Научная статья на тему 'Исторические традиции в декоративном решении современных костюмов с применением полимерных материалов'

Исторические традиции в декоративном решении современных костюмов с применением полимерных материалов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
497
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОР / DECOR / ДИЗАЙН / DESIGN / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ / TATAR COSTUME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муртазина С. А., Халимова Р. Р.

Традиции украшения одежды имеют давнюю историю. В последнее время интерес к национальному декору резко возрос. Татарские традиционные элементы украшения, выполненные из полимерных материалов позволяют придать современному костюму особую художественность и индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические традиции в декоративном решении современных костюмов с применением полимерных материалов»

УДК 687:391.7

С. А. Муртазина, Р. Р. Халимова

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КОСТЮМОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: декор, дизайн, национальные традиции, татарский костюм.

Традиции украшения одежды имеют давнюю историю. В последнее время интерес к национальному декору резко возрос. Татарские традиционные элементы украшения, выполненные из полимерных материалов позволяют придать современному костюму особую художественность и индивидуальность.

Keywords: decor, design, national traditions, Tatar costume.

Traditions of decoration of clothes have an old story. Recently interest in a national decor sharply increased. The Tatar traditional elements are the decorations executed from polymeric materials allow to give a modern suit the special artistic value and individuality.

При создании костюма происходит постоянный поиск разнообразия форм и конструкций. Богатейшим источником для создания современного костюма всегда будут являться исторический и традиционный (национальный) костюмы. При проектировании новых моделей необходимо изучение эстетики, форм и конструкций костюма в историческом аспекте [1].

Особенности применения национальных традиций в современном дизайне связаны с эстетикой постмодернизма - с методом «цитат». Цитатой может быть деталь национального костюма, элемент декора, укрупненный или деформированный

орнаментальный мотив, покрой или цветовая гамма. Комбинируя разные «цитаты», смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнеры создают новый образ, не связанный с конкретным и узнаваемым творческим источником [2].

Основным ярким отражением элементов национального костюма является декоративное оформление. Декор в традиционном костюме татар является комплексной системой, включающее в себя ткачество, золотое шитье, ювелирное искусство, аппликацию, расшивку бисером, декорирование лентами, позументом, текстильными цветами и т.д. для современных дизайнеров декор, элементы орнамента является основным творческим источником при проектировании женской одежды. Сегодня копируются старые формы, закладывая смысл XXI века [3].

Самым древним и распространённым видом накладного декора является вышивка, которая своими истоками уходит в глубокую древность, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Материалами для вышивки служили цветные шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые нити, золотая и серебряная проволока, жемчуг, драгоценные камни, бисер, стеклярус и т.д. При всем техническом многообразии приемов украшения цель их была одна - превратить текстильное полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую эстетическую информацию [4].

В татарском декоративно-прикладном искусстве вышивка использовалась для украшения

одежды, бытовых и обрядовых предметов. Как один из массовых и наиболее традиционных видов декоративно-прикладного искусства она

развивалась в форме домашнего художественного ремесла.

Большая часть старинных вышивок датируется второй половиной XIX - началом XX в., сохранились и отдельные музейные образцы конца XVIII в. Наиболее популярной у татар, как и у других тюркских народов, была вышивка в технике «тамбур» (элмэ). Использовались толстые шелковые, шерстяные и металлические нити. До второй половины XIX в. вышивали иглой, позднее и крючком, использовали специальные вышивальные приспособления киергэ - пяльцы.

С середины 1870-х гг., особенно в среде городских татар, получила распространение европейская тамбурная машинка, что способствовало массовому изготовлению вышивок на заказ и на продажу. Наряду с ручной тамбурной вышивкой, но гораздо реже, использовался гладевый шов - нагыш. Со второй половины XVIII в. широкое распространение получила золотошвейная гладь (укалап чшу). Для создания рельефного узора под нити подкладывалась ткань или бумага, вышивка дополнительно украшалась витыми металлическими спиралями - трунцалами, блестками, бисером, жемчугом, по краям пришивались бахрома, кисти или кружева. Популярным было шитьё жемчугом и бисером, синелью и драгоценными камнями [5].

Тесно связана с вышивкой техника «ушковой» аппликации (тырнак алмалаY). В ней орнамент создавался из мелких кусочков шелка треугольной формы, сшиваемых в крупные рельефные цветочные узоры, которые дополнялись цветным бисером и мелким жемчугом. Эта техника является уникальной, не встречающейся в искусстве других народов. Вышивали мастерицы на самодельных и покупных тканях (ситце, сатине, шелке, бархате и вельвете, иногда - на парче), а также на коже тонкой выделки. Популярными были голубой, синий, фисташковый, зеленый, золотисто -желтый, фиолетовый, малиновый, красный и белый цвета. Вышивали обычно по контуру

предварительно нанесенного на ткань рисунка, а опытные мастерицы - «на глаз». Основой их работ были старинные образцы, которые вышивальщицы изменяли по своему усмотрению, дополняли своими узорами, предлагали новые цветовые решения.

Татарская вышивка с ее ярко выраженной полихромией и своеобразием узоров оказала влияние на вышивку народов Средней Азии и Казахстана, а также русского населения Поволжья и западных областей России. В цветочно-растительных узорах татарских вышивок обнаруживается родство с орнаментом азербайджанцев, турок-осман и мусульманских народов Кавказа. Для вышивки характерен растительный орнамент в ленточной, букетной и сетчатой композициях, в розеточных и шахматных построениях с цветочными мотивами, традиционно изображались тюлъпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие» огурцы и гранаты. В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчел, петухов, голубей, а также характерные элементы булгарской и золотоордынской вышивки - трилистники, пальметты, вариации тюльпана и лотоса, цветов с сердцеобразными лепестками, многолепестковые розетки, вьюнки, интегральные спирали, «древо жизни» и др. Мотивы стилизованных парных птиц и рыб, двуглавых коней со всадниками, часто встречающиеся в узорах свадебных полотенец, восходят к дуалистическим воззрениям предков татар. Вышивки отличались богатством цветового решения: в одном изделии мастерицы могли сочетать до 10-12 оттенков [6].

У татарской народной вышивки есть не только славное прошлое, но и настоящее. Она и сегодня является самым массовым видом художественного творчества народа. Вышивание как вид женского рукоделия особенно популярно в сельской местности, где вышитые изделия (в отличие от города) еще не полностью утратили вековые связи с некоторыми народными обрядами, семейными и общественными праздниками (свадьба, сабантуй), представляя своеобразные элементы национального быта.

Традиционные формы, мотивы татарского костюма используются в наши дни профессиональными художниками в моделировании современной одежды с применением новых полимерных материалов. Данное явление

зарождалось еще в начале двадцатых годов, когда казанскими художниками Н. Коробцовой, В. Вильковиской, Т. Никоновой, П. Байбарышевым, Д. Федоровым создавались новые массовые образцы бытовой и, так называемой, производственной одежды. Поиск национального стиля, как один из путей выработки собственного направления в костюме, был начат в 60-70-е гг. С самого начала он был связан с принципами декорирования модного силуэта одежды традиционными орнаментальными мотивами, как например, вставками вышивки, золотого шитья, кожаной и меховой мозаикой [7].

Таким образом, декоративная отделка - это та составляющая современного костюма, которая способна подчеркнуть его национальную направленность. В настоящее время границы между народами порой исчезают, и для дизайнеров источником вдохновения часто становятся исторические и национальные костюмы. Одежда, созданная под влиянием народных традиций способна подчеркнуть индивидуальность, выделяя человека из толпы одинаково одетых людей.

Литература

1. Муллахметова, С. Ф. Связь с национального татарского костюма с элементами формы, конструкции и декора традиционной одежды других народов / С.Ф.Муллахметова // Вестник удмуртского университета, 2006. - №12. - с. 75-78.

2. Гарифуллина, Г.А. О некоторых аспектах стилевого решения современных моделей национальной и мусульманской одежды / Г.А.Гарифуллина // Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды: сборник статей, 2011. - с. 18-21

3. Кумпан, Е.В. Применение формообразующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 121-122.

4. Хамматова, Э.А. Декор современных национальных татарских костюмов на основе применения полимерных вискозных нитей / Э.А.Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - Т.16. - № 9 -С. 155-157.

5. Татарская народная вышивка [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://vyshivanye.ru, свободный.

6. Шейх, З. Татарская вышивка повлияла на вышивку других народов [Электронный ресурс] / З.Шейх. -Режим доступа http://www.islamnews.ru, свободный.

7. Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. 1920-е - начало 1990-х годов: Монография / Г.Ф.Валеева-Сулейманова. - Казань: Изд-во «Фэн», 1995. - 194 с.

© С. А. Муртазина - канд. пед. наук, ст. преп. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Р. Р. Халимова - магистр каф. дизайна КНИТУ, [email protected].

© S. A. Murtazina - candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Design» of KNRTU, [email protected]; R. R. Khalimova - master of the department «Design» of KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.