Научная статья на тему 'Сценический костюм как феномен народного комплекса одежды'

Сценический костюм как феномен народного комплекса одежды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
435
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ЭТНОКУЛЬТУРА УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ / ПЕРМСКИЙ СТИЛЬ / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ / ORNAMENTAL MOTIVES / ETHNIC CULTURE OF URALS-VOLGA REGION / PERMIAN STYLE / JEWELRY / ONSTAGE DRESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сазыкина Ирина Анатольевна

Сходство и различие костюмов Урало-Поволжья финно-угорской группы. Влияние пермского звериного стиля на современные ювелирные изделия. Сценические костюмы, выполненные студенткой Елизаветой Михайловой ИИиД УдГУ (специальность «Художественное проектирование костюма»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Onstage dress as phenomenon of folk costume

The similarity and difference of Finno-Ugrian costumes of Urals-Volga region. The influence of Permian animal style on modern jewelry. Onstage dress, made by Elizaveta Mihailova, the student of Institute of Arts and Design of UDSU, specialized in Costume Design.

Текст научной работы на тему «Сценический костюм как феномен народного комплекса одежды»

УДК 745(=511.1):39 и. А. Сазыкина

сценический костюм как феномен народного комплекса одежды

Сходство и различие костюмов Урало-Поволжья финно-угорской группы. Влияние пермского звериного стиля на современные ювелирные изделия. Сценические костюмы, выполненные студенткой Елизаветой Михайловой ИИиД УдГУ (специальность «Художественное проектирование костюма»).

Ключевые слова: орнаментальные мотивы, этнокультура Урало-Поволжья, пермский стиль, ювелирные изделия, сценический костюм.

Унификация, стандартизация, утрата этнически специфических черт, исчезновение целых комплексов этнокультуры приобрели в современном мире глобальный характер. Один из способов противостояния этому - обращение к культурному наследию, национальным ценностям и традициям, изучение истоков и эволюции, а также определение перспектив развития. Особую значимость приобретает сегодня исследование народного костюма - одного из важнейших маркеров этноса, имеющего не только утилитарную, но и дифференциальную функцию, осуществляемую с помощью орнаментально закодированной информации.

Художник по костюму постоянно в поиске новых идей, и народный костюм Урало-Поволжья интересен и самобытен для него в плане творчества. Костюмы удмуртов, мордвы, марийцев сохраняли длительный период времени архаичные черты. Такие формы одежды, как туникообразная рубаха и кафтан, головные уборы на высокой твердой основе и меховые шапки, налобная повязка-венец и шапочка «такья», обшитая монетами, - общие для народов Урало-Поволжья. Сходство элементов костюмных комплексов народов региона неоднократно отмечалось в этнографической литературе (См. Примечания).

Из фрагментов (монет, бисера, раковин - каури, бусин) создавались многие виды украшений, к ним относятся нагрудные фибулы, ожерелья, чересплечные изделия. Общие черты находим в вышивке:

Сценический костюм как феномен народного комплекса одежды_

- в технике исполнения;

- в цветовой гамме;

- в расположении орнаментации;

- в орнаментальных мотивах.

Вышивка схожа плотным заполнением фона, техника заполнения фона -косой стежок, набор, роспись. В цветовой гамме преобладают красный цвет марены и белый - естественный цвет отбеленного полотна.

В орнаментальных мотивах значительное место занимают стилизованные формы флоры и фауны. Финно-угорской группой народов глубоко почитались мотивы медведя, коня, уточки, оленя. Среди растительных мотивов популярны ель и сосна. Стилизованными изображениями ели удмуртки в праздничной одежде украшали область груди.

Мордва-мокша вышивали низ рубахи и рукавов стилизованными цветами шиповника. Маками и васильками вышивали мужские рубахи марийские девушки.

Геометрический орнамент у финно-угров доминирует. Такой вид орнамента этнографы признают самым древним. Семантика в основном отражает условные знаки:

- волнистые и прямые линии обозначали воду, радугу, землю;

- круг символизировал небесный огонь - солнце.

В ювелирном искусстве наблюдаем те же общие черты, присущие Урало-Поволжью. В металлопластике ярче всего выступает Пермский звериный стиль (стилизованные звери), а также женские и детские образы. В удмуртском костюме в период матриархата изображение солнца выполнялось лишь на женских нарядах. Впоследствии солярный мотив утратил прежде широкое символическое значение. До нас дошла лишь одна функция узора - оберег. Возникшее в условиях матриархата уподобление:

Отец (мужчина) - солнце;

Мать (женщина) - луна; сохранилось в многочисленных произведениях фольклора, в частности в народной сказке «Зять солнца», записанной в 1885 г. венгерским ученым Б. Мункачи в д. Старый Сентек [1].

В вышивке, в узорном ткачестве, в резьбе по дереву, а также в ювелирных изделиях применяли узор «Звезда».

Солярные знаки (питырес): Солнце (шунды) - Отец (мужчина); Луна (то-лэзь) - Мать (женщина); Звезда (кизили) [ 2. С.179]

ш X +

В путях развития народной одежды отражаются сложные историко-культурные процессы, неразрывно связанные с экономическим, культурным и общественным сознанием финно-угорской группы.

Для дизайнера по костюмам национальные комплексы являются прекрасным источником в творческой работе. На научно-практической конференции «Костюм

народов Урало-Поволжья как материальное и духовное наследие» мы показали творческую работу студентки Елизаветы Михайловой (рук. проекта автор статьи), ювелирные изделия выполнены в мастерской В. П. Степанова (см. фото).

Музыкальные и танцевальные коллективы нуждаются в обновлении своего гардероба, и им на помощь приходят художники со свежими идеями.

Чтобы коллекция моделей была востребована специалистами сцены, работу составляли следующие этапы:

- изучение истории и традиции удмуртского народного костюма, ювелирных изделий;

- анализ научных статей, отражающих теоретический подход к изучению и перспективам развития темы;

- учет информации о влиянии и значении народной одежды при создании коллекции сценических костюмов;

- анализ современных тенденций моды в работе ведущих дизайнеров мирового уровня.

К каждому комплекту одежды подбирались ювелирные украшения в технике горячей эмали.

Восхищаясь народным костюмом, дизайнер помнит о том, что нельзя, минуя стилизацию, «выносить» этот костюм на театральные подмостки, так как на сцене существуют свои правила игры.

Через костюм художник выражает свои ассоциации и ощущения, он пропускает через себя и передает свое понимание действительности, добиваясь единства формы и содержания. Только в этом случае зрители единодушно говорят, что сценический костюм органично завершает образ актера. 96

Сценический костюм как феномен народного комплекса одежды_

В статье представлена небольшая часть материалов, составляющих содержание учебно-методических комплексов и рабочих программ автора для студентов Института искусств и дизайна УдГУ специальности «Художественное проектирование костюма».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Виноградов С. Н. Терминология удмуртских народных узоров // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2008. С. 178-188.

2. Майкова Л. Е., Гаврилова Н. В. и др. Основы художественных промыслов народов мари. Йошкар-Ола: Вертикаль, 2007. 168 с., ил.

3. Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Марий книга, 1995. 269 с.

4. Юшкин Ю. Ф. Мордовия. Народное искусство. Саранск: Мордовское кн. изд., 1995. 141 с.

Поступила в редакцию 27.11.2012

I. A. Sazykina

Onstage dress as phenomenon of folk costume

The similarity and difference of Finno-Ugrian costumes of Urals-Volga region. The influence of Permian animal style on modern jewelry. Onstage dress, made by Elizaveta Mihailova, the student of Institute of Arts and Design of UDSU, specialized in Costume Design.

Keywords: ornamental motives, ethnic culture of Urals-Volga region, Permian style, jewelry, onstage dress.

Сазыкина Ирина Анатольевна,

доцент,

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail: rvkir@mail.ru

Sazykina Irina Anatolyevna,

associate professor, Udmurt State University Izhevsk E-mail: rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.