Научная статья на тему 'Эпитеты золотой и светлый в поэтических текстах Ф. И. Тютчева'

Эпитеты золотой и светлый в поэтических текстах Ф. И. Тютчева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2545
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИТЕТ / ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ / ЗОЛОТАЯ СВОБОДА / ЛЮБВИ ПРИЗНАНЬЕ ЗОЛОТОЕ / ЗЛАТОЙ РАССВЕТ НЕБЕСНЫХ ЧУВСТВ / СВЕТОНОСНЫЙ / СВЕТЛАЯ ВЕСНА / СВЕТЛЫЙ ПИР ЧУВСТВ / ЗАВЕТНЫЙ / ЛУЧЕЗАРНО / СВЕТОЗАРНО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Неклюдов В. Д.

В статье рассматривается специфика использования эпитетов золотой и светлый в поэтических текстах Ф.И. Тютчева. Исследуемые эпитеты способствуют выражению определенного образа-чувства, имеют бесконечный ряд значений и содержат в себе цветовую и световую характеристику всевозможных оттенков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпитеты золотой и светлый в поэтических текстах Ф. И. Тютчева»

УДК - 415.61

ЭПИТЕТЫ ЗОЛОТОЙ И СВЕТЛЫЙ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ Ф.И. ТЮТЧЕВА

В.Д.Неклюдов

В статье рассматривается специфика использования эпитетов золотой и светлый в поэтических текстах Ф.И. Тютчева. Исследуемые эпитеты способствуют выражению определенного образа-чувства, имеют бесконечный ряд значений и содержат в себе цветовую и световую характеристику всевозможных оттенков.

Ключевые слова: эпитет, золотое время, золотая свобода, любви признанье золотое, златой рассвет небесных чувств, светоносный, светлая весна, светлый пир чувств, заветный, лучезарно, светозарно.

Исследователи творчества Ф.И. Тютчева отмечают обилие красок в его стихах. Они видят в поэзии Тютчева продолжение традиций старых колористов. Известно, что «отцом русского колористического стиля» является Г.Р. Державин.

Усваивая излюбленные державинские эпитеты, Тютчев «напитывает» их новым смыслом, свойственным сознанию поэта-романтика. Появляется это новое, часто сугубо «тютчевское», благодаря тому, что «предметное значение слова у него как бы растворяется в своих дополнительных значениях и оттенках» [1]. Например, весьма характерный для Державина эпитет золотой часто встречается в поэзии Тютчева и в прямом, но, главным образом, в переносном смыслах.

Слово золотой может употребляться в прямом значении, давая качественную характеристику предмета, указывая на действительно присущие ему свойства. «Золотой» обозначает предмет, сделанный из золота или позолоченный: «Светился купол золотой...» («Глядел я, стоя над Невой.»); «Вели мне кубок золотой.» (Певец); «И истекли сокровища златые.» (Урания) [2].

Золотой как метафорическое прилагательное дает выразительную цветовую или световую характеристику предмету. Здесь наблюдается определенный перенос значения. Связь со свойствами золота как металла опосредована: «Солнце светит золотое.» («Тихо в озере струится.»); «Плывут златые облака» («Над виноградными холмами»); «Цветет лимон и апельсин златой. Как жар горит..» («Ты знаешь край.»).

В поэзии Тютчева наиболее характерен эпитет золотой, способствующий выражению определенного образа-чувства, а не созданию зрительного образа. При этом предметный смысл слова почти совсем теряется, перенос значения слова усложняется. Эмоциональная оценка становится своеобразной, яркой и довольно абстрактной. Авторское восприятие явления определяют эмоционально-метафорические эпитеты настроения:

Любви признанье золотое...

«Сей день, я помню, для меня... »

Свободой бредил золотою...

Н.Ф. Щербине

Я помню время золотое,

Я помню милый сердцу край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, втени, шумелДунай.

«Япомню время золотое...»

Выражение златой век встречается еще у Ломоносова. Оно восходит к рассказу Вергилия в «Георгиках» о золотом веке - эпохе всеобщего благоденствия. У Ломоносова златой век варьируется как «времена златые» и «лета златые».

Любопытно, что в поэзии Державина есть небольшая часть эпитетов эмоционально-метафорических: «вождь и бог златой», «песни Леля золотые», «тень золотая» (великой княжны), «золотая чернь». Но типичным остается у Державина сочетание эмоционального эпитета золотой со словами «замкнутого» семантического круга: день (дни), час (часы), век, время.

В поэтической речи Тютчева эмоционально-метафорические эпитеты подчеркивают своеобразие его «поэтического почерка». Они создают особый, собственно «тютчевский» смысл, удивительно богатый тончайшими оттенками значений.

Так, в стихотворении, обращенном к Н.Ф. Щербине, поэт уподоблен эллинскому узнику, который

Под скифской вьюгой снеговою,

Свободой бредил золотою

И небом Греции своей.

«Золотая» свобода рождает ассоциации: драгоценная, желанная, манящая и т.п. В стихотворении «Байрон» старинный замок вызывает образ далекого и прекрасного «золотого» прошлого.

Вдумаемся в тютчевское выражение «златой рассвет небесных чувств». Это эмоциональное определение имеет целый ряд значений: блаженный, прекрасный, радостный, сладостный и т.п. С помощью эпитета златой Тютчев передает широкое и в то же время лаконичное определение чувства, содержащего тончайшие оттенки переживания. Эпитет служит выразительным средством, прежде всего для раскрытия темы любви, ее очарования.

Золотыми красками пронизано и торжество красоты природы. Особенно привлекали Тютчева переходные состояния природы, когда её жизнь проявлялась в расцвете и увядании. Об этом говорят уже названия стихотворений: «Первый лист», «Весенние воды», «Успокоение», «Есть в осени первоначальной». Весенние ручьи, бурливые, стремительные, раскаты весеннего грома предстают как силы, обновляющие природу. Они сменяются грустной улыбкой осени, тихим увяданием. Солнечные лучи «насыщают» собой все окружающее: «золотят» нити дождя, брызги фонтана, морские волны и плывущие по небу облака.

В поэтической речи Тютчева впечатляет эпитет светлый. В стихах Ломоносова светлыми были только взор и голос. У Тютчева светлыми предстают: любовь, весна, тень, мир, край и прочее. «Светлый» вбирает бесконечный ряд значений, заключая в себе самый широкий спектр всевозможных оттенков [3].

В стихотворении «Нет моего к тебе пристрастья...» интересно не само сочетание светлая мечта, а то, что на мечту можно набрести:

И ненароком, налету, Набрестъ на свежий дух синели Или на светлую мечту.

«Светлый» означает прекрасный, радостный, чудесный, желанный, воздушный. В обилии этих значений создается образ чувства, настроения, определяется состояние души в данный момент [4]. Поэт нередко сохраняет первоначальный смысл слова светлый - излучающий свет, светоносный, освещенный, наполненный светом. В стихотворении «На золотом, на светлом Юге» юг предстает «блаженным», «светлым»: там много солнца и с ним связано пережитое счастье.

Привлекателен тютчевский образ светлой весны [5]: Светла, блаженно-равнодушна Как подобает божествам

Весна

В стихотворении «Итальянская весна» показан её торжественный приход: Благоуханна и светла Уж с февраля весна в сады вошла...

Образное выражение светлая любовь содержит в себе самый широкий диапазон дополнительных оттенков - благодатная, божественная, радостная, прекрасная, блаженная:

Так мило-благодатна, Воздушна и светла...

«В часы, когда бывает...»

«Светлым» предстает чешский патриот Гус, сожженный на костре: И светел он, что собственною кровью, Христову кровь он отстоял для них. Гус на костре

Здесь «светлый» может рассматриваться как «чистый, благородный, одухотворенный».

Оригинально употребляется эпитет светлый как вдохновенный, священный в тютчевском вольном переводе Шекспира:

Поэта око, в светлом исступленье, Круговращаясь, блещет и скользит На землю с неба...

«Любовники, безумцы и поэты...»

Эпитет светлый создает образ ушедшего прекрасного, рождает дорогие воспоминания, светлую память о минувшем:

Душа моя - Элизиум теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных...

«Душа моя - Элизиум теней...»

Светлый в данном контексте раскрывается как «священный, незабвенный, неизменный, заветный»

[6].

Используя эмоциональные эпитеты, Тютчев создавал удивительные своей емкостью метафоры:

Такпо'рхай наша, други, младость По светлым счастия цветам!..

Весна

Какая жизнь, какое обаянье,

Какой для чувств роскошный, светлый пир!

Нам чудились нездешние созданья,

Но близок был нам этот дивный мир.

Дым

«Роскошный, светлый пир» чувств наступает, когда герои входят в «волшебный лес»: «Не лес, а целый мир разнообразный//Исполненный видений и чудес».

Заметим, что созданный образ неуловим из-за бесчисленности тончайших оттенков, привносимых в него каждым из читателей [7].

Появление светил вызывает какие-то светлые чувства в душе поэта. Лучезарно, светозарно становится все вокруг. Это традиционно «тютчевский» эпитет: «Настанет ночь - и, светозарный бог, Сияет он над усыпленной рощей!» («Ты зрел его в кругу большого света»); «Там светозарна дня явленье.» (Урания). «Светозарный» - светлый, чистый, дивный, божественно-прекрасный.

Восхищаясь точностью и глубиной эпитетов Тютчева, многие исследователи отмечают удивительную наблюдательность поэта, его умение выхватывать очень яркую характеристическую деталь.

Анализируя характерные для Тютчева эпитеты, можно утверждать о близости поэта романтическому направлению. В поэтическом контексте эмоционально-метафорические эпитеты золотой и светлый неизменно наполняются собственно тютчевским, символическим смыслом [8]. Л.Н. Толстой отмечал, что «только Тютчев мог сказать то, что он сказал, и так сказать». Владычество Тютчева над словом - не только на этих коротких дистанциях эпитетов, строк и строф. Его власть простирается над всей поэтической речью, которая в руках этого мастера становится вообще примером того, как человек может заставить слово служить ему.

The specificity of using epithets «gold» and «light» in the poetic texts of F.I. Tyutchev is considered. Studied epithets promote the expression of a certain image - feeling, have an interminable series of values and comprise color and light characteristic of every possible shade.

The key words: an epithet, gold time, golden freedom, love gold, a golden dawn of heavenly feelings, lightful, light spring, light feast of feelings, cherished, radiantly, luminescently.

Список литературы

1. Пигарев K.B. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. С.68.

2. Тютчев Ф.И. Лирика. В 2-хтомах. М., 1966.

3. ЧичеринА.В. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977. С. 296.

4. Статья: Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева//Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Таллин. 1990. С. 130-140.

5. ОзеровЛ.А. Поэзия Тютчева. М., 1975. С. 36.

6. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева. В кн.: Урания. Тютчевский альманах 1903-1908. Л. Прибой, 1928. С. 47, 54, 57.

7. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева. В. кн.: Ф.И. Тютчев. ПСС. М., Л., Academia, 1933.

С.74.

8. ГригоръеваА.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. С.76.

Об авторе

Неклюдов В.Д. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, VDNeklyudov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.