Научная статья на тему 'Элементы интерактивности в обучении математике'

Элементы интерактивности в обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова В.Н.

В статье раскрывается важность интерактивности при организации учебной научноисследовательской работы студентов. Многолетний опыт работы показывает, что хороших результатов можно добиться лишь при постоянном взаимодействии преподавателя со студентами и студентов между собой в учебной группе, что стало возможно, благодаря современным коммуникационным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы интерактивности в обучении математике»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

разработка мимики лица и работа жестами. Знания полученные на занятиях помогают детям правильно строить свои отношения с природой, по новому взглянуть на знакомые явления.

Памятные картинки детства, где было так много света и красоты, согревают сердце во взрослой суетной жизни, поэтому мы должны наполнить ум и сердце детей драгоценными каплями о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его.

Задача воспитателя - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. Список использованной литературы:

1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с. 2.

2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.

3. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 160-162. - URL

© Пучкина Е.А., Турусова Т.В., 2019

УДК 378.016:004.9

В.Н. Русакова

к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»,

г. Орел, РФ E-mail: v.n.rusakova@yandex.ru

ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРАКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье раскрывается важность интерактивности при организации учебной научно-исследовательской работы студентов. Многолетний опыт работы показывает, что хороших результатов можно добиться лишь при постоянном взаимодействии преподавателя со студентами и студентов между собой в учебной группе, что стало возможно, благодаря современным коммуникационным технологиям.

Ключевые слова:

Интерактивные технологии обучения, учебная научно-исследовательская работа студентов

Вслед за Конфуцием китайская пословица гласит «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; вовлеки меня, и я пойму». Одна из интерпретаций технологии интерактивного обучения заключается в стратегии формирования личности учащегося как субъекта жизнетворчества с использованием в образовательном процессе методов и приемов утверждения межсубъектных отношений (см., например, [1]). Педагоги подчеркивают, что при интерактивном обучении создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта [2].

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

Ниже под интерактивностью в обучении будем понимать наличие ответной реакции на действие ученика, направленное на усвоение им теоретического или практического материала дисциплины.

Интерактивные методы не являются новыми в обучении, но повсеместное применение информационных технологий перевело их на качественно новый уровень. Современные информационные технологии позволяют объектам учебного процесса активно взаимодействовать не только при проведении аудиторных занятий, число часов, отводимых на которые, не очень велико, но и во внеурочное время, посредством, например, коммуникативных возможностей «всемирной паутины».

Конечно, преподаватель не может постоянно быть на связи со всеми своими учениками. Но здесь на помощь приходят многофункциональные образовательные электронные издания, часто сопровождаемые аудио- и видео- лекциями, в интерактивном режиме тестирующие учащихся по изучаемому материалу и даже подсказывающие (по результатам пройденного контроля) - можно ли переходить к новой теме или следует еще поработать над предыдущей...

Но на сегодняшний день, уровень автоматизации еще не достиг таких высот, чтобы контролировать любой вид учебной деятельности.

При организации учебной научно-исследовательской деятельности студентов, для достижения хороших результатов следует оперативно реагировать на возникающие в ходе работы вопросы. Творческий характер прилагаемых для подготовки проекта усилий зачастую требует нетривиальных решений, пока недоступных искусственному интеллекту. Многолетний опыт преподавания показывает, что если спонтанно возникший вопрос не получил ответа сразу, то в половине случаев студент «махнет на него рукой» - пойдет более простым путем там, где опытный научный руководитель увидит интересную проблему и наметит пути ее решения. И тут на помощь приходят современные средства коммуникации -Skype, WhatsApp и т.п., а также возможности совместного доступа, например, к Google-документам.

Научно-исследовательский проект для студентов прикладных направлений подготовки - очень важный вид учебной деятельности, в высокой степени способствующий освоению математического инструментария для решения практических задач. Когда над проектом работает группа студентов, используя для вычислений Google-таблицу, то процесс приобретает характер «мозгового штурма». Протекающая под on-line контролем преподавателя, вовремя корректирующего и направляющего ход исследования, работа часто бывает более эффективной, чем такая же в off-line, когда тех же советов руководителя требуется ждать до следующей встречи в аудитории. Энтузиазм, творческий полет мысли, азарт, возникающие в процессе созидания могут безвозвратно исчезнуть за это время.

Такая работа требует от преподавателя больших затрат времени и сил, но результатом, кроме более глубокого усвоения студентами математических методов обработки результатов исследования, с использованием возможностей электронных таблиц, может стать научная публикация (см., например, [3]). Кроме того, создание ситуации успеха мотивирует студента к дальнейшим самостоятельным исследованиям, открывая ему путь в науку.

Список использованной литературы:

1. Алимова Р.А. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NTSB_2016/Pedagogica/5_208684.doc.htm

2. Карпенко Е. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bookz.ru/authors/elena-karpenko/interakt_005/1-interakt_005.html

3. Русаков А.А., Русакова В.Н., Халатова Б.Ш. Обучение применению возможностей MS Excel для определения выборочных характеристик на примере распределения количества меди в растворе [Текст] // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС "Интерактив плюс", 2018. - С. 158-162.

© Русакова В.Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.