УДК: 7(477.83-25)
Левицкая В. А.
Соискатель по специальности «Искусствоведение», ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАРАИМСКОГО ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
В статье исследуются художественные и стилистические особенности орнаментальных композиций караимских текстильных предметов бытового и религиозного назначения. Дается анализ сходных элементов в орнаментах узорного шитья крымских караимов и других тюркских народов, а также построение орнаментальных композиций, рисунка вышивки и характерного колорита в текстильных изделиях. Приводится сравнительная характеристика технических приемов выполнения вышивки, используемые виды нитей и их цветовая гамма. Статья является результатом исследований, проведенных в архивах и фондах Бахчисарайского историко-культурного заповедника.
Ключевые слова: караимский текстильный орнамент, узорное шитье, караимская вышивка, художественные особенности орнаментальных композиций.
Постановка проблемы. Декоративно-прикладное искусство любого народа является в известной мере отражением процесса формирования всего этноса. Наряду с другими источниками оно помогает увидеть генетические, исторические и культурные связи народа, иногда подтверждая уже сложившиеся теории, а иногда и восполняя недостающие звенья в цепи сведений по этим связям.
Народный костюм, вышивка, художественное тканье являются историческими источниками для изучения этногенеза и формирования культуры народа. Этнографические исследования связаны с изучением традиционного кроя, используемых тканей, технологии пошива и техники вышивки, определением особенностей декора и построения орнаментальных композиций.
Факт существования высокоразвитого бытового искусства караимов Крыма давно установлен. Также определена высокая научно-художественная ценность традиционного костюма и вышитых изделий крымских караимов. Отправленные в 1928 г. Крымгосторгом в Торгпредство в Париж образцы художественного тканья и шитья крымских татар и караимов получили высокую аттестацию и отнесены к уникальным музейным экспонатам [1]. Одним из ведущих центров по изучению культуры народов Крыма являлся Евпаторийский археолого-этнографический музей, основанный в 1916 году. Уже к 1920-му году этнографические материалы, характеризующие культуру и быт караимов Крыма, занимали в музее «первое место». Караимы свозили в музей рукописи, книги, костюмы, предметы быта и религиозного культа. Большой вклад в изучение истории караимов, их культуры и особенно национального костюма внесла Полина Яковлевна Чепурина, будучи директором Евпаторийского музея. В 1926г. в издании РОПИК выходит ее очерк «Евпаторийский музей», в котором дается полная характеристика предметов культуры караимов. 5 февраля 1929 г. в Опросном листе для научных работников зарегистрирована рукопись П.Я. Чепуриной «Караимский костюм», подготовленная к печати, выявить которую пока не удалось.
В 1935г. на страницах журнала «Искусство» П.Я. Чепурина представила обзор собранных материалов по караимской вышивке. Основными видами бытового искусства народов Крыма являлись ткани и вышивки, как наиболее сохранившиеся виды народного творчества.
Обширный материал по вопросу изучения орнаментального шитья караимов Крыма П.Я. Чепурина обобщила в отдельной монографии (1938 г.), где указывает на сильное влияние Востока в караимских вышивках и костюмах.
Проблемой в исследованиях традиционного караимского узорного шитья является малое количество достоверной печатной литературы о караимах. Систематического описания построения орнаментальных композиций в декоре одежды и других текстильных изделий крымских караимов с соответствующим иллюстративным материалом в литературе достаточно мало. Основным источником информации являются музейные экспонаты. В этнографических музеях Евпатории, Феодосии, Ялты и Бахчисарая сохранились старинные караимские артефакты: костюмы, образцы вышивки, предметы быта и религиозного культа, отражающие их культуру. Музейные коллекции предоставляют возможность детального изучения декора текстильных изделий, техники выполнения вышивки, колорита используемых тканей и нитей.
Главной задачей является выявление не исследованных ранее художественных и стилистических особенностей караимских орнаментальных композиций в национальных костюмах и других текстильных изделиях бытового и религиозного назначения.
Полученные результаты. Крымские караимы-тюрки — коренной народ Крыма, малочисленная народность, населяющая полуостров еще с давних времен, является этнокультурным реликтом, потомками древнейшего населения Крыма и наследниками хазарской культуры.
Переселение караимов в Крым в XIII в. из Бухарии и Черкесии вместе с татарскими ханами произошло в 1239 году. В середине XIV в. (1342-1357г.г.) в связи с экспансией Золотой Орды в юго-западный Крым, в Джуфт-Кале возникает самая крупная караимская община на полуострове. Община караимов имела самоуправление, льготы и покровительство, оговоренные ярлыками ханов. Основными занятиями были ремесла и торговля. Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов [1].
На формирование декоративно-прикладного искусства крымских караимов повлияло много факторов: особенности географической среды обитания и климатические условия, хозяйственный уклад, историко-социальные процессы, культурные и религиозные процессы, а также влияние культур соседних народов.
Тюркские особенности наиболее ярко проявились в одежде и декоративно-прикладном искусстве караимов. Стиль одежды крымских караимов во времена Ханства — восточный [3]. В женской одежде, как у всех тюркских народов, это — многослойность костюма; наличие нижней и верхней одежды и нательных штанов; густой орнамент на используемых тканях; обилие орнаментики, вышивки, накладных украшений; обязательное наличие пояса и головного убора [2].
В качестве отделки на всех предметах костюма, за исключением нательных штанов, использовали вышивку золотом. Тканые рубахи украшали геометрическим орнаментом, а шитые — растительным. Манишка, борта и подол верхнего платья «антер» вышивались также растительным узором. В караимском музее в Тракае (Литва) представлено платье «антер», которое выполнено из бархата насыщенного розовато-лилового цвета и богато вышито золоченым серебром. Рисунок вышивки состоит из композиционного центра в виде стилизованного вазона, расположенного в нижней части переда по центру, из которого тянется вверх гирлянда из мелких цветов с бутонами и листьями, а также завитушек на изогнутых S- образно ветвях. По всему платью вышиты отдельные фрагменты мелких веточек с цветами. Используется вышивка в технике «гладь».
Такие платья «антер» были распространены у крымских татар. В Бахчисарайском музее хранится крымскотатарское платье «антер» из Центрального музея Тавриды, 1925 года. Платье турецкой работы из лилового бархата вышито канителью пул («стамбул мыкълама»). Мотив «гуль-терек» и «гуль-путак».
Подобные праздничные платья в Турции носили название «биндалли», традиционно спинка была длиннее полочек и закруглялась. Платье имело прямой вырез на груди и подкладку. Турецкие платья «биндалли» украшали золотым шитьем в технике «мыкълама».
Кофточки из бархата, атласа, шелка расшивали золотыми и серебряными нитями разных оттенков традиционным караимским узором по полочкам, спинке и рукавам. На кофточках всегда соблюдалась определенная схема расположения узора. Бархатные кофточки «фермам», «кырха» чаще всего расшивались нешироким растительным орнаментом по горловине, бортам, низу и низу рукавов. Нижние углы бортов по диагонали, середина рукавов и реже середина спинки были вышиты сложным узором из комбинации цветов (часто встречается четырехлепестковый цветок), бутонов, вокруг которых расположены тонкие вьющиеся веточки с мелкими листьями. Использовалась смешанная техника вышивки — чаще всего «гладь», «телли» выполненная золотыми и серебряными нитями и золотой или серебристый тонкий шнурок или плоский сутаж.
Тканые и вышитые узоры, располагавшиеся на деталях одежды, по мнению многих исследователей, изначально выполняли обереговые функции, так как их обычно помещали на местах, прикрывающих самые уязвимые и значимые участки тела.
Головной убор караимских женщин — феска также расшивалась золотыми и серебряными нитями, жемчугом и бисером. Тулья феса часто вышита в технике «мыкълама» и «пул» с использованием крученой проволоки. Орнамент растительный — четыре 8-лепестковых крупных цветка, вокруг множество веточек и мелких цветков. Головное покрывало вышивали золотыми и шелковыми нитями караимским растительным двусторонним орнаментом, по краям оставляли бахрому, кисти или вязаную сетку.
Узор на шарфах и поясах обычно состоял из нескольких повторяющихся мотивов, помещенных в одном горизонтальном ряду. По всей длине пояс расшивался золотом или серебром традиционными орнаментами.
Читая «шетары», старейшие описи приданого крымских караимов, поражает количество и качество описываемых в них предметов. Шелк, золото, богатейшие ткани, драгоценности — все сливается в одну гармоничную картину восточной жизни, ее духовного и материального быта. И это не случайно, так как центром торгово-культурного влияния для караимов Крыма был Ближний Восток. Чувствуется большое влияние Персии и Малой Азии через Дамаск — Брусу — Токат, из которых привозили лучшие ткани. Основными признаками для вышивок на домотканых легких тканях периода расцвета вышивального искусства — XVI-XVШ вв. являются: большое разнообразие швов, примененных на одном вышитом предмете, использование нитей мягких тонов, имевших множество оттенков, незаметно переходивших один в другой [9].
На тканях, прежде всего домотканых, предназначавшихся для таких деталей одежды, как пояса, шарфы, платки, вышитые узоры всегда были гораздо сложнее и разнообразнее, чем на курточках, платьях, головных уборах, обуви, на которых обычно изображались различные варианты растительных побегов [7]. Здесь же узоры составляли цветы, плоды, стилизованные изображения животных, иногда узоры дополнялись надписями. Каждый элемент орнамента нес определенную смысловую нагрузку и имел свое название. Так, например, дубовый лист на вышивках символизировал мужское начало, а S-образный элемент был знаком воды. В орнаментах встречается изображение коробочек хлопка, цветов граната и гвоздики, дубовые листья, а также растительные побеги и колосья. Все орнаменты имеют символическое значение.
Отличительной особенностью вышивки у караимов является использование в орнаменте нескольких оттенков золотых нитей. Отмечено орнаментальное богатство рисунка, высокая техника шитья и тканья крымских караимов, сохранивших искусство шитья тамбурным швом. Караимы, жившие в тесном бытовом соприкосновении с татарами, имели постоянное сношение с зарубежными караимами Сирии, Палестины и Египта. Караимские вышивки непосредственно перенесли влияние, орнаментного шитья Дамаска,
Багдада и Иерусалима (Сирии, Палестины) в Крым и привили караимам особую изысканность шитья и сложность орнаментной композиции [4].
Вышивка на предметах религиозного культа обычно вырабатывается характерной манерой тамбурного старо-дамасского шитья с вливанием тона в тон, что привилось лишь на вышивках караимов Крыма. Ценность этих предметов культа в определении художественного творчества караимов огромна. Чем стариннее предметы культа, тем вернее их караимское происхождение, так как религиозная нетерпимость не допускала в дом молитвы изделия рук иноверца [8].
В Бахчисарайском Ханском дворце экспонируется караимский молитвенный коврик XVIII века из красной шелковой ткани, вышитый несколькими оттенками золотой и серебряной нити. Он представляет собой вертикальный прямоугольник, разделенный на 4 части горизонтальными полосами с вышитыми золотом надписями. Каждая часть содержит по два растительных орнамента округлой формы — это вазоны с цветами или древо жизни. Узоры растительного орнамента составлены из цветов и плодов. В орнаменте встречается изображение коробочек хлопка, цветов граната и гвоздики, а также растительные побеги и колосья. Вышивка выполнена в технике двустороннего золотого шитья с вливанием тона в тон из золотых и серебряных нитей нескольких оттенков, а также шелковых нитей разных цветов.
Особый интерес представляют вышивки, выполненные на караимских алтарных занавесях. Золотой орнамент расположен на однотонном поле шелковой и атласной ткани прямоугольной или квадратной формы, нежных или ярких оттенков. Это лимонный, малиновый, светло-голубой, насыщенный лиловый и другие. Орнаментальная композиция состоит из отдельных фрагментов, многократно повторяющихся в шахматном порядке по всему полю. Орнамент представляет собой отдельную ветвь с бутонами, цветами, побегами, листьями. Вышивка золотыми нитями расположена на лицевой стороне. По периметру поле занавеси обрамляет кайма из шелковой ткани контрастного цвета, часто обшитая по краю золоченой бахромой и украшенная четырьмя кистями по углам. Подкладка обычно выполнена из однотонного сатина, реже из грубого домотканого холста. Вышивка выполнялась ручным способом высоким швом, известным, как турецкий вид шва, золотыми или серебряными нитями.
Большое значение, с точки зрения построения орнаментальной композиции, имеет предмет культовой утвари караимов, переданный Венским музеем этнографии по программе реституции — это сшитые между собой двенадцать нашивок на чичит. Все нашивки квадратной формы. Четыре центральные выполненные из коричневого бархата вышиты растительным орнаментом серебристо-золотыми нитями в технике гладь, «телли». Композиционный центр — вазон с цветами в обрамлении переплетенных лент с остроконечными краями. Четыре нашивки, расположенные сверху и снизу попарно вышиты золотыми нитями по фиолетовому атласу в той же технике. Мотив вышивки — солнце внутри восьмилепесткового цветка и трехпалые листья по углам. Четыре боковые нашивки выполнены из бархата малинового цвета с вышивкой золотыми нитями и шнуром также геометрическим орнаментом. Композиция представляет собой солнце внутри октаэдра с трехпалыми листьями по углам.
В фондах Бахчисарайского историко-архитектурного музея хранится караимский футляр для молитвенника прямоугольной формы из коричневого бархата с обеих сторон расшитый растительным орнаментом. Мотив орнамента: вазон с цветами, колосьями и листьями по центру в обрамлении переплетающихся веток. Для вышивки в технике «гладь» используются разные оттенки золотых и серебряных нитей, пайетки и металлизированные нити. Узор обрамлен неширокой полоской вышитой гладью по плотной основе. Похожий футляр для молитвенника находится в караимском музее в Тракае.
Расцвет вышивального искусства крымских караимов приходится на ханский период — это XVП-XVШ вв. Появляется большое разнообразие швов, применяемых на одном
вышитом предмете, использование нитей мягких тонов, имевших множество оттенков, незаметно переходивших один в другой. Шитье всегда было двустороннее, и невозможно было отличить изнанку от лица. На вышивках 19 века, выполненных в технике двустороннего шитья, в отличие от вышивок ханского периода, изнанка обычно видна.
Некоторые изделия по колориту используемых цветов, узору и его расположению, качеству нитей, особенностям приемов шитья очень похожи на турецкие [6]. Для турецких вышивок всегда было характерно большое разнообразие ярких цветов и их оттенков, особенно это относится к красному цвету. Поле на турецких образцах обычно густо заполнял узор, расположенный по вертикальной оси, а также их отличал особый характер забоя шитья "телли" [8].
Кроме того, на караимских вышивках часто можно увидеть тамбурную технику шитья золотыми нитями, принятую также в Турции. Необходимо также отметить, что профессор Мозеловский, изучая караимский народный орнамент на домашних тканях и по вышивкам караимок приходит к заключению об их турецком происхождении в статье «Ткашпу Ludove КагатБЫе а sprava pochodzenia Karaimov krymskich I роккюИ» [5].
Выводы. По элементам орнамента, представляющим в целом систему символов, можно проследить генетические и исторические связи крымских караимов с различными народами, в прикладном искусстве которых встречаются эти же элементы.
И внутреннее содержание, и форма внешнего украшения предметов текстиля крымских караимов дает возможность проследить влияние Востока: Персии, Турции, Ближнего Востока и др. на формирование самобытного прикладного искусства крымских караимов. Достаточно беглого просмотра, чтобы наглядно убедиться по орнаментации, как велико влияние Востока в декоративно-прикладном искусстве крымских караимов.
Литература
1. Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей Кыркор. Чуфут-кале. Симферополь, 1994.
2. Демидов А. Путешествие в Южную Россию и Крым. — М.: 1853.
3. Маркевич А. Н. В Гоголь и В А. Жуковский в Крыму // Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1902. — N 34.
4. Монастырлы Х. А. Одежда крымских татар. — Симферополь, 1890.
5. Morelowski М. Tkaniny ludowe karaimskie a sprawa pochodzenia Karaimow КутБЫЛ i Polskich // МуБ1 Karaimska, 1934, 10, б.37-87.
6. Паллас П. С. Путешествие в Крым (в 1793-1794 годах) // Зап. Императорского Одесского общества истории и древностей. Т.12. — Одесса, Тип. Л. Даникана, 1881.
7. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар XVIII — начала XX вв. — М.: Наука, 2000. — 392 с.
8. Чепурина П. Я. Татарские вышивки // Искусство, 1935. — С. 103-108.
9. Чепурина П.Я., Ельяшевич Б.С. Караимские брачные договоры «шетары». Оттиск из Известий Таврического Общества Истории, Археологии и Этнографии. — Т 1. — 1927.