Научная статья на тему 'Эмоциональная оценка газетного заголовка: прагматический потенциал (на материале газеты «Сельская новь» Череповецкого района Вологодской области)'

Эмоциональная оценка газетного заголовка: прагматический потенциал (на материале газеты «Сельская новь» Череповецкого района Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
584
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA TEXT / HEADING / AXIOLOGICAL MODALITY / PRAGMATICS / AFFECTIVE / RATIONAL EVALUATION / EXPLICIT / IMPLICIT EVALUATION / TEXT REMINISCENCES / ALLUSIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штыкова Н. В.

В статье исследуются языковые средства формирования эмоциональной оценки в заголовках современной районной газеты, репрезентируются приёмы моделизации прагматического смысла эксплицитной и имплицитной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFFECTIVE EVALUATION OF NEWSPAPER HEADING: PRAGMATIC POTENTIAL (A CASE STUDY OF THE “SELSKAYA NOV” NEWSPAPER OF CHEREPOVETS RURAL DISTRICT OF VOLOGDA REGION, RUSSIA)

The article deals with linguistic means forming affective evaluation in headings of contemporary rural district newspaper; techniques of modelling pragmatic sense of explicit and implicit evaluation are represented.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная оценка газетного заголовка: прагматический потенциал (на материале газеты «Сельская новь» Череповецкого района Вологодской области)»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 8 81 4

ББК: 81.2Рус-5

Штыкова Н.В.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА: ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ «СЕЛЬСКАЯ НОВЬ» ЧЕРЕПОВЕЦКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Shtykova N.V.

AFFECTIVE EVALUATION OF NEWSPAPER HEADING: PRAGMATIC POTENTIAL (A CASE STUDY OF THE "SELSKAYA NOV" NEWSPAPER OF CHEREPOVETS RURAL DISTRICT OF VOLOGDA REGION, RUSSIA)

Ключевые слова: медиатекст, заголовок, аксиологическая модальность, прагматика, эмоциональная /рациональная оценка, эксплицитная / имплицитная оценка, текстовые реминисценции, аллюзия.

Keywords: media text, heading, axiological modality, pragmatics, affective / rational evaluation, explicit / implicit evaluation, text reminiscences, allusions.

Аннотация: в статье исследуются языковые средства формирования эмоциональной оценки в заголовках современной районной газеты, репрезентируются приёмы моделизации прагматического смысла эксплицитной и имплицитной оценки.

Abstract: the article deals with linguistic means forming affective evaluation in headings of contemporary rural district newspaper; techniques of modelling pragmatic sense of explicit and implicit evaluation are represented.

Современные тенденции изучения языковых явлений с позиции коммуникативности определяют несомненную актуальность линг-вопрагматического аспекта исследования ме-диатекстов, в том числе и региональных, поскольку именно последние интегрируют информационное пространство региона (города, района), формирует общественное мнение и сознание больших групп людей, являются каналом взаимодействия населения и власти, носителем культурных традиций местной среды, во многом отражают и формируют языковые привычки и вкусы жителей региона, своих чи-тателей1. Следовательно, любой публицистический текст передаёт не просто некую информацию читателю, но и формирует определённое морально-ценностное отношение к ней. Первое же знакомство адресата с коммуникативно -прагматическими установками и ожиданиями автора начинается с заголовка - самой информативной и выразительной предтекстовой коммуникативной единицей. «Исследования психологов показывают, что около восьмидесяти процентов читателей уделяют внимание только заголовкам2». Интерес читателя к заго-

1 Штыкова, Н.В. Лингвопрагматическая модель общегородской газеты (на материале газеты «Речь» г. Череповца Вологодской области) / Н.В. Штыкова. -Дисс. ... канд. филол. наук. - Вологда, 2011. - С. 5-7.

2 Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 1989. - С. 3.

ловку - первый шаг к прочтению публикации. «Заголовок - это базовая "узловая" точка журналистского текста, "сигнал его семантической наполненности"3».

Несмотря на повышенный интерес учёных (работы А.А. Сафонова, Э.А. Лазаревой, Е.А. Земской, М.И. Шостак, А.Е. Долгиревой, Е.П. Черногрудовой, Т.Ю. Чигириной, Е.Н. Басовской, А.А. Лютой, М.В. Саблиной4 и

3 Богуславская, В.В. Особенности моделирования текста средств массовой информации и коммуникации / В.В. Богуславская // Вестник Воронежского государственного университета. - Серия: Филология. Журналистика, 2004. - №1. - С. 80.

4 См., в частности: Сафонов, А.А. Стилистика газетных заголовков / А.А. Сафонов // Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981; Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та., 1989; Земская, Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках со-временных газет / Е.А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996; Шостак, М.И. Журналист и его произведение / М.И. Шостак. - М.: ТОО «Гендальф», 1998; Долгирева, А.Е. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте / А.Е. Долгирева. - Дисс. ... канд. филол. наук. - Таганрог, 2002; Черногрудова, Е.П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике : (на материале центр., регион. и мест. прессы) / Е.П. Черногрудова. - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2003; Чигирина, Т.Ю. Заголовки в советских и постсоветских газетах в аспекте интер-

мн. др.), тема исследования заголовка печатного медиатекста сохраняет актуальность. Особенно, если это заголовок регионального, районного, издания, поскольку в современной медиалингвистике и регионалистике недостаточно специальных работ, посвящённых этой группе специализированных газетных текстов.

Так как именно по заглавию изначально можно судить о тех оценочных смыслах, которые вербализованы в медиатексте, рассмотрим аспекты формирования аксиологической модальности в заголовках современной районной газеты «Сельская новь» Череповецкого района Вологодской области. Газета «Сельская новь» является единственным средством массовой информации Череповецкого района и представляет собой еженедельное издание, выходящее на двадцати страницах тиражом более трёх тысяч экземпляров.

Итак, одним из наиболее ярких компонент прагматического значения слова или высказывания является оценка1. Оценочная программа публицистических текстов позволяет при анализе выявить спектр социальных, идеологических, политических оценок, на которые ориентируется автор. «Прагматический смысл оценки заключается в том, что субъект, выражая своё отношение к какому-либо явлению, осознанно или неосознанно пытается вызвать адекватное отношение у адресата2». При этом человек оценивает, опираясь, во-первых, на своё отношение к предмету оценки, во-вторых, на стереотипные представления социума об объекте и его свойствах. С соотношением субъективного и объективного начала в оценочном суждении тесно связан вопрос о том, какой фактор в оценке является первичным - эмоциональный или рациональный. По замечанию Е.М. Вольф, выделение в слове чисто рационального или чисто эмоционального компонента значения условно, поскольку «язык как таковой всегда предполагает

текстуальности и лингвокультурологии / Т.Ю. Чиги-рина. - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2007; Лютая, А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика / Лютая А.А. - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2008; Саблина, М.В. Интертекстуальность заголовков современной российской прессы / М.В. Саблина // Журнал СФУ. Серия «Гуманитарные науки» (Спецвыпуск «Культура речевого общения»). - Красноярск, 2009.

1 Арутюнова, Н.Д. Типы языкового значения: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука., 1988. - С. 5.

2 Граудина, Л.К. Культура русской речи / Л.К. Граудина, - М.: Норма, 2002. - С. 257.

рациональный аспект3». Между тем исследователь отмечает, что «язык имеет средства для того, чтобы различить эмоциональную и рациональную оценку», которые «подразумевают разное отношение субъекта к объекту: первая -его чувства, вторая - мнения4». Иначе говоря, выделяются два основных вида оценки: оценка иррациональная (эмоционально-экспрессивная; чувственная), с помощью которой в тексте выражается личностное, индивидуально-авторское восприятие предмета, и оценка рациональная (логическая, декриптивная), связанная с интеллектуальным отношением автора к описываемому предмету5. Эти значения представлены в тексте определёнными языковыми маркерами оценки.

В рамках поля эмоциональной оценки объект характеризуется с точки зрения одобрения, восхищения, удовольствия, раздражения, гнева, неудовлетворённости и других вызванных им эмоциональных состояний автора, например: Болевые точки: дорога и сельхозпро-изводство... («Сельская новь» (далее в тексте -«СН»), 28.06.2016) - выражение неудовлетворённости, опасения; Приличный результат сложнейшего года («СН», 30.04.2015), Радость для судчан ... («СН», 31.12.2015) - выражение одобрения. Маркерами эмоциональной оценки традиционно являются лексические средства: а) слова, лексическим содержанием которых является обозначение эмоций и переживаний: любить, ненавидеть, гнев, плохой, раздражён и т.п.; б) слова, в собственно лексическом значении которых заключена определённая оценка: крохотный, ужасный, жуткий, чудесный, великолепный и т.п.

Однако фраза может вообще не содержать явных маркеров оценки и при этом целиком являться оценочной, вследствие того, что соотносится в сознании человека с определённой ненейтральной ситуацией, например, заголовки Рентген будет работать («СН», 30.04.2015), Новый мост - уже почти реальность -(«СН», 14.01.2016) - содержат описание положительной будущей ситуации, и, следовательно, потенциальная возможность, связанная с улучшением жизни людей, повышением уровня комфортности, вызывает положительные эмо-

3 Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М., 2002. - С. 39-40.

4 Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М., 2002. - С. 40, 42.

5 Данилевская, Н.В. Научный текст как динамика оценочных действий / Н.В. Данилевская // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Вып.2. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2009. - С. 20.

ции одобрения. Эмоциональная оценка может быть экспрессивной, например, заголовки «Я бы таким давал ордена!» («СН», 28.06.2016), Горит трава: почему не наказывают поджигателей? («СН», 30.04.2015) передают эмоции восхищения и возмущения соответственно. Экспрессивность при этом выражается интонацией, что в письменном тексте реализуется пунктуа-ционно. Можно предположить, что экспрессивность возникает в тех случаях, когда оценка является непосредственной реакцией на предмет.

Механизмы репрезентации оценочного модального значения позволяют говорить об эксплицитности / имплицитности его моделиза-ции. Отметим, что эксплицитная оценка в изучаемом районном издании занимает по частотности второе место и выражается традиционно -рационально- и эмоционально-оценочными лексемами. Например, в заголовках Транспортная проблема кисовцев («СН», 15.01.2015); Узнали о подвиге отца, Рыболовы-нарушители («СН», 30.04.2015), Приличный результат сложнейшего года, Браконьерство наказуемо («СН», 17.12.2015); Страшное продолжение («СН»,

24.12.2015); Халатность здесь недопустима, Талантливого климовчанина поощрил губернатор («СН», 31.12.2015); С притоком туристов справились на отлично, Создадим «гнёздышко» домашнему питомцу («СН»,

14.01.2016); Жаркие дебаты в Югском («СН», 28.06.2016) выделенные слова содержат в семантической структуре оценочные компоненты. При этом слова проблема, подвиг, браконьерство, приличный, страшный, халатность, талантливый, поощрить могут быть отнесены к категории рационально-оценочной лексики, поскольку оценка входит в их денотативное значение, и данные слова осмысливаются как называющие однозначно оцениваемые социумом явления. Лексемы же сложнейший, отлично, «гнёздышко», жаркий иллюстрируют оценку, связанную с выражением эмоций, и относятся к группе эмоционально-оценочной лексики. Приёмы формирования подобной оценки - это, например, усиление её степени (сложнейший = очень сложный; отлично = очень хорошо), метафоричность («гнёздышко» - здесь: конура, клетка, домик для животного, но обязательно уютный, комфортный; жаркий - здесь: очень оживлённый, бурный).

Анализ трёхсот заголовков газеты «Сельская новь», взятых методом сплошной выборки за январь, апрель, июнь, декабрь 2015 и 2016 гг. соответственно, позволяет сделать вывод о том, что рационально-оценочная лексика в районном издании для выражения эксплицитной оценки более частотна.

Заголовки с имплицитной модальностью, в которых сами по себе лексемы не содержат оценочности, приоритетны в тексте районной газеты. Положительная / отрицательная оценка в этом случае формируется посредством сум-марности и вытекает из семантики целого заголовка: Общедомовые игры ресурсников, Дети пообщались с тружениками тыла («СН», 15.01.2015); Само по себе наследство не откроется («СН», 30.04.2015); Рентген будет работать, Молкомбинат ищет новых поставщиков («СН», 17.12.2015); «Каждый день спешу в деревню, к маме» («СН», 24.12.2015); Потенциально нефтеносный район, Кому не будут индексировать пенсии, Школьники писали про любовь («СН», 31.12.2015).

Особую роль в формировании суггестивного потенциала оценочной модальности играет в этом случае отбор представленных ненейтральных явлений окружающей действительности. Очевидно, что любое издание представляет вниманию читателя не все происходящие события, явления, процессы, а только те, которые оно признаёт наиболее важными и интересными. Представление события, соотносимого с системой ценностных ориентиров человека и социума, - это уже его оценка: иногда для осуждения или поощрения какого-либо события достаточно просто сообщить о нём. В этом случае оценка в медиатекстах реализуется языковыми единицами, которые обозначают реалии и артефакты, занимающие определённое положение в ценностной картине мира. Обозначение события, безусловно, представлено уже в заголовке - первичном компоненте текста1. Так, общение современных детей с тружениками тыла - один из аспектов, можно сказать, патриотического воспитания; новые поставщики для предприятия - непременное условие выхода его из кризиса; возможность найти нефть в районе -предпосылки экономического развития; индексация / неиндексация пенсии - факт, оправдывающий или не оправдывающий чьи-то ожидания, несомненно, вызывающий определённые эмоции; желание видеть маму, спешить к ней -одобряемое социумом поведение и т.д. Подобное не может не иметь положительной или негативной оценки, поскольку представляются явления, вызывающие одобрение / неодобрение в обществе. Это касается даже кажущихся на первый взгляд чисто информативных заголовков типа На Вологодчине хранят обычаи вепсов

1 Штыкова, Н.В. Лингвопрагматическая модель общегородской газеты (на материале газеты «Речь» г. Череповца Вологодской области) / Н.В. Штыкова. -Дисс. ... канд. филол. наук. - Вологда, 2011. - С. 91.

(«СН», 17.12.2015); Ёлка для детей-инвалидов в Тоншалово, Скоро сельхозперепись («СН»,

24.12.2015).

Если же говорить об экспрессивности, как об особой выразительной оценке, отображённой в языковом знаке, то заголовки районной газеты реализуют её грамматически, лексически и стилистически. К грамматическим приёмам выражения экспрессивной оценки можно отнести интонацию предложения-заголовка («Я бы таким давал ордена!», Борщевик будет изгнан? («СН», 28.06.2016)); императивность глагольных форм, создающая эффект призыва к действию (Ставь счётчик или раскошеливайся! («СН», 15.01.2015); Берегитесь бед, пока их нет («СН», 24.12.2015). Подобные формы используются обычно в достаточно значимых, актуальных жанрах районной газеты - передовой корреспонденции и нерубрикационной заметки, которые помимо заголовка актуализируются графически, цветом, положением на странице.

Лексические экспрессивные средства могут быть проанализированы в аспекте отнесённости к тем или иным формам существования национального языка. Здесь следует отметить, что заголовки районного издания весьма продуктивны в отношении книжной лексики: В основе работы - инициатива неравнодушных вологжан («СН», 28.06.2016); Молкомбинат наращивает объёмы производства («СН»,

14.01.2016); Пенсионные накопления не будут финансироваться в 2016 году, Как не утратить доверие («СН», 24.12.2015); и даже лексики высокого стиля: «Вахта памяти»: почтили героев и оставили послания потомкам, «Суда: управление грядущим» («СН», 30.04.2015); Руководитель и вдохновитель («СН», 14.01.2016); Неизбежное вновь свершилось («СН», 28.06.2016). Подобные «экологически чистые» заголовки, свободные от сенсационности, но при этом лексически формирующие положительную / отрицательную оценку представленной информации, можно считать традициями советского газетного прошлого, которое наиболее основательно проявляется именно в заголовках районных газет, до сих пор не стремящихся к эпатажности на своём информационном поле, вероятно, уверенных (по крайней мере, пока) в том, что их читатель останется с ними.

Использование сленга или просторечия не наблюдается, крайне редко оценочную модальность помогают формировать разговорные элементы: Борьба с белой напастью (т.е. со снегом, выпавшим в большом количестве), Общедомовые игры ресурсников, Ставь счётчик или раскошеливайся! («СН», 15.01.2015); Солярка

на собственные деньги («СН», 30.04.2015); Убили в пьяном угаре («СН», 24.12.2015) и др.

Отдельно следует сказать о топонимической лексике в районной газете, которая используется весьма активно, что вполне объяснимо: газета формирует картину социальной, экономической, политической жизни определённой территории - Череповецкого района: Транспортная проблема кисовцев [о жителях деревни Кисово] («СН», 15.01.2015); «Урок выживания» прошёл в Ягнице («СН», 17.12.2015), Ёлка для детей-инвалидов в Тоншалово («СН», 24.12.2015); Отчего плюсуют батранские бурёнки [в селе Батран] («СН», 24.12.2015); Талантливого климовчанина поощрил губернатор [житель п. Климовское] («СН», 31.12.2015); Кандидат из «Делегата» [«Делегат» - это совхоз в Череповецком районе] («СН», 28.06.2016) и др. Этой же цели служит и использование «региональных» имён собственных: Глава Череповецкого района Николай Виноградов: «Социальные обязательства выполним» («СН», 31.12.2015); Почти 100 дней Екатерины Филатовой [заметка о главе одного из сельских поселений Череповецкого района] («СН», 17.12.2015) и под. При этом оценочный потенциал топонимов, производных от них лексем, имён собственных нельзя недооценивать: журналисты используют их как маркеры «свой-скости», а к своему, родному читатель не может оставаться равнодушным. Подобные лексемы, вынесенные в сильную позицию заголовка, высвечивая для жителей района описываемое событие, подчёркивая близость издания к своим читателям, актуализируют представляемый факт, реализуя и рекламную, и оценочную функцию.

Стилистическим средством формирования оценки на странице публицистического текста является языковая игра, основанная на разнообразных текстовых реминисценциях. Текстовые реминисценции - это точные / преобразованные цитаты или иного рода отсылки к более или менее известным ранее произведенным текстам. Текстовые реминисценции могут представлять собой цитаты (от целых фрагментов до отдельных словосочетаний), "крылатые слова", отдельные определенным образом окрашенные слова, включая индивидуальные неологизмы, имена персонажей, названия произведений, имена их авторов, особые коннотации слов и выражений, прямые или косвенные напоминания о ситуациях1». Журналист осознанно вклю-

1 Супрун, А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление / А.Е. Супрун // Вопросы языкознания. - М., 1995. - № 6. - С. 17.

чает в заголовок фрагменты других текстов, считая, что адресат способен верно определить авторскую интенцию1. Автор осознанно ориентируется на «своего» читателя и использует такие отсылки и аллюзии, которые, по его мнению, без труда «разгадает» читатель газеты. К текстовым реминисценциям, своеобразным эмоциональным аттракторам, организующим оценочную модальность в газете «Сельская новь», относятся:

- стандартные ситуации, как правило, официальной сферы деятельности и соответствующие им языковые формулы (Проводится проверка, Обстоятельства выясняются («СН», 30.04.2015); Деньги на дороги будут искать на местах («СН», 17.12.2015); Возбуждены уголовные дела («СН», 31.12.2015^; «Полный вперёд, наш ДК» («СН», 24.12.2015); Воруют-с («СН», 30.04.2015) - аллюзия на ситуацию общения с людьми более высокого положения в обществе, принятую в России до революции);

- популярные песни (Ой, пропали гуси! («СН», 30.04.2015), У самого Белого моря («СН», 14.01.2016), Скоро зазвучит колокол, В зимнем «парке» музыка играла («СН», 31.12.2015); И опасна, и трудна («СН», 30.04.2015));

- пословицы (Ели рубят - штрафы летят («СН», 17.12.2015));

- фразеологизмы («Резиновая» квартира в Суде («СН», 30.04.2015) - аллюзия на просторечный фразеологизм не резиновый);

- детские считалки («На золотом крыльце сидели...» («СН», 31.12.2015));

- художественные произведения (Унесённые ветром («СН», 14.01.2016));

- художественные фильмы (И это всё о них - о ветеранах («СН», 30.04.2015) - аллюзия на советский многосерийный художественный фильм «И это всё о нём» или на одноимённый роман В. Липатова) и др.

Прецедентные феномены, используемые и без изменения, и с изменением структуры, оказывают помощь в формировании определённого мнения (оценки): считываемая адресатом пре-цедентность позволяет даже информативно-рациональный заголовок сделать эмоционально-заражающим, а эмоции - это путь к оценке, положительной или отрицательной. При этом используемые прецедентные феномены - явно узнаваемые, широко известные цитаты, тексты и фразы, что, впрочем, и понятно, иначе они

1 Чернявская, В.Е. Лингвистика текста: Поли-кодовость, интертекстуальность, интердискурсив-ность / В.Е. Чернявская. - М.: ЛИБРОКОМ., 2009. -С. 187.

теряют свой оценочный потенциал. «Общий запас цитат» адресанта и адресата как бы подчеркивает их общие интересы, формирует относительно однородную и постоянную аудиторию. Источники, цитируемые изданием, - это прежде всего фразы официально-деловой сферы, популярные песни, песни из культовых фильмов советского периода, общеупотребительные пословицы, фразеологизмы. Указанные эмоциональные аттракторы используются журналистами нечасто, разнообразия аллюзий и прецедентных феноменов на уровне, по крайней мере, заголовков в районной газете не наблюдается. Достаточно редкими приёмами организации оценочной модальности является и рифма (Берегитесь бед, пока их нет («СН», 24.12.2015; Спички - это не синички, Звон на весь район («СН», 30.04.2015)).

Итак, эффективность газетного текста существенно определяется его заглавием -важным элементом прагматического членения медиатек-ста. Газетный заголовок выступает как коммуникативная единица, главную позицию в которой занимает авторская интенция, что, естественно, предполагает определённую прагматическую установку: привлечь читателя, поразить неожиданностью слова или мысли, обратить внимание на сам текст. Заголовок, таким образом, выполняет актуализирующую функцию по отношению к той или иной публикации, т.е. выдвигает на первый план, усиливает текстовые категории, возбуждает читательский интерес, привлекает внимание, то есть, так или иначе, но характеризуется определённой эмоциональной окрашенностью, потому представляет интерес в аксиологическом аспекте.

Основным средством формирования прагматической модальности оценки, опираясь на анализ заголовков, мы можем назвать представление не-нейтральных для читателя фактов и событий действительности. Имплицитная оценка в заголовках более частотна, чем эксплицитная, экспрессивность репрезентируется за счёт разговорной лексики, текстовых реминисценций, рифмы. Процент экспрессивных заголовок в тексте районного издания крайне низок. Всё это позволяет сделать вывод о том, что, по сравнению с современными центральными изданиями, районная газета «Сельская Новь» не отличается вербальной пестротой, не претендует на то, чтобы реализовать в структуре заголовка некую сенсационность и, тем более, скандальность, а аксиологическая модальность исследуемого медиатекста достаточно сдержанна и спокойна. Бесспорно, районную газету нельзя назвать «разговорным» изданием и тем более нельзя упрекнуть в стилистической вульгарно-

сти или эпатаже, поскольку внелитературные единицы используются изданием довольно осторожно и коммуникативно оправданно. Эти

единицы, скорее, являются для журналиста средством самоидентификации с аудиторией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнова, Н.Д. Типы языкового значения: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. -М.: Наука, 1988. - 341 с.

2. Богуславская, В.В. Особенности моделирования текста средств массовой информации и коммуникации / В.В. Богуславская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2004. - №1. - С. 70-81.

3. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - М., 2002. - 260 с.

4. Граудина, Л.К. Культура русской речи / Л.К. Граудина, - М.: Норма, 2002. - 560 с.

5. Данилевская, Н.В. Научный текст как динамика оценочных действий / Н.В. Данилевская // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Вып.2. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2009. - С. 2-28.

6. Лазарева, Э.А. Заголовок в газете: учебное пособие для студентов-журналистов / Э.А. Лазарева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 1989. - 96 с.

7. Супрун, А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление / А.Е. Супрун // Вопросы языкознания. - М., 1995. - № 6. - С. 17-29.

8. Чернявская, В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискур-сивность / В.Е. Чернявская. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 248 с.

9. Штыкова, Н.В. Лингвопрагматическая модель общегородской газеты (на материале газеты «Речь» г. Череповца Вологодской области) / Н.В. Штыкова: дис. ... канд. филол. наук. - Вологда, 2011. - 215 с.

10. Басовская, Е.Н. Обезглавливание через озаглавливание / Е.Н. Басовская // Русская речь. -М., 2009. - №4. - С.56-62.

11. Сафонов, А.А. Стилистика газетных заголовков / А.А. Сафонов // Стилистика газетных жанров / под ред. Д.Э. Розенталя. - М.,1981.

12. Черногрудова, Е.П. Заголовки с прецедентными текстами в современной публицистике : (на материале центр., регион. и мест. прессы) / Е.П. Черногрудова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2003. - 22 с.

13. Чигирина, Т.Ю. Заголовки в советских и постсоветских газетах в аспекте интертекстуальности и лингвокультурологии / Т.Ю. Чигирина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2007. - 19 с.

14. Саблина, М. В. Интертекстуальность заголовков современной российской прессы / М.В. Саблина // Журнал СФУ. Серия «Гуманитарные науки» (Спецвыпуск «Культура речевого общения»). - Красноярск,2009. - Т. 2. - С. 94-100.

15. Лютая, А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика / А.А. Лютая: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград. - 2008. Земская, Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет / Е.А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С. 157-168.

16. Долгирева, А.Е. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте / А.Е. Долгирева: дис. ... канд. филол. наук. - Таганрог, 2002. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.