Научная статья на тему 'Основы языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа'

Основы языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНОЕ / ГРАФИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Гайнуллина Т. И.

Рассмотрены элементы основ языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа, реализуемой на теоретических и практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М. Ф., Гайнуллина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа»

- со спичками

- на переливание и т.д.

г) на развитие памяти

- рисуем по памяти узоры, рисунки

- зрительные диктанты

д) задачи которые имеют несколько способов решения.

* Развитие конструкторских способностей

- придумать новую игрушку,

- новый геометрический инструмент,

- новое конструкторское решение стульев для учебного кабинета.

* Задачи практического содержания направленные на формирование прикладных умений, подготовка учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности:

- заполнить счет, квитанцию на все виды коммунальных услуг

- расчет электроэнергии,

- рассчитать подоходный налог

- сколько стоит товар с учетом скидки?

- на услуги банка (вклад, кредит, ссуда)

Задач таких много и я считаю, что при решении таких задач, и кроются резервы качества знаний учащихся. Сейчас работа в 10-11 класс, постоянно включаю задачи подобного плана, по пройденным темам программы.

Конечно наша работа с детьми в области математики требует большого упорного труда, но она приносит так много пользы, столь много радости, познания и преодоления трудностей, что мы никогда, и я думаю наши ученики, не пожалеем о затраченных усилиях.

©Зыкова О.Ф., 2019

УДК 378

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гайнуллина Т.И. преподаватель языка и литературы НМК г. Нефтекамск, РФ

ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Рассмотрены элементы основ языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа, реализуемой на теоретических и практических занятиях.

Ключевые слова

Словесное, графическое и математическое моделирование действительности.

Общая и профессиональная подготовка студентов машиностроительного колледжа проектируется и

реализуется с помощью словесного, графического м математического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Языковая составляющая обучения студентов машиностроительного колледжа естественно-математическим дисциплинам начинает выделяться уже при постановке учебных задач по математике, физике и химии.

Выразительное и понятное всем студентам прочтение условия математической, физической или химической учебной задачи является важной дидактической задачей, решаемой на междисциплинарной основе преподавателями естественно-математических и языковых дисциплин машиностроительного колледжа, ориентированными на прочное освоение студентами навыков выразительного чтения, однозначного понимания и смыслового анализа текста условия задачи. [2}.

Словесное, графическое и математическое построение модели решения учебной математической, физической или химической задачи начинается студентами под руководством преподавателя с ясного представления себе математического объекта, физического процесса или химического явления, о котором идет речь в условии задачи.

Преподаватели естественно-математических дисциплин машиностроительного колледжа знают о том, что в основу каждой математической, физической или химической учебной задачи положен тот или иной частный случай проявления общих законов математической, физической или химической науки. Поэтому перед построением модели решения учебной задачи по математике, физике или химии, рекомендуется преподавателю вместе со студентами, следуя правилам естественного языка, тщательно проработать теорию соответствующего вопроса [3] костюкевич.

Сделав рисунок или чертеж на аудиторной доске и в студенческих тетрадях графической модели решения математической, физической или химической учебной задачи, студентам желательно ещё раз прочитать условие задачи, чтобы четко установить, какие из величин, отмеченные на рисунке или чертеже, заданы и какие требуется найти. Все известные величины учебной задачи студентам необходимо выписать в отдельную колонку, указывая их наименования и числовые значения.

Установив с помощью физических или химических законов математическую связь между всеми параметрами, отмеченными на рисунке или в чертеже и характеризующими изучаемый объект, процесс или явление, получив одно или несколько алгебраических или дифференциальных уравнений, включающих в себя как заданные, так и искомые величины, студентам можно физическую или химическую учебную задачу свести к соответствующей математической задаче.

Перед разработкой алгоритма решения учебной математической, физической или химической задачи в виде порядка решения составленной системы уравнений студентам полезно убедиться в том, что число неизвестных равно числу уравнений, иначе алгебраическая или дифференциальная система уравнений не имеет определенного решения.

Анализ результатов решения математической, физической или химической учебной задачи и формулировку соответствующих выводов студенты машиностроительного колледжа производят на основе логических рассуждений, построенных с помощью языковых правил составления повествовательных предложений.

Дидактический опыт освоения основ языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа показывает его положительное влияние на повышение качества среднего общего и специального технического образования, получаемого учащейся молодежью.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что междисциплинарное проектирование и систематическая реализация изучения основ языковой составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного

~ 139 ~

колледжа приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов молодого поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2. - С.99-100

3. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело: электронный научный журнал. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

© Каримов М.Ф., Гайнуллина Т.И., 2019

УДК 373

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Комарова У. А. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НАЧАЛ КВАНТОВОЙ ХИМИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделен ряд дидактических элементов изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ начал квантовой химии на теоретических и практических занятиях по химии, физике и математике.

Ключевые слова

Корпускулярно-волновой дуализм, квантовая механика и химия.

Действующие с конца двадцатого и начала двадцать первого веков государственные образовательные стандарты основного общего образования по химии включают в себя обязательное изучение старшеклассниками общих представлений о строении атомов с ядром, протонами, нейтронами, электронами, о строении электронных оболочек атомов согласно периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, о строении молекул, о ковалентной, ионной и металлической химической связи между атомами вещества.

Для решения выделенной общегосударственной задачи дидактики средней общеобразовательной школы следует установить и развивать междисциплинарные связи между учебными предметами «Химия», «Физика» и «Математика» при проектировании и реализации в учебном процессе со старшеклассниками нижеследующих тем по началам квантовой химии.

1. Гипотеза древнегреческого ученого Демокрита (ок. 460 до н.э., Абдеры - ок. 370 до н.э., Греция) об атомном строении вещества [1].

2. Использование понятия об атомах и молекулах Джоном Дальтоном (1766, Иглсфилд - 1844,

~ 140 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.