Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность как политическая категория'

Энергетическая безопасность как политическая категория Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
765
1897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ваге Давтян

В современном мире при постоянном возрастании рисков и угроз, исходящих изразных сфер человеческой жизнедеятельности, «безопасность» представляетсобой одну из самых актуальных и вместе с тем спорных категорий в научных,политических, финансовых и других средах. В литературе существует множест-во определений данной категории, уже давно перешедшей в разряд философ-ских и представляющей собой важнейшее условие жизни человека, общества игосударства.Безопасность есть результат социальной деятельности по обеспечениюбезопасности личности, общества, государства. Все эти три компонента явля-ются важными составляющими формирования национальной безопасности,определяемой как защищенность жизненно важных интересов личностей(граждан), общества, государства, а также национальных ценностей и образажизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по сво-ей природе (политических, военных, экономических, информационных, эко-логических и др.).Энергетическая безопасность, будучи важной экономической и полити-ческой категорией, занимает одно из центральных мест в системе националь-ной и государственной безопасности.Энергетическая безопасность – сравнительно новое понятие в научномлексиконе, однако вокруг него уже успели развернуться многоуровневые науч-ные дискуссии и трения. Большинство исследователей определяют энергетиче-скую безопасность как крайне неоднозначное понятие современности. Как пи-шет российский исследователь Ю.В.Боровский, такая неоднозначность тракто-вок вызвана несколькими обстоятельствами. «Во-первых, – пишет он, – понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy Security As A Political Category

The article features the main political aspects of such category as “energy security”,the level of its dependence on domestic and foreign political trends. Alongside thesystem forming role of the energy security in the formation of political and sometimeseven geopolitical architecture of different regions in the world is studied; itssignificance in forming modern international relations is stated. On the assumptionof that, the “energy security” is postulated as a political category.The subject is presented on the examples of both international and Armenianscientific and practical experience.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность как политическая категория»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Ваге Давтян

В современном мире при постоянном возрастании рисков и угроз, исходящих из разных сфер человеческой жизнедеятельности, «безопасность» представляет собой одну из самых актуальных и вместе с тем спорных категорий в научных, политических, финансовых и других средах. В литературе существует множество определений данной категории, уже давно перешедшей в разряд философских и представляющей собой важнейшее условие жизни человека, общества и государства.

Безопасность есть результат социальной деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Все эти три компонента являются важными составляющими формирования национальной безопасности, определяемой как защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.).

Энергетическая безопасность, будучи важной экономической и политической категорией, занимает одно из центральных мест в системе национальной и государственной безопасности.

Энергетическая безопасность — сравнительно новое понятие в научном лексиконе, однако вокруг него уже успели развернуться многоуровневые научные дискуссии и трения. Большинство исследователей определяют энергетическую безопасность как крайне неоднозначное понятие современности. Как пишет российский исследователь Ю. В. Боровский, такая неоднозначность трактовок вызвана несколькими обстоятельствами. «Во-первых, — пишет он, — понятие 24

* Аспирант кафедры мировой политики и международных отношений Российско-Армянского (Славянского) университета. Начальник Службы по связям с общественностью ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога».

24

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

<<энергетическая безопасность» используется как в национальном, так и в глобальном контекстах. Во-вторых, определения энергетической безопасности, дающиеся в рамках одной страны, сопряжены с высокой долей субъективизма, отражающего особенности национального энергетического потенциала. В-третьих, энергетика трактуется в ряде случаев не просто как отраслевая проблема, а как ключевая проблема всей системы национальной безопасности страны, непосредственно влияющая на политические, геополитические и геоэкономические процессы» [1].

В «Энергетической стратегии России на период до 2020г.» энергетическая безопасность определяется как состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топ-ливно- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны [2]. При этом в «Стратегии» отмечается, что обеспечение национальной безопасности является одной из основных задач энергетической политики.

«Стратегия» выделяет следующие цели политики энергетической безопасности:

• способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

• способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

• устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов [2].

В качестве подобных дестабилизирующих факторов можно рассматривать риски, вызванные причинами политического характера: войны, терроризм, ужесточение конкуренции за доминирование в том или ином энергоносном регионе и пр. Защищенность от подобных рисков и является важной составляющей национальной безопасности. Следовательно, можно констатировать, что энергетическая безопасность является не только важной компонентой национальной безопасности, но и одним из ее главных гарантов, направленных на ее обеспечение и защиту. 25

25

В.Давтян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

Как отмечает К. Карапетян, в настоящее время в экономической литературе используются три основных определения энергетической безопасности, которые, по мнению исследователя, взаимодополняют друг друга:

• энергетическая безопасность — уверенность в том, что будет нужное количество и качество энергии, необходимой в данных экономических условиях;

• энергетическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных «энергетических интересов» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

• энергетическая безопасность — степень защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства и экономики в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях от нехватки приемлемых по качеству, экономически доступных топливно-энергетических ресурсов, а также от угроз стабильным поставкам топлива и энергии [3].

Как видим, перечисленные выше определения трактуют понятие «энергетическая безопасность» с разных точек зрения: технической, экономической, социальной, политической и пр., тем самым показывая многоаспектность и многогранность исследуемой категории. Думается, что все перечисленные подходы невозможно рассматривать врозь, так как каждый из них, начиная от технического до политического, исходит из другого; они во многом обусловливают друг друга.

К понятию «энергетическая безопасность» мировое сообщество впервые обратилось во время первого нефтяного кризиса, разразившегося в 1973г. 16 октября на проходящей в Вене встрече между представителями стран-членов OPEC (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт) и ряда нефтяных компаний указанными странами Персидского залива было принято решение о повышении цен на нефть с $2 до $3,65 за баррель. Сегодня, когда цены на нефть меняются скачкообразно, подобное повышение кажется незначительным. Однако на тот период это стало радикальным шагом со стороны OPEC, несущим в себе глубокую политическую мотивацию. Как известно, незадолго до принятия этого решения, 6 октября 1973г. египетская и сирийская армии напали на Израиль, развязав четвертый израильскоарабский конфликт. «Саудовская Аравия, первая из стран – мировых экспортеров нефти, заявляет о снижении производства своей продукции на 10% и о прекращении всех поставок Соединенным Штатам и Голландии за их поддержку Израиля, – пишет французский исследователь Эрик Лоран в своем труде «Нефть: ложь, тайны, махинации». – Выбор пал на Нидерланды, возможно, также и потому, что порт в Роттердаме принимал крупные партии нефтяных гру- 26

26

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

зов с Ближнего Востока. То, что танкеры больше не причаливали в голландских портах, позволило усилить давление на Европу» [4].

Будучи не столь традиционным в научном понимании, понятие «энергетическая безопасность» изначально рассматривалось как система, направленная на обеспечение бесперебойных и стабильных поставок сырья по соответствующим тенденциям мирового рынка цен, вместе с тем играющая роль влиятельного инструмента при решении ряда политических вопросов, как правило, международного масштаба. Со времен нефтяного кризиса 1973г. прошло немало времени, и хотя система международных отношений с тех пор претерпела ряд изменений, однако в целом она продолжает функционировать вокруг перманентных конфронтаций при применении разнообразных дипломатических и недипломатических механизмов с целью оказания скрытого или явного давления друг на друга. Одним из таких механизмов является мировая система энергетической безопасности, достижение которой становится предлогом для крупных энергодержав в проведении зачастую жесткого внешнеполитического курса.

Таким образом, энергетическая безопасность — один из главных политических и геополитических факторов в современном мире, непосредственно влияющий на формирование современной системы международных отношений.

«Сегодня практически не требует доказательств точка зрения о том, что энергетическая безопасность не существует сама по себе, а напрямую связана с более широкими отношениями между государствами и способами их взаимодействия друг с другом», — пишет А.И. Шумилин [5]. Рассматривая проблему влияния энергобезопасности на формирование внешней политики России, ученый констатирует, что комплекс вопросов, касающихся экспорта углеводородов, становится не просто важным, а доминирующим фактором внешней политики России, как и многих других государств, независимо от того, являются они экспортерами или импортерами энергоресурсов. А.И.Шумилин отмечает, что помимо термина «энергетическая безопасность» в политический и деловой оборот введены новые понятия — «внешняя энергетическая политика» и «энергетическая дипломатия».

Безусловно, внешняя политика государства не должна быть зациклена на энергетической составляющей и сводиться к так называемому «энергетизму». Однако, как показывает мировой опыт, это, как правило, бывает неизбежным для стран, располагающих большим ресурсным либо транзитным потенциалом. Особенно это неизбежно сегодня — при постоянно прогнозируемом истощении мировых запасов углеводородов. И хотя многие из этих прогнозов часто делаются с претензией на сенсацию, тем не менее они имеют под собой довольно веские основания. Очевидно, что при наличии подобных пессимистических 27

27

В.Давтян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

прогнозов позиции крупных держав в вопросах обеспечения мировой энергобезопасности приобретают все более активный характер. В настоящее время в мире есть ряд регионов с неизведанными или малоизведанными источниками углеводородов. С целью обеспечения своей энергетической безопасности мировые державы зачастую прибегают к политическому, военному и иному давлению над указанными регионами, получившему в литературе название «энергетические войны».

Как говорит автор книги «Нефть, PR, война» М.Коллон, «кто хочет управлять миром, должен контролировать нефть». Ушедший век доказал, что все крупномасштабные войны так или иначе были связаны с нефтью. В центре Первой и Второй мировых войн оказалась кавказская и ближневосточная нефть, а во время Холодной войны доступ «свободного мира» к нефтяным месторождениям — особенно Ближнему Востоку — имел основополагающее значение для внешней политики Запада. В 1991г. западные государства не остановились даже перед финансированием дорогостоящей войны, чтобы воспрепятствовать попаданию кувейтской нефти в руки Ирака [6].

В настоящее время с целью использования энергоресурсов в качестве инструмента для решения ряда вопросов геополитического характера крупные энергодержавы все чаще прибегают к монополизации нефтегазового сектора, ужесточая государственный контроль над основными энергетическими компаниями. Так, начало второго президентского срока В.Путина в России было отмечено рядом шагов по усилению государственного влияния на энергетическую отрасль. Российские государственные компании «Газпром» и «Роснефть» увеличили свой масштаб путем покупки находящихся ранее в частном секторе нефтяных компаний «Юганскнефтегаз» и «Сибнефть» [6]. Усилив контроль над энергетическим сектором, российские власти тем самым непосредственным образом подняли свой политический вес на международной арене. К монополизации, а часто и национализации своего нефтегазового сектора сегодня прибегают также такие государства, как США, Иран, Венесуэла и др.

Очевидна нацеленность внешнеполитической деятельности энергодержав на усиление экономических и геополитических позиций в разных регионах мира путем применения своих энергетических возможностей. Обращаясь к российской модели, отметим, что пока еще рано говорить о всесторонней и глубокой энергоинтеграции этого государства на международном уровне, однако для этого имеются все необходимые сырьевые и политические основания, которые позволяют России позиционировать себя в качестве главного гаранта глобальной энергетической безопасности. Последнее сводится к приобретению страной нового геополитического качества за счет расширения своего присутствия в глобальном энергетическом пространстве.

28

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

Свою энергетическую безопасность Россия определяет исключительно в контексте глобальной энергетической безопасности, что объясняется рядом причин. Среди них — наличие в России крупнейшего ТЭК в мире, стремление быть лидирующей державой в мире, а следовательно, претензия на амбициозную роль гаранта международной безопасности, в том числе энергетической. Стремление России развиваться по этому пути неоднократно звучит в официальных выступлениях высшего руководства страны.

Многие концептуальные вопросы, касающиеся энергетической политики, нередко затрагиваются президентом РФ. На состоявшейся в январе 2006г.пресс-конференции В.Путин заявил, что погоду в мировой энергетике делают крупные многонациональные (мультинациональные) американские и европейские компании. Поэтому для эффективной реализации энергетической стратегии страны национальные компании России должны развиваться по такому же пути (отсюда, кстати, наличие государственного контроля над такими российскими монополиями, как «Газпром» и «Роснефть») [1].

Можно констатировать, что одной из важных задач, поставленных перед мировым сообществом, является обеспечение глобальной энергетической безопасности (ГЭБ). Среди принципов обеспечения ГЭБ группа экспертов Центра устойчивого энергетического развития выделяет:

• развитие энергодиалога и энергетической дипломатии для обеспечения ГЭБ;

• совместные действия по предотвращению и разрешению энергетических конфликтов и ликвидации чрезвычайных ситуаций в энергетической сфере;

• коллективная ответственность мировых держав за обеспечение устойчивого доступа всех жителей планеты к жизненно важным средствам и источникам энергообеспечения;

• поддержка международных организаций в сфере энергетики в части привлечения инвестиций, развития инновационной энергетики, согласования корпоративных действий транснациональных энергетических компаний [7].

Обращаясь к энергетической безопасности Армении, отметим, что данный вопрос исследован не в достаточной мере как отечественными, так и зарубежными экспертами. Речь идет прежде всего о политической составляющей вопроса. Что касается сугубо технической, экономической и финансовой частей, то они исследованы и продолжают исследоваться в достаточной мере. Очевидно, что лишь при наличии определенной информации технического, экономического и финансового характера можно выстраивать политический и геопо- 29

29

В.Давтян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

литический анализ энергетической безопасности. Подобных трудов в отечественной научной литературе немало. Достаточно отметить такие фундаментальные исследования, как «Энергетический менеджмент» Л.С.Оганнисяна, «Применение водосберегающих технологий в энергетике», В.З.Марухяна и Л.С.Оганнисяна, «Альтернативные источники энергии» В.В.Атояна, «Отопление» Г.Б.Га-рояна и Б.Г.Гарояна, «Основы физики и эксплуатации реакторной установки ААЭС» А. А. Геворкяна, Л.С.Оганесяна и А.Г.Худавердяна, «Эксплуатация турбинных установок тепловых электростанций» Л. М. Казаряна, «Оценка экологического риска» А.В.Тадевосяна и др.

Однако, как нам кажется, даже при наличии ряда аналогичных исследований политический анализ энергетической безопасности Армении находится в зачаточном состоянии. Необходимо понимать, что для полноценного становления системы энергетической безопасности нужно создать соответствующее научно-информационное поле, способствующее развитию данной отрасли.

Как пишет К. Карапетян в статье «Армения и региональные энергетические процессы в контексте информационного обеспечения», необходимо новое качество информационного сопровождения для обеспечения поддержки инициатив политической и бизнес-элит в сфере энергетики. Нужна такая ситуация, при которой креативные планы и проекты бизнес-элиты имеют объективную и высокопрофессиональную поддержку в информационной среде, тем самым создавая для политических лидеров стран региона необходимый «фон» и мотивацию распознать эти проекты как жизнеспособные и важные для развития страны. По К.Карапетяну, отмеченное взаимодействие в идеале должно послужить созданию необходимой комфортной среды для взаимной интеграции энергетических программ в регионе.

С целью достижения указанной комфортной среды автор считает необходимым:

1. совместными усилиями выработать определенный «кодекс поведения» в информационном пространстве, особенно в освещении региональных энергетических проектов. В основе данного кодекса должны лечь принципы частного и объективного взгляда на вещи, прагматизм и нацеленность на сотрудничество;

2. использовать имеющиеся информационные ресурсы для распространения прогрессивных форм и методов управления энергетикой и активного участия населения в обсуждении проблем энергетической безопасности стран нашего региона и Армении в частности; 30

30

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

3. неустанно повышать профессиональный уровень участников информационного процесса. Информация должна быть профессиональной и качественной. Сегодня, к сожалению, редко можно встретить высокопрофессиональный анализ энергетических проектов и моделей развития [8].

Безусловно, формирование грамотной информационной политики во многом сможет способствовать функционированию энергетических процессов в регионе, реализации ряда проектов и совершенствованию международного сотрудничества. Особая значимость сегодня придается информационно-аналитическим исследованиям, способным выявить политическую составляющую категории «энергетическая безопасность», т.к. последняя является наиболее неоднозначной и многовекторной. В армянской энергетической литературе подобные исследования являются большой редкостью и преимущественно сводятся к статьям и докладам, но никак не к фундаментальным научным трудам.

Давая общую характеристику энергосистеме Армении в исследовании «Энергетика Армении: региональный игрок без собственных энергоресурсов», исследователь А.Хачатрян пишет: «Армения — небольшое государство, полностью лишенное ископаемых запасов энергоносителей и обладающее ограниченными запасами других источников энергии. Тем не менее она является одной из наиболее обеспеченных энергией стран СНГ, более того, государством с нарастающим потенциалом экспорта электричества. Этого удалось добиться благодаря не только грамотному отношению к сформированным еще в советский период ресурсным возможностям, но и политике, направленной на использование современных эффективных и энергосберегающих технологий» [9].

Говоря об особенностях энергетической системы Армении, А.Хачатрян отмечает тот факт, что значительная часть ее активов принадлежит иностранным, главным образом российским, инвесторам. Доминирующее положение среди них занимают компании, которые контролируются правительством РФ: «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», «Росатом» и др. «Такое положение могло бы вызвать (и порой вызывает) опасения, что страна попадет в зависимость от другого, пусть даже дружественного государства. В действительности же вовлеченность РФ в энергетику Армении к настоящему времени можно оценить положительно. Россия не только обеспечивает отрасль необходимыми капиталовложениями, которые нынешней Армении не по плечу, но и предоставляет ряд других преимуществ», — пишет автор [9].

О присутствии российских компаний на энергетическом рынке Армении говорит также Ю.В.Боровский. По его мнению, используя неспособность Армении оплачивать российские поставки газа и урана, Москва сумела в конце 31

31

В.Давтян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

1997г. убедить Ереван пойти на создание совместного предприятия «АрмРосгазпром», в рамках которого «Газпром» и «Итера» получили контроль над армянской газовой инфраструктурой. Ю.В.Боровский констатирует, что наибольших результатов удается достичь РАО «ЕЭС России». Эта компания не только устанавливает контроль над 80% электрогенерации Армении (включая Армянскую АЭС, покрывающую 40% национальной энергогенерации), но и обеспечивает себе право (вместе с СП «Армросгазпром») на поставки армянской электроэнергии в Грузию. «Важно отметить, — пишет автор, — что РАО «ЕЭС России», получив в 2003г. Армянскую АЭС в финансовое управление, не только вывело станцию из кризиса, но и оздоровило ее работу. Примечательно, что подобные достижения РАО по-прежнему идут вразрез с многолетними требованиям Европейского Союза о закрытии АЭС».

Однако, несмотря на объективность изложенной выше точки зрения, среди ряда отечественных исследователей существует мнение, что в любом случае для Армении энергетическая безопасность равноценна энергетической независимости. Под последней преимущественно понимается снижение зависимости от российских компаний, развернувших свою деятельность в Армении.

«Особое значение для обеспечения стабильного развития Республики Армения имеет повышение степени независимости ее собственной энергосистемы. В условиях Армении это означает сокращение зависимости от импортируемого топлива, что в свою очередь положительно скажется на платежном балансе Армении, повышении ее безопасности и конкурентоспособности на международной арене», — считают В.Одабашян и С.Хачатрян [10]. В связи с этим авторы отмечают важность выявления собственного потенциала возобновляемой энергии и его эффективного использования в экономике.

Конечно, развитие возобновляемых видов энергии сегодня является наиболее важным приоритетом международной энергетической безопасности. Снижение зависимости от традиционных видов энергии и переход на новые, экологически более чистые и безопасные виды является неизбежным условием, с которым рано или поздно придется считаться всем. Очевидно, что Армения не должна составлять исключение и противиться требованиям, предъявляемым самим временем. Однако насколько подобный подход приемлем для современной Армении? Говоря о необходимости развития возобновляемой энергетики, необходимо понимать те политические факторы, которые непосредственным образом влияют на ее формирование. Очевидно, что на сегодняшний день энергетическое сотрудничество с Россией является главным полем развития российско-армянских отношений. Армения – весьма перспективный рынок сбыта российского газа. Широко известно, что Армения занимает лидирующую пози-

32

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

цию по уровню газификации в СНГ, а по использованию сжиженного газа в качестве моторного топлива и вовсе является мировым лидером. Таким образом, всестороннее развитие возобновляемой энергетики, а следовательно, снижение энергетической зависимости от России создаст определенное напряжение между двумя странами. Последнее, безусловно, может привести к ослаблению стратегического сотрудничества с Россией, что отнюдь не желательно для Армении.

И, тем не менее, в отечественной экспертной литературе предпринимаются попытки выявить возможные пути развития и диверсификации энергетической системы. Рассматривая энергетическую безопасность Армении как необходимое условие становления энергетической безопасности всего региона, К.Карапетян пишет: <<В центре внимания надо держать вопрос: какое место может занять Армения на энергетической карте Южного Кавказа? Что будет являться ориентиром для Армении во всеобщей конкуренции за энергоресурсы? Другим важным вопросом является то, какие факторы, показатели должны лечь в основу обеспечения энергетической безопасности региона. Эти вопросы будут играть ключевую роль в разработке энергетической политики Армении, которая должна быть направлена на формирование качественно новой, основанной на экспорте политике». По мнению автора, Республика Армения по своему расположению является связующим звеном между богатыми углеводородами Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран и странами Каспийского моря. Состоявшееся и динамично развивающееся партнерство с такими мировыми «гигантами», как ОАО «Газпром», компания «Интер РАО ЕЭС», Российское агентство по атомной энергетике (Росэнергоатом), формирует для Армении качественно новые условия и создает беспрецедентную возможность для становления страны как одного из ключевых участников регионального энергетического рынка [11, сс. 159-160].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Безопасность является одной из базовых и наиболее ключевых категорий в современной действительности, без всестороннего изучения которой невозможно полноценное формирование и функционирование ни одной системы — экономической, политической, информационной, культурной, экологической и пр.

2. Обеспечение энергетической безопасности следует рассматривать в качестве важного условия становления национальной и государственной безопасности как стран-экспортеров и импортеров, так и стран-транзитеров.

33

В.Давтян

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

3. Энергетическая безопасность играет ключевую роль в современной системе международных отношений и представляет собой сложную политическую категорию. В качестве точки отсчета формирования политической компоненты энергетической безопасности рассматривается первый энергетический кризис 1973г.

4. Обеспечение гаранта энергетической безопасности возможно лишь путем взаимодействия и сотрудничества на региональном и международном уровнях. Приоритетным является поэтапное выстраивание системы глобальной энергетической безопасности.

5. Армения сегодня не располагает четко сформированной энергетической политикой ввиду сложной геополитической ситуации. Подходов отечественных экспертов к российскому присутствию на армянском энергетическом рынке неоднозначен и часто расплывчат, что объясняется отсутствием грамотного информационного поля, всестороннего политического и экономического анализа энергетической безопасности Армении, а также ограниченностью необходимой научной литературы.

Март, 2010г.

Источники и литература

1. Боровский Ю.В, Мировая система энергоснабжения. М.: Навона. 2008 - 296 с.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (www.gazo.ru).

3. Карапетян К., Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности Южного Кавказа // «21-й Век»: информационно-аналитический журнал. Ер., 2009. 2(10), сс. 3-27.

4. Лоран Э, Нефть: ложь, тайны, махинации / Пер. с фр. – М.: Столица-Принт. 2007 - 432 с.

5. Шумилин А.И, Энергетическая стратегия России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. М.: Междунар. отношения. 2008 - 168 с.

6. Ким Чжи Ен. Энергетический фактор и гегемонизм США // Власть: Общенациональный политический журнал. 2007, N 4, сс. 78-81.

7. Глобальная энергетическая безопасность / Группа экспертов Центра устойчивого

энергетического развития. - 2006 // isedc.com/files/Image/Publications/

EEC_Book_12_Photos_2.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Карапетян К, Армения и региональные энергетические процессы в контексте информационного обеспечения // «21 Век»: информационно-аналитический журнал. 2009, N1 (9), сс. 3-7.

9. Энергетика Армении: региональный игрок без собственных энергоресурсов // Центральная Азия и Кавказ. 2008, N 5 (59), сс. 113-122.

34

<21-й ВЕК», № 3 (15), 2010г.

В.Давтян

10. Одабашян В., Хачатрян С., Возобновляемая энергетика в Республике Армения. // «21-й Век»: информационно-аналитический журнал. 2007, N2 (6), сс. 143-158.

11. Карапетян КВ, Методология оценки и пути повышения уровня энергетической безопасности в Республике Армения. — Ереван. Edit Print, 2009 (на арм.)

ENERGY SECURITY AS A POLITICAL CATEGORY

Vahe Davtyan

Resume

The article features the main political aspects of such category as “energy security”, the level of its dependence on domestic and foreign political trends. Alongside the system forming role of the energy security in the formation of political and sometimes even geopolitical architecture of different regions in the world is studied; its significance in forming modern international relations is stated. On the assumption of that, the “energy security” is postulated as a political category.

The subject is presented on the examples of both international and Armenian scientific and practical experience.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.