Научная статья на тему 'Выражение категории оценки в британских газетных заголовках'

Выражение категории оценки в британских газетных заголовках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
596
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАТЕКСТ / НОВОСТНОЙ ЗАГОЛОВОК / СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ / EVALUATION / CATEGORY / DISCOURSE OF MEDIA / MEDIA TEXT / HEADLINE / MEANS OF EXPRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордиенко Е. В.

В статье рассматриваются средства реализации категории оценки в новостных заголовках влиятельного британского издания «The Independent». Для анализа выбрано издание, печатная версия которого уже не выпускается. Соответственно, организация анализируемых медиатекстов в определенной степени отличается от «традиционных» текстов СМИ, поскольку сетевые тексты в электронных СМИ характеризуются не только сочетанием вербального текста и наличием визуального сопровождения (фотографии), но и целого ряда сетевых медийных особенностей (гиперссылки, видеои аудиосюжеты и т. д.). Уточняется роль заголовков как важного элемента новостного сообщения на страницах интернет-изданий, поскольку читатель в первую очередь обращает внимание именно на заголовок и только потом, при условии заинтересованности в его теме, переходит по ссылке непосредственно к публикации. В работе обобщаются и описываются основные компоненты структуры категории оценки (субъект, объект, характер и основание), кроме того приводится обоснование использования в данном исследовании двухкомпонентной структуры оценочной шкалы (норма совпадает с ее позитивным краем). Отмечается, что субъект представлен в заголовках имплицитно и может быть выделен из текста при прочтении публикации, в то время как объект оценки выражен эксплицитно в виде оцениваемых событий и происшествий. Для изучения реализации категории оценки были отобраны новостные сообщения, ключевой тематикой которых являются конфликтные ситуации (конфликт Испании и Каталонии, турецко-курдский конфликт, военный конфликт в Сирии и т. д.). В статье приводится разъяснение процедуры анализа категории оценки в отобранных новостных заголовках (отбор медиатекстов в рамках темы конфликтных ситуаций, анализ структуры изучаемых заголовков, определение семантического типа оценки, актуализируемого в заголовке, описание средств выражения структурных компонентов категории оценки). В работе рассматриваются как лексические, так и синтаксические средства выражения категории оценки в представленных заголовках. Кроме того, отмечается обращение авторов новостных сообщений к различным приемам речевого воздействия на читателя. Среди них стратегии убеждения и манипулирования, которые находят отражение в ряде тактик с оценочным компонентом: использование имен известных персоналий для утверждения авторитета; тактика географического приближения; тактика доказательственной аргументации; тактика концентрации внимания. Сделан вывод о том, что реализуемая оценка в заголовках носит в основном отрицательный характер, что объясняется выбранной тематикой заголовков медиатекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSION OF THE CATEGORY OF EVALUATIONIN BRITISH NEWSPAPER HEADLINES

The article addresses the category of evaluation and the ways of its realization as exemplified in the news headlines of the British quality newspaper «The Independent». Remarkably the printed version of this newspaper has been abolished. Consequently the organization of the media texts under analysis to some extent differs from traditional ones because online texts in electronic mass media are characterized not only by the combination of verbal text and visuals (photographs) but also the whole range of online media features (hyperlinks, video, audio, etc.). The role of a headline being an essential element of news reports in online media is clarified since the reader is first and foremost attracted by it and only having been engaged by the topic proceeds to the body of a news report.The basic structural components of the category under study are outlined (subject, object, character and base). Apart from that the ground for the use of the two component evaluation scale is given. It is outlined that a subject is implicitly expressed and can be singled out only while reading a news report itself whereas an object is introduced explicitly. Conflict situations (conflict in Syria, conflict between the Turkish and the Kurds, etc.) have been chosen the key topic for this research. The analysis procedure is presented in the article (the selection of media texts, structural analysis of the selected headlines, the qualification of the semantic type of evaluation, description of the means of expression of this category). Both lexical and syntactical means of expressing the category of evaluation in the newspaper headlines are described. Moreover, authors of news reports resort to different devices of linguistic influence. Among them are strategies of persuasion and manipulation which find their expression in a number of tactics with evaluation component such as the use of names of famous people to assert the authority, the geographical bonding, evidentiary argumentation, attention focusing. It is concluded that the character of evaluation realised in the headlines under study is mainly negative. This can be explained by the choice of the key subject matter of the selected news reports.

Текст научной работы на тему «Выражение категории оценки в британских газетных заголовках»

УДК 811.111:81'42

Е. В. Гордиенко

аспирант кафедры английской филологии

Донецкого национального университета; e-maiL: [email protected]

ВЫРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ В БРИТАНСКИХ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ

В статье рассматриваются средства реализации категории оценки в новостных заголовках влиятельного британского издания «The Independent». Для анализа выбрано издание, печатная версия которого уже не выпускается. Соответственно, организация анализируемых медиатекстов в определенной степени отличается от «традиционных» текстов СМИ, поскольку сетевые тексты в электронных СМИ характеризуются не только сочетанием вербального текста и наличием визуального сопровождения (фотографии), но и целого ряда сетевых медийных особенностей (гиперссылки, видео- и аудиосюжеты и т. д.). Уточняется роль заголовков как важного элемента новостного сообщения на страницах интернет-изданий, поскольку читатель в первую очередь обращает внимание именно на заголовок и только потом, при условии заинтересованности в его теме, переходит по ссылке непосредственно к публикации. В работе обобщаются и описываются основные компоненты структуры категории оценки (субъект, объект, характер и основание), кроме того приводится обоснование использования в данном исследовании двухкомпонент-ной структуры оценочной шкалы (норма совпадает с ее позитивным краем). Отмечается, что субъект представлен в заголовках имплицитно и может быть выделен из текста при прочтении публикации, в то время как объект оценки выражен эксплицитно в виде оцениваемых событий и происшествий. Для изучения реализации категории оценки были отобраны новостные сообщения, ключевой тематикой которых являются конфликтные ситуации (конфликт Испании и Каталонии, турецко-курдский конфликт, военный конфликт в Сирии и т. д.). В статье приводится разъяснение процедуры анализа категории оценки в отобранных новостных заголовках (отбор медиатекстов в рамках темы конфликтных ситуаций, анализ структуры изучаемых заголовков, определение семантического типа оценки, актуализируемого в заголовке, описание средств выражения структурных компонентов категории оценки). В работе рассматриваются как лексические, так и синтаксические средства выражения категории оценки в представленных заголовках. Кроме того, отмечается обращение авторов новостных сообщений к различным приемам речевого воздействия на читателя. Среди них стратегии убеждения и манипулирования, которые находят отражение в ряде тактик с оценочным компонентом: использование имен известных персоналий для утверждения авторитета; тактика географического приближения; тактика доказательственной аргументации; тактика концентрации внимания. Сделан вывод о том, что реализуемая оценка в заголовках носит в основном отрицательный характер, что объясняется выбранной тематикой заголовков медиатекстов.

Ключевые слова: категория оценки; медиадискурс; медиатекст; новостной заголовок; средства выражения.

E. V. Gordiienko

Postgraduate Student at the English PhiLoLogy Department; Donetsk National University; e-mail: [email protected]

EXPRESSION OF THE CATEGORY OF EVALUATION IN BRITISH NEWSPAPER HEADLINES

The article addresses the category of evaluation and the ways of its realization as exemplified in the news headlines of the British quality newspaper «The Independent». Remarkably the printed version of this newspaper has been abolished. Consequently the organization of the media texts under analysis to some extent differs from traditional ones because online texts in electronic mass media are characterized not only by the combination of verbal text and visuals (photographs) but also the whole range of online media features (hyperlinks, video, audio, etc.). The role of a headline being an essential element of news reports in online media is clarified since the reader is first and foremost attracted by it and only having been engaged by the topic proceeds to the body of a news report.The basic structural components of the category under study are outlined (subject, object, character and base). Apart from that the ground for the use of the two component evaluation scale is given. It is outlined that a subject is implicitly expressed and can be singled out only while reading a news report itself whereas an object is introduced explicitly. Conflict situations (conflict in Syria, conflict between the Turkish and the Kurds, etc.) have been chosen the key topic for this research. The analysis procedure is presented in the article (the selection of media texts, structural analysis of the selected headlines, the qualification of the semantic type of evaluation, description of the means of expression of this category). Both lexical and syntactical means of expressing the category of evaluation in the newspaper headlines are described. Moreover, authors of news reports resort to different devices of linguistic influence. Among them are strategies of persuasion and manipulation which find their expression in a number of tactics with evaluation component such as the use of names of famous people to assert the authority, the geographical bonding, evidentiary argumentation, attention focusing. It is concluded that the character of evaluation realised in the headlines under study is mainly negative. This can be explained by the choice of the key subject matter of the selected news reports.

Key words: evaluation; category; discourse of media; media text; headline; means of expression.

Введение

В современную эпоху «информационных войн» и непрекращающихся военных конфликтов различной интенсивности роль СМИ как никогда велика, поскольку медиадискурс и медиатексты, в частности,

описывая и оценивая наиболее актуальные события в жизни общества, отражают и раскрывают разнообразные системы ценностей представителей англоязычных лингвокультур, что и обусловливает актуальность данной работы, которая затрагивает два перспективных направления современного языкознания, а именно когнитивную и медиалингвистику.

Начиная со второй половины XX в. внимание ученых приковано к исследованию языка СМИ. Прежде всего, это связано со стремительным развитием традиционных СМИ (печать, радио, телевидение), а также появлением и распространением информационного пространства в Интернете.

В XX в. язык СМИ изучался в рамках функциональной стилистики как язык публицистического и газетного стилей, главными функциями которых являются информирование целевой аудитории, а также оказание постоянного влияния на общественное мнение, убеждение читателя (слушателя / зрителя) в том, что интерпретируемые автором факты являются единственно верными [Гальперин 2018]. Данные функции СМИ сосуществуют в любой газетной публикации, но выражаются они неоднородно в различных жанрах медиадискурса (передовая статья - editorial, статья обозревателя - opinion column, тематическая статья /очерк-feature article, новостное сообщение -news report).

Для решения задач, поставленных СМИ, авторы прибегают к различным лингвистическим средствам, в том числе и к категории оценки, которая в данном исследовании, вслед за В. Н. Телией, понимается как «информация, содержащая сведения о ценностном отношении субъекта речи к определенному свойству обозначаемого, выделенному относительно того или иного аспекта рассмотрения некоторого объекта» [Телия 1986, с. 54]. Наличие и степень оценки в публикации определяется не только жанром медиатекста, но и типом издания (quality press / tabloid), его политической ориентацией и другими факторами. Оценочное значение может реализоваться в использовании оценочных слов, антропонимов, топонимов, стилистических приемов, кроме того, может усложняться намеками, иронией, подтекстом, а также разговорными, просторечными, грубыми словами, жаргонизмами, которые приводят к повышению эмоциональности и выразительности текста [Навасартян 2017, с. 31].

Обобщив различные подходы к изучению категории оценки, приходим к выводу, что основными инвариантными компонентами оценки являются субъект, объект, характер и основание оценки. Под субъектом оценки в данной работе, вслед за Е. М. Вольф, понимается лицо или социум, с точки зрения которого дается оценка [Вольф 2002]. Субъект (эксплицитный или имплицитный) может быть индивидуальным или же представлять собой коллективное мнение. Объектом оценки выступает личность, предмет, событие или состояние вещей, к которому относится оценка [там же]. Основание оценки представляет собой то, с точки зрения чего происходит оценивание. Характер оценки показывает, «квалифицирует ли оценка свой предмет как „хороший" или „плохой", или же как „индифферентный"» [Ивин 1970, с. 24].

В данной работе исследуется абсолютная оценка, поскольку именно в ней находят свое отражение оценочные стереотипы носителей языка [Вольф 2002]. Говоря о характере оценки, необходимо отметить понятие «оценочной шкалы» как элемента структуры оценки. С нашей точки зрения, наиболее последовательной является двухкомпо-нентная структура оценочной шкалы, в которой норма совпадает с ее позитивным краем.

С точки зрения выражаемого типа оценки оценочные высказывания делятся на рациональные и эмоциональные [Хидекель 1981, с. 9]. Рациональная оценка строится на совокупности общественного опыта носителей языка, т. е. исходит из уже сформированного собственного или общественного мнения. Стоит отметить, что данный тип оценки «ориентирован на референт и определяется на основании объективно присущих денотату свойств» [Бессонова 1995, с. 11]. Во втором типе оценки субъект руководствуется чувствами, вызванными объектом оценки, т. е. эмоциональная оценка основывается на оценочных переживаниях и эмоциях, другими словами, она ориентирована на эмоциональное отношение субъекта оценки к объекту [Бессонова 1995].

В начале XXI в. профессором Т. Г. Добросклонской был введен термин «медиалингвистика», под которым понимается изучение функционирования языка в сфере массовой коммуникации [Добро-склонская 2008]. Медиактекст, являясь основным объектом исследования данного направления современного языкознания, рассматривается в разных аспектах: рассматривается проблема контекстуальности массовой коммуникации (Т. Г. Добросклонская, Т. Ван Дейк); изучается концепция медиалингвистики с культорологической точки

зрения (С. И. Сметанина), исследуются свойства телевизионной речи (О. А. Лаптева), анализируются проблемы риторики массовой информации (А. А. Волков), рассматриваются различные аспекты рекламных текстов (У. Эко, И. А. Гусейнова, Ю. М. Казанцева), классифицируются различные тактики манипуляции общественным мнением (Л. Г. Навасартян), изучается функционирование языка СМИ в различных жанрах (G. Dyer, R. Fowler).

Особого внимания заслуживает организация медиатекста, поскольку он выходит за рамки вербального уровня «традиционных» текстов. Примечательным является то, что медиатекст является сочетанием вербального текста и целого набора медийных особенностей -видеоряда, музыкального сопровождения, гиперссылок и т. д. В данной работе в качестве одного из вариантов медиатекста рассматривается так называемый сетевой текст электронных СМИ, т. е. воспроизводимый и функционирующий в Интернете [Добросклонская 2008, с. 79]. Отсюда важность роли заголовка в интернет-изданиях как объекта настоящего исследования, поскольку в них, в отличие от традиционных печатных СМИ, читатель ориентируется только на название публикации до тех пор, пока не откроет ее полный текст [Колесни-ченко 2008, с. 96]. Предметом же исследования является реализация категории оценки в новостных заголовках британских медиатекстов.

Материалом для данного исследования были выбраны заголовки новостных медиатекстов, посвященных конфликтному дискурсу. Источником текстов послужили новостные сообщения, опубликованные британским влиятельным изданием, представителем качественной прессы (quality press) «The Independent» в январе 2018 г. С точки зрения идеологической приверженности данное издание близко к либерально-демократической партии (выступала против войны в Ираке и с критикой внешней политики США и Великобритании). Примечательно, что с 2016 г. «The Independent» является интернет-изданием, не выпуская печатной версии своей газеты.

Основные результаты исследования

Ключевой тематикой отобранных заголовков новостных сообщений является тема конфликта, например, военный конфликт в Сирии, вооруженный конфликт между Афганистаном и боевиками радикальных группировок, турецко-курдский конфликт, гражданская война в Ливии, конфликт Испании и Каталонии и т. д.

Прежде чем перейти к полученным результатам, представляется необходимым разъяснить процедуру анализа категории оценки в отобранных новостных заголовках. Первый этап включает формирование корпуса языкового материала. Данный этап предполагает отбор медиатекстов в рамках темы конфликтных ситуаций, в заголовках которых содержится оценка события. На втором этапе происходит анализ структуры изучаемых заголовков (предикативный заголовок / заголовочный комплекс). На третьем этапе определяется семантический тип оценки, актуализируемый в данном заголовке, а также описываются средства выражения структурных компонентов категории оценки в отобранных заголовках (субъект, объект, характер оценки, основание). В качестве примера приведем заголовок Turkish troops enter Afrin in northern Syria as offensive against Kurds continues (21 января 2018 г.), который не только информирует читателя о конфликте между турками и сирийскими курдами, но и дает оценку данному событию. С точки зрения структуры данный заголовок может быть охарактеризован как принимающий форму двусоставного распространенного предложения. Категория оценки в данном заголовке носит рациональный характер, реализовываясь в использовании лексемы с отрицательным значением offensive 'an attacking military campaign' [Oxford Dictionaries: English Dictionary...]. Рациональный характер оценочного суждения усиливается за счет использования предлога against - против и актуализирует оппозицию «свой / чужой», в которой Турция рассматривается как «чужой», а курды, соответственно, как «свой». В данном примере субъект оценки выражен имплицитно и может быть выделен из контекста как автор данной публикации - Каролин Мортимер. Объект оценки - конфликт между Турцией и сирийскими курдами - выражен эксплицитно и оценивается отрицательно (характер оценки). При рассмотрении данного примера используется методика анализа категории оценки в новостных заголовках, которая позволяет не только установить основные компоненты структуры оценки, но и выявить такие особенности ее актуализации, как характер, тип и обоснование.

Структура. Анализ отобранных заголовков новостных сообщений издания «The Independent» позволяет сделать вывод об их типичной структуре. Традиционно заголовки рассматривались как сжатые и броские, легко привлекающие внимание читателя. Однако в эпоху доминирования электронных технологий структура заголовков

поменялась. Так, анализ показал, что заголовки новостных сообщений «The Independent», посвященных теме конфликтов, могут быть двух типов: заголовочный комплекс и предикативное предложение.

Большинство анализируемых заголовков является заголовочным комплексом, т. е. они принимают форму так называемого «уточнения» - за номинативным, относительно коротким заголовком следует двоеточие и предоставляются подробности произошедшего события. Например, заголовок Syria crisis: Turkish assault on Kurdish enclave threatens to open deadly new phase in bloody seven-year civil war (21 января 2018 г.) принимает форму заголовочного комплекса, состоящего из двух компонентов: первый из которых, является обобщающим словосочетанием (Syria crisis), а второй - конкретизирующий, выражен полным распространенным предложением (Turkish assault on Kurdish enclave threatens to open deadly new phase in bloody seven-year civil war). При этом стоит отметить, что заголовок становится гибридным, функционируя как вводная часть (lead), т. е. отвечает на основные вопросы, выработанные в журналистской практике (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Данный факт подтверждает общепринятую композиционную схему новостных сообщений - «перевернутую пирамиду», т. е. сообщение начинается самым важным, затем переходит к деталям, а также к фоновой информации, помогающей вникнуть в тему.

5 % проанализированных заголовков являются предикативными заголовками без «уточнений», т. е. они принимают форму распространенного предложения, хотя функция лида в них по-прежнему сохраняется, например, в заголовке Catalan independence movement takes control upon parliament's return in boost for exiled Puidgemont (17 января 2018 г).

Тип оценки. Анализ заголовков по типу оценки показывает, что 80 % заголовков выражают рациональную оценку конфликтных ситуаций. Так, в заголовке Kabul bombing attack: Suicide bomber kills at least 11 in Afghanistan от 4 января 2018 средствами выражения рациональной оценки являются негативнооценочные лексемы bombing 'an act or instance of dropping or detonating a bomb somewhere' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]; attack 'an aggressive and violent act against a person or place' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]; suicide 'relating to or denoting a military or terrorist operation carried out by people who do not expect to survive it' [Oxford Dictionaries: English Dictionary.]; bomber 'a person who plants, detonates, or throws bombs,

especially as a terrorist' [Oxford Dictionaries: English Dictionary...]; to kill 'to cause the death of (a person, animal, or other living thing)' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...].

В ходе анализа выявлено, что заголовки, выражающие эмоциональную оценку событий в рамках конфликтных ситуаций, являются единичными (20 %). Например, в заголовке ISIS fanatic planned simultaneous London terror attacks with 'death squad sent by Allah', court hears (16 января 2018) эмоциональная оценка выражается существительным с отрицательным значением fanatic 'a person filled with excessive and single-minded zeal, especially for an extreme religious or political cause' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]. В заголовке Why are doctors in the Middle East cosying up to foreign armies? (15 января 2018 г.) средством выражения эмоциональной оценки является фразовый глагол to cosy up 'to try to become friendly with someone in order to get some benefit for yourself' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]. Воздействие на читателя в данном примере усиливается за счет использования вопросительного предложения. Также эмоциональная оценка может выражаться в использовании таких интенсификаторов, как deadly 'смертоносный' и bloody 'кровопролитный' (Syria crisis: Turkish assault on Kurdish enclave threatens to open deadly new phase in bloody seven-year civil war), имеющих в словарной помете негативно-оценочные семы ('causing or able to cause death' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...], 'involving characterized by bloodshed cruelty' [Oxford Dictionaries: English Dictionary .] соответственно.

Субъект оценки. Проведенный анализ отобранных заголовков новостных интернет-сообщений показал, что имплицитно выраженным субъектом оценки является автор новостного сообщения как представитель общего мнения редакции издательства или же собирательный образ редакции. Так, в заголовке Kabul attack latest: 14 foreign nationals and four Afghans dead after Taliban assault on Intercontinental Hotel (21 января 2018 г.) субъектом оценки имплицитно выступает автор новостного сообщения Рахим Файез. На данном этапе случаев эксплицитно выраженного субъекта оценки не обнаружено.

Объект оценки. В ходе анализа выявлено, что объект в отобранных заголовках, в отличие от субъекта, выражен эксплицитно и им может быть личность, событие, ситуация и т. д. Так, в приведенном выше заголовке Kabul attack latest: 14 foreign nationals and four Afghans dead after Taliban assault on Intercontinental Hotel эксплицитным объектом

выступает исламистское движение «Талибан», а именно - нападение боевиков на отель «Intercontinental» в Кабуле.

Характер оценки. Характер оценки определяется исходя из квалификации объекта субъектом по признаку «хорошо» или «плохо», т. е. оценка может быть положительной и отрицательной. Анализ показал, что для новостных заголовков изучаемого периода характерна отрицательная оценка (90 %). Так, средствами выражения рациональной оценки в заголовке Jalalabad bombing: Gunmen clash with security forces after attack on Save The Children offices in Afghanistan (24 января 2018 г.) являются лексемы с негативным значением bombing, to clash 'meet and come into violent conflict' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...], attack 'an aggressive and violent act against a person or place' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]. Кроме того, лексема gunman 'a man who uses a gun to commit a crime or terrorist act' [Oxford Dictionaries: English Dictionary .] относится к идеологически-модальной лексике (т. е. «слова и словосочетания, ингерентно обладающие определенными политико-оценочными коннотациями» [Добросклонская 2010, с. 135]), пласт которой является одним из наиболее распространенных средств выражения оценки в медиадискурсе.

Новостные заголовки с положительным характером оценки являются единичными. Так, в заголовке Syria: Turkey warned US before strikes against US-backed Kurdish militia (22 января 2018 г.) эксплицитно выраженными объектами являются Турция и этническое меньшинство Сирии, курды. Действия Турции расцениваются субъектом как негативные (в использовании лексемы strike 'a sudden attack, typically a military one' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...]). Приведенный заголовок характеризуется также положительной семантикой, поскольку по отношению к курдам используется причастие backed 'be given financial, material, or moral support' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...], имеющее в своем значении сему положительной оценки.

Интересным представляется тот факт, что в отдельных случаях происходит смена знака оценки. Например, заголовок Kurdish forces in Syria launch powerful counter attack to set up extended battle against Turkey (22 января 2018 г.), в котором эксплицитным объектом оценки является вооруженный конфликт между курдами и Турцией, по характеру оценки является положительным, поскольку автор на стороне курдов. Субъект в данном заголовке прибегает к использованию

прилагательного положительной оценки powerful 'having great power or strength' [Oxford Dictionaries: English Dictionary.], модифицирующего существительное counterattack, при этом существительное негативной оценки battle 'a lengthy and difficult conflict or struggle' [Oxford Dictionaries: English Dictionary ...], используемое для характеристики ответного удара курдов по отношению к Турции, приобретает положительное значение, т. е. меняет знак оценки на противоположный.

Обоснование оценки. Обоснование оценки в анализируемых заголовках является в основном эксплицитным. Так, автором статьи Libya car bombing: 33 dead after blasts kill worshippers outside Benghazi mosque (24 января 2018 г.) теракт, произошедший в Ливии, оценивается негативно на основании его последствий, а именно: гибели верующих в результате взрывов.

Кроме того, для экспликации основания оценки журналисты часто прибегают к стратегии убеждения и манипулирования, т. е. речевого воздействия, посредством которого автор стремится регулировать деятельность адресата, корректировать или изменять его ценности, убеждения. Стратегия убеждения, в свою очередь, находит выражение в ряде тактик, содержащих оценочный компонент:

1) использование имен известных персоналий для утверждения авторитета (for exiled Puidgemont);

2) тактика географического приближения, реализующаяся в использовании топонимов (Libya car bombing; outside Benghazi mosque; Syria: Turkey warned US);

3) тактика доказательственной аргументации, языковым средством которой являются числовые данные (33 dead; 14foreign nationals and four Afghans dead);

4) тактика концентрации внимания, характеризующаяся наличием фразеологизмов, клише, аббревиатур и неологизмов (ISIS fanatic).

Анализ заголовков новостных сообщений британского влиятельного издания «The Independent» показал, что с точки зрения своей структуры заголовки могут делиться на заголовочные комплексы и предикативные распространенные предложения. Также анализ структуры заголовков свидетельствует о доминировании довольно объемных, максимально информативных и «завершенных» заголовков, выполняющих функцию вступительной части (так называемый

lead), при этом средний объем заголовков составляет 14 слов. Это подтверждает принцип, присущий организации заголовков современных интернет-изданий, а именно - заголовок по своей сути является сжатой новостью, что позволяет читателям экономить время, а также объясняется отсутствием возможности одновременного прочтения и заголовка, и текста в современных интернет-изданиях.

Проанализировав отобранные заголовки, посвященные теме конфликтов, можно сделать вывод, что они актуализируют в основном рациональную оценку, характер которой в большинстве примеров является отрицательным. Кроме того, наблюдаются единичные случаи смены знака с отрицательного на положительный, и наоборот, а также усиление значения рациональной оценки эмоциональной посредством использования эмоционально окрашенных слов (например, powerful, deadly и т. д.).

Анализ языкового материала свидетельствует о том, что субъектом оценки в новостных заголовках является имплицитно выраженный собирательный образ редакции издания или же автор новостного сообщения. Объектами, которые являются эксплицитно выраженными, выступают значимые на данный период события и происшествия в рамках обозначенной темы. Обоснование оценки также эксплицируется в контексте проанализированных заголовков и в основном определяется последствиями оцениваемых событий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бессонова О. Л. Выражение оценки единицами разных частей речи // Вюник Запорiзького нацюнального ушверситету. Фшолопчш науки. 2005. № 1. С. 13-17.

Бессонова О. Л. Оценка как семантический компонент лексического значения слова (на материале существительных-наименований лица в английском, французском и украинском языках): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Донецк, 1995. 10 с. Волков А. А. Филология и риторика массовой информации // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 118-132. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. М. : Едитори-

ал УРСС, 2002. 280 с. Гальперин И. Р. English Stylistics. Изд. стереотип. М. : URSS, 2018. 336 с. Гусейнова И. А. Особенности употребления терминологической лексики в немецкоязычной коммерческой рекламе // Вестник МГЛУ. 2006. № 520. С. 53-58.

Дейк Т. А. ван. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 153-208.

Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. 3-е изд. М. : КРАСАНД, 2010. 288 с.

Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М. : Наука, 2008. 264 с.

Добросклонская Т. Г. Язык британской качественной прессы: новости, комментарий, публицистика // Язык современной публицистики: сборник статей / сост. Г. Я. Солганик. М. : Флинта: Наука, 2005. С. 197-211.

Ивин А. А. Основания логики оценок. М. : Изд-во МГУ, 1970. 230 с.

Казанцева Ю. М. Дискурсивная обусловленность референциальной структуры текста // Вестник МГЛУ. 2014. № 690. С. 83-93.

Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учебное пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. 180 с.

Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: разговорный пласт телевизионной речи нормативном аспекте. 6-е изд. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 517 с.

Навасартян Л. Г. Языковые средства и приемы манипуляции информацией в СМИ (на материале российских газет): дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2017. 172 с.

Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.

Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М. : Наука, 1986. 143с.

Хидекель С. С. Оценочный компонент лексического значения слова // Иностранные языки в школе. 1981. № 4. С. 7-10.

ЦыбиковаН. С. Заголовок как диктемное имя текста интернет-новостей // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2 (69). С. 45-51.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с ит. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб. : Симпозиум, 2006. 544 с.

Byessonova O. Hierarchy of Values in the English Language Model of the World // Humanities across the Borders : [collection of papers / editors-in-chief O. L. Byessonova, N. I. Panasenko]. Donetsk-Trnava: DonNU, 2012. P. 5-24.

Dyer G. Advertising as Communication. London, Routledge, 1995. 230 p.

Fairclough N. Media discourse. London ; New York, 1995. 156 p.

Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London, Routledge, 1991. 254 p.

Oxford Dictionaries: English Dictionary, Thesaurus, & grammar help. URL: en.oxforddictionaries.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.