Научная статья на тему 'Эпитет как стилистический прием создания звукового образа в поэтическом языке Г. Р. Державина'

Эпитет как стилистический прием создания звукового образа в поэтическом языке Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
459
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ / ПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ЭПИТЕТ / ДЕРЖАВИН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаманова Н. В.

В статье исследуется проблема информативно-содержательной значимости звука как выразительного средства организации поэтического текста на примере звуковых эпитетов в поэтическом идиолекте Г.Р. Державина. Как показывают исследования, адъективные звукообозначения характеризуют процесс восприятия звука, указывают на конкретный способ его протекания, обозначают процесс звукового движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпитет как стилистический прием создания звукового образа в поэтическом языке Г. Р. Державина»

Большое количество КН вызваны природой языковых единиц: а) многозначностью слов; б) окказионализмами (жаргонизмы, диалектизмы и т. д.); в) неточным указанием на денотат; г) неточным пониманием значений грамматических средств.

Таким образом, особенности диалогового взаимодействия как формы речи не позволяют в ходе коммуникации полностью избежать появления КН, однако, правильное понимание КН как явления и знание способов предотвращения их появления и механизмов их преодоления позволят оптимизировать процесс коммуникации.

Список использованной литературы:

1. Михайлов Л.М. Грамматика устной речи. М.: Изд-во «Аст- Астрель», 2003.

2. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. - 320с.

© Андреева С.М., Андреева А.М., 2015

УДК 801.3

Н.В. Атаманова

К.филол.н., доцент Филологический факультет Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

г. Брянск, Российская Федерация

ЭПИТЕТ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ЗВУКОВОГО ОБРАЗА В ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

(Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ молодым ученым (МК-4247.2014.6))

Аннотация

В статье исследуется проблема информативно-содержательной значимости звука как выразительного средства организации поэтического текста на примере звуковых эпитетов в поэтическом идиолекте Г.Р. Державина. Как показывают исследования, адъективные звукообозначения характеризуют процесс восприятия звука, указывают на конкретный способ его протекания, обозначают процесс звукового движения.

Ключевые слова

Звуковой образ, поэтическая семантика, поэтический язык, эпитет, Державин.

Поэтический текст как особым образом организованная система складывается из совокупности формирующих его фонологических и лексико-грамматических средств, составляющих индивидуально-авторскую поэтическую стилистику. Безусловное место в структуре поэтического текста отводится текстообразующей роли звука, при этом особо значимым оказывается взаимодействие звуковой выраженности с семантикой слова и текста в целом.

Известно, что поэты придают звуку в тексте большое значение, их привлекает возможность выразить слышимую или воображаемую реальность. Именно звук «способен выйти из-под контроля, стать самостоятельным выразительным и организующим семантику и форму средством» [4, с. 21].

Лексический строй звукового мира поэтических текстов Г.Р. Державина формировался под влиянием акустической концепции, или явления «акустицизма», получившего номинацию в работах Л.В. Пумпянского о языке русской поэзии 18-19 веков. Державинский язык, превратившийся «в непрерывно дымящуюся мастерскую Вулкана, гигантским молотом кующего громоподобные стихи» [5, с. 46], намечает традиции антологической «громоподобной» поэзии, нашедшей отражение в поэтических системах допушкинской

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

эпохи, в первую очередь, в поэтическом языке Ф.И. Тютчева. Информативно-эстетическое воздействие, по мнению исследователей, оказывают на читателя акустические звукообразы, передаваемые посредством метафорических конструкций и определяющих эпитетов.

Акустически оформленная тематическая группа «гром» включает в свой состав звукообразы гром, гроза, раскаты, которые у Г.Р. Державина гремят, летят, ревут, грохочут, потрясают вселенную. Среди адъективатов, номинирующих «громоподобную» сферу, выделяются как лексемы, содержащие в морфонологической структуре сему «гром» (громовый, гремящий, громогласный), так и слова с общей звуковой семантикой (звучный, ревущий, ярый). Причем, по данным словаря эпитетов, из общеязыковых адъективатов Г.Р. Державиным отмечен только эпитет ярый, слов, эксплицирующих интенсивность звуковых процессов, сопровождающих гром, или его пространственно-временные характеристики (буйный, весенний, глухой, далекий, могучий, зловещий), практически нет [7].

Эпитет громовый употребляется в державинском стихе с лексемами струя, победа, определяясь как «звуком грому подобный» [3, с. 397], непосредственно относящиеся к грому как к природному явлению звуковые характеристики передаются посредством эпитетов звучный, гремящий, ярый гром. Адъективат громогласный, синтагматически контактирующий с лексемой лира, совмещает в своей семантике признаки звучания и восприятия и эксплицируется как «очень громкий (о голосе, пении)» [6]. Обращение Г.Р. Державина к отмеченным звуковым характеристикам позволило отнести его к «величайшим творцам русского акустицизма», определив игру грома, раскаты, долгий гул как «приметы неотъемлемо державинского стиля» [5, с. 47].

Номинативная характеристика звучания в державинском идиолекте нередко поддерживается общеязыковыми звуковыми эпитетами шумный, звонкий, глухой, тихий, сферой употребления которых являются объекты природного мира или эмоционального пространства человека (шумный источник; тихий шорох, ветер, голос). На первый взгляд привычные эпитеты наполняются в державинском тексте эмоционально-метафорическим смыслом, способствуют выражению определенного образа-чувства, формируют субъективно авторское восприятие явления. Этому способствует, в первую очередь, контекстная синтагматика и семантика поэтического текста в целом: «Источник шумный и прозрачный, Текущий с горной высоты» («Ключ»), «Я не спал - и, со звоном лиры Мой тихий голос соглася, Блажен, воспел я» («Видение мурзы») [2].

Нередко поэт обращается к эпитетам, передающим не только процесс звучания, но и качество звука (жалкий звук, сладкий звук, пылкий стон, грозный смех), источник звука (бранный звук), который часто становится явно подчеркнутым («Глас трубный, лебедино пенье» («Павлин»), «Глас слышен соловьиный» («Прогулка в Царском селе»), «И ложной славы громки трубы В свирельный глас не пременять» («На коварство французского возмущения и в честь князя»), «Я слышу вдалеке там резкий трубный зык» («Любителю художеств»), «Ловецки раздаются роги», И выжлят лай и гул гремит» («Осень во время осады Очакова»). Постепенный переход от «громоподобной» лирики к «сладкогласной», прообразом которой становится соловьиное пение, объясняет отношение поэта к «чистоте» и «гладкотекучести» слога, «легкого к выговору, удобного к положению на музыку и к изображению всех прелестей» [1, 2003].

Среди окказиональных адъективных звукообозначений, обеспечивающих оригинальность поэтического текста Г.Р. Державина, отмечаются эпитеты тихоструйный, далеко-звонкий, с помощью которых поэту удается уловить тончайшие оттенки звучания и одновременно передать эмоциональность восприятия звука. Адъективат тихоструйный используется преимущественно для передачи звучания музыкальных инструментов - гитары, лиры, арфы: «На гитаре тихоструйной Песнь мою сопровождай... » («Лизе. Похвала Розе»), «Звонкоприятная лира! В древни златые дни мира Сладкою силой твоей Ты и богов, и царей, Ты и народы пленяла. Глас тихоструйный твой, звоны» («К лире»), «Нет, арфу слышу я: ее волшебный звук, на розах дремлющий согласьем тихоструйным» («Арфа»), эпитет далеко-звонкий вписывается в контекст военной лирики поэта («Ударь во сребряный, священный, Далеко-звонкий, Валка! щит, Да гром твой» («На победы в Италии»)).

Особой экспрессивной характеристикой обладают синестетические окказиональные номинации, в основе которых лежит привычное для поэта совмещение звука и цвета, отражаемое в эпитетах ярый,

светозарный, сизый («Краснеет понт, ревет гром ярый, Ударам вслед звучат удары» («На взятие Исмаила»), «Представь, чтоб глас сей светозарный, Как луч с небес проник сердца» (Изображение Фелицы»), «Простри крылатый, сизый гром» («Изображение Фелицы»). Приобретая поэтическую метафоричность, эпитеты характеризуют процесс восприятия звука (сладкозвучный), указывают на конкретный способ его протекания (разноголосный), обозначают процесс звукового движения «Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам» («Водопад»). Как видим, употребление подобных лексем служит цели создания особой экспрессии, эмоциональности поэтического текста.

Контекстуальная активизация эпитета как художественного средства свидетельствует не только об индивидуальности поэтического стиля, но и о характере исторического развития поэтического языка определенной эпохи. Высокая степень концентрации звуковых адъективатов в поэзии Г.Р. Державина констатирует факт принадлежности поэта к барочно-романтическому направлению русской поэзии и одновременно проявлению традиций антологической «громоподобной» поэзии, формирует стилеобразующую роль эпитета в создании звукового поэтического образа. Список использованной литературы:

1. Азбукина А.В. Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина // Пашкуров А.Н. Г.Р. Державин в новом тысячелетии: Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета (10-12 ноября 2003 г.). - Казань, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.derzhavin-poetry.ru

2. Державин Г.Р. Русская поэзия. [Электронный ресурс]. URL: http://rupoem.ru/derzhavin/all.aspx. Цитаты из стихотворений А.К. Толстого с указанием названия приводятся по данному сборнику.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах. - Т. 1. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.

4. Пискунова С.В. Звуковая семантика в поэтическом тексте // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманит. науки. - Тамбов, 2001. - С. 21-24.

5. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева // Урания. Тютчевский альманах. 1803 - 1928. - Ленинград: Прибой, 1928. - С. 9-57.

6. Словарь русского языка: В 4 томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1980-1984. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru.

7. Словарь эпитетов // [Электронный ресурс]. URL: http://www. epithet.slovaronline.com.

© Атаманова Н.В., 2015

УДК 808

Е.О. Болдарева

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

РУССКАЯ ОСЕНЬ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ

Аннотация

Статья посвящена изучению осени в художественном мире поэтов.

Ключевые слова Осень, картина мира, поэт, времена года.

Одна из самых наиболее упоминаемых тем в произведениях русских поэтов - это тема природы [1; 6]. Она очень тесно связана с безграничной любовью к Родине и любимым российским просторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.