Научная статья на тему 'Поэтическая звуковая картина мира как способ выражения звукового пространства художественного текста (на примере поэтического идиолекта хiх-хх вв. )'

Поэтическая звуковая картина мира как способ выражения звукового пространства художественного текста (на примере поэтического идиолекта хiх-хх вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
617
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЗВУКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЗВУКООБРАЗ / ЗВУКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ИДИОЛЕКТ / POETIC SOUND PICTURE OF THE WORLD / SOUND IMAGE / SOUND SPACE OF THE LITERARY TEXT / POETIC IDIOLECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаманова Н.В.

В статье освещена теоретическая концепция поэтической звуковой картины мира, ее содержательно-структурный и компонентный состав, изложены теоретические основы изучения звука как лингвистического феномена, особенности поэтического звукового пространства. Исследование звуковой картины мира на примере поэтического идиолекта ХIХ-ХХ вв. представляется актуальным, поскольку позволяет реконструировать совокупность поэтических мировоззренческих знаний, существующих в сознании художника слова определенной поэтической эпохи и отраженных в его творениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC SOUND PICTURE OF THE WORLD AS A WAY OF EXPRESSION OF THE SOUND SPACE OF THE ARTISTIC TEXT (ON THE EXAMPLE OF THE POETIC IDIOLECT OF THE XIX-XX CENTURIES)

The theoretical concept of a poetic sound picture of the world, its substantial, structural and component structure is covered in the article, theoretical basis of studying of a sound as linguistic phenomenon, feature of poetic sound space are stated. Research of a sound picture of the world on the example of a poetic idiolect of the XIX-XX centuries is represented actual as allows to reconstruct set of the poetic world outlook knowledge existing in consciousness of the literary artist of a certain poetic era and reflected in his creations.

Текст научной работы на тему «Поэтическая звуковая картина мира как способ выражения звукового пространства художественного текста (на примере поэтического идиолекта хiх-хх вв. )»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 801.3

Н.В. Атаманова

канд. филол. наук, доцент, кафедра русского языка, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского»

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЗВУКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ИДИОЛЕКТА Х1Х-ХХ ВВ.)

Аннотация. В статье освещена теоретическая концепция поэтической звуковой картины мира, ее содержательно-структурный и компонентный состав, изложены теоретические основы изучения звука как лингвистического феномена, особенности поэтического звукового пространства. Исследование звуковой картины мира на примере поэтического идиолекта Х1Х-ХХ вв. представляется актуальным, поскольку позволяет реконструировать совокупность поэтических мировоззренческих знаний, существующих в сознании художника слова определенной поэтической эпохи и отраженных в его творениях.

Ключевые слова: поэтическая звуковая картина мира, звукообраз, звуковое пространство художественного текста, поэтический идиолект.

N.V. Atamanova, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky

POETIC SOUND PICTURE OF THE WORLD AS A WAY OF EXPRESSION OF THE SOUND SPACE OF

THE ARTISTIC TEXT (ON THE EXAMPLE OF THE POETIC IDIOLECT OF THE XIX-XX CENTURIES)

Abstract. The theoretical concept of a poetic sound picture of the world, its substantial, structural and component structure is covered in the article, theoretical basis of studying of a sound as linguistic phenomenon, feature of poetic sound space are stated. Research of a sound picture of the world on the example of a poetic idiolect of the XIX-XX centuries is represented actual as allows to reconstruct set of the poetic world outlook knowledge existing in consciousness of the literary artist of a certain poetic era and reflected in his creations.

Keywords: poetic sound picture of the world, sound image, sound space of the literary text, poetic idiolect

Содержательно-ассоциативное поле художественного текста, в первую очередь поэтического, осмысляющегося в современной лингвистической науке как сложный знак, - посредством лексико-грамматических средств языка «отражает не только структуру и прагматику текста, но и языковую личность автора и особенности его поэтической картины мира» [2, с. 20]. В концептуальной структуре феномена языковой личности безусловное место отводится индивидуальной языковой картине мира, определяющей специфически авторское мировидение.

Науке о языке известны различные типы воплощения художественного мировидения. Среди них наиболее разработанными, научно обоснованными и универсальными в плане репрезентации авторского мировосприятия считаются зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, пространственная и временная картины мира [1, с. 475]. Представление о звуковой картине мира, наименее исследованной, но, безусловно, важной, опирается на совокупность слуховых впечатлений, звуковых образов, создающихся на основе слухового познания бытия [3, с. 205].

Известно, что звук, составляющий важнейшую часть всей слуховой информации и наряду с цветом играющий значимую роль в формировании перцептивной системы восприятия окружающей действительности человеком, в современном представлении является объектом ряда разнонаправленных наук, и, в первую очередь, большой интерес к проблемам его изучения проявляют научные отрасли психологии и физиологии. Согласно физиологическим и пси-

Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ молодым ученым (МК-4247.2014.6)

хологическим научным исследованиям, рассматривающим звук с позиций его физических (акустических) и физиологических (артикуляционных) характеристик, звуковой спектр - недискретный континуум, образуемый плавным изменением длины звуковой волны. Признак, по которому воспринимаемые звуки отличаются друг от друга и занимают определенное место в спектре, детерминируется акустическими свойствами звука, в ряду которых выделяют тон и шум.

Лингвистические отрасли знаний, в частности, фонология, лексикология, психолингвистика и фоносемантика, в качестве аспектов изучения звука как объекта лингвистической науки выделяют следующие: во-первых, изучение звука в аспекте соотношения звучания и смысла (фонологический аспект); во-вторых, рассмотрение звука в плане выделения лексико-семантических групп или семантических полей (лексико-семантический аспект); и, наконец, анализ звука сквозь призму творчества художника слова, особенностей его мировидения и личностных качеств, позволяющий репрезентировать индивидуально-авторскую поэтическую звуковую картину мира.

Поэтическая звуковая картина мира вербализуется посредством звуковых образов, совокупностью которых характеризуется такой феномен, как звуковое пространство, и представляет собой отраженную в русском поэтическом идиолекте совокупность индивидуально-авторских представлений о звучащем мире, способ концептуализации звукового пространства. Поэтический звукообраз выстраивается из совокупности слов-звукообозначений, употребляющихся авторами в контексте их поэтических творений и служащих для характеристики различных тематических аспектов, в частности, описания внешней среды, духовного состояния субъекта, творческой реакции поэта.

Безусловно, поэтические звуковые образы являются исключительно нагруженными в коннотативном аспекте, так как оказываются хранителями субъективной оценочной информации, мотивированной совокупностью существующих в сознании поэта мировоззренческих знаний о мире и отраженных в его поэтических творениях. В семантике поэтического звукообраза на первый план выступает субъективный фактор, неотделимый от национально-культурной специфики языкового сознания в широком смысле.

Контекстуально-семантический анализ поэтического идиолекта Х1Х-ХХ вв., представленного в прецедентных текстах М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и др., приводит к выводу о существовании некой поэтической звуковой модели, включающей в себя ключевые поэтические звукообразы, воплощенные в определенной лирической системе в индивидуально-авторской форме и выполняющие в поэтическом тексте номинативно-иллюстративную, эстетическую и символическую функции. К ним относят разнотональные и многообразные по источнику звучания доминантные звуковые лексические единицы, прежде всего, звон, крик, гул, гром, клич, вопль, гам, клик, грохот, свист, содержащие эксплицитные звуковые семантические компоненты и интегрирующие эталонные представления о звуке.

Поэтическая звуковая картина мира амбивалентна, многофункциональна. Концептуальными составляющими ее являются содержательная сторона поэтического звучания, структурно-компонентный состав, особенности поэтического восприятия, средства и способы описания звука.

Идея звучащего поэтического пространства Х1Х-ХХ вв. репрезентирует звук как мелодичный, певучий феномен (А.С. Пушкин), наполненный нередко философским смыслом (Ф.И. Тютчев), звуками музыки и искусства (М.Ю. Лермонтов, А.А. Ахматова), отражающий движение как бытовых реалий (А.К. Толстой, А.А. Фет), так и объектов природного пространства. В самом общем виде идея звучащего поэтического пространства реализуется посредством ключевых поэтических формул, таких как созвучье полное в природе (Ф.И. Тютчев), все кругом поет (А.К. Толстой), царствуют звуки (А.А. Фет).

Представление о звуке как о физическом явлении, обладающем набором обязательных

характеристик (интенсивность, долгота, высота, тембр), дополняется лингвистическими характеристиками, позволяющими описывать поэтическое звучащее пространство с точки зрения характера звука, его источника и восприятия. «Живой» и «неживой» звучащие миры разграничиваются, прежде всего, источником звучания, который включает в себя звуки голоса человека как биологического существа, как существа, говорящего и чувствующего, звуки творческого человека (звук, крик, вой, вопль, гам, клик, стон, шум; говор, голос, речь, говорить, сказать, гласить, спрашивать, беседовать, звать), звуки природы - животных, птиц и насекомых, растительного мира (рыканье, стенанье, завыть, зарычать, зареветь, лаять; трезвон, крик, гам, свист, щебетанье, гвалт, глас, песнь, писк, щебетать; шелест, шорох, шуметь, шуршать, шелестеть), звучание артефактов (свист полозьев, шум ведер, гром пушек, пение колес, гул парохода).

В репрезентации поэтического звукового пространства Х1Х-ХХ вв. значимыми оказываются в силу специфического восприятия художниками слова окружающей действительности тип воспринимаемого звука, его оценка, время восприятия звука и творческая реакция на звук. Поэт описывает звуки особой силы, звуки, которые нередко слышны только ему, непосредственно претворяются в стихи или влияют на его душевное состояние, а позднее - воплощаются в творчество. Острое ощущение звучащей вселенной свойственно поэзии М.Ю. Лермонтова, для которого значимо четкое разграничение земных и небесных звуков, актуализация звуков эмоционального содержания.

Специфически-авторское звуковосприятие получает экспликацию на уровне одного поэтического контекста. Прецедентным примером творческой реакции поэта на звук, воплощенной в ткани художественного текста, является стихотворение «Творчество» А.А. Ахматовой, описывающее процесс создания поэтических строк посредством ярких звуковых образов. Пред-творческая фаза ознаменована наличием громких, сильных, резких звуков, разбросанных в пространственной плоскости и постепенно сужающихся в круг: здесь не умолкающий бой часов, там, вдали - раскат стихающего грома, жалобы, стоны голосов. Кульминационным звукообразом, рождающимся в этой «бездне шепотов и звонов», становится «один, все победивший звук», в описании которого поэт использует иные звуковые образы. Возникает особая «непоправимая» тишина, за которой следует излюбленный А.А. Ахматовой легкий мелодичный звон -слова, складывающиеся в «легких рифм сигнальные звоночки». Осознанное ожидание начала творчества и претворение творческой реакции в поэтический текст позволяют вывести и сформулировать общую звуковую поэтическую модель: в представлении поэта творческий процесс ассоциируется со «стоном белых звонниц» или «первым утренним ударом».

Эксплицируя идею расширенного текста, поэтические звукообразы являются воплощением этических, эстетических и духовных ценностей, обнаруживающих себя на уровне всего поэтического творчества. Классический образ пляски с топтаньем и свистом под говор пьяных мужичков является звуковой составляющей многогранного образа Родины в зрелом творчестве М.Ю. Лермонтова, в стихах А.А. Блока свойственная символическому восприятию таинственность и поэтическая многозначность репрезентируется посредством устойчивой оппозиции близкий звук - дальний звук, актуализирующей идею недосказанности, неожиданной недоговоренности.

Практические наблюдения над поэтическим текстом, подтверждающие сложность и многообразие источника звукового проявления, позволяют констатировать значимость звука в реконструировании совокупности поэтических мировоззренческих знаний, существующих в сознании поэта и отраженных в его творениях. Безусловно, основным средством экспликации поэтической звуковой картины мира является «звуковой» лексический пласт, совокупность слов-звукообозначений, выполняющих в ткани поэтического текста значимую смыслообра-зующую функцию.

Список литературы:

1. Бабенко Л.Г. Идеографическое описание русской лексики как способ выявления базовых категорий и ключевых концептов // Русский язык: исторические судьбы и современность. III Международный конгресс исследователей русского языка: труды и материалы. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 475.

2. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора // Вестник ТГПУ, 2004. Вып. 1 (38). Серия Гуманитарные науки (филологические). Томск, 2004. С. 20-24.

3. Макарова С.А. Звуковая картина мира в поэтическом творчестве А.А. Фета (к вопросу о взаимодействии поэзии и музыки) // Язык и культура: Третья международная конференция докладов. Ч. 1. Киев, 1994. С. 205-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.