Камнева С.Ю., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой художественной вышивки МФ ВШНИ (институт)
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена современным и традиционным видам декора одежды посредством художественной вышивки. Дается анализ современных модных тенденций в оформлении одежды. В статье рассматриваются особенности и способы декорирования одежды, и уникальные технологические приемы художественной вышивки. Дается обзор современных и традиционных техник вышивки.
Ключевые слова: художественная вышивка, декор, индивидуально-творческая деятельность, техники вышивки, дизайн одежды.
^mneva S.Y., PhD, Head of the Artistic embroidery at the Moscow branch of Higher school of Folk Arts (Institute), [email protected]
MODERN ART OF EMBROIDERY: THE BASIC TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT
Abstract. The article is devoted to modern and traditional types of decor clothing through embroidery. An analysis of the current fashion trends in the design of clothing is presented. The article discusses the features and methods of decorating clothes, and unique processing methods of embroidery. The article provides an overview of modern and traditional embroidery techniques.
Keywords: artistic embroidery, decoration, individual creative activity, the art of embroidery, fashion design.
Русская народная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует сохранения, возрождения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области.
Работа художника декоративно-прикладного искусства представляет собой художественную, конструктивную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо владение различными техниками и технологиями выполнения конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций и осознания современного состояния этого вида традиционного прикладного искусства.
Подготовка обучающихся художественной вышивке в условиях непрерывного профессионального образования меняется в соответствии с требованиями рынка, общественного вкуса и современной моды. Термин «мода» означает смену форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Мода всегда опирается на традиции прошлого: в покрое одежды, в декоративных деталях, ее украшающих; в образных средствах и приемах художественного выражения.
В разные времена для украшения одежды применялись различные виды декора: это вышивка нитями и жемчугом с декором пайетками, бусинами, ракушками, перьями, аппликация, вязание, плетение, украшение тесьмой, кружевом, рюшами, воланами, крашение, набойка, техники росписи ткани, художественное ткачество, печворк и др.
Ручная вышивка встречалась по всему миру, во все времена в костюмах разных сословий и имела множество вариаций техник и технологий: вышивка гладью (русской, белой, цветной, атласной, счетной и др.); различные виды ажурной вышивки («Ришелье», «Кадомский вениз», строчевые техники выщивки), золотное шитье, Якобинская вышивка (шерстью), Ирландская белая гладь, Маунтмеллик, Швальмская вышивка, Английская "белая" вышивка, европейская вышивка гарусом и многие другие. Материалом служили цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, металлизированные серебряные и золотые), а также драгоценные камни, жемчуг, бисер, ракушки, стеклярус и т.д.).
В настоящее время существуют такой современный вид декора одежды, как
перфорация. Этот довольно простой метод декорирования одежды посредством
вырезания ножницами на неосыпаемых тканях и на трикотаже. Перфорация может
12
получаться прорубанием текстиля с помощью профессиональных прессов, такой метод используется в кожгалантерее и позволяет создавать декорированную кожу, украшенную различными рисунками и орнаментами или в результате гильоширования - выжигания по ткани. Перфорация, полученная за счёт лазерной обработки текстиля, производится бесконтактным методом и позволяет работать со сложными синтетическими материалами. Перфорация также может сочетаться с художественной вышивкой.
С появлением новых материалов и новых видов декора одежды изучение способов декоративной отделки изделий представляется одной из важных задач конструктивного и декоративного решения одежды.
В дизайне одежды современные художники-модельеры специально подчеркивают роскошь, красоту, текстуру материала. Одни и те же методы проектирования, приемы кроя, декорирования, связанные с определенным историческим периодом, перерабатываются, исходя из технологических возможностей и эстетических критериев.
Народная вышивка постоянно давала богатейший выразительный и технологический материал модельерам и дизайнерам одежды. Для выполнения оригинальной одежды всегда применялись дорогие материалы:
бархат, шелк, золотые и серебряные нити, низанный жемчуг, драгоценные камни. Они заменяются в настоящее время имитациями. Подобные ткани и декоративные нити используются при выполнении золотного шитья, которое украшало праздничный или торжественный костюм.
Такие старинные, уникальные, сейчас почти забытые технологии, как «Сновочные мотивы», «Кадомский вениз», «Вологодские стекла» обретают, благодаря современным художникам по вышивке новую жизнь.
При анализе современных тенденций высокой моды в одежде было выявлено большое разнообразие традиционных видов отделки, такие как, объемная и ажурная вышивка, аппликация и перфорация, новые методы крашения и печатания и др. В настоящее время современная мода привлекает внимание к элементам ручной вышивки, служащей традиционно изысканным украшением, однако не
13
стоит отрицать, что быстро развивающиеся высокотехнологические разработки расширяют инновации в отделке швейных изделий. Так существуют швейно-вышивальные машинки, например, такие как Pfaff Creative Sensation и Brorher PR -650 E., которые позволяют при помощи специальных программ выполнять не только понравившийся орнамент, но и разработанный по собственной композиции. Машинную вышивку возможно комбинировать с ручной. При работе с несколькими слоями материалов обеспечивается их точное соединение, что дает возможность точно совместить узоры различных частей проекта.
В современной художественной вышивке наиболее часто используются следующие техники: «Соединение тканей гладью», где используются ткани-компаньоны (атлас и шифон, шифон и крепдешин и др.), а орнамент вышивки соединяет их воедино, согласно композиционному строю, «Кадомский вениз» -старинная ажурная вышивка, напоминающая кружево, которая обрела новое звучание при использовании тонкой проволоки вышитые ажурные элементы приобрели объем. Тот же принцип при выполнении глади позволяет выполнять многослойные объемные цветы.
Одним из наиболее трудоемких и интересных современных приемов
художественной вышивки является техника «Соединение тканей гладью». Эта
вышивка эффектный способ оформления нарядной одежды, своего рода имитация
аппликации, только в аппликации одна ткань накладывается на другую, в
соединении же тканей одна ткань стыкуется с другой или появляется только в
орнаментальных формах, что создает определенную оригинальность и игру фактур
или цвета в изделии. Орнамент в технике «Соединение тканей гладью» не только
декорирует поверхность ткани, акцентируя внимание на деталях, но и соединяет
разные по фактуре, плотности и цвету ткани, чем обогащает художественно-
образный строй вышитого изделия и предоставляет художнику больше
возможностей проявить свою фантазию и художественный вкус, в том числе в
процессе создания рисунка и в подборе нитей. В этой современной вышивке задача
состоит не только в выборе рисунка и нитей для вышивки, но и соединяемых тканей
в зависимости от структуры, цвета и формы задуманного изделия. Гладьевые же
14
швы очень разнообразны. Гладь может быть цветной и белой, однотонной и многоцветной, контурной и свободной, глухой и прорезной, легкой и плотной, выпуклой (по настилу) и плоской, односторонней и двусторонней. Она применяется в основном для создания узоров растительного характера. В зависимости от характера орнамента и назначения изделия применяют различные по технике выполнения виды глади. У каждой из техник свое исполнение, особые черты, придающие неповторимость и уникальность орнаментальным формам. Можно совмещать различные приемы выполнения вышивки, таким образом, достигается большая декоративность и выразительность орнамента. Так, например, можно сочетать гладь и ажурный кадомский вениз, гладь и стяги или декоративные сетки со строчевыми разделками, гладь и тамбурный шов, характерный для олонецкого шитья, русскую гладь в крупных формах орнамента и белую в мелких элементах, очень современно смотрится объемная многослойная гладь, где каждый элемент вышивается отдельно и собирается в единую форму. Если при исполнении кадомского вениза использовать тонкую проволоку, закрепленную на ткани гладьевым валиком - можно получить необыкновенной красоты ажурные объемные лепестки цветов, крылья бабочек и др.
Традиционная белая строчка («Ивановская строчка») в настоящее время приобрела новое звучание - орнаменты (преимущественно растительные) начали выполнять с использованием металлизированных и цветных нитей с декорированием строчевых мотивов пайетками, стразами, бисером и др.
Золотошвейное искусство занимает видное место в художественной культуре России. В настоящее время художники по вышивке, понимая декоративные возможности вышивки золотыми нитями, создают богатую и разнообразную фактуру узоров, применяют эффект расположения стежков в разных направлениях, мелких узоров прикрепа на ровной блестящей поверхности орнаментальных мотивов, вводят рельефные швы, добавляют цветные металлизированные нити. При выполнении традиционного золотного шитья используются цветные металлизированные нити. А шитье по-картону выполняется
на разных по толщине подложках-основах, что позволяет по-новому посмотреть на традиционную вышивку с применением различных фактур и объемов.
Золотная вышивка всегда включала в себя разнообразные орнаментальные решения с включением жемчуга, драгоценных камней в сочетании с дорогим мехом. В технике «Золотное шитье» также применялись бить, трунцал, блестки, цветной шелк и синель. Объемные рельефные швы образовывались за счет настила под стежки металлических нитей бересты или мягкого пушистого шнура разной высоты. Золотное шитье имеет рельефную фактуру, основанную на плавных переходах ровного фона и выпуклого узора.
Орнаменты вышивки отличались особенным многообразием. Преобладал растительный орнамент. Декоративная композиция имела свою форму, свой круг мотивов, свой масштаб, фактуру и колорит. В орнаментальные узоры включались розы, гвоздики, ирисы, хризантемы, шиповник, колосья, букеты, волнообразные завитки, пышные гирлянды. Довольно широко распространенным орнаментом был также мотив стилизованного птичьего пера. Такие узоры назывались «павлиньи перья». В настоящее время такую тематику использует в своих коллекциях одежды дизайнер Юлия Янина.
Красивые блестящие узоры всегда украшали платья для торжественных случаев, нарядные жилеты и блузки, платки и шарфы, пояса и театральные сумочки. Такой ассортимент сохраняется и в современной моде. В золотной вышивке органично сочетаются традиции народного декоративно-прикладного искусства и современное понимание декора модной женской одежды.
Дизайн одежды XXI века выдвигает новые требования к формам и
художественному оформлению одежды. Однако, старинные вышивки дают
богатейший и разнообразный материал, с помощью которого решить
экономические и творческие задачи в художественном оформлении модного
костюма несложно. Золотное шитье прекрасно демонстрирует такие возможности.
В настоящее время художники с помощью этой уникальной техники придают
своим произведениям индивидуальность и декоративность. Появляются новые
типы композиций, возрождаются старинные приемы вышивки, разрабатываются
16
новые виды изделий, создаются сложные уникальные произведения выставочного характера. Одновременно разрабатываются новые орнаментальные решения при внимательном и бережном отношении к традициям. В последние годы привычные металлические пряденные нити и канитель художники сочетают с новыми декоративными материалами. Взамен старинной бити, вводятся люрекс и металлизированные нити. Эти материалы в зависимости от замысла дизайнера могут дополняться блестками, бисером, бусами и мехом. Рельефная фактура накладок и кованого шва обогащается отдельными стежками и петельками, которые тончайшим мерцающим кружевом ложатся на яркий фон ткани. В фактуру вышивки стали вводить больше тонких и толстых шнуров, которые не только выкладываются по контуру блестящих мотивов, но образовывают самостоятельный прозрачный узор. Применяется и так называемая «скань», когда золотые и серебряные нити скручиваются друг с другом или с цветным шелком, в результате чего блеск металлических нитей получает изысканный пастельный оттенок, обогащающий колорит вышивки. Художницы разработали новые, более динамичные схемы построения рисунка вышивки, оригинальные орнаментальные мотивы, новые линейные, светотеневые и цветовые ритмы. Меняется и ассортимент изделий так, чтобы предметы, украшенные золотной вышивкой, легко сочетались с необычными формами современной одежды.
Интерес к декоративным возможностям золотного шитья настолько велик,
что временами его мотивы используются и в других вышивальных техниках.
Гладьевая вышивка шелковыми нитками соответствующего цвета может
имитировать растительные узоры золотного шитья. Оригинальный орнамент и
технологические приемы и материалы, которые использованы в исполнении
вышитых узоров выпускных квалификационных работ представляют собой
прекрасные методические пособия, поскольку для исполнения цветочно-
орнаментальных композиций применены почти все возможные в настоящее время
материалы (шерсть, шелковые нитки, металлические нити, бисер, блестки, бусины
и т.п.), а в технологическом отношении — многие, редко или совсем не
применяемые технологические приемы: шитье шелком по карте, сочетание
17
гладьевых шерстяных или шелковых и золотных швов.
Современные художники традиционный крой трансформируют в соответствии с требованиями современного дизайна. Золотной вышивкой украшают прозрачные рукава из шифона и органзы. Применяют серебряные и золотые нити разного оттенка, что создает особый декоративный эффект. Кроме того, в практическом исполнении золотной вышивки используют облегченные швы, что вызвано тонкостью материала, из которого шьется изделие.
В моделях современной одежды возможны самые разнообразные творческие поиски. Так, например, необычайно эффектно может выглядеть праздничное платье, в котором сочетаются бархат и шелковый шифон, декорированные золотной вышивкой со сложным растительным орнаментом, основанным на традициях золотного шитья. Примерами того, как старинные вышивки способны сформировать эксклюзивные модели одежды, могут служить выпускные квалификационные работы студентов кафедры «Художественная вышивка»» МФ ВШНИ (института).
Мы рассмотрели только несколько примеров применения старинных техник вышивки в современной женской одежде. Искусство художественной вышивки все время развивается и видоизменяется, оставаясь одновременно традиционным. Постоянное ее обогащение осуществляется за счет изменения орнаментального строя композиции, пополнения круга орнаментальных мотивов, возрождения старинных технологий и изобретения новых приемов шитья. На развитие вышивального искусства большое влияние оказывают социально- экономические и культурные изменения в стране. Художник, проектирующий модели современной одежды, в которых применяется художественная вышивка, должен всегда об этом помнить в своей индивидуально-творческой деятельности
Список литературы:
1. Амосова, Э.Ю. Формирование модных тенденций под воздействием инновационных технологий // Текстильная промышленность. - 2010. - № 2. - С. 40-43.
2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -352 с.
3. Воронов В. С. Источники народного творчества / В. С. Воронов // Воронов В.С. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева; Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. иск-ства. - М., 1991. С. 66-71.
4. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. //Составители: Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990
5. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. -М.: Академия Развития, 2002.
6. Крюкова, Н.А. Технологические процессы в сервисе. Отделка одежды из различных материалов: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 440 с.
7. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как творческо-конструкторский источник.-М.: 1994