Научная статья на тему 'Математическая составляющая динамического моделирования движения тел в средних и высших учебных заведениях'

Математическая составляющая динамического моделирования движения тел в средних и высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Закирова А.Д.

Рассмотрено содержание математической составляющей динамического моделирования движения простых и сложных объектов учащимися средних общеобразовательных и студентами высших профессиональных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая составляющая динамического моделирования движения тел в средних и высших учебных заведениях»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

что-либо более или менее длинное и когда он высказывает какую-нибудь мысль.

Тоном можно назвать общий характер передачи целого отдела речи; но целое, как известно, состоит из частностей, и эти частности, при общем характере передачи целого, могут иметь различные оттенки. Воспроизведение этих оттенков и создает так называемые «интонации». Следовательно, в каждый тон могут входить как составные части его различные интонации, к изучению которых и должен перейти преподаватель на третьем году обучению выразительному чтению.

Надо иметь в виду, что для детей младшего школьного возраста непонятны душевные движения и сложные настроения и потому интонации, при первом знакомстве с ними, должны носить чисто внешний характер и иметь ослабление основанием усиление и ослабление звука, ускорение и замедление темпа, повышение и понижение тона.

Так как умственный кругозор детей органичен и душевный мир их не достиг полного развития для понимания психических переживаний, то для них возможно лишь изучение внешних сторон воспроизведения переживаний, то есть механических приемов передачи психических настроений; это умение окажет им большую услугу в старших классах, когда они, желая передать известное настроение, будут знать механические приемы воспроизведения этого настроения. [3, 41]

Из этого не следует, что надо знакомить учащихся со всеми психическими переживаниями взрослого человека. Дети будут изучать интонации для передачи тех настроений и чувств, которые доступны их пониманию: удивления, сожаления, страха, веселости, грусти, любви к родине, таинственности и т.д.

Занятия выразительным чтением следует иногда проводить в зале, а не в классе, и в присутствии кого-нибудь из посторонних лиц. Первые занятия в новой обстановке и в присутствии постороннего лица, несомненно смутят детей;но при частом повторении таких условий дети вырабатывают в себе привычку к самообладанию и к управления силой звука голоса; последний навык окажет благотворное влияние на развитие чувства слуха, и притом сознательного слуха, так как новая обстановка заставляет читающего особенно внимательно наблюдать за своей речью. Список использованной литературы:

1. Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. /[Текст] - М., 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. /[Текст] - М.: Просвещение, 1991.

3. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению Начальная школа. /[Текст] - 1994. -№ 11. - С. 41-47.

4. Егоров Т.Т. Психология овладению навыкам чтения. /[Текст] - М.: Изд-во Академия наук РСФСР, 1953.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. /[Текст] - М.: Просвещение, 2001.

© Аулова С.И., Агафонова С.В., Забусова Е.И., 2019

УДК 378

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Закирова А. Д. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

Рассмотрено содержание математической составляющей динамического моделирования движения

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

простых и сложных объектов учащимися средних общеобразовательных и студентами высших профессиональных школ.

Ключевые слова

Учебное динамическое математическое моделирование действительности.

Состоящее из этапов - элементов постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1] информационное моделирование действительности включает в себя и научное и учебное динамическое математическое моделирование движения тел материального мира.

Динамика как раздел механики, устанавливающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил, был создан и представлен в фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» Исааком Ньютоном (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон) в 1687 году [2].

Основная физическая динамическая модель движения тела, изучаемая и используемая учащимися старших классов средней общеобразовательной школы и студентами младших курсов высшей профессиональной школы [3], представлена вторым законом И.Ньютона, словесное выражение которого утверждает: Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

Математическая динамическая модель движения тела, следующая из физического второго закона И.Ньютона, представляется в виде алгебраической формулы - равенства ma = F, дифференциального уравнения первого порядка dp/dt = F или дифференциального уравнения второго порядка md2r/dt2 = F, где m - масса тела, a - вектор ускорения тела, F - вектор силы, приложенной к телу, p = mv - вектор импульса тела, v - вектор скорости тела, r - радиус - вектор тела - материальной точки.

В связи с этим, в математическую составляющую динамического моделирования движения тел, входящую в содержание обучения в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах, включаются изучаемые старшеклассниками и студентами в аудиторное и внеаудиторное время нижеследующие учебные темы;

1. Скалярные и векторные величины в математике и физике.

2. Вектор как направленный отрезок.

3. Единичные и равные векторы.

4. Прямоугольная декартова система координат.

5. Задание вектора декартовыми координатами.

6. Сложение и вычитание векторов.

7. Умножение вектора на число.

8. Скалярное произведение векторов.

9. Векторное произведение векторов.

10. Зависящие от скалярного аргумента переменные векторы.

11. Дифференцирование вектора по скалярному аргументу.

12. Интегрирование вектора по скалярному аргументу.

13. Решение дифференциальных уравнений первого порядка.

14. Решение дифференциальных уравнений второго порядка.

15. Интегрирование дифференциальных уравнений движения тела.

Успешному изучению и использованию векторов и дифференциальных уравнений при динамическом математическом моделировании движения тел старшеклассниками и студентами способствует установление и развитие междисциплинарных связей между учебными предметами «Алгебра и начала математического анализа» и «Физика» в средних общеобразовательных школах, учебными предметами «Математический анализ» и «Общая физика» в высших профессиональных учебных заведениях [4].

Дидактический опыт систематического и регулярного освоения математической составляющей динамического моделирования движения тел в средних и высших учебных заведениях старшеклассниками и студентами на лекционных, практических и лабораторных занятиях показывает его положительное

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

влияние на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что наличие сильной междисциплинарной связи между физикой и математикой в процессе обучения старшеклассников и студентов динамическому математическому моделированию движения тел в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах приводит к повышению качества естественно-математического образования молодого поколения нашей страны. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. 510 p.

3. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29/

© Каримов М.Ф., Закирова А.Д., 2019

УДК-37

Казначеев С.В.

д.м.н., проф., акад. ЗСО МСА Ципцина М.Н.

педагог-психолог, воспитатель ДОУ г. Новосибирск,

доцент ЗСО МСА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы природы детского мышления, особенности его формирования, методы и приёмы его анализа. Поднимается вопрос о более широком использовании в изучении его природы слова-символы, часто используемые при изложении сути изотерических учений, карт Таро, в геральдике, а также пособиях по тестированию готовности дошкольников к учёбе в школе.

Ключевые слова:

дошкольники, слова-символы, мышление, интеллект, тестирование, индивидуальное развитие,

знаковые функции сознания.

Современная ситуация, которая сложилась во многих детских садах России, указывает на то, что в последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6 -11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Трудные дети [9, 10] - дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанными с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения[9, 10].

У «трудных» старших дошкольников, по описанию В.П.Кащенко, просматриваются тенденции непонимания их поведения и поступков со стороны окружающих, неудовлетворенная потребность в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.