Цибудеева Надежда Циденовна, музыковед, заслуженный деятель искусств РБ, член Союза композиторов РФ и РБ
Tsibudeeva Nadezda Tsidenovna, musicologist, The Honored worker of arts, the member of Composers Union of RF.
Tel.: 212488; e-mail: cebude@mail.ru.
УДК 757.1 (571.54)
ББК 85.145.8 (2Р=Бур) Р15
Т.Х. Раднаева
Бурятский живописный портрет XX в. в фондах Республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова
Автор рассматривает становление и развитие бурятского живописного портрета ХХ в. на материале фондов Бурятского художественного музея имени Ц.С. Сампилова.
Ключевые слова: живописный портрет, живопись, изобразительное искусство, фонды.
T.Kh. Radnaeva
The Buryat picturesque portrait of the XX-th century in funds of Sampilov republic art museum
The author investigates the foundation and devolopment of the of the buryat picturesque portrait of the XX-th century in the funds of the Sampilov Buryat republican art museum.
Key words: picturesque portrait, painting, graphic art, funds.
Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова является одним из ведущих музеев Восточной Сибири, который обладает наиболее полной и богатой коллекцией бурятского изобразительного искусства. В фондах художественного музея хранятся около 350 живописных портретов бурятских художников, которые позволяют проследить развитие портретного жанра от периода его становления до наших дней.
Жанр портрета в бурятской живописи как объект исследования не изучен. Отдельные художники, в творчестве которых портрет был весомой частью, упоминаются в каталогах выставок всероссийского, республиканского, зонального и краевого уровней. Цель данной статьи - дать краткое представление о становлении и развитии портретного жанра в бурятской живописи ХХ в., проследить динамику его изменения и рассмотреть его типологию.
Развитие и становление бурятской живописи, как, впрочем, и всего профессионального искусства приходится на 20-е гг. XX в. Ведь до революции в Бурятии не существовало светского изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), а талантливые самородки, умеющие лепить и рисовать, использовались чаще всего в дацанах. Из них выходили иконописцы и зурагчины (мастера росписи на деревянной мебели). Именно в это время появились первые художники, получившие специальное художественное образование - А.Е. Хангалов (1891-1958), Ц.С. Сампилов (1893-1953), Р.С. Мэрдыгеев (19001969), И.Г.Дадуев (1892-1975), И.А. Аржиков (1904-1952). Кроме Ц. Сампилова, который обучался в студии у скульптора И. Жукова в г. Чита, в основном это были выпускники художественного училища г. Иркутск, чьи произведения этого периода в основном «отражали прошлое бурятского народа и носили историко-этнографическую направленность» [1, С.7]. Портретный жанр в полной мере был представлен лишь в работах И.А. Аржикова, Р.С. Мэрдыгеева и Ц.С. Сампилова.
В постоянной экспозиции художественного музея привлекают внимание две интересные работы портретного жанра Р.С. Мэрдыгеева «Горе старика» и «Скорбь» (1916). Написанные художником в шестнадцатилетнем возрасте, они производили довольно сильное впечатление на многих профессиональных художников. Интересна еще одна работа Р.С. Мэрдыгеева - это портрет Доржи Банзарова (1926). Первого бурятского ученого художник показал во время работы над его книгой «Черная вера, или шаманство у монголов». Банзаров изображен в фас за письменным столом на первом плане. Видимо, желая сделать замысел более наглядным, художник помещает слева за спиной ученого шамана с загадочным выражением лица, с бубном и колотушкой в руках, справа - темный таинственный пейзаж с горами на горизонте, освещенными месяцем. Однако дополнительные фрагменты - и фигура шамана, и пейзаж -художник пишет в свободной, широкой манере, в отличие от лица Банзарова, которое получилось несколько сухим и фотографичным. Написанная по заказу Буручкома, композиция получилась несколько надуманной, но тем не менее это был первый исторический портрет, появившийся в бурятской живописи.
Ряд портретов, выполненных И. А. Аржиковым позднее, отражает начальную стадию развития этого жанра в бурятской живописи («Портрет старика-бурята», «Портрет бурятки в национальном костюме» и т. д.). Главной задачей художника была простая фиксация модели с национальными особенностями ее внешности и одежды. Ни о каком проникновении в характер человека не могло быть и речи.
К 30-м гг. в нашей стране окончательно утвердился единый господствующий стиль, объявленный
методом социалистического реализма, единственно верным и правильным. Искусство становилось «партийным», художник должен был смотреть на действительность глазами партии и писать не то, что ему хотелось писать на самом деле. Поэтому нередко понятие социалистического реализма сводилось к изображению лишь желаемой действительности. В это время в республике появляется новая художественная интеллигенция. Один за другим оканчивают Иркутский художественный техникум А. А. Окладников (1905-1988), Е.И. Неволина (1909-1994), Ф.И. Балдаев (1909-1982), А.П. Ажигиров (1909), Г.Е. Павлов (1909-1976), М.Е. Шестакова (1911-2004), О.Я. Пепуль (1909); художественное училище им. Врубеля в Омске закончил А.И. Тимин (1910-1993). Именно в этот период активно начинает развиваться жанр портрета. Интерес к человеку - носителю новых идеалов жизни, проявился и в сюжетно-тематических полотнах, но именно задача создания типических образов и потребовала глубокого изучения людей. В этот период художников интересуют главным образом люди, отличившиеся на производстве и в сельском хозяйстве, деятели культуры. Появляются многочисленные портреты доярок, комбайнеров, героев труда и стахановцев. Характерно это явление было не только для бурятского искусства, но и для всей страны в целом.
Несмотря на обилие «официальных» портретов, появившихся в это время, все-таки радовало то, что мастерство бурятских художников росло и что среди этих работ встречаются весьма неплохие. Портретные зарисовки передовиков сельского хозяйства выполняет А.И. Тимин; несколько портретов создает Р. С. Мэрдыгеев, среди них типичным для своего времени является портрет доярки Марии Аржутовой (1937). Как пишет искусствовед И. Соктоева, «это уже не этнический тип бурятской женщины, какой мы видели в ранних портретах И.А. Аржикова, а определенный характер, воплотивший новые черты “советского человека”: чувство собственного достоинства, независимость. Прямо и решительно смотрит перед собой доярка, на груди которой сверкает орден Ленина. Правда, в ней есть какая-то деревянность, засты-лость. И это не только от недостаточного мастерства, но и от непонимания живого человеческого характера в его становлении. К тому же живопись портрета сухая, жесткая» [2, с. 74].
Как правило, художникам лучше удаются портреты лиц из близких им кругов: деятелей культуры, искусства, представителей молодой бурятской интеллигенции. Хотя для А.И. Тимина, например, уже в 40-е гг. важно было найти и показать в человеке сильный волевой характер, будь то портрет артиста Г. Цыденжапова или колхозницы М. Тюрюхановой. Некоторая доля официальности объясняется прежде всего общественной значимостью человека как главной определяющей его черты.
В конце 40-х - 50-е гг. в Союз художников Бурятии приходит новое поколение выпускников Иркутского художественного училища: Б.С. Садыков (1916-1992), К.И. Сергеев (1915-1989) и чуть позже В.Я. Гончар (1927-1992), М.П. Воробьев (1926-1967), В.В. Инкижинов (1928-2002), Ю.А. Чирков (1928 г.р.) и др.
В это время достигает своего расцвета портретное творчество А.И. Тимина. Художник создает целую галерею портретов деятелей культуры. Значительным вкладом в развитие бурятской живописи можно считать портреты артистов Б.М. Балдакова (1946), Г. Цыденжапова в роли Отелло (1947), основоположника бурятской литературы Х. Намсараева (1953), актера и режиссера А.И Канина (1947). В большинстве своих работ художник разрабатывает камерный тип портрета. А. Тимина не случайно привлекает работа над портретами артистов. Сказывается сходство натур, длительная совместная работа, ведь А. Тимин долгое время проработал в Бурятском театре оперы и балета и как никто другой хорошо знал артистов. Художника интересует прежде всего душевное состояние его героя, неповторимые грани его творческой индивидуальности, он стремится запечатлеть момент напряженной душевной работы и состояние творчества. Так, одной из самых удачных портретных работ Тимина можно считать «Портрет актера и режиссера А.И. Канина» (1947). Вместе с Каниным А.Тимин работал над постановкой «Грозы» А.Н. Островского в театре бурятской драмы. Режиссеру было в ту пору около семидесяти лет, но он был чрезвычайно живым и остроумным собеседником, обладал неуемным темпераментом. Эту живость духа уловил и запечатлел в своем портрете Тимин, максимально выявление внутреннего мира личности и написан в широкой живописной манере.
В портрете основоположника бурятской литературы Х. Намсараева (1953) намечается стремление художника выразить личность через разнообразные детали и атрибуты внешнего облика - костюм, жест, динамику, позу. Умение Тимина идти к внутренней сути характера от внешнего, зрительского восприятия намечало и особенности его театрального почерка [3, с.2].
Много работает в портретном жанре и один из основоположников бурятской живописи - Ц. С. Сампилов. Многие не знают, что Ц. Сампилов к тому же был прекрасным анималистом, он еще много работал в области портретного жанра. Так, в художественном музее хранится около 50 живописных и графических работ художника, в которых он запечатлел лучших представителей своего времени: «Портрет актрисы и первой бурятской женщины-режиссера М.Шамбуевой» (1937), «Портрет артиста Ш. Короткова» (1944), «Портрет М.М. Сахьяновой» (1948), «Портрет Героя Советского Союза Г.Н. Москалева» (1947) и др.
В портретном жанре работают также Г. Е. Павлов, Р. С. Мэрдыгеев, А. А. Окладников, из молодых Б.С. Садыков, В.Я. Гончар, М.П. Воробьев. В портрете Ц.С. Сампилова, написанном Г.Е. Павловым, старейший художник Бурятии изображен у себя в мастерской за работой: перед ним мольберт, в левой руке палитра, в правой - кисть, которую он держит наготове.
Р. С. Мэрдыгеев за годы войны и послевоенные годы написал около сорока портретов, среди которых Герои Советского Союза - Ж. Тулаев и И. Иванов (1947), Герои Социалистического Труда - Г. Коваленко (1945) и Б. Дымбрылова (1948), генерал Балдынов (1946), революционер Ц. Ранжуров (1945), писатель Х.Н. Намсараев, народный сказитель Аполлон Тороев и др. Среди этих работ следует отметить портрет генерала Балдынова как один из первых парадных портретов в полный рост, появившихся в бурятской живописи. Художник хотел запечатлеть образ известного героя Великой Отечественной войны. На портрете в полный рост изображен мужчина в военной форме, на груди которого многочисленные ордена и медали. В одной руке он держит белые перчатки, другой опирается о стол с бумагами. Взгляд мужчины обращен на зрителя, он немного напряжен, но в нем угадывается сильная и интересная личность.
На рубеже 50-60-х гг. активизируется художественная жизнь страны. После смерти Сталина жесткий идеологический контроль сменяется более лояльной политикой в искусстве. Разоблачение культа личности Сталина, начало процесса реабилитации незаконно репрессированных людей привели к некоторой либерализации духовной жизни общества. В феврале-марте 1957 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7 000 художников и искусствоведов. На нем были проведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского искусства. Было отмечено негативное влияние культа личности на многие виды и жанры искусства, в том числе и на портрет. В докладе Б. В. Иогансона большое внимание было уделено важнейшим проблемам портретного жанра, таким как традиции и новаторство, художественная форма, борьба с формализмом и натурализмом и т. д. В соответствии с обозначенными проблемами перед художниками были поставлены новые задачи [4, с.357]. В эти годы идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства. Художники разрабатывают новый так называемый «суровый стиль» (термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной, как в недавние годы, парадности, сглаживания трудностей. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении [5, с.22]. «Суровый стиль» был порождением оттепели и свидетельствовал об определенных шагах по пути демократизации общества. Художники стремились показывать трудности и их преодоление, подчеркивали такую черту образа жизни, как коллективизм. Построение коммунизма, как утверждалось, возможно лишь благодаря общему совместному труду, в котором возрастает роль коллектива, его воздействие на характер, содержание и результаты труда. Поэтому композиционным, смысловым и психологическим центром картины становится взаимосвязь людей в трудовом процессе.
«Суровый стиль» в бурятской живописи впервые был представлен в произведениях А.В. Казанского (род. в 1935 г.) Еще в начале 60-х гг. А. Казанский ведет поиски образа рыбаков, в результате которых появляется ряд портретов, таких как «Раздумье. Дядя Федя» (1960-1961), «Портрет Григория Яковлева» (1961), «Портрет бригадира Яковлева» (1962). В этих образах автор стремится подчеркнуть нелегкий труд рыбаков. Его произведение «Рыбаки Байкала» (1964) является одним из ярких примеров данного направления и было совершенно новым явлением в бурятской живописи тех лет. Интересен тот факт, что работу художника в свое время сразу не приняли и подвергли острой критике. Работа даже несколько лет простояла в мастерской художника, отвернутая к стене, но со временем картина получила заслуженное признание. В картине художник крупным планом показал фигуры рыбаков, занятых привычным делом - починкой сетей. Лица их спокойны, чувствуется, что это занятие для них почти отдых, пауза, а настоящая работа, связанная с выходом в море, потребует полного напряжения сил. Об этом напоминают энергичные контуры, словно вздыбленных над пологим берегом и глубокой синевой воды остроносых шхун-лодок.
Д-Н.Д. Дугаров (1933-2001) создает в эти годы портреты своих современников: «Портрет писателя Жамсо Тумунова» (1966), «Портрет Л. Линховоина» (1966), стремясь к масштабному звучанию образа, его внутренней напряженности. В одной из лучших своих работ - «Портрете народного артиста СССР Л. Л. Линховоина в роли Кончака» (1967) - Д-Н. Дугаров передал творческую свободу артиста, его непринужденную манеру игры.
Как и во всем советском искусстве, главной темой произведений бурятских художников стала тема труда, раскрывающаяся через образ человека. Портретные работы К. Сергеева, В. Гончара, И. Алтаева (род. в 1927 г.), Т.А. Рудя (1911-2005), Б.С. Садыкова отмечены поисками в этом направлении. Показывая конкретные лица в трудовой обстановке, авторы стремятся увязать внутреннее содержание человека с характером его деятельности. В эти годы продолжает работать в портретном жанре А.И. Тимин, пополняя своими работами галерею деятелей бурятской культуры.
В необычном для того времени жанре портрета-картины работает Ю. А. Чирков, который создал целую галерею представителей бурятского народа. Своеобразие личности портретируемого автор связывает в своих работах с родом занятий своего героя, его профессией. Также небезынтересны художнику и национальные черты. Герои его работ - сакманщица, артист, охотник, резчик - все изображены в типичной для них обстановке труда и быта.
Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой. В этот период становится популярным портретный тип интеллектуала - ученого, философа, писателя. Все они демонстрируют свою гуманитарную склонность впрямую, будучи изображены в процессе чтения или сочинения текста. Причем постоянным атрибутом интеллектуала являются перо и рукопись. Ярким примером в этом плане является портрет народного поэта Бурятии Н. Дамдинова (1973), выполненный С.Р. Ринчиновым (род. в 1936 г.). Николай Дамдинов изображен в момент творческой сосредоточенности. Поэт изображен в профиль перед письменным столом, его взгляд прикован к листку бумаги, который он держит в руках.
В 70-е гг. в живописи усиливается аналитическое начало. Портретный жанр в эти годы все более проявляет себя как искусство драматических проблем, не чуждающийся сложнейших жизненных вопросов. Интерес к человеку приобретает новую окраску. Человек предстает с точки зрения интересов, духовных запросов, потребностей, идеалов. В центре внимания художника духовный мир человека, в его не отрывных от напряженной работы ума и сердца исканиях. В портретном жанре художники стремились разнопланово представить ценность человеческой личности. Общей тенденцией портретного жанра в эти годы становится стремление подчеркнуть, прежде всего, черты новой личности, выявляющиеся в социально-психологических аспектах советского образа жизни. Человек предстает не столько как социальный тип, сколько как индивидуальность.
В конце 70-х гг. в бурятском искусстве появляется новое поколение талантливых молодых художников, таких как А. Цыбикова (1951-1998), Ч. Шонхоров (род. в 1948 г.), Л. Нохоева (род. в 1952 г.), О. Козлов (род. в 1950 г.), Л. Лабок (род. в 1942 г.), в творчестве которых также присутствует портретный жанр.
А. Цыбикова в 1976 г., после окончания Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова вернувшись в Улан-Удэ, за короткое время создает серию живописных психологических портретов. Среди этих ранних работ, относящихся к концу 70-х гг. - «Автопортрет с цветами» (1976), «Портрет матери» (1976), «Сестры» (1977), «Портрет А. Павленко» (1979). Сама художница считала одним из удавшихся портрет Алексея Павленко, заслуженного артиста России, ведущего танцовщика Бурятского театра оперы и балета. «Написанный энергично, в красных и желтых тонах, портрет Павленко резко выделяется, пожалуй, из всего, что сделано Аллой, и по горячему яркому колориту, и по самому человеческому типу героя: в нем слишком много жизнелюбия. Обрамленное длинными соломенного цвета волосами, розовое то ли от грима, то ли от полноты жизненных ощущений лицо, открытая улыбка вначале привлекает, но затем начинает настораживать. Улыбка кажется маскообразной, актерски неискренней, слишком профессиональной» [6, с.52]. Тем не менее портрет Павленко стал одной из первых серьезных работ А. Цыбиковой в области реалистического портрета. В эти годы происходит немаловажный сдвиг в развитии портретного жанра, вызванный обогащением композиционного мышления портретистов. Статичные фигуры в рост, поколенные изображения в фас или профиль долгое время почти исчерпывали композиционную фантазию авторов портретных произведений. В 70-80-е гг. они проявляют более настойчивый интерес к различным возможностям пластически-пространственного решения. Чаще привлекает внимание живая поза модели, неизбитый ракурс. Живописцы стали охотнее разрабатывать среду вокруг портретируемого, особенно интерьер, который нередко многое добавляет к нашему ощущению человека. Примером может служить портрет художника Р. Санжиева (1979) Ч. Шонхорова. На картине в профиль дано изображение сидящего на стуле молодого мужчины на фоне интерьера комнаты. Такие детали интерьера, как станок в правой части комнаты, висящая на стене буддийская маска, стопка книг в углу, помогают лучше раскрыть образ человека.
Период 80-90-х гг. в бурятской живописи отмечен появлением большого количества автопортретов. До середины XX в. в бурятской живописи автопортретов не было вообще. Являясь средством самовыражения и самоанализа для художника, автопортрет получает воплощение в бурятском изобразительном искусстве, главным образом, потому что возникла потребность в самоопределении художника в новых условиях существования, формулирования с помощью автопортретного образа новых творческих принципов. В данном виде автопортретирования отчетливо проявляются попытки осознать собственное мироощущение и донести его до зрителя как образный диалог. Появляются автопортреты таких художников, как М.Я .Метелкина (1927-2001), С.В. Ханхаров (род. в 1957 г.), А.О. Цыбикова, С.Р. Ринчинов, А.С. Дугарова (род. в 1959 г.), Л.А. Лабок, Г.К. Купцов (1935-1998) и др.
В этот период впервые в бурятской живописи появляется еще один тип портрета - групповой. В 1980 г. Ю. Чирков создает групповой портрет бурятских чеканщиков, а в 1983 - Г.Купцов создает многофигурное полотно «Тарбагатайцы».
Портретный жанр, появившись в начале XX в., открыл новую страницу в истории бурятского изобразительного искусства. В целом поиски художников республики находились в общем русле тенденций изобразительного искусства страны. Но тем не менее в их искусстве были и некоторые отличительные черты: особенности в разработке характеров, а также во взаимоотношениях человека и пространства, локальная окрашенность сюжетов.
Портретный жанр присутствует в творчестве каждого бурятского художника. В творчестве художников первой половины века преобладают «официальные» портреты с изображением людей труда, связанные с требованиями того времени. Художники разрабатывают парадный, камерный портреты, появляется большое количество портретов-типов. Вместе с тем, начальный период развития бурятского портрета представлял весьма сложную и пеструю картину: это и отсутствие опыта в станковой живописи, и тяга некоторых художников к программному формализму. У некоторых мастеров чрезмерная тяга к портрету-типу рождала пренебрежение к неповторимым индивидуальным чертам героя. Но художникам лучше удаются те портреты, где изображены люди, которых они хорошо знают.
Во второй половине ХХ в. портретная живопись Бурятии представляет пеструю и разнообразную картину: впервые появляются автопортрет, групповой портрет, популярным становится портрет интеллектуала и психологический портрет, связанные с изменением социально-культурной обстановки в стране и новыми условиями существования. Многие портретные образы тяготеют к портрету-картине. С приходом поколения художников 70-80-х гг. в портретах на первый план выходит психологическое начало. Меняется и композиция, вместо избитых ракурсов появляется живая поза модели, художники охотнее разрабатывают среду вокруг портретируемого, особенно интерьер. Как показывают фонды художественного музея им. Ц.С. Сампилова, интенсивное развитие жанра портрета в бурятской живописи на протяжении почти ста лет привело к тому, что в ней активно разрабатываются все типы портрета, существующие в живописи.
Литература
1. О бурятском изобразительном искусстве: статьи и материалы. - Улан-Удэ, 1963.
2. Соктоева И.И. Живопись Советской Бурятии. - Улан-Удэ,1965.
3. Очирова Т.Н. А.И. Тимин. - Л.: Художник РСФСР, 1986.
4. Ильина Т.В. История искусств. - М., 2002.
5. Рытикова Л.А. Социалистический образ жизни в советской живописи 60-70-х годов. - М., 1987.
6. Кореняко В. Альбина Цыбикова - художник и друг // Вестник Евразии. 2003. № 2 (21).
Literature
1. About buryat graphic art: articles and materials. Ulan-Ude, 1963.
2. Soktoeva I.I. Painting of the Soviet Buryatia. Ulan-Ude, 1965.
3. Ochirova T.N. A.I. Timin. Leningrad: Khudozhnik of RSFSR, 1986.
4. Ilyna T.V. The history of Arts. Moscow, 2002.
5. Ritikova L.A. The socialist style of life in soviet painting during 60-70 s. Moscow, 1987.
6. V. Korenyako. Albina Tsybikova is an artist and friend // Vestnik Evrazii. 2003. № 2 (21).
Раднаева Татьяна Хандажаповна, научный сотрудник Республиканского художественного музея имени Ц.С. Сампилова, аспирант кафедры теории и истории искусств Восточно-Сибирской государственной aкадемии культуры и искусств
Radnaeva Tatyana Khandazhapovna - assistant of Sampilov Republic Art Museum, рost-graduate student of East Siberian State Academy of Culture and Arts, Department of theory and art history research
Tel: 8(3012)214393, 8-9146301201; e-mail: Tatyanar81@mail.ru
УДК 761 (571.54)
ББК 85.15.(2Рос.Бур)
Л.И. Цыреннимаева
Эволюция развития темы Гэсэриады в бурятской графике
Статья рассматривает работу бурятских художников над иллюстрированием эпоса «Гэсэр» в 40-е гг. XX в.: Ц. Сампилова, Р. Мэрдыгеева, Ф. Балдаева, Г. Павлова. Рассматривая творческий метод каждого из них, автор приходит к заключению, что художественное мышление первого поколения бурятских художников можно назвать языческо-этнографическим.
Ключевые слова: искусствовед, художник, линогравюра, литография, офорт, живопись.
L.I. Tsyrennimaeva
Evolution of development theme of “geseriada” in the Burjat grafic
This article investigates the work of buryat painters (Ts. Sampilov, R. Mardygeev, F. Baldaev) on the illustrations to «Geser» epos in 1940-s of the XX century. Having analyzed the creative method of each painter, the author conclude that artistic thinking of the first generation of the buryat painters can be considered a pagan and ethnographic one.
Key words: art researcher, painter, linoprint, linografic, ofort, art.