УДК 338.012
Орехов С.А.,докт. экон. наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, г. Москва
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЭК КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В условиях новой геополитической ситуации все более очевидной стала необходимость межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности как в глобальном, так и в региональном плане. Об энергетической безопасности как одной из важнейших составляющих системы национальной безопасности России рассуждает автор статьи. По его мнению, при помощи активной и продуманной стратегии деятельности на энергетическом направлении Россия могла бы уверенно поднять свой международный авторитет путем умелого использования положения в мире как великой энергетической державы, а также усилить политическое влияние во многих регионах для укрепления своей роли в решении проблем глобальной энергетической безопасности.
Для многих стран мира энергетика является ключевой отраслью, от которой зависит развитие их экономики, а также социально-экономическое состояние общества. Отрасли ТЭК — важный фактор национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей в частности. Этим объясняется особое внимание со стороны органов государственного управления к обеспечению энергетической безопасности. Усиление интернационализации и глобализации энергетики как отрасли, а также энергетической взаимозависимости стран все больше подтверждает тезис о невозможности для отдельно взятой страны, даже крупной и экономически могущественной, самостоятельно обеспечить свою национальную энергетическую безопасность. Поэтому на передний план международного энергетическо-
го сотрудничества выдвигаются проблемы обеспечения международной энергетической безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Понятие энергетической безопасности чаще всего связывают с обеспечением надежности и непрерывности функционирования предприятий ТЭК. Для России— северной страны с огромной географической протяженностью и суровым климатом чрезвычайно важным является развитие и надежное функционирование топливно-энергетического комплекса. Наметившийся рост российской экономики предполагает увеличение внутреннего спроса на энергетические ресурсы. С учетом роли ТЭК для обеспечения притока валютных поступлений, сохранения и расширения экспорта продукции его отраслей повышение инвестиционной привле-
кательности комплекса ТЭК имеет огромное значение для внешнеэкономических позиций России. Все это делает актуальным проведение научных исследований в области изучения механизмов повышения инвестиционной привлекательности отечественного ТЭК, разработки соответствующих стратегий реализации этих исследований, обеспечивающих энергетическую безопасность страны.
Стратегия инвестиционного развития ТЭК как научная проблема советской экономической наукой не исследовалась, поскольку господствовавшие теории социалистического хозяйствования игнорировали существование факторов неопределенности и риска, как чуждых плановой экономике. В то же время существовала большая и авторитетная группа советских ученых во главе с академиком Т. С. Хача-туровым, которая занималась вопросами социалистического воспроизводства, эффективностью капитальных вложений (инвестиций), размещением производительных сил.
Приоритеты экономической мысли по проблемам стратегического планирования в условиях рынка принадлежат зарубежным экономистам, которые внесли существенный вклад в разработку теорий и концепций стратегического планирования. Это И. Ансофф1, А. Чандлер, Г. Гордон, Д. Клиланд, М. Портер и др. Проблемы инвестиционной стратегии рассматриваются в работах И. А. Бланка2, К. Т. Бясо-ва, В. А. Чернова.
Методологические аспекты инвестирования в энергетический комплекс Российской Федерации и совершенствование их систем раскрыты в исследова-
1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Теория и практика менеджмента)
2 Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 2007.
ниях: В. М. Абрамсона, А. Н. Борисова3, М. И. Дли4, А. В. Кулешова5, И. А. Морозова6 и др.
Экономический анализ отечественного ТЭК и выявление перспективных направлений его развития на основе оптимизации инвестиционной деятельности проведены в научных исследованиях В. Н. Ба-вина7, М. А. Баскаева8, Ж. А. Ермаковой9, В. Ю. Кудрявцева10, Э. А. Тапканова.
Некоторые вопросы развития и оптимизации использования инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем ТЭК раскрываются в трудах А. И. Афоничкина11, Л. С. Воробьевой,
3 БорисовА. Н. Методологические аспекты управления инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов [монография]. М.: КноРус, 2006.
4 Дли М. И., Пыхтина И. Н., Скрипицына Т. А. Повышение эффективности проектного финансирования инвестиционной деятельности электроэнергетических предприятий. Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2006.
5 Кулешов A.B. Управление реализацией инвестиционных проектов в вертикально-интегрирован-ных структурах (на примере ОАО «Газпром»), Дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
6 Морозов И. А. Совершенствование системы инвестирования в основные фонды на примере ОАО «Татэнерго». Дисс. канд. экон наук. Казань, 2006.
7 Бавин В. Н. Организационно-экономический механизм управления корпорациями и привлечение инвестиций в российскую экономику. Дисс. канд. экон. наук. М, 2006.
8 Баскаев М. А. Совершенствование управления устойчивым развитием экономики предприятий топливно-энергетического комплекса: на примере РСО-Алания: Дисс. канд. экон. наук. Владикавказ, 2005.
9 Ермакова Ж. А. Топливно-энергетический комплекс региона: организационно-экономические проблемы и перспективы технологического развития. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2005.
10 Кудрявцев В. Ю. Формирование и развитие региональной программы управления качеством топливно-энергетической продукции: Дисс. канд. экон. наук. Тамбов, 2005.
11 Афоничкин А. И. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях [монография]. Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2006.
Н. И. Долматовой12, Д. В. Котова13,С. Ю. Си-ваковой.
Однако проблема активизации инвестиционных процессов корпорации в рамках формируемой стратегии развития, на базе управления инвестиционным потенциалом в научной литературе обозначена и рассматривается прежде всего на микроэкономическом уровне. Исследованию этого аспекта посвящены работы В. Е. Есипова14, А. Л. Кузнецова, А. С. Нешитой, К. П. Мав-риди15 и других ученых. Поэтому их выводы и не могут быть использованы в качестве основополагающих для формирования инвестиционной стратегии развития на уровне территориально-производственных комплексов, в частности топливно-энергетиче-ского комплекса.
Заслуживают отдельного исследования российская специфика и роль отечественного ТЭК в международной энергетической безопасности. Анализ эффективности деятельности российского ТЭК позволяет выявить его ключевые проблемы и возможные направления повышения эффективности за счет использования механизмов стратегического управления предприятиями ТЭК, базирующихся на реализации инвестиционного потенциала этих предприятий.
Энергетика является одной из базовых отраслей мировой экономики, и ее интернационализация привела к тому, что мно-
12 Долматова Н. И. Инвестиционный потенциал и его взаимодействие с инфляционным потенциалом в экономике России. Воронеж: Истоки, 2006.
13 Котов Д. В. Исследование инвестиционного потенциала интегрированных бизнес-групп нефтяного комплекса России. Дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
14 Есипов В. Е. Экономическая оценка инвестиций: теория и практика. Учеб. пособие. СПб.: Вектор, 2006.
15 Мавриди К. П. Инвестиционный потенциал промышленного предприятия: экономическая оценка и стратегическое управление: на примере предприятий топливно-энергетического комплекса: Дисс. канд.
гие вопросы ее бесперебойного функционирования в немалой степени влияют на всю систему современных международных экономических отношений. В конце XX века заметно усилилось межгосударственное взаимодействие в энергетической сфере. Это стало особенно очевидным уже в 1997-2000гг., когда после резких колебаний цен на рынках нефти произошли серьезные потрясения в мировой экономике. Появился очевидный повод говорить о новом энергетическом кризисе, о необходимости нахождения решения глобальных энергетических проблем, особенно в отношениях между странами— потребителями и странами — производителями энергоресурсов, включая организацию диалога между ними. Это привело к существенной активизации международной энергетической политики в глобальном и региональном масштабах. В условиях новой геополитической ситуации все более очевидной стала необходимость межгосударственного сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности, как в глобальном, так и в региональном плане.
Проблема энергетической безопасности в последние годы вышла на передний план в рамках многосторонних глобальных и региональных международных форумов («восьмерка», ООН, МЭФ, МЭА, ОПЕК, ОБСЕ, АТЭС и др.). Это прежде всего связано с резким ростом цен на нефть, политической нестабильностью на Ближнем Востоке, активной борьбой с международным терроризмом и увеличением потребления энергоресурсов в Азии. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, есть вероятность усиления противоречий между Соединенными Штатами, Европой и Азией по вопросам доступа к ресурсам углеводородного сырья, расположенным в странах Ближнего Востока, а также на постсоветском пространстве. При обсуждении тематики энергетической безопасности чаще всего внимание привлекается к обеспечению надежности по-
ставок энергетических ресурсов, отсутствия их сбоев, в том числе — из-за угроз техногенных катастроф и аварий.
Из-за нестабильности в ряде основных нефтедобывающих регионов мира усиливается внимание к диверсификации источников поставок энергетических ресурсов, а также к предотвращению использования политического шантажа. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые все более отчетливо приобретают глобальный характер. В этой связи особое значение придается стабильности и предсказуемости этих рынков, включая динамику ценовой конъюнктуры. Важную роль играют меры по улучшению состояния ресурсно-сырьевой базы, развитию альтернативных источников энергии, а также по улучшению положения в области энергосбережения и энергоэффективности. Ключевые пути решения проблем обеспечения международной энергетической безопасности, предотвращения наступления нового мирового энергетического кризиса в основном связаны с созданием дополнительных стратегических запасов энергоресурсов и диверсификацией их поставок.
Необходимо отметить, что впервые кризис подобного рода разразился в 1973г., спровоцированный мерами арабских стран в отношении США и других государств Запада. Кризис 1973 г. впервые в XX веке привел к резкому скачку цен на нефть и поставил под угрозу экономическое развитие многих стран. В особенно тяжелом положении оказались развивающиеся страны, у которых не хватало средств оплачивать резко подорожавшую импортируемую нефть. В этот период про-мышленно развитые страны по инициативе США прилагали усилия по укреплению единого фронта в отношении ОПЕК, а также по разработке мер по смягчению глобальных последствий энергетического кризиса, в том числе в связи с ухудше-
нием положения развивающихся стран, что приводило к негативным явлениям во всей системе международных экономических отношений.
Концептуальные подходы к решению глобальных энергетических проблем были разработаны в рамках созданной в 1973г. по инициативе Д. Рокфеллера «трехсторонней комиссии». Основной целью ее работы было изучение наиболее острых вопросов мировой экономики. В комиссию входили влиятельные бизнесмены, ученые, а также государственные деятели из трех основных энергопотребляющих регионов: Северной Америки, Западной Европы и Японии. Среди активных участников этой комиссии были также идеологи энергетической дипломатии Запада: У. Леви, Дж. Ягер и др. Они разработали энергетическую стратегию, в которой глобальные энергетические проблемы рассматривались комплексно в увязке со взаимоотношениями между тремя центрами промышленно развитого мира, ситуацией в основных ресурсных регионах, особенно в зоне Персидского залива, положением на Дальнем Востоке, влиянием высоких цен на нефть на экономику Запада, вероятными социальными конфликтами и т.д.
Отметим, что уже в рамках комиссии были заметны существенные различия в подходах к общей энергетической стратегии промышленно развитых стран. В частности, США считали целесообразным вести диалог Запада со странами — производителями энергоресурсов только через МЭА. Япония, Франция и другие страны, не возражая против этого, в то же время выступали за большую самостоятельность в двусторонних отношениях с нефтедобывающими странами, а также за организацию диалога в более широком составе.
В рекомендациях этой комиссии обращалось внимание на необходимость не допускать того, чтобы доля импортируемых
из СССР, КНР и других стран «коммунистического блока» энергоносителей превышала 5% общего энергопотребления отдельного государства, а западные энергетические компании проявляли осторожность при принятии решений об участии в разработке нефтегазовых месторождений в государствах этого блока.
Разработки «трехсторонней комиссии» в области международной энергетической, а также торгово-экономической и финансовой политики легли в основу деятельности образованной в 1975 г. группы ведущих государств Запада, которая в итоге превратилась в весьма влиятельный и авторитетный институт межгосударственных отношений — «Группу семи» (0-7).
«Группа семи», превратившаяся (после приглашения России) в «восьмерку», не основана на межгосударственном договоре, не имеет наднациональных органов, а ее деятельность носит неформальный характер. Основная функция «восьмерки» сводится к политическому взаимодействию в целях совместного регулирования процессов международной политики, в финансово-экономической сфере, а также к глобальной проблематике экологического, социально-экономического и гуманитарного характера. Если говорить о роли «восьмерки» в регулировании планетарных энергетических проблем, то члены этого клуба располагают определенными возможностями.
Прежде всего, «восьмерка» является основным потребителем энергетических ресурсов в мире. Соответственно экономическое развитие «восьмерки» определяет ситуацию на рынках сбыта энергетических ресурсов. Вместе с тем эта неформальная организация обладает значительными финансовыми возможностями и технологиями, необходимыми для развития мировой энергетики. И наконец, после принятия в этот клуб России «восьмерка» выглядит убедительно и с точки зрения суммарного ресурсно-сырьевого обеспе-
чения. В условиях растущей взаимозависимости роль «восьмерки» в регулировании процессов в мировом энергетическом хозяйстве, видимо, будет тоже возрастать. В ходе последних встреч стран «восьмерки» обсуждались проблемы энергетической безопасности с точки зрения обеспечения надежности энергетической инфраструктуры, а также реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут привести к нарушению ее функционирования.
Обсуждение проблематики энергетических рынков и надежности поставок происходило с точки зрения необходимости устойчивого развития энергетики. При этом особо анализировались вопросы диверсификации поставок энергетических ресурсов в целях обеспечения долгосрочной энергетической безопасности и достижения целей в области охраны окружающей среды. При рассмотрении проблем развития и распространения энергетических технологий особое внимание было уделено роли новых технологий в содействии всеобщему устойчивому энергетическому развитию, в решении проблем охраны окружающей среды, в достижении целей долгосрочной энергетической безопасности за счет как более эффективного производства и потребления имеющихся энергоресурсов, так и использования новых источников энергии.
Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих системы национальной безопасности нашей страны. Как отмечалось в Доктрине энергетической безопасности России, принятой в 1998г., «энергетическая безопасность — это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному и бесперебойному топливо- и энергообеспечению, которое позволяет поддерживать необходимый уровень национальной и экономической безопасности на основе эффективного использования топливно-энерге-
тического потенциала страны»16. Понятие национальной энергетической безопасности не является универсальным и отличается в зависимости от обеспеченности той или иной страны собственными энергетическими ресурсами степенью зависимости от их поставок из внешних источников, особенностями структуры энергопотребления и т.д. Кроме того, энергетическая безопасность может иметь краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты. В частности, для большинства промышленно развитых стран, в энергоснабжении которых большая часть принадлежит импортным энергетическим ресурсам, энергетическая безопасность в первую очередь связана с обеспечением бесперебойных долгосрочных поставок энергетических ресурсов из внешних источников на приемлемых экономических условиях. Поэтому в этих странах особое внимание уделяется обеспечению безопасности поставок нефти и газа, в первую очередь предотвращению отрицательных непредвиденных обстоятельств, которые могут отразиться на поставках энергетических ресурсов, а также предотвращению или уменьшению политических, экономических, технических и других рисков.
Как известно, Россия полностью обеспечена энергетическими ресурсами в пределах своей территории и является их нет-то-экспортером. Для России ТЭК— это не только источник удовлетворения внутренних потребностей энергоресурсами,
16 Доктрина энергетической безопасности России разработана в 1996г. в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности». Одобрена решением Межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета безопасности Российской Федерации от 27 февраля 1998г. М.: Минтопэнерго РФ, 1998. В Доктрине энергетика рассматривается как важнейший фактор национальной безопасности, представлена типология угроз энергетической безопасности, в том числе внешнего характера.
но и крупнейший источник твердой валюты. В этой связи в новой Энергетической стратегии, принятой в 2003 г., о которой более подробно скажем ниже, энергобезопасность России рассматривается также с точки зрения национальных внешнеэкономических интересов параметров экспорта, что предполагает содействие доступу российских компаний на мировые рынки и обеспечение безопасности международных энерготранспортных путей. Кроме того, упоминается и о внешнеполитических аспектах энергетической безопасности России.
В то же время приоритеты стран — экспортеров энергетических ресурсов в области энергетической безопасности отличаются от приоритетов стран-импортеров. Наиболее часто встречающимися целями энергетической безопасности стран — экспортеров нефти и газа являются сохранение энергетического суверенитета над своими ресурсами, обеспечение стабильного и долговременного характера поступлений от экспорта энергетических ресурсов, продаваемых по разумно высоким ценам. Кроме того, большое значение имеет поддержание эффективности нефтегазового сектора экономики, использование финансово-экономического потенциала добычи углеводородного сырья для создания современной экономики.
Для России международные аспекты энергетической безопасности отражают два основных момента. С одной стороны, Россия ставит перед собой цель равенства в «восьмерке» государств, являющихся крупнейшими в мире потребителями энергетических ресурсов, которые объединились под эгидой МЭА для обеспечения коллективной энергетической безопасности Запада. С другой стороны, экспорт энергоносителей продолжает оставаться главным источником валютных поступлений в страну, что вынуждает Россию поддерживать интересы ряда экспортеров углеводородного сырья (в том числе ОПЕК).
И наша страна заинтересована в поддержании стабильности и предсказуемости нефтяных рынков, а также в том, чтобы избежать резких колебаний цен. Ведь цена на нефть диктует цены и на другие энергетические ресурсы, в том числе на газ, крупнейшим экспортером которого является Россия. В сохранении стабильности и предсказуемости нефтяных рынков заинтересованы также основные потребители. Россия обладает самой мощной в мире ре-сурсно-сырьевой базой, уникальным географическим положением, неплохим про-мышленно-энергетическим потенциалом. Поскольку она является одним из крупнейших мировых экспортеров углеводородного сырья, от системной надежности функционирования российского ТЭК во многом зависят стабильность и безопасность нефте- и газоснабжения на глобальном и региональном уровнях.
Следует отметить, что особое положение России создает реальные предпосылки для того, чтобы она играла ключевую роль в обеспечении надежности глобальной системы поставок энергетических ресурсов. В России складываются прочные партнерские отношения с рядом ведущих стран — экспортеров энергетических ресурсов. Кроме того, она занимает прочные позиции в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах. Российская Федерация вовлечена в ряд важных двусторонних энергетических диалогов с ЕС, США, рядом стран Европы, Азии, Северной Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Таким образом, на сегодняшний день создан ряд объективных предпосылок для более активного участия России в обеспечении энергетической безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Еще раз отметим, что Россия занимает одно из стратегически важных положений на мировом энергетическом рынке, имеет определенный вес в «восьмерке», что заставляет мировое сообщество считаться с ее политическими и экономическими ин-
тересами, а также с основными направлениями развития. Обладая значительными запасами энергоресурсов и солидным потенциалом энергетической промышленности, Россия объективно является великой энергетической державой и должна играть более активную роль в мировой энергетике. Формирование и развитие энергетического направления внешней политики, начавшееся в 90-х гг., содействует выдвижению страны в начале XXI века в число наиболее важных, динамичных и авторитетных участников международного энергетического сотрудничества. Большое значение в этой связи имеет все более активное становление и совершенствование международной деятельности российских компаний энергетического профиля.
В связи с этим, правительство России разработало формулировку и определило принципы реализации единой Доктрины энергетической безопасности России, о которой говорилось выше, Энергетической стратегии России, а в ее рамках — Энергетической политики страны17. Данные меры были направлены на рационализацию и эффективное использование энергетического потенциала Российской Федерации, являющиеся залогом динамичного экономического развития страны и укрепления ее национальной безопасности.
Как правило, любая корпорация ТЭК представляет собой крупное предприятие национального или международного масштаба. Это единая и целостная организация, в рамках которой осуществляется экономическая деятельность, имеющая своей целью производство товаров и услуг для получения максимальной прибыли.
На современном этапе развития экономики в рамках мирового масштаба корпорация занимает доминирующее положение.
17 Основные направления энергетической политики наряду с мерами по обеспечению безопасности России зафиксированы еще в Указе Президента Российской Федерации №472 от 7 мая 1995г.
Об этом свидетельствует тот факт, что важнейшие научно-технические достижения современности — такие как атомная энергия, аэрокосмическая промышленность, средства телекоммуникации, электроника и вычислительные машины, основные достижения в области сельского хозяйства— являются в основном результатом усилий не отдельных изобретателей-энту-зиастов, мелких или средних фирм-одино-чек, а крупных организаций в виде корпораций.
Крупное предпринимательство имеет преимущества, основанные на следующих возможностях:
• организация массового производства и, следовательно, снижение своих издержек на единицу продукции;
• более полное использование сырья путем обработки и продажи побочных продуктов, чего не может делать мелкое предприятие, поскольку оно не располагает такими продуктами в достаточном объеме;
• создание запасов сырья и товаров, что позволяет избегать перебоев и колебаний в производстве и ценах;
• организация крупного диверсифицированного инновационного производства;
• создание квалифицированного и эффективного менеджмента, основанного на личной ответственности и высоком профессионализме управленческого персонала;
• достижение превосходства позиций на рынках благодаря проведению глубоких маркетинговых исследований,ценовой политики, получению сырья и материалов, кратко- и долгосрочных кредитов регулярно по льготным тарифам, стабильным ценам и ставкам, наконец, самофинансированию, а также самообеспечению сырьем и материалами в случае вертикальной концентрации производства.
О месте и роли крупного предпринимательства в национальной экономике можно получить определенное представление хо-
тя бы по тому факту, что оно осуществляет реальную хозяйственную власть в стране. Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимой для развития собственного дела. Рынок есть не только сфера функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства. Поэтому все условия и факторы становления и развития рынка являются также условиями становления и развития предпринимательства. Конкретно в отрасли ТЭК целью крупных предпринимательских структур, помимо получения прибыли, является создание новых и реконструкция (техническое перевооружение) уже действующих основных фондов. При этом должна обеспечиваться высокая эффективность функционирования энергетического рынка, характеризующаяся низкой стоимостью продукции, а также высокой скоростью и качеством возводимых объектов. Это приведет к расширению рынка энергетических услуг и создаст новые возможности для развития предпринимательства.
Инвестиции в корпоративные объединения отрасли ТЭК — это крупномасштабные, долгосрочные капитальные вложения, срок окупаемости которых составляет многие годы. Соответственно конъюнктура на мировом рынке капиталов оказывает влияние на динамику развития мировой энергетики.
По оценкам МЭА, в 2001 -2030 гг. суммарная потребность мирового энергетического сектора в капитальных ресурсах может составить свыше $16 трлн. Наибольший объем инвестиций — около $10 трлн — будет необходим для электроэнергетики. Свыше $6 трлн пойдет на нефтегазовый комплекс, около $400 млрд будет вложено в угольную
Таблица 1
Потребности ТЭК России в инвестициях (2001 -2020гг.)
Необходимые инвестиции 2001 -2005 гг. 2006-2010 гг. 2011 -2015гг. 2016-2020 гг. 2001 -2020 гг.
По секторам (млрд долл.)
Нефтяной сектор В том числе: 33,7 45 61,6 67,5 200,8
добыча 23,2 33 46,7 51 153
переработка 2,1 3,1 3,5 4 12,6
транспортировка 6,1 5,4 5,8 6,4 23,4
распределение 3 4,1 5,6 6,1 18,9
газовый сектор 40,1 41 47,6 56 181
угольный сектор 3 3,9 4,7 5,6 17
электроэнергетика 20 44,3 73 92,3 229
В том числе АЭС 5,6 9,8 12 9.2 36
Всего 96,8 137,2 186 220,4 627,8
промышленность18. Часть этих средств может быть направлена на развитие технологий, связанных с улучшением эффективности и экологичности функционирования всех сегментов основных секторов мировой энергетики, а также с более широким внедрением альтернативных источников энергии. В соответствии с прогнозами МЭА, основная доля будущих инвестиций (около $8 трлн) понадобится для развития топливно-энергетического комплекса развивающихся стран (Китай, Индия, государства Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки и др.). Для развития ТЭК стран ОЭСР потребуется около $6,5 трлн, России — около $1 трлн, а других стран СНГ — около $600 млрд19.
Поскольку большая часть инвестиций может поступить только из частных национальных или зарубежных источников, за доступ к ним предстоит серьезная конку-
18 www.cfin.ru
19 www.rbc.ru
рентная борьба. Успеха в ней смогут добиться те страны, для которых характерна политическая и экономическая стабильность, в которых созданы условия для достижения рентабельности инвестиционных проектов в сфере ТЭК.
Согласно прогнозам российских экспертов, минимально необходимые потребности ТЭК России в инвестициях с 2001 по 2020г. составят $480-600 млрд. По некоторым оценкам, около 75% этих средств может быть получено из российских источников, а остальные 25% (около $120-150 млрд) — из зарубежных, включая займы или продажу части акций предприятий ТЭК иностранным компаниям и банкам20.
Если за 1994-1996гг. суммарный объем прямых иностранных инвестиций в отрасли российского ТЭК составил менее $1 млрд, то с 1999 по 2000г., по данным Минэнерго России, он вырос почти до $3 млрд. Таким образом, одной из проблем устойчи-
® www.onlinelibrary.ru
вого развития ТЭК России продолжает оставаться инвестиционный дефицит21.
По оценкам, приведенным в Энергетической стратегии России до 2020г., потребуются инвестиции в размере $600-750 млрд для вложения в топливно-энергетический комплекс. Данные о потребностях ТЭК России в инвестициях приведены в табл. 122.
Предполагается, что 80-90% средств для этих капиталовложений будет получено из внутренних источников при условии успешной реализации масштабных ценовой и налоговой реформ. По оценкам МЭА, потребности российского ТЭК в инвестициях превышают $1 трлн23. Совокупные инвестиции в развитие нефтяной промышленности России были в прошлом относительно невелики по сравнению с огромными потенциалом и потребностями отрасли. Потребность «нефтянки» в таких объемах капиталовложений связана с необходимостью освоения с использованием современной технологии новых гигантских и малых месторождений, а также с восстановлением ряда нерационально отработанных месторождений. Кроме того, предусматриваются развитие и модернизация перерабатывающего, транспортного и распределительного сегментов российской нефтяной промышленности.
Существенные финансовые вливания могут потребоваться в развитие неф-тетранспортной инфраструктуры в связи с планируемым наращиванием экспорта российской нефти на северо-западном и восточном направлениях. Инвестиции в газовый сектор включают вложения как в проведение поисково-разведочных работ и добычу, так и в новые проекты поставок и транспортировки газа, в том числе на внешние рынки. Для наращивания добычи потребуется разрабатывать новые, а также более мелкие месторождения, что со-
21 www.onlinelibrary.ru
22 www.cfin.ru
23 www.rbc.ru
пряжено с увеличением затрат на поиско-во-разведочные работы и добычу.
Развитие электроэнергетики требует значительных капиталовложений в российский топливно-энергетический комплекс. Это можно объяснить относительно большим возрастом установленных мощностей, а также в целом низким уровнем капиталовложений в 90-е годы прошлого века на цели модернизации генерирующих мощностей, замещения оборудования с истекшим сроком службы и расширения энергосистемы.
Еще одно объяснение можно найти в новой Энергетической стратегии России, в которой ожидается высокий уровень потребления электроэнергии в 2000-2020гг. В этой связи предполагается увеличение общей мощности электростанций на 54% к 2020г. по сравнению с 2000г.24 Это, видимо, повлечет почти полную замену находящихся в эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей новым высокоэффективным оборудованием.
В соответствии с новой Энергетической стратегией России также должна быть увеличена пропускная способность связей между различными российскими регионами и энергосистемами. В связи с этим потребуются значительная реконструкция и техническое переоборудование сетевой инфраструктуры, а также сооружение новых линий. Инвестиционные потребности в развитие АЭС связаны в первую очередь с планами модернизации энергоблоков и продления их срока службы с расчетных 30 до 40 лет (АЭС первого поколения) и до 50 лет (АЭС второго и третьего поколений).
В Энергетической стратегии определено, что отраслями ТЭК, которые нуждаются в специальных мерах поддержки капиталовложений, являются электроэнергетика, добыча и транспортировка газа, нефте- и газопереработка, нефте- и газохимическая промышленность, транспортная инфраструктура, не-
24 www.cfin.ru
обходимая для улучшения ситуации с поставками энергоресурсов внутри страны и развития приоритетных экспортных направлений. Практика показывает, что инвестиционный потенциал российских компаний весьма невелик. Это связано с ограниченностью собственных финансовых ресурсов и гораздо более дорогим доступом к финансированию.
Предпосылкой привлечения таких инвестиций является завершение создания соответствующей нормативно-правовой базы. Международные финансовые институты могли бы более активно работать в России, если бы в стране были приняты надежные обязательства по защите инвестиций. Чтобы удовлетворить потребности отечественного ТЭК в столь масштабных капиталовложениях, необходимо серьезно улучшить инвестиционный климат в России. Это связано с продолжением рыночных реформ и формированием соответствующей норматив-но-правовой базы. За последние 10 лет в российском ТЭК произошли значительные структурные перемены, которые несколько улучшили инвестиционный климат.
Однако основные реформы в норма-тивно-правовой сфере еще впереди. Первоочередной задачей является реструктуризация монополий, доминирующих на российском рынке газа и электроэнергии. При этом важное значение имеет внедрение общепризнанных международных стандартов, касающихся прозрачности и недискриминации. Сердцевиной реформ должны стать разделение вертикально-интегрированных компаний в газовом и электроэнергетическом секторах, а также регулируемый доступ третьих сторон. Реформы также должны устранить все препятствия для новых операторов и дать им возможность выйти на экспортные рынки.
Преобразования должны быть направлены на создание конкуренции как в газовом секторе, так и в электроэнергетике по всей цепочке: добыча/производство — транспортировка/передача — поставка и распределение. Инвестиции в
добычу зависят от доступа к надежной транспортной инфраструктуре. В связи с этим предстоит не только модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и продолжить развитие сети, но и принять меры нормативного характера для недопущения дискриминации при предоставлении доступа и установлении тарифов (в том числе для транзита).
Для реализации указанных выше реформ предусмотрен комплекс мер, в том числе: программы страхования всех видов рисков, долгосрочные тарифные гарантии, развитие специальных инвестиционных правовых режимов (СРП, концессии и другие новые формы), налоговое стимулирование капитальных вложений, повышение прозрачности энергетических рынков, внедрение в корпоративную практику современных стандартов финансовой отчетности и менеджмента. При этом основное внимание уделяется разработке и принятию стабильного и сбалансированного энергетического законодательства. Предстоит также решить вопросы, касающиеся доступа к ресурсам (в настоящее время действует ограничение на уровне 30%), создания стабильной налоговой среды, доступа к транспортной инфраструктуре и упрощения административных процедур между различными уровнями власти.
Для улучшения инвестиционного климата, особенно для привлечения зарубежных инвесторов, большое значение может иметь развитие практики заключения двусторонних соглашений о защите инвестиций. Актуальным остается вопрос о ратификации Договора к Энергетической хартии, которая представляет собой юридически обязательный международно-правовой документ для регулирования вопросов, касающихся, в частности, транзита, защиты инвестиций, торговли и разрешения споров. Кроме того, вступление в ВТО может внести существенный вклад в улучшение инвестиционного климата в стране. Благодаря осуществлению намеченного комплекса мер
поддержки инвестиций в ТЭК можно будет приступить к фундаментальной модернизации приоритетных отраслей ТЭК, что позволит осуществить более оптимальное и рациональное его развитие, включая использование экспортного потенциала.
Кроме того, необходимо провести комплекс мер по улучшению инвестиционного климата непосредственно на каждом конкретно взятом предприятии в составе ТЭК России. Сюда входят меры как финансового оздоровления каждой корпорации ТЭК, так и разработка грамотной, скоординированной инвестиционной политики, направленной на привлечение потенциальных инвесторов и дополнительного капитала для реализации энергетических проектов в рамках развития ТЭК России.
Формирование инвестиционной политики предприятия ТЭК является неоднозначным вопросом, который требует комплексного подхода и решения и включает специализированные методы и механизмы осуществления инвестиционной деятельности, увязанные в определенную систему, учитывающую специфику отрасли работы ТЭК.
В заключение стоит отметить, что основные цели и приоритеты новой энергетической политики связаны с надежным и устойчивым обеспечением населения и экономики страны энергетическими ресурсами внутреннего производства по приемлемым для потребителей ценам, которые также обеспечивали бы развитие энергетического сектора. Большое внимание уделяется максимально эффективной реализации экспортного потенциала ТЭК России для укрепления внешнеэкономических и геополитических позиций страны, модернизации ТЭК, уменьшению вредной нагрузки на окружающую среду. Энергетическая политика предусматривает структурные изменения во всех секторах ТЭК, более активное проведение рыночных реформ, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности и рациональности добычи и потребления энергетических ресурсов, ре-
шение проблемы разрыва между уровнем их запасов и добычи. Большое внимание уделяется обеспечению энергетической безопасности, развитию внутренних энергетических рынков, поддержке научно-тех-нического прогресса, формированию целостного энергетического законодательства.
С учетом федеративного устройства России и различий в энергообеспеченности ее регионов в энергетической политике страны особое место занимает формирование федеральной региональной энергетической политики в ТЭК. Намечены дальнейшее развитие экспортного потенциала топливно-энергетических отраслей, укрепление российских позиций на мировых энергетических рынках, диверсификация структуры энергетического экспорта. Для решения проблемы износа основных производственных мощностей ТЭК в новой энергетической политике предусматриваются меры по улучшению инвестиционной привлекательности деятельности компаний по замене и модернизации оборудования. Обращается внимание на зависимость качества и темпов модернизации от структурных изменений в ТЭК, которые направлены на усиление в нем рыночных элементов, снижение инвестиционных рисков и соответственно повышение привлекательности для инвестиций, без чего невозможно осуществить замену устаревшего оборудования. Это касается в первую очередь электроэнергетики и газовой промышленности, а также перерабатывающего сектора нефтяной промышленности.
Энергетической стратегией предусматривается рационализация структуры перспективного топливно-энергетического баланса страны. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем росте энергопотребления на 13-35% потребление природного газа возрастет на 9-19%, нефтепродуктов— на 9-37%, тогда как угля — на 21-54%, а электроэнергии, выработанной на АЭС, — в 1,8-2,6 раза. В результате доля газа в структуре потребления первичных
энергоресурсов снизится с 48 % в 2000 г. до 42-45% в 2020г. Удельный вес нефти в течение всего перспективного периода будет практически стабильным (22-23%); также стабилизируется, увеличившись с 20% в 2000г. до 22% в 2010г., удельный вес угля (в 2020г. — 21-23%) при росте доли энергии АЭС (до 5,7-6% к 2020г.) и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов (до 1,1-1,6%)25.
В новой энергетической политике повышенное внимание уделяется разработке системного энергетического законодательства, поскольку оно является фундаментом реализации Энергетической стратегии. Практика свидетельствует о том, что при отсутствии системных законодательных основ функционирования ТЭК принятие отдельных актов, иногда не совпадающих друг с другом, не способствует решению проблем ТЭК.
Очевидно, что при реализации российской дипломатией поставленных в Энергетической стратегии целей и задач, связанных с энергетической безопасностью, в совокупности с грамотно разработанной стратегией развития каждого отдельно взятого предприятия целевой отрасли обеспечило бы развитие ТЭК России, укрепление его международных позиций,
25 www.rbc.ru
а также повышение устойчивости национальной энергетики в условиях действия внешних дестабилизирующих факторов.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ (часть I от 21.10.94г. и часть II от 22.12.95г.).
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Теория и практика менеджмента).
3. Афоничкин А. И. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях [монография]. Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2006.
4. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лими-тед», 2007.
5. БорисовА. Н. Методологические аспекты управления инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов [монография]. М.: КноРус, 2006.
6. Дли М. И., Пыхтина И. Н., Скрипицына Т. А. Повышение эффективности проектного финансирования инвестиционной деятельности электроэнергетических предприятий. Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2006.
7. Долматова Н. И. Инвестиционный потенциал и его взаимодействие с инфляционным потенциалом в экономике России. Воронеж: Истоки, 2006.
8. Ермакова Ж. А. Топливно-энергетический комплекс региона: организационно-экономические проблемы и перспективы технологического развития. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2005.
9. Есипов В. Е. Экономическая оценка инвестиций: теория и практика. Учеб. пособие. СПб.: Вектор, 2006.
Статья поступила в редакцию 20.11.2008
S. Orekhov, Doctor of Economics, Professor, Corresponding Member, Russian Academy of Natural Sciences, Moscow
FUEL AND ENERGY SECTOR DEVELOPMENT STRATEGIES
AS A TOOL TO IMPROVE THE RUSSIAN ENERGY SECTOR SECURITY
The need to cooperate both on the regional and global scale in order to ensure the energy sector security is becoming increasingly obvious in the new geopolitical situation. The author examines the Russian energy sector security and sees it as one of the most important components of the Russian national security system. According to Dr. Orekhov, if the country develops a well-thought-through and efficient energy sector development strategy, Russia could gain more prestige on the international scale by taking good advantage of its position of a superpower that has become a global energy-supplier. Besides, Russia can increase the political influence it exerts on many regions in order to improve its position as a player in the global energy sector security system where there are some problems to be solved.