of Finno-Ugric peoples of the South Ural and Ural (the Maris, Mordvins, Udmurts and Estonians) that are stored in museums of Ufa (the Museum of Archaeology and Ethnography, the National Museum of the Republic of Bashkortostan, Bashkir State Art Museum, the Ethnographic Museum of Yumatovo). The most valuable and unique artifacts are described; the history of the formation of these collections is examined. It is shown that despite the thematic irregularity and the relative paucity of available items, the Finno-Ugric collections of Ufa museums are valuable and in some cases are unique source for the study of culture and life of the Mari, Mordva and Udmurts of the South Urals and the Ural area. They are the monuments of culture that preserve the memory of the ethnic characteristics of the Finno-Ugric peoples.
Keywords: Ufa, museums, collections, funds, expositions, exhibitions, exhibits, the Mari, the Mordvins, the Udmurts, the Estonians.
Садиков Ранус Рафикович,
доктор исторических наук, и. о. главного научного сотрудника, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева
Уфимский научный центр РАН 450077, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6 E-mail: [email protected]
Sadikov Ranus Raficovich,
Doctor of Sciences (History), acting Chief Research Associate, Institute of Ethnological Studies named after R. G. Kuzeev Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 450077, Russia, Ufa, K. Marks St., 6 E-mail: [email protected]