Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих программистов к проектно- аналитической деятельности в колледже с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения'

Формирование готовности будущих программистов к проектно- аналитической деятельности в колледже с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова И. Б.

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по формированию готовности к проектно-аналитической деятельности программистов в колледже на формирующем этапе. Описывается реализация модели с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения при изучении элементов математического модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих программистов к проектно- аналитической деятельности в колледже с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Как показали результаты практического опыта обучения будущих врачей, ПОЗВМ можно эффективно использовать при изучении элементов высшей математики студентами на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Следовательно, профессионально ориентированные задачи по высшей математике играют важную роль в процессе подготовки специалиста в медицинском высшем учебном заведении.

Таким образом, несмотря на то, что математические знания в медвузах не являются профилирующими, они необходимы и важны для профессиональной деятельности будущего врача, в частности, для решения профессиональных задач. Список использованной литературы:

1. Бирюкова А.Н. (Кобзарь А.Н.) Подготовка к решению профессиональных задач студентов медицинских вузов при обучении физике с учетом междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2013.277с.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М.: Издательский центр качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 256 с.

4. ФГОС ВПО. Специальность 060101-Лечебное дело. URL: http://www.zrenielib.ru/docs/index-4985.html (дата обращения: 01.01.2019)

© Кобзарь А Н., Зимина И.А., 2019

УДК 377

И.Б.Невзорова

канд.пед.наук, преподаватель ГБПОУ КС№54 им. П.М.Вострухина,

г. Москва, РФ E-mail:[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ К ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ И В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ

КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по формированию готовности к проектно-аналитической деятельности программистов в колледже на формирующем этапе. Описывается реализация модели с использованием модульного построения учебного содержания и в рамках технологии контекстного обучения при изучении элементов математического модуля.

Ключевые слова:

Проектно-аналитическая деятельность, профессиональный стандарт, модульная технология, контекстное

обучение, математический модуль.

Внедрение цифровых и компьютерных технологий является приоритетным направлением в современной экономике, а важнейшим условием ее конкурентоспособности являются высококвалифицированные специалисты в данной области. Подготовке таких специалистов, особенно, среднего звена, в последнее время уделяется большое внимание. Эта задача отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.[2], в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Сегодня профессиональное образование поддерживается государством и

{ " }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

является важнейшей сферой социальной политики. Правительство России утвердило комплекс мер по поддержке и развитию организаций среднего профессионального образования и включило эти организации в приоритетный национальный проект. Были введены ФГОС СПО третьего поколения, обновлены профессиональные стандарты, составлен ТОР-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, в которые вошла специальность программиста.

Анализ сущности проектно-аналитической деятельности и профессиональной деятельности программистов с опорой на профессиональный стандарт «Программист» [4] (в части специалистов среднего звена) и теорию деятельности (Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев [3], С.Л. Рубинштейн [5], В.Д. Шадриков [7] и др.), позволил сделать вывод, что проектно-аналитическая деятельность является ключевой составляющей профессиональной деятельности программистов. Вывод о ее значимости в профессии программиста был подтвержден также в практике на основе опроса мнением работодателей.

Реализация модели формирования готовности к проектно-аналитической деятельности будущих специалистов среднего звена в сфере программирования в учебном процессе осуществлялась на формирующем этапе экспериментального исследования.

Формирующий этап направлен на развитие структурных компонентов готовности будущих программистов к проектно-аналитической деятельности: мотивационно-мобилизационного (заинтересованность будущей профессиональной деятельностью, осознание социального смысла и содержания выбранной профессиональной деятельности; мотивация к получению новых знаний в области программирования; способность мобилизации личности в условиях выполнения проекта), интеллектуально-рефлексивного (наличие математических знаний; сформированность аналитических умений; сформированность проектировочных умений; способность к саморазвитию и рефлексии), деятельностного (умение использовать математические знания на практике в процессе самостоятельного решения междисциплинарных задач; выполнение аналитических действий в условиях выполнения проекта), коммуникативного (умение работать в команде, ориентированность на сотрудничество; умение устанавливать межличностные связи).

Учебный процесс осуществлялся с использованием модульного построения учебного содержания, которое является приоритетным при организации преподавания математического модуля, и в рамках технологии контекстного обучения.

Рассмотрим, как организуется обучение математическим дисциплинам. Учебная дисциплина «Математика» состоит из двух модулей «Алгебра» и «Геометрия», каждый из которых включает в себя более мелкие блоки. Так в модуль «Алгебра» входит шесть блоков: развитие понятия о числе; основы тригонометрии; функции, их свойства и графики; начала математического анализа; уравнения и неравенства; комбинаторика, статистика и теория вероятностей. В модуле «Геометрия» пять блоков: прямые и плоскости в пространстве; многогранники; тела и поверхности вращения; измерения в геометрии; координаты и векторы. Считается оптимальным, когда учебная дисциплина содержит не более десяти и не менее пяти модулей. Каждый модуль состоит из модульных единиц. Модульная единица - это целостная, самостоятельная часть в содержании модуля, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной или учебной задачи. Так, например, модуль «Функции, их свойства и графики» включает в себя модульные единицы: функции, свойства функции, обратные функции; степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Модульная единица разбита на более мелкие блоки - учебные элементы. Учебный элемент - это часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной или учебной задачи. Примером учебного элемента, входящего в модульную единицу «Функции, свойства функции, обратные функции», является «Область определения и множество значений». Он является основным носителем учебной информации и по назначению может быть основным, дополнительным или справочным; по содержанию - теоретическим, практическим или смешанным.

Каждый из модулей включает в себя набор блоков: теоретический, практический, содержащий задачи и упражнения для самостоятельной работы, контролирующий.

При разработке модуля учитывается то, что каждый из них должен дать определенную и

обязательную, необходимую и достаточную совокупность знаний и умений. Таким образом, модуль как целевой блок по профессиональной подготовке будущих программистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью, что в свою очередь позволяет оптимизировать образовательный процесс в колледже.

Теоретический блок является первым и основным для каждого модуля и модульной единицы; основной формой получения информации для студентов в рамках данного блока является лекция. Опыт показывает, что усвоение взаимосвязанного материала более успешно при его изложении крупными блоками, позволяющими установить различные отношения нового понятия с ранее известными. При этом объем материала, который подлежит усвоению, компенсируется увеличением времени на решение практических задач по данной модульной единице.

Лекция сопровождается необходимым повторением узловых моментов рассуждения, для того чтобы студенты запоминали основы и видели их значимость. С этой целью задаются контрольные вопросы к группе, но в минимально необходимом объеме, не нарушающем логику рассуждений, что способствует выработке логического и аналитического мышления. Для формирования мотивационно-мобилизационного компонента готовности будущих программистов целесообразно в учебном процессе использовать проблемную лекцию, которая начинается с постановки проблемы, решаемой в ходе изложения материала. Например, при изучении учебного элемента «Производная сложной функции» студентам предлагается взять производную следующих функций:

Хотя студенты уже знакомы с правилами и формулами дифференцирования, таблицей производных элементарных функций, здесь возникает проблемная ситуация. И для того, чтобы ее разрешить, необходимо узнать из объяснения преподавателя, что такое сложная функция и какие существуют правила дифференцирования таких функций.

По характеру изложения это может быть лекция-исследование, когда познавательная задача определяется так, чтобы студенты могли представить учебную проблему в целом, определить совместно с преподавателем основные вопросы, положения, которые требуют дальнейшего раскрытия и исследования. К примеру, при изучении учебного элемента «Решение логарифмических уравнений», решая различные уравнения, студенты в ходе исследования приходят к выводу, что существует несколько типов логарифмических уравнений, каждый из которых имеет свой алгоритм решения.

На лекции-дискуссии при изложении учебного материала появляется возможность не только использовать ответы студентов на проблемные вопросы, заданные преподавателем, но и организовать свободный обмен мнениями. Такой тип лекции уместен в процессе изучения учебного элемента «Преобразование тригонометрических выражений», так как такие выражения можно решать разными способами, используя разные тригонометрические формулы. В результате обмена мнениями можно найти наиболее рациональный способ преобразования тригонометрических выражений.

Такие виды лекций, кроме усвоения теоретических знаний, направлены на развитие логического и аналитического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного материала, понимание возможности использования математических знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

До блока практических занятий проводится зачетное занятие, на котором проверяются и

.У = С х + ту У ~ (2.x: — Ю) 12

у = — cos4х

{ ™ }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

закрепляются теоретические знания студентов. Основная цель зачетного занятия заключается в том, чтобы выяснить, соответствуют ли знания и умения каждого студента по изученной модульной единице уровню обязательных результатов для продолжения занятий. Перед проведением таких занятий заранее сообщается круг теоретических вопросов, выносимых на зачет, что позволяет студентам ответственно подготовиться к нему. Ответы могут быть даны как в письменной, так и в устной форме. Зачетное занятие проводится после решения типовых задач, что помогает студентам осознать, как и для чего применяется теоретический материал, и понять его сущность. Теоретический блок развивает интеллектуально-рефлексивный компонент готовности будущих программистов к проектно-аналитической деятельности.

Следующий этап: практический блок. Перед выполнением задач и упражнений студенту предлагается решить задания на репродуктивном уровне, на котором они самостоятельно рассматривают примеры решения типовых задач. После этого студентам предлагаются задания на конструктивном уровне, с измененной формулировкой или использующие дополнительную информацию. При организации практического блока необходимо учитывать уровневую дифференциацию студентов: задания, которые должны решить все студенты, обеспечивая необходимый уровень, указанный в программе, и задания на усложнено-конструктивном уровне, а также задания на творческом уровне, включающие задачи, которые носят исследовательский характер или с элементами исследования, нестандартные задания. Эти задания могут решить студенты, обладающие более высоким уровнем математической подготовки и претендующие на более высокую оценку своих знаний. Студенты делают отчет о проделанной работе и сдают его на проверку преподавателю.

Блок для организации самостоятельной работы студентов содержит задачи и упражнения, а также указания и ответы. Этот блок необходим для обеспечения активного участия студентов в учебной деятельности. Данный блок в большей степени дает возможность развития деятельностного компонента готовности будущего программиста к проектно-аналитической деятельности.

Контролирующий блок включает в себя контрольные тесты и задания. В нем проводится рубежный контроль по каждому модулю учебной дисциплины с целью оценки уровня знаний, умений и навыков студентов по результатам изучения модуля. Оптимальными формами и методами рубежного контроля являются устные собеседования, по итогам выполнения практических работ, задач и упражнений для самостоятельной работы, письменные контрольные опросы, тестирование, в том числе с использованием персонального компьютера. В контролирующий блок также входит и выходной контроль - результат промежуточной аттестации на окончательном этапе изучения учебной дисциплины по итогам сдачи письменного экзамена, проводимого с целью проверки освоения информационно-теоретического материала и основ практической деятельности. Модуль является логически завершенной частью учебного материала, поэтому должен сопровождаться контролем знаний и умений студентов. Так как в рамках каждого модуля студент, наряду с получением определённых математических знаний, осваивает определенные виды деятельности, связанные с использованием этих знаний, то контролю подвергаются как знания, так и соответствующие умения, навыки.

Таким образом, модульное построение учебного содержания создает определенные условия для формирования компонентов готовности будущего программиста к проектно-аналитической деятельности.

Контекстное обучение обеспечивает преподавание элементов математического модуля с использованием профессионально ориентированных математических задач, что усиливает его практическую направленность. Внедрение в учебный процесс таких задач приучает студентов видеть универсальность математических формул, приводит к элементам математического моделирования профессиональных задач из различных областей науки. Например, в модуль «Системы уравнений и неравенств» включена модульная единица «Понятие о задачах линейного программирования», в процессе изучения которой решаются профессионально ориентированные задачи. Знания и умения, полученные при решении данных задач, необходимы при изучении общепрофессиональных дисциплин «Основы программирования» и «Теория алгоритмов» профессионального цикла, междисциплинарных курсов

-( «О )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

«Системное программирование», «Прикладное программирование», «Технология разработки программного обеспечения», «Инструментальные средства разработки программного обеспечения» профессиональных модулей.

В результате формирующего эксперимента в учебном процессе была выявлена результативность модели развития готовности к проектно-аналитической деятельности будущих специалистов среднего звена в сфере программирования.

Список использованной литературы:

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. №1662-р. - 124 с.

3. Леонтьев, Д.А. Деятельность. Сознание. Личность / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл. Академия, 2005. - 352 с.

4. Профессиональный стандарт «Программист»: [утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 679н] [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://demo.rosmintrud.ru. - 14 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. -712 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru. - 404.

7. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. - С. 26-31.

© Невзорова И.Б., 2019

УДК 373.24

Н.Ю.Смирнова, Л.А.Фисенко, Т.С.Щербакова

воспитатели АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС№157 г.о.Тольятти, РФ E-mail автора: [email protected]

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Проблема информационной безопасности приобретает особое значение в старшем дошкольном возрасте, отличающемся резким возрастанием технической грамотности детей. Проанализированы основные аспекты и проблемы понятия информационной безопасности у дошкольников. Предложены конкретные практические мероприятия по обеспечению информационной безопасности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

Информационная безопасность детей, концепция информационной безопасности, самоблокированию информации, дошкольный возраст, коммуникационные и вредоносные риски.

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети, особенно дошкольного возраста, не обладают способностью фильтровать качество информации.

Проблема информационной безопасности в настоящее время регулируется Федеральным законом от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.