Научная статья на тему 'Русская осень глазами поэтов'

Русская осень глазами поэтов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
974
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕНЬ / КАРТИНА МИРА / ПОЭТ / ВРЕМЕНА ГОДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдарева Е. О.

Статья посвящена изучению осени в художественном мире поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская осень глазами поэтов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

светозарный, сизый («Краснеет понт, ревет гром ярый, Ударам вслед звучат удары» («На взятие Исмаила»), «Представь, чтоб глас сей светозарный, Как луч с небес проник сердца» (Изображение Фелицы»), «Простри крылатый, сизый гром» («Изображение Фелицы»). Приобретая поэтическую метафоричность, эпитеты характеризуют процесс восприятия звука (сладкозвучный), указывают на конкретный способ его протекания (разноголосный), обозначают процесс звукового движения «Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам» («Водопад»). Как видим, употребление подобных лексем служит цели создания особой экспрессии, эмоциональности поэтического текста.

Контекстуальная активизация эпитета как художественного средства свидетельствует не только об индивидуальности поэтического стиля, но и о характере исторического развития поэтического языка определенной эпохи. Высокая степень концентрации звуковых адъективатов в поэзии Г.Р. Державина констатирует факт принадлежности поэта к барочно-романтическому направлению русской поэзии и одновременно проявлению традиций антологической «громоподобной» поэзии, формирует стилеобразующую роль эпитета в создании звукового поэтического образа. Список использованной литературы:

1. Азбукина А.В. Семантика образа птицы в поэзии Г. Державина // Пашкуров А.Н. Г.Р. Державин в новом тысячелетии: Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета (10-12 ноября 2003 г.). - Казань, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.derzhavin-poetry.ru

2. Державин Г.Р. Русская поэзия. [Электронный ресурс]. URL: http://rupoem.ru/derzhavin/all.aspx. Цитаты из стихотворений А.К. Толстого с указанием названия приводятся по данному сборнику.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах. - Т. 1. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.

4. Пискунова С.В. Звуковая семантика в поэтическом тексте // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманит. науки. - Тамбов, 2001. - С. 21-24.

5. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева // Урания. Тютчевский альманах. 1803 - 1928. - Ленинград: Прибой, 1928. - С. 9-57.

6. Словарь русского языка: В 4 томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1980-1984. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru.

7. Словарь эпитетов // [Электронный ресурс]. URL: http://www. epithet.slovaronline.com.

© Атаманова Н.В., 2015

УДК 808

Е.О. Болдарева

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

РУССКАЯ ОСЕНЬ ГЛАЗАМИ ПОЭТОВ

Аннотация

Статья посвящена изучению осени в художественном мире поэтов.

Ключевые слова Осень, картина мира, поэт, времена года.

Одна из самых наиболее упоминаемых тем в произведениях русских поэтов - это тема природы [1; 6]. Она очень тесно связана с безграничной любовью к Родине и любимым российским просторам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Времена года в художественном мире поэтов описаны по-разному. Для кого-то осень пора увядания, для других любимое время, когда любуются кружащим в небесной синеве последним кленовым листом или чуть покрытыми инеем, прихваченными первым морозом увядающими цветами и травой [2].

А.С.Пушкин в своем творчестве отдавал предпочтение осени: «Теперь моя пора...». Источником его вдохновения была сама жизнь со всеми ее проявлениями. Он безгранично обожал и понимал природу. Ее звуки, обилие красок, чудесные ароматы. «Унылая пора. Очей очарованье.». Ведь унылая - значит, скучная с однообразными дождями и низким серым небосводом, неприглядная и тоскливая с пронизывающей сыростью и холодным ветром. А очарование - это красота манящая и завораживающая. Конечно, такое сочетание не может не удивлять. Но именно оно стало лейтмотивом русской лирики поэтов, посвятивших себя образу осени [4]. Больше ни одно время года не сможет сравниться с насыщенным торжественным сиянием очаровательной золотой поры: «Люблю я пышное природы увяданье. ».

М.Ю.Лермонтов писал: «Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч» (Солнце осени). В стихотворении «Осень» - маленькая пейзажная зарисовка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность мира человека и природы: во всем жажда единения и резкий разрыв.

Как хороша осень в самом своем начале! Золотая, как многие ее называют [3]. Необыкновенная синь небес, роскошное пышное убранство лесов и необыкновенный, только по-осеннему, свежий ветер. Ф.Тютчев в стихотворении "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора." красочно и точно передал картину золотой осени. Какое огромное количество тонов он увидел в увядающей природе. И даже присутствующая в стихотворении печаль какая-то светлая и яркая, как и сама эта чудесная пора.

А.Фет представляет осень временем печали и тоски, которое вскоре может поменяться на радостную и приятную пору. В стихотворении "Псовая охота" поэт говорит: «Последний сноп свезен с нагих полей.».

В стихотворении И.А.Бунина "Вечер" даже в малом и сером можно увидеть нечто особенно доброе и светлое: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - вот этот сад осенний.». Поэт не отрицает, что осень тоскливая пора, что она навевает грусть и погружает человека в думы и хандру, но в тоже время из всей этой тоскливой картины он обращает внимание на то, что все равно, несмотря на непогоду, остается таким же прекрасным, как и раньше: «Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод». Посреди этого сумрака, «черно-белой пленки» окружающей природы, И.Бунин нашел «цветной кадр» - это старая ольха, которая все так же красива, как и прежде.

Осень - это не только время года, это и время человеческой жизни, минуты тишины и покоя, размышлений и подведения итогов прожитой жизни. С.Есенин пишет: «О, возраст осени! Он мне дороже юности и лета».

Н.А.Некрасов так пишет о русской осени в стихотворении "Славная осень": «Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе!». Ему мила ее осенняя краса. Он восхищается этой порой. Она ему кажется прекрасной.

С.Маршак тоже признается в любви к осеннему миру, но здесь вдруг возникает чувство преграды между героем и миром природы: «Цветная осень - вечер года - Мне улыбается светло. Но между мною и природой возникло тонкое стекло».

Образ осени в творчестве поэтов и писателей всегда окрашен определенным настроением, отражает индивидуальные авторские представления о времени года, идейно-художественные искания личности.

Список использованной литературы:

1. Гордиенко А.А. Человек и природа: автореф.дис. докт.филос.наук. Новосибирск, 2000. 46 с.

2. Грудева Е.А. Концепты лето и осень в разноязычных культурах: автореф.дис.. канд.филол.наук. Ставрополь, 2011. 32 с.

3. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А.П.Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С. 117-120.

4. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «осень» в художественной речевой системе А.П.Чехова // Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). С. 5.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

5. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект: автореф. дис. ... канд.филол. наук. М., 2004. 24 с.

6. Салатник Т.В. Национально-культурная специфика концептов времен года: автореф. дис... канд. филол. наук. СПб., 2007. 21 с.

© Болдарева Е.О., 2015

УДК: 81373

А.А.Васильева

магистрант, Гуманитарный факультет, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет,

г. Комсомольск-на-Амуре, РФ

LINGVOCULTURAL CONCEPTS AS OBJECTS OF STUDY

Abstract

A lingvocultural concept is a mental unit that reflects and interprets phenomena of reality according to the educational level, professional and social, as well as personal experiences of a native speaker. This article deals with the most important ways of making a research of a concept.

Keywords

Language, concepts, methods, culture, lingvoculture

Due to active development of the international relationships, learning foreign languages has become a common thing. But it is a well-known fact, that learning languages is closely connected with studying culture through studying concepts.

Although the scientists still argue about the nature and definition of the term "concept", most of them agree that the concept is a mental unit that reflects and interprets phenomena of reality according to the educational level, professional and social, as well as personal experiences of a native speaker.

The two basic principles of studying concepts have been formed by the present time. They are cognitive and lingvocultural. The purpose of using both of these methods is defining the gist of linguistic consciousness and defining the basis of the differences between cultures. The cognitive and lingvocultural approaches to understanding a concept do not contradict each other; on the contrary, they complement each other, since they are two sides of the same phenomenon which reflect two steps of one mental process: amalgamation of a word and its meanings, and introduction of the word into a cultural context [3].

The basic delineation of a concept within the framework of the lingvocultural approach can be defined during its consideration through the paradigm of the following models: 1) the model of association links between linguistic units and their meanings; 2) the model of ways of cognition interaction; 3) the model of language usage on different levels. Studying concepts within the framework of the model of association links between linguistic units and their meanings finds its expression in analysis of the interaction of a concept as a system and other concepts. Studying phraseological meanings, figurative meanings, proverbs, and associations related to them is connected to this analysis. The basic methods of studying concepts were taken from structural semantics which makes use of componential analysis and field theory, when the notions found during analysis are located from the "nexus" to the "edges" in accordance with their importance. But the subject of a lingvocultural analysis is much broader and includes semantics of text and discourse units like aphorisms, proverbs and others.

Considering these points of view we may come to a conclusion that the most commonly used methods of studying concepts are the analysis of lexical paradigms that verbalize the concept, and the analysis of proverbs and aphorisms. For further information about the practical application of these methods you can see the work of Chibisova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.