Научная статья на тему 'Влияние орнаментальных мотивов вышивки финно-угров на современный сценический костюм'

Влияние орнаментальных мотивов вышивки финно-угров на современный сценический костюм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
547
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА В КОСТЮМАХ ФИННО-УГРОВ / ВЫШИВКА ЗОЛОТЫМИ И СЕРЕБРЯНЫМИ НИТЯМИ. ФЛОРА И ФАУНА / ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ В НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ УДМУРТОВ / СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ АВТОРА СТАТЬИ / EMBROIDERY IN FINNO-UGRIAN COSTUMES / EMBROIDERY WITH GOLD AND SILVER THREADS. FLORA AND FAUNA / PERM ZOOMORPHIC ORNAMENT IN FOLK EMBROIDERY OF THE UDMURTS / MODERN DESIGNS OF STAGE COSTUMES MADE BY THE AUTHOR OF THE ARTICLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сазыкина Ирина Анатольевна

В статье исследуется взаимосвязь орнаментальных мотивов народов финно-угров с древними Византийскими, Коптскими и Чудскими вышивками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of ornamental motifs of embroidery of FInno-Ugric peoples on the modern stage costume

The article explores the relationship of the ornamental motifs of Finno-Ugric peoples with ancient Byzantine, Coptic and Chud embroideries.

Текст научной работы на тему «Влияние орнаментальных мотивов вышивки финно-угров на современный сценический костюм»

К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О УДК 746(=511.1)

И. А. Сазыкина

ВЛИЯНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ ВЫШИВКИ ФИННО-УГРОВ НА СОВРЕМЕННЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ

В статье исследуется взаимосвязь орнаментальных мотивов народов финно-угров с древними Византийскими, Коптскими и Чудскими вышивками.

Ключевые слова: вышивка в костюмах финно-угров, вышивка золотыми и серебряными нитями. Флора и фауна, пермский звериный стиль в народной вышивке удмуртов, современные разработки сценических костюмов автора статьи.

Вышитый орнамент больше подвержен истиранию, менее долговечен, чем ткачество. Орнаментальный мотив в ткачестве более стилизован и чаще всего имеет геометрический вид, потому что на ткацком станке почти невозможно создать изящные линии и с легкостью переключиться на другой цвет, тогда как с иглой в руках можно воплотить любой замысел и создать необыкновенно красочный орнамент. Удмуртские женщины украшали орнаментом головные уборы, съемные нагрудники «кабачи», низ рубахи и рукавов, праздничный фартук. Национальные костюмы удмуртов хранятся в экспозиции Российского этнографического музея; там же находятся удмуртские образцы, вышитые золотыми нитями в «прикреп» (фото 1, 2). Старинный женский нагрудник, по кумачу вышивка золотыми нитями, ХVШ в., Глазовский р-он, Удмуртия.

Влияние русского костюма, а также византийского золотого шитья сказалось в костюмах северных удмуртов во вт. пол. XIX в. Постепенно, шитые золотом нагрудники исчезают, лишь в узких полосках вдоль нижней кромки шортдэрема (верхняя одежда) и на платках нарядных сохраняется вышивка золотом.

Серебряными нитями вышивали женские рубахи в центральном регионе Удмуртии (фото 3). Кроме золотых и серебряных нитей, применяли также шелк-сырец, который продавался на ярмарках и в сельских лавках. Шелк использовался в вышивках марийцев, чувашей, мордвы [5]. Для вышивания брали также шерсть домашних овец; ее сучили и красили для придания благородного вида. Крашеные бумажные и льняные нитки использовались гораздо реже. Для вы-

нитями Фото 4

шивки нагрудников «кабачи» применяли технику ковровую сплошную. Вышивка представляла собой сплошную зашивку холста, с непросвечивающим фоном и рельефным узором, созданным по счету ниток. Узоры на съемных нагрудниках «кабачи» композиционно разбиты на геометрические фигуры и представляют собой прямоугольники, размером 17х30 см. В узорах нагрудников встречаются солярные знаки, стилизованные фигурки птиц и животных и геометрические фигуры.

Кроме шитья в технике ковровой сплошной, удмуртские женщины любили вышивать «полукрестом», косым стежком, которым заполнялась форма узоров (фото 8). Форму создавали в виде контура, заранее делая стежки черными нитями. Работали в технике двусторонней глади, вышивали крестом. Рисунок «крест» использовали для каймы вокруг центрального узора. Старинными швами в удмуртской вышивке специалисты называют косой стежок и гладь, вышивка крестом появилась гораздо позднее [3]. Косым стежком украшали женские налобные повязки (фото 4). С помощью шва гладь вышивали низ рукавов и рубахи, а также фартук. Широкое применение находят швы набор и роспись. С помощью набора украшали рубахи (низ изделия и рукавов) мордва-мокша [6]. В технике роспись мордва набирала контурный шов для дальнейшей вышивки. В Сарапульском р-не Удмуртии широко бытовали вышивки с растительными мотивами. Вышивка создавалась на полотне цветными шерстяными нитями или шелковыми, гамма содержала до 9 различных оттенков в одном узоре (фото 4). Такие образцы вышивок встречаются на концах полотенец и подзоров (фото 5). На юге Удмуртии вышивка была многоцветной и со сплошным непросвечивающим фоном холста. В северных районах встречаются сдержанные одноцветные вышивки с сильно расчлененным узором с небольшим заполнением фона цветной шерстью.

В вышивке преобладает растительный орнамент: цветы, листья, стебли -в общей композиции, и возникала такая вышивка с помощью шва гладь и стебельчатого шва (фото 6). Другой пример - композиция из тюльпанов и ягод,

Фото 5 Фото 6

исполненная швами тамбуром и узелками (фото 7). В нач. XX столетия техника крестом вытесняет все другие швы и набирает наибольшее распространение по исполнению [3]. К середине века этот вид вышивки получает широкое распространение во многих районах Удмуртии, но нужно отметить, что такая технология удешевляла изделия: была более легкой и менее затратной. Вышивка постепенно заменяется аппликацией из цветных кусочков тканей. Шитье по выдергу (вандэт), таким швом расшивались рубашки и в верхней одежде рукава в виде простейших узоров: звездочек и ромбиков.

Орнаментальные мотивы можно разбить на две группы: 1. Геометрический орнамент женщины создавали с помощью простейших линий (наиболее древний вид вышивки) - равнины, волны, горы и др. Более сложные изображения, которые имеют корни ананьинской и пьяноборской культуры Прикамья -это флора и фауна: животные, птицы, растения, которые вышивальщицы постепенно стилизовали, при этом утрачивался первоначальный замысел, закладываемый в вышивку (фото 8). Так называемый пермский звериный стиль наложил отпечаток на все виды декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку [1]. Пройдя долгий эволюционный путь в развитии, вышивка постепенно «геометризировалась», сохранив лишь элементы от целых изображений (рога, глаз, голову и т.п.). Птицы и звери играли большую роль в хозяйстве и родовом культе удмуртов. Стилизованные изображения конских голов отображены на старинных женских нагрудниках кабачи. Вышитые конские головки симметрично располагаются по всему тканому полотну и как бы заключены в ромб (фото 12).

С такой же формой конских изображений встречаемся в силуэте гребешка, который широко бытовал у мордвы. Со временем гребни утратили свое практическое применение и стали служить подвеской к поясу или в нагрудных украшениях (фото 13). Проследить постепенную стилизацию в вышивке не представляется возможным, лишь по терминам, как то: кошачий след (кочыш пытьы); собачий след (пуны пытьы) и т.п. - относятся к стилизованным изображениям животных и птиц (фото 14). Коньковые подвески, близкие по форме к изображениям в вышивке и на гребнях, встречаются в рисунках пермской чуди [3].

Фото 7. Техника вышивки - Фото 8. Женские старинные нагрудники - кабачи

тамбурный шов и узелки. Фрагмент полотенца

Геометрический орнамент отличается большим разнообразием. Вышивальщицы украшали этими незатейливыми рисунками рукава женских рубашек, нагрудники, фартуки и платки. Изображения звезд, меандра, квадрата, ромба в нагрудниках «кабачи» - чрезвычайно древние, и специалисты причисляют их к солярным знакам. Ученые (в частности, В. А. Городцов) считают эти изображения знаками добра, счастья и благополучия [4]. С такими же орнаментальными мотивами мы встречаемся у народов Ассиро-Вавилонии, Греции и на византийских тканях. Коптские ткани свидетельствуют нам об этом факте, в ГМИИиП хранятся образцы тканей с вышивкой, где в круг вписан квадрат с меандром (фото 9). Цветовая гамма черно-белая, ткани датируются V-VI вв. [2].

Веревочный орнамент - очень древний; встречается в образцах Чепец-ких городищ II тыс. н.э. Этим швом окаймляли вышивку или пускали в виде плетеного шнурка (пленча пуныны) вдоль швов по рукавам и по низу рубахи в технике косой стежок. Широкое распространение этот шов получил и в мордовской вышивке, имел название перекладина. Зубчатый орнамент располагался по низу одежды, за что получил название «крайний узор» (дур пужы), по рисунку напоминает пилу, выполняется в технике гладь, подчеркивает низ изделия и рукавов. Линейный и пунктирный орнаменты встречаются у удмуртов в большом количестве в виде параллельных полос из цветных ниток

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12 Фото 13 Фото 14

или узелков. Узор в виде восьмиконечной звездочки (пряник пужы) - излюбленный рисунок в вышивках и ткачестве, украшает рукава рубах и женские нагрудники (кабачи) (фото 10).

Узор в виде восьмилепестковой розетки также распространен в вышивке рубах - по груди и по рукавам (фото 11). Этот узор почитаем у народов Прибалтики, белорусов и северных великорусов.

В настоящее время многие творческие коллективы отказываются от дорогой, кропотливой вышивки в технике ковровая сплошная и гладь со звездочками, так как не обладают большими финансовыми средствами. Художники по костюмам выходят из этих ситуаций, предлагая сценическим заказчикам такие виды отделок, как аппликация, роспись по ткани, печать штампами, а также создавая эффекты на тканях с помощью аэрозольных красок. Сегодня большой популярностью пользуются массивные ювелирные украшения в сочетании с тесьмой, декоративными строчками, аппликацией и лоскутной техникой в костюмах для сцены. Автор статьи многие годы работала с такими замечательными певицами, как Валентина Пудова, Надежда Уткина, а также с Академическим ансамблем песни и танца УР «Италмас», с певческим коллективом Союза марийцев Удмуртии и другими популярными ансамблями. Вниманию читателей предложены сценические образы, в которых доминантой в костюмах служат различные приемы вышивок: гладь, «крест», декоративная строчка, - кроме того - аппликация и роспись по ткани.

Валентина Пудова

Данный костюм выполнен в традициях северной Удмуртии, в красно-белой гамме. В комплект входят: платье с зауженными рукавами, удлиненный жакет с расширенными укороченными рукавами, волосы подхвачены неширокой повязкой.

Чтобы создать иллюзию легкой, летящей фигуры, художник использует прием психологического отвлечения. Автор применяет крупный раппорт декора, скрывает полноту фигуры и добивается изящества, вводя в костюм вертикальные полоски красного цвета.

Рукава платья декорированы продольной вышивкой, выполненной особым рельефным швом. Лиф платья и низ изделия подчеркнуты геометрическим орнаментом в техниках гладь и аппликация. В верхней части рукавов распо-

Влияние орнаментальных мотивов вышивки финно-угров на современный сценический костюм

ложена небольшая горизонтальная вышивка, исполненная гладью. Головная повязка, традиционно связанная с Верхним миром, украшена солярным знаком.

Использованы художником и характерные особенности цветовой семантики. Согласно эмоционально-психологическим характеристикам, белый цвет воспринимается легко, красный - тяжело, поэтому в костюме предлагается такое соотношение цветов - 30 % красного и 70 % белого.

Надежда Уткина

Доминантой в сценическом костюме солистки является нагрудное украшение из кожи. Прототипом послужили культовые пластины пермского звериного стиля, который непосредственно был связан с миром природы. Он отражал целый мир образов и представлений о строении Вселенной, об окружающей природе и месте человека в нем. Отлитые из бронзы украшения, небольшие по размеру, они удивительно монументально-эпичны. Пермяки называют эти произведения картинами для бога [7]. Но поскольку костюм для сцены не стоит утяжелять, автор заведомо отказался от металла, выбрав в качестве замены кожу, материал долговечный и пластичный. Сюжет по коже был выполнен с помощью акриловых красок.

В костюме были использованы старинные домотканые полотна в сочетании с современной льняной тканью, изделие украсила вышивка счетная гладь. Также в ансамбле присутствуют винтажные кружева.

Валентина Пудова - народная артистка Удмуртии, заслуженная артистка России, с сольными программами побывала во многих городах России. Радовала своим творчеством зрителей Монголии, Швеции, Коста-Рики

Надежда Уткина - популярная этно-певица, Заслуженная артистка Удмуртии, автор и исполнитель городского романса, лауреат и дипломант межрегиональных и всероссийских конкурсов исполнителей песни

Татьяна Шкляева

Сценический комплект для солистки изготовлен по мотивам центрального удмуртского традиционного костюма. В комплект входят блуза из трикотажного полотна, сарафан с нагрудником и фартук. В целом образ получился собирательный, так как автором учтено влияние русского народного костюма (особенно в мужской одежде) на удмуртский костюм центрального региона Удмуртии. Композиционный центр - область груди, которая украшена

Шкляева Татьяна - бывшая вокалистка Государственного театра фольклорной песни «Айкай». Была солисткой студии традиционного танца «Эктон корка», и в ее составе принимала участие в международных фестивалях в Венгрии, Эстонии, Финляндии

Солистка ансамбля «Шулдыр жыт» Платонова Галина -народная артистка Удмуртской Республики, заслуженная артистка России. Певица, обладающая глубоким, грудным, бархатистым меццо-сопрано, является душой коллектива

тканым полотном в сочетании с аппликацией. Низ тканого фартука дополнен вышивкой, в которой прослеживается излюбленная тема многих народов - Древо жизни в окружении водоплавающих птиц. Подобные сложные композиции встречаются в древних металлических украшениях пермского звериного стиля, они символизируют «золотой век» (время, когда в мире царила вселенская любовь) - люди в окружении птиц и зверей: медведей, коней, уток, лосей и др. Из традиционных приемов шитья применена лоскутная техника, бытовавшая в праздничной одежде центрального Прикамья. Местные мастерицы удачно использовали ее в декоре: по низу рукавов и в оборках платьев. Данный прием имеет древние корни и отдаленно своим сочетанием цветов напоминает радугу или северное сияние. Сценический костюм несет в себе положительную энергетику, такая задача стояла перед автором статьи.

Ансамбль «Шулдыр жыт»

Для исполнительницы задушевных и величавых песен, по мнению автора, как нельзя лучше подходят свободные, летящие формы одежды из белого шелка. Солистка грациозно движется по сцене, и струящийся шелк подчеркивает достоинства фигуры.

Украшение костюма - нагрудная подвеска из кожи по мотивам пермского звериного стиля. Изображения на древних пластинах представляют собой картину мира, некую мистическую диаграмму Вселенной. В центре практически всех пластин - женское божество - Великая Мать мира. В удмуртской мифологии это Великая прародительница, рождающая мать Кылдысь-инь. В ногах женского божества - стилизованная фигура лошади или фантастического животного. По обе стороны владычицы животного мира и людей - птицы, цветы и травы, а в верхней части в области головы - солнечный диск. Создавая сценическое украшение, автор не стремилась к подражанию археологическим находкам, поскольку для создания образа актрисы более важно единство концепции и стиля.

Общество «Марий Эл»

Для праздничной одежды марийцев характерна бело-красная цветовая гамма. В орнаментальных мотивах преобладают растительные и геометрические мотивы. Учитывая особенности телосложения солистки коллектива, художником по костюмам было предложено использовать эффект зрительных иллюзий, вертикальные канты удлиняют фигуру, придают ей стройную величавость. При этом не нарушен традиционный ритм композиции, область груди украшена счетной гладью, кантами, монетами. Костюм состоит из платья, жилета с удлиненными рукавами, съемных рукавов и пояса.

Государственный академический ансамбль песни и танца УР «Италмас»

Для ведущей солистки ансамбля «Италмас» был создан индивидуальный сценический образ по удмуртским мотивам. В комплект входят платье, удлиненный жилет и головная повязка. Область груди по жилету и низ изделия украшены гладьевой вышивкой. Рисунок орнамента - геометрический с плавными цветовыми переходами, что характерно для удмуртской вышивки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Доминяк А. В. Свидетельства утраченных времен. Пермь: Книжный мир, 2010. 152 с.

2. Коптские ткани, типография. Вена: Глобус, 1967. 197 с.

3. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951. 149 с.

4. Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 138 с.

5. Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1992. 107 с.

6. Прокина Т. П. Мордовский народный костюм. Саранск: Мордовское кн. изд., 2007. 201 с.

7. Плеханова Е. О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2009. 200 с.

Поступила в редакцию 24.10.2013

I. A. Sazykina

The effect of ornamental motifs of embroidery of FInno-Ugric peoples on the modern stage costume

The article explores the relationship of the ornamental motifs of Finno-Ugric peoples with ancient Byzantine, Coptic and Chud embroideries.

Keywords: embroidery in Finno-Ugrian costumes, embroidery with gold and silver threads. Flora and fauna, Perm zoomorphic ornament in folk embroidery of the Udmurts, modern designs of stage costumes made by the author of the article.

Сазыкина Ирина Анатольевна,

доцент,

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: Isazykina@list.ru

Sazykina Irina Anatoljevna,

associate professor, Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1 E-mail: Isazykina@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.